fantlab ru

Александр Павлович Иванов «Стереоскоп»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
111
Моя оценка:
-

подробнее

Стереоскоп

Другие названия: Стереоскоп: Сумеречный рассказ

Рассказ, год (год написания: 1905)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Кто может открыть путь в выцветшие страны прошлого?

Снимки простые и двойные для стереоскопа загадочно влекут к себе, и тем сильнее, чем старее фотография. Неужели можно не заглянуть, а проникнуть туда – в застывший умерший мир?

Примечание:

Опубликован так же в ж. «Наука и техника»(Рига), 1988. №9, — с. 28-30, №10, — с. 31-32, №11, — с 31-32, №12, — с. 28-31; 1989., №1, — с. 30-32 //Рис. Е.Смирновой-Ивановой;

- то же: Иванов А. Стереоскоп: Сумеречный рассказ // Простор (Алма-Ата), 1992, №11-12 – с. 176-193.


Входит в:

— антологию «Дисплей фантастики», 1990 г.

— антологию «Стереоскоп», 1992 г.

— антологию «Храм снов», 1993 г.

— антологию «Мистика, ужасы. Лучшие произведения», 2009 г.

— журнал «DARKER № 8'11 (9)», 2011 г.

— антологию «Pioneros de la ciencia ficción rusa. Volumen II», 2015 г.

— антологию «Нечестивое собрание», 2017 г.

— антологию «Смерть по объявлению», 2024 г.


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Смерть по объявлению
2025 г.

Издания:

Стереоскопъ: Сумеречный разсказъ
1909 г.
Стереоскоп
1918 г.
Дисплей фантастики
1990 г.
СтереоскопЪ
1992 г.
Храм снов
1993 г.
Стереоскоп
2003 г.
Мистика, ужасы. Лучшие произведения
2009 г.
Ночной принц
2018 г.

Аудиокниги:

Нечестивое собрание. Часть вторая
2017 г.

Электронные издания:

«DARKER» № 8'11 (9)
2011 г.
Стереоскоп
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Pioneros de la ciencia ficción rusa. Volumen II
2015 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ночь в музее № зеро.

«Мне отворены были двери в те области, куда человеку недозволено проникать, куда он может лишь заглядывать; для меня исчезла непереступаемая грань между тем миром и нашим... И вместе с тем знаю я, что человек не должен проникать туда, хоть и может. Не следует живому тревожить тот мертвый мир застывшего своим вторжением в его недра: тогда в тех недрах нарушаются таинственные равновесия, тревожится их священный и старый покой; и дерзкий пришелец платится тогда за вторжение тяжким ужасом...»

Довольно жутковатая и очень атмосферная повесть образца 1905 года о путешествии в застывшее прошлое.

Мастерски передано ощущение изменения пространства, и ощущение застывшего времени прошлого мира, застывшего города, застывших фигур, запечатлённых петербургским фотографом 21 апреля 1877 года в Эрмитаже. Или не таких уж и застывших?

Экскурсия в прошлое для героя оказалась далеко не безобидным предприятием и возможно смертельно опасным. А ведь надо ещё найти способ вернуться назад...

Нынешние мастера фантастики и мистики, учитесь, как надо писать такие вещи.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ полон загадочности и пробуждает воображение. Я бы отметил «художественно-описательскую» красоту повествования. «Так бродил я в этой недоступной области... и так тенисты, таинственны, жутки и грустны были эти невозвратные покои...» Очень образно говорится о прошлом — «невозвратные покои»...Оригинальны эпитеты — «тускло-шепчущее эхо», «мир выцветших призраков», «умершее и застывшее мгновение, давно уплывшее в минувшее», «недвижные фигуры людей, похожие на вылинявшие восковые куклы». Читается с напряжением. Особенно интересен выход героя на улицу из Эрмитажа и посещение им своего дома, где он жил в детстве. Это даже вызвало у меня желание съездить на другой конец Москвы и посетить двор того дома, где я жил и играл до начала обучения в школе и не был там лет 40...Ощущения, действительно, это вызвало непередаваемые... Эпизод, когда фантомные персонажи начинают реагировать на героя рассказа, создаёт жуткую атмосферу. Чувство безысходности усиливается постепенным непонятным потемнением окружающего пространства, навевающим размышления о закрывающемся выходе в мир живых... Никакой депрессии после прочтения не испытал. Периодически перечитываю рассказ. Специально искал и нашёл оригинальное первое издание 1909 для полноты ощущений.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Печалью, унынием и страхом веет от этого небольшого произведения. История одного молодого человека, посредством аппарата под названием «стереоскоп» нашедшему скрытый вход в сюрреалистический мир вечного безмолвия и неподвижности. Тлен и разложение правят в этом обиталище застывших навсегда потусторонних манекенов. Там, среди пыльных и затхлых коридоров Эрмитажа, убого освещаемых вечно бледно-багровым светилом, бродил он в ужасе, натыкаясь на окаменевшие фигуры и тени, запечатленные когда-то этим дьявольским прибором. И даже кое-кого узнавал... Символы, визуальные и придуманные героем в своём воображении, наполняют повесть до последней страницы.

Но даже в этом странном зазеркальном мире, созданном оптической мощью стереоскопа, он не один живой и способный на движение и действия. И именно это в конечном счёте окажется для него наиболее страшным — знать, что любая безмолвная неприметная фигура в коридоре может оказаться настоящей, живой. И следить за ним, вынашивая свои планы...

Занудливая и тяжёлая на вкус повестушка, сходная с некоторыми вещами Александра Грина, написанными гораздо позднее. Сюжетный ход с параллельным миром теней и призраков, куда простым смертным можно попасть только случайно, был потом использован также Киром Булычевым в цикле «Театр теней».

Крайне депрессивная вещь, способная надолго вогнать в хандру.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх