FantLab ru

Кирилл Бенедиктов «Штормовое предупреждение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Голосов:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Штормовое предупреждение

Сборник, год

Аннотация:

Мастер меча, в поисках драгоценного орихалка проникающий на остров, о котором ходят ужасные легенды. Мошенник-маг, отправляющийся в обитель могущественных ледяных демонов, чтобы получить огромное вознаграждение. Ученик шумерского колдуна, в поисках чистого знания спустившийся в бездну, где спят древние боги. Все они — главные герои произведений восходящей звезды отечественной фантастики Кирилла Бенедиктова, призера фестиваля «Роскон-2004».

В произведение входит:

7.02 (108)
-
8 отз.
7.22 (111)
-
9 отз.
6.96 (45)
-
1 отз.
7.15 (86)
-
4 отз.
7.27 (59)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Штормовое предупреждение
2004 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За последние пару месяцев прочитал я несколько антологий русскоязычного фэнтези, выходивших с 2003 по 2005 годы в серии издательства ЭКСМО с незамысловатым названием «Миры fantasy». Одним из постоянных авторов этих антологий являлся Кирилл Бенедиктов, повести которого «Орихалк» и «Граница льда» я впервые прочитал зимой далёкого уже 2005 года, в составе авторского сборника «Штормовое предупреждение». От сборника этого, с красочным изображением несчастного конкистадора Мигеля де Вальверде на обложке, остались самые тёплые воспоминания, ведь он был одной из первых книг, которые я приобрёл зимой далёкого уже 2005 года, после долгого книжного голода, связанного со службой в рядах доблестных ВВ МВД РФ.

Учитывая, сколько прошло времени, сколько с тех пор было прочитано и как изменились мои вкусы, был уверен, что читать Кирилла Бенедиктова мне нынешнему будет далеко не так интересно, как мне тогдашнему...

Ошибался! Обе повести в составе антологий прочитал буквально на одном дыхании! Ну а попав, наконец, на квартиру к родителям, нашёл на книжных полках, среди вторых рядов, и упомянутый сборник с тем самым конкистадором на обложке (хотя был уверен, что отнёс его пару лет назад букинистам). Так что и три оставшихся рассказа с удовольствием вчера вечером перечитал, с удивлением обнаружив, что помню их, в отличие от повестей, настолько ясно, будто читал буквально в прошлом году.

Прошу прощения у потенциальных читателей за столь долгое и эмоциональное вступление, просто очень уж неожиданным был тот факт, что и по прошествии многих лет фэнтези Бенедиктова отлично мне, что называется, «зашло». Прежде всего, это обусловлено тем, что автор, будучи по образованию историком, выбирает не очень характерные для жанра локации, будь то времена легендарной Атлантиды («Орихалк»), условно-фэнтезийный Древний Восток («Граница льда», «Храм мёртвых богов») или доколумбовы цивилизации Америки («Штормовое предупреждение», «Путь Богов»). Приключенческая составляющая тоже вполне на уровне — путешествия и сражения, чудовища и необычные существа, благородные герои и не совсем честно зарабатывающие на жизнь персонажи, древние загадки и таинственные культы... Несомненно, вспоминаются классики вроде Говарда, Лейбера или Де Кампа, если говорить о повестях (представление о сюжете которых вполне можно получить из аннотации), но всё-равно интересно читать, чёрт возьми! Да и не выглядит эта похожесть прямым заимствованием, скорее — своеобразным оммажем. А вот рассказы «Храм мёртвых богов» и «Путь Богов» заставляют вспомнить классика совсем другого литературного направления, а именно великого и ужасного Г.Ф.Лавкрафта, потому как написаны в его стилистике, что ни в коем случае не умаляет их достоинств. Немного особняком стоит заглавный рассказ — это не столько фэнтези, сколько фантастическая зарисовка, состоящая из двух частей. В первой рассказывается о представителях четырёх индейских племён, правителях и жрецах, наделённых даром предвидения, которые посредством ритуала Сна Четырёх, обсуждают угрозу, нависшую над миром — нашествие бородатых варваров из-за Восточного океана, которое случиться в скором времени. И спасения от него — попросту нет... Вторая часть — аналогичная встреча в недалёком будущем четырех могущественных людей, в жилах которых течёт кровь древних индейцев, вследствие чего они сохранили дар предвидения. Встреча, на которой обсуждается очередное «штормовое предупреждение»...

Отзывы на этот рассказ довольно противоречивые, поэтому решать, что именно хотел сказать им Бенедиктов, читателю предстоит самостоятельно. Лично я воспринял рассказ как очередную иллюстрацию того, насколько измельчало человечество по сравнению с древними цивилизациями, которые вполне могли обладать знаниями, утраченными современной цивилизацией. Но даже не этим рассказ запомнился — по-настоящему цепляют описания того предчувствия глобальной катастрофы, которую каждый из индейцев ощущает по-своему, но не может понять и постичь:

«Придет время, и не вы, а ваши дети увидят их и поймут: они — порождения иной Вселенной, непохожие на людей. Причины, толкающие их на завоевание нашего мира, неясны. Они не исполняют древних пророчеств, не бегут от страшных болезней или свирепых врагов, как это порой бывало раньше. Им не нужна кровь жертв, хотя крови они прольют немало. Они не ищут и воинской славы, ибо все их победы будут одержаны с помощью черной магии и черного предательства. Единственное, чего они хотят, — это золото, но зачем оно им, совершенно непонятно — ведь они не поклоняются Солнцу, а не посвященное Солнцу золото красиво, но бесполезно…

— Можно было бы подумать, что они ищут выгоды, — задумчиво произнес Пакаль, — но в моих видениях они выбрасывали нефрит из своих седельных сумок, словно ненужный мусор, не нужны были им также и бобы какао…

— Золото, — добавил Тискесуса, — они ненавидят золото! Однажды я видел сон… бородатые демоны собрали всех наших золотых бабочек — даже в Тауантинсуйю нет подобной красоты! — и переплавили в квадратные камни. Эти существа враждебны всему живому, они — порождения бездны…»

Похожие мысли высказывает и герой рассказа «Путь Богов», рассуждая о том, что современному человеку, воспринимающего мир с рациональных позиций, бесконечно сложно представить себе реальность, какой воспринимали её представители цивилизаций доколумбовой Америки, потому как это были буквально «цивилизации на грани двух миров». И дело тут не только в широком применении растительных галлюциногенов...

В заключение, хотелось бы остановиться ещё на одном моменте: безусловно, все произведения данного сборника — развлекательная литература. Но литература эта — высочайшего качества! Мне показались странными претензии, которые некоторые из уважаемых лаборантов предъявляют к тому или иному произведению из данного сборника — то сюжеты не выделяются новизной, то имя Озимандия автор не так использовал, то должен бы знать, что город Паленке погиб ещё в IX веке, то с какого перепугу персонаж (обязательно женский) многих родственных мифологий албасты стал каменным великаном олбастом, то путает он гностиков с агностиками... А мне вот почему-то кажется, что это такая своеобразная игра с эрудицией читателя, ведь не все же их них — сплошь профессиональные историки, филологи и любители Шелли? =)))

Поэтому я с лёгкостью простил автору «вечную его несуразицу с топонимами и антропонимами», как выразился один из лаборантов, и поставил за сборник вполне заслуженные, на мой взгляд, 9 баллов.

А книжку с конкистадором на обложке я теперь букинистам точно не отнесу. =)))

Наоборот — поищу второй авторский сборник под названием «Точка Лагранжа».

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх