fantlab ru

Майкл Пур «Блюз перерождений»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
16
Моя оценка:
-

подробнее

Блюз перерождений

Reincarnation Blues

Роман, год

Аннотация:

Сначала мы живем. Затем мы умираем. А потом...нам даётся ещё одна попытка?

Точнее, десять тысяч попыток. Десять тысяч жизней, чтобы «прожить правильно». Ответить на все Главные Вопросы. Достичь Мудрости. И слиться с Единым.

У Майло до сих пор было 9995 шансов, и у него осталось еще пять жизней, чтобы заработать место в душе космоса. Если он опять не пройдёт, его ждет забвение. Но все, чего хочет Майло, — это навсегда упасть в объятия Смерти. Или Сюзи, как он ее называет.

Сюзи больше, чем возлюбленная Майло на протяжении его бесчисленных путей к загробной жизни; она буквально причина его существования — он погружается в одно новое проживание за другим, молясь о том дне, когда ему больше не придется покидать любимую.

Но Reincarnation Blues — это не только прекрасная любовная история: каждое следующее путешествие от колыбели до могилы предлагает Майло всё новые кусочки великой космической головоломки. Если он сможет вовремя собрать их вместе, то наконец поймёт, что значит быть частью чего-то большего, чем бесконечность.

Такой же мрачно-очаровательный, как работы Нила Геймана, и столь же мудро-забавный, как романы Курта Воннегута, Reincarnation Blues Майкла Пура — это история обо всём, что делает жизнь полной, красивой, абсурдной и душераздирающей.

Потому что это больше, чем история Майло и Сюзи. Это и твоя история.

© Перевод аннотации piglet

Издания: ВСЕ (2)

Блюз перерождений
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Reincarnation Blues
2017 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Выпад на сакральное,

или как медитировать с помощью кошек?»

Те или иные варианты «вечного возвращения» аля «колеса сансары» сейчас снова «в тренде». Не важно, описывает ли роман, как довольно знаковые для жанра «(Первые) Пятнадцать жизней Гарри Огуста», экзотические варианты жизненной круговерти рождения и смерти с пониманием и/или преодолением Судьбы. Кстати, произведение Кэтри Уэбб пусть и интригующая, новаторская, но интерпретация старого как мир «дня сурка». А потому не буду останавливаться на перечислении новейших книжек, которые без подобных ревизий и нововведений пинают и без того избитый жанровый прием. На что точно не хватит место, так это на перечисление романов, рассказов, повестей да сериалов и фильмов, которые эксплуатируют без претензии на новый взгляд самое известное словечко из области «восточных мистицизмов». Конечно же, речь о реинкарнации и переселении душ. И потому радуют попытки даже если не радикального пересмотра жанрового приема (и вообще жанра), а хотя бы иной подход к подаче истории и передаче смыслов. Именно это я увидел в «Блюзе перерождений» Майкла Пура.

В книге два главных героя. Первый из них Майло. Самый большой неудачник в области достижения сакрального. Насколько он неудачник можно измерить по количеству прожитых жизней, которых с лихвой хватало большинству душ нашей необъятной вселенной для достижения Совершенства. А именно Майло неудачник вот как 9990 с лишком существований подряд. Ведь все мы, как оказывается, рождаемся не просто, чтобы умереть, а чтобы умереть правильно таким образом, чтобы... А вот черт его пойми! Вроде как чтобы достичь Совершенства и воссоединиться с Мировой Душой, да вот как получить заветное Совершенство мало кто знает. Майло множество жизней жертвовал собой, испытывал стоически и не очень самые разные страдания. Он умирал от потери головы, взрыва планеты, поедания акулой, утопления в солнечной плазме... Он был героем, злодеем, антигероем, индусским монахом, космическим супергероем (сериал о котором смотрят в загробном мире), гомосексуальным художником, китайской женщиной, кузнечиком, и так далее, и так далее. И как бы благородно, аскетично и самоотверженно не проживал жизнь Майло, все шло как-то не так и не устраивало судей из послесмертья. А истечения десяти тысячей жизней ведут к непоправимым последствиям... Второй герой, точнее, героиня «Блюза...» — Смерть. Или Сюзи. Сакральная сущность, функционал-прислуга Мировой Души с бессмертным и особым статусом, которая полюбила беднягу Майло. И отныне хочет оставить черный балахон и просто делать восковые свечные фигурки. Конечно, в перерывах между любовью со своим избранником...

Разумеется, понятно, чем подобная история должна закончиться. Понятно, что тут хоть и не на поверхности, но имеются стандартные антирелигиозные, а также не шибко изысканные богоборческие мотивы. Две личности, которые любят друг друга, но из-за миропорядка не могут быть вместе. История даже древнее, чем «сурковый день». Но, несмотря на несколько слабоватую концовку, порой слишком скучные куски повествования (слишком затянутые и предсказуемые эпизоды из жизни Майло как заключенного в космической крепости с изнасилованиями да извращенной игрой в открытом космосе, откровенно скучная и бегло прочитанная история существования Майло как немного революционного жителя Ганимеда, старые побасенки о мрачном постапокалипсисе с разрушением планеты и созданием ужасных корпораций-государств...), а также перенасыщения подробностями иных жизней Майло, слабое и вторичное мефотворческое построение мира (инкарнации как путь к совершенству, платоновский мир идей как своеобразное чистилище, Мировая пантеистическая, но несколько неоплатоническая Мировая Душа) и иные вещи, я все-таки поставил роману положительную оценку и хочу его отметить. Во-первых, все-таки в сюжете «Блюза», где есть место для штампов и корявого перевода, встречаются интересные и в чем-то смелые главы. Например, взгляд на реалистичного Будду как старика с деменцией, но который достигает совершенства. Путешествие Майло по стране-за-гробом как ученика арабского жонглера тоже недурно. Линия иронии над медитированием хороша. Во-вторых, пусть и не самое сильное, не самое изящное, но «Блюз перерождений» — наступление на сакральное. Во всяком случае, выпад в его сторону.

Что я под этим подразумеваю? Не совсем антирелигиозную литературу. Даже не совсем антиклерикальную. Скорее под этими словами я имею в виду авторское напоминание миру о секулярности. Том самом явлении, которое сначала частично, потом почти полностью лишило Церковь (на Западе и чуть у нас) земли, после — власти. А затем стало прогонять не просто вещественные формы потустороннего (можно и в кавычках), но и нематериальные. Отделение религии от образования, гегемония светской культуры, замена религиозного идеологическим и политическим, и далее по списку. Но вакуум от сакрального секулярные силы заполняли весьма непоследовательно и скудно, отчего метафизическая отдача в той или иной формой вновь вошла в мир. И в моду, в массовую культуру. Сектантские и иные формы новой религиозности, возрождения и рост старых верований, фашистская кровавая мистика... В конце концов, скатывание и вырождение советской секулярной культуры. Потеря веры в человека и человеческое, нерелигиозные, но фундаменталистские образования по типу постсингулярников, которые еще скажут свое слово. И, как мне кажется, Пур говорит нам: «с секулярностью не покончено. Человек еще скажет свое свободное, богоборческое, антиметафизическое, атеистическое слово!». Ведь чего старается добиться Майло? Избежать точки Совершенства, слияния и растворения в Едином. Почему? Да потому что он не считает это чем-то возвышенным. Ему либо не нравится сама идея возвышенного, либо возвышенного как сакрального, сверхчеловеческого. Для него высокое — любовь, плотская, духовная и обычная со Смертью. Смерть также хочет обычного, человеческого. Так и вспоминается фраза из эллинской вполне секулярной культуры, что боги завидуют людям, их смертности и конечности. Ограниченном, в котором разворачивается высокое и трагическое. Майкл Пур восстает и против христианского рая, и против восточной нирваны. Он хочет, чтобы мы вновь вернулись к Человеку, к его идеалу, отрезанному от религиозных взглядов. В чем-то это воспевания слишком мещанского человека, но все-таки проглядывается и Человек с большой буквы. Для которого не чужда самоотверженная, вечная и настоящая любовь.

Таким образом, «Блюз...» для кого-то покажется слишком средненьким и мало примечательным романом. Вполне соглашусь, но те идеи, не сверхноваторские, достойны распространения в наши годы, когда ломать веру в человеческие силы и высоты, возвращаться к устаревшему или создавать его обезображенные хайтек-версии стало мейнстримом. Конечно, смелость Пура не доходит до Альтицера, идеального перенесшего сакральное и метафизическое в модерн и секулярность. Притом таким способом, что христианский мертвый Бог кажется не просто живым, но дающим надежду и силы бороться за Человека. Миру нужны не религиозные фанатики, не технологические утописты или мечтающие о вымирании «людишек» зеленые фашисты, не бесчеловечное потреблядство и даже не роман Пура. Ему нужен призыв к действию от теологов Смерти Бога, который сделает нас по-настоящему свободными и высокими...

Нирвана в колесе сансары, рай должен быть построен на земле, а медитировать можно только с мыслью о кошках!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, никакого отношения к «магическому реализму» жанр данного произведения не имеет. Что не делает его хуже. Тем более, подача и исполнение на весьма и весьма достойном уровне (т.е. заслуги как автора, так и переводчика очевидны).

Если в общем проклассифицировать «Блюз перерождений» одной фразой, то я бы охарактеризовал так: «остросюжетный драматико-перепетийно-приключенческий роман с элементами предапока, НФ, с ярко выраженной любовной линией, философскими и тонкими жизненно-психологическими замечаниями и наблюдениями». Да, еще автор знает толк в том, что такое юмор и ирония (но это лишь тонкая приправа к основному блюду, никак не оно само).

О сюжете, не раскрывая его: герою, прожившему не одну тысячу разных воплощений, предстоит нужным образом завершить Путь становления и не потерять / вернуть Любовь. Казалось бы тривиальные фабулы разворачиваются в пёстрое, увлекательное, местами довольно жёсткое и жестокое (но без чернухи!) повествование. Отдельно благодарен автору за умение подать «жесть» без «натуралистичного» опредмечивания происходящего (которое понятно из контекста), чем очень грешит современный худлит.

Отдельные главы романа посвящены описанию ключевых инкарнаций героя, и потому роман содержит как будто несколько разножанровых и вполне самодостаточных историй. Среди них есть довольно провокативные и скандальные (например, о Будде), где невозможно дать однозначную оценку поступкам героя. А некоторые захватывают суровостью описываемых событий и развитием интриги (как локальной – по историям, так и магистральной – для романа в целом), в основном они исполнены в жанре «гуманитарной НФ».

События развиваются в системе координат отдельных воплощений героя и в загробном мире. Сколько-нибудь подробного его описания, законов, по которым существует, Майкл Пур не дает. Нужно сказать, что произведение в целом на описательность не богато; автор концентрированно (но умело, живо и зримо) предлагает читателю весьма интересную и небезыдейную цепь событий, проживаемых главным героем. Именно ввиду синтеза такой условной скупости на описательность и концентрированности действия роман – по моим ощущениям – можно назвать чуть ли не эталонным представителем «современной остросюжетной прозы».

Рекомендую произведение тем, кто:

- как минимум, не слишком критично относится к идее перерождений (или не против воспринять реинкарнирование в качестве фантдопущения),

- ценит не только увлекательность сюжета, но и «мысле-идейное» наполнение,

- требователен к собственно писательскому мастерству (с этим у Пура всё в порядке).

Да, произведение ни в коем случае не для детей, рейтинг 18+ оправдан.

Почему при всех достоинствах не поставил оценку выше: имею свое мнение (очевидно, разнящееся со взглядами автора) насчёт того, как бы стоило / не стоило вести себя и поступать герою, прожившему под 10 тысяч воплощений.

Впрочем, с удовольствием познакомился бы с иными произведениями М. Пура.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх