fantlab ru

Ларри Нивен, Грегори Бенфорд «Чаша небес»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.75
Оценок:
96
Моя оценка:
-

подробнее

,

Чаша небес

Bowl of Heaven

Роман, год; роман-эпопея «Мир-Вок»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Команда земного звездолета «Искатель солнц» сталкивается с невообразимым космическим артефактом — чашеобразной конструкцией размером с Солнечную систему, внутри которой подобно вечному фотонному двигателю горит небольшая звезда. Куда направляется Чаша Небес? Кто пилотирует удивительный звездокорабль? Опасны ли создатели Чаши для человеческой цивилизации? На эти вопросы предстоит ответить двум разлученным волей случая — Чужого случая — поисковым экспедициям во главе с биологом Клиффом Камматом и пилотом Бет Марбл.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— роман-эпопею «Мир-Вок»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2012 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 4-е место

номинант
Lifeboat to the Stars, 2013

Похожие произведения:

 

 


Чаша небес
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Чаша небес
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Bowl of Heaven
2012 г.
(английский)
Bowl of Heaven and Shipstar
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут достаточно правильных отзывов, разъяснивших насчет «Чаши» (самый большой звездолет в истории НФ, о деталях без спойлеров никак) и насколько здесь замудрено с инопланетянами (пол зависит от возраста, а подсознание им справочная) и того, как поступают с рождеными на планетах гостями (очень жестко... если поймают).

Согласен и с рекомендацией знакомиться с авторами по их более ранним вещам. Масштаб масштабом, инженерия инженерией, а приключения не трогательны, нет напряжения в самых драматичных сценах. Нивен точно мог лучше и по части психологии, хотя любовь Бет- Клифф вполне ничего. Нормальные, здоровые отношения.

Опять же, сюжет... Но это больное место всей НФ о путешествиях, с «Аэлиты» начиная — одолевает герой бездну пространства, дабы смотреть, как нечто на откосе пасется. Жгучей тайны, интриги, революции бы... Перспектива в этом духе есть — но не развернуто.

Стоит отметить еще некоторые особенности.

1. Перевод дерзкий. Читаем, с редкими огрехами, вроде «нависали как седельные попоны». Перцу добавляет обилие примечаний, поправляющих и прямо возражающих авторскому дуэту. Иногда удачно, вскрывая пасхалки (не все — шутка в адрес Винджа насчет секунд пропущена). Порой, когда к «шире орбиты Меркурия», прикреплено про полуось орбиты Марса... Забавные маргиналии.

2. Здесь не только мегаразмерный объект заслуживает внимания. Четверть-треть текста про космический перелет не через гиперпространство и т.п. варп, а классически, на релятивистских скоростях (нетипично для Бенфорда с Нивеном), да еще и с почти забытыми в сутолке космоопер проблемами совместимости характеров, мощности двигателей, отношений командир-подчиненный когда сотня лет до любого другого начальства... Правдоподобная трудоемкость зачистки Калифорнии от инвазивных растений (ср. терраформистов типа Робинсона), мягкое упоминание неудач с корректированием климата Земли у праздновавшей конец Века Перегрева культуры.

3. Параллелей с Миром-Кольцом, самым заслуженно известным сериалом Нивена, изрядно. От цивилизации хищников (что без почтения к приматам и сапиентности) до устройства шлюзов и несолнечной стороны; заметок по поводу эффективности ручных лазеров, настроения похищенных, необычное транспортное средство, проблемы жизни на скорлупе, ураганы больше континента, плазменный факел... Труба в небо. Местами доходит до переигровки. Например, на Кольце специально есть смена дня и ночи — строителями Чаши мил вечный полдень. На Кольце могучая искусственная гигасистема кругооборота веществ море-горы, а в Чаше песок изготовлен на фабрике в невесомости, циркуляция же биомассы вопрос политики (в аспекте, который понравился бы коммунарам «Часа быка» ).

4. Финал оборваный и открытый. Приходится ждать продолжения.

5. Сказать, что в книжке от Нивена, а что от Бенфорда, не могу. Есть подозрение, история с гравитационными аномалиями в районе цели полета от астрофизика Бенфорда, но и у Нивена был интерес к подобным вещам.

Полиграфия в норме, если не считать, что схема Чаши на стр. 89 не похожа на ребристую юлу суперобложки.

Рекомендация: только знатокам и сторонникам физически просчитываемой НФ.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочиталось неожиданно быстро и легко (по предварительным отзывам создалось-было впечатление, что предстоит нечто скучное, бесцветное).

Нет, картинка получилась хоть и несколько нелогичная, но яркая и занимательная. На четверочку по пятибалльной (картинка).

Не берусь судить, насколько всё реалистично с научной точки зрения (физику я всегда едва тянула на трояк). Но в затылке порой почёсывалось: это сколько ж вещества нужно, чтобы построить арматурную сетку для сооружения орбитального масштаба! Где его столько взять (планет-астероидов-пыли не хватит, даже если чисто зрительно представить по типу куличиков в песочнице). И как и чем это все перерабатывать-лепить-формовать? Космические кораблики, снующие, как кончик карандаша по бумаге, — ну да, ну да... Здесь на форуме кто-то однажды хорошо пояснил, какие проблемы с резкими поворотами и торможениями в ТЕХ масштабах и на ТЕХ скоростях. Даже двоечнице стало понятно.

Но, в конце концов, фантастику читаем для интереса и ради него делаем допущение «в сказках — бывает».

Персонажи в целом вышли симпатичные. Разумные «куры» — на отлично. Тут все старые-добрые клише верхушки общества: патрицианская спесь, снисходительное высококультурие, пенисто-полнокафтанистая пышность, китайские церемонии. Публика всегда любила почитать про катание сыра в масле.

Люди — ну, в целом, нормально. Расовые различия во многом заменяют художественное разнообразие характеров, немного кукольные все.

Приключения вышли роялистые и чем дальше — тем больше. Недостаток романа в том, что отдельные детали мира и сюжета плохо состыкованы.

Действия «кур», конечно, прокатывают иронией по земным бюрократическим говорильням. Но в целом в ходе развития сюжета — невразумительны. Цивилизация, которая сумела трансформировать в «морлоков» несколько инопланетных рас, расселить, приспособить их к общему делу и неустанно контролировать на своей территории — и эта цивилизация не в состоянии отловить несколько сбежавших «подопытных кроликов»? Которые в своем сперва пешем передвижении никак не могут уйти далеко? Да ну!

На генеральнейшем совещании хозяева жизни не пытаются осмыслить проблему или найти пути решения. Нет, они со всей серьезностью решают: сейчас делать секир-башка оплошавшему «министру» или немного погодить. При этом в сюжете не выстреливает ни одна из потенциальных линий: ни вырождение и импотенция элиты, ни могучие возможности мегацивилизации.

«Котики» в конце — просто роялистый рояль. Они бы в первые часы без труда отловили бы беглецов. Но автор сильно откладывает их появление. И опять же их мотивации сомнительны. Ладно бы это были, как в «Фантомасе», — пленённые великие учёные, тогда их бунт и ностальгия по давней родине были бы понятны. Но походя говорится, что это просто племя «неандертальцев», которое в незапамятные времена переселили из одного леса в другой — не менее комфортный, с кучей дичи и мягким климатом. Не совсем ловкая попытка вытянуть сюжет из очередной пробуксовки.

Да и физический масштаб мира работает, как гармошка. Заявлена космическая огромность, но действие — по ощущениям — съеживается до земных координат, а то и внутригородских, а то и дворовых «казаков-разбойников». Нескладухи с наполнением мира: то всего метр почвы под ногами, то животные в лесах роют норы (в метровом слое земли — ага), то откуда-то берутся «каньоны», где без труда прячется от преследования летательный аппарат.

Почему-то в обсуждении романа пару раз всплывал настойчивый вопрос: а как жители Чаши приспособились спать в постоянном дне, где же у них эволюционные прибамбасы для затемнения? Да просто. Эволюционировали они в другую сторону: не нуждаются они в темноте для сна, как и некоторые вполне земные существа.

Судя по отзывам на следующую книгу цикла, здесь один сквозной сюжет, размазанный на несколько томов. Браться за продолжение не хочется, потому что умом понимаешь, что героям из ловушки в обрисованных автором условиях хода нет. Во всяком случае, убедительного и без тотальной войнушки, а не притянутого. И желания притягивать нет — не настолько милыми сердцу получились персонажи. Посмотрели кино — и спасибо.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая «Книга месяца» на Фантлабе и снова космическая фантастика, на этот раз от известного литературного мегаломана Ларри Нивена с соавтором. Никаких тебе стяжек, червоточин и прочих звёздных врат. Всё по классике — звёздный ковчег «Искательница солнц» отправляется в длительное путешествие к далёкой планете Глория, экипаж в глубоком криосне и только вахтенные годами подозревают, что что-то идёт не так (скоростные параметры судна далеки от расчётных), но капитана будить не решаются. И вот на пути «Искательницы» возникает она, «Чаша небес», «Кубок мира» или даже «Мир-Вок» (вок — это такая китайская сковородка). Вид прекрасен, размер воистину астрономический, население неизвестно. Экипаж во главе с капитаном Редвингом уже достиг той степени отчаяния, что готов ухватиться за любую соломинку, а потому срочно размораживают десяток человек и отправляют экспедицию на Чашу, ну или в Чашу...

Поначалу было очень скучно читать, хотелось бросить, и только «Книжный клуб» заставил продолжить знакомство с книгой. Затем, начиная с момента высадки, дело пошло резвее, хотя Первый Контакт с Птицами и может претендовать на звание одного из самых дурацких в фантастике. Так или иначе земляне разделились на пару партий, и дальше сюжет прыгал от одной из них к другой, ненадолго возвращаясь к капитану на «Искательницу», чтобы в конце оборваться буквально на полуслове. Как выяснилось уже после прочтения, две первых книги цикла — это по сути один роман живьём разрезанный издательской волей. Неприятно поразило количество авторских ошибок, вероятно связанных с уже немалым возрастом мэтров. Но неужели же у издательства не нашлось молодого редактора, способного причесать текст? Спасибо переводчику — как мог делал чужую работу. Ещё из минусов — при всей постоянно подчёркиваемой грандиозности мегаструктуры, сюжетно её передать не удалось, достаточно того, что одна из групп людей практически мгновенно и без особых разъяснений перевезена от обода Чаши к центру, а это на секундочку, расстояние от Солнца до Марса. Возможно, задай авторы временные отметки, ощущение масштаба удалось бы передать, а так получилась обычная планетарная фантастика.

Не лучший выбор для «Книги месяца», ибо немаленький том напрочь лишён внятного финала, и теперь волей-неволей придётся ждать вторую книгу. Надеюсь, за неё тоже проголосуют).

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

То, что начиналось как твердая научная фантастика — полет на сверхдальнюю дистанцию, обоснования принципов движения, описание корабля — после обнаружения гигантского инопланетного артефакта постепенно трансформировалось в планетарную приключенческую фантастику. Научные проблемы и размышления, почему получается так, а не иначе, остались, но очень большую долю повествования стали занимать погони, перестрелки, восстания и прочее в таком же духе.

Я не говорю, что это плохо, это даже в какой-то степени интересно, но чем дальше в лес, тем твердости все меньше

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Твёрдая научная фантастика про команду ученых и исследователей, направившихся в экспедицию за пределы солнечной системы. Досветовые скорости, известные эффекты теории относительности, путешествие в один конец.

Правда относительно скоро многое идёт не по плану, и исследовательский корабль встречает на своём пути огромный (масштаба внутренней части солнечной системы) рукотворный обитаемый объект, движущийся в том же направлении. Та самая чаша небес.

Авторы не устают напоминать о громадных, невообразимых размерах чаши, о грандиозности подобного рукотворного замысла. Объект, использующий в качестве источника энергии звезду, находящийся с ней в динамическом равновесии и «толкающий» её в нужном направлении. Чаша — грандиозный замысел, порой не совсем представимый по масштабам. И это главный «козырь» книги. Но, увы, единственный.

Хотя есть ещё любопытные нюансы. Например, я в первый раз сталкиваюсь, чтобы переводчик в сносках активно поправлял авторов по технической части (да и не только по ней). Скорость корабля, характеристики ионного прямоточного двигателя, спектральный класс звезды. Получается что-то вроде легкой полемики с авторами, два голоса вместо одного. Чтению, впрочем, не мешает.

В отличии от другого нюанса. Стиль здесь любопытный — сочетание нарочитой разговорности («свалить» и т.п.) в речи персонажей и грандиозности замысла и миссии. Предположу, что это намеренный контраст, появившийся уже благодаря переводу — для того, чтобы облегчить восприятие текста. Но всё же чем дальше, тем больше внезапные, вообще не подходящие ситуации фразы вроде этих сбивали весь настрой.

«Сколько еще трупиков должны оттаять?» — капитан на совещании о членах экипажа.

«Ага. Мальчишки, мне все равно на горшок» — финальная точка спора о том, куда идти группе выживших на враждебной территории.

Возможно я не была бы столь категорична к подобному стилю, но подобная манера разговора наслоилась на постоянные недомолвки, оборванные мысли, отсутствие ответов при общении персонажей друг с другом. Смотрелось в итоге необычно, но не в самом хорошем смысле.

Да и в целом Чаша как объект масштабна и восхитительна, но её одной всё же оказалось мало.

С чисто художественной точки зрения здесь слишком растянутый сюжет (авторы умудрились превратить события, последовавшие за высадкой на чашу, в скучноватое блуждание по лесу), слишком странно общающиеся друг с другом герои, слишком мало показанные особенности чуждой биосферы, биологии и разума, способного напрямую подключаться к собственному подсознанию, слишком долгая и обескураживающая неспособность «местных» поймать чужаков. Список можно продолжать. И чем дальше, тем меньше здесь научной фантастики — а больше условностей вроде передачи прямо в мозг информации об инопланетном языке или уже набившей оскомину темы повстанцев и восстания.

Да, здесь есть написанное переводчиком пояснение по поводу принципа работы прямоточного ионного двигателя (с формулами и расчётами) — и за это ему спасибо. Да, авторы не обходят вниманием некоторые любопытные научные факты вроде проблемы разнонаправленных аминокислот — и за это им тоже спасибо.

Но вот как-то всего этого оказалось не достаточно. С учётом всех шероховатостей и недостатков. Для художественной книги свои требования. И с художественной точки зрения меня не зацепило. Вот так просто.

Я читала эту книгу почти месяц. И я точно не буду читать продолжение.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо большое книжному клубу Фантлаба за возможность познакомиться с разными авторами и их произведениями и расширить горизонты сознания и повлиять на кругозор. Надеюсь, в будущем нас ожидает множество увлекательных приключений и занимательных текстов, а также интересных дискуссий на ветке форума, посвященной чтению новинок. Благодаря клубу я прочитал «Старплекс» и «Демон Максвелла», которые вряд ли бы стал читать вне клуба (список для чтения у меня и так внушительный, не знаю пока, как в ближайшие годы добираться до новинок). На сегодня мне посчастливилось объять взором необъятную «Чашу небес».

Говоря об этом тексте, не хочется указывать только на косяки авторов, либо переводчика (хотя они настырно лезли и лезли мне в глаза). Хочется выделить положительный момент — некоторые научно-фантастические «штуки», которые отличают книгу от нефантастических текстов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
маглев — транспорт на магнитной подушке; поезд на магнитной опять же подушке; путешествие звездолёта на протон-борной реакции в термоядерном двигателе; кора деревьев, которая настолько мягкая, что путешественники использовали её в качестве туалетной бумаги; само собой, главная фишка текста — неземная структура размером с галактику в виде чаши (у которой дна нет, а верх запаян).

Минусы, точнее, что мне не понравилось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Остальное же меня удручало — странные диалоги, непонятно откуда взявшаяся романтическая линия Клиффа и Ирмы, косяки в описании разных процессов (я не физик, не ядерщик, не биолог и т.п. , но элементарно движение поезда в атмосфере со скоростью 10 км/с должно было бы аэродинамическим нагревом создать некоторые неудобства), рваное повествование в первой половине книги — когда сюжет развивается скачкообразно, особенно после выхода пассажиров звездолёта на поверхность. Складывалось впечатление, что текст писали два разных человека (как авторы романа), но только не договаривались о том, что писать в следующей главе. Во второй половине книги авторы заторопились на скоростной поезд истории и на нём быстрыми темпами промчались сквозь знакомство с непонятно как выучившими англишский котами, мини-революцию, выход наконец-то капитана Красное Крыло (дрозд, как я понимаю) из зоны комфорта за невидимую сторону Чаши, чтобы получить новости с Земли, понять, что новостей особо нет — двести или сколько там лет они смотрят в телескоп на Глорию.

Да, и еще помешанность писателей Чаши на птицах меня лично удручает. Вышеупомянутый Redwing, хозяева Чаши птицы-переростки с оперением, меняющим цвет под разные эмоции, летающие дирижабли (Дэна Симмонса, как я понимаю)... Зацикленность на них мне непонятна, инопланетяне в виде пернатых выглядят в моей голове для меня отталкивающе.

В общем и целом, роман выглядел завлекающим на стадии прочтения аннотации, но потом приходилось применять силу воли, чтобы дочитать. Может, пятёрки и маловато, но моя пятёрка твёрдая!

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма слабое по меркам Ларри Нивена произведение. В отличии от других работ автора, которые положили начало различным циклам, оно не содержит никаких новых идей ни в области технологии, ни в области науки, космологии или философии. Не явлется оно и мягкой фантастикой, так как не описывает никаких гуманитарно-философских проблем в области человеческого характера или взаимоотношений.

Общая канва весьма очевидно взята из Мира-Кольца (в части астроинженерии) и «Мошки в зенице господней» (в части общества, построенного на симбиозе и зависимо-подчиненных отношений различных видов разумных и неразумных существ).

К сожалению, кроме канвы (которая, как сказано выше, неоригинальна) само повествование построено на уровне весьма примитивной космооперы: кто-то куда-то пошел, от кого-то убегал, с кем-то сражался. Весь сюжен очень прямолинеен, схемотичен и растянут. Особенно с учетом того, что в первой книге нет логического завершения ни одной сюжетной линии, даже второстепенной. С таким же успехом весь цикл можно было уместить в одну книгу.

В общем, любителям прежних книг Нивена читать не рекомендую. У меня есть подозрение, что практически вся книга написана соавтором, а имя Нивена использовано просто для рекламы или из-за каких-то проблем с авторским правом на идеи из Мира-Кольца.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман для обсуждения в Клубе. По сравнению со «Старплексом» более реалистичен.

Плюсы: подробное разьяснение как и что устроено. Без всяких непонятных подарков в виде червоточин и всяких «Я-потомков» из будущего как в «Старплексе».

Минусы: во-первых, «Чаша«сразу обьявлена как роман-эпопея. А выдержат ли авторы свой марафон, чтобы читатели не потеряли интерес до финиша? Вызывает сомнение.

во-вторых, герои какие-то неубедительные, набросаны небрежно

в-третьих, мир птиц — практически некое Средневековье при таких технических достижениях.

в-четвертых, в середине книги начинается какая-то «фениморкуперщина» — «янки в джунглях». Тут, на мой взгляд, авторы-технари неинтересно все описали

Итог: прочтение на один раз, твердая 6

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нивен, конечно, уже не тот мегамонстр инженерной космической НФ, каким был в семидесятые — но даже в возрасте «за 70» он еще может показать молодежи, как надо проектировать. Строим вокруг звезды сферу Дайсона, разрезаем пополам, одну из половинок отправляем в миллионолетнее путешествие на плазменном выхлопе родной звезды!

К сожалению, приключения отважных земных исследователей на бескрайних просторах Полусферы не особо увлекательны — за ними всю книгу гоняются гигантские ящеро-павлины (не спрашивайте), а они, соответственно, убегают. Яркие характеры, увлекательные приключения — со всем этим в книге проблемы. Это не Мир-Кольцо, прямо скажем, и даже не Мошка.

Редактура также не блещет: герои на ходу меняют имена, по два раза повторяют одно действие, заранее знают то, что им расскажут только в следующей главе, и т.д.

Но все равно, Нивен есть Нивен. Мало кому дано строить такие миры. Кроме того, это, вероятно, его последняя книга, так что есть смысл ознакомиться чисто из уважения к автору.

P.S. Не падайте духом, вторая часть дилогии намного лучше.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставил неоднозначное впечатление. Авторы заявляют грандиозную и действительно очень интересную идею, с легкостью оперируют миллионами лет, миллиардами километров и обитателями множества миров, представленных в Чаше. А при приближении в мелочах, на «бытовом» уровне все детали рассыпаются во множество мелких несостыковок. Очень мешает несоответствие масштабов артефакта происходящим событиям и возникают вопросы к логике поведения героев, как землян, так и обитателей Чаши. Все это усугубляется на редкость неудачным, на мой взгляд, переводом. Финал считаю вполне нормальный для завершения первой книги. Как это ни странно и несмотря на низкую оценку, есть желание прочесть продолжение.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время «Мир-Кольцо» Ларри Нивена, найденный чуть ли не в подготовленном ящике для утиля в одной городской библиотеке, когда я только начинал свой путь познания огромной и неизведанной страны чудес под названием Фантастика, довольно сильно впечатлил меня. Роман неким шедевром для меня не стал, но что его, что последующие сиквелы оригинальной истории изучения и странствий по удивительной вариации Сферы Дайсона из «Освоенного космоса» я читал с упоением. Ибо эти прекрасные и необычные пейзажи кольцеобразного мира с копиями-континентами из других миров, человекоподобные виды, Защитники и вампиры, Древо Жизни, тайна Строителей и происхождения нашего вида, Кзины и Кукольники просто не могут не впечатлять и нравиться поклоннику космической НФ.

Чуть позже даже большее впечатление на меня произвело уже совместное произведение Пурнелла и Нивена «Мошка в Зенице Господней» и сопутствующие этой книге продолжения. История расы ассимметричных пришельцев со странным физиологическим циклом, который делает их при любом уровне технологического развития замкнутыми в Мальтузианской тюрьме собственной планетарной системы, и их Контакт с человечеством, которое владеет ключом к решению этой проблемы — сверхсветовыми перелетами разыграла во мне больший интерес, чем более-менее вторичные путешествия по Миру-Кольцу, чьи тайны разгадываются слишком долго. И хоть у сольного творения Нивена есть еще такой положительный момент, как запоминающиеся главные герои (чего у «Мошки... нет), повествование о судьбах двух инопланетных рас и выборе одной из них понравилось мне больше своей фантастической проработанностью. Конечно, подразумеваются именно Мошкиты и именно их историко-биологические Циклы.

И вот, спустя год или более откладывания прочтения, совсем недавно я дочитал «Чашу небес» Нивена и Бенфорда (с сольным творчеством последнего из данного писательского дуэта я вообще не был знаком — все опять же лишь в планах, довольно далеких), некоторый синтез идей циклической расы и астроинженерного, нетривиального и нового, объекта. Вместо Мошкитов — Пернатый (Птичий) Народ, а вместо Мира-Кольца — Мир-Чаша аля Звездокорабль, а также новая история, новый сюжет, лишь в мелочах сходный с чем-то ранее виденным в произведениях выше.

Итак, перед нами случайная встреча человеческой экспедиции на корабле «Искатель солнц» с первым в истории людской расы артефактом инопланетной (явно) сверхцивилизации и, собственно, разумными инопланетянами. Но как всегда все оказывается не так просто. Колонизационная миссия экспедиции людей под угрозой из-за непредвиденной остановки своего судна возле срезанной на половину Сферы Дайона, чью чашеобразную тушу несет вперед хитрым способом «пришвартованная» звезда и исходящий из нее поток плазмы. Небольшой пробужденный от криосна отряд сначала попадает в плен на Мире-Чаше, потом сбегает из него, потом понемногу знакомится с местностью и ее экосистемой, строят предположения и под конец встречается с иными пришельцами, настроенными чуть более положительно к людям, нежели Пернатый Народ. Несколько резко оборванная линия повествования явно намекает на то, что со своим сиквелом «Чаша Небес» представляет единый роман, чей разделенный сюжет, конечно, интересен... Но вот герои выходят просто функциями, почти как в «Мошке...». Я даже не особо обращал внимание на имена во время прочтения (максимум запомнились капитан Редвинг, Клифф и Бет). Да и главы с ними я читал довольно бегло, в отличие от глав про Пернатый Народ от самого Пернатого Народа — от персонажа по имени Мемор (можно адаптировать как «Вспоминающий»/«Помнящий», который постепенно становится «которой», то бишь «Помнящей» и «Вспоминающей»).

Ее рассказ о себе самой, событиях, разворачивающихся с приходом людей (с ее стороны), описанием расы Пернатого Народа и быте Мира-Чаши был для меня самой лакомой частью всего произведения. Да, их кастовое общество (Меморы, Наблюдатели, Астрономы, Танцоры, Инженеры, Фермеры, Ученые, Чашемастера, Глубокомысленные, Хранители и др.) со сложной иерархией и запрограммированной физиологией сменой пола роднит их с Мошкитами, но все же их кастовый диморфизм выражен менее чем у вида, созданного совместными усилиями Пурнелла и Нивена. Да и катастрофических Циклов с окончанием в виде перенаселенности и гибели цивилизации у Птиц нет. Тем более они обладают еще и одной интересной особенностью, также биологической. Их мозг, видимо, не имеет разделения на полушария, в отличие от людей, а бессознательное с сознанием представляет у них единое целое — Сверхразум. Правда, в Сверхразуме все равно наличествует Подразум (птичий аналог нашего бессознательного) и может играть самостоятельного игрока, но в составе единого разума (сознания?). То бишь их строение разума напоминает, насколько мне понятно, разум первобытного человека по теории двухпалатного разума, только с оговоркой на то, что отношения между несколькими разумами/сознаниями строятся не по вертикали, а по горизонтали. Из других особенностей можно выделить более биологическую, нежели технологическую направленность их цивилизации, а также то, что Птицы отказались от циклов и всего прочего, связанного со временем. Т.е. они давно перестали вести какие-либо отсчеты и хронологии.

Итак, уже очень и очень продолжительное время, возможно, десятки миллионов лет, Пернатый Народ, который является главенствующим на Мире-Чаше (так, во всяком случается, кажется, но являются ли предки Птиц Строителями или Основателями этого мира — вопрос; в этой части появилось предположение, что они могут быть эволюционировавшими потомками земных разумных динозавров, но некоторые детали из текста, вроде происхождения Сверхразума, отсутствия у Пернатого Народа подтвержденных теорий собственной родословной и упоминание Открытия, делают данную версию, да и вообще вариант равенства Птиц и Строителей, сомнительным), странствует по Млечному Пути в Вояжах на Целевые Миры. Находя обитаемые разумными и не очень видами планеты, Птицы производят Усыновление и подправляют генетику Усыновленных под условия Мира-Чаши, как было с живыми дирижаблями и змеепальцами. Или с Народом Сил (отсылка к Кзинам?), который был одним из немногих в долгой истории Звездокорабля «захватчиками» (самостоятельно прилетевшими на Чашу космическими инопланетянами в исследовательских и колонизационных целях). И теперь возникли новые захватчики. Люди. Которые, как и Чаша, следуют к Глории, потенциальному новому дому землян, вблизи коего замечены странные гравитационные волновые потоки. Доберутся ли человеческие герои-посланники до своей цели? В чем истинная цель Создателей Чаши? Кто в действительно ею управляет? Откуда происходит Пернатый Народ и как он в реальности связан с астроинженерной конструкцией, на которой проживает и командует? Насколько опасны для Мирового изобилия и священной для Птиц стабильности люди и как сильно они изменят баланс сил на Чаше? Какими будут Последние Миры и с чем в итоге придется столкнуться героям Нивена и Бенфорда?

Отличный научно-фантастической роман, который навевает той самой старой-доброй гуманитарной НФ. Коей осталось уже мало... Тайны и загадки, удивительные нечеловеческие цивилизации и громадные искусственные машины звездных масштабов — все это найдется в «Чаше небес».

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучше Нивена с Бенфордом, пожалуй, из американских фантастов современности никто не владеет демиургией — ремеслом дотошного, вдумчивого, кропотливого, временами скучного, но в конечном счете благодаpного прописывания технических спецификаций сеттинга. Канонические работы Ларри и Грегори в этом жанре относятся к 1970-м годам — если «Мир-Кольцо» и совместная с Пурнеллом «Мошка в зенице Господней» у нас известны и пользуются заслуженной популярностью (не смог ее убить даже отвратительный перевод), то романы Бенфорда из цикла о Галактическом центре практически неизвестны, хотя размахом мало уступают работам Нивена. В англоязычном фантастиковедении для характеристики таких книг применяется неудачный термин stapledonian; я его не люблю, поскольку на Стэплдоне мои челюсти раздирает могучий зевок, но упомянуть обязан.

Ясно, что роман будет выдвинут на несколько премий и, скорее всего, ограничится этими номинациями, потому что сейчас такая фантастика не в моде. Это обстоятельный, не всегда крепко выписанный, но очаровательно олдскульный роман о Первом Контакте и астроинженерных диковинах — никакого киберпанка, никаких нанотехнологий, никаких фаркастеров, никаких машин времени. Мне всегда хотелось прочесть микс «Мира-Кольца» и «Мошки в зенице Господней», и тут вот он и явлен.

Карманные компьютеры со времен Мошки, правда, разучились жужжать и питаться от проводов. Но едва ли это можно считать недостатком.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный образец НФ. Работа настоящих мастеров. Гигантская чаша, размером с солнечную систему, населённая различными расами, величественно плывёт в космосе. В отличии от брошенного Мира-кольца Чаша находится под управлением и тщательным контролем Птиценарода, который лихо беседует со своим подсознанием и адаптирует под свой План представителей рас с планет, мимо которых Чаша пролетала. И тут, волею судьбы, на Чашу наткнулся земной корабль-ковчег, отправленный с Земли в многовековой полёт к одной из звёздных систем. И команда учёных-разведчиков, высадившаяся на поверхность Чаши, решительно отказывается от роли подопытных крыс. И понеслось....Да, этот роман шикарная смесь Мира-кольца и Мошки. Истинное наслаждение для ценителей НФ!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наметилась раздражающая тенденция писать романы сразу с прицелом на цикл. Кажется, что прочитал затянутое вступление, подводку, пилот сериала, но никак не самостоятельное произведение. Все интересное планомерно отодвигается куда-то вперед, за пределы книги. В таких условиях чертовски сложно вынести книге внятную оценку. Да, Нивен с Бенфордом замутили любопытный концепт мира-чаши, но технических подробностей по сути нет, есть лишь догадки героев-землян да бесконечные описания забавных зверушек, живущих на кромке Чаши. Инопланетяне, с другой стороны, думают интересные мысли о сознании и подсознании (перекликающиеся, кстати, во многом с гениальной ложной слепотой уоттса), но и это, кажется, брошено на полуслове. Завязки на интересное есть, но, боюсь, к выходу сиквела все они благополучно выветрятся из головы.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх