FantLab ru

Марцин А. Гузек «Граница Империи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Голосов:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Граница Империи

Szare Płaszcze: Rubież

Роман, год; цикл «Орден Серых Плащей»

Аннотация:

Люди всегда воевали. Из-за территории, золота, глупой обиды.

Серая Стража ведёт войну с чернокнижниками и не вмешивается в политику, но есть исключения.

Натаниэль Эверсон узнает, что его семья замешана в грязных делах, — пришло время собраться с силами и сделать выбор.

С Границы надвигается полчище склавян, и Магнус, Касс и Люциус снова вместе, ведь ведьмы пророчат прибытие кровавого демона — как обычно, только на этот раз опасность грозит со всех сторон и требует жертв. Но что значит боль единиц по сравнению со спасением тысяч?

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)

Граница Империи
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Szare Płaszcze: Rubież
2019 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть вышла примерно такой же, как и первая. Абсолютно необязательная поделка, которая легко читается и почти мгновенно забывается. Причем с последним пунктом данная серия порой справляется чересчур хорошо. Некоторые персонажи в первом томе вышли столь безликими, что всего три месяца спустя после прочтения я вообще не могу вспомнить, кто они такие. Например, некий Магнус, решивший закосить под местного Соломона Кейна. Вот в упор не помню, кто это. Явно не фентезийный император, высказывавшийся по поводу веры, стали и пороха...

Что было, то по сути и осталось, разве что мало-мальская интрига с тем, кто же из главных героев дотянет до финала, испарилась напрочь. Кстати, о героях. Бард и монах стали просто функциями, почти никак не влияющими на сюжет, аристократ Натаниэль обзавелся малым комплектом Марти Сью (читать, как «элегантно» он интригует против собственной семьи и как у него все получается без смеха или слез практически невозможно), а тот самый Соломон Магнус обзавелся приличным сюжетным доспехом. Банальную девочку-медиума Касю, не-такую-как-все, решили сделать еще банальней, выдав ей нетрадиционную ориентацию и якобы опасность для окружающих (которая за всю книгу не проявиться вообще ни разу), что скорее просто стало поводом приставить к ней еще и любовницу-комиссаршу. Нет, правда, данная героиня выглядит как персонаж, сгенерированный девочкой-подростком для ролевой игры с попытками в «оригинальность», которого мастер тут же разумеется забраковал и выбросил, а автор зачем-то подобрал с помойки идей и пристроил. Еще демиург наплодил ряд второстепенных лицедеев, но на них опять таки не взглянешь без смеха/слез, настолько они вторичными и неказистыми вышли. Маскирующийся под простолюдина правитель, не по годам умная девочка, почти полностью слизанная из сериала который-уже-лучше-не-вспоминать, парочка рекрутов, за счет которых можно будет нагнать какой-нибудь драмы (что разумеется совершенно не работает, ибо абсолютно плевать на героя, которого автор почти никак не прописал и не развил). Ну и далее в том же духе.

Что там еще? Мир... Ой, с этим совсем все плохо, как и в первой книге... Сюжет... Опять ряд разрозненных историй, которые автор пытается нанизать на общий стержень, но выходит не очень. Каждый из героев занят чем-то своим — кто-то ведьм ловит, кто-то на переговоры к варварам ездит, а кто-то посещает развалины проклятого города. И связать это все вместе выходит не очень. Например, Соломон Магнус находит в самом начале информацию о пришествии некоего убер-демона, а затем на какую-то часть книги герои об этом будто бы вообще забывают, а потом ближе к концу будто бы спохватываются — ой да, там же все сюжете еще какой-то демон был, куда бы его тут приплести, давайте вот пришьем нитками белыми к вышепомянутому проклятому городу, и дело с концом, даже в новую локацию для схватки с ним тащиться не придется.

Пожалуй, единственны существенный плюс книги (помимо ее легкой усваиваемости) — это то, что она довольно коротка. Едва мне начали надоедать местные сюжетные потуги, как хлоп-бум-тарарах и все закончилось. Причем безо всяких там открытых финалов, как нынче модно, а просто с жиденьким заделом на продолжение.

