fantlab ru

Невил Шют «Крысолов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.59
Оценок:
58
Моя оценка:
-

подробнее

Крысолов

Pied Piper

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

1940 год, начало оккупации Франции. Старый англичанин с чужими, доверенными ему детьми должен пробраться через страну, захваченную фашистами, направляясь на родину, в Англию. С мудростью, присущей достойной старости, и силами, которым, казалось, неоткуда уже взяться, Джон Сидней Хоуард пытается спасти свой маленький отряд, увезти малышей от войны...

Примечание:

Первая публикация романа на русском: ШЮТ Невил. Крысолов: Роман. — Урал, 1983, No6, с. 76-105; No7, с. 92-122; No8 , с. 51-78.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Крысолов. На берегу
1991 г.
Крысолов
2011 г.

Периодика:

Collier’s, November 1, 1941 (Vol. 108, No. 18)
1941 г.
(английский)
Collier’s, November 8, 1941 (Vol. 108, No. 19)
1941 г.
(английский)
Collier’s, November 15, 1941 (Vol. 108, No. 20)
1941 г.
(английский)
Collier’s, November 22, 1941 (Vol. 108, No. 21)
1941 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Крысолов. На берегу
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Pied Piper
1976 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый слой романа достаточно прост и беспроигрышен — старик совершает последнее дело своей жизни, спасая от войны семерых детей. Второй — дань литературности, аллюзия на известную сказку (свистки, вырезаемые Гоуардом даже тяжеловесны для этой аллюзии). А вот третий слой, переворачивающий белое черным боком и наоборот, возможно, не предусматривал даже сам автор.

Например, незримо присутствовал образ погибшего сына Джона. Его называли добрым и славным парнем. А один из самых страшных моментов была бомбежка колонны беженцев немцами. Но Джон был пилотом бомбардировщика и так же бомбил людей. Только говорящих на другом языке. Да, да и детишек, вероятно, этот славный парень тоже убивал. Не случайно же вставлен эпизод, когда наши герои (Николь) пострадали от налета британской авиации, бомбящей немцев в Бресте. И старику пришлось говорить детям, что немецкие самолеты — хорошие, а вот эти (британские) плохие. Себе же взрослые объясняют это стечением обстоятельств. Хотя понятно, что нет добрых бомбардировщиков. Потом Дрезден и Хиросима это подтвердят.

Или праведная ненависть, что немцы заставят десятилетнего польского еврея батрачить у себя за миску похлебки. Но он до этого батрачил в светлой Франции за ту же миску похлебки. И хорошие французы мгновенно с приходом немцев сдали им его отца. В чем разница между хорошими французами и нехорошими немцами.

Или постоянная злоба и корысть вроде бы угнетенных (например, сцена торговли, где фермерша забирает большие деньги у измученных ребятишек, продавая им неиспользуемую ненужную коляску). А гадкие немцы вдруг ни с того ни с сего бесплатно кормят и одевают оборвыша (хоть им это особо и не стоило, но ведь помогли, и собак как французы не запускали).

Впрочем, концовка (начиная с лодки гестапо) выбивается из канвы своей мармеладностью. Видно, Шют либо не смог придумать развязку, либо по саксонской традиции закончил хеппи-эндом в угоду массовому читателю. Что, без сомнения, понизило градус ценности произведения.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Самое трудное — понять, в чем заключается твой долг. Выполнить его гораздо легче».

Эту фразу можно было бы вынести эпиграфом к данной книге. Пожилой человек пытается выбраться из охваченной войной Франции. По пути он собирает семь человек детей разного возраста, просто потому, что не может пройти мимо и потому, что без него они погибнут. Без пафоса, без надрыва человек делает то, что считает нужным делать и то, что он сделать может. Он только не может бросить детей и спасаться в одиночку, хотя это гораздо проще и гораздо менее рискованно.

Сильный роман. Повесть о настоящем человеке

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень светлая, печальная книга о надежде и вере, о душевном благородстве, которые несет в себе человек воистину богатый — обладатель огромного доброго сердца. Книга о вроде бы маленьком, но на самом деле великом подвиге человека, остающегося в душе рыцарем, и в семьдесят лет забывающем о собственном благе ради блага других.

Добродетельный старик-англичанин и шестеро одиноких малышей-несмышленышей разных национальностей, старшему из которых всего десять лет, две недели под бомбежками бредут пешком, едут в навозной повозке, а если повезет, то на автомобиле и поезде, по оккупированной немцами Франции в надежде добраться до побережья и попасть в Англию. Героями книги о войне стали не воины, а те, кто сам нуждается в защите – пожилой человек, дети, женщины. И это символично – ведь всякий должен помнить об ответственности за свои поступки, ведь каждый делает в своей жизни выбор, и важно, чтоб этот выбор был достойным.

«Крысолов» — это сильный антивоенный роман, постоянно держащий в напряжении читателя. И пусть финал романа немного сказочен, но это совершенно не портит впечатление о произведении.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кингу из библиотеки принесла жена – я, грешным делом, даже не подозревал о существовании этого писателя. Она взяла томик из-за нашумевшего романа «На берегу», но больше ей понравился шедший первым в сборнике «Крысолов», с которым она мне и посоветовала ознакомиться.

«Крысолов» — книга о войне. Нет, в ней нет сражений, окопных будней, фронтовых ужасов. А вот подвигам в ней нашлось место.

Пожилой англичанин Джон Хоуард отправился в обычную туристическую поездку – порыбачить во Франции. Но выбрал для этого не слишком удачное время – шла Вторая мировая война. Его знакомые, швейцарский дипломат и его жена, попросили Хоуарда вывезти их детей в Англию, к родственникам, ведь немцы, того и гляди, оккупируют Швейцарию. А дальше происходит то, что не становится сюрпризом для читателей – Германия начинает захват Франции. Но для Хоуарда это стало полной неожиданностью – на отдыхе он твердо решил отдохнуть от военных новостей, а, начав путешествие с детьми, и вовсе лишился свободного времени на прослушивание радио и чтение газет. И теперь он во Франции, захваченной Гитлером, немцы ему, англичанину, не рады, многие французы, «обработанные» немецкой пропагандой – тоже, и, вдобавок, у него на попечении дети, которых ему во что бы то ни стало нужно вывезти в Англию. И это только начало его невеселых приключений.

Мифологический образ Крысолова в романе Шюта получает необычную, гуманистическую трактовку. Хоуард – не похититель, а спаситель для этих детей, он уводит их от родителей, поглощенных войной или погибших, в новую, мирную жизнь. И дудочка у него тоже есть – вернее, дудочки, которые он умело мастерит и дарит детям. Смысл образа дудочки-свистка двойственен – это и примета нормального детства, часть того, что так хотел бы подарить этим несчастным детям Хоуард. Но он и, в отличие от мифологического Крысолова, не манит никого за собой своей песней, не лишает свободы. Он дарит игрушки детям, как хотел бы подарить им мир и свободу. Его задача – обеспечить детям крышу над головой в спокойной стране, свое место в этом мире. А пока – хотя бы какую-то радость в разрушенном мире.

«Крысолов» бьет по самому больному: он показывает, как война сказывается на жизни самой уязвимой части общества – стариков, женщин, детей. В то время, когда солдаты наступают, обороняются, отступают; дипломаты продолжают работать в своих кабинетах; политики «рулят» войной и решают, куда обрушить смертоносный огонь в следующий раз – дети не понимают что происходит вокруг, и так же хотят играть и познавать мир вокруг себя. А мир вдруг стал страшным, непонятным и враждебным. Старикам не легче – мечтавшие о спокойной и размеренной жизни, отдыхе от трудов и волнений, с мрачным недоумением смотрят они на кошмар войны: зачем? За что эти люди убивают друг друга, почему разоряют чужие города? Прожившим так долго странно и дико видеть, как молодые люди, вместо того, чтобы трудиться, строить свою жизнь, проливают кровь и разрушают все, построенное другими. И женщины – большинство их одиноко в хаосе войны, их мужья, братья и отцы ушли и могут не вернуться. И в этом тяжком ожидании им приходится брать на себя все хозяйственные работы, выживать в разоренной стране, зачастую в одиночку. И тяжкий труд зачастую становится радостью, потому, что отвлекает от страшных опасений и тревог.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В романе показано, как по-разному, в зависимости от возраста и конкретной судьбы, реагируют дети на то, что творится вокруг них. Шейла и Ронни не понимают до конца зловещего смысла происходящего и грозящей им опасности. Пьер, чьи родители погибли у него на глазах, сначала замыкается в себе, но потом наоборот, становится очень эмоциональным, болезненно чувствительным. Виллем, который подвергся травле со стороны взрослых людей (!) из-за своего нефранцузского происхождения, и вовсе почти превращается в затравленного детеныша, не похожего на человека. Гибель родителей Маржана – не «трагическая случайность»; их, семью польских евреев, уничтожили нацисты. Потому и Маржан озлоблен – он просто мечтает уничтожить всех немцев… на свете. Это повергает Хоуарда в ужас, потому, что именно межнациональная нетерпимость стала причиной этой войны, и ненависть начинает порождать ответную ненависть; а если допустить это, то война никогда не закончится.

Потрясает двоемыслие разжигателей войны. Гестаповец Диссен готов пытать англичанина, попавшего к нему в плен – но готов рискнуть всем, ради спасения племянницы, имеющей «неарийское» происхождение. Получается, абсурдную жестокость нацизма по отношению к его маленькой родственнице, которая провинилась только в том, что имеет часть еврейской крови в своих жилах – он не понимает и не может принять. А зверства по отношению к другим «неарийцам», взрослым и детям – принимает и помогает осуществлять.

Несмотря на тревожный настрой и острый сюжет, «Крысолов» — достаточно добрая книга. Но грустная. Вроде бы, все персонажи так или иначе понимают ситуацию, когда дети стали заложниками развязанной взрослыми войны. Но толку от этого понимания немного – кто-то, общими усилиями, спасен, но война продолжается, и дети, старики и женщины продолжают гибнуть.

Итог: сильный антивоенный роман от англо-австралийского классика, ставшего в России «автором одной книги». Но, как по мне, «Крысолов» намного интереснее и актуальнее, чем «На берегу» — ядерная угроза давно уже стала гипотетической, а вот обычные войны на Земле не прекращаются, и все так же льется кровь мирных людей и детские слезы.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная вещь. С одной стороны, написана для тех, кто любит серьезную литературу. С другой, несмотря на серьезность описываемых событий, читается легко, без всякого напряга. Заставляет следить за действием, сопереживать, даже бояться каждого следующего поворота сюжета.

О чем книга? О человеческом благородстве и достоинстве. О квесте, цель которого выживание. Но не себя-любимого, хотя это тоже желательно. Цель – спасти тех, ответственность за кого взял на свои плечи.

Недостатки? Есть. Некоторая черно-белость. Эти хорошие, те плохие. Как правило, по национальному признаку. Но недостатки эти замечаешь, не чувствуя помехи для чтения и восприятия текста. Ну, а если голову приложить и учесть когда писался роман, то становится понятно – иначе и быть не могло. Ведь середина 20го века – разгар национализма не только в нацистской Германии.

В общем, вещь к изучению практически обязательная. При этом не как школьная хрестоматия – «скучно, но надо» — а как увлекательное, захватывающее чтение.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх