Энн Леки «Происхождение»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Артефакты | Ксенофантастика | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У молодой женщины, стремящейся к власти, всего один шанс добиться статуса, которого она жаждет, и спасти бесценные артефакты, высоко ценимые её народом. Для этого она должна освободить их похитителя с планеты-тюрьмы, откуда никто никогда не возвращался.
Инграй со спасённым возвращаются в родной мир и обнаруживают, что их планета погружена в политический хаос, оказавшись в сердце нарастающего межзвёздного конфликта. Вместе они должны разработать новый план, чтобы спасти будущее Инграй, её семью и мир, пока она не утратила всё это навсегда.
Рецензия на роман — Ася Михеева. www.dtf.ru
Входит в:
— цикл «Вселенная Империи Радч»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2018 // Роман | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Роман | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2018 // Роман НФ | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第50回 (2019) // Переводной роман | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2019 // Переводная книга НФ (США) | |
номинант |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2019 // Роман (США) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 22 октября 2017 г.
Сокращенная версия заметки для Medium (http://ow.ly/zbq130g2GhL).
Когда Энн Лэки еще не была самой успешной дебютанткой в истории НФ и естественной претенденткой на генетические сюжетные коды Бэнкса и ле Гуин, она, конечно, читала работы женщины, ходившей в самых успешных дебютантках за историю НФ до нее: Лоис Макмастер Буджолд. И, наверное, вы не удивитесь, узнав, что очередную книгу Радхаверсума Лэки лучше всего дарить на праздники поклонницам Буджолд с коварным замыслом прокачать их читательский багаж за пределы, дозволенные лоукостерами.
Впрочем, «Провенанс» хотя и открывает новую намеченную трилогию, действие которой происходит спустя некоторое время после предыдущей, но почти никак с нею не связан. Это оправдает ожидания тех, кто рассчитывает получить от Лэки смесь ксенопсихологии, этнофантастики и полифонии культур по рецептам Бэнкса и Рейнольдса, но сильно разочарует тех, кто надеялся на бесконечный цикл со сквозным героем по заветам Буджолд, чья военно-шпионская космоопера уже где-то на четвертой книге необратимо мутирует в регентский романс.
«Провенанс», отнесенный за пределы радхаайской гегемонии, в неизведанный прежде уголок Вселенной (хотя и в присутствии радхаайских дипломатов), на первых страницах разгоняется словно бы по облюбованной у Буджолд и Джорджетты Хейер колее — борьбы аристократа за свое место в косном обществе с побочным заданием спасения мира.
Однако чу! Здесь за места в родословной и на хорошем банковском счету у ворот сверхсветового туннеля сражается не увечный спецагент Майлз, но Ингрэй Аскольд, добровольно ставшая женщиной в равнодушном к гендеру мире (при том, что платья и пышные прически не так просто запихнуть в вакуумный скафандр) и больше всего мечтающая насолить несносному братцу. А для преступления в мире коллекционеров ей нужны услуги не вора Косыгина с Барраяра, но вора Палад Бураким, предпочитающего пол нейтральный.
И если вам покажется, что после прогулки с писательницей по кладовым “Правосудия Торен” вас внезапно катапультировало на весь остаток дня за стены образцового британского спутникового поместья, это ощущение вскоре развеется. «Провенанс» — совсем не регентский романс и не комедия положений, это роман с солидным камнем преткновения, и по лужайкам навстречу роботу-дворецкому уже выезжает локомотив “Мальчик-с-пальчик”.
А это Энн Лэки — достояние Двухсистемной Республики. Берегите ее, другой такой не найти нигде.
coleebree, 5 ноября 2018 г.
Роман, как мне кажется, очень средненький хотя в нем есть неплохие мысли. Проблемы, которые в нем поднимаются, хороши для среднего школьного возраста, но не тянут на книгу для взрослой аудитории, не трогают и не волнуют. Начнем с того, что героине, типичной мэрисьюшке, 25 лет, но ведет она себя, в лучшем случае, как 15-летняя девчонка. Ужасно раздражает ее «девочковость». Все окружающие ее люди, ровесники и даже те, что постарше по большому счету ведут себя, как избалованные, инфантильные, безотстветственные подростки.
Но больше всего раздражают пережевывания одних и тех же событий, когда герои вспоминают и пересказывают друг другу события описанные 5-10 страницами ранее и повторяют друг за другом сказанные слова. Никому ненужная вода. Интересней всего оказалась побочная линия про отношения людей и моллюсков.
Леки, конечно, попыталась придать роману масштабности, сюжет разворачивается на двух планетах и космической станции, и на фоне описывается политическая подоплека, но по большому счету, это скучная мелочная история с претензиями на глубину, которой там нет. Игры с гендером, феменистические нотки, плоские герои и простенький сюжетец. Если что-то интересное в этой Вселенной и происходит, то точно за рамками этого конкретного романа, об этом автор упоминает лишь скупыми мазками, но скорее всего, это задел на новую трилогию.
Green_Bear, 8 мая 2019 г.
Милостиво отпустив главную героиню трилогии в отпуск, Леки перевела взор на окраинные сектора. И в то время, как дипломатические миссии всех известных цивилизаций — Гек, Пресгер, Рррррр и людей — собираются на конклав, чтобы решить судьбу потребовавших признания и независимости ИИ, на периферии разгораются местечковые, но от этого не менее жаркие страсти, и планетарно-политические, и личные. Люди здесь также прилагают усилия, чтобы подняться по иерархии, чтобы увеличить свое влияние, чтобы их фракция или государство получили преимущество. Федерация Омкем хочет вернуть под свой контроль систему Бейта, а для этого им нужен межсистемный шлюз с Хваем. Хвай в свою очередь гордится своей независимостью от омкемцев.
Начинается «Происхождение» довольно бодро. Воспитанница политика, Ингрей Аскольд заключает рискованную сделку, чтобы вытащить из «Милосердного устранения» — местного аналога тюрьмы, скандально известного Палада Будракима, которого приговорили за похищение фамильных раритетов у приемного отца, возглавляющего Третью Ассамблею. Для этого Ингрей прилетает в систему Тира Сииласа, выходит на нелегальных посредников, потратив все доступные сбережения. Дальнейшие планы повисают на волоске, рискуя обрушить ее будущее при любой ошибке.
Ингрей, домашняя и юная особа, которую трудно назвать избалованной, однако опыта и жесткости ей явно не достает. Рискованная затея понадобилась ей, чтобы превзойти брата и стать наследницей Нетано Аскольд. Ради этого она пошла на натуральный «выход из зоны комфорта» и поставила все на сомнительную карту — помощь преступника, чтобы переиграть брата, подбросив ему приманку с двойным дном. Однако, как легко догадаться, ситуация стремительно выходит из-под контроля Ингрей, превращая ее в заложницу куда более масштабных и сложных политических интриг.
Несмотря на бодрый старт, дальше Леки действует в своей излюбленной манере — играя с психологическими нюансами, оттенками смыслов и интонаций. Перед нами конструируется то ли подобие британского детектива в интерьере аристократической усадьбы и парка, то ли авантюрный роман-взросление, то ли культурологический эксперимент. Экспериментируя с традициями, Леки сконструировала общество, в котором важную роль играют раритеты — свидетельства из прошлого, старинные документы, антиквариат или сувениры. По ним определяется положение и старшинство, даже легитимность властей основана на хранящихся в ларии системы раритетах. Однако сколько среди них настоящих? И что тогда первостепенно, подлинность физического носителя или чаяния и вера, связанные с идеей, которую воплощает раритет?
На протяжении всей истории Леки плавно переходит от одного жанра к другому. Нелегальная авантюра разбивается пространными рассуждениями об этике и методах, размышлениями о мотивах поведения. Камерная семейная сага приходит на смену космоопере, но затем превращается в детектив с узким кругом подозреваемых. Впрочем, уже вскоре становится ясно «кто» и важнее оказывается найти выход из лабиринта политических интриг. Характерно, что в «Происхождении» практически нет злодеев, более того, даже многие антагонисты довольно скоро становятся союзниками. При этом выяснится, что противниками они были лишь потому, что опирались на ошибочную информацию или сделали неверные выводы. В результате, армия добра растет прямо на глазах, поэтому главной кульминацией становится не спецоперация, а выбор главной героини, к которому она шла весь роман. Выбор, который определит ее будущее. Выбор между чужими ожиданиями и собственными предпочтениями.
Итог: чаепитие социальной, культурологической и психологической фантастики возле склона становления-взросления.
ааа иии, 19 февраля 2019 г.
В эпической вселенной Радч и Пресгер, оказывается, есть такие места — просто посмешище для соседей.
Вот независимая система Хвай: хотя вместо трупных киборгов там нормальные роботы, вместо бессмертного диктатора выборная олигархия и руки без перчаток — силовикам не отличить боевого меха от груза араки, а исторические раритеты очевидный вздор. Всё так и есть. Но каким же сюрпризом для более рациональных интриганов в их борьбе за шлюзы стали присутствие на Хвай посла так редко оставляющих свою планету Гек и политическое значение тяжелых ботинок Ингрей Аскольд...
Автор никак не бросит возню с языковым гендером (в переводе воспринимается постоянной оговоркой: «ты солгало») и тем, что можно определить «расширенной за счет приемышей атомарной семьей». Из-за чего взбешенным колониальной мелодрамой «Слуг меча» от «Происхождения» советую воздержаться: то же самое, только разбавлено подсоленой водичкой. А вот принимающим позднюю Буджолд... Может быть: детективная линия сошла на нет, а экшен вышел почти добрый и совсем безвредный.
И, хотя есть пара-другая любопытных мест, общее впечатление как от дебюта или затянутой повести.