Орсон Скотт Кард «Тысяча смертей»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Клоны и клонирование
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Джерри Кроуву предстоит умереть. Он знал о заговоре против правительства и не предупредил. Но умирать ему предстоит не один раз, а столько, сколько понадобится для того, чтобы убедить присяжных в том, что он виноват и раскаивается. А сделать это, не так уж просто...
Входит в:
— цикл «Сага о Вортинге» > сборник «Капитолий», 1979 г.
— антологию «The Best of Omni Science Fiction No. 2», 1981 г.
— сборник «Карты в зеркале», 1990 г.
— антологию «Сирена. Избранная фантастика ОМНИ. Выпуск 2», 1992 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
слОГ, 2 ноября 2007 г.
Соната без сопровождения и Тысяча смертей — безусловно лучшие рассказы Карда. Наверное в рассказе есть какие-то отголоски 1984 Оруэлла , только с тем различием, что герой пережив смертельные испытания в итоге стал Героем. Как? Никто не понял. Но впечатления от рассказа сильнейшие.
cherepaha, 3 октября 2007 г.
Рассказ действительно страшный! Не рекомендуется к прочтению людям впечатлительным, беременным женщинам и детям до 14 лет.
seregaS, 15 октября 2007 г.
Конечно, рассказ страшный и такое наказание очень жестоко. Но, слушая криминальную хронику, иногда так и хочется применить такой же метод для некоторых «людей».
yfnfkmz12041978, 24 января 2017 г.
Жестокий рассказ по описанию умерщвления человека. Особенно описание первой смерти главного героя. Идея и процесс раскаяния преступника в преступлениях, которых он не совершал, очень напоминает как каялись враги народа СССР в сталинские времена. Какими методами добывались кровавые раскаяния. Почему Кард взялся в своем рассказе именно за русских?. А какой из популистских режимов был таким же кровавым?. Берем, конечно, время существования до даты написания рассказа, поскольку на сегодня Америка, погрязшая в войнах развязанных ею, сама по колена в крови.
Любого человека можно сломать и любые методы оправдать там, где нет закона.
тихий омут, 14 февраля 2007 г.
Классный рассказ! Стоит сделать снисхождени по поводу наезда на русских, ну время такое было. А идея «правду не задушишь» здесь описано со знанием дела(писательского) без лишних соплей и героизма. А заканчивается рассказ вообще не по-американски — на революционной ноте
sleeve, 29 июня 2008 г.
«Тысяча смертей» изобилует жестокостью, она даже немного антигуманна, но мне понравился оригинальный взгляд автора, его способность оценить проблему и преподнести ее читателю в нестандартном виде.
god54, 13 августа 2013 г.
Я бы сказал, что это сверхжестокий рассказ, как по самой идее, так и по натуралистическому описанию умерщвления человека. Хотя идея раскаяния преступника в преступлениях, которых он не совершал, абсолютно не нова, а взята из жизни. Вспомните, как каялись враги народа в Советском Сююзе. И каялись ведь искренне и все им верили. Автор просто описал методы, которыми этого добивались. А вспомните последние описания пыток американцами заключенных, которые сводились к имитации смерти. Ничего не ново под Луной. А жизнь перенесенная на бумагу книги почему-то многим не нравится. Привыкли к другому. Думаю следует прочитать это произведение несмотря на жестокость.
iLithium, 11 октября 2013 г.
Такое же название у рассказа Джека Лондона. 1897 и 1978. Совпадение? Щас! Идею Кард позаимствовал оттуда, хоть и реализовал гораздо лучше. У раннего Лондона все довольно заурядно, да и тема рассказа — отношения отца и сына — могла бы раскрыться гораздо лучше. Зато его рассказ — твердая НФ, а у Карда — мягкая.
Итак, во-первых, понравилось, что русские захватили весь мир и, о УЖАС! — превратили судебное заседание в телеспектакль. Камеры, роли, речь! Да! Русские, селясь в штатах, берут английскую фамилию и стараются говорить без акцента! Я в восторге!
Да, я знаю, что рассказ не об этом, ну так и в плохом кино мы смотрим на пейзажи.
Так вот, к идее. Даже тут советские захватчики не казнят предателей родины. Гуманно? Вполне! Они их казнят с клонированием в режиме онлайн. А потом клон искренне раскаивается в своих грехах. После второго-третьего клона все раскаиваются искренне. Но вот Джерри Кроув оказался не таким. На него потратили 12 клонов. Вешали, варили в кипящем масле, кидали акуле (ощущения конечно впечтляют). А он все никак.
В конце концов тратить деньги на клонов надоело, поэтому его послали на…
Pupsjara, 20 ноября 2008 г.
Сильный рассказ, великолепная идея, на излишнюю политизированность почти не обращаешь внимания, так-как не это важное в рассказе. Автору правда не удалось до конца убедить меня, что такое могло быть на самом деле, в некоторых моментах уж чересчур переигрывал главный герой, хотя не нужно забывать о его профессии.
