Михаил Кликин отзывы

Все отзывы на произведения Михаила Кликина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 234

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«Один»
–  [ 18 ]  +

Сноу, 31 августа 2014 г. в 16:41

Так уж получилось, что в большинстве своем отечественные зомби-романы являют собой нечто среднее между «выживальческим пособием для «чайников» и «наставлением по стрелковому делу», тоже, к слову, для начинающих. Многотомные циклы, целые межавторские серии, несчетное число фанфиков — все они смотрят на жанр исключительно сквозь прорезь прицела, и разнятся только описанием «снаряги», «обвеса» и добытых на «мародерке» трофеев. Люди в таких историях хорошо если на вторых ролях, ну а зомби представляют собой подвижные ростовые мишени. По большому счету, все это — не более чем типичная мужская проза, легкий боевичок в фантастических декорациях. Замени тутошних мертвяков на триффидов или гигантских крабов — не изменится ровным счетом ничего.

Поначалу казалось, что «Один» Михаила Кликина ничем от своих собратьев не отличается. Страничка, где поначалу выкладывались черновые главы романа, предлагала привычные уже инструкции по выживанию, автономному существованию, снаряжению, с той лишь небольшой разницей, что спасаться читателю предстояло в местности сельской, даже глухой. Ориентирование, охота, рыбалка, земледелие, животноводство — те же самые яйца, что и у прочих, только в профиль; еще один справочник... Или нет?

Роман начинается с того, что группа из шести молодых людей за веселым «квартирником» пропускает начало конца света. Когда же пришел черед возвращаться обратно в привычную жизнь, родной город встретил их пустыми улицами, темными окнами и странными неуклюжими людьми, — а может, и не людьми вовсе, — без устали наматывающими круги по двору. Выбравшись на разведку, ребята вдобавок обнаруживают странные коконы, внутри которых обитает нечто живое, и нечто это оказывается крайне враждебным, да и чудовищно голодным... Осознав, что дальнейшее пребывание в городе смертельно опасно, ребята решают покинуть его, и в попытке этой сталкиваются с разнообразными препятствиями, врагами и жуткими открытиями. Как видно из названия, в живых по итогу остается только один из них, и именно на его плечи ложится вся тяжесть этой новой робинзонады, выживания в мире, где человеку места больше нет...

На самом деле, от сбора выживальческого «приданого» роман «Один» никуда не делся, и проблема быта и дел насущных, постапокалиптических, занимает здесь место весьма заметное, частенько являясь единственным мотивирующим действием героев. Впрочем, до нездоровых подробностей и банального пересчета добычи и «хотелок» дело, к счастью, не доходит, и это хорошо. Вместо этого внимание автора концентрируется на взаимоотношениях в группе, характерах героев, которые, надо сказать, меняются на всем протяжении романа, и не всегда в лучшую сторону. Все это настоящие люди и характеры, совсем не однообразные придатки к АКМ, бросовые функциональные шаблоны. Следить за ними весьма интересно, и это главное достоинство книги.

Что касается самих зомби, то здесь они самые что ни на есть обыкновенные, даже несмотря на то, что часть их со временем эволюционирует в другие, совсем уже нечеловекоподобные формы. Быстрые, медленные, тупые, умные, одиночки, орды — на любой вкус. Легкий налет НФ, там и здесь проглядывающий в романе, тоже далеко не нов, и разбавляет собой поджанр еще со времен Хайнлайна и Типтри, а в наши дни активно используется авторами вроде Крейга ДиЛуи и Конрада Уильямса.

Отдельного упоминания заслуживает присутствие в романе огромного, даже гигантского количества пасхалок из культовых фильмов, книг и игр, как-то: «Добро пожаловать в Зомбилэнд» («твинкиз», да), «Зловещие Мертвецы» (наличествует бессмертное «хороший, плохой» Эша, а также «дэдайты»), «День триффидов», «Ходячие мертвецы»; Фульчи, Брэдбери, Хайнлайн; весь Ромеро, «DOOM», «28 дней спустя», «Зомби по имени Шон», «Летучий раствор» (по одноименному рассказу Джеймса Типтри был снят эпизод второго сезона «Мастеров Ужасов») и многое-многое другое. Местечко нашлось даже Андрею Крузу, чья труба пока будет явно пониже. Впрочем, надо сказать, что не всегда эти оммажи звучат к месту (а иногда и вовсе не уместны) и порой создается ощущение некоторого балагана, китча. Словно смотришь крэйвеновский «Крик», в котором герои демонстративно пытаются высмеять и забороть жанровые стереотипы, чаще всего — неудачно. Перебор. Впрочем, это все вкусовщина, и не столь уж и важно.

Важно, что роман «Один» — это тот самый редкий случай, когда баланс между «историей о людях» и «кратким курсом выживания» автором успешно найден, и ни один из этих подходов не работает в ущерб другому; более того, они гармонично переплетаются и дополняют друг друга. По нынешним временам — большая редкость. Всем любителям зомби роман всячески рекомендуется.

Оценка : 7
«Тени под лестницей»
–  [ 16 ]  +

irish, 29 февраля 2008 г. в 21:09

Ай да Кликин, ай да молодец! Объяснение «феномена» домовых и прочих барабашек — неожиданно и остроумно. Переживания героя переданы сухо, лаконично, но весьма убедительно. Нравственный подтекст рассказа — мощнейший, из всех «Дозоров» и «Колдунов из клана Смерти», вместе взятых, столько смысла не выжмешь. Но в то же время — ни грамма морализаторства, читатель волен делать выводы из прочитанного совершенно самостоятельно.

Послевкусие от «Теней под лестницей» — как будто взяли за шиворот и хорошенько приложили лбом об стенку. Просветление, в общем. Этот, как его... катарсис. :)

Оценка : 10
«Тени под лестницей»
–  [ 12 ]  +

Тиань, 19 мая 2014 г. в 19:08

Откуда берутся домовые? Кто они по сути своей? Автор предлагает нестандартный ответ на этот вопрос, если рассматривать его рассказ как городское фэнтези. Но такой ракурс восприятия не единственно возможный. В рассказе можно увидеть современную притчу, где в аллегорической форме представлена проблема отношения к «низам» городского населения и последствия, к которым это рано или поздно может привести.

Однако, как не изменяй ракурс восприятия истории, ее нравственная философия остается неизменной — человек сам порождает все явления, сопровождающие его по жизни, и сам делает их враждебными либо дружественными себе. А если такое явление оказывается привязанным к месту, где появится новый хозяин — кому как повезет. То есть параллельный мир, чем бы он ни был — измерением домовых с лешими или местом обитания городских бездомных — создаем мы сами, и эмоциональный настрой этого сектора мироздания создаем тоже мы, обычные, условно нормальные люди. И по башке с той стороны получать нам же, мягкой лапкой или молотком.

Как возникают домовые, в рассказе показано вполне подробно. Все начинается с разрыва социальных связей (или связок). А если вдруг кто-то пока еще живой увидит тень под своей лестницей и пригласит к чаю, даст книгу, предложит посмотреть фильм и подыщет работу, станет ли это началом обратного процесса, или жизнь необратима и в этой части тоже? В рассказе этот аспект не затрагивается, но меня почему-то больше всего зацепили именно эти мысли.

Если рассказ дочитываешь, и есть о чем поразмышлять, это хороший рассказ. Если при осмыслении вещи возникает сразу несколько интерпретаций прочитанного, помимо буквальной, по тексту, и каждая содержит свои глубины смысла, это хороший рассказ. Его стоит прочитать и обдумать на досуге.

Дневниковая форма повествования в данном случае тоже весьма важный момент. Если тень из кладовки ведет дневник, который не тени могут читать, значит есть надежда на обратный процесс, или хотя бы на установление взаимопонимания. Пусть не с теми, кто породил, но с другими, идущими следом...

Оценка : 9
«Страж могил»
–  [ 11 ]  +

dimon1979, 05 мая 2014 г. в 15:49

Сегодня, наверное, невозможно купить это произведение в книжном виде, так как последнее издание вышло в далеком 2006 году. Есть, конечно, небольшой шанс, что новый роман Михаила Кликина «Один», станет хитом продаж и Эксмо решит переиздать другие произведения автора. По крайней мере, мне бы этого хотелось, так как остальных книг Михаила у меня нет.

История, придуманная автором, не блещет оригинальностью. Мир описан довольно скромно, информации дается самый минимум. Сюжет строится вокруг трех человек. Одноногий калека, слепая девушка и молодой солдат. Когда-то они жили вместе, дружили, но потом их пути разошлись. Один стал некромантом, второй охотником на нечисть, а третьему суждено собирать чужие души, которые потерялись и не могут найти дорогу на Кладбище. Спустя много лет, им предстоит снова собраться вместе, чтобы попытаться спасти мир от жестокого колдуна-некроманта.

Понятно, что мало-мальски искушенный читатель, найдет в этом романе десятки повторов и скажет, что эта тема уже давно не актуальна. Были и могучие колдуны, и армии мертвых, и простые спасители мира, все это было задолго до Кликина и после него. Но есть в книге что-то притягательное. Что-то такое, что не позволяет бросить чтение. Наверное, мне понравилась атмосфера, в которой происходят основные события. Автор постепенно нагнетает градус, давит неотвратимостью пришествия армии мертвых, отвергает малейшие шансы мира на спасение. К сожалению, все портит концовка. Кликину не хватило решительности завершить свое произведение более правдоподобно, исходя из сложившегося положения. Есть несколько неплохих авторских задумок, которые отлично дополняют то, что происходит. Вообщем, если бы не очень продуманный конец, который вышел слишком добрым и заурядным, то «Страж могил» можно было бы легко отнести к одной из самых удачных книг в жанре фэнтези, рассказывающих о некромантах.

Оценка : 8
«Обречённый на жизнь»
–  [ 11 ]  +

БорЧ, 27 марта 2013 г. в 18:08

Редкий по своей яркой мистической реалистичности (пусть это и звучит как некий каламбур) фантастический рассказ. И наверное тут впервые встретился мне в тематике альт.исторической прозы постулат: «Несказанного – не изменишь, а что сказано – то изменить можно». Как это близко к тютчевскому: «Мысль изречённая – есть ложь».

Слово — порождает дело, но дело вольно бороться со словом. Какой простор к осознанию свободы воли в выборе бытия... Так что я бы этот рассказ отнёс не столько к фантастике, сколько к философии мистицизма.

Оценка : 9
«Три легенды»
–  [ 11 ]  +

Pupsjara, 08 июня 2008 г. в 12:05

Три легенды, рассказанные вором, который надеется, что его помилуют. Сюжет легенд развивается вокруг страшной ошибки, совершенной колдуном в далекие времена, им был вызван демон из чужого потустороннего мира. Демон, который из-за неосторожности мага, вышедший из под его контроля и начавший убивать все и всех.

В первой легенде, которая больше всего мне понравилась, рассказывается о заброшенной деревне, в которой доживают последние дни старики. Раньше они были великим воинами, магами, но старость к сожалению берет свое, и с каждым прожитым днем они становятся все дряхлее и дряхлее, и день смерти приближается с неимоверной быстротой. Лишь перед лицом опасности они преображаются и на мгновение становятся похожими на себя в молодости, в самом расцвете своих сил. Красивая история, не часто пишут о стариках, не совсем понравилось использование автором анекдота про задницу дракона, выглядило совершенно не к месту.

Вторая легенда о двух странниках, один из них с помощью талисмана может лечить любые раны, а другой защищает его. В этот раз они спешат к учителю целителя, который находится при смерти. Философская история о дружбе и смерти, показалась немного скучноватой.

Третья легенда о ведьме, которая идет по следу колдуна, убийцы своей дочери. Не хотела услышать ведьма, что пытался сказать ей домовой, а ведь он истину говорил. Концовка легенды правда оказалась очень предсказуемой, надеюсь, что ведьма отыщет дорогу и успеет вовремя.

Больше всего меня удивил финал книги, не ожидал я такого от автора. В итоге хорошая книга, но не для любителей экшена.

Оценка : 8
«Тени под лестницей»
–  [ 10 ]  +

Evil Writer, 15 мая 2014 г. в 12:27

Столкнуться с таким рассказом русского автора, было для меня немалой доле удивления, обнаружив невероятную ценность текста. Современная фантастическая литература в России давно меня уже приучила к ширпотребству и коммерции, и вроде когда открываешь очередной сборник, с громким названием, например как я свой «Городское фэнтези- 2008», имеешь огромный шанс столкнуться с коммерцией более менее уже известных авторов или недолитературой неизвестных имен. Михаил Кликин, автор не столь популярный и горячо любимый публикой, хотя уже зарекомендовавший себя, был мне знаком по нескольким неплохим рассказам. Впрочем до этого рассказа автор держал свою планку, но на этом месте что-то пошло не так.

«Тени под лестницей» невероятная мистификация, история влечения и превращения. Человек купивший квартиру обнаруживает в ней таинственные записи дневники, которые несомненно решает ради интереса прочесть. Прием конечно избитый, но Кликин справляется с ним на ура. Что невероятно радует, это стиль, мягкий, податливый, ветвистый, петляющий по строкам своей легкостью и непринужденностью. Читать произведение очень приятно, погружаешься в него с головой всецело. Что поражает меня больше, это подтекст, смысловой накал рассказа. Идеологии у автора хватит на десятерых коллег по цеху, идея превращения человека в иное существо, не нова и первый ряд ассоциаций у меня возникает с геймановским «Троллевым мостом», но и только ряд ассоциаций и тематика. Рассказ Кликина, очень честная и добротная вещь, о том что человек переходит черту, становится вне понимания и осознания своего личного «я», превращаясь в сущность других порядков.

Для меня рассказ оказался приятной неожиданностью, да к тому же мощный и наполненный аллюзиями. Как не смотри, мощная, интересная вещь, способная дать фору многим аналогичным рассказам. История главного героя, скорее даже история его свержения с человеческих путей и принципов бытия, заканчивающая трагедией его преобразования.

Итог: шикарный рассказ, который очень советую всем к прочтению. Автору отдельное, браво!

«Мёртвые пашни»
–  [ 10 ]  +

пан Туман, 04 марта 2012 г. в 15:27

Есть произведения, в чью атмосферу вникаешь не сразу, есть те, в которые погружаешься с первых страниц. У прозы Михаила Кликина есть одно характерное свойство – в ней, как правило, погружение происходит с самого начала, стоит только пробежать глазами пару абзацев. Другое дело, что атмосфера эта довольно однообразна – сумрак, сырость, ограниченное пространство («Чёрный кобель Жук», «Три легенды»). «Мёртвые пашни» не стали исключение ни в том, ни в другом правилах. Буквально с первых же строк мы погружаемся атмосферу сырой сентябрьской ночи… и спальной комнаты какого-то барака (и сырость,и сумрак, и ограниченное пространство в наличие).

Тем не менее, атмосфера – это хорошо. Ведь иногда правильно созданная атмосфера выручает рассказы, которые ничего другим взять читателя не смогли. Увы, но это наш случай. Уж слишком немудреные декорации рисует нам Михаил Кликин, и слишком прямолинейный в них разворачивается сюжет. Когда из земли начинают лезть зомби ждешь чего-то этакого, но – увы и ах! – даже появление живых мертвецов не способно «оживить» картину. С серым неплохо сочетается красный, может быть – белый, но автор пошёл по пути наименьшего сопротивления, и вышло серое на сером. А ведь толика эмоционального накала совершенно точно не повредила бы или какой-то просто яркий момент (одной мыши явно маловато). А то вышло по схеме «студенты копали картошку – из земли полезли зомби – студенты встретили зомби – студенты убили зомби». Всё, титры. И даже скрытая за ними сцена посадки в автобус не спасает — просто как без неё обойтись, канонично же.

Ровно, стабильно, но скучно. Единственно, что порадовало – обилие тех, советских реалий. Тут вам и идеологически верное чтение «Малой земли» старостой отряда, и запрещенное каратэ, и «Самоцветы» на «Маяке». Как сценарий для кино «про умирающую деревню» — хорошо (в роли Степана Михайловича просто обязателен Сергей Гармаш), как повесть о «зомби в СССР» — ну, неплохо, наверное. Если с загнивающим Западом не сравнивать.

Оценка : 6
«Страж могил»
–  [ 10 ]  +

Olesher, 02 января 2008 г. в 17:00

Мне очень нравится «Страж». В первую очередь за атмосферу.

Кликин — один из немногих автором за последнее время, который смог меня испугать. Первая часть книги, действительно страшная.

Язык отличный. Погружение полное. Словно сам сидишь в доме, а за стеной бродит мертвяк.

Автор молодец.

Оценка : 9
«Один»
–  [ 9 ]  +

lawyer.1979, 23 июля 2015 г. в 13:38

«Один» Михаила Кликина — это еще одна история выживания группы людей в условиях зомби-апокалипсиса. На подобную тему любителями фантастики было прочитано уже огромное количество книг, Стивен Кинг, Макс Брукс, Андрей Круз, Айзек Марион, и навскидку можно назвать еще более десятка авторов, которые рассказывали нам о нашествии живых мертвецов, но у Михаила получилось не только не затеряться среди этих имен, но и более чем достойно выступить на фоне признанных мэтров жанра.

