Джон Скальци «Взаимозависимость»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2021 // Цикл книг | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2022 // Роман, переведённый на французский (трилогия) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Andrey22RU, 24 августа 2024 г.
Цикл Взаимозависимость показался мне крайне скучным и поверхностным произведением, герои как на подбор нелепые, их поступки в целом лишены смысла и какой либо логики. Очень, очень на любителя. Автор на слуху и ранее его не читал, потому через не могу дочитал эту трилогию, пришёл к выводу что более его произведения читать не стану.
ZioniC, 29 ноября 2022 г.
Удивительный цикл, увидев Хуго и хорошие оценки, а также Дюну и ПЛИО в похожих ожидал прописанной вселенной, хороших интриг и красивых решений. В результате получил алогичный мир, странного Императора, картонных злодеев и вселенную в которой живут люди из фильма Идиократия.
Наверное напишу подробней претензии в рецензии к книгам, но в целом — недоумение и сожаление о потраченном времени.
Neradence, 7 марта 2022 г.
Мне так и не стало понятно, в чём именно «Взаимозависимость» похожа на «Дюну». Почему-то серия вообще напомнила больше что-то из раннего Гибсона, с теми же особенностями очень фрагментарно описанного лора и упора на диалоги между персонажами, в которых происходящее раскрывается более полно, чем в авторском тексте.
«Взаимозависимость» очень... Камерная, пожалуй; это слово вроде наиболее уместно. Несмотря на то, что формально цикл заявлен как космоопера, самого космоса здесь практически нет. Временами, конечно, упоминаются корабли, которые в Потоке движутся к определённым системам определённое количество времени, а ещё там что-то про отмели и про то, что у космической империи есть император (здесь он «имперо»), но на этом космический дух и заканчивается.
Весь сюжет сконцентрирован исключительно на взаимных интригах многочисленных богатых людей, и с этой точки зрения «Взаимозависимость» напоминает скорее ПЛиО. Хотя персонажи здесь более плоские и куда более предсказуемые, а их мотивация находится где-то на уровне стереотипных героев боевиков, где есть просто плохие и просто хорошие, потому что так сценарист написал. Они довольно клишированные и весьма типичные для литературы последнего десятилетия, вроде боевой дамы, которая не лезет за словом в карман, случайно севшей на трон молодой девочки, которая, несмотря на возраст и наивность, всех переиграла, гениального учёного с явными чертами гика, etc.
При этом всём читается серия очень и очень легко. Ничего не провисает, ничего не раздражает, ничего не тормозит километровыми описаниями императорских туалетов, нет миллиарда лишних отступлений не по делу и ста флешбеков к потерянной Земле, все сюжетные ружья стреляют, а чай в будуарах пьют с вполне сюжетными целями. Пара любовных линий, одна из которых порадует любителей разнообразия, а вторая — любителей традиционных ценностей и душевных воздыханий, смотрится вполне уместно и внимания на себя не перетягивает. Нет ощущения, что читаешь дамский роман, потому что сами по себе любовные линии никак не выпячиваются. И, что в последние тяжёлые года редкость, они влияют на сюжет и персонажей, заставляя их как-то развиваться. (О Ктулху, какие очевидные для литературы вещи стали дефицитом.)
Самый хороший аспект книги — безусловно, юмор, тут постарались и автор, и переводчик, который отлично адаптировал добротный сарказм стиля Скальци для русскоязычной аудитории. Именно благодаря ироничному языку повествования от книг сложно оторваться: здесь нет большой сюжетной интриги, насыщенной динамики или там особо сложных поворотов, но есть довольно меткие сравнения и ироничные отсылки на политику. Пожалуй, если выбирать, посоветовала бы я читать или нет, я бы сказала «читать» в первую очередь именно из-за языка.
В некоторых моментах юмор прямо очень хорош.
Не могу сказать, что «Взаимозависимость» сильно выдающееся произведение; где-то видела, что её можно сравнить с низкобюджетным фантастическим сериалом, и я с этой точкой зрения согласна: потенциал был, но снимать масштабные сражения и космические виды сильно дорого, поэтому остановимся на дворцовых интерьерах, их рисовать не надо, можно снять отель. И в принципе оно вроде как и неплохо... Но масштаба действия, понимания, что речь именно о целой (!) Империи, а не полутора астероидах, именно показанного автором, а не того, которое можно додумать по паре скудных набросков из очень сжатых объяснений, что и где, не хватает.
С другой стороны, не могу сказать, что это худшее, что я читала, нет; это даже выше среднего.
Так что мне скорее понравилось, и даже горьковатый финал, отдающий с одной стороны неизбежностью, а с другой — человеческой приспособляемостью, показался уместным. Да, никто не остаётся счастлив, но о каком личном счастье можно говорить при конце всей цивилизации, какой её знали тысячу лет? Это, по крайней мере, правдиво. Возможно, самое правдивое место в этой фантастической саге.
ЗЫ Авторское послесловие добавляет книге контекста, после чего воспринимается она уже с сильно меньшим интересом, так как начинает попахивать политической агиткой. Не повторяйте моей ошибки, не читайте призывы голосовать за демократов, потому что иначе всё рухнет и мы все умрём, так и не достигнув величия империи Взаимозависимости. Разваливающейся благодаря управлению империи, прошу заметить, что отдаёт какой-то постиронией.
asjaka, 24 февраля 2022 г.
Итак, что мы имеем, мир победившего феминизма и разнузданного сексуального поведения, где все со всеми. Если серьезно, то идея вполне неплохая, но указанная выше деталь проходит красной линией по всему повествованию и это немного напрягает, по крайней мере меня, может в силу консервативного воспитания или чего-то другого, но раздражает, я не ханжа, далеко нет.
В целом интересный мир, но как-то примитивно прорисованы герои, на четко положительных и четко тех, кто должен сидеть в психушке.
Читать можно, проглатывается легко, если цель «убить» время, то вполне читаемо.
aa10a, 4 апреля 2021 г.
Эта серия не о глубоких психологических проблемах и детально прописанных персонажах, нет. Как мне кажется, это дань уважения классической НФ 40х-50х, где главный герой — это идея, а исполнение — отсылка на тех же Азимова и Хайнлайна позднего периода, когда они перешли на сплошные дискуссии и подачу сюжета через диалоги. Не плохо, не хорошо — такой приём.
Если убрать фантдопущение с течениями, через которые можно перемещаться между планетными системами, но которые «пересыхают» и «открываются», то истории бы не было. Если убрать этих персонажей, то можно было бы набрать новых, и суть бы сильно не поменялась)
Читается легко и непринужденно, третья книга пробует немного раздвинуть границы описываемого мира и даже не через диалоги. Главный и самый развивающийся по ходу действия персонаж — течения потока — тем не менее остается отчасти загадкой и после окончания, но в этом и главная прелесть всей истории.
Нет, это даже не близко к «Дюне», почему-то ближе к финалу в голове больше крутилась сходная трилогия Пола «Эсхатон», где использовались похожие приемы, но другая идея
kamino, 13 марта 2021 г.
Трилогия Взаимозависимости вызывает смешанные чувства, она каким-то странным образом действительно вызывает ассоциации с Дюной, хотя легкая и с юмором подача сюжета этого, казалось бы, не предполагает. Сюжет несётся вскачь, не успеваешь даже понять, что уже финал книги, и это идет в ущерб раскрытию персонажей, они конечно интересные, оригинальные, но они никак не глубокие, раскрытие персонажей, на уровне слабенького мини-сериала, они бегают, они много говорят, участвуют в постельных сценах и опять много говорят: эта крутая и постоянно ругается, этот умный и разбирается в математике, эта скромная, но самоотверженная, эта маниакальная эгоистка и злодейка. Да некоторые диалоги очень забавны и оригинальны, внутренние монологи парочки персонажей просто изумительны. Но во всём этом не хватает старания, что ли, прям видно, и без признания автора, что она написана очень быстро. Сначала эта свежая и быстрая манера сюжета привлекает, но к финалу трилогии, быстрые диалоги, скорые повороты событий которые в финалах переворачиваются с ног на голову, внезапные убийства после которых все говорят «это не я», персонажи которые в конце точно такие же что и в самом начале (если они конечно не умерли) всё это как-то приедается, и сам финал уже разочаровывает.
В общем, сюжет не так уж и плох, шутки — местами хорошие, персонажи попадаются отличные. Хотелось бы, что книга была в разы глубже? с более неторопливым ходом событий? более глубокими персонажами? — конечно хотелось бы, но если у тебя нет времени такие читать, лучше этой не найти.