Айзек Азимов «Чёрные монахи пламени»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Уже две тысячи лет, как раса разумных рептилий ласинуков с далекой Веги в рассказе Айзека Азимова «Черные монахи пламени», завоевали Солнечную систему. Земля оказалась под властью Императора Ласунака, правителя трети всей разумной части Галактики.
Но на Земле не все прекратили борьбу. Борцы за свободу из подпольной организации, уничтожив вражеский крейсер и перехватив секретное послание, узнали о намерении Ласунака в ближайщее время истребить всю гуманоидную расу. И тогда Рассел Тимбалл и Филип Санат поднимают восстание...
Название предложено редактором Малколмом Рейсом.
В этом рассказе впервые упоминается планета Трантор.
Входит в:
— журнал «Tops in Science Fiction, Spring 1953», 1953 г.
— сборник «Ранний Азимов», 1972 г.
— антологию «Месть роботов», 1992 г.
— журнал «Солярис 1992'4», 1992 г.
- /языки:
- русский (8), английский (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (2)
- /перевод:
- Б. Александров (1), А. Бурцев (1), Б. Миловидов (4)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
K_Serg, 6 ноября 2018 г.
как то это все неубедительно, да и скучно. Выдвижной таран на межзвезном корабле — это вобще бред. Сколько он весит по отношению к самому кораблю? Где он там поместится? Как повлияет на расход топлива и маневреность?
artem-sailer, 21 августа 2015 г.
Сложно не согласиться с мнением, озвученным в предыдущих отзывах. Мнение практически единодушное: это очень ранний Азимов, проба пера, только-только разворачивает крылья своей фантазии. Если взглянуть на биографию, то выходит, что на момент написания у будущего мэтра не было ни одного романа, ни одной повести. А рассказы начал писать за три года до этого, хотя некоторые из цикла «Я, робот» (впоследствии ставшие подлинной классикой) уже существовали.
Типичные ошибки новеллиста: множество героев, без ярко личностных качеств, причём многие из них вводятся в повествование одновременно, участвуют в одном и том же диалоге — взять, к примеру, сцену светской беседы в космическом корабле — сцену, кстати, абсолютно несуразную, лучше бы этот разговор перенести в другое место, скажем, в храм монахов или ещё куда. Так вот, несмотря на то, что задействованные в этой сцене герои придерживаются диаметрально противоположных взглядов (а некоторые — скорее нейтральных взглядов), они, герои, все на одно лицо. Не запоминаешь, а впоследствии не различаешь их.
Про пафос упоминать, пожалуй, даже не стоит — все страдали этим заболеванием на заре научной фантастики. И я не только про пафос, когда герой толкает речь со ступеней храма, а и про авторский: фразы вроде «Земляне отбили свою планету! Они отстояли своё право быть свободными!» остаётся дополнить лишь громогласным «Ура, товарищи!»
Ну, и много чего ещё не понравилось, но не будем о грустном.
В целом, после прочтения не осталось ничего. Думаю, через некоторое время натолкнувшись на этот рассказ или название, буду долго недоумевать, пытаясь вспомнить, о чём это вообще, и к чему я написал этот отзыв.
laton, 20 июня 2009 г.
Земля находится под контролем инопланетных захватчиков, причем такое продолжительное время, что многие люди уже не верят в небылицы о том, что она в свое время стала колыбелью человеческой жизни.
Но такое положение устраивает не всех. На Земле еще остались остатки древней, некогда могущественной организации, проповедующей истинную ценность людской родины, сохранение ее наследия, которая однажды уже помогла оказать отпор всеобщему врагу. Однако даже они не верят в собственные силы.
Казалось бы, интересная завязка, на кону судьба всего человечества и зависит она «не пойми от кого». Но дальнейшее развитие событий, описываемых в рассказе, превращается в нечто невразумительное, сводит на нет всю прелесть задумки и интриги этой истории.
Во-первых, автор пытается охватить в таком ничтожном объеме текста массу событий, диалогов, по большей части не связанных друг с другом. Оно и понятно, автор пытался отразить мир с разных сторон, но вышло только во вред. Совершенно естественно получается, что персонажи абсолютно все оказались плоскими и поверхностными. Таким образом, весь тот размах, на который покусился автор, приобретает несколько смазанный, аляпистый оттенок. А события, которые нам пытаются отразить на паре десятков страниц, впору разукрасить в рамках хорошей, доброй повести, не меньше, а то и создать целую сагу на подобие уже упоминаемых здесь Звездных Войн.
По этой же причине чувствуется некоторое удивление, если не озадаченность, вызываемые вопиющей недосказанностью, так как порой между событиями происходят довольно продолжительные периоды времени.
Подобная фрагментарность изложенного еще более усугубляется тем фактом, что весь рассказ представляет собой перетягивание одеяла на себя каждой из сторон конфликта. Причем ни одна из них не получает серьезного преимущества: на каждое действие обязательно находится контрдействие.
Также следует подчеркнуть, что большинство самых важных моментов складываются из сплошных случайностей, в частности и сам финал сего произведения. То герой стреляет зажмурившись и разит цель наповал, то случайно подслушивает важный разговор. Что называется в нужное время, в нужном месте.
Напоследок, хотя можно перечислить еще столько же, а то и больше недочетов, хотелось отметить крайне низкое качество юмора, на мой взгляд, вообще неуместное в этой довольно серьезной вещи. Основной персонаж постоянно шутит в самые ответственные моменты, когда решается вопрос не только его жизни, но и жизней многих других людей. И шутки совсем не веселят, а а скорее выводят из себя, настолько они замечательные.
В целом, как говорится, начали за здравие, а закончили за упокой. Если в начале произведение и претендует на какую-то серьезность, то в конце это все больше походит на горькую пародию.
Моральная сторона рассказа мне также не понятна, если главный герой в конце помышляет не о начальной своей высоко идее — спасти Землю, а заботится о своем тщеславии — станет ли он всеобщим героем и любимцем или же обречет на себя вечный позор.
Таким образом, если сделать историю более цельной, логичной, если придерживаться изначальной мысли, если... Стоп! Слишком много «если», иначе сей отзыв будет совсем на другую книгу.
Анри д_Ор, 2 января 2012 г.
Интересный рассказ. Берется реальная история — восстание Иудеи против Рима в первом веке, переносится в будущее, да еще и с благополучным концом. А все говорят «космическая опера» :) При этом подобный финт Азимов делает не первый раз. Вот мне интересно, читатели заметили, что на ту же тему написан роман «Камешек в небе», а «Академия» во многом описывает опять же реальную историю — развал Римской империи?
Crossbow, 25 июля 2012 г.
Рассказ интерсен тем, что в нем начинает вырисовываться особое азимовское настроение, галактический размах и «академическая» тематика. Поэтому мной он воспринялся как проба пера, тренировка и прелюдия к масштабным знаменитым полотнам автора.
Без затей и изюминок, но вполне нормальный, увлекательный рассказ.
AlisterOrm, 23 апреля 2011 г.
Молодой Азимов пробовал себя в самых разных жанрах, в том числе — и в космоопере. Обычный, скучный сюжет — Земля захвачена инопланетянами-рептилоидами, которые хотят покончить с человечеством. Есть организация землян, которые хотят этому воспрепятствовать. Всё заканчивается масштабной войной, в которой, конечно же, наши побеждают. Всё банально, и просто.
Айзек попытался создать объёмную картину, задействовав много самых разных персонажей, но, видимо, мастерства ещё не хватает, и сюжет получился фрагментарным, незавершённым каким-то. Несмотря на относительно немаленький объём, всё развивается настолько быстро, что с трудом понимаешь, где тут кульминация, а где — концовка. Очень, очень сумбурно, и как-то ненатурально.
god54, 15 декабря 2009 г.
Первые рассказы показывают стремление автора поднять общеизвестные темы в фантастике: борьба с пришельцами, покорившими землян, победа добра над злом. И при этом упор делается на эпичность проблемы, а потому места для эмоций героев не остается, отсюда и нестыковки деталей произведения. Но в тоже время для понимания всего творчества писателя это произведение необходимо читать, так как оно занимает видное место в его ранних произведениях.
Analyzer, 11 мая 2009 г.
Да, не один я подумал про Звездные Войны. Конечно не совсем одно и то же, наверное можно сказать кровавые Звездные Войны.
Но вообще терпеть не могу такое. Потому что кучка каких-то балбесов разом и с помощью супер везения одолевает тех кто фактически заслужил победу своей организованностью. Причем эти ребята не лучше и не хуже человечества.
Yazewa, 18 марта 2008 г.
Боевик «Звездные войны» от Азимова. Видимо, он пытался пробовать себя в разных жанрах.
Я поймала себя на том, что не сочувствую в этой истории никому. В том числе этим... в пурпурных тогах... Все герои воспринимаются как нечто абстрактное. Комиксы. Отсюда и восприятие.