Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 ноября 2018 г. 19:00

Аннотация:

Аттикус О‘Салливан, последний из друидов, не сильно беспокоится о ведьмах. Тем не менее, он делает реверанс местному ковену, планируя подписать с ним выгодное обеим сторонам соглашение о ненападении, когда внезапно количество ведьм в Темпе, Аризона, увеличивается в четыре раза за одну ночь. И новые девушки не просто плохие, они злобные, и имеют за спиной тёмную историю участия в ВМВ на стороне Германии.

С учётом падшего ангела, пирующего над телами местных школьников, толпы вакханок, захвативших с собой из Вегаса присущую им атмосферу смертоносного декаданса, и опасной, но сексуальной кельтской богини огня, добивающейся его расположения, Аттикусу сложно выкроить время для охоты на ведьм. Но при поддержке своего магического меча, соседского гранатомёта и вампира-адвоката, Аттикус готов прошвырнуться по городу и продемонстрировать ведьмам, что они выбрали для сглаза не того друида.




Выйдя победителем из схватки с Энгусом Огом, друид Аттикус О’Салливан рассчитывал как минимум на передышку от смертельно опасных приключений. Однако новые неприятности не заставили себя долго ждать, причем в широком ассортименте. Уничтожив ведьм, которые встали на сторону Энгуса Ога, Аттикус ослабил ковен Трех Зорь, защишавший территорию Восточной долины от посягательств иных волшебных существ. И теперь сразу несколько претендентов решили оттяпать вкусный кусок, а для верности избавиться от одного непоседливого и своенравного друида. Хуже того, обретя славу "богоубийцы", Аттикус оказался в центре внимания самых разных фракций и обиженных мстителей-одиночек. Каждый хотел бы натравить друида на своих врагов, разумеется, не интересуясь его мнением. Одновременно и божественные покровительницы Аттикуса не спешат помогать ему, ведь благодарность и верность не входят в число их добродетелей. Поэтому О’Салливану придется самому разгребать ворох внезапно навалившихся проблем.

Если в первом романе цикла, "Преследуемом", Кевин Хирн еще как-то разбавлял относительно серьезными сценами общую атмосферу легкомыслия, то "Проклятый" окончательно превратился в непрерывное юмористическое шоу. Пышногрудые немецкие ведьмы в обтягиваюших черных брючках и высоких сапогах, феерия взаимных подколок с Койтом — божеством коренных американцев, а также розыгрыши полицейских и совместное пребывание в обнаженном виде в одной ванне с вдовой Макдонаг. Даже по-настоящему трагические события — не повод, чтобы грустить. Действие очень напоминает ситуационную комедию с типовыми гэгами, для полного сходства не хватает лишь закадрового смеха. С другой стороны, благодаря многочисленным магическим схваткам, похождения друида смахивают на молодежный сериал в жанре комедийного боевика. Так и тянет придумать звучное название "Аттикус — истребитель злодеев" или "Салливан — древний друид". Тем более что городское фэнтези на телеэкранах появляется регулярно, поэтому в этой нише цикл смотрелся бы вполне уместно.

Итак, Аттикус мечется от одной проблемы к другой, тщетно стараясь не допустить полномасштабной войны сверхъестественных существ в городе. Если в первой книге вам показалось, что набор действующих лиц недостаточно разнообразен и ярок, то теперь Хирн от души расплескивает краски по книжному холсту и рассыпает все новые и новые верования: от христианской религии до индейских тотемов, от каббалы до вакханок. Впрочем, единой иерархии или стройной системы в этом калейдоскопе по-прежнему нет, поэтому уровень эклектики уже начинает зашкаливать, превращая цикл в аттракцион культов, пантеонов и сверхъестественных существ. Демон из числа падших ангелов, бившихся за Люцифера? Пожалуйста. Заодно и уничтожим его. Прервать вакхическую оргию? Как скажете, главное, не попасть под их влияние. Плохо то, что глобально сюжет не развивается, а герой лишь переживает стандартные "приключения тела". Таким образом, вторая книга ближе к филлеру, чем к настоящей истории. И наставничество юной ученицы, и участие в интригах богов по-прежнему только маячат впереди.

Итог: легкомысленное юмористическое городское фэнтези с уклоном в мифологию.

Моя оценка: 7/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Кевина Хирна «Преследуемый».


Статья написана 8 октября 2018 г. 20:13

Аннотация:

Правитель герцогства Канарн казнен по приказу короля. В захваченной столице царит хаос, жители страдают от голода и болезней, подвергаются насилию со стороны наемных солдат королевской армии. Но все же надежда остается: дети герцога, лорд Бромви и леди Бронвин, сумели избежать гибели. Очутившись во враждебной стране, Бромви, которого преследуют служители Одного Бога, предпринимает попытку отвоевать свой город с помощью таинственных обитателей леса Дарквальд, народа отверженных. Леди Бронвин находит пристанище в местности под названием Травяное Море, среди народа раненов, но по пятам за ней гонятся воины короля. А Алдженон Слеза, верховный вождь далекой северной страны Фьорлан, направляет флот драккаров на борьбу против армии рыцарей Красного ордена. Начинается кровавая братоубийственная Долгая Война.




Фэнтезийный "Черный страж", первый том масштабной эпопеи "Долгая война" Э. Дж. Смита, в первую очередь придется по душе тем, кто устал от неоднозначных и противоречивых персонажей, от сложных этических дилемм и экзотических декораций, которые вошли в моду за последние годы. Добро пожаловать в старую добрую героику, где на первый план выходят доблесть, верность и честь.

Тысячелетиями длилась Долгая Война между могущественными Гигантами, которые обладали невероятной магией и долголетием. Наконец, их осталось лишь трое — Ледяной Гигант Рованоко, Огненный — Джаа и Каменный — Один Бог, которые поглотили силу, низвергли в безумие или безвозвратно уничтожили всех своих соперников. И теперь ставшие божествами Гиганты удалились за пределы мира людей, однако следят за происходящим через свои земные воплощения — вождей, правителей или колдунов. На фоне древнего противостояния, казалось бы угасшего, разворачиваются более приземленные события. Ро Канарн, родной город герцогского сына Бромви, захвачен войсками короля Тор Фунвейра, который явно не собирается останавливаться на достигнутом. Жрец Магнус Вилобородый, друг семьи герцога, попал в плен при штурме и вынужден ожидать в тюрьме либо королевского приговора, либо освобождения, если на помощь придет с флотом его брат, Алдженон Рагнарссон, верховный вождь северных земель, где почитают Рованоко. Ториан, пурпурный священник-воин, в мелкой стычке убивает рыцаря-пьянчугу и берет под свою опеку его юного оруженосца Рэндалла. Вскоре ему предстоит вместе с другом, черным священником Утой Призраком, отправиться на охоту за беглецом Бромви. А наемный убийца Рам Джас, ненавидящий служителей Одного Бога, готовится к выполнению очередного заказа и не подозревает, как нуждается в нем близкий приятель.

Если у романа Смита и есть что-то общее со знаменитой фэнтезийной Сагой Джорджа Мартина, то это огромное количество персонажей и солидный объем тома. Читателям стоит быть готовым к тому, что почти каждая следующая глава будет переносить их в новую точку на континенте и знакомить все с новыми и новыми героями. Декорации автор компилирует из классических локаций, с фракциями также не заморачивается: в наличии суровые северяне-викинги, гордые рыцари-храмовники и хитрые южане-колдуньи. Отчасти оригинальности роману добавляют сведения о Глубинных Временах, когда десятки и сотни самых разных Гигантов вели ожесточенные войны, но подается эта информация крайне скудно. По большей части действие разворачивается в стереотипных лесах и горах, замках и городах, хотя Смит и пытался объемом стандартных деталей скомпенсировать блеклость описаний. Трущобы непременно грязны и вонючи, сторожевые башни высоки, а замки полны залов и коридоров.

Что касается персонажей, то с ними Смит строго придерживается предельно контрастного деления на "черное" и "белое". Коварные злодеи мерзко плетут гадкие козни и с наслаждением упиваются чужими страданиями. А отважные герои стойко переносят все невзгоды, защищают друзей и помогают слабым. Если кто-то из положительных персонажей сражается на стороне зла, то это временное упущение вскоре так или иначе будет исправлено. Главные действующие лица подобны фигуркам, вырезанным из плотного картона и раскрашенным в яркие цвета. Залакируйте их толстым слоем пафоса и чуть-чуть сбрызните черным юмором. И будьте готовы, что кого-то могут без малейшего предупреждения снять с игровой доски, где ведется партия могущественных сил. А вот к дарку роман причислить никак не получится, поскольку одних лишь натуралистично описанных сцен насилия в захваченном рыцарями и наемниками Ро Канарне недостаточно, чтобы перевесить строгие принципы и возвышенные чувства главных героев.

К сожалению, для подробного рассказа о сюжете пришлось бы раскрыть его значительную часть, поскольку на протяжении большей части книги автор лишь расставляет фигуры и описывает населяющие его мир народы, их традиции и взаимоотношения. По сути, первый том является экспозицией к циклу. Здесь мы знакомимся с предысторией событий, действующими лицами и видим начальную стадию нового горячего витка Долгой Войны Гигантов. По мере развития сюжета описаний становится меньше, а вот яростных поединков и ожесточенных сражений — больше. Мир все явственнее сползает в открытое противостояние различных народов и последователей божеств. И героям предстоит пережить немало испытаний, чтобы защитить своих родных и друзей, повергнуть коварных каресианских ведьм и восстановить связь с Гигантами. Но удастся ли им добиться этого — и какой ценой! — пока совершенно непонятно.

Итог: масштабная фэнтезийная героика о тайной войне божеств.

Моя оценка: 7/10


Статья написана 14 августа 2018 г. 13:37

Карточка финала ФЛР-15 в базе ФЛ.

"Love is"

Нарочито сгущенные свинцовые мерзости неблагополучного бытия, от которых отсечено все, что отвлекало бы читателя от задумки автора.

Хорошо выстроенная композиция с четким делением на осколки-эпизоды. Аккуратно закольцованная притча.

Фантастическое допущение минимально на фоне психологической прозы, три прямых влияния на жизнь и несколько расплывчатых предсказаний.

"Коля Чернов" — так Воронов или Чернов?

"Затолкала ствол в ярко накрашенный рот. Зажмурилась. Скулила. Потом вытащила, навела на зеркало." — "скулила" резко выбивается из ряда остальных глаголов. Процесс среди действий. В напряженной сцене-кульминации это сразу же режет глаз.

Проблема рассказа в том, что автор ощутимо давит слезу, выбирая жалостливые варианты сюжета. С другой стороны, будь это реализм, обращения в полицию девочка могла бы и не пережить, к примеру. Тема раскрыта отчетливо, поэтому в топ, но только на последнее место.

Оценка: 7

"А может, завтра?"

Еще одна слезодавилка, бездарно притворяющаяся НФ. Пожалуй, худший рассказ в финале. Реакторы, которые "сдерживают" энергетические "выплески"? Вездеход, у которого батарея моментально разряжается — и уже молчу про многократное дублирование ключевых систем. Связь при бурях всегда может быть нестабильной, даже на Земле — дублировать связь между основными постами проводом или оптоволокном, конечно, нельзя. И главный вопрос — если это далекое будущее — почему они просто не опустили жилые модули под землю? Ах да, тогда пропадет "траХедия", высосанная из пальца.

Эмоции героев поданы в лоб и наигранно. Вообще весь рассказ производит впечатление стандартного упражнения по готовому шаблону — драма, любовь, мораль. Как промежуточное задание для начинающего писателя на курсах — сделано на удовлетворительно с минусом. Самостоятельной художественной ценности не имеет.

"Слева лежало большой белый ком" — несогласованность глагола.

Спасти рассказ могла бы либо реальная проработка матчасти, либо акцент на космофэнтези — с духами-хранителями, Древними, то есть воссозданием некоей мифологии к загадочным кристаллам.

Оценка: 4




Уже третий год я участвую в судействе на традиционном конкурсе "ФантЛабораторная Работа" и теперь могу, наверное, сравнивать, как меняется уровень работ.

Пожалуй, самым сильным на мой вкус был прошлый зимний, 14-ый заход с "играми". Текущий же, такое ощущение, что немного сбавил темп. Больше средних работ, чем на 13-ом, "космическом", когда оценки у меня разлетались — либо 4/5, либо 7/8. Здесь же почти все попали в среднюю зону 6-7. Но реально зацепить меня смогли только две работы, "Песни о море" и "Марево теней". Вот за них — особое спасибо авторам, было весьма приятно погрузиться в ваши истории.

Такое ощущение, что окончательно сформировался круг участников, в том числе издающихся авторов, которые стабильно выдают весьма качественный результат, а остальные будто каждый раз пробуют заново себя или изредка выдают хороший уровень. Кокоулин, Максютов, Венгловский, Гелприн — кого-то я узнаю просто по тексту, а с кем-то пост-фактум хлопаю себя по лбу, что — точно же! — именно он мог и должен был так написать. Технически, по стилю — к их текстам реже всего возникают вопросы или претензии.

Спасибо Оргкомитету и участникам конкурса за разнообразное чтение, ведь даже из неровной работы можно почерпнуть интересный образ, удачную формулировку или красивую идею. Иначе зачем вообще читать рассказы?)




Статья написана 9 августа 2018 г. 17:52

Аннотация:

Когда космические колонии Земли потеряли связь с родной планетой, им пришлось выживать без всякой поддержки. Процесс терраформирования оказался слишком труден и длителен, и люди изменились сами с помощью киборгизации и генетических модификаций. Когда же потомки первых колонистов, наконец, установили хрупкое равновесие с окружающими их враждебными мирами, оказалось, что Земля не погибла. И теперь возродившаяся из руин цивилизация хочет вернуть колонии себе, попутно истребив всех «мутантов». Так начинается первая межзвездная война, грязная, опасная и чудовищно дорогая.

В разгар войны люди сталкиваются с иным и чуждым разумом, бесстрастным и всесильным, чьи мотивы непознаваемы, а возможности бесконечны. Только первым на контакт с ним случайно выходит роботер, человек, специально выведенный для управления сложнейшими техническими системами, а его психология и образ мыслей порой сильно отличаются от привычных. Вскоре люди поймут, что о подлинных тайнах космоса они не знают ничего, и за некоторые секреты придется заплатить очень высокую цену.




Завязка романа "Роботер" Александера Лэмба во многом напоминает расклад сил у Пола Макоули в "Тихой войне". После того, как климат и экономика Земли пришли в упадок, связи между материнской планетой и колониями оказались разорваны. Со временем колонисты сосредоточили усилия на развитии науки и техники, проводя терраформирование и практикуя генные модификации. На Земле же после гражданских войн образовалось единое Королевство, фактически управляемое Церковью Истинности, которую возглавляет Пророк Петр Санчес. Когда-то он сумел остановить множество войн, раздиравших планету, объединить секты и религии под своей рукой, а затем объявил крестовый поход против Колоний, обвинив капиталистов и демократов во всех бедах, что постигли Землю. Используя передовые научные достижения, чтобы компенсировать подавляющее численное превосходство противника, жители Галатеи смогли временно достичь шаткого равновесия на фронте, однако внезапно у землян появляется мощное оружие. И теперь лишь отчаянный рейд корабля "Ариэль", софт-диверсанта и разведчика, может спасти галатеан от сокрушительного поражения и бегства на эвакуационных ковчегах.

Если пропустить через креативную "мясорубку" творчество Брина, Рейнольдса и Макоули, а затем отобрать самые яркие фрагменты, то получится антураж "Роботера". Первые главы поражают читателя пестрым фейерверком технических терминов и понятий. Само-осознающие программные комплексы (СОП), гексагональный строй, гравитационные щиты и маяки-прерыватели, антивещество в магнитных ловушках и полеты с использованием варпа, а венцом всей этой квазинауки и машинерии являются роботеры, люди с модифицированным для лучшей совместимости с программными комплексами мозгом. Одновременно закладывается и социальная подложка для НФ-схемы. На Земле тоталитарная секта, называемая Церковью Истинности, в которую на условиях подчинения и коррекции догматов вошли все остальные религиозные течения. Галатеанцы, которым земляне повесили кличку "генетические фашисты", разделены по стоимости и сложности генетических модификаций. Чем дороже личные изменения, тем высокомернее ведет себя человек. На столь многообещающей платформе автор запускает моделирование космической войны, но справиться с задачей в полной мере, увы, ему не удалось.

Начнем с того, что научно-фантастическая составляющая теряет "твердость" еще в начале разведывательного рейда "Ариэля". Лэмб быстро скатывается лишь в подражание научности, пуская пыль в глаза выдуманными обозначениями, а затем и вовсе доходит до классических штампов космооперы — к примеру, любые двигатели непременно ухают, визжат или ревут, проталкивая корабль сквозь вакуум; или от взрыва космической станции идет ходуном мостик на удаленном от нее звездолете. Но это лишь полбеды. Автор постоянно мечется между взрослой серьезной драмой и подростковым приключенческим чтивом, то углубляясь в психологические нюансы, то упрощая и уплощая мотивации, характеры персонажей.

Ключевой и главный герой романа — роботер Уилл. Чрезвычайно талантливый, инициативный и смелый, успевший за пять лет войны с землянами трижды сменить корабль из-за излишнего упрямства. Созданный, чтобы напрямую взаимодействовать с многочисленными программными комплексами, но не страдающий от аутизма, как большинство роботеров. На "Ариэле" ему предстоит обрести друзей и сохранить дружбу, когда инопланетная Реликвия, найденная сперва торговцами-Первопроходцами, а затем и землянами, выберет именно Уилла для того, чтобы определить судьбу всего человечества. Либо уничтожение за деструктивность нашего вида, укрепление рабства и невежества, либо развитие ради совершенствования, мирного поиска себя и своего места в мире.

В целом, "Роботер" представляет собой неровную и разнородную историю, в которой приключенческая космоопера успевает и зайти в пределы социальной фантастики, и подарить читателям шикарный атмосферный экскурс в мертвую звездную систему, чьи обитатели были некогда признаны деструктивным видом и приговорены к смерти, и полноценное погружение в виртуальное пространство. Однако здравый смысл и интрига ближе к завершению отступают на задний план, а вперед выходит его величество "мегаоружие" и воля автора.

Итог: космические приключения диверсионного корабля в играх сверхцивилизации.

Моя оценка: 7/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Пола Макоули «Тихая война».


Статья написана 30 июля 2018 г. 13:06

Аннотация:

Добро пожаловать в мир, где звучит эхо мушкетных выстрелов и лязг стали, но настоящая битва разворачивается против зловредной, хотя и почти незаметной магии…

Капитан Маркус д’Ивор, командир одного из колониальных гарнизонов империи Вордариан давно смирился, что ему суждено провести всю свою службу в отдалённом, сонном гарнизоне. Но нагрянувшее восстание кардинально меняет всю его жизнь. Именно на его плечи ложится ответственность за деморализованных солдат, чудом уцелевших в небольшом форте на краю пустыни.

Бежавшая от прошлого Уинтер Игергласс прячется под видом мужчины, рядового колониальных войск Вордариана. Она верит, что никто не раскроет её тайну. Но когда в её руках оказываются судьбы солдат, ей придётся завоевать их умы и сердца и повести их в битву против невообразимых созданий.

Полковник Янус бет Вхалних, военный гений, посланный королём навести порядок, не знает вкуса поражений. За его спиной Маркус и Уинтер чувствуют себя совершенно спокойно. Но что случится с ними, когда они поймут, что амбиции полковника простираются далеко за пределами полей сражений, и касаются областей магии, которые могут изменить жизнь любого, кто окажется на его пути к желанной цели.




В фэнтези существует множество способов конструирования мира. Кто-то из авторов опирается на свою фантазию, создавая максимально необычное окружение. Кто-то активно использует мифологические мотивы или экзотический фольклор. А кто-то обращается к избранным местам в истории, перенося в фэнтезийный антураж драматические события из прошлого. Конечно, до самого знаменитого примера — основанных на войне Алой и Белой розы "Песен льда и пламени" Джорджа Мартина — Джанго Векслеру все же далеко, однако "Тысяча имен", первый роман в цикле "Теневые войны", вполне заслуживает читательского внимания.

Затерянное в жарких песках государство Хандар отделено от королевства Ворданай морем, однако это не препятствует его королевскому величеству Фарусу Восьмому вмешиваться во внутренние дела союзника и держать на его территории Первый колониальный полк. В мирное время ворданайские офицеры тренировали хандарских военных, а солдаты участвовали в местных парадах, прожигали деньги в тавернах и борделях. Однако когда Эш-Катарионе, столице Хандара, вспыхнуло религиозно-освободительное восстание, Искупление, направленное против иноземцев, старого священства и правящей династии Эксоптераев, Первый колониальный спешно отступил в прибрежный Форт Доблести вместе с принцем и его придворными, чтобы дождаться приказов и помощи из метрополии. Офицеры и солдаты были почти уверены, что им велят грузиться на корабли и возвращаться, поскольку мятежников в пять-шесть раз больше, чем ворданайцев. Но у прибывшего вместе с пополнением полковника графа Януса Вальниха свое мнение на этот счет, ведь не зря же он специально добивался этого назначения.

Как нетрудно догадаться, историческим прообразом для "Тысячи имен" стал Египетский поход Наполеона, во время которого известный полководец неоднократно наголову громил противника, неся при этом крайне малые потери. Также полковник Вальних унаследовал от своего прототипа пронзительный взгляд и главное — уникальное сочетание интуиции, эрудиции и логического мышления, что позволяет ему владеть ситуацией, безошибочно предугадывая поведение противника. Тяжелые переходы по раскаленной безводной пустыне, древние храмы и памятники довершают сходство.

За исключением прологов, знакомящих читателя с происходящим в стане восставших перед началом каждой части, роман посвящен ворданайской армии, за которой мы попеременно следим глазами двух главных героев, капитана первого батальона Маркуса Д’Ивуара и новоиспеченного сержанта седьмой роты Винтера Игернгласса. Исполнявший до прибытия Януса Вальниха обязанности командира полка, капитан Маркус являет собой образцового служаку, самоотверженного, ответственного и исполнительного, однако не привыкшего к рискованным стратегическим играм. А потому на протяжении романа он исправно ассистирует полковнику в роли прямолинейного доктора Ватсона, задавая вопросы и поражаясь гениальности командира. В свою очередь сержант Винтер пытается одновременно справиться с внезапным повышением в звании и сохранить в тайне принадлежность к женскому полу, поскольку на самом деле Винтер — сбежавшая из приюта для неблагонадежных детей девушка. Получилось почти классическое становление-взросление юной героини с задатками лидера — принятие ответственности, дружба с подчиненными, борьба с недругами из числа однополчан, поиск нестандартных решений в кризисный момент. И да, по ночам девушку посещают тревожные видения с призраком ее первой возлюбленной.

По большей части история представляет собой военно-полевые хроники Колониального полка, составленные подробно, но без сухой скрупулезности, присущей справочникам и уставам. Автор описывает эпоху, когда личное огнестрельное оружие уже стало играть ключевую роль в сражениях, но штыковые атаки еще сохранили свою действенность. В отличие от "Порохового мага" Брайана Макклеллана, в котором сделан основной акцент на похождениях магов, а простые солдаты описаны схематично, Векслер куда больше внимания уделяет строевым упражнениям, процедуре зарядки мушкетов, тактическим приемам. Изнанка войны тоже отражена в полной мере — с оторванными конечностями, замученными пленниками и хирургами-"мясниками". Батальные сцены удались однозначно, поданные атмосферно и масштабно. И лишь ближе к финалу магическая подоплека резко выйдет на передний план, почти что в духе "Индианы Джонса", обещая в следующих томах продолжение тайного противостояния могущественных орденов и культов.

Итог: добротное военно-приключенческое фэнтези.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Брайана Макклеллана «Кровавый завет».





  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх