FantLab ru

Паоло Бачигалупи «Игрок»

Игрок

The Gambler

Рассказ, год

Перевод на русский: Н. Кудрявцев (Игрок), 2014 — 1 изд.
К. Егорова (Игрок), 2017 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 34

 Рейтинг
Средняя оценка:7.11
Голосов:165
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Никого не интересуют по-настоящему важные новости. Скандал вокруг популярного рэпера для большинства гораздо интересней сообщений об очередном вымершем виде животных. Онг, главный герой рассказа, идеалист. Раз за разом он пытается донести до людей правду о том, что происходит с их планетой. И каждый раз его сообщения тонут в информационном шуме. Коллеги относятся к нему со снисхождением, начальство требует бросить заниматься ерундой и найти для своих статей более интересные темы. Но он, как отчаявшийся игрок, продолжает ставить на заведомо проигрышную карту.

Примечание:


Рассказ вышел в октябре 2008 года в составе антологии «Fast Forward 2».

Входит в:

— условный цикл «Лучшее за год»  >  антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика», 2009 г.

— условный цикл «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year»  >  антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Three», 2009 г.

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «The Nebula Awards Showcase 2011», 2011 г.

— антологию «Лучшая фантастика XXI века», 2013 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Игнотус / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный рассказ (США)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2009 // Короткая повесть

номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2009 // Лучшее произведение малой формы

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2009 // Короткая повесть

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第43回 (2012) // Переводной рассказ

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучшая повесть / рассказ зарубежного автора

Похожие произведения:

 

 


Лучшая зарубежная научная фантастика
2014 г.
Лучшая фантастика XXI века
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Fast Forward 2
2008 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 22
2009 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Sixth Annual Collection
2009 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Sixth Annual Collection
2009 г.
(английский)
The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Three
2009 г.
(английский)
The Nebula Awards Showcase 2011
2011 г.
(английский)
The Mammoth Book of Nebula Awards SF
2012 г.
(английский)
Twenty-First Century Science Fiction
2013 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2015 г.

Это тот случай, когда я не хочу давать качественную, субъективную оценку этому рассказу, потому что это будет предвзятая оценка. Я не могу также назвать его плохим, но и восстану, если кто-то попросит меня признать, что он хороший. Я даже не стану рассматривать его в категории «нравится/не нравится». Моя позиция по отношению к нему сходна с грубоватой шуткой, которую я сейчас немного смягчу. Парень расстаётся с некрасивой девушкой: «Пойми, ты ни в чём не виновата, даже не думай… дело не в тебе, — дело во мне… я просто не люблю таких…как ты». Я просто не люблю _такие_ истории. Спросите, какие – такие? Частные, слишком частные. Когда чья-то приватность превозносится до высот. Вдобавок, эта история слишком… хм…азиатская. Я ни в коем случае не против Азии, мне очень интересна её древняя история, культура, эпоха средневековья, мифология, искусство, но не современная. Много чего ещё мне не нравится в этой истории.

Мне до злости ревностно, что главный персонаж, Онг – он такой, каким описан. Мне он не по нутру; мне не по вкусу его эгоистичный идеализм, его инфантильная тяга пичкать абонентов тем, что интересно только ему и какой-нибудь маленькой горстке сочувствующих. Сознавая, что очень многим не нравятся его истории, он всё же старательно, фанатично втюхивает их читателям и зрителям, практически насильно привлекая внимание к узкой проблеме. Для меня это так же противоестественно, как и раздутая история про рэпера, — крупномасштабная ловушка-обманка, и даже ещё более насильственная по воздействию на мозги, чем посты Онга про бабочек и пруд.

В какой-то момент я даже хотел перестать читать, когда понял, во-первых, про что я читаю, а во-вторых, сознавая, что ничем меня это автор снова не поразит, не привлечёт в ряды своих почитателей. Потому что я не тот, кто ему нужен, и потому что я не верю его персонажу, этому лаосцу. Онг делает вид, что добился своего, победил, даже будучи плохим игроком и поставив на заведомо проигрышную карту, на аутсайдера, а я уверен, что это не так. Вернее, это может приключиться однажды, единожды можно поймать удачу, но каков будет объем проигранного за то время, что он ждёт её? Потеряно будет гораздо больше. А что «завтра»? Очередной этап выжидания подходящего случая, скорее всего, и пустота. Назавтра весь мимолётный интерес к той бабочке или рыбке в пруду начнёт сходить на нет, а есть ли в запасе ещё «бабочка»? И снова рейтинг Онга будет <1000, но уже не будет той певички, чтобы вытащить его тему со дна. И он как прежде не будет интересен большинству, — таким как я. Ровно также, как мне абсолютно дики, далеки и неинтересны его «тэги», вроде: «Вьентьян», «Кхамсинг», и, простите, «независимость хмонгов».

Дойдя до этих строк про тэги, я вторично захотел бросить рассказ, но снова пересилил себя. Я вдруг понял, что Бачигалупи сам по себе тоже сейчас – «Онг» по отношению ко мне, как читателю. Ведь он также «втюхивает» мне историю, интересную только ему и опять же некоторой группе его почитателей. И, как и Онг, лично для меня, он назавтра снова станет неинтересен, как автор. Я очень не люблю, когда меня обманывают, особенно в случаях, если я понял это.

Но это абсолютно не моя история, я далёк от неё, и мне не захочется к ней снова приближаться, и помнить её, уверен. Я хотел дистанцироваться от оценки её, хотел остаться равнодушным. Не совсем получилось, но забыть этот рассказ я постараюсь, уж очень не люблю помнить что-то, что мне не нравится.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 октября 2014 г.

Неожиданно сильный рассказ от Бачигалупи. Я уже отчаялся было понять, за что так хвалят этого автора, но «Игрок» мне по-настоящему понравился. В этой истории почти нет фантастики, потому что за прошедшие с момента написания рассказа 6 лет ситуация с интернет-сенсациями стола ещё больше похожа на описанную. И глядя порой на боковые панели, предлагающие очередную «новость» про звёзд экрана искренне изумляешься — неужели это может быть кому-то интересно? Но зная, КАК работает вся эта реклама, чётко понимаешь, что только эти «сенсации на три дня» людям сейчас и интересны. Грустно, конечно, немного становится, но Бачигалупи смог даже в эту грустную ситуацию вплести вполне оптимистичный, на мой взгляд, финал. Не обошлось, конечно, и без фирменной «восточности» автора, но здесь она выглядит вполне органично.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2014 г.

Еще одно маленькое чудо от Мистера Пи Би)) Читая рассказ, я понял, что основная тема раннего Бачигалупи — это борьба между людской глупостью, жадностью и высокомерным равнодушием и разумом, любовью и милосердием. Понятно, что Бг — это любовь, но победит ли любовь в итоге, думаю, этого сам Бг не знает совершенно точно. Поэтому борьба будет продолжаться с неослабеваемым накалом. И Бачигалупи как истинный американец смотрит в будущее со сдержанным оптимизмом, не уставая подпускать шпильки в адрес общества, в котором живет.

Сам он правда тоже иногда делает уступки индустрии, пиша романы для подростков и о зомби. Никто не совершенен))

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2015 г.

Рассказ поднимает весьма важную и актуальную в современных реалиях тему. Информация в интернете. Действительно важная информация никого не интересует. Кому интересны вымирающие животные? Кому какое дело до того, что пчелы исчезают потому что в таком-то районе перестал расти такой-то цветок? Нет, большинство людей интересуют актуальные сплетни. Вот возьмите, отключите адблок в браузере, какую рекламу вы там увидите? Ага, вот абсолютно такие же сенсации там и будут (не считая рекламы всяческих порносайтов и емуподобного). Работников индустрии тоже легко можно понять — зарабатывать нужно, и от этого никуда не денешься. Что население хавает — то ему и дают.

Концовку я немного не понял, то ли подобие хэппиэнда, то ли совсем наоборот. Казалось бы да, люди начали читать важную информацию, но, учитывая, каким путем была достигнута эта цель, возникает резонный вопрос, а стоило ли оно того?

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2017 г.

Довольно типичный рассказ для творчества автора на первый взгляд. Вновь два мира, Запад и Восток, оба в опустошенном состоянии, вновь недалекое будущее, в котором некоторые страны уже перестали существовать, а новые появились.

Рассказ о новостях, кому-то важных, но большинству не интересных. И дело тут не в менталитете, людей всех частей мира заботят проблемы ухудшения экологии и тому подобное. Причина в том, что Запад смотрит более оптимистично на будущее, попытки улучшить климат, борьбу с голодом и болезнями, а Восток так во всем этом и остался мариноваться, занятый очередным захватом власти и попытками удержать ее. Потому те, кто сбежал на запад от репрессий и упадка, воспринимают тексты о политике, некомпетентности и исчезновении животных, к примеру, а те, кто вырос в более благополучной стране, выставляют вперед новости о певцах-кумирах и их скандалах. И новостные агентства этому способствуют, ежесекундно раздувая из ничего не значащих на самом деле «эстрадных» событий целые истории, за которыми следит многомиллиардная толпа. А с просмотров идет доход, и его можно пустить на создание еще ряда грандиозных событий – эдакий круговорот.

В общем, идея рассказа не нова, а антураж не настолько подробно прописан, чтобы цеплять. Кроме того, весомый недостаток рассказа в том, что автор, образно выражаясь, вылил на читателя ушат проблем, о которых и так всем известно, показал маленького человека, журналиста, который пытается достучаться до всего мира, притом, что не может поступиться своими принципами. Он упорно пишет про исчезнувшие по халатности властей виды бабочек или васильков, статьи, интересные только тем ученым, у которых журналист и брал интервью. И даже когда встречает свою соотечественницу, успешно устроившую свою карьеру, не находит ничего лучшего, как разочароваться в своих представлениях о ней, будто бы она разделяет его видение мира, и вновь возвратиться к своим статьям об экосистеме. То есть, автор словами или действиями главного героя не предложил никакого варианта выхода из сложившейся ситуации, пусть даже самого нереалистичного.

Тем не менее, «Игрок» хорош. Своим правдивым взглядом на мир, по крайней мере.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх