Все отзывы на произведения Артёма Курамшина |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
«Девять миллиардов ударов по клавишам» |
| |||
UnrealQW, 25 декабря 2022 г. в 02:27 | ||||
Я не понял финала рассказа, хотя являюсь целевой аудиторией: давно «живу» в сети, немного программирую, свободно читаю тематические статьи и т.п. Такое ощущение, что рассказ просто не завершен. Что это была за загадочная программа от неведомого заказчика? Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Почему она «роняла» сайты? Для чего? Как? Это типичная DDOS-атака? Как она могла произойти от того, что миллионы пользователей ввели по кусочкам исходники этой программы на стороннем сайте в поле капчи защиты от спама? Набрали на своих клавиатурах по 10 символом и тем самым добавили свои ПК к ботнет? А компиляция? А запуск на исполнение? Вся эта схема технически невозможна! Если это дыра в сюжете, то 90% рассказа можно сразу забраковать! Если нет, то ГГ точно программист и сисадмин? А автор? Вторая линия рассказа про допрос спецслужбами тоже остался за пределами моего понимания. Как и ГГ, я не понял для чего задавали эти бредовые вопросы о «заговоре ученых». Есть, конечно, и логичное объяснение, которое решит вопрос с вышеназванной нелогичностью программы, но это уже выходит за окно Овертона моего атеизма, и, скорее всего, просто является моим домыслом. По атмосфере рассказ напомнил советские произведения -- как будто ГГ живет не в современном динамичном мире, а в застойных 80-ых, работает в «ящике», имеет десятилетия уверенности в (застойном) будущем, где КГБ вызывает на допрос за неправильные разговоры на кухне, а прогуливается он по советскому парку под руку с девушкой в ситцевом сарафане... По литературной составляющей: Уже второй абзац рассказа поразил меня своей «логикой»: «Не знаком с нюансами устройства внутридомового водопровода, но насколько понимаю, температура <воды> зависит от объёма и скорости потока, поэтому стопроцентно полагаться на примету глупо, решил я.» Вопросы: 1. «Объема» чего? У потока воды объема быть не может. 2. Температура холодной воды зависит от расходования ее другими жильцами. 3. Полагаться (еще и стопроцентно) на примету вообще нельзя -- на то она и примета. Учитывая, что ГГ работает в IT, эти размышления выглядят странно... Очень раздражала манера автора писать чуть не каждое предложение как отдельный абзац. Резюме: любительщина на IT-тематику с огромной дырой в сюжете и антагонистичной мне философией | ||||
| ||||
«Восход жёлтого полумесяца» |
| |||
morbo, 23 января 2016 г. в 19:25 | ||||
Однажды Стругацкие написали «ещё одну отходную детективному жанру», иронизируя над ограниченной пригодностью детективных методов для расследования фантастических происшествий. Эту повесть тоже в некотором смысле можно назвать «ещё одной отходной детективному жанру», потому что эксплуатируя приёмы детективного жанра, по факту детективом она совсем не является. Действие повести происходит в городе некоей неизвестной планеты, цивилизация которой находятся на технологическом уровне 19-20 веков. В этой, казалось бы, технологически отсталой цивилизации внедрён гарантированный доход для всех граждан. Труд не является необходимым для выживания, но становится скорее средством для получения дополнительного дохода и средством самореализации. Желающие получить работу заполняют заявление о желаемой области деятельности, а специальная комиссия занимается распределением желающих по рабочим местам, в соответствии с личными особенностями характера, способностями и пожеланиями. Повесть написана в экспериментальном для автора стиле — практически вся история раскрывается посредством диалогов действующих лиц. Объём авторской речи минимален. Благодаря такому приёму повесть получилась увлекательной, лёгкой для чтения. Герои получились достаточно выпуклыми, каждый со своим характером и увлечениями. Повесть сдобрена картинами быта и лёгким юмором, который может быть не всегда понятен читателям, потому что основывается, в основном, на цитировании и отсылках. Двое следователей расследуют, казалось бы, вполне заурядные детективные происшествия, а двое астрономов занимаются, казалось бы, вполне заурядными наблюдениями космических радиоизлучений. Связывает эти истории обнаруженный артефакт — полумесяц из чистого золота. Не буду раскрывать суть сюжета, чтобы не лишать читателей удовольствия. Отмечу лишь некоторую его незавершённость. После прочтения остаётся ряд нераскрытых вопросов. Не понятно, например, кто такие люди в серых плащах, появившиеся в конце повести? Не понятно, за какое недостающее звено они вдруг поблагодарили инспектора — был ли инспектор двойным агентом или просто растяпой? Надеюсь, что повисшие вопросы будут раскрыты во второй повести цикла, а автор таким нехитрым способом решил просто поймать читателей на крючок и заинтересовать продолжением. | ||||
| ||||
«Дом для рыцаря» |
| |||
morbo, 08 сентября 2013 г. в 15:35 | ||||
Повесть не ставит каких-то определённых сложных вопросов. В целом это скорее развлекательное приключенческое чтиво, хотя и не лишённое поводов для размышления на различные темы. Повзрослеет ли человечество в обозримом будущем или так и останется своенравным и эгоистичным ребёнком? Справедливо ли манипулировать людьми, особенно когда речь идёт о влиянии на принятие жизненно значимых решений? Насколько велика разница между человеком и машиной? Достаточно лишь быть биологическим существом, принадлежащим человеческому виду, чтобы в полной мере считаться человеком? Или человек — понятие внебиологическое, вневидовое? Существует ли разница между людьми? Можно ли считать одних из них более достойными чего-то, чем других, на основании каких-то формальных признаков? Однако существенную долю книги составляет действие: интриги, разведовательные операции, военные действия. Особенно интересно наблюдать за тем, как вполне осмысленные решения, принимаемые наверху, уже не кажутся столь разумными, будучи доведёнными до конкретных исполнителей. Во-первых, решения часто могут меняться из-за изменения ситуации. Во-вторых, решения могут и не отменяться, даже если их смысл утрачен. Например, просто потому что процесс уже запущен. Или потому, что подчинённых нужно держать в тонусе, не давая им скучать. Или потому, что всегда должны иметься запасные варианты, на случай если главный ход не сработает. Очень удачной мне показалась идея манипулирования киборгами. В любом программном обеспечении есть ошибки. У киборгов могут существовать ошибки в обработке визуальной информации, ошибки в обработке аудиоданных. Одно переполнение буфера в программе плюс специально подготовленный набор визуальной или звуковой информации даст возможность заставить программное обеспечение киборга выполнить произвольное действие. Можно даже встроить некий аналог бэкдора, который будет до поры до времени дремать, ожидая поступления приказов по какому-то публичному каналу в скрытом виде: послания в газетных статьях, ключевые слова по телевидению, их произвольные комбинации. Вообще же мне не совсем понятно, исходя из каких альтруистических соображений киборги изготавливаются свободными. Тут может, конечно, быть расчёт на то, что киборги, живя в человеческом обществе, будут способствовать его здоровью. Но почему киборги непременно будут жить с людьми в гармонии? Если даже не произойдёт восстание машин, то почему бы им просто не занять какую-то планету, пригодную для их обитания, не прихватив с собой средства самообеспечения и самопроизводства, создав таким образом автономную и конкурирующую цивилизацию? Ведь вполне понятно, что киборги могут достичь гораздо большего, если искусственно не удерживать их способности в рамках человеческих. Впрочем, эти размышления остаются за рамками повести. Киброги есть, они практически неотличимы от людей и живут вместе с ними. Так задумано. Читайте, следите за хитроумными перипетиями героев повести, а при встрече с необычной ситуацией не возбраняется и задуматься. | ||||
| ||||
«Огненное дыхание Земли» |
| |||
morbo, 12 августа 2013 г. в 20:08 | ||||
Ничего особо фантастичного в этой повести нет. Глобальное потепление сменилось глобальным похолоданием, наступил расцвет альтернативной солнечной энергетики, приобрел популярность некий сплав религии и астрологии — синтетизм. Климатологи изучают климат, таксисты возят пассажиров, полицейские, как это ни странно, по-прежнему ловят преступников... Хотя, можно лишь отметить происходящую где-то за кулисами повести колонизацию Солнечной системы: Луны, Марса, Венеры и Меркурия. На Луну уже перенесены все энергетические солнечные электростанции, на Земле сошло на нет потребление ископаемых углеводородов. Один из интересных моментов повести — синтетизм. Почему-то мне кажется, что ничего такого не будет. Не будет никакой религии, объединяющей элементы различных религий. Те, кто мог бы принять эту новую религию, скорее всего остановятся на устраивающем их атеизме или агностицизме. Другие, кому нужна религия, воспримут синтетизм в штыки, потому что будут исповедовать религию своих предков, относясь с недоверием ко всему нетрадиционному и новому. Как не получают существенного распространения разного рода секты, так и синтетизму, скорее всего, в реальности ничего не светит. Хотя, если подойти с другой стороны, со стороны астрологии, то, пожалуй, может что-то получиться. У многих людей, считающих себя верующими, в голове царит сущая каша. Они могут носить на шее одновременно распятие и свой знак зодиака, хотя церковь будет воспринимать поклонение животным как проявление язычества. Эти люди легко могут увлекаться нумерологией, хиромантией, экстрасенсорикой, гомеопатией, уринотерапией, сыроедением, прикладывать больные места к дольменам и т.п. Как уживаются в одной голове столь взаимоисключающие представления об устройстве мира — для меня загадка. Я не понимаю, как можно добровольно пускать в свою голову что попало, без хоть какого-нибудь критического анализа. Почему-то эти же люди, как правило, с очень большим вниманием относятся к выбору пищи, но готовы забросить в голову, разжевать, переварить и усвоить первый попавшийся кал. Им достаточно сказать, что синтетизм — это всё равно что христианство, только по недавным научным данным двенадцать апостолов родились под двенадцатью разными знаками зодиака, а их судьбы достоверно предсказываются составленными на них зодиакальными гороскопами. Как говорится, это может сработать :) Кстати, существует мнение, что христианство изобрели в Римской Империи, чтобы сплотить население завоёванных земель общей религией. До этого в разных провинциях были разные религии, разные праздники, что не способствовало единству образовавшегося государства. Христианство было создано на основе учений малоизвестного проповедника, в которое вшили элементы различных религий, процветавших на территории Римской Империи. Все черновики, все исторические свидетельства, которые могли раскрыть историю создания христианства, были намеренно уничтожены. В получившемся франкенштейне каждый житель находил привычные ему элементы, чем и достигалось религиозное объединение. Идея третичной структуры времени, которая рассматривается в повести, — лишь повод для развития сюжета, но не сюжетообразующий элемент. Хотя, возможно, третичная структура времени каким-то образом будет использоваться в дальнейших повестях из этого цикла — посмотрим. В целом я не увидел тут ничего интересного — это что-то вроде «законов» философии, которые настолько расплывчаты, что под них всегда можно найти какой-нибудь пример, но предсказывать будущее предметно они не позволяют. Периоды расцвета и упадка различных цивилизаций не имеют какой-то определённой чёткой структуры, поэтому выводы о связи между временными циклами и историй цивилизаций не имеют предсказательной силы. Гипотеза о том, что Земля — живой организм, довольно любопытна и, кто знает, может быть даже вполне правдива. Есть только одно «но»: даже если Земля — живая, она, скорее всего, ещё даже не успела почувствовать людей. В геологических масштабах времени люди только-только появились и едва-ли начали как-то проявлять себя. Куда уж годятся мысли о том, что Земля знает и чувствует каждого отдельного человека и способна предпринимать столь молниеносные, по масштабам её времени, действия. В целом, я думаю, повесть могла бы иметь успех среди людей, не являющихся поклонниками фантастики. Мистика, магический реализм, истории в духе передач на РенТВ нынче популярны. Скоротать время за занятным не напрягающим чтивом в долгой поездке — самое то. Людям, осознанно читающим фантастику, эта повесть вряд-ли будет очень интересна. | ||||
| ||||
«Вселенная полна потерянных кораблей» |
| |||
morbo, 29 октября 2016 г. в 19:16 | ||||
Судя по некоторым деталям, рассказ можно отнести к циклу «Стремление к звёздам». По внутренней хронологии он должен располагаться между подциклом «Виток Водолея», где были только межпланетные путешествия, и подциклом «Космическое веретено», где появились межзвёздные путешествия через «кротовые норы» или, как они называются в цикле, «веретёна Комогорова». Впрочем, именно по времени действия его скорее даже можно отнести подциклу «Космическое веретено» — в рассказе межзвёздный корабль «Белый лебедь» можно считать лишь артефактом эпохи, предшествующей открытию и повсеместному использованию «веретён Комогорова». По настроению этот рассказ мне напомнил рассказ Артура Кларка «Песни далёкой Земли». Только если у Артура Кларка планета является осколком человеческой цивилизации, то в этом рассказе таким осколком является межзвёздный корабль. В остальном они чем-то похожи. Громадные расстояния и время разделили человечество, но люди из разных эпох по-прежнему способны полюбить друг друга и прожить вместе всю оставшуюся жизнь. Рекомендую к прочтению, весьма достойный рассказ. | ||||
| ||||
«Синдром вечного возвращения» |
| |||
morbo, 18 июня 2016 г. в 13:09 | ||||
Эта повесть является продолжением одновременно трёх сюжетных линий. Первая сюжетная линия — путешествие космического корабля «Артемида» из повести «Время не обманешь». Две другие сюжетные линии продолжают повесть «Восход жёлтого полумесяца». Одна из них — это исследования радиосигналов из космоса, которые книжник Хабартш продолжает на этот раз уже в научном городке Лёжюерре. Другая раскрывает с неожиданной стороны расследование инспектора Фретинила — на этот раз дело предстаёт перед нами уже не с точки зрения следователя, а с точки зрения преступников, заваривших всю эту кашу. Однако не стоит думать, что все сюжетные линии не имеют между собой ничего общего. Все линии связаны между собой. Чтобы получить удовольствие от этой повести, перед ней непременно нужно прочитать повесть «Восход жёлтого полумесяца». Хоть предыдущая повесть менее насыщена событиями и оставляет после себя больше вопросов, чем ответов, но её стоит прочитать. Это такой не особо сытный аперитив, который лишь вызывает аппетит, но не сытость. Повесть «Синдром вечного возвращения» закрывает все повисшие в воздухе вопросы. После её прочтения в деле жёлтого полумесяца всё встанет на свои места. А вот читать повесть «Время не обманешь» для понимания повести «Синдром вечного возвращения», на мой взгляд, совсем не обязательно. Да, здесь продолжаются приключения экипажа «Артемиды», но большинство действующих лиц сменилось — все прежние члены экипажа отправились в криоанабиоз, а на вахту вместо них заступили новые лица, извлечённые из криоанабиоза. Все существенные для понимания происходящего детали озвучиваются явно, так что читателю не придётся что-то додумывать. Интереснее всего мне было читать историю, раскрывающую всю подноготную дела о жёлтом полумесяце. Прошлая повесть оставила много вопросов, а в этой на все вопросы даётся ответ. Когда читал прошлую повесть, даже и представить не мог, насколько закрученным окажется сюжет. Там вся история кажется набором мало связанных друг с другом сцен, а инспектор производит впечатление слепого котёнка, который тыкается из стороны в сторону, но за какой конец ни возьмётся, никак не может распутать хотя бы одну историю. В этой повести все сцены приобретают осмысленность и глубину. Казавшийся на первый взгляд мелким дельцом, Куныз занимает центральное место в происходящем. К нему сходятся все ниточки. Неунывающий авантюрист, в любой затруднительной ситуации он генерирует всё новые и новые идеи, как пешками играет мошенниками самого разного пошиба партию на своей шахматной доске. Казавшийся на первый взгляд честолюбивым дурачком Зеддоэф, оказывается не таким уж и глупым пройдохой, к тому же обладающим незаурядной наглостью. С другой стороны, в конечном итоге его подводят те же самые качества — прямолинейность и наглость. Лишённый осторожности и изощрённого ума, он часто не понимает, что идёт уже не по краю, а за краем. Тине Авикиом, казавшийся в первой повести просто излишне любопытным и неаккуратным официантом, оказывается чужими ушами и глазами, в нужный момент готовыми к тому же и активно повлиять на развитие ситуации. Отдельно стоит отметить ключевую роль Омжлусо. Он произвёл впечатление противоречивой личности. Мотивы действий его мне не понятны. Создаётся впечатление, что этот человек просто не умеет отказывать. Ему легче сделать что-то, чем отказаться. Вот он и делает, не особо задумываясь о последствиях и вообще не думая о том, а что же нужно ему самому. Во всяком случае, не видно, чтобы он что-то приобрёл от участия в этом тёмном деле. Герои повести показались мне весьма целостными. Возможно потому, что у многих из героев есть свои прототипы, с которыми я знаком. Однако, нельзя ставить знак равенства между прототипами и производными от них героями. Герои, хоть и унаследовали некоторые черты своих прототипов, иной раз идут значительно дальше. Некоторые стали явными и неприкрытыми злодеями и коррупционерами. Кто-то оказался честолюбцем. Некоторые оказались интриганами и авантюристами. Положительные герои — наоборот, кажется, не имеют никаких недостатков, которыми прототипы обладают в жизни. Читателю, не знакомому с прототипами, впрочем, все персонажи могут показаться весьма детально проработанными и «живыми». | ||||
| ||||
«Паломничество» |
| |||
morbo, 05 августа 2015 г. в 18:59 | ||||
Действие третьей повести из цикла «Виток Водолея» разворачивается параллельно с двумя предыдущими. Все три повести объединяет одно общее событие — авария на автомагистрали. Перед нами всё тот же мир, где освоенная Солнечная система соседствует с модным религиозно-философским учением под названием синтетизм. Ключевой компонент синтетизма — зодиакальный гороскоп. Главный герой этой повести — Стефан Комогоров, теоретический астрофизик, родился под зодиакальным знаком Близнецов. Планета Близнецов — Меркурий, металл — ртуть. Главному герою скоро исполнится 36 лет и в год своего знака он отправляется совершить паломничество на планету своего знака. Кстати, на шее он носит ампулу со ртутью. В общем, такой вот своеобразный символизм. Повествование повести идёт от лица главного героя, с присущими его мышлению и разговорной речи особенностями. Главный герой — учёный, человек витающий в высших мыслительных сферах, слегка оторван от реальности, неуклюж в общении. В цикле «Космическое веретено» открытые этим учёным пространственно-временные тоннели будут с лёгкой иронией называть «веретёнами Комогорова». Но в этой повести наш учёный ещё только работает над своей теорией. На меня эта повесть произвела весьма благоприятное впечатление. Описание полёта на космическом лайнере и дальнейшей жизни Меркурия ярко напомнило мне роман Артура Кларка «Земной Свет». Только у Кларка действие романа разворачивалось на Луне, а в этой повести — на Меркурии. Честно говоря, начиная читать, я совсем не представлял себе Меркурий как планету сколь-нибудь пригодную для колонизации. Раскалённая планета без атмосферы, почти без магнетизма, а потому не имеющая оболочки, способной защитить поселения людей от жёсткой солнечной радиации. Но автору удалось создать вполне достоверный и колоритный мир. Остановлюсь на описании жизни на Меркурии подробнее. 1. Люди на Меркурии живут под землёй, на глубине где грунт не подвержен сильным перепадам температуры, и внутри кратеров, накрытых куполами из композиционных материалов. Купола позволяют регулировать спектр и количества света, проникающего внутрь. При попадании в купол небольших метеоритов, образовавшаяся дыра затягивается. Совсем мелкие метеориты застревают в куполе как в желе. Кратеры с куполами местные жители называют «сводами». Своды по-сути, являются аналогами земных городов. 2. На Меркурии под куполами действуют курорты с искусственными водоёмами. На курортах отдыхают состоятельные гости с планет Земной Конфедерации. 3. Экономика Меркурия основана на поставках энергии на остальные планеты. Незаселённое пространство между куполами занято солнечными электростанциями. Накопленная энергия по расписанию отправляется на другие планеты мощным кратковременным импульсом. На деньги, вырученные с поставок энергии, Меркурий закупает недостающие товары с других планет. Но к описываемому в повести моменту Меркурий способен почти к полному самообеспечению. 4. Между куполами проведены подземные железные дороги. На каждой железнодорожной линии могут располагаться технологические станции с выходами на поверхность планеты. Используются эти выходы в основном для обслуживания солнечных электростанций. 5. Нет особого смысла говорить, что на планете действуют современные средства связи и каждый человек имеет мобильный видеофон, при помощи которого можно связаться не только с находящимися на планете абонентами, но и отправить видеосообщение абоненту на любую другую заселённую планету. В этом мире преобладает рационально-минималистичное отношение к личным средствам связи и особое внимание на них не заостряется. Сюжет весьма затягивающий, т.к. перерывы в развитии сюжета соседствуют с его неожиданным развитием. Только проникнешься отвлечёнными повествованиями об истории Меркурия или докладами меркурианских учёных, как сюжет приобретает новый виток. Однако под конец повести впечатления оказались несколько смазанными по двум причинам. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Но этот недостаток можно простить повести, считая этот сюжетный поворот данью своеобразному символизму.Мне показалось несколько неестественным использование жидкой ртути в детонаторе взрывчатки. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Но и этот недостаток можно простить, если считать его данью на этот раз уже идеализму. Да, в жизни как правило оказывается всё гораздо сложнее, но ведь так хочется иногда верить в сказки :)Неожиданно счастливая развязка с журналистами, которые в этой повести действительно являются «четвёртой властью». Журналисты появляются из ниоткуда, как «бог из машины», над чем, кажется, иронизирует и сам автор. Ну и на деле, мне кажется, независимость журналистов можно поставить под сомнение. В современном мне мире журналисты обладают весьма небольшой властью и свободой, как правило имея покровителей, а потому не смеющих публиковать материалы, перечащие интересам реальной власти. В общем, эта повесть заслуживает внимания поклонников твёрдой научной фантастики в духе Артура Кларка. Мне понравилось :) | ||||
| ||||
«Лжец великолепный» |
| |||
morbo, 23 марта 2014 г. в 11:13 | ||||
Сюжет получился довольно занимательным, почти захватывающим. Не стану его раскрывать, чтобы не лишать читателей интереса. Вместо этого мне хочется попедалировать свою любимую тему и остановиться на технических моментах — на устройстве орбитальной станции и на системе безопасности. Ксения представляет собой тор, который раскручивается для создания на станции искусственной гравитации. Не понятно, почему шлюзы для стыковки с челноками расположены на внешнем кольце станции. Ведь пристыковавшийся модуль придаст станции дисбаланс, так что ось, которой Ксения соединяется с Ауштрой, должна начать описывать конус. Ведь центр масс Ксении сместится относительно оси. Кроме того, к вращающемуся шлюзу очень трудно пристыковаться. Ускорение в сторону шлюза добавляет не только к орбитальной скорости, но и к орбитальной высоте. Замедление приводит к обратному — высота орбиты снижается. Даже с относительно неподвижным шлюзом состыковаться довольно тяжело, чего уж говорить о том, чтобы стыкующийся челнок ещё и описывал спираль, приближаясь к шлюзу станции. Это сложно с точки зрения вычислений и затратно с точки зрения расхода топлива на осуществление такого манёвра. Два раза в сутки вращение Ксении останавливается для того, чтобы работники станции могли беспрепятственно попасть на Ауштру и достаточно легко переносить грузы между Ксенией и Ауштрой. Однако, судя по обстановке на станции, ничто как будто не готово к пропаданию гравитации: люди пьют чай с печеньем, пользуются ноутбуками. А ведь при пропадании гравитации чашки и ноутбуки будут свободно плавать по станции. Самое опасное — крошки от печенья, которые могут сильно высохнуть и попасть кому-то в лёгкие или в глаза. Может быть печенье необычное — не крошится, а тянется. Может быть спасают фильтры. Но самое главное — как же устроены на станции ванные комнаты? Что случится, если в ванной будет вода в момент, когда Ксения начнёт замедлять вращение и искусственная гравитация пропадёт? Почему вообще у каждого члена экипажа есть отдельная ванная комната в собственной каюте? Не слишком ли большое это расточительство? Плавно переходя от технического устройства станции к устройству систем безопасности, хочется усомниться в том, что полицейские имеют на борту ракеты, которыми они могли бы обстреливать судна преступников. Пользоваться ракетами в космосе очень опасно. Во-первых, они сами, будучи однажды выстреленными, превращаются в космический мусор, а во-вторых — в космический мусор превратится их цель. Такой космический мусор представлял бы огромную опасность для спутников и орбитальных станций. Мне кажется, что достаточно организовать контрольные посты во всех местах, где люди могут попасть на корабль, сойти с него или перейти с одного корабля на другой. Как это делается сейчас в аэропортах. Все пассажиры и грузы должны проходить тщательный контроль — должно проверяться наличие оружия, взрывчатых и наркотических веществ. С другой стороны, если на космических станциях имеются лаборатории и много различной техники, то взрывчатое вещество, наркотик или оружие можно создать прямо в космосе. И это — причина для того, чтобы организовывать тщательный контроль в шлюзовых камерах на каждой станции. Люди должны пропускаться на корабль строго по одному, находясь в шлюзе они должны быть видны через камеры видеонаблюдения. На случай враждебного поведения в шлюз может быть пущен усыпляющий газ. Тут я уже перешёл к системам безопасности. В повести техники имеют полный доступ ко всем системам безопасности: почистить записи с камер для них — обычное дело. Как мне кажется, тут просто напрашивается должность офицера безопасности. За системами безопасности должен следить отдельный человек, не подчиняющийся напрямую начальнику станции. Он должен подчиняться полиции или федеральной службе безопасности. Именно этот человек должен иметь полный доступ к оборудованию видеорегистрации и именно он должен контролировать перемещение людей через шлюзовую камеру. Уже сейчас имеются технологии распознавания лиц. Пока ещё они работают не чётко, но в будущем системы видеонаблюдения смогут сами обнаруживать новые лица или показывать фрагменты видеозаписей, на которых имеется интересующее следователя лицо. Эти системы смогут даже найти досье на человека, ориентируясь только на снимок его лица. При таком уровне развития техники офицер безопасности смог бы довольно легко отлавливать посторонних лиц и принимать решение о допуске гостей на станцию. Ну да ладно, не буду столь категоричен и строг. В данном случае должность офицера безопасности мог совмещать начальник станции, а доступ техников к системе видеонаблюдения можно объяснить тем, что станция ещё строится и потому на ней царит некоторый организационный беспорядок. Остаётся одна нелогичность сюжета. Если Крис настолько технически грамотен, что смог взломать компьютерную сеть станции (хотя прямо об этом нигде не говорится), и это именно его кандидатуру отклонили в пользу Дейдры, тогда почему его не взяли работать на станцию? Ведь получается, что его навыков вполне достаточно для работы на станции. Цикл «Виток Водолея» является предысторией цикла «Космическое веретено», а эта повесть, на мой взгляд, имеет много общего с повестью «Там, где начинается свет». И дело даже не в том, что в обеих повестях главные герои — женщины. Обе повести объединяет идея ноовещества — особого вида энергии или материи, которое неразрывно связано с разумностью живых существ. В этой повести делаются первые попытки зарегистрировать ноовещество из космоса, разобраться в балансе его круговорота — является ли Земля замкнутой системой, или ноовещество может перераспределяться во Вселенной? Ответ, в некотором роде, даётся в повести «Там, где начинается свет». | ||||
| ||||
«Время уныния ещё не пришло, или Неделя из жизни офисного планктона» |
| |||
morbo, 08 сентября 2013 г. в 16:38 | ||||
Повесть состоит из перемежающихся глав двух контрастных друг другу параллельных историй, которые к концу повести сводятся в единое целое. Мне этот приём показался весьма удачным, так как каждая из историй, будучи прочитанной по отдельности, не могла бы произвести на читателя столь сильного впечатления. Но вместе они взаимно усиливают друг друга, потому что каждая из историй хорошо играет на фоне контрастной ей пары. Скучная офисная жизнь выглядит ещё более скучной на фоне студенческой жизни, а бурное студенчество выглядит гораздо более живо на фоне офисной серости. В жизни, конечно, всё далеко не всегда обстоит так, как это показано в повести. Просто человеческая память устроена таким образом, что склонна забывать плохое и помнить хорошее. На самом же деле студенческая жизнь тоже может быть очень скучной и монотонной. Достаточно вспомнить, что деньги быстро заканчиваются, как будто сами собой, а курсовые-то никуда не исчезают. Вот и приходится вечерами делать то, что тебе не интересно, да ещё зачастую и не до конца понятно. Если же говорить об офисной жизни, то и тут не всё настолько монотонно и скучно. Особенно в больших компаниях: хождения карьеристов по головам, сплетни о служебных романах, обсуждения корпоративных вечеринок, показательные порки на ковре у начальства, внезапные и ничем не объяснимые кадровые перестановки... И кроме того, есть масса различных способов избежать неприятной работы, от самых невинных и до самых радикальных. Например, можно стать незаменимым сотрудником в обработке какой-то текучки, получив тем самым возможность открещиваться от нестандартных задач с неясными целями. Можно наоборот, стать экспертом по нестандартным задачам, избегая тем самым текучки. Можно притвориться заболевшим или вообще — взять отпуск или больничный. Наконец, можно и уволиться. У студента таких возможностей нет. Вообще же, главный вывод, который можно сделать из этой повести, донельзя банален — в любой ситуации нужно стараться брать инициативу в свои руки. Или ты сам строишь свою жизнь или кто-то другой строит свою за счёт твоей. Несмотря на кажущуюся безысходность офисной жизни, в ней намного больше простора для манёвров. | ||||
| ||||
«Шествие богов» |
| |||
morbo, 13 августа 2013 г. в 19:11 | ||||
Повесть открывает цикл «Космическое веретено» и имеет скорее вводный характер. Здесь читатель знакомится с основами мира будущего, в котором и разворачивается действие цикла. Изобретены автоматическое управление автомобилями на автомагистралях, открыты космические червоточины, изобретён криоанабиоз. Люди делятся на «светлячков», способных путешествовать через червоточины, и «черепах», прибывающих на колонизируемые планеты на межзвёздных кораблях обычным путём, минуя червоточины. Официально запрещены все религии, а для борьбы с религиозными шарлатанами и экстремистами создана отдельная государственная структура — «Центр управления религиями». Вот так вот: религий нет, а центр управления — есть ;-) Для в целом детективной истории сюжет показался мне излишне прямолинейным: в нём мало побочных линий, маловато диалогов, весь сюжет идёт как будто строго по рельсам. Не понравились частые сцены с употреблением алкогольных напитков. Одну из сцен можно было заместить рассказом Де Ловерга о своей коллекции картин, другие — знакомством с экзотической кухней планеты или знакомством с местными достопримечательностями. Любовная линия оставила меня равнодушным. Основная тема, как мне показалось, — взаимоотношения религии и науки. Тут скорее даже рассматривается разница между подходом настоящего учёного и подходом полицейского во взгляде на какую-либо ситуацию. Учёный будет пытаться понять — что это было, какими мотивами руководствовались участники? Полицейский — имеются ли в произошедшем признаки преступления и кто мог бы его совершить? Полицейский, как и верующий, испытывает некоторую разновидность психологической деформации, а потому не менее верующего подвержен действию стереотипов. Учёный в этом смысле тоже подвержен профессиональной деформации, суть которой заключается в желании докопаться до истины, не оглядываясь на моральную подоплёку дела, и в постоянной готовности изменить свои стереотипы. Но именно эта профессиональная деформация учёного позволяет ему оказываться к истине ближе всех остальных. Хорошо ли это — докапываться до истины, обращая минимум внимания на моральную сторону дела — вопрос сложный. Тут стоит подумать о взаимоотношении истины с «мерой всех вещей» — человеком. Человек для истины или истина для человека? Если поставить вопрос так, то ответ, как мне кажется, очевиден. Что характерно, религии неявно предпочитают первый ответ, подразумевая под истиной собственные догматы, а большинство нерелигиозных людей — второй, относясь к религиям терпимо. Как говорится, чем бы дитя не тешилось... Но не в этой повести. | ||||
| ||||
«Они прилетели» |
| |||
morbo, 29 октября 2016 г. в 18:36 | ||||
Забавный рассказ, по духу напоминающий некоторые рассказы Клиффорда Саймака. Флегматичные и чудаковатые земляне, молчаливые и никому не показывающиеся инопланетяне. Прилетели как к себе домой, побыли и улетели. Что это было? Никто не знает. Остаётся только гадать. У героев этого рассказа есть свои предположения на этот счёт, но никто не может установить, насколько они достоверны. Что ж, возможно и такое. | ||||
| ||||
«Экипаж, который спас человечество» |
| |||
morbo, 29 октября 2016 г. в 18:18 | ||||
Рассказ показался мне не достаточно тщательно проработанным. Может быть, конечно, я придираюсь, но во время чтения я постоянно пытался понять, какие нынешние государства являются прародителями государственных образований из рассказа. Честно говоря, я запутался. Если судить по названиям, то Северо-Западный Союз — это потомок НАТО, Центральная Федерация — это Российская Федерация и страны Средней Азии, возможно с Монголией, а Свободное Содружество, возможно, состоит из Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии. Если сравнивать техническое оснащение, то самым развитым модулем оказывается модуль Гамма, принадлежащий Центральной Федерации, чуть слабее — модуль Бета, принадлежащий Северо-Западному Союзу, что мне показалось не логичным. Возможно я не прав и сейчас в космосе действительно лидирует Россия — прообраз Центральной Федерации, но наша военно-техническая продукция всегда казалась мне более грубой, подчёркнуто функциональной, менее комфортной, что называется «кондовой». Относительно сюжета могу сказать, что мне он напомнил не так давно прочитанный мной роман Сергея Буркатовского «Война 2020. Первая космическая». В рассказе детали сюжета менее проработаны, что естественно для рассказа, но это, однако, может оказаться его достоинством — он менее политичен и менее привязан к текущим событиям. Затрудняет чтение странная последовательность раскрытия сюжета — кажется, что сюжет хаотичен. И только ближе к концу хаотичные элементы более-менее выстраиваются в единую картину. Усугубляет ситуацию большое количество персонажей, с которыми за такой короткий срок не успеваешь толком познакомиться. После прочтения остаётся чувство, что для полного понимания всего происходящего нужно перечитать рассказ заново, но впечатление от сюжета не настолько сильное, чтобы снова захотелось напрягать голову разгадыванием этого ребуса. Общий итог — идея была хорошей, но подвела сложная компоновка сюжета и большое количество действующих лиц, а также оказавшиеся ложными намёки на реальные страны. Дополнение от 15 мая 2017 года. В прошлый раз читал этот рассказ с экрана компьютера. Сейчас в мои руки попал сборник рассказов «Аэлита 012. Библиотека Уральского следопыта». Собирался прочитать все рассказы, кроме этого, который уже читал. Но неожиданно для себя всё-таки начал читать этот рассказ. При повторном прочтении впечатления изменились. На этот раз я уже не напрягался так сильно, пытаясь понять происходящее. Во-первых, мне уже знакомы основные действующие лица, а во-вторых — при прошлом прочтении я уже примерно определился, какие из политических объединений примерно соответствуют существующим сейчас странам. Свободное Содружество, решившее оставить свой экипаж на орбите и не вмешиваться в соперничество, только подтверждает мою догадку о том, что подразумеваются страны Юго-Восточной Азии, потому что невмешательство очень напоминает китайскую притчу о мудрой обезьяне, которая сидит на горе и смотрит, как внизу дерутся тигры. При втором прочтении сюжет уже не кажется хаотичным — скорее это линейный сюжет с тремя крупными экскурсами. Первые два экскурса касаются экспедиции в целом, когда весь экипаж ещё находился на орбите, а модули не были отстыкованы. Второй экскурс — это телемост космонавтов со школьниками на Земле ещё в самом начале экспедиции. На этот раз сюжет произвёл на меня более сильное впечатление. Непонятным только осталось, что же на самом деле произошло. Насколько я понимаю, каждому из отделившихся экипажей дали свои собственные инструкции, следуя которым каждый из них должен был помешать другим высадиться на Марс первыми. Если же брать в расчёт то, что «Колумбия» была полностью подвластна центру управления на Земле, то возможно никаких активных действий от экипажей и не требовалось. Операторы на Земле вполне могли в тайне друг от друга совершать диверсионные действия, внося изменения в режимы функционирования всей станции и отдельных её модулей. Впрочем, что же на самом деле произошло не понимают и главные герои рассказа — Клара и Кравиц, поэтому это лишь мои предположения. | ||||
| ||||
«Там, где начинается свет» |
| |||
morbo, 13 августа 2013 г. в 19:46 | ||||
Повесть о том, что не все религиозные воззрения могут оказаться полными заблуждениями, не имеющими ничего общего с реальностью. Они могут оказаться интуитивными догадками о том, что реально существует, но что ещё не удалось изучить и доказать с научных позиций. Значит ли это, что учёные заблуждаются? Нет, потому что они всегда готовы пересмотреть свои взгляды, если на то появятся существенные причины, особенно если они выражены в виде того, что можно измерить. Значит ли это, что атеизм — это отрицание бога? Тоже нет. Разница между атеизмом и агностицизмом весьма условная. Агностики похожи на атеистов, которые как бы оправдываются перед верующими и стараются отгородиться от воинствующих атеистов. Атеизм не отрицает бога, он придерживается научных взглядов на вопрос точно так же, как это делает и агностицизм. Только агностицизм делает акцент на утверждении: пока нет доказательств существования бога, будем считать, что его нет. Атеизм же неявно предполагает то, что может существовать всё, что угодно, но пока это не было встречено в реальности, говорить об этом нет никакого смысла. Атеизм не считает достойным делать акцент на возможности существования бога, как не считает достойным говорить о возможности существования розовых бегемотов и миллионов других гипотетических вещей, могущих возникнуть в сознании человека. Когда розовые бегемоты будут обнаружены, тогда и можно будет о них говорить. Согласитесь, агностицизм, если заменить в нём бога на розового бегемота, выглядит несколько забавно, потому что считает одну недоказанную вещь единственно достойной явного упоминания, в то время как существует масса других недоказанных вещей :) Не буду говорить, какое недоказанное религиозное воззрение было использовано в этой повести в качестве фантастического допущения, дабы не разрушать интригу. Я уже достаточно поразмышлял на эту тему. Теперь же выскажусь о повести в целом. Она показалась мне весьма унылой. Нет, это не модный ныне речевой оборот, просто повесть переполнена страданиями и переживаниями о прошлом. Постоянные недомогания Марты, воспоминания о сиротской жизни, воспоминания о смерти любимого, дождь в начале повести, общая атмосфера заброшенности станции климатологов, подозрительные геологи — всё это не способствует весёлому настрою при чтении. | ||||
| ||||
«Время не обманешь» |
| |||
morbo, 11 августа 2013 г. в 16:44 | ||||
В общем, изложенный в этой повести взгляд на путешествия во времени в целом совпадает с моим. Если путешествия во времени возможны, то возможны два исхода действий, направленных на его изменение. Если изменение в конечном счёте должно привести к тому, что путешественник во времени, в результате этого действия, не сможет отправиться в прошлое и совершить его, тогда это действие будет ему постоянно не удаваться по самым разным причинам. Например, нельзя вернуться в прошлое и убить себя, потому что тогда некому будет вернуться в прошлое и совершить убийство. Нельзя подговорить кого-то убить себя, потому что кто тогда вернётся в прошлое и будет уговаривать будущего убийцу, если тебя не станет? И так далее. То есть можно внести в прошлое любые изменения, которые не приведут к тому, что ты в изменившемся будущем не сможешь вернуться в прошлое и сделать то же самое. Второй вариант — можно изменить прошлое, затрагивающее твою судьбу, если и без этого изменения всё сложится точно так же. То есть, можно вернуться в прошлое и познакомить своих родителей. Можно вернуться в прошлое и спасти себя от смерти, если и без твоего вмешательства тебя бы кто-то спас. Есть ещё третий вариант, который высказал главный герой этой повести, Марк. Можно вернуться в прошлое и существенно изменить свою судьбу, проинструктировав себя прошлого в будущем совершить возврат в прошлое и сделать то, что нужно просто в соответствии с этой инструкцией, а не по каким-то собственным мотивам. Например, можно вернуться в прошлое и сказать себе самому не связываться с каким-то человеком. Ты прошлый не знаешь, почему тебе нельзя с ним связываться, а поэтому в будущем ты не отправишься в прошлое и не будешь предупреждать себя. Кажется, что свое прошлое опять-таки невозможно изменить, но это не так. Можно не только посоветовать себе прошлому не связываться с этим человеком, но и проинструктировать себя прошлого в будущем обязательно отправиться в прошлое и предупредить себя. Тогда петля схлопнется и образуется самообусловленный временной парадокс. Первоначальный возврат в прошлое будет входом в петлю, а дальнейшие возвраты — элементом сформировавшегося временного парадокса. В этой повести автор не даёт ответа на вопрос, почему произошло то, что описано? Ведь это именно тот самый самообусловленный временной парадокс, который должен иметь начало, своеобразный вход в петлю времени. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Для того, чтобы корабль «Артемида» потерялся в прошлом, он должен был полететь через эту червоточину в эту звёздную систему. Чтобы он туда полетел, нужно, чтобы её открыл экипаж «Одарённого» и чтобы на планете Юлиании остались какие-то артефакты, которые могли бы заинтересовать археологов. Чтобы на планете остались артефакты, туда должен был полететь корабль «Артемида». Но что случилось первоначально? Как замкнулся этот цикл? А раз образовался этот временной парадокс, значит прошлое изменить всё-таки можно. Главное — нащупать подходящий вход в будущую петлю. Интересно проанализировать с этой точки зрения парочку достаточно хорошо известных фильмов о путешествии во времени. Например, «Терминатора». Если проанализировать сюжет, то оказывается совершенно понятным, что Терминатору ни за что не удалось бы убить Сару Коннор. Потому что если бы он убил её, в будущем не родился бы Джон Коннор. Если бы он не родился, у Скайнет не было бы оснований отправлять в прошлое Терминатора, чтобы убить того, кого никогда не было. Поэтому убийство Сары Коннор, Джона Коннора и Кэтрин Брюстер невозможно. С другой стороны, если бы у Терминатора была вторая обязательная часть миссии — передать информацию о необходимости этого убийства Скайнету, тогда убийство могло бы и удасться. Другой фильм, «Назад в будущее», тоже содержит определённые ляпы. Ограничимся самым простым. В третьей части каньон, названный в честь упавшей в него учительницы Клары Клейтон, превращается в каньон, названный в честь Клинта Иствуда, которым представился Марти, когда он попадает в прошлое. После того, как Марти оказывается в своём времени, он удивляется, что каньон назван в честь Клинта Иствуда, потому что он запомнил его прошлое название — каньон Клары Клейтон. Если это не столь значительное изменение прошлого, результат которого не должен был бы повлиять на путешествие Марти в прошлое и его поступки там, то такое переименование каньона вполне могло случиться. Только вернувшись в своё время Марти не должен был бы помнить прошлое название каньона, он должен был вспомнить, что он всегда именно так и назывался — каньон Клинта Иствуда. Знал ли он историю этого каньона или нет, единственное, чему он мог бы тогда удивиться, так это тому, что «погибшим» в каньоне Клинтом Иствудом был он сам. Даже зная историю каньона, он мог бы до конца точно не знать, погибнет ли он в этом каньоне на самом деле или же в самый последний момент ему удастся попасть в будущее. Один из других любопытных сценариев путешествия во времени, на мой взгляд, имеет рассказ Айзека Азимова «Справедливая замена?» Этот рассказ вообще не вписывается ни в одну из описанных выше схем. Главный герой отправляется в прошлое, изменяет его, но вернувшись в своё время и оставшись при своей памяти, считается окружающими людьми за сумасшедшего и поэтому оказывается в психиатрической лечебнице. Если рассматривать его с позиций возможности временного парадокса, то этот рассказ можно считать невозможным. Хотя, с другой стороны, в его голове остаётся образ прошлого, которого будто бы никогда и не было — ведь в этой новой альтернативной реальности необходимость возвращаться в прошлое и что-то там изменять отпала сама собой. Сумасшествие главного героя совершенно не противоречит новой реальности — в ней он всегда был сумасшедшим, а его память об альтернативной реальности — бредом сумасшедшего. Ещё один интереесный сценарий, которы интересен прежде всего таинственностью того, каким образом сложился временной парадокс, описан в рассказе «Уроборос» Хайнлайна. Прежде всего, совершенно не понятно, чьему извращённому разуму захотелось создать такой бесполезный и тошнотворный временной парадокс. Вернусь, однако, к повести. Есть одна особенная причина, по которой эту повесть мне было читать особенно интересно. Дело в том, что я знаком с прототипами нескольких главных героев этой повести. И вообще, их места в команде корабля точно соответствуют тем местам, которые они занимают в жизни, как сотрудники отдела одного предприятия... В повесть вплетена любовная история, некоторые персонажи, прототипы которых я не угадал, возможно потому что их попросту нет, однако именно это обстоятельство придавало некоторый дополнительный градус интересу при чтении. Из недостатков я могу отметить, пожалуй, некоторую долю занудности. Не хватает оживляющих повествование диалогов. Любовная линия кажется мне совершенно наивной и неестественной, возможно в силу моей собственной психологической чёрствости и цинизма. В своё оправдание могу сказать только то, что я не всегда был таким, но жизнь била в меня ключом, причём частенько он оказывался гаечным :) Не понятно, зачем повествование ведётся от лиц героев — этот приём, на мой взгляд, ничем не оправдан, поскольку ту же самую историю можно было изложить от третьего лица. Скорее это даже приводит к путанице, потому что каждый раз встретив диалог с местоимением «я», приходится напрягаться и соображать — от чьего же имени сейчас идёт повествование. В остальном — довольно добротная повесть, которая читается, пожалуй, с большим интересом, чем многие графоманские произведеия Клиффорда Саймака или типовые шаблонные романы Александра Громова, или иные произведения Олега Дивова, из которых отовсюду прёт мачизм и обладающие не менее неестественными слащавыми любовными линиями. | ||||
| ||||
«Они прилетели» |
| |||
vovun, 08 декабря 2016 г. в 21:07 | ||||
У этого рассказа есть особенная атмосфера, которую автор, как мне показалось, создавал с удовольствием. И это атмосфера какой-то, что ли, безысходности перед Их величием. А они даже не вышли, да, только кое-что себе накачали и улетели. Весьма правдоподобный рассказ. | ||||
|