fantlab ru

Марцин А. Гузек «Орден Серых Плащей»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.88
Оценок:
98
Моя оценка:
-

подробнее

Орден Серых Плащей

Szare Płaszcze

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:

Содержание цикла:

6.75 (291)
-
27 отз.
6.00 (1)
-
5.50 (2)
-
5.50 (2)
-
6.71 (155)
-
8 отз.
6.67 (97)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Застава на окраине Империи. Командория 54
2020 г.
Граница Империи
2020 г.
Слава Империи
2021 г.

Аудиокниги:

Слава Империи
2021 г.

Электронные издания:

Geniusze fantastyki
2016 г.
(польский)

Издания на иностранных языках:

I żywy stąd nie wyjdzie nikt
2014 г.
(польский)
Szare Płaszcze: Komandoria 54
2017 г.
(польский)
Szare Płaszcze: Rubież
2019 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вал польского фэнтези, хлынувший на российские прилавки, масштабами сравним уже со средним цунами... Вопрос только в том, вызвано ли это стабильной популярностью мэтра жанра — А. Сапковского, в кильватере которого идут почти все поляки, или просто тем, что в России переводчика с польского найти проще, чем переводчика с португальского. Потому что, лузофоны, знаете ли, тоже пишут и печатают фэнтези, а мы о том ни сном, ни духом.

Объяснить «волну» тем, что наши западные соседи вдруг вырастили у себя когорту гениев, я не могу, применительно к Гузеку на ум идут определения «эпигон» и «МТА».

Второй вопрос, не менее значимый — ДОКОЛЕ?

ДОКОЛЕ ярлык «темное фэнтези» будут лепить на все, где есть немного изнасилований и убийств, потому что в книгах писателей-романтиков позапрошлого века (Дюма, Мериме, Скотт) больше неподдельной средневековой свирепости, чем в сочащихся декоративным гноем и пластилиновыми кишками томах современных грим-даркеров.

Задав общий разгромно-юмористической тон рецензии, можно и приступить к разбору.

Перед нами типовой набор современного фэнтези. Старая Империя, списанная с Римской (с элементами Священной Римской), с запада — оплот цивилизации, варвары с севера и с востока. Есть варварские королевства по окраинам, примитивно срисованные с того, что наросло в Европе после Великого Переселения Народов. В общем — пиршественные залы варварских царьков в бывших «римских» термах и крестьяне, живущие в лесу, молящиеся колесу. Есть не входящий ни в имперскую, ни в феодальную вертикаль власти, Орден Серых Плащей (кто сказал Ночной Дозор?!), бдящий за всякой магией-колдовством.

Но это я не в качестве критики, я наглость уважаю. Викинги так «викингами» и называются, никаких вольскингов, да и славяне так и называются — «склавяне», от чего у русского читателя особая боль. Ведь известно, что это предки нынешних шведов, норвежцев, англичан, немцев, французов, венгров, турок, поляков, казахов, осетин и греков были свирепыми головорезами, которые терзали соседей набегами и резали друг друга по любому поводу. А наши-то (раз склавяне — значит русских имел ввиду сармат-поляк, не чехов же...), если не дай Дажь-Бог куда и вторгались, то только чтобы кормить покоренных манной кашей с изюмом. Здешние склавяне ведут себя... ну как варвары с края карты, ведут.

Но повторюсь, наглость я уважаю, потому что автор и не пытается «сделать всерьез». Персонажи — вполне современные «парни и девчонки» (зацените брутальный средневековый реализм, женщины на боевых должностях в пограничной страже), прибывшие отбывать службу в дальнюю заставу, смешно препираются, забавно интригуют, завязывают неловкие романы, хвастаются, цапаются и тп. Этот «высокомерный аристократ», этот «ироничный бард», этот «Джон Сноу» — амбициозный потомственный служака. Некоторая неоднозначность есть только в персонаже, который сначала позиционируется как «недальнего ума силач». А оказывается самым умным, самым жестоким, самым властолюбивым. В общем=то единственным взрослым.

Не сказать, чтобы книга была лишена достоинство начисто, в конце, концов, осилил же я все три тома.

Но это «легкое развлекательное чтиво», корни которого уже не в Говарде, Геммеле, Сапковском или Мартине, а в сериалах Netflix и компьютерных играх.

Игрового характера книги писатель не стесняется, и когда некоторый персонаж начинает говорить в стиле «пора внести немного прогрессивного феодализма в эту военно-демократическую архаику», это просто забавно. Герои понимают, что они персонажи, большую часть книги, и гадают кто из них выживет, а кто умрет, опираясь на сериальные штампы. Кроме того, они все очень уж раскованы в сексуальном плане. Возникнет (не сразу, не в первом призыве) даже боевая девица очень нетрадиционной ориентации, с прикольной челкой и анимешных пропорций клинком, который предсказуемо носит ЗА СПИНОЙ.

Можно было бы отнести книгу к чистой воды юмористическому поджанру, и поставить оценку баллом выше, потому, что пародия имеет право на существование.

Но добродушное подшучивание временами прерывается расчлененкой с пытками и насилием, которые написаны крайне... реально, что ли.

И когда вышедшие из нетфликсовского сериала, парни и девчонки начинают нешуточно, болезненно, страшно и непоправимо гибнуть в пустяковых стычках (никаких великих войн, нет, пять десятков с одной стороны, сотня с другой...), кажется, что читаешь другую книгу.

Так же неплохо решена местная магия, она жуткая, неприятная, непонятная, и даже ведьмы это не «безобидные травницы» и не провозвестницы феминизма, а именно что ВЕДЬМЫ.

И вот это-то, наличие сильных, трагичных, мрачных страниц не дает поставить оценку повыше.

Автор мог бы сделать действительно мощную книгу. Но зачем-то сознательно смешал героику, в лучших традициях жанра, с Netflix и Камеди-Клабом.

Приходит на ум старый анекдот о том, что пора уже снова писать рассказ не о том, как рыцарь спасает дракона от принцессы и дракон спасает принцессу от рыцаря, а о том, как рыцарь спасает принцессу от дракона.

Надоела эта «игра с клише» и «ироническое переосмысление штампов жанра».

Более штампованного приема не найти.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пару лет назад, окрыленный глубокой признательностью к пану Сапковскому за Белого Волка, я решительно взялся за четырехтомник другого поляка — Гжендовича. Ну, про Ледяной Сад и все такое. Это были мучительные несколько недель, и с тех пор к творчеству этих товарищей я стал относиться гораздо осторожнее.

В данном же случае у нас три небольших, если не сказать «маленьких» томика, поэтому риск изначально был небольшой, но относился я к циклу заранее несколько скептически и никаких чудес не ждал.

Касательно первого тома «разжевывать» не буду, подробный отзыв и так «висит» где положено, отмечу только что был приятно удивлен интересными историями, пусть и щедро присыпанными штампами и посредственным языком.

Второй том не избежал одноименного «проклятия», и при всех достоинствах не вызвал особого восторга. Да, текст стал красивее, повествование — более цельным, а герои немного глубже. И истории сами по себе так же захватывали, но чего-то все же не хватало.

И вот он — финальный том. И если это не образец добротного, хорошего и интересного современного фэнтези, то я уж и не знаю, что тогда.

Язык наконец-то стал изящным и легковесным (что не отменяет появление время от времени непереводимого польского фольклора), текст — живописным и насыщенным, а герои — полноценными живыми характерами. Динамика не пострадала — ибо сюжет с самой первой книги уходит в галоп. Аллюзии на наш мир, которые в начале цикла периодически раздражали, стали наконец-то приятными и интересными. А история третьего тома практически не имеет изъянов.

Кстати, о сюжете. У нас снова многочисленные интриги, измены и «игры в престолы». Только на этот раз все выглядит вполне правдоподобно и уже всерьез трогает читательские струнки в душе. Хотя некоторые ответвления сюжета и остались в духе второй книги, да еще с примесью легкого сюрреализма, в основном читателю все-таки интересно, чем обернется нынешний расклад, как поступят герои и что же будет дальше. В общем, вы поняли.

Теперь герои. Гузеку с первого тома неплохо удавалось вызывать у читателя какие-либо чувства к персонажам, и, что приятно, чувства эти от главы к главе не оставались неизменными. То же самое касается книг. И если во второй уже просматривается некое «потенциальное» противостояние, то сложить четкое отношения к сторонам конфликта еще не удается. А вот в третьей — пожалуйста, вот вам А, вот вам Б, выбирайте по душе. И тот, кто раздражал в начале цикла, вызвал безмерную симпатию в финале, а так радовавший поначалу его будущий оппонент — целый букет противоречивых чувств. Гузек в «Славе Империи» не утверждает — тот, мол, прав, а этот — неправ, нет. Он представляет нам два противоречивых взгляда на мир и два способа решения накопившихся проблем. Что приятно, прямолинейных антагонистов в книге почти нет, ибо они сами по себе скучны — ну что интересного в банальной алчности и жажде власти в стиле «чтобы было» — дайте «злодею» хотя бы честолюбие, а лучше — принципы. Вот и тут большая часть «хороших и не очень» людей именно стремиться сделать мир лучше. Лучше по-своему.

"– Ничто не является правильным, по крайней мере, для всех. Очень редко бывает, чтобы для большинства. Такая уж жестокая штука этот мир. Поэтому нам остается лишь делать то, что правильно для нас, и надеяться, что оно окажется правильным и для большинства.»

Есть и честолюбцы, пытающиеся добиться всего и сразу, чтобы доказать другим и себе самим свою исключительность и значимость. Есть император, чей образ мыслей основан на том же тезисе, на котором болезненно зациклился один питерский студент по имени Родион. И если вспоминать Федормихалыча, то лично мне при прочтении неоднократно вспоминались размышления Ивана Карамазова о слезе ребенка. И подобная ситуация тут разыграна едва ли не буквально.

Ну вот я пришел к тому, за что мне особенно понравилась эта книга. За навеваемые мысли. Ведь это несказанно приятно, когда берешь книгу «на один раз», про расследования и драки, погони, демонов и, прости-господи, лесбиянок, а получаешь пищу для размышлений.

Вопросы меньшего зла, исключительности избранных, ответственности сюзерена перед вассалами и сильного перед слабым, право жертвовать другими, пусть ради всеобщего блага, вопросы чести, долга и совести, противостояние между ксенофобской государственностью и верой в человечество без границ, между закостенелостью и новой, непривычной широтой взглядов, между безграничной силой стереотипов, предрассудков и самоотверженным гуманизмом, ответственность солдата за исполняемый приказ и священные права каждого человека на жизнь и свободу... Огромное множество тем на любой вкус. Угощайтесь.

Свою сторону в этом конфликте лично я выбрал. Понравилось, как Гузек обыграл все. Как показал, что в любом противостоянии с обеих сторон достается как раз лучшим из-за этой их наивной «лучшести». И как безмерные усилия в один миг способны обернуться прахом.

"– Стоило ли оно того? – спросила Касс, поднимаясь от стола. – Сейчас, когда все уже знаешь. Когда определена цена. Все то, чего ты достиг и чем пожертвовал. Как думаешь, стоило?»

А ответа нет.

«Серость» передать тоже удалось — тот самый глубоко симпатичный мне персонаж, будучи интриганом, способным на настоящие преступления, тем не менее остается человеком принципов. Его противник, идейный борец за «светлое будущее», не гнушается самых отвратительных методов. Не столько применяет, сколько позволяет, но именно когда срабатывает знаменитое «цель оправдывает средства», ты и выбираешь сторону. Впрочем, то, как друзья стали тем, кем стали, Гузеку передать удалось. Один, отдав всего себя работе с людьми, наконец из истукана превращается в человека, другой, годами погрязая в нечеловеческих условиях, напротив, ожесточается. Да, остальные персонажи проигрывают в глубине, но тем не менее остаются достаточно проработанными, чтобы вызывать эмоции читателя. Например, было по своему жаль Рода, при том, что основное чувство, которое он вызывал — неприязнь.

Еще хочется отметить россыпь красивых душещипательных сцен, разбросанных по тексту. Тут и Эдвин с арбалетами, и раненый Натаниэль, обнажающий меч, и Гайюс, с ослепительной улыбкой разворачивающий коня в сторону погони, и, собственно, дуэль Натаниэля с Магнусом. И другие — Магнус, приглашающий Кассандру на танец или уже сама Касс, обнимающая Натаниэля в подземелье.

Гузеку удалось поймать некую грань «серости», при которой персонажи, с одной стороны, остаются неоднозначными, с другой — герои время от времени «геройствуют», как в старом добром классическом фэнтези. Для кого-то это наивные глупости, меня вот тронуло.

Немного «подкрутив» масштаб, нам открывается происходящее уже в иной перспективе. Тут философский вопрос существования империй, цены, а также перспектив оного существования. Наконец, на максимальном удалении Гузек немного запугивает нас почти лавкрафтианским ужасом, дает понять об истинных размерах мира и напоминает об удивительной сиюминутности глобальных событий в масштабах вселенной. Неплохо, не правда ли?

И все это при том, что ружья, висящие еще с первой книги — выстрелили. Не осталось ненужных хвостов, которыми грешат даже маститые авторы. Несомненный плюс.

А еще Гузек не жалеет героев. Им регулярно приходится делать нелегкий выбор, прихотью автора их швыряет из огня да в полымя, а еще они умирают. И если в первой книге половина смертей «проходит мимо», то здесь гибель любого из тех, с кем ты плечом к плечу «провел» три тома — потеря.

Разбив «Славу» на три части, две последние я буквально «проглотил» за один присест, будучи не в силах оторваться, чего очень давно не помню.

Я ни в коем случае не утверждаю, что сей опус поляка является обязательным к прочтению шедевром, нет. Но то, что роман будет хорош, стало ясно уже с пролога, в котором на полусотне страниц разыгрывается настоящая история. И вот Гузек не просто оправдал ожидания, он напомнил каким оно бывает, интересное и захватывающее фэнтези, в котором есть место героизму и злодействам, интригам и предательству, чести и совести, верной дружбе и заклятой вражде, улыбке на лице читателя и попавшим в глаз соринкам, пыльным легендам и — пусть не самым умным, да и только на минутку — но драконам.

А еще «негероизму» Того, кто остался задержать погоню.

И невозможности пройти мимо Того, кто сам выбрал свою судьбу.

И потере всего, что можно Тем, кто получил то, о чем и не смел мечтать.

И множащимся надгробиям возле старой башни.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия польского дебютанта Мартина Гузека в России была издана стремительно и, судя по отзывам, обрела пусть не ошеломляющую, но популярность, тем более что само качество издания — обложка, бумага, печать — было выше всяких похвал.

Но мне кажется, что содержание трилогии не дотягивает по качеству, и во многом потому, что, начиная со второй книги, Гузек начал спешить — на читателя вываливаются персонажи, политические события и интриги, мир расширяется, расширяется, игроков всё больше... Но целостного впечатления не создаётся. Попадаются интересные находки и придумки, например, призрак, родившейся из-за тоски главного персонажа по потере, но даже такие моменты мало влияют на общее повествование и обрубаются, не успев повлиять на что-либо.

Было очевидно, что первая книга написана по-ученически, автор искал свой стиль, язык, способ общения с читателем. Но благодаря небольшому количеству действующих лиц и относительно невеликому масштабу событий история и персонажи раскрылись, им хотелось сопереживать, было интересно, что получится из старательно развешанных по стенам ружей.

Но уже во второй книге трилогии масштаб описываемых событий разрастается до эпических масштабов, читателя мотает туда-сюда по географической карте, нам преподносят охапку новых персонажей, забывают их раскрыть и избавляются от них в трагической сцене, которая могла бы быть гораздо более эмоциональной, если бы мы провели с этими людьми чуть больше времени и узнали их чуть получше.

И это лишь один пример. В итоге прочтения всей трилогии мне захотелось, чтобы она была раза в два-три больше — не было бы недораскрытых персонажей, события можно было бы оценить лучше, будь они описаны главой-двумя, а не парой абзацев, даже имена могли бы быть пооригинальнее, ведь не один же я путался, вспоминая, кто такой Магнус или Маркус.

Можно долго и справедливо критиковать Джорджа Мартина за излишнюю дотошность, но именно её не достаёт Мартину Гузеку. Именно таково моё впечатление от «Ордена Серых Плащей» — восхищаешься интересной находкой или изобретательным диалогом, а перевернув страницу, думаешь, что автор писать не умеет. Очень рваное и неровное произведение. Быть может, целой трилогии будет достаточно, чтобы автор «набил руку», но я сомневаюсь, что Гузеку суждено войти в пантеон лучших авторов фэнтези из Польши.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я питаю слабость к польской фантастике, поэтому не смог пройти мимо новой серии.

Ну что могу сказать: добротное темное фэнтези, не без огрехов и клише, но читается бодро и интересно. К персонажам быстро привыкаешь, они становятся какими...своими, что ль.

Понравились аналогии с Европой средневековой. Без прикрас и романтизма.

Вторую книгу буду ждать, надеюсь не затянут с выходом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх