Художник — Мария Васильевна Якунчикова-Вебер
Родилась: 31 января 1870 г.
Умерла: 27 декабря 1902 г.
Якунчикова-Вебер Мария Васильевна – русская художница, график, аппликатор, одна из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве. Родилась в 1870 году в немецком городе Висбаден в семье крупного фабриканта и мецената Василия Ивановича Якунчикова; в семье, состоявшей в родстве с Мамонтовыми, Третьяковыми, Поленовыми. В детстве увлеклась рисованием, ее первым наставником в живописи был художник Н.А. Мартынов.В 1885 году Мария Якунчикова стала посещать классы Московского училища живописи, ваяния и зодчества в качестве вольной слушательницы. В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулез, порекомендовали сменить климат. Мария Якунчикова уехала в Европу, сначала проживала в Италии, а годом позже перебралась во Францию. В последующие годы проживала в Париже, приезжая на лето в Россию. Разделяла национально-романтические увлечения Абрамцевского художественного кружка С.И. Мамонтова.
С осени 1889 года Якунчикова продолжила учиться живописи в парижской академии Жюлиана. В 1894 году Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. В 1895 году начался особый период в ее творчестве. Мария Якунчикова много и плодотворно работала, особенно в области декоративно-прикладного искусства, занималась деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Активно работала в технике выжигания по дереву.
Художница исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. В 1896 году Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера, в 1898 году у них родился сын Степан. 1897–1898 годы – кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких картин, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Кроме живописи, Якунчикова пробовала свои силы в майолике и графике. В 1898 была приглашена Сергеем Дягилевым в объединение «Мир искусства». Оформляла номера одноименного журнала за 1899 год.
Мария Васильевна Якунчикова приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. На этой выставке экспонировалось огромное панно Якунчиковой «Девочка и леший», выполненное в технике вышивки и аппликации. Оно было удостоено серебряной медали выставки. Эти последние работы были исполнены в мастерских Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением.
В 1900 году у художницы вновь открылся диагностированный еще в конце 1880-х годов туберкулезный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало здоровье художницы. Муж перевез семью сначала в Шамони, а затем на лечение в Швейцарию в Шен-Бужери, но в декабре 1902 года Мария Васильевна Якунчикова скончалась от обострившегося туберкулеза. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть произведений художницы находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии. Работы Якунчиковой-Вебер, навеянные образами древнерусской архитектуры, или посвященные теме усадебной культуры, окрашены ностальгическим настроением. Художник русского Серебряного века, Якунчикова-Вебер стала одной из провозвестниц символизма и модерна в русском искусстве.