Ruddy, 19 февраля 2007 г.
Стоит посоветовать тем, кто очень любит говорить другим, что им делать. :dont: Рассказ в чём-то классический, но весьма нравоучительный. =)
AlexR, 8 октября 2011 г.
Автор безжалостен к своему читателю. Рассказ шокирует – как основной идеей, так и её реализацией. Мизантропически задумаешься: до какой степени безгранична жестокость человека по отношению к себе подобным? Я не встречал столь яркого и подробного – почти на две страницы – описания ощущений подвергаемого смертной казни человека.
Однако к концу рассказа напряжение спадает, появляются даже юмористические нотки (бедный прокурор!). Развязка несколько смазывает общее впечатление. Она показалась мне нелогичной, искусственной, как бы «из другой оперы». Но в тоже время можно посочувствовать автору: из придуманной им ситуации не так-то просто найти убедительный выход.
Явны переклички с Оруэллом – и в деталях (история с Суиком, портреты Ленина/Старшего Брата на каждом шагу), и в самой мысли о том, что «преступник» должен доказать своё раскаяние, искренне возлюбив поработителей.
Вообще, по-моему, к содержанию рассказа не стоит подходить с чисто реалистическими критериями: «Такого не может быть, потому что…». В нём есть некоторый гротеск, доведение до абсурда. Замечательны в этом отношении слова: «У нас гуманное правительство. Мы никогда никого не убиваем насовсем».
А политическая и идеологическая основа сюжета: противопоставление «плохих» русских, с одной стороны, и американцев, из которых так и невозможно поголовно и до конца вытравить тягу к свободе, с другой стороны, – сейчас воспринимается спокойно, но во времена публикации рассказа была не такой уж безобидной.
Является ли Кард первооткрывателем идеи «тысячи смертей»?
frymn, 11 февраля 2014 г.
Взялся за чтение этого рассказа после цикла об Эндере. Очень уж хотелось посмотреть, на что способна фантазия Карда в коротком жанре, а как показало развитие вышеупомянутого цикла, с воображением у него как раз все в порядке.
С самого начала рассказа немного обескураживает. Очередные 'плохие русские', которые обманом и ложью захватили ослабленную, некогда самую что ни на есть свободную страну и устроили сущий ад тоталитарной власти. В голову даже пришла мысль, что Кард выдал антикоммунистический фарш, захлебывающийся сам в себе. Однако, рассказу был дан шанс, и через пару страниц стало ясно, что абсолютно не зря.
Идея многократного переживания смерти и всего, ей сопутствующего, интересна сама по себе, а у Карда еще и оказалась сдобрена поражающими подробностями в описании.
После прочтения остается небольшой осадок из-за смазанной концовки и все тех же пресловутых русских 'мучителей' с безграничной жестокостью, но возникает понимание, что все это — лишь средства для достижения цели, используемые для нагнетания атмосферы и создания обстановки. В целом складывается хорошее впечатление. Карду действительно есть, что рассказать. Мешает лишь только то, что до сути его докопаться бывает тяжеловато.
VovaZ, 10 июля 2016 г.
Страшненький рассказ, написанный явно вероятно в тренде владеющей американским обществом русофобией.
Однако, Кард, как обычно, избергает дидактичности. Не смотря на заезженную и спекулятивную тему, рассказ многослоен.
Кард исследует возможность многократной смертной казни, в качестве «гуманного» наказания в лживом обществе.
Автор так же, не отказывает себе в возможности пройтись сатирой по лёгко манипулируемой американской публике.
В целом выглядит несколько нарочито и легковесно для Карда. Так же, есть проблема в логике. Но прочесть стоит.
Yazewa, 7 апреля 2014 г.
Абсолютно никчемная идеологическая составляющая. Русские, американцы... зачем это? Сама психологическая начинка рассказа — да, это мощная запоминающаяся история. Трудно, конечно, представить даже в принципе возможность вот так вот привыкнуть к адской боли, не свихнуться от переживания смерти за смертью (не менее ужасен и сам факт «общения» каждый раз с самим собой умершим). Ну, допустим, такая уж уникальная физиология и психика у ГГ...
Конец рассказа, на мой взгляд, неоправданно смягчен. Словно автор, предельно натуралистично описав первую смерть, далее писал торопливо, резко снизив градус и нерв повествования. И концовку читаешь, уже чуть ли не пожимая плечами. «Не дотянута» идея, по-моему.
jonx, 7 октября 2008 г.
Идея рассказа великолепна. Но думаю, герой после пары-тройки подобных кончин просто бы свихнулся.
Да, и где автор видел нелживое правительство?:confused: Чтобы попасть во власть, нужно очень постараться в исскустве «загрызать человеков». А национальность тут ни при чем.:shuffle: