FantLab ru

Том Вулф (Tom Wolfe)

Том Вулф
Страна: США
Родился: 2 марта 1930 г.
Умер: 14 мая 2018 г.
Жанры:
Фантастика
56%
Реализм
41%
ещё >>

Том Вулф (полное имя — Томас Кеннерли Вулф-младший / Thomas Kennerly Wolfe, Jr.) — американский писатель, журналист и социальный комментатор.

Родился 2 марта 1930 г. в Ричмонде, штат Виргиния, в семье Хелен Перкинс Хьюз Вулф, садового дизайнера, и Томаса Кеннерли Вулфа-старшего, агронома и редактора журнала «The Southern Planter». Том с детства определился с призванием — он хотел быть исключительно писателем. Уже в 9 лет он делает первую попытку написать биографию Наполеона. Потом создаёт книгу с собственными иллюстрациями о жизни Моцарта. Во время учёбы в епископальной школе им. Святого Кристофера он становится редактором местной газеты. А после выпуска из школы в 1947 г. он отказался от поступления в Принстонский университет, чтобы поступить в Университет Вашингтона и Ли. Там Вулф специализировался в области английского языка, был спортивным редактором газеты колледжа и помог основать литературный журнал «Shenandoah», что дало ему возможность практиковаться в писательском деле как в процессе учёбы, так и в свободное время. Особое влияние на него оказал профессор Маршалл Фишвик, преподаватель американистики, получивший образование в Виргинском и Йельском университетах. В большей степени следуя традициям антропологии, чем литературоведения, Фишвик учил своих студентов смотреть на культуру в целом, включая те элементы, которые считались вульгарными. Дипломная работа Вулфа под названием «Зоопарк, полный зебр: антиинтеллектуализм в Америке» продемонстрировала его любовь к слову и стремление к культурологическому анализу. В 1951 году Вулф окончил университет с отличием.

Ещё когда Вулф учился в колледже, он играл в бейсбол на позиции питчера, а затем вышел на полупрофессиональный уровень. В 1952 г. ему удалось принять участие в отборочных пробах команды «Нью-Йорк Джайентс», но через три дня он был отсеян за неспособность делать достаточно быстрые подачи. Вулф оставил бейсбол и последовал примеру профессора Фишвика, поступив в Йельский университет по докторской программе в области американистики. Тема его докторской диссертации — «Лига американских писателей: организованная коммунистическая деятельность среди американских писателей, 1929-1942 гг.». В ходе своего исследования Вулф взял интервью у многих писателей, включая Малкольма Каули, Арчибальда Маклиша и Джеймса Т. Фаррелла. Первоначально отклонённая, его диссертация была окончательно принята после того, как он переписал её в объективном, а не субъективном стиле. Покинув Йельский университет, он в письме другу изложил своё личное мнение о своей диссертации посредством бранных выражений.

Свои первые опыты в профессиональной журналистике Вулф Том делает ещё в студенческие годы. В 1956 г. он начал понемногу работать в газете «The Republican». После окончания учёбы принимает предложение от газеты «Springfield Union», выходившей в штате Массачусетс, где проработает три года. После этого его позвали в «Вашингтон Пост». Тут он добился первых значительных успехов. В этой газете он написал 315 материалов, в которых оттачивал и формировал свой знаменитый впоследствии «барочный» стиль письма. Именно тогда он начинает экспериментировать с языком и подачей материалов. Его новый стиль построен на столкновении противоположностей. За обзор революционных событий на Кубе Вулф был удостоен премии Гильдии издателей периодической печати. Коллеги отметили его юмор в написании материалов, а также удачные эксперименты с включением приёмов беллетристики в публицистический текст. Биограф Вулфа Джеймс Роузен назвал его манеру «журналистикой дедлайна», полной хлёстких выражений и социальных комментариев. Эти приметы стали фирменным знаком корреспондента.

В 1962 году Том Вулф переезжает в Нью-Йорк по приглашению газеты «New York Herald Tribune». Здесь он сосредоточивает своё внимание на главных тенденциях в социуме. Вулф увлечённо изучает «стили жизни» американского общества, полагая, что именно через их понимание можно проникнуть и в историю, и во все причины современных событий. Стремительно развивающуюся карьеру начинающего журналиста чуть было не прервала затяжная забастовка работников газет. Но главный редактор журнала «Esquire» Байрон Доубелл нашёл выход из сложившейся ситуации. Он отправил Тома сделать серию материалов о культуре форсированных автомобилей из Калифорнии. Так, неожиданно появился бестселлер Вулфа, сделавший его знаменитым.

Его высказывания становятся настоящими крылатыми фразами. Они проникают в речь молодых американцев, как рекламные слоганы. Сам же Вулф в то время, выполняя задание главного редактор журнала «Esquire», так увлекся, что написал вместо заказанной серии репортажей целую книгу. Не зная, что делать с таким объёмным текстом, он просто отправил его Байрону Доубеллу. Тот, прочитав материал, понял, что будет кощунством превращать его в стандартный журналистский текст. И делает из него серию авторских репортажей, которые размещает в нескольких номерах своего журнала. Часть материала была опубликована в «Нью-Йорк мэгазин» и нескольких других журналах. Позже эти тексты в полном объёме выходят в виде отдельного издания с умопомрачительным названием: «Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка». Книга стала родоначальницей нового вида литературы, которую исследователи назвали «новой журналистикой». В ней были собраны зарисовки и описания нравов современной жизни Америки. Её героями стали звёзды шоу-бизнеса, спорта, фэшн-индустрии, а также миллионеры, маргиналы, хиппи и панки. Такой социальный срез позволил журналисту увидеть жизнь страны во всем её многообразии и противоречиях. За месяц книга выдержала 4 допечатки тиражей, настолько ошеломительным был успех. Она стала настоящим путеводителем по современной Америке. Том Вулф нашёл свой путь и свой стиль в журналистике. И дальше уже двигался в этом направлении. В 1973 году Вулф вместе с коллегами издаёт манифест «нового журнализма», в котором прописывают основные постулаты современных СМИ.

Вулф Том, краткая биография которого может быть описана двумя словами — «писатель и корреспондент», всегда стремился создать не просто журналистский материал, а именно художественно-документальное произведение. В найденной нише и в своей уникальной манере он пишет самую известную книгу о текущей эпохе: «Электропрохладительный кислотный тест». Её целью было исследование и описание феномена культа писателя Кена Кизи. Но в итоге она превратилась в необычный анализ современной культуры и американского общества. Для того чтобы собрать необходимый материал, журналист целый месяц провёл в коммуне «Весёлые проказники», где практиковали «расширение сознания» при помощи психотропных средств. Также он собрал немало дополнительных материалов в виде фото, интервью, аудио- и видеозаписей. В 1968 году книга увидела свет. Она сразу вошла в список бестселлеров. Позже Институт журналистики при Нью-Йоркском университете внёс книгу в список «Сто лучших работ в журналистике США XX века». Все годы своей работы корреспондентом Вулф всегда втайне мечтал написать роман. И в 1987 г. мир узнал о новом Томе Вулфе – писателе. Он выпустил роман «Костры амбиций», рассказывающий о подлинной жизни Нью-Йорка. Издание нередко называют лучшей работой журналиста и писателя по имени Том Вулф. Книги автора, написанные позже, часто повторяли успех первого романа и даже превосходили его, но такого эффекта они уже не производили. Вулф писал, что его целью при написании художественной литературы было задокументировать современное общество в традициях Чарльза Диккенса, Эмиля Золя и Джона Стейнбека.

Книги писателя настолько популярны, что Голливуд не мог обойти их своим вниманием. На данный момент экранизировано следующие работы: эссе «Последний американский герой» (1973), издание «Парни что надо» (1983). Роман «Костры амбиций» также дождался своего воплощения на экране — за создание фильма взялся знаменитый режиссёр Брайан де Пальма. Главные роли в картине сыграли такие звезды, как Том Хэнкс, Мелани Гриффит и Брюс Уиллис. Сценарии ко всем лентам были написаны самим Вулфом.

Журналист, деятельность которого постоянно на виду, пытался скрывать подробности своей личной жизни. Однако известно, что в 1978 году он женился на арт-директоре знаменитого журнала «Harper’s Magazine» Шейле Бергер. У пары родилось двое детей. Чета Вулфов продолжала жить в Нью-Йорке.

Писатель Вулф Том с ранней молодости привлекал к себе внимание несколько эксцентричными поступками. Так, ещё на заре своей журналистской карьеры он всегда появлялся на публике в белоснежном костюме. Со временем это стало его настоящим фирменным знаком. Его не раз упрекали за то, что он «украл» приём у Марка Твена, но он только посмеивается в ответ. Кстати, Тома Вулфа называли самым знаменитым писателем США. Кроме того, он входил в десятку самых высокооплачиваемых прозаиков Америки.

Вулф умер от инфекции в больнице на Манхэттене 14 мая 2018 г. в возрасте 88 лет.

Сортировка:

Том Вулф. Романы

8.41 (29)
-
2 отз.
8.56 (9)
-
8.31 (26)
-
2 отз.
7.00 (7)
-
1 отз.

Том Вулф. Повести

-

Том Вулф. Рассказы

  1968 Автоматизированный отель / The Automated Hotel  [= Отель-автомат]  
6.24 (82)
-
4 отз.

Том Вулф. Документальные произведения

8.30 (20)
-
1 отз.
8.58 (12)
-
1 отз.
-

Том Вулф. Статьи

-
-
-
  1965 Предисловие автора / Introduction [Вступление к сб. "Конфетнораскрашенная..."]  
7.00 (1)
-
  1969 Предисловие / Introduction [к роману Джеймса Кейна "Почтальон всегда звонит дважды"]  
-
-
9.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  1973 Предисловие / Introduction [к сборнику "Новая журналистика и Антолигия новой журналистики"]  
8.00 (1)
-
-
  2007 Pell Mell  
-
-

Том Вулф. Эссе

  1963 Конфетнораскрашенная апельсиннолепестковая обтекаемая малютка / The Kandy-Kolored Tangerine-Flake Streamline Baby  [= There Goes (Varoom! Varoom!) That Kandy-Kolored (Thphhhhhh!) Tangerine-Flake Streamline Baby (Rahghhh!) Around the Bend (Brummmmmmmmmmmmmmm)…]  
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
-
  1963 Последний американский герой / The Last American Hero  [= The Last American Hero Is Junior Johnson. Yes!]  
8.00 (1)
-
  1963 Поставщик общественной жизни / Purveyor of the Public Life  [= Public Lives: Confidential Magazine, Reflection in Tranquility by the Former Owner, Robert Harrison]  
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
10.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
8.00 (1)
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
8.00 (1)
-
9.00 (1)
-
10.00 (1)
-
  1967 Pornoviolence  
-
  1968 Bob and Spike  
-
-
-
  1968 The Hair Boys  
-
-
-
  1968 The Mild Ones  
-
-
  1968 The Private Game  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1972 Миф против реализма в романе / Myth vs. Realism in the Novel  [= Миф и реализм в романе]  
7.00 (2)
-
  1972 Статус романа на первых порах / The Early Status of the Novel  [= Развитие жанра романа]  
7.00 (2)
-
  1976 Funky Chic  
-
  1976 Honks and Wonks  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  2000 My Three Stooges  
-
-
-
-

Том Вулф. Сборники

10.00 (2)
-
-
-
-
  2000 Hooking Up  
-

Том Вулф. Отрывки

  1968 Беглец / The Fugitive [отрывок из "Электропрохладительного кислотного теста"]  
7.00 (1)
-
  1970 Радикальный шик и Как сломать громоотвод / Radical Chic & Mau-Mauing the Flak Catchers [отрывок из книги "Radical Chic & Mau-Mauing the Flak Catchers"]  
7.00 (1)
-

Том Вулф. Антологии

9.00 (1)
-

Том Вулф. Прочие произведения

  1975 The Painted Word  [= Раскрашенное слово]  
-
  1980 In Our Time  
-
-
-

Том Вулф. Неопубликованное

  Bonfire of the Vanities: The Opera (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Майкл Бергманн  
 
  Костер тщеславий / The Bonfire of the Vanities (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Майкл Кристофер  
 
  Парни что надо / The Right Stuff (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Филип Кауфман  
 
  Последний американский герой / The Last American Hero (киносценарий, не опубликован) // Соавторы: Уильям Робертс, Билл Керби  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

В рассказе «Автоматизированный отель» герой рассказывает о своём пребывании в отеле, оборудованном в соответствии с последними научными разработками, причём уровень используемых технологий явно выходит за рамки возможного в 1968 году. Текст включался в антологии фантастики как рассказ, хотя фактически не является фантастическим произведением.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — an2001

  • Куратор библиографии — an2001


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх