fantlab ru

Робертсон Дэвис (Robertson Davies)

Робертсон Дэвис
Страна: Канада
Родился: 28 августа 1913 г.
Умер: 2 декабря 1995 г.
Жанры:
Реализм
94%
ещё >>

Робертсон Дэвис (полное имя — Уильям Робертсон Дэвис / William Robertson Davies) — классик литературы XX века, один из наиболее популярных и уважаемых «пишущих людей» (как любил говорить он сам) в Канаде.

Будущий прозаик, драматург, критик и журналист родился в Темсвилле (Онтарио). С детства окружённый книгами, Робертсон рос в атмосфере искусства, рано начал проявлять интерес к театру и языкознанию. Его отец был связан с изданием прессы, и так же, как и мать, был страстным читателем и библиофилом.

Юный Дэвис учился в старейшей канадской частной школе-пансионе для мальчиков Upper Canada College, затем в Королевском Университете (Кингстон) и Баллиольском колледже Оксфорда в Англии. В 1939 году опубликовал работу «Shakespeare's Boy Actors» (оригинальное издание этой книги стоит сейчас у коллекционеров от 200 до 4000 долларов). Принимал участие в студенческих постановках в Оксфорде, выступал актером в небольших ролях, пару лет работал литературным помощником режиссера в Лондонском театре «Олд Вик». Там же встретил свою будущую невесту — австралийку Бренду Мэтьюс.

После возвращения в Канаду в 1940 году был литературным редактором журнала «Saturday Night», издавал газету «The Peterborough Examiner» в городке Питерборо, недалеко от Торонто. Также, вместе с несколькими другими родственниками, чуть позже Дэвис стал владельцем ещё нескольких канадских газет и других изданий. Многие друзья и знакомые из той поры и истории, взятые из их жизней, попадут позднее в некоторые романы и пьесы писателя.

Он продолжал публиковать статьи и работы по театру, в конце 40-х годов написал несколько первых пьес (одноактных и трёхактных), которые были почти сразу же поставлены на местных сценах. В 1947 году вышла книга «Shakespeare for Young Players», в которой были высказаны взгляды Дэвиса на актерскую игру. В 50-х годах он много помогал с организацией Стрэтфордского шекспировского фестиваля, и воспоминания об этом легли в основу трёх книг, написанных совместно с театральным режиссёром сэром Тайроном Гатри и художницей Таней Моисевич. Также на протяжении многих лет под псевдонимом Сэмюэль Мэрчбэнкс в газетах публиковались юмористические эссе и заметки Дэвиса, которые были постепенно собраны в трёх томах, и в итоговом томе-омнибусе «The Papers of Samuel Marchbanks» (1985).

В крупной форме писатель дебютировал романом «Tempest-Tost» (1951). Эта книга открыла цикл работ, посвящённых маленьким городкам Канады и сложным взаимоотношениям их обитателей на протяжении многих десятилетий. Собственно, на трёх монументальных трилогиях о таких городках, как на трёх китах, и держится в основном репутация Робертсона Дэвиса для большинства читателей мира.

C 1960 по 1981 год он преподавал в Тринити Колледже Университета Торонто, с 1963 года стал ректором Мэсси Колледжа при том же университете (помимо этого являясь и одним из его основателей). В 1960 году был опубликован первый сборник эссе Дэвиса — «A Voice From the Attic», но всё десятилетие прошло у него в основном под знаком преподавательской деятельности.

В 1970-х годах писатель возвращается к написанию романов и завоевывает популярность своим «магнум опус» — философско-магической «Дептфордской трилогией» (романы «Пятый персонаж», 1970; «Мантикора», 1972; «Мир чудес», 1975), в которой его любовь к мифологии и волшебству, а также знание провинции и её обитателей, наверное, достигли своего апогея. Хитросплетения жизни трёх главных героев (с замечательно выписанными характерами), густо пропитанные мотивами юнгианской психологии, не отпускают от себя вот уже несколько поколений читателей. Ибо это действительно талантливо и тщательно скроенное, стилистически изящное и чертовски увлекательное повествование, которое наслаивает друг на друга реальность и фантасмагорию, горечь правды и сладость лжи, сухость истории и зыбкость мифа. В «Пятом персонаже» Дэвис предстаёт одним из самых искусных игроков с читателем, а некоторая нудноватость психоанализа в «Мантикоре» с лихвой окупается драматичной сюжетной канвой и грязной пестротой изнанки цирка в «Мире чудес», заключительном романе трилогии.

«Психологизм для Дэвиса — это всё. Он использует все известные миру архетипы, дабы сделать своих героев объёмнее. Фольклорный подтекст необъятен — от праисточников гётевского «Фауста» до французского аллегорического «Романа о лисе» XII-XIII веков. Причём эта смысловая насыщенность легко воспринимается благодаря лаконичности и точности языка, которым написана трилогия...» (из рецензии Юлии Качалкиной).

Ещё одна, «Корнишская трилогия» появилась в 1980-х и содержала даже чуть более существенные фантастические элементы. Её составили романы «Мятежные ангелы», 1981; «Что в костях заложено», 1985; «Лира Орфея», 1989. Первый из них, вместе с «Дептфордской трилогией», был включён в знаменитый литературный «Западный канон» критика Гарольда Блума. Два последних романа Дэвиса — «Убивство и Неупокоенные Духи» (1991, история рассказанная призраком убитого человека) и «Чародей» (1994) – также имели успех, но закончить свою четвёртую трилогию писатель не успел...

В малой прозаической форме Робертсон Дэвис почти не работал, но на каждое Рождество, начиная с 1963 года, он писал и прочитывал своим ученикам в Мэсси Колледже историю о привидениях (ghost story). Это стало доброй традицией на целых 18 лет. Изданные все вместе в 1982 году, эти истории составили небольшой сборник рассказов на 200 страниц — «High Spirits», который был заслуженно удостоен World Fantasy Award-1984. Мастерски, разнообразно и со вкусом Дэвис обыгрывает здесь все традиционные ходы и приёмы жанра историй о привидениях. Многие из рассказов получились откровенно пародийными, некоторые представляют собой небольшие зарисовки, связанные с университетской жизнью, или построены как культуро- и литературоцентричные диалоги известных исторических фигур. Часть рассказов была включена впоследствии в различные антологии. Лучшими из них обычно называют «The Ghost Who Vanished by Degrees», «The Great Queen is Amused», «Refuge of Insulted Saints» и «The Cat that Went to Trinity», а самым странным — «Поцелуй Хрущёва» («The Kiss of Khrushchev»).

Робертсон Дэвис скончался в декабре 1995 года в госпитале города Оранджвиль после перенесённого инфаркта.

Также ему принадлежит авторство двух либретто к операм — «Jezebel» (1993) и «The Golden Ass» (1999). Последняя из них, основанная на «Метаморфозах» Апулея, была поставлена в апреле 1999 года в Торонто.

Переписка писателя вышла в двух томах, изданных Джудит Скелтон Грант — «For Your Eye Alone: Letters, 1976–1996» (2000) и «Discoveries: Early Letters 1938-1975» (2002). «The Quotable Robertson Davies: The Wit and Wisdom of the Master», сборник цитат из произведений Дэвиса, вышел в 2005 году под редакцией Джеймса Ченнинга Шоу.


Похожие авторы:

Сортировка:

Робертсон Дэвис. Циклы произведений

7.00 (1)
-
7.67 (3)
-
1 отз.
8.50 (2)
-
1 отз.
8.00 (2)
-
1 отз.
8.46 (124)
-
6 отз.
8.42 (294)
-
13 отз.
8.09 (185)
-
8 отз.
8.38 (157)
-
4 отз.
8.79 (47)
-
2 отз.
8.24 (113)
-
9 отз.
8.75 (78)
-
8 отз.
8.33 (69)
-
5 отз.
9.00 (2)
-
7.69 (16)
-
2 отз.
8.00 (6)
-
2 отз.

Робертсон Дэвис. Романы

  1951 Tempest-Tost  
7.67 (3)
-
1 отз.
  1954 Leaven of Malice  
8.50 (2)
-
1 отз.
8.00 (2)
-
1 отз.
8.42 (294)
-
13 отз.
8.09 (185)
-
8 отз.
8.38 (157)
-
4 отз.
8.24 (113)
-
9 отз.
8.75 (78)
-
8 отз.
8.33 (69)
-
5 отз.
7.69 (16)
-
2 отз.
8.00 (6)
-
2 отз.

Робертсон Дэвис. Рассказы

-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1982 Dickens Digested  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Робертсон Дэвис. Пьесы

  1948 Overlaid  
-
-
-
  1949 Fortune, My Foe  
-
  1949 Hope Deferred  
-
-
-
-
-
-
  1967 Centennial Play  
-
-
  1972 Hunting Stuart  
-
  1972 King Phoenix  
-
  1975 Question Time  
-
-
  1981 Leaven Of Malice  
-

Робертсон Дэвис. Статьи

-
-

Робертсон Дэвис. Эссе

  1993 Reading  
-
  1993 Writing  
-
9.00 (2)
-

Робертсон Дэвис. Сборники

  1947 The Diary of Samuel Marchbanks [сборник эссе]  
-
  1949 Eros at Breakfast: And Other Plays [сборник пьес]  
-
  1949 The Table Talk of Samuel Marchbanks [сборник эссе]  
-
  1960 A Voice from the Attic [сборник эссе]  
-
  1967 Samuel Marchbanks' Almanack [сборник эссе]  
-
  1972 Hunting Stuart & Other Plays [сборник пьес]  
-
  1977 One Half of Robertson Davies [сборник эссе]  
-
  1979 The Enthusiasms of Robertson Davies [сборник эссе]  
-
  1981 Well-Tempered Critic [сборник эссе]  
-
  1983 High Spirits [сборник рассказов]  
-
  1985 The Papers of Samuel Marchbanks [сборник эссе]  
-
  1995 A Gathering of Ghost Stories [сборник рассказов]  
-
-
-

Робертсон Дэвис. Прочие произведения

-
-
  1953 Renown at Stratford // Соавтор: Тайрон Гатри  
-
  1954 Twice Have the Trumpets Sounded // Соавтор: Тайрон Гатри  
-
  1955 Thrice the Brinded Cat Hath Mew'd // Соавторы: Тайрон Гатри, Таня Моисевич  
-
  1970 Stephen Leacock  
-
  1971 Conversations with Robertson Davies // Соавтор: Дж. Мэдисон Дэвис  
-
-
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографии отсутствует большая часть эссе и статей писателя. Нет состава сборников публицистики.

  • Не включены как минимум 3 неопубликованные пьесы — «A Play Of Our Lord's Nativity» (1946), «Bartholomew Fair» (1956) и «Pontiac and the Green Man» (1977).


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — Claviceps P.

  • Куратор библиографии — alexander_sm



  • ⇑ Наверх