Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 мая 2021 г. 23:48

Сегодня — 99 лет со дня рождения известного американского фантаста Хола Клемента (30.05.1922 — 29.10.2003).

В этих сборниках серии "Зарубежная фантастика" издательства «Мир» впервые были изданы на русском языке произведения Хола Клемента «Огненный цикл» (в 1970 году) и «Экспедиция «Тяготение» + «У критической точки» (в 1972 году):

Писал о нём здесь год назад:

https://fantlab.ru/blogarticle67149


Тэги: Клемент
Статья написана 30 мая 2021 г. 01:16

Лауреатом премии "Национальный бестселлер" сегодня (уже вчера) стал Александр Пелевин с фантастическим триллером "Покров -17".

Александр Пелевин. Покров -17. — М.: ИД "Городец", 2021. — 304 с. — (Книжная полка Вадима Левенталя).


Два года назад я писал: "..этого писателя невозможно игнорировать. Странный, неудобный, не встающий в ранжир, он есть. Есть и его произведения, которые заставляют чувствовать себя так, словно вы порезались, разбивая стекло, отделяющее нашу привычную, относительно комфортную реальность от досадно-раздражающего, тягостного, утрачивающего очертания мира Александра Пелевина".


Со свежеиспечённым лауреатом Нацбеста.

Поздравляю, Александр!


Статья написана 29 мая 2021 г. 20:19

К 80-ЛЕТИЮ ГЕННАДИЯ ПРАШКЕВИЧА (из книги "Наш человек в антропоцене").

Выпуск 5.



Однажды мы с Прашкевичем участвовали в создании поэтического сборника. Для послесловия мне был нужен многозначительный эпиграф, что-нибудь философское, про поэзию и жизнь. Я, ничтоже сумняшеся, сам придумал и эпиграф, и его автора – никогда не существовавшего китайского мудреца У Пу из пятнадцатого века. После этого Мартович имя выдуманного мною китайского философа дал персонажу своей повести «Доктор Микробус», а заодно и меня с уважительной иронией стал называть «Доктор У Пу». И сам немедленно получил от меня то же имя, но с почтительной приставкой «старший». Так мы и подписываем теперь письма друг другу: «Доктор У Пу-старший» и «Доктор У Пу-младший».

Однажды я редактировал Прашкевича. Редактировать произведения Прашкевича очень легко, в его совершенных, стилистически отточенных текстах править нечего. Но я всё-таки нашёл чем заняться: «нежное курлыкание лягушек» заменил на «страстное». Мартович тут же прислал мне длинное благодарственное письмо, где назвал меня «гигантом», «классным редактором» и «непримиримым борцом со всеми проявлениями сексуального упадничества».

Однажды я спросил Прашкевича: «Каково твоё писательское кредо?» Мартович похлопал меня по плечу и сказал: «Помнить о литературе и не быть дураком. Литература ведь существует не только ради массового читателя, но еще и ради десятка знатоков и любителей, способных оценить твой стиль и твои намерения». Я понял, что литература существует ради меня и гордо огляделся (все ли оценили?), но рядом, к сожалению, никого не было.


Продолжение следует...


Статья написана 27 мая 2021 г. 17:45

Сегодня — День библиотекаря, который отмечают и библиотекари, и книжные эксперты, и критики, и читатели.

А я поздравляю всех!

Пользуясь поводом, выкладываю написанную для книги Геннадия Прашкевича "Брэдбери" главку, которую я назвал "Певец библиотек".


«Великий моралист» – так часто называют Рэя Брэдбери, а вот я бы назвал его воспевателем книг и библиотек. Книжный мотив звучит в произведениях Брэдбери многократно, вспомнить хотя бы его классический и пугающе актуальный сегодня роман «451 градус по Фаренгейту», не единожды возвращался писатель и к теме библиотеки (см. например, роман «..И духов зла явилась рать», другой перевод названия – «Что-то страшное грядёт»). С раннего детства Брэдбери бездну времени проводил в читальных залах, а потом, став знаменитым, в интервью говорил: «Я никогда не учился в колледже. Меня воспитали библиотеки. Благодаря им я получил своеобразное высшее образование». Хранилища книг Брэдбери описывает с бесконечным уважением, рассказывает о них с нежной любовью, граничащей с религиозным поклонением: «..моя библиотека казалась мне прохладной пещерой, а быть может вечно-молодым и растущим лесом, где укрываешься на час от дневного зноя и лихорадочной суеты, чтобы освежиться телом и омыться духом при свете, смягченном зелёными, как трава, абажурами, под шорох ветерков, возникающих, когда опять и опять листаются светлые нежные страницы. Тогда мысли становятся ясней и отчетливей, тело раскованней, и снова находишь силы выйти в пекло действительности, в полуденный зной, навстречу уличной сутолоке, неправдоподобной старости, неизбежной смерти» (строки из рассказа «Лучезарный феникс»).

Рэй Брэдбери особенно близок мне именно своим безграничным обожанием книги. Ведь и я часть своего детства провёл в библиотеках, которые меня тоже воспитывали и образовывали, хотя библиотеки эти были вовсе не такими комфортабельными, как упоительные храмы информации, описываемые американским классиком. Моя мама, учительница начальных классов, на полставки заведовавшая школьной библиотекой, давала мне ключ от неё, и я часами мёрз зимой в «прохладной пещере» неотапливаемого школьного флигеля, исследуя и перебирая книжные сокровища. Сначала меня привлекали подшивки журналов «Вокруг света», «Техника-молодёжи», «Знание-сила» конца 50-х с фантастическими рассказами и необычными иллюстрациями к ним, а потом и всё остальное: от «Лезвия бритвы» Ивана Ефремова, только что изданного «Молодой гвардией», до собрания сочинений Ги де Мопассана. Был я постоянным читателем и ещё одной местной библиотеки, находившейся на другом конце посёлка. Примерно раз в две недели, зимой и летом, пытаясь утолить неизбывную жажду чтения (до сих пор так и не утолённую), таскал я за несколько километров, от Комаровского поселкового Совета до дома, большую сумку, набитую книгами. Потом были и другие библиотеки… Надо заметить, что в ту пору (моё раннее детство, самое начало шестидесятых) книжные фонды провинциальных библиотек укомплектованы были совсем не худо. Правда, книг Рэя Брэдбери в них практически не было. Первую в СССР книжку рассказов знаменитого фантаста выпустило в 1964 г. издательство «Знание» (до этого в 1956 г. в «Издательстве иностранной литературы» выходил лишь роман Брэдбери «451° по Фаренгейту»). Я, третьеклассник, купил этот сборник в мягком переплёте в районном книжном магазине за 57 копеек, сэкономленных из денег, выдаваемых мамой на обеды. Он назывался «Фантастика Рея Бредбери». Именно так, через букву «е», было напечатано на обложке имя автора. В книгу вошли избранные новеллы из первых книг Брэдбери (в том числе из его «Марсианских хроник») в ставших теперь уже классическими переводах Льва Жданова. С восторгом читал я волшебную прозу Брэдбери, и по спине моей бежали мурашки от странной и не очень понятной мне тогда внутренней музыки рассказов «Марсианин», «Будет ласковый дождь», «В серебристой лунной мгле»… Позднее я узнал другого Брэдбери – создателя жёсткой антиутопии «451 градус по Фаренгейту», яркой автобиографической повести «Вино из одуванчиков», философского памфлета «Ветер из Геттисберга», пророческого рассказа «Бетономешалка», но до сих пор имя писателя ассоциируется для меня с его изящно-грустными «Марсианскими хрониками».

Да, библиотеки моего детства не были такими уютными, как библиотеки Рэя Брэдбери… Но разве в этом дело? Главное, что в них были собраны книги! И мы с Рэем их читали! Чудесный мир библиотек ждал нас! Всемирно известного американского фантаста и мальчика из советского рабочего посёлка сближала любовь к их диковинным глубинам… «Снаружи, в обыденном мире, ничего особенного не случалось. Но здесь, в стране, созданной из бумаги и кожи, именно здесь ночью всегда что-нибудь происходило. Прислушайтесь, и вы услышите – кричат десятки тысяч людей, однако крики их может уловить разве что чуткое собачье ухо. Миллионы солдат бегут, бросая пушки; где-то точат ножи гильотин; по четверо в ряд беспрестанно маршируют китайцы… Здесь хранились пряности далеких стран. Здесь дремали запахи раскалённых пустынь. Впереди на возвышении находилась стойка, где пожилая леди, мисс Уотрисс, ставила фиолетовые штампы на книги, но внизу, чуть поодаль, раскинулись Тибет, Антарктика, Конго… Там другая библиотекарша, мисс Уилс, шествовала через Внешнюю Монголию, спокойно раскладывая по полкам Пекин, Иокогаму и остров Целебес». Это цитата из романа Брэдбери «..И духов зла явилась рать». Равнодушный к чтению человек так никогда не напишет! Грустно, что в нынешнее время любовь к книге сходит на нет, а обожатели наполненных чудесами бумажных фолиантов, настоящие, по-хорошему «сумасшедшие» читатели, каким был Брэдбери, уходят от нас.

Но я-то пока жив!

И книги Рэя Брэдбери – со мной.


© Владимир ЛАРИОНОВ

Январь, 2013, Сосновый Бор.


Статья написана 25 мая 2021 г. 23:20

ЖЖ стал присылать ссылки на старые записи, сделанные в тот же день, что сейчас на календаре, но годами раньше.

Любопытно иногда их перечитывать...

Вот пост 17-летней давности от 25 мая 2004 года под названием "Не заметили...":


Не заметили...


Алексей Иванов. Корабли и галактика. — М.: АСТ, 2004. — 384 с. — (Звёздный лабиринт).


Читаю сейчас книжку Алексея Иванова "Корабли и галактика", выпущенную в "Звёздном лабиринте" издательства АСТ (того самого Иванова, что романы "Географ глобус пропил" и "Сердце пармы" написал).

Начал я чтение почему-то с конца, с повести "Победитель Хвостика", а потом прочёл повесть "Земля-сортировочная". Получил несказанное удовольствие.

Чего стоят только эпизоды (в "Хвостике") очищения героя от суеты и главного очищения!

Какого самобытного автора не заметили в 90-е годы...

Все повести, из которых составлена книга, были тогда опубликованы в малотиражных периодических региональных изданиях, но кто их читал...

А издательские приоритеты в то время были отданы переводной, англо-американской фантастике. И вообще, все мы выживали, некогда было вокруг оглядеться.

Хорошо, что автор не сломался, тоже выжил...


****************

На этом старая запись заканчивается.

Подверстаю к ней обложку авторского сборника Алексея Иванова "Охота на "Большую Медведицу", выпущенного Редакцией Елены Шубиной в прошлом, 2020-м, году.

Алексей Иванов. Охота на "Большую Медведицу". — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2020. — 526 с.


Спустя шестнадцать лет фактически переиздана книга "Корабли и галактика" 2004 года (к сожалению, без повести "Победитель Хвостика") с внутренними иллюстрациями Михаила Салтыкова и крупным "детским" шрифтом (как раз для меня).





  Подписка

Количество подписчиков: 180

⇑ Наверх