Р. А. Лафферти «Планета медведей-воришек»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Очередная исследовательская группа приземлилась на планете «медведей-воришек». Непредсказуемые события и аномалии, происходящие на планете, потребовали нового всестороннего изучения. Но, оказывается, сделать это не так-то просто, ведь «медвежата» крадут самое ценное...
Входит в:
— антологию «Universe 12», 1982 г.
— сборник «Железные слёзы», 1992 г.
— журнал «Если 1997'8», 1997 г.
— сборник «Планета Камирои», 2004 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1980-е (3), 1990-е (1), 2000-е (3), 2010-е (6), 2020-е (1)
- /языки:
- русский (10), английский (4)
- /перевод:
- В. Кулагина-Ярцева (10)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (14 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fail of reality, 19 июля 2025 г.
Предисловие в очередной раз выручает и даёт вектор для понимания. Да и сам автор (спасибо ему) тоже. Тем не менее, «ПМВ» — текст очень-преочень странный, и словно бы недописанный. Здесь слышны мотивы лемовского «Соляриса» и «Непобедимого» (а мог ли Лафферти читать Лема?), который ненужный на Западе поляк изложил лучше, чем такой же ненужный там же американец.
Хотя я ставлю две повести против одного коротенького рассказика, а это не совсем корректно. Признаю, что тема контакта с непознаваемой (и неизвестно, разумной ли) жизнью получилась у Р.А.Л. круто. Жахнуть бы, правда, по этой планете медведей-воришек, да и забыть про неё навеки. Так я предлагал сделать в своей статье про «Непобедимого» С. Лема, и так же и сделал в игре «The Invincible» по мотивам этой книги.
Ибо нечего пытаться понять странное, агрессивное явление природы, если оно само не идёт навстречу (а оно и не пойдёт) исследователям, — а только лишь мерзко хихикает да ворует всё на свете. Лем в «Непобедимом» долго философствовал на тему «убить нельзя исследовать», а как по мне, так тут всё проще: лемовских «мушек» с планеты Регис-3 следует пригреть термоядеркой, как и медведей-воришек у Лафферти.
А вот разумный (ли?) океан Солярис я бы не трогал, ибо он слишком глубок и божественен для человеческого быстрого понимания. Но у Лафферти герои будут ходить-бродить, глазеть-смотреть, пока хихикающие медведи-воришки окончательно не высосут из людей все соки, и не превратят учёных с Земли в голодных призраков мрачной планеты. Оставьте вы в покое это гиблое место, не поддающееся людской классификации и изучению. А ещё лучше: приласкайте планетку каким-нибудь ультрамощным оружием.
Ведь зачем иметь под боком таких соседей? Впрочем, я вступил на довольно спорное поле, и поэтому, думаю, пора закругляться.
Рассказ про медведей-воришек у Р.А. отличный, да. Но его оборванность расстраивает (как такового финала истории тут нет), а тематическая основа (лично для меня) изложена лучше у Лема, чем у Лафферти. Тем не менее, «ПМВ» подарит вам гамму эмоций и мыслей, а это — самое главное.
Здесь страшна сама планета, каким-то образом живущая и действующая, а пресловутые медведи-воришки и призраки — суть её порождения. Примерно как фантомы с «Соляриса», скажем так.
Раскидал я, значит, всё себе по полочкам: этих уничтожить, тех — стереть с лица Регис-3. Неразумные, мол, опасные создания, сродни стихийным явлениям природы. Но меня всё же смущает то, что вся история экспедиции на планету медведей-воришек — это «простое объяснение» данной аномалии. Как сказано в самом тексте, «аномалии — это непорядок», и потому их надо пусть криво-косо, но определить и классифицировать. Необязательно объективно, причём.
Получается, истину никто так и не открыл?.. И стоило ли верить словам призрака Джона Чансела, если оказывается, что мы имеем дело с ненадёжным рассказчиком в лице всей исследовательской группы землян? Тогда и мишки-воришки (как и совы из старого сериала) — вовсе не то, чем кажутся…
sanchezzzz, 15 сентября 2008 г.
Невероятная история, этакая фантасмагория, буффонада, фарс. Сначала я подумал, что переводчик оплошал, ибо такого рваного, истеричного текста я не ожидал даже от Р. Лафферти. Но всё объяснилось последними строками и, конечно, стало понятно, что перевод заслуживает самой высокой оценки, ибо передал всю идею очень приемлемо. Вопрос, от чьего имени ведётся повествование, также нашел ответ лишь в последнем абзаце. Воспаленный, опустошенный мозг рассказчиков, дотла изъеденный этими «медведями-воришками» (которые, собственно, и на медведей то не похожи), поведал эту странную историю, подобие которой я лично ещё не встречал. Неизученные наукой заглавные создания поедают всё, что можно и нельзя: человеческие мысли, воспоминания, инстинкт исследователя, аминокислоты, вкусовые ощущения из организма человека; всю информацию из космического корабля, комиксы, чувства… Но оказывается, что за видимой внешностью этих медвежат скрывается нечто ещё более странное и неизведанное. Души умерших в первой экспедиции, призраки их бывших тел заманивают всё новых и новых исследователей этой аномалии, чтобы полакомится ими и их кораблем. А ведь исследователи никогда не переведутся, ибо сия аномалия требует изучения, а как сказал Реджиналд Хот: «Аномалия – это непорядок».
Vimanly, 20 марта 2014 г.
«Откуда появились медвежата-воришки?»
Лафферти продолжает удивлять: очень необычная история, ничего подобного до этого не читала. Автор рассказывает нам о команде, высадившейся на планету так называемых медведей-воришек с целью провести исследование местности, но тут появляются те самые воришки.
Я еще не привыкла к особому стилю Лафферти писать произведения да и сюжет такого рода удивляет. Но это хорошо, ведь именно эта отличительная черта делает Лафферти непохожим на других авторов (я такого еще не встречала). Чувствуется, однако, что Лафферти знает грань между бредом и тонкой иронией и четко балансирует на где-то между. И мне это очень даже нравится!
vam-1970, 23 мая 2018 г.
Прочитал этот последний рассказ из всех доступных Лафферти и могу сделать вывод — автор — мастер сюра! Таких ещё не встречал. Такое впечатление, что берёт и пишет, что в голову придёт в данный момент.Завтра он бы написал этот же рассказ по другому.
В этом же рассказе намешал всего : и призраков землян, и аборигенов, и абсурда. Короче — сюрреализм!
stas-no, 5 марта 2017 г.
Абсурдистская зарисовка без особых признаков внятного сюжета или смысла. Забавно, но не смешно. Прочитать раз можно, но если не прочитать — вряд ли что-то потеряете. Можно понять, как особую форму отвлечения от «серьезного» чтения вместо привычной легкой беллетристики. Интересно, что будет, если подряд читать несколько рассказов в таком духе?
god54, 4 июня 2016 г.
Красивая идея, хороший сюжет, неплохой текст, но этот сверхироничный стиль просто убивает. Только настроился получить удовольствие от сверхоригинальной идеи, от ранее неизведанных приключений, интриг, напряжения и поиска разгадки, как автор на нескольких страницах от себя расставил все точки над i и сделал этот максимально издеваясь над читателем.