По итогу книга — она как эдакий литературный гамбургер. Закинуться на пару вечерков, если нет сил/желания/возможности осваивать что-то серьезное и и/или долгое, а просто хочется наспех утолить эфимерный голод какой-нибудь вкусной, но не особо полезной гадостью без излишней претенциозности.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гузек — самая крупная звезда всего нового польского фэнтези. Пожалуй — самая яркая звезда.

В обзоре первой книги, я сказал, что у Гузека есть однозначный талант в написании и я даю ему второй шанс, я прекрасно видел гигантские минусы у первой книги и всех их выписал, я понимал, что первая книга слабо-среднее чтиво для большинства читателей, но тем не менее, я очень сильно ждал вторую книгу, я знал, что Гузек как минимум сможет поработать над парой ошибок, но то, что он исправит ВСЕ ошибки первой книги — я не ожидал.

ПЛЮСЫ:

1. Наконец-то раскрытие лора вселенной. Во-первых, ко второй книге Гузек наконец-то начал рассказывать предысторию Чумы, что это такое, откуда взялось и как исчезло, во-вторых в книге подробно начали описывать Видящих ну и вообще книга определенно продвинула лор вселенной, если после первой книги у читателя оставалось куча вопросов, то после второй — некоторые ответы будут даны. Это однозначный плюс, не говоря уже о том, что в обзоре к первой книге я этот пункт занёс в минусы, ибо она буквально НИЧЕГО не не объясняла от слова совсем, в отличие от второй, которая будучи имея НЕВЕРОЯТНО маленький объем из 350 страниц с крупным шрифтом — умудрилась ответить на некоторые серьезные вопросы.

2. Абсолютно возросшее мастерство диалогов. Моё почтение, вспоминая те полу-мертвые мужские диалоги из первой книги, которые невозможно было читать без боли в глаза, ко второй Гузек явно подтянул своё мастерство, что мужские, что женские диалоги у второй части на голову, а то и две выше по-сравнению с тем, что было в первой (мужские так явно как-будто и не Гузек писал, вспоминая тот ужас, что был в первой книге).

3. Крайне интересный сюжет. Если сюжет первой книги был завязкой, то сюжет второй книги начал продвигать эту завязку ещё дальше, да, Гузек по-прежнему готовит свой цикл к чему-то явно крупному, пока не совсем понятно, к чему, но учитывая финальные слова героя «Как раз мы должны наслаждаться тишиной, даже если она как раз перед бурей». Посему делаем выводы, что Гузек явно хочет замахнуться на какое-то крупное, эпическое дарк-фэнтези в будущих книгах цикла, благо запал у автора невероятный, лет ему мало, фантазии куча, да и увлекается человек всем и сразу, играми, кино, книгами, а такие люди невероятно творческие и способны найти источник вдохновения от банальной фэнтези игры. Хоть сюжет опять закончился «водой», но боже, какой же он динамичный, какой же он безумно несущийся вперед, буквально с первой страницы и по самую последнюю — я читал взахлеб, настолько живо написанная история, ни единого провисающего момента, даже середина книги просто неслась вперед и не спотыкаясь ни об одну скучную страницу.

4. Невероятная работа над ошибками первой книги. Основной пункт, которому я хочу уделить внимание тех людей, которые, прочитав первую книгу, остались разочарованы (скажем спасибо издательству FanZon, которые начали сравнивать напрямую первую книгу Гузека с гигантами в виде Сапковского и Вегнера прямо на лицевой обложке книги). Вторая часть — исправила ВСЁ, что я критиковал, абсолютно все, давайте по порядку 1) Плохо прописанные мужские персонажи, откровенно не интересный главный герой — исправлено, да, не шикарно, но исправлено, Гузек определнно уделил внимание мужским героям, 2) Безликие мужские диалоги — абсолютно полностью исправлено, диалоги стали живыми, шутки стали живыми, всё стало в сотни раз живее по-сравнению с тем ужасом, что творился в первой книги, 3) Слабое описание территорий — не исправлено и я это опять занёс в минусы, и это не будет исправлено никогда, пока не появится хотя-бы контурная карта на форзаце с географией вселенной Гузека и наконец 4) Явная нехватка опыта писателя в описании битв ближнего боя — так же исправлена, да, опять не на том уровне, который хотели бы увидеть фанаты Сапковского, Вегнера или любого другого писателя темного фэнтези, но для ПОЛНОГО новичка в крупном писательстве темного фэнтези — вполне неплохо, да, Гузек до сих пор очень сильно старается избегать ЛЮБЫХ лишних стычек на мечах, но финальные битвы что в первой книги, что во второй — сок, просто сок, ничего лишнего, просто +- 20-30 страниц финальной битвы. В целом Гузек сделал то, о чем я надеялся в обзоре первой книги, он действительно поработал над своими ошибками, но главный плюс в том, что Гузек ЯВНО понимает все свои слабые места и очень старается их исправить. Это просто достойно уважения.

МИНУСЫ:

1. По-прежнему совершенно не понятно географическое расположение стран и городов. Да, даже ко второй книге Гузек так и не сделал карту своей вселенной, мне АБСОЛЮТНО не понятно, что где находится, что к чему относится и что вообще происходит, какие государства есть помимо Империи и так далее, почему нет до сих пор карты территорий? Сколько можно насиловать читателя с бесконечным называнием городов и стран, и при этом не показывать их географическое местоположение? Я ОЧЕНЬ надеюсь, что к третьей книге Гузек наконец-то выдаст нам карту и перестанет издеваться, пожалуйста, Гузек, сделай ты наконец на форзаце условную контурную карту своей вселенной.

НЕ МИНУСЫ, НО ОСОБЕННОСТИ:

1. Невероятно маленький объем книги. Да, с одной стороны это явно плюс, книга пролетает залпом и для многих это станет отдыхом от гигантских циклов, но с другой стороны... Я прочитал её за два дня, а если весь день свободный, то вы прочтете её за один день. Вторая книга даже меньше первой... А учитывая невероятно интересный сюжет и просто БЕЗУМНЫЕ последние 150-100 страниц, я хотел, чтобы она как минимум была в два раза больше, это явно не минус, но я хотел гораздо большего объема, уж не знаю, что будет к третьей книги цикла, но надеюсь, она не станет ещё меньше.

2. Мужские персонажи. Не спорю, что для любителей Ведьмака, ПЛиО или любого другого гигантского фэнтези цикла, персонажи Гузека могут показаться довольно скучными, точнее не столько персонажи, сколько мужские главные герои, которые у Гузека всё не могут никак сравняться по качеству и харизмы с женскими (которые у него выдаются просто восхитительно, наравне с Сапковским). Но ко второй части Гузек явно поработал над мужскими персонажами, пытаясь хоть как-то дать им изюминки, получилось, скажу честно, не божественно, но прогресс уже определенный виден, думаю, к третьей части Гузек всё-таки сможет найти подход. Лично я остался полностью доволен мужскими персонажами, даже как безумный фанат Сапковского, я не испытывал того дикого отвращения, что было при читке первой книги, где буквально 90% мужских персонажей — брёвна. В этой же книге ситуация гораздо лучше, но я прекрасно понимаю, что Гузек всё ещё слаб в мужских персонажах.

ИТОГ:

Обращаюсь ко всем, кто прочитав первую книгу Гузека стал относиться к продолжению со скепсисом — вторая книга исправила 100% косяков. Гузек — невероятно вырос в написании текста и диалогов, включая персонажей. Дайте ему второй шанс, как сделал я. Всегда давайте второй шанс писателям, у которых есть определенный талант, Гузек — один из тех фэнтези писателей, который сначала написал в 2017 «Застава на окраине Империи», книгу, которая имела как кучу минусов, так и плюсов, и которая состояла из рассказов 2014 года, а потом написал «Граница Империи», книгу 2019 года, которая настолько возросла по уровню и качеству написания, что я гигантским интересом хочу узнать, что сможет написать Гузек к третьей книге, которая уже активно пишется.

Невероятная работа над ошибками, невероятный рост Гузека как фэнтези писателя, книга пролетела залпом за два дня (да, она ОЧЕНЬ маленькая, если захотеть, можно и за день прочитать). Эта книга подарила мне кучу настроения, это невероятно лёгкое дарк-фэнтези, которого порой ОЧЕНЬ не хватает из зарубежных писателей, ведь все мы привыкли к гигантским циклам с миллиардом текста. А тут пришел Гузек с невероятно маленькими историями на одно произведение и просто даёт наслаждение на пару дней без какой-либо нагрузки. Это восхитительно, честно, я давно не читал такого лёгкого и качественного дарк-фэнтези.

Я получил ГИГАНТСКОЕ удовольствие от чтения этой книги, думаю, его получат все, кто дал второй шанс Гузеку и просто хотел, чтобы он исправил все основные косяки. Однозначно жду третью книгу.

За саму книгу — 10.

За издание — 10.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь откровенно — к чтению второго романа цикла Марцина Гузека я приступал с огромным воодушевлением.

Во-первых, мне показался однозначно удачным первый том, поэтому было очень интересно, сможет ли автор удивить меня, как читателя, ещё чем-то. Не смог. Хотя и не разочаровал.

Во-вторых, единственный (на тот момент) отзыв на роман оказался настолько восторженным, что я прям предвкушал. Как выяснилось, зря. Заявление уважаемого Sybyriak о том, что Гузек исправил «ВСЕ ошибки первой книги» оказалось, на мой взгляд, мягко говоря, преувеличением.

Но давайте обо всё по-порядку. Сюжет романа достаточно прост: прошло пять лет, Натаниэль начальствует в Командории 42, Эдвин и Люциус — при нём, Магнус охотиться на ведьм, причём весьма успешно, Кассандра прибывает для расследования признаков появления опасного нового демона, при ней — та самая убийца Риа из первого тома. Но никакого «команда в сборе» не будет — все занимаются своими делами, потому как есть информация о том, что вот-вот воплотится опасный демон, а на Востоке собирается новая орда склавян, причём это будет не грабительский набег, а полномасштабное вторжение, Именно поэтому, пока Касс и Люциус занимаются противостоянием демону и разгадками старых тайн, связанных как с опустошившей Империю Чумой, так и с историй самой Серой Стражи, Натаниэль начинает собственную игру, так как имеет своё представление о том, какая ситуация должна сложиться на Границе и как избежать большой крови ценой крови малой...

Вместе с тем, изменилась сама структура повествования. Теперь это уже не отдельные главы-эпизоды, а единое цельное повествование, хотя и не лишённое некоторой «дёрганности», связанной с довольно большим числом персонажей. Впрочем, это не единственное, чем второй роман отличается от «Заставы на окраине Империи».

Прежде всего, сменились декорации. Теперь мы видим уже не Жопу Мира, а довольно обширную территорию, именуемую Границей, однако, внятной географии описываемого мира циклу по-прежнему не хватает. Нет, какие-то упоминания о других территориях, разумеется, имеются, но именно что упоминания — из текста теперь уже двух романов совершенно не ясно, велика ли территория Империи вообще, и почему она так легко готова расстаться с этой самой Границей. Ну, это если не брать в расчёт тот факт, что населения в результате Чумы заметно поубавилось. Со временем автор тоже более или менее определился. Если проводить аналогии с историей реальной, получится, что это всё-таки классическое Средневековье европейского типа с рыцарями, замками и феодальной раздробленностью. С другой стороны, Гузек так и не объяснил внятно, каким образом осуществляется управление Империей, какова в ней роль Церкви и как власти светские терпят столь могущественную организацию, как Орден Серых Плащей. Вернее, даже не так — автор всячески подчёркивает, что Орден не лезет в политику, что его задача — лишь противостояние колдовству, но... Но наш старый знакомец Натаниэль Эверсон только и делает всю книгу, что лезет в политику! =)))

И вот здесь-то и начинаются серьёзные логические дыры повествования...

