Макс Фрай «Сундук мертвеца»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Героическое фэнтези ) | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Проклятие | Сверхъестественные способности, супергерои | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В этом сундуке предостаточно мертвецов, но всё же их гораздо меньше, чем могло бы быть. Освободившееся место заняли безумные ветры, заморские шаманы, страшные куманские ножи-медорубы и даже математические формулы, не к ночи будь помянуты.
А что вместо бутылки рома у нас там бутылка осского аша – ну так всегда приходится делать поправку на культурный контекст.
Входит в:
— цикл «Мир Ехо и приключения Макса» > цикл «Сновидения Ехо»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 278
Активный словарный запас: низкий (2515 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 65% — на редкость выше среднего (37%)!
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Лучшая отечественная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MadRIB, 30 марта 2017 г.
В Ехо начинают умирать люди. Где-где, а в Ехо, городе могущественных магов и опытных целителей – это почти что экстраординарное событие. Особенно если умирать люди начали они друг за другом, с небольшими перерывами... Особенно если умирают они от нелепых несчастных случаев, которые уж точно не могли произойти с умершими. И при этом не остаётся никаких следов магии. Убийства? Нелепые совпадения? Тайный сыск берётся за расследование...
Объективно говоря, к этой книге, как и ко всему циклу «Сновидения Ехо» есть несколько серьёзных претензий:
- Резко поглупевший сэр Макс, который, в общем-то, ещё к концу «Лабиринтов...» стал совсем не тем жизнерадостным легкомысленным парнем, каким был в первой книге, но здесь снова беспечен как будто не было у него множества опасных приключений.
- Прочие Тайные сыщики теперь не блещут умом, хотя опыта и знаний им не занимать. Например, сэр Шурф описывает способы убийства, которыми мог воспользоваться преступник, но отметает их как невозможные, поскольку такого человека физически не может существовать. А потом рассказывает Максу ровно о таком человеке.
- От книги к книге появляются новые персонажи, а старые исчезают. Когда последний раз мы видели генерала Бубуту Боха? Луукфи Пэнца? Автор сослал Меламори на Арварох, а Кофа, Кекки и Мелифаро появляются лишь в паре эпизодов, нисколько не влияя на сюжет. Даже Джуффин и тот нужен больше для мебели. Единственным главным героем, который хоть что-то делает для расследования – сэр Макс. Хотя, внезапно, появился в книге и тот персонаж, которого, казалось бы, уже точно не стоило ждать...
- Новые персонажи, придуманные автором – как на подбор милые обаятельные люди, заглядывающие в рот не в меру болтливому Максу, но тоже, в общем-то, ни к чему.
- Добрую половину книги составляет бессмысленная болтовня, в том числе об устройстве мира. Но так же как новые персонажи, новые детали о жизни в Ехо никак не влияют на повествование. Если какие-то элементы из «Лабиринтов...» ещё используются автором, то ни одна из фишечек, придуманных для «Сновидений...» так ни разу и не выстрелила. Например, даже отмена кодекса Хрембера мало повлияла на то, как живёт город. Понятное дело, автор хочет показать, как много в мире прекрасного и чудесного, как он, несмотря ни на что остаётся чужим и непостижимым для Макса, но ещё чуть-чуть и будет уже перебор.
- Персонажи занимаются чем угодно, только не тем, чем они должны заниматься – и самый наглядный пример здесь сам сэр Макс. Более того, он сам несколько раз по тексту проговаривает, что целыми днями мотается по городу, встречаясь с бесчисленными друзьями и знакомыми, забив на свои профессиональные обязанности.
Из-за всех этих претензий (кто-то наверняка скажет «придирок») я перестал с жадностью набрасываться на свежие томики Макса Фрая, откладывая на потом любое другое чтение. Например, «Сундук мертвеца» почти два месяца ожидал своей очереди – «Террор» Симмонса казался мне намного более увлекательным произведением.
Но, как ни странно, именно эта книга мне понравилась. Не то, чтобы «Сундук...» оказался шедевром, это просто хорошая добротная история. Наконец-то у Тайного сыска появляется настоящее дело – с преступлением, подозреваемыми, какими-никакими, но следственными действиями. Этого очень не хватало. Да, «Лабиринты...» не блистали сложной детективной интригой, но предыдущие тома «Сновидений...» и вовсе сводились к тому, что в Ехо случалось что-то нелепое и чудесное, и главные герои на протяжении каждой книги пожимали плечами – «Ниччего не понимаю», пока какой-нибудь очередной рояль в кустах не приводил к разгадке тайны.
Собственно говоря, вот этот последний абзац – это всё, что хочется сказать про «Сундук мертвеца». Сложно раз за разом писать новый и оригинальный отзыв на книги, которые раз за разом рассказывают примерно то же самое, только на новый лад.
S0fi, 25 января 2019 г.
«Сновидения Ехо» с каждой книгой набирают обороты к моей радости. Совсем недавно писала отзыв о четвёртой книге, говоря о захватывающей интриге, и вот сейчас радуюсь, что пятая часть сохраняет эту традицию. Как и в тот раз, невозможно было оторваться, слушая развязку. Конечно, я немножко разочарована (хоть и ожидала этого), что в очередной раз Макс оставляет виновного без должного наказания. Джуффин (Максу): «Откуда в тебе столько милосердия? Прежде оно не было тебе свойственно».
оставить Нуфлина умирать в рассказе «Белые камни Харумбы» за убийства, которые тот ещё не совершил, но с точки зрения совести Макса, он вполне мог бы испытывать чувство вины за то, что спас он расправы такого низменного человека. И мне интересно, как Нуфлин сумел достать столько денег на оплату вечной жизни в Харумбе? Мне понятно, что малодушным он оказался настолько, чтобы ограбить казну собственного ордена. Но почему он сделал это незаметно, что ни Джуффин, ни Сотофа его не остановили? В той истории, когда Нуфлин покидал Ехо, они его провожали, а значит могли как-то узнать о четырёх дюжинах миллионов корон. Если только Нуфлин не вывел их через офшор (гы-ы). Из интересного обета — вечно защищать -, который принесла Сотофа в отдаленном прошлом, вытекает много разных выводов. Но возможно, в первой истории с упоминанием Харумбы, все хотели отпустить Нуфлина с миром в последний путь.
VovaZ, 17 июня 2019 г.
На мой вкус, «Сундук» выигрывает у «Я иду искать» некоторым вниманием Светланы Мартынчик к сюжету. Сюжетная интрига видна яснее. Больше сюжетных сцен, из которых предфинальные несколько захватывают.
Однако, как и во всём позднем творчестве, автор чрезмерно увлекается винтажными диалогами «а-ля-сэр-макс», вне связи не только с сюжетной линией, но и с текущей сценой вообще. Много «воды». Много диалогов, по одной и той же схеме. Традиционные персонажи теряют объём, и жизнь. На этом этапе роман становится скучным, читается с трудом. Некоторое оживление ближе к финалу, напрочь убиваемое эпилогом.
Sergo2, 10 мая 2019 г.
Только прочитав «Сундук мертвеца», смог дать себе ответ на вопрос: что не так со «Сновидениями Ехо». Раньше (в «Хрониках Ехо») книга состояла из нескольких детективных историй, каждая из которых длилась 100-150 страниц. Поэтому истории были динамичными: Поболтали — Проблема — Покушали — Кульминация и развязка проблемы — Посмеялись. Теперь же один сюжет всегда растянут на 400 страниц. А поскольку сами по себе детективные истории не Магистры-весть какие сложно запутанные, приходиться тонким слоем масла размазывать их по толстому ломтю ничего не значащей и ни к чему не обязывающей болтовни. И стукртура получается уже следующей: Поболтали — Поболтали — Поболтали — Покушали — Проблема — Покушали — Поболтали — Поболтали — Серьёзно поболтали — Кульминация проблемы — Поболтали — Поболтали — Решение проблемы (такое себе, к слову... Виновник-то не наказан) — Поболтали.
Нет, и болтовня интересная. И сам детективный сюжет интересен — куча возможных подозреваемых (аж целых три!), а в итоге оказывается, что каждый из них (кто серьёзно, кто чуточку) виноват в происходящем... Но каждая следующая книга все больше и больше напоминает Мураками. Читается, как вода из горного ручья пьётся, цитаты — сотнями золотых рыбок в водичке плещутся... Но вспомнить потом, какая из какой книги — невозможно!
Tookser, 21 марта 2020 г.
Много разговоров, еды и догадок. Мало развития сюжета — в «Лабиринтах Ехо» это тянуло бы, скорее, на небольшую повесть.
Сюжет же интересный, и конец прямо вытягивает.
И цитат себе насохранял.
exdeniz, 27 марта 2017 г.
Слишком много диалогов, слишком мало действия. Могу сказать, что подцикл затянулся — такой должна была быть вторая или третья книга. На деле цикл опять вернул нам поглупевшего Макса, что после Хроник выглядит немного странно. В них Макс выглядит уже повзрослевшим, спокойным, а тут вернулся тот глупый Макс который был чуть-ли не в начале. О самом сюжете трудно судить, разговоры и еда как остальной Фрай, дворецкий был разгадан уже в первой четверти книги, а смертные шары уже как-то надоели. В итоге это наверно первая книга которая растянулась на три вечера, когда другие читались на одном дыхание.
Ladynelly, 27 марта 2017 г.
Очередная книга о Ехо, прочитана и отложена в сторону...Теперь можно переварить и обдумать прочитанное.
В этот раз сюжет и развязка были довольно предсказуемыми, даже мне удалось более менее угадать главных виновников происходящих событий. Но это не умаляет в моих глазах достоинств книги.
Надо сказать, что здесь есть несколько жутких моментов, когда мне вместе с сэром Максом хотелось сказать «О Боже!» И отвернутся, чтобы скрыть выражение лица... К счастью это упоминается вскользь, а не со всеми подробностями.
Сэр Макс как всегда нашел способ все сделать по своему, но финал вышел, нет не красивым, а чем-то очень сильно цепляющий. Я дочитывала книгу по дороге домой в транспорте, и теперь эта дорога прочно ассоциируется с развязкой истории описанной в книге...
А еще здесь на сцену выходит один персонаж и «Лабиринтов», но до чего же он оказался
Пожалуй одна из самых запоминающих книг с цельным сюжетом из всех «Сновидений» Предыдущие истории из данного подцикла как-то смазываются, стираются из памяти по прошествии некоторого времени, а события из «Сундука мертвеца» надолго останутся в памяти.
В общем книга была прочитана с удовольствием и на одном дыхании, а некоторые моменты очень надолго врезались в память.
Lariel, 25 марта 2017 г.
На данный момент это лучшая книга из цикла «Сновидения Ехо».
«Сундук мертвеца» единственная книга из этого цикла, в которой была атмосфера, присущая «Лабиринтам Ехо».
Наконец-то, мы снова прочитали о преступлениях в Ехо, и о том как Тайный сыск их раскрывает. Наконец-то, мы снова это проживаем.
В предыдущих книгах, несмотря на интересные задумки, не было глобальных преступлений(разве что убийства, совершенные Ди, но на них не сильно заостряли внимание).
Прочитав еще одну книгу о Ехо, все же не могу перестать удивляться, как у Фрая удается создавать всё новых интересных персонажей: будь то ведьмы-математики или Йохлимские юные ветра со страстью к порядку и справедливости. Да и уже давно знакомые не перестают радовать. И все это приправлено новыми темами для размышления о жизни и смерти, шутками о том и другом.
Да чего тут только нет: новый совершенный секретарь Великого магистра, Осский аш сводящий с ума Макса и Шурфа, различные покушения на убийства при помощи Смертных проклятий и ножа для мёда. Определенно мне стоило ждать 2 месяца выхода электронной версии!