Эликс Делламоника «Спокойный день в галерее»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Кристофер, пожилой житель Земли, прилетает на планету Сопсиан, якобы сфотографировать для внуков картину Мане «Белые кувшинки». В галерее ему предоставляют местного гида по имени Вит, который и не подозревает, что у престарелого землянина совсем другая цель....
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— журнал «Asimov's Science Fiction, October-November 2002», 2002 г.
— антологию «Year's Best SF 8», 2003 г.
— журнал «Если 2004'1», 2004 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2003 // Рассказ |
- /языки:
- русский (2), английский (3)
- /тип:
- книги (2), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Новиков (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 22 октября 2019 г.
Познакомился с творчеством Эликс Делламоники не так давно, прочитав в составе антологии «Пляска фэйри» её рассказ «Пожиратели снов», который показался самым, пожалуй, странным в этой книге. «Странным» ни в коем случае не означает, что рассказ не понравился, просто написаны «Пожиратели снов» в очень странной, несколько даже сюрреалистично-психоделичной манере, что резко выделило его на фоне других работ. В результате решил ознакомиться и с другими произведениями Делламоники, переведёнными на русский, дабы отношение к её творчеству не строилось на основании единственного прочитанного рассказа.
Итак, «Спокойный день в галерее». Номинант Asimov's Readers' Awards 2003 года.
Впечатления двойственный. С одной стороны — это действительно эмоционально цепляющая и морально тяжёлая история, о чём упоминается в здешних отзывах. В центре повествования — утраченная землянами из-за собственной глупости картина Мане «Белые кувшинки», сначала переданная музею Нандивы для временной экспозиции, а теперь и вовсе проданная с аукциона на планету Цебс. Пожилой землянин в сопровождении местного гида из цебсиан прибывает в галерею, чтобы сфотографировать картину для внуков, а заодно и познакомиться со скульптурами самих цебсиан. Но это — лишь официальная версия, и на самом деле визитёр преследует совсем другую цель, желая наказать и инопланетную галерею, и людей в земном правительстве, допустивших утрату картины человечеством...
Повторюсь, но на эмоциональном уровне рассказ действительно цепляет, а его трагический финал по-настоящему берёт за душу. Ещё один плюс — весьма любопытные цебсиане, со своей материальной культурой и своеобразными верованиями. Да и общий посыл в рассказ заложен понятный и правильный: стоит ли месть и утрированное понятие «справедливости» уничтожения произведений искусства, земного или инопланетного — не важно, не говоря уж о гибели разумных существ?
К сожалению, во всё происходящее на страницах рассказа очень трудно поверить. Начать нужно с того, что земляне выставлены в рассказе настолько тупыми, что человеческие юристы даже не смогли разобраться в тонкостях заключённого с инопланетянами договора:
К сожалению, неумение читать мелкий шрифт культурных различий привело к катастрофе. Для нандивцев слово «временно» означало «неопределённо долго».
Сталкиваясь с юристами куда чаще, чем мне того бы хотелось, очень сложно мне поверить, что не нашлось на всём земном шаре десятка-другого ушлых представителей этой профессии, которые не обратили бы на этот пункт пристального внимания. Однако, нерадивых юристов я бы Делламонике ещё простил, но вот в бывшего сотрудника спецслужб, который отправляется на задание, не изучив информации о менталитете и моральных ценностях противника, поверить совсем не получается, а ведь на этом построена вся интрига рассказа...
Одним словом, «Спокойный день в галерее» производит благоприятное впечатление. До уровня настоящих шедевров, повествующих о столкновении человеческих и инопланетных систем ценностей, он, разумеется, не дотягивает, но 7 баллов, на мой взгляд, вполне заслуживает — цебсиане всё-же получились довольно необычные и запоминающиеся.
jolly-fellow, 29 января 2018 г.
Очень трогательный рассказ. Написан очень талантливо. Мало в каком произведении описание чувств и эмоций инопланетянина, совершенно не похожего на человека, сделано настолько хорошо, а его самоубийство, в попытке защитить национальную реликвию, так трогает за душу.
Можно, конечно, придираться к фактическим деталям рассказа вроде «стоит ли какая-то картина провокации межгалактического конфликта, устройства теракта и смерти? Не слишком ли всё это натянуто?» Но суть ведь не в этих деталях, которые можно заменить на что-то более эпическое и правдоподобное, а в том, что устроить теракт, уничтожив национальную святыню другого народа, мстя за свою собственную юридическую ошибку и оскорблённые «национальные понты», это так по-человечески. Это просто аллегория того, что почти ежегодно происходит в реальном мире прямо сейчас. Государственные службы, политические партии, религиозные группы строят свою идеологию на ненависти к другим народам, которые смогли воспользоваться их упущенными возможностями, которым в прошлом повезло больше, которые просто в чём-то лучше. И в пропаганде своей ненависти эти силы призывают не самим становиться лучше, чтобы превзойти оппонента, а опустить оппонента до своего уровня разрушив его достижения, святыни и предметы гордости.
olpo70, 18 января 2017 г.
Эмоционально тяжелый рассказ. Вызывает огромное количество вопросов. И ты не знаешь как на них ответить. Первый и на мой взгляд самый важный. Стоит ли жизнь подростка, пусть и инопланетного, любого произведения искусства? Так ли уж необходимо уничтожать что-то прекрасное ради банальной мести? На мой взгляд ради этих вопросов и был написан рассказ. И уж во вторую очередь ради описания оригинального мира инопланетян.
god54, 6 января 2015 г.
Не знаю, но рассказ в целом, как произведение, не увлек. Хотя автору удалось нарисовать довольно оригинальную инопланетную цивилизацию со своей культурой, обычаями, внешним видом. Даже сумел найти точки соприкосновения в человеческой культурой в части боготворения отдельных произведений искусства. Но при соединении что-то мешает, какая-то нереалистичность происходящего, недоверительность к поступкам, чего-то такого, что заставило бы поверить.
Carex, 2 февраля 2015 г.
У автора великолепная фантазия, мир и ситуация описана атмосферно, подробно и достоверно. Вот только мне показался странным повод, по которому