Александр Павлович Иванов «Стереоскоп»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое | в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Кто может открыть путь в выцветшие страны прошлого?
Снимки простые и двойные для стереоскопа загадочно влекут к себе, и тем сильнее, чем старее фотография. Неужели можно не заглянуть, а проникнуть туда – в застывший умерший мир?
Опубликован так же в ж. «Наука и техника»(Рига), 1988. №9, — с. 28-30, №10, — с. 31-32, №11, — с 31-32, №12, — с. 28-31; 1989., №1, — с. 30-32 //Рис. Е.Смирновой-Ивановой;
- то же: Иванов А. Стереоскоп: Сумеречный рассказ // Простор (Алма-Ата), 1992, №11-12 – с. 176-193.
Входит в:
— антологию «Дисплей фантастики», 1990 г.
— антологию «Стереоскоп», 1992 г.
— антологию «Храм снов», 1993 г.
— антологию «Мистика, ужасы. Лучшие произведения», 2009 г.
— журнал «DARKER № 8'11 (9)», 2011 г.
— антологию «Pioneros de la ciencia ficción rusa. Volumen II», 2015 г.
— антологию «Нечестивое собрание», 2017 г.
— антологию «Смерть по объявлению», 2024 г.
- /языки:
- русский (12), испанский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (9), аудиокниги (1), цифровое (2)
- /перевод:
- А. Вивас (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tiwerz, 17 марта 2019 г.
Ночь в музее № зеро.
«Мне отворены были двери в те области, куда человеку недозволено проникать, куда он может лишь заглядывать; для меня исчезла непереступаемая грань между тем миром и нашим... И вместе с тем знаю я, что человек не должен проникать туда, хоть и может. Не следует живому тревожить тот мертвый мир застывшего своим вторжением в его недра: тогда в тех недрах нарушаются таинственные равновесия, тревожится их священный и старый покой; и дерзкий пришелец платится тогда за вторжение тяжким ужасом...»
Довольно жутковатая и очень атмосферная повесть образца 1905 года о путешествии в застывшее прошлое.
Мастерски передано ощущение изменения пространства, и ощущение застывшего времени прошлого мира, застывшего города, застывших фигур, запечатлённых петербургским фотографом 21 апреля 1877 года в Эрмитаже. Или не таких уж и застывших?
Экскурсия в прошлое для героя оказалась далеко не безобидным предприятием и возможно смертельно опасным. А ведь надо ещё найти способ вернуться назад...
Нынешние мастера фантастики и мистики, учитесь, как надо писать такие вещи.
nostromo 2015, 8 мая 2017 г.
Рассказ полон загадочности и пробуждает воображение. Я бы отметил «художественно-описательскую» красоту повествования. «Так бродил я в этой недоступной области... и так тенисты, таинственны, жутки и грустны были эти невозвратные покои...» Очень образно говорится о прошлом — «невозвратные покои»...Оригинальны эпитеты — «тускло-шепчущее эхо», «мир выцветших призраков», «умершее и застывшее мгновение, давно уплывшее в минувшее», «недвижные фигуры людей, похожие на вылинявшие восковые куклы». Читается с напряжением. Особенно интересен выход героя на улицу из Эрмитажа и посещение им своего дома, где он жил в детстве. Это даже вызвало у меня желание съездить на другой конец Москвы и посетить двор того дома, где я жил и играл до начала обучения в школе и не был там лет 40...Ощущения, действительно, это вызвало непередаваемые... Эпизод, когда фантомные персонажи начинают реагировать на героя рассказа, создаёт жуткую атмосферу. Чувство безысходности усиливается постепенным непонятным потемнением окружающего пространства, навевающим размышления о закрывающемся выходе в мир живых... Никакой депрессии после прочтения не испытал. Периодически перечитываю рассказ. Специально искал и нашёл оригинальное первое издание 1909 для полноты ощущений.
montakvir7511, 21 марта 2017 г.
Печалью, унынием и страхом веет от этого небольшого произведения. История одного молодого человека, посредством аппарата под названием «стереоскоп» нашедшему скрытый вход в сюрреалистический мир вечного безмолвия и неподвижности. Тлен и разложение правят в этом обиталище застывших навсегда потусторонних манекенов. Там, среди пыльных и затхлых коридоров Эрмитажа, убого освещаемых вечно бледно-багровым светилом, бродил он в ужасе, натыкаясь на окаменевшие фигуры и тени, запечатленные когда-то этим дьявольским прибором. И даже кое-кого узнавал... Символы, визуальные и придуманные героем в своём воображении, наполняют повесть до последней страницы.
Но даже в этом странном зазеркальном мире, созданном оптической мощью стереоскопа, он не один живой и способный на движение и действия. И именно это в конечном счёте окажется для него наиболее страшным — знать, что любая безмолвная неприметная фигура в коридоре может оказаться настоящей, живой. И следить за ним, вынашивая свои планы...
Занудливая и тяжёлая на вкус повестушка, сходная с некоторыми вещами Александра Грина, написанными гораздо позднее. Сюжетный ход с параллельным миром теней и призраков, куда простым смертным можно попасть только случайно, был потом использован также Киром Булычевым в цикле «Театр теней».
Крайне депрессивная вещь, способная надолго вогнать в хандру.