Рассмотрим простой пример. В книге прямо говориться, что семья Натаниэля замешана в переброске на Восток колдунов и чернокнижников, за что взамен получает тамошние магические артефакты. Позвольте, но зачем? Если условный колдун может магией, к примеру, обездвижить человека, и то же самое делает склавянский амулет, то в чём смысл существования самой этой схемы, на которую уходит столько времени и средств? А если колдун этого не может, то какую ценность он представляет для склавян? На фига они им нужны, чтобы артефакты на них менять? Нет, можно, разумеется, придумать разные оправдания, но что мешало автору прояснить этот достаточно важный для повествования момент самому, чтобы читателю не приходилось голову ломать? И это далеко не единичный пример. Само противостояние Ордена магии, но при этом широкое использование в прошлом способностей Видящих, тоже выглядит несколько странным. И хотя автор устами одного из героев пытается рассказать о «разнице подходов», так сказать, меня это как-то не убедило. Это все равно что Святая Инквизиция использовала бы в борьбе с колдунами и ведьмами тёмными, колдунов и ведьм светлых. В результате подобных противоречий, мироустройство кажется каким-то не до конца продуманным, словно это всего лишь условные декорации, в которых разворачивается действие.

Ещё одним разочарованием (лично для меня) стал тот факт, что развитие сюжета вывернуло совершенно не туда, куда я надеялся. Нет, свою долю интриг, приключений и сражений — будь то «камерные» столкновения с сущностями сверхъестественными или масштабное со склавянами — Гузек нам, разумеется, выдаст, а вот ожидаемого после первого тома противостояния условной «западной» цивилизации и склавян — нет. Между событиями романов прошло пять лет, но за это время выяснилось, что что склавяне — такие же люди, как и жители Империи, с которыми можно не только воевать, но и торговать, и договариваться, и заключать союзы. Позвольте, но где тогда тот религиозно-мировоззренческий антагонизм, если можно так выразиться, на который были такие жирнющие намёки в томе первом? Про то, что первый Император по представлениям склавян убил их Бога-Дракона/Змея уже не вспоминает вообще никто! Таким образом, вместо ожидаемого мной противостояния двух культур, автор подсунул мне просто местечковые разборки на Границе. И мне очень жаль, что так вышло, хотя я и понимаю, что это только мои проблемы.

Что касается самого сюжета, то в этом плане, как я уже упоминал, никаких претензий к автору у меня нет — читается роман действительно увлекательно, знакомые герои раскрываются чуть полнее, хотя Натаниэль и продолжает немного подбешивать — всё у него получается, весь он такой продуманный, такой хитрый, такой интриганистый. При этом совершенно не ясно, откуда берутся средства и ресурсы на все его мероприятия. Поддержки семьи он, вроде как, лишён, а начальник Командории вряд ли получает такое уж огромное жалование, чтобы оплачивать и подкупы, и заказные убийства, и много чего ещё. Вообще, отношения князя с семьёй — это, как по мне, ещё одна неудача автора. В чём заключается такое уж глубинное неприятие Натаниэлем деятельности своей семьи, если он сам лезет в политику двумя руками, не гнушаясь ничем из вышеперечисленного, для меня осталось загадкой. Поэтому личную драму, которой судьба Натаниэля, вроде как, по мысли автора должна являться, он — только на мой взгляд, разумеется — не вытянул.

И почему же после всего этого, спросит внимательный читатель, я ставлю роману целых 8 баллов?

Да всё по той же причине — от романа действительно сложно оторваться! Гузек умеет завладеть читательским вниманием, а учитывая совсем небольшой объём романа (всего 350 страниц, причём ОЧЕНЬ крупным шрифтом) проглатывается он буквально на одном дыхании! Повторюсь, но ощущение после «Границы Империи» у меня то же самое, что и после первого романа — как-будто сериал с годным сценарием (пусть и не без ляпов) посмотрел! =))) И пусть второй сезон (тьфу ты, второй том!) оказался значительно слабее первого, да ещё и без финального вотэтотоповорота, окончания этой истории я всё же жду с нетерпением, а это о чём-то, да говорит! Надеюсь, Гузек припас на финальный том что-то поинтереснее отражения очередного склавянского набега.

P.S. Обложка второго тома, хоть и хороша сама по себе, имеет к содержанию ещё меньше отношения, чем обложка первого — к первому! =)))

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будни Серой стражи

Фанзон удивил скоростью изданий Гузека. Буквально только вышел первый роман цикла «Орден Серых плащей» — «Застава на окраине Империи. Командория 54» (да, вот такое длинное название!), как вышло продолжение – «Граница империи». Примечательно, что первый роман имеет промежуточный финал – часть истории завершилась, пусть и в локальном смысле (с точки зрения некоторых героев), но в глобальном смысле проблема «Империя vs склавяне» никуда не делась. Поэтому второй роман и сосредоточен (частично) на этой теме.

…прошло пять лет. Натаниэль ныне владеет командорией 42. Под его началом есть старые знакомые –Люциус и Эдвин. Все трое однозначно на теплых местах. Магнус стал Номадом – странствующим стражем. Возможно, его статус не так уж и горяч, зато его боятся как обычные люди, так и склавяне. Наконец, Касс. Она в Черной Скале, у нее появилась…подруга (страж? любовница?). Но самое главное – Кассандра движется по пути единения со своей природой. Неплохая картина, не так ли?

Вот только на границе Империи назревают всё новые проблемы. Поговаривают, что склавяне готовят новый набег. Разговор не об одном десятке тысяч мечей. А еще появился какой-то новый демон. Наконец, убита Стражница из командории 42. Всё это воссоединяет старых друзей. Кто-то пускается в расследование, кто-то отправляется на поиски артефактов, а кому-то предстоит общение с лидерами склавян.

Так чего же ожидать от второго романа Гузека? Во-первых, это более цельная книга. Прошлый роман казался практически сборником рассказов\повестей – настолько разреженным было повествование. При этом акцент был явно на одном из персонажей. Плохо это или нет – вопрос отдельных. Здесь нет четко выраженного ПОВа, пусть и есть акценты на двух из них. Во-вторых, «Граница Империи» — это всё то же драйвовое чтение, где в приоритете именно экшен и ситуации, в которые попадают герои. Здесь они же не юнцы, не зеленые салаги. Они – опытные, молодые бойцы. Кто-то подрастерял уверенность, увидев жесткую реальность, а кто-то нашел свою колею. В-третьих, автор не пытается сделать из романа что-то одно. Здесь есть немного войны, немного политики, немного мистики, детектива, адвенчуры и квеста. В итоге получается очень интересная смесь. При таких объемах (давайте честно – объем двух романов не дотягивает даже до книг Аберкромби, который не считается любителем кирпичей) текст – плотный, достаточно интересный. Кто-то не увидит в нем глубины. Ее и правда маловато. Но находится место для драмы сердца, для драмы семьи, для жесткого расчета. Назвать роман пустым язык не поворачивается.

С другой стороны, минусы в романе всё же есть. Некоторая наивность, схематичность (архетипичность) персонажей, отсутствие большой глубины. Но, кажется, автор к этому и не стремится. Посудите сами – сейчас все стремятся к огромным романам-кирпичам. Сандерсон, Ротфусс, Мартин. Джордан тоже писал много, много пишет и Хобб. Назвать авторов, чьи романы довольно короткие – вот та еще задачка. Маршалл (Буллингтон), Гжендович, Бардуго, МакКлеллан. И всё равно это маленький список. Да и справедливости ради – только у Бардуго и Гжендовича есть романы, которые сопоставимы с объемами, которые выдает Гузек.

Заключение: роман хорош. Определенно хорош. Да, он не будет в топе, вряд ли станет бестселлером в РФ. Но свою аудиторию он найдет (да уже нашел, видно по положительным отзывам). Кому понравится творчество Гузека? Любителям польской фэнтези. Всем, кто хочет что-то драйвовое, чтобы отдохнуть от многотомных и многострадальных эпопей. И, конечно же, желающим почитать что-то мрачное, но отнюдь не гримдарковое (кто-то и «Гроссбартов» считает излишними!).

8 серых плащей из 10.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх