FantLab ru

Все отзывы на произведения Александра Меерова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  -3  ]  +

Александр Мееров «Летающие кочевники. Глава 4»

Incnis Mrsi, 28 мая 14:31

Мне очень понравилось, как автор описал отношение кочевников к своему кораблю. Любопытно, как такое мироощущение отразилось на работе Меерова как инженера-ракетчика?

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Александр Мееров «Осторожно — чужие!»

wolobuev, 4 декабря 2020 г. 23:03

Охо-хо, опять контакт с иным разумом, опять самозабвенная любовь девицы к учёному, опять вместо объёмных персонажей сферические кони в вакууме. Как ни пытался Мееров уйти от штампов советской фантастики, всё равно они его стреножат. Добавлю к этому и литературную неумелость: все герои выражаются совершенно одинаково, а когда автор пытается добавить эмоций, у него выходит выспренность XIX века, которая в веке XX выглядит смешно. Ну не может нормальный человек, тем более учёный-биолог, описывать события таким высокопарным слогом, как это делает Нолан! Даже у Пушкина вы уже не найдёте в прозе таких оборотов, а тут перед нами — творение 2-й половины XX века. Нет слов. Скажем прямо: Мееров так и не овладел навыками литературного творчества, отсюда элементарные ошибки, например, вкрапление в рассказ, ведущийся от лица одного персонажа, мыслей другого. Про «кивки головой» и говорить нечего.

И всё же отдам должное автору. Хоть произведение и не выбивается за рамки идейно допустимой в СССР фантастики, здесь нет ни слова о коммунизме, нет коварных шпионов, жаждущих овладеть научным открытием для своих зловещих планов, а темы тупоголовой военщины и злобных капиталистов и вовсе выворачиваются наизнанку, словно Мееров насмехается над читательскими ожиданиями (предположу, что это связано с опытом работы автора в «шарашке», на что есть намёки в романе). В середине сюжет и вовсе претерпевает неожиданную метаморфозу, переворачиваясь на 180 градусов. Мееров явно хотел пойти против течения, обрушив все клише советской фантастики, какие вспомнил (к сожалению, до всех не добрался, о чём уже говорилось).

Так что за попытку — плюс. Воплощение, к сожалению, подвело. Меерову не хватило ни таланта, ни опыта, чтобы вытянуть свою задумку. Повествование блеклое и скучное, полное странных и плохо играющих деталей (лейкемия у главного героя, фанатичная увлечённость музыкой одного из учёных — всё это совершенно необязательно и слишком утяжеляет сюжет), с элементами плохой мелодрамы и малосодержательными диалогами, а также с полным отсутствием антуража. В какой стране или хотя бы на каком континенте происходит действие? Куда смотрит государство? Каким образом столь масштабные события ускользают от внимания компетентных органов? Ничего этого нет, герои существуют в пустоте. Предположу, что это тоже было вызвано желанием Меерова уйти от штампов, но полное отсутствие общественно-политического контекста столь же неуместно, как и чрезмерная заострённость на нём. Нужна золотая середина, а её-то Мееров найти не смог.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Александр Мееров «Защита 240»

igorgag, 1 декабря 2020 г. 18:03

Читал роман в «коллекционном» издании «Престиж Бук». На первых же страницах впечатление было омрачено корректорской халтурой. «Престиж Бук» дерёт такие деньги за свои книги! Но о престиже, похоже, не думает. В книге Юрия Коваля, помнится, обнаружил два абзаца слитые в один. Если не ошибаюсь, и отсутствующие тире, коими следовало бы выделить прямую речь. В книге Меерова тире тоже не хватает. А также многоточий.

Но роман оказался довольно занимательным, вопреки теме. В первой половине 50-х прошлого века, наверно, каждая первая фантастическая книжка была про это — как коварные американцы пытаются правдами и неправдами выморщить советские научные секреты. Да ещё вдобавок так уконтропупить мировую атмосферу, чтоб мировой капитал мог бы ещё сильнее жиреть, а пролетарии всех стран наоборот — чтоб сильнее загибались...

Да на эту главную «симфонию» наложилась ещё парочка не менее магистральных тем — тайные разработки нацистов, перешедшие в руки заокеанских зловредов, версус передовые исследования наших учёных, не желающих ждать милостей от природы, а стремящихся всё взять у неё силой. Стремление это, присутствовавшее не только в советской фантастике, но и в самой что ни на есть всамделишной реальности нашей страны, как ни странно, нашло достойное отображение в сай-фай литературе Запада. Ведь знаменитые триффиды из романа Уиндема были созданы в советских лабораториях, если и не под прямым руководством, так точно — в развитие идей не кого иного как академика Лысенко. Ну это так, к слову.

Герои романа Меерова тоже, между прочим, пытаются вывести совершенно новые растения, необыкновенной урожайности, полезности и проч. Но мысли, что попутно можно получить какого-нибудь ботанического монстра, этим исследователям пока не приходят. Это тоже так, к слову.

Книга Меерова написана всё-таки на более высоком уровне, чем, допустим, «Атомная крепость» Цацулина (хотя во многом эти два сочинения и очень близки). Потому читать её было можно, даже азарт пришёл: что же будет дальше?! Хотя тут далеко не уровень двух других романов этого же автора — «Сиреневого кристалла» и «Осторожно: чужие». Так ведь там и темы уже будут другие.

Закончив чтение, думал о том, что, наверно, уже в 60-е годы популярность такой фантастики — явно ближнего прицела — пошла на спад. Как раз потому, что все эти посулы по-быстрому превратить страну в райский сад закончились в общем-то пшиком. Да, уровень жизнь, конечно, рос, но далеко не обещанными темпами. Перехитрить природу как-то не получалось — да вообще не вышло. Все завоевания давались, как и в старину, только серьёзными усилиями. Прыжок из царства необходимости в царство свободы всякий раз оборачивался небольшим (иногда очень небольшим) шажком вперёд — во всё том же царстве необходимости...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Александр Мееров «Сиреневый кристалл»

sk3766, 1 июля 2020 г. 21:58

Оригинальный вариант известной идеи системы роботов-разведчиков, управляемых центральным компьютером. По-моему, никто другой не описывал такую систему как самовоспроизводящихся и саморазвивающихся кремнийорганических биороботов. Но по тексту компоненты этой системы- кремниевая биомасса и кремниевые зародыши- включились только от действий людей. А до этого 1000 лет лежали без дела. А что должно было их включить по замыслу хозяев, автор не придумал. Кремниевая «ракета» во время разгона показала землянам видение планеты хозяев. А что было в этом видении, автор тоже не придумал. Это упущения. Неназванная метрополия мне почему-то напоминает Францию. Язык хороший, образный, читается легко.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Александр Мееров «Осторожно — чужие!»

tarasovich09, 3 августа 2019 г. 07:59

Творчество Александра Меерова меня заинтересовало ещё в школьные годы, когда я прочёл захватывающий воображение научно-фантастический роман «Сиреневый кристалл». С тех пор я мечтал хоть что-то узнать о писателе и познакомится ещё с каким-то его произведением.

Много лет спустя, благодаря справочникам и воспоминаниям Бориса Стругацкого, я узнал о трудной жизни Меерова. Этот «большой человек» был учёным, в 30-е годы был подвергнут жестокому допросу в НКВД, сидел в «шарашке» но не сломался.

Произведений он написал немного, рано ушёл из жизни.

«Осторожно — чужие!» — вероятно лучший его роман. В увлекательном сюжете книги есть место и научному поиску, и демонизму, и опасным опытам, и коварству, и любви, и искусству.

Имеется смелая гипотеза об инопланетном происхождении земных насекомых, производятся опасные опыты над фантастическими лимоксенусами. Эти насекомые излучают волны, которые, при определённых дозах, могут и лечить, и приносить удовольствие, и... разрушать. Пока они в руках «безумного скрипача» Ваматра, то он их использует для игры на концертах. Находясь за специальным экраном насекомые генерируют импульсы, и игра Ваматра становится всё неистовее, приносит слушателям небывалое наслаждение. Но вот лимоксенусы попадают в руки Хука, который хочет превратить их в оружие и продать военным...

Роман — об ответственности учёных за последствия своих открытий. Книга — научном поиске, о авантюризме, о любви и человеческом долге.

Последний роман Александра Меерова, изданный по сохранившимся рукописям.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Александр Мееров «Поиск надо продолжать»

popyalov, 15 марта 2019 г. 02:13

Те, кто был в Новосибе, знают о его неповторимой индивидуальной атмосфере города, которая не присуща больше никому. Это был мозг СССР, инерция прогресса развития научной мысли даже не смогла утихнуть после предательства и развала Советского Союза. Помню, как лично у меня, южанина, был шок от услышанного в транспорте диалога между профессором из Академгородка и простым грубоватым рабочим — они говорили на абсолютно разных языках, но идеально понимали друг друга на ходу прямо и непосредственно устраняя конфликт и недопонимание. В произведении прекрасно передана атмосфера наглядного интеллигентного отношения учёного к бытию. Несмотря на то, что главным рассказчиком является пожилая женщина, сюжет увлекает. Проглядывается идея, которую потом обыграют Стругацкие в другой форме в своём «Пикнике».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
идея на счёт воплощения задуманного с помощью артефактного явления
Это короткое произведение не про учёных, которые продадут душу ради гранта, которые будут заранее создавать устаревшее железо ради прибылей корпораций, которые будут разрабатывать усилители вкуса для рабов безвкусных штампованных фастфудских забегаловок, нет, это фантастический детективный рассказ про настоящих учёных, увлечённых идеями как продвигать прогресс ради людей, а не ради прибылей. Жаль тема разумной биосферы не развита до размеров повести ибо данная тематика глобальна.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Александр Мееров «Время, назад!»

popyalov, 15 марта 2019 г. 00:24

Сюжет интригует, несмотря на советскую пропаганду, которая, впрочем, имеет конструктивный смысл, так как советская идеология не допускала путать свободу и деградацию, считать их синонимами, как это принято у современных демократов и либералов. В принципе, это даже предсказание про пиарские промывки мозгов будущим фанатам убогой религии потребления, за которых всё решил монопольный бизнес: что покупать, как жить, как паразитировать или мириться с новым видом замаскированного мещанского рабства, когда труда уже нет, но есть растущая безработица и РАБота от слова РАБ. Сегодня уже найдётся немало людей, которых не удивит информация о том, что 11 сентября — это проделки ЦРУшников против своей же нации ради укрепления и расширения диктаторского контроля над личной жизнью каждого своего «свободного» гражанина. Или инфа о том, что американцы не были на Луне. Люди начинают осознавать глобалные масштабы, спонсируемые капиталом для придания СМИ нужного направления массовой промывки мозгов .Книга пропагандирует коммунизм как естественное будущее. В принципе, это более желаемое будущее чем циничный капитализм с его суррогатами, пиаром и марионеточными политиками, которые назначены теневым монопольным капиталом явно не для продвижения интересов народа. Кому деградация и разврат ближе чем развитие и коллективизм пусть проходят мимо — этот рассказ не для них. Тем, кому развитие ближе чем деградация, идеализм помогает расти и развиваться, цинизм же обрекает на застойную деградацию.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Александр Мееров «Сиреневый кристалл»

igorgag, 4 марта 2019 г. 15:23

Это даже не парадокс. Бывает, опусы почти средние с первого момента получают благодарный прием публики, регулярно тиражируются, обрастают поклонниками. А произведение талантливое выходит в свет один раз, вызывает какой-то отклик, не сенсацию и не шумиху, а потом оказывается забыто. И о причинах можно только гадать.

Такова судьба, как мне кажется, научно-фантастического романа Александра Меерова “Сиреневый кристалл”. Он был опубликован в середине 60х, в золотую пору отечественной фантастики, при этом вроде бы не должен был потеряться на общем фоне. Вслед за тем появились переводы на иностранные языки. Однако русскоязычных изданий больше не было.

Хотя по всем статьям это работа выдающаяся, веха в развитии жанра, несомненно. А впрочем, веха какая-то одинокая. Продолжения не последовало, “учеников” и просто эпигонов не появилось.

“Сиреневый кристалл” оказался образцом чересчур “твердой” НФ. А по стилю повествования — слишком реалистичным, хотя и посвящен делам удивительным, космическим, связанным с мирами иными и страшно далёкими от нашей Земли.

Я уже читал другой роман Александра Меерова — “Осторожно — чужие!”. Теперь мне проще было уловить особенности авторской манеры. Рассказ идёт в сдержанном, суховатом ключе. По форме это отчёт о событиях, свидетелем и прямым участником которых был сам рассказчик. Тем не менее их композиция выстроена не в прямолинейно хронологическом порядке — в качестве зачина выбран чуть ли не финал всей истории, эпизод, получивший громкую огласку, но по сути — результат куда более длинной цепочки происшествий более “тихих”, но не менее важных.

Мало того, рассказчик делает экскурс в предысторию. Большая часть действий романа происходит на островах архипелага Паутоо (место вымышленное), в колониальные времена территории подконтрольной некой неназванной метрополии. Один из важных узлов всего повествования завязывается там ещё в канун Первой Мировой войны. Рассказчик, Алексей Курбатов, дозированно цитирует записи русского исследователя Вудрума, ученого, который, пожалуй, в числе первых прикоснулся к тайне загадочного сиреневого кристалла.

Выдержки из этих дневников, быть может, наиболее явно обнажают секрет авторского стиля Меерова. Нарочито скуповатый, но безошибочный, выверенный отбор подробностей, четкая увязка что после чего произошло и вследствие чего и создают эффект подлинности — впечатление, что мы имеем дело не с художественным и фантастическим вымыслом, а с добросовестным изложением случившегося в действительности.

Ещё следует отметить умелую работу с именами — как географическими, так и собственными. Паутоо — страна никогда не существовавшая, но этими странно звучащими названиями, фамилиями, экзотическими словечками автор создаёт густой и весьма убедительный местный колорит.

Но для хорошего писателя одного только добротно прописанного фона маловато. Мееров отлично прописывает людей — героев, персонажей первого, второго и третьего плана. Особенно удался образ Асквита — обаятельного циника и авантюриста от науки.

Поскольку это всё-таки фантастическое сочинение, немаловажно, что автору удались и образы тех загадочных, могущественных и внешне всегда опасных порождений чужого мира, с которыми имеют дело герои.

А в большие подробности я вдаваться не стану. Хотя роман, как уже сказано, напечатан был всего раз, он доступен в электронном виде. И потом, остаётся надежда, что сочинения Александра Меерова все же будут переизданы, — как это сейчас происходит с работами многих, казалось бы, забытых авторов. Александр Мееров заслуживает этого, быть может, больше других

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Александр Мееров «Осторожно — чужие!»

sergu, 25 января 2018 г. 18:42

Как говорится, лучше нового может быть только самое новое. А самое новое — это, как всегда, без ума забытое старое. Эта книга, может, и не без ума, но всё-таки забытая, а вот старая — это уж точно. Но зато с каким «Умом».

Итак — инсекты...

Сказать по правде, в фантастике о них написано-переписано столько, что впору новое направление открывать. Ещё бы. Здесь и коллективный разум, и общественное устройство, и способность общаться на огромных расстояниях. И то, что:

- 80% всех живых существ составляют насекомые и при этом не главенствуют на планете;

- они — древнейшие обитатели планеты, а в эволюции не продвинулись ни на шаг;

- наконец, магия окукливания и волшебный цикл метаморфоз «яйцо-личинка-нимфа-имаго».

И впрямь «золотая жила» Хозяйки-Медной-Горы-Фантастики. Или лучше сразу — прииск. А если ещё копнуть глубже, то и Клондайк целый:

- уникальное (в отличие от других живых существ) кислородное снабжение;

- невосприимчивость к кураре;

- иная архитектура нервной клетки и секрет ганглий.

В общем — самородок невиданных размеров.

А если теперь предположить, что все эти тайны неспроста, что перед нами не «само родок», а нечто совсем иное, чуждое нашему миру, что-то навроде «метеорита». И что все эти особенности у них потому, что насекомые — ЧУЖИЕ, не от мира сего, не дети матушки Земли, а подкидыши приёмные, и сравнение с метеоритом, как говорится, не в бровь, а в глаз. От того-то за сотни миллионов лет и не эволюционировали, что условия на Земле неподходящие, так и замкнулись в своём цикле, закоротились от какого-то замыкания: яйцо-личинка-нимфа-имаго.

А если так, то не попробовать ли этот замкнутый круг разорвать, разомкнуть то самое замыкание. Дать выход скрытой жизни — пусть проявит своё лицо.

И вот тут начинается Большая Проблема: а какое оно ЭТО лицо, если они — ЧУЖИЕ?

И опять же у кое-кого не по-детски расширяются глаза (от страха, естественно, или чтобы лучше лицо рассмотреть). И Автор мастерски рисует сначала предполагаемое лицо этого страха, а потом и сам страх, но уже в другом лице. И, не отходя от кассы, считает прибыль от выигрыша. А факт налицо: хочется и колется — СТРАШНО, но и ЖЕЛАННО.

Это завязка. Ну а теперь сам роман.

Действие в нём разворачивается в характерных чертах фантастики СССР — где-то там, на Западе, без конкретной географической идентификации. Главный герой — молодой учёный, именно тот, кто нашёл способ разорвать магический круг «яйцо-...-имаго». В итоге — протоксенусы: новый, уникальный вид насекомых, с новыми, поначалу необычными, а чем дальше, тем с более пугающими способностями. В общем, отдалённое лицо ЧУЖОГО. И последствия этого действа — ох как страшны и сложны. Что они принесут человеку: новые невиданные возможности или новое невиданное оружие? Что более важно: явить миру открытие или, узнав о его скрытой опасности, навсегда утаить от человечества? Два выбора, две стороны баррикады: с одной стороны «дьявол» Ваматр — приверженец решительного «да», с другой — Альберт Нолан, «светлый дух» и сторонник не менее решительного «нет». Оба — выдающиеся учёные, оба гениальны по-своему, оба понимаемы по-человечески.

Но где кончается великий учёный и начинается маленький, но настоящий человек? Выбор на стороне героев произведения, и каждый решает его сам за себя, потому что у каждого своя правда. И расплата за выбор тоже у каждого своя. Это прекрасно понимает главный герой. Его пытливыми глазами Автор ведёт читателя страницами своего романа: все сомнения, душевные терзания переживаешь вместе с ним, а иногда и вместо него. На чью сторону он станет, какой выбор сочтёт правильным. Нолана? Ваматра? Человека? ЧУЖИХ?

Но человек боится человека. Человек не верит человеку. Как же он тогда поверит ЧУЖИМ? И по-моему, сколько ни существуй человечество, столько и будет существовать ВЫБОР, потому что «дьявол борьбы и свершений всегда более прогрессивен, чем бог успокоённости и сытости». И убить в себе «чужого» — главная задача человечества.

В мире Вселенной нет зла. Нет врагов, нет чужих. Есть только твоё отношение к ним. Надо уметь найти общий язык. А чужой лишь крепко засел внутри нас. Помирись с ним, протяни ему руку. Ведь это так просто.

Не буду пересказывать сюжет, неблагодарное это дело. Скажу лишь, что Автор — большой мастак по части переодевания и не прочь пришить хвост ангелу и крылья чёрту. А потом, уходя, ещё и прищемить их дверью.

Несмотря на весь психологизм, книга по-настоящему увлекательна, действие обострено и обостряется с каждой страницей, протоксенусы явят ещё не один сюрприз, а кривая сюжета будет петлять и вести, как преследуемый зверь.

Автор великолепный рассказчик (кстати, именно он послужил прототипом Арнольда Снегового в «За миллиард лет до конца света»), и читается книга легко. Описываемые картины — зримы, эмоциональные переживания героев воспринимаешь как свои; мотивы, поступки вполне объяснимы с чисто людских позиций, по-родственному близки, понимаемы. Не покидает чувство сопричастности к происходящему, чувствуешь себя живым участником живого действа. Произведение дышит жизнью, и дыхание его глубоко и проникновенно. Так и хочется сказать: «Я дышу, и значит — я живу. Я живу, и значит...» Но это уже сказано за тебя.

И в завершение такая простая, но горькая истина. Время нужных книг никогда не уходит. Но очень часто уходят сами книги. Их незаслуженно забывают.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Александр Мееров «Осторожно — чужие!»

tirthika, 3 октября 2017 г. 19:41

Эту книгу читал в далёком 1982 году. Запомнилась только фамилией врача — доктор Рбал, да насекомыми необычными. На фоне тогдашнего дефицита фантастики была вполне читабельной, но сейчас...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Александр Мееров «Сиреневый кристалл»

ifikl, 21 августа 2017 г. 13:53

Одна из моих любимых книг в школьные годы. Великолепно закрученный сюжет, постоянное ожидание новых приключений героев, неожиданные повороты повествования — на фоне унылой «фантастики ближнего прицела» и убогих опусов адептов «школы Ефремова» роман производил ошеломляющее впечатление.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Александр Мееров «Летающие кочевники. Глава 4»

god54, 14 января 2017 г. 14:42

Каждый автор, свой кусочек, своя часть повествования, небольшая и неспешное изложение текста. Следует отметить строгое соблюдение стиля и не выхождение за рамки принятых условностей.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Александр Мееров «Осторожно — чужие!»

danita1, 16 апреля 2016 г. 10:48

Я впервые прочитала этот роман где-то в 1980-м, когда училась в школе. И меня поразил не столько сюжет, сколько характеры.

Для меня это книга о том, как хороший, порядочный, что называется, кристальной честности человек Альберт Нолан, руководствуясь самыми высокими принципами и движимый отнюдь не беспочвенными опасениями, наломал дров и сам превратился в монстра. И если он при этом никого не убил, то отнюдь не от недостатка готовности — просто случая не представилось.

И как, узнав, что Лейж, которого он считал погибшим по своей вине, жив-здоров, Нолан уже не способен радоваться ни за него, ни даже за себя. «Да, он жив. Ваматр не уничтожил его тело. Он сделал хуже — забрал его душу. Лейж теперь чужой для нас». И при всём при том Нолан ещё кого-то называет дьяволом.

Осторожно — фанатик.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Александр Мееров «Сиреневый кристалл»

Дженнер, 25 августа 2013 г. 19:36

Серенькую старую книжку нашел в подъезде — кто то выбросил. Сразу скажу — прочел залпом. Сюжет довольно типичен для советской фантастики, научная идея, лежащая в основе интересная — кремниевая форма жизни (инопланетной). Во многом перекликается с книгой А.Днепрова «Глиняный бог», но решена совершенно по другому. Сразу скажу, что не понравилось (хотя надо сделать скидку на время написания): масса советских штампов, все советские персонажи — ну просто ангелы с крылышками, все капиталисты — гадские гады, только и знающие как бы поиздеваться над народом и затормозить прогресс. Советская наука — разумеется самая передовая, по всем направлениям и далеко оставила позади науку стран капиталистических. Наука социалистических стран от нее не сильно отстает. Ну и конечно же — народы «освободившихся стран» — Паутоо (видимо, подразумевается Индонезия), где с помощью Советского Союза (разумеется!) местные ученые сразу же вышли на самые передовые рубежи (видимо, все остальные проблемы, стоящие перед бывшей колонией по мановению ока и с помощью, опять таки СССР, мгновенно решены). Инопланетный разум, представляющий совершенно иную форму жизни, но создавший высокоразвитую цивилизацию — a priori — гуманный, имеет только благие цели и не способен покуситься ни на что живое. Хотя, автор, по ходу дела, иногда об этом забывает и жертвами инопланетного разума иногда все таки (конечно же — совершенно случайно) становятся птицы, собаки, а иногда даже и нехорошие люди. Тут четко идет линия Ефремова и намечается дискуссия с Лемом, к примеру с его «Эдемом», где автор очень четко показывает, как представители высокоразвитой цивилизации выступают разрушительной силой просто по тому, что не могут понять эту чужую цивилизацию и невольно выступают убийцами, сами того не желая и будучи в целом хорошими людьми. Просто по тому, что уничтожение известного совершенно непонятного существа (даже заведомо разумного) для них — не убийство. Есть чисто фактические ошибки. Автор никогда не был за границей и не знает, в каком музее находится «Ночной дозор» Рембрандта. Но это уже мелочь Теперь о плюсах. Язык -вполне сносный, хотя и не блестящий. Есть ряд интересных мыслей, прямо просящихся в афоризмы. Научная основа, в целом, вполне добротная, на уровне того времени. Чувтсвуется, что в химических вопросах автор- профессионал высокого класса. Сюжет выстроен очень хорошо. Книга читателя держит. А главное, за что люблю советскую фантастику — это великолепно показанный дух созидания, романтика научного поиска, чистота и благородство помыслов героев. Ну и, наконец, приличные знания автора в научных вопросах. То есть все то, что отсутсвует в потоке той грязной макулатуры, которая пишется и издается теперь под маркой «фантастика» (из-за чего сам термин этот в литературоведении стал ругательным). Так что вполне добротная книга, хотя до шедевра не дотягивает. Почитать стоит. Суммарная оценка — 6.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Александр Мееров «Сиреневый кристалл»

mogzonec, 20 мая 2013 г. 15:13

На мой непритязательный вкус, одна из лучших фантастических книжек середины 1960-х. Отличный приключенческий сюжет, мотивированные поступки героев, широчайшая география происходящих событий, хорошо исполненная фантастическая идея о вторжении Чужого, также хорошо исполненная сюжетная линия с попыткой разобраться с кристаллами и другими объектами Чужого. Потом много лет спустя, отголоски этой фантастической повести увидел и в «Реликте» Головачева и во многих других фантастических боевиках 80-х и 90-х. Даже сегодня книжка читается с интересов. Стоит перечитать и «Защиту 240» и «Осторожно, чужие», хотя эти две повести слабее «Сиреневого кристалла».

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Александр Мееров «Сиреневый кристалл»

SAG, 14 ноября 2012 г. 22:23

Роясь на полке в библиотеке увидел старую, серенькую книжку. А.Мееров» Сиреневый кристалл». Почитал отзывы на сайте и решил надо почитать. Ну вот не встретилась она мне раньше. И погрузился в мир фантастики и приключений. Сразу интрига с похищением кристалла, вместе с машиной — сейфом неведомыми цилиндрами. А потом древняя история, опыты, расследования, промышленный шпионаж, экологические катастрофы и все другое. Разгадки силициевой плазмы и черепашек-родбаридов, а затем цилиндриков юсгоридов. Но все не намешенно, типа солянки, а в меру и дозированно согласно сюжета и выстраивается четкая линия заброса силициевых роботов для сбора информации для будущего контакта. Книга написанная в духе 60-х годов:увлекательно и главное с жизненно утвеждающим окончанием. Не смотря на всяческие « пакости» которые творят родбариды, выясняется, что это просто роботы-механизмы выполняющие свою программу и если ими управлять, можно получить даже выгоду в бизнесе, что и проделал ученый Асквит, правда кристалл сменил программу и тот прогорел, ну это в духе советской морали. Но зато, как я уже сказал, в конце созданный корабль с информацией захватывает с собой и предложенную землянами « посылку» для братьев по разуму и надежду в будущем о более прочном контакте.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Александр Мееров «Сиреневый кристалл»

eollin6, 24 марта 2012 г. 13:17

Отличный роман. Он прекрасно сочетает в себе детектив и крутую НФ. Это из тех книг, которые запоминаются, навсегда врезаясь в память. Пусть в ней нет каких-то особенно выдающихся образов, но зато присутствует скрупулезно, документально прописанная содержательная часть. За счте этого книга приобретает звучание документального репортажа об удивительных и необычайных событиях, грозящих всему живому на Земле...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Александр Мееров «Сиреневый кристалл»

DRION57, 14 ноября 2011 г. 22:33

Грандиозная глобальная катастрофа заражения нашей планеты чужеродной инферной. Человечество, не понимая природы явления и мешая пытающимся исправить положение чужеземным структурам ставит себя на грань гибели... Яркое повествование и закрученный сюжет, плюс реалистичность подхода к научной фантастике...А почему бы это не сможет произойти сегодня? Великолепно...!!!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Александр Мееров «Время, назад!»

ivanov, 29 сентября 2011 г. 15:27

Задумка интересная, хоть и не оригинальная, но и не затасканная, реализация же ужасная.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Александр Мееров «Родбариды»

тессилуч, 10 августа 2011 г. 09:03

Прочитанный отрывок романа сильно меня заинтересовал. Интрига романы была мне непонятна, поэтому потом я долго ждал публикации, но нашел только в библиотеке. Роман оказался скучноватым.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Александр Мееров «Осторожно — чужие!»

vilda, 10 января 2011 г. 09:30

Классика жанра — роман о фантастических насекомых, которые умеют излучать особые волны для благоприятного воздействия на чувства людей.

Музыку Ваматра никогда никто не понимал. К его произведениям для скрипки ценители относились достаточно сдержанно. И тогда он неожиданно находит способ, как пробудить в людях чувство прекрасного. По натуре естествоипытатель, Ваматр занимается еще и селекцией насекомых — лимоксенусов — и замечает невероятную закономерность. Оказывается, сразу же, как только он начинает играть, лимоксенусы в ответ генерируют странные импульсы, которые способны подарить людям чувство высшего удовлетворения. Ваматр воплощает свою мечту в жизнь и добивается всего, что он задумал. Теперь, слушая его игру, все его боготворят. Все, кроме «статиста» Крэла, который что-то подозревает, и, в конце концов, узнает всё о лимоксенусах.

Для Ваматра его необычные занятия оканчивается трагически: в процессе опытов над насекомыми он погибает.

Осторожно — чужие: предупреждает название. Как символ того, что для разгадки таинственных схем Нолана одной лишь одержимости Ваматра может оказаться недостаточно.

Роман интересен непредсказуемостью сюжета и достаточно аналитическим, как в детективах, стилем повествования.

Оценка: нет
–  [  14  ]  +

Александр Мееров «Время, назад!»

Sawwin, 14 июля 2010 г. 06:53

О подобном шедевре нельзя говорить прозой. Только высокая поэзия может передать всю гамму ощущений...

Прилетели инопланетяне,

Приземлились прямиком в сарай.

И несчастные американе

В ужасе вскричали: «Ай-я-яй!»

Приходите, русские ребята,

Нам без вас явленья не понять,

Ведь в сарай он сел, а не куда-то...

Вместе будем головы ломать.

Изнутри уже долбают ломом,

И «радиацируют» порой,

Только русским это всё знакомо,

Нам же очень страшно, ой-ё-ёй!

Слышится «пульсация приборов»

И ползёт тяжёлый синий дым,

А снаряд огромный, словно боров,

В пламени разлёгся, нневредим.

Академик Колесов шагает

Прямиком по штату Мериленд.

Он одет в скафандр, и всякий знает,

Что сейчас наступит хеппи энд.

Я не расскажу, каков он будет,

Это каждый прочитает сам.

Вам мой вывод: «Бдительнее, люди!

Не уподобляйтесь дуракам!»

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Александр Мееров «Поиск надо продолжать»

Sawwin, 13 июля 2010 г. 16:44

Всё-таки, Александра Меерова, особенно раннего, трудно назвать писателем. Язык бедный и блёклый, бесконечные, нудно-тягучие диалоги, вялое действие. С грамотностью тоже не всё в порядке. Когда герои стоят и рассматривают «кусочек биополя», заключённый в установке, читателя начинает разбирать нездоровый смех. Вызывают сомнения и представления Меерова о научном поиске: великий учёный проницает взглядом будущее, откуда ему диктуют готовые решения проблем. Честно говоря, мне такой подход кажется профанацией.

А вот сталинско-лысенковский разгром биологии показан честно и прямо, глазами очевидца. Нет ни замалчивания, ни излишней истерики. Вероятно это и есть самый большой плюс рассказа. К сожалению, этого недостаточно, чтобы текст стал художественным. Читать его для удовольствия не посоветую никому, рассказ давно устарел и представляет интерес лишь для историков фантастики.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Александр Мееров «Сиреневый кристалл»

Сельский житель, 12 июля 2010 г. 12:37

Книжка старая, но вполне достойная прочтения. Идея сюжета весьма своеобразна. При прочтении придется продираться через описание несколько нелепого поведения властьпредержащих лиц, но это вполне в духе времени написания романа. С моей точки зрения это единственный серьезный недостаток в глазах современного читателя. Остальное, если быть чуть снисходительным к автору вполне на приемлемом для чтения уровне. В целом: роман был бы обычным чтивом, пусть и хорошо написанным, если бы не нетривиальная основа сюжета. Ради этого стоит потратить время.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Александр Мееров «Летающие кочевники. Глава 4»

Yazewa, 12 октября 2009 г. 13:28

Абсолютное попадание в стиль и общую линию цикла. Но почти ничего нового, в основном разработка предложенного сюжета. В принципе, вполне допустимый вариант.

Оценка: 7
⇑ Наверх