К безусловным преимуществам «Одного» следует отнести реалистичность происходящего, разноплановых персонажей, отсутствие «роялей в кустах», а также то, действие романа максимально приближено к нашим, российским, реалиям. На страницах этой книги мы не найдет супергероев, обвешанных оружием с брошенных армейских складов, и уничтожающих зомби пачками, здесь нет глобальности в географическом плане, действие происходит на небольшом участке территории нашей страны, и даже причину, вследствии которой случился апокалипсис Кликин раскрывает не полностью, оставляя читателя в легком неведении, а также ожидании возможного продолжения. И, если уж быть до конца честным, «Один» — это даже не история о нашествии зомби, оно играет роль фона, гигантской декорации, это, прежде всего, правдивый, временами жестокий, рассказ о метаморфозах поведения человека и межличностных отношениях в условиях экстремального выживания.

Как я уже писал выше, персонажи романа получились разноплановыми, автор тщательно, детально прописал особенности характера и поведения каждого из героев, здесь нет хороших или плохих людей, все это осталось в прошлой их жизни, в условиях смертельной опасности на первый план выходят поступки, именно они предельно честно характеризуют человека. Кликин как будто изучает влияние окружающей действительности на разных индивидуумов, ведь на одно и то же событие каждый человек реагирует по-разному и именно этот факт отличает людей от животных.

Итог: «Один» — это один из лучших романов о нашествии зомби, который ценен не рассказом о непосредственно самом нашествии, а правдивым описанием действий человека в условиях данной действительности.

Оценка : 8
«Три легенды»
–  [ 9 ]  +

NataBold, 09 апреля 2011 г. в 11:57

Дебютная книга автора, роман «Три легенды», отличается достаточно оригинальной композицией, да и выбранная тема отнюдь не заезжена. Автор не соблазнился колеей, основательно разбитой поклонниками Толкиена и Пермуова, но выбрал свой путь и первый шаг по нему вышел вполне уверенным.

Как можно догадаться по названию, роман состоит из трех частей, связанных между собой и событийно и локально, эти части крепко сшиты четвертой, достаточно тонкой, но прочной нитью: вор-бродяга, пытающийся выкупить свою жизнь тремя легендами.

Сразу оговорюсь, «Три легенды» роман не для любителей панорамных полотен. Собственно, ничего, кроме затерянной в лесу деревеньки с покосившимся колодезным срубом в центре, вы не увидите. Персонажей во всем романе чуть больше десятка. Охваченный автором временной интервал равен одной человеческой жизни. Ничтожно мало. Пока, следуя умелой руке автора, не вглядишься пристальнее, не поймешь: что жизнь человека — это целая вечность, со своими бедами и радостями, каждое мгновение которой может стать поворотным для всего мира, даже если мир этот — полузабытая деревенька, приютившая горстку стариков. Автор так пристально, с такой ощутимой любовью вглядывается в этот микромир, так тщательно его выписывает, что чрез какое-то время читатель начинает понимать и те механизмы, по которым живет оставшаяся за кадром авторская вселенная. Очень любопытный эффект. Сильный и смелый шаг для начинающего автора, от которого обычно ждут непрерывного драйва, и напряженного экшена, зачастую не позволяющего не только читателю, но и создателю остановиться и спокойно оглядеться, вдуматься. Нельзя сказать, что в романе нет того, другого или третьего, но автор не идет на поводу у читателя, наоборот, с первых строк повествования берет ровный, чутко сбалансированный ритм и не сбивается с него ни на минуту.

Первое же слово романа «Бывает» звучит веско, уверенно. «Бывает» — завораживающая независимость от времени и пространства. Это слово моментально подчиняет себе читателя, и просто заставляет прочувствовать своеобразную стилистику автора. «Три легенды» книга для интеллектуального читателя, ценящего красоту и точность русского слова, умеющего сопереживать и чувствовать тончайшие движения человеческой души.

Оценка : 9
«Иван Иванович»
–  [ 8 ]  +

vesnyshka, 26 марта 2015 г. в 10:38

Автор живо, атмосферно, по-настоящему рисует деревню и двух её жительниц-старушек, которые нуждаются в мужской помощи. Но мужчин в округе не осталось, разве что… Разве что – Иван Иванович, образ которого не пугает, во всяком случае меня, а создаёт иллюзию сказочности, гоголевщины. Я представляла его то лешим, то чугайстром, то неким духом леса. Кроме него и истории с липой в рассказе нет ничего сверхъестественного. Зато есть лёгкий слог, знание автором материала, фактурные образы, что даёт возможность полностью погрузиться в происходящее. Читая, вспоминала свою бабушку, которая тоже собирала, расчесываясь, волосы, объясняя это пугающим: «Чтобы на том свете держать ответ».

Я смаковала слова и образы, например: «Утро выдалось чистое и звонкое – словно фужерное стекло. Солнце ещё только собиралось показать из-за деревьев выгнутый бордовый край, и по светящемуся небу будто слабый марганцовый раствор растёкся, обильно напитав рыхлую вату облаков».

За это автору большой плюс. Минус, пожалуй, за штамп – почему-то почти в каждом анекдоте-рассказе-фильме проституток звать Наташами. За Наташ обидно) А в остальном рассказ доставил удовольствие. И да, у меня не возникло внутреннего протеста действиям бабулек, и Иван Иванович вызывает некое сочувствие, а не отторжение или страх. Рассказ воспринялся как одна из историй, которыми в шутку пугают в ночь перед Рождеством.

Оценка : 8
«Книга демона»
–  [ 8 ]  +

kkk72, 10 марта 2008 г. в 15:00

У романа немало как несомненных достоинств, так и явных недостатков. Сначала о первых. Двум достаточно разным по стилю авторам удалось создать вполне цельное произведение. Думаю, что не ошибусь, предположив, что о Гае писал Кликин, а о Тильте — Бурносов. Но различия в авторских стилях не слишком ощутимы. Часть о Тильте написана более жестко и мрачно, но и несколько более качественно. В приключениях Гая очень удачные моменты сочетаются с определенными накладками. Вообще, в романе самыми удачными получились обычные бытовые эпизоды, когда мальчишка-писец пытается найти свое место в жизни, общается с людьми, ищет работу. В части о Тильте хорошо описаны отношения между двумя писцами. Да и демонопоклонники изображены так, что мороз по коже.

Есть в романе и недостатки. В рассказе о Гае сюжет часто сильно скачет из стороны в сторону. Герой часто совершает совершенно нелогичные поступки. Чего стоит только история со спасением троллей. Второстепенные герои появляются и исчезают рядом с героем только для того, чтобы выполнить роль этаких ружей на стене — помочь герою разок там, где он сам не выкрутится. В истории о Тильте тоже не обошлось без внезапного увеличения его могущества при полном попустительстве сторожей.

И все же роман читается на одном дыхании, главная идея достаточно оригинально задумана и неплохо исполнена. На общем фоне русскоязычного фэнтези книга, безусловно выделяется. Общая оценка — скорее 7,5.

Оценка : 8
«Самый лучший внук»
–  [ 7 ]  +

god54, 14 декабря 2013 г. в 09:32

Казалось бы совсем обычный сюжет, такого сегодня в жизни можно встретить сплошь и рядом. Назовите кто и когда любил стариков. Молодежь их на дух не переносит, даже близких родственников. Вот именно этой обыденной актуальностью и привлекает рассказ, а фантастический элемент в виде робота можно заменить чем угодно: собакой, растением, библиотекой, квартирой... Всем к чему так ревнуют наследники и так хотят завладеть. Это наша жизнь, а потому и становится так грустно. А если вспомнить какими были мы в молодости по отношению к дедушке и бабушке... Становится еще грустнее. Прочитать обязательно.

Оценка : 10
«Самый лучший внук»
–  [ 7 ]  +

gsv329, 08 июня 2011 г. в 01:47

Система формирует человека, а на каком её крае можешь оказаться – ещё вопрос. Каждый из нас имеет право на ошибку, но далеко не каждый в состоянии её осознать, признать и исправить. Переломив своё я, спасаешь, не только жизнь родного, близкого человека, стаёшь чище. Замечательный рассказ.

Оценка : 10
«Два меча, два брата»
–  [ 7 ]  +

artm, 05 сентября 2008 г. в 05:49

Мне этот рассказ пришлось читать очень быстро, чтобы подростковый милитаризм растянутой завязки не отбил желания. Сам удивился, как мне понравился рассказ целиком. Мечи и военщина тут, по-моему, лишь приманка для читателя, а вот два мировоззрения сравнить — настоящая цель. Что лучше: жить или всю жизнь учиться жизни? Поединок братьев — как из какой-нибудь устаревшей мифологии, эпично и так бессмысленно. Но без него — никак.

Оценка : 9
«Ни слова о магах»
–  [ 7 ]  +

irish, 14 июня 2008 г. в 17:48

Ну что сказать... начало романа чудовищно, безумно затянуто (не бросила читать только из принципа — как-никак, денюжки уплочены ;-)), первые сведения о Рое появляются только на 150-й (!) странице — иными словами, чтобы добраться до завязки сюжета, нужно одолеть целую треть текста. В принципе, столь длинную экспозицию позволить себе можно, но только в том случае, если намереваешься расставить большое количество нужных для развязки «ружей». И если для сюжетной линии Джоша долгая предыстория худо-бедно оправданна введением нескольких важных впоследствии персонажей, то из предыстории Стаса можно совершенно безболезненно, как для сюжета, так и для образа, вычеркнуть первые страниц сорок-пятьдесят — все события вплоть до входа в Зону. Право слово, лучше бы Кликин этот же объем текста потратил на какую-нибудь сценку из жизни Вселеса и его Стаи — тогда бы они не выглядели роялем, подобранным героями в придорожных кустах. :)

Вообще роману явно не хватает суровой редакторской правки, имхо, его следовало бы сократить, как минимум, на четверть. Автор с дотошностью, доходящей до занудства, фиксирует поток мыслей и ощущений героев, не отмечая при этом ничего принципиально важного. Например, в одном эпизоде, где герои, сидя в замке, ожидают нападения врагов: «Стас вспомнил стрелу с клыком-наконечником, посмотрел в залепленное снегом окно и решил никуда не ходить», на следующей странице — «Стас хотел было отказаться (выйти на улицу), но вдруг вспомнил жуткого ночного гостя, белое лицо с дырами глаз и резко поднялся», и еще две страницы спустя — «Стас уже пожалел, что вышел на улицу, он боялся простудиться, схватить воспаление легких и у него не было желания узнавать, как здесь лечат больных». Ох, не зря подобное пережевывание мимолетных мыслей и эмоций называют водой — текст от него разбухает в разы и делается безвкусным. :-(

Впрочем, когда герои собрались все вместе и определились с квестом, дело пошло гораздо бодрее, а финальные сцены меня и вовсе порадовали: наконец-то вместо назойливого психологизма появились мотивы нравственного выбора, а персонажи из сюжетных функций превратились в людей с собственными характерами. Ну а лучше всего получился эпилог, для которого Кликин приберег объяснение смысла названия романа — потому что эта загадка, признаться, интриговала меня больше всего. :)

Оценка : 5
«Бабушка»
–  [ 6 ]  +

sergej210477, 01 января 2018 г. в 01:22

Отличный рассказ, по жанру — деревенский хоррор. В цикле рассказов «Деревенские истории», наверное, самый лучший.

Мне это произведение чём-то напомнило страшные истории Н. Гоголя. Не сюжетно, а по стилю и, наверное, по созданной атмосфере присутствия чего-то жуткого, необъяснимого.

  Рассказ про обычного мужика — Володьку, зарабатывающего себе на жизнь разграблением заброшенных деревень, которых очень много в русской провинции. Своего рода — «чёрный археолог». И вот однажды, занимаясь своим бизнесом, он забирается в пустой дом, где натыкается на следы чьего-то присутствия.

Вроде бы, стандартный хоррор-сюжет. Но эта истории сильна манерой написания. Автор создаёт множество казалось бы ненужных мелочей, и из-за этого сам герой и его приключения кажутся очень реалистичными, происходящими на самом деле. Плюс умело нагнетаемая атмосфера страха, пугающая читателя ожиданием развязки событий.

Интересный яркий и запоминающийся рассказ.

Оценка : 9
«Демоны рая»
–  [ 6 ]  +

ДИР, 29 ноября 2014 г. в 10:35

Иногда, покопавшись в книжках, вдруг наталкиваешься на фантастику. На настоящую фантастику, в самом, как иногда говорят, «олдскульном» варианте. Только свежую. Написанную буквально чуть ли не вчера.

Вот оно — будущее. Огромные города, в которых живут все люди. Виртуальная работа. Прекрасное обеспечение. Чистота и порядок. Всем — по потребностям. Ну, еще и поработать немного. Часа два в день. Это чтобы было какое-то напряжение. Движение какое-то.

Да вот только вдруг видит герой не то, что видят все. И встречается с кошмаром наяву. Это просто галлюцинации? Но галлюцинации не могут убивать, а его жена, одна из трех законных, старшая — именно убита. Теперь же, понимает он, наступает его очередь. И если не сделать что-то выходящее за рамки обычной жизни, то придут и убьют.

Кто убийцы? Киборги на охране города? Новые организмы, поднявшиеся за века с момента строительства вечных городов — слава Строителям? Белые кровяные тельца в городском организме, уничтожающие все, что представляет угрозу?

Хурбы — это те, кого мы боимся в детстве, пока не станем взрослыми. Это взрослые точно знают, что нет никаких хурбов в тени под кроватью. И в кладовке не водятся страшные зубастые хурбы. Никто не хрустит костями в тенях. Никто не подкарауливает в лифтах. Взрослые это точно знают.

А если вдруг ты начинаешь их видеть, если вдруг понимаешь, что они рядом, то тебе не жить. И остается бежать. Бежать и бежать. Из города. То есть — из самой жизни. Разве же может быть жизнь вне города?

Оценка : 8
«Наш упырь»
–  [ 6 ]  +

nilian, 20 июня 2014 г. в 00:16

Деревенские рассказы Кликина я бы отнёс к жанру деревенской прозы. Если в

произведениях классиков деревенской прозы изображалось постепенное отступление

деревни перед городом и индустирализацией, то в рассказах Кликина изображён

последний этап гибели русской деревни. Всё что могло случиться, уже случилось. В

деревне живут только несколько стариков. Она никому уже не нужна, если бы ещё

нужна была для чего-то, то затопили бы для водохранилища, пробурили ли бы для

нефти, но нет ничего, и забрести в деревню могут только сбежавшие из зоны зеки.

Крепка связь доживающих свою жизнь стариков с родной землёй. При помощи этой

языческой силы родной земли, реки, леса и доживают они до глубокой старости и даже

умудряются справляться с напастями, которые посылает им под конец жизни судьба.

Оценка : 10
«Мужик»
–  [ 6 ]  +

god54, 14 декабря 2013 г. в 08:37

Хороший рассказ. Необычный. Совершенно оригинальный сюжетный взгляд на проблему контакта. Его нельзя пересказывать, его читать надо, ибо он очень короткий и любое слово несет смысловую нагрузку. В нем переплелось все: и фантастика, и реальность, и тоска, и приближение вечности. Да и написано неплохо. Одним словом читать обязательно.

Оценка : 8
«Мёртвые пашни»
–  [ 6 ]  +

2zer0, 07 июля 2011 г. в 15:30

Хорошо. Добротно. Страшно. И на какой-то грани осознания понимаешь, что ужас фантастики постепенно переходит в реальность окружающей действительности. Резкость которая, с каждыми очередными новостями, наводиться всё чётче и чётче... o_O

Оценка : 10
«Самый лучший внук»
–  [ 6 ]  +

Amursky, 15 апреля 2011 г. в 19:27

Рассказ тронул. Исполнение в Модели для сборки просто замечательное. Автор молодец.

Оценка : 10
«Наш упырь»
–  [ 6 ]  +

alex1970, 26 ноября 2010 г. в 13:33

Интересное произведение о меньшем зле. Глухую деревню захватывает банда озверевших уголовников, не рассчитывавших встретить сопротивление. Но у одной бабки есть серьезный аргумент в споре.

Хорошо написанное произведение, но, опять же, это не ужасы в прямом смысле слова.

Оценка : 7
«Два меча, два брата»
–  [ 6 ]  +

armitura, 16 июля 2008 г. в 10:12

На удивление изящный и тонкий рассказ получился. Начало в нем, быть может, немного обыденное, но после момента, когда братья расходятся и каждый принимает свой путь учения, все становится не просто хорошо, а очень хорошо. Младший постигает все на своих ошибках, он помогает людям, защищает слабых. Старший — приглашает лучших учителей, штудирует книги. Он хочет стать самым великим воином, но понимает, что надо бы потренироваться еще немного. Не оставляет равнодушным и история Лэдоша Белокожего.

В общем — отличный рассказ, исполненный простой ненавязчивой философии и какой-то тихой грусти. Мне очень понравилось...

Оценка : 9
«Страж могил»
–  [ 6 ]  +

Темный маг, 29 апреля 2008 г. в 11:40

Занятная книга во всех отношениях. В особенности в отношении к смерти. И после прочтения остались неопределенные чувства. В меру «темная» (именно в меру, так как смачных зверств не ощущается, потому что Кликин не стал перебарщивать, уподобляясь Дашкову, и это для меня стало большим плюсом).

Герои своеобразные. Чего только стоит некромант-калека, терзаемый своим даром!

Правда, язык не очень яркий на описание событий и сражений. Быть может, автор специально не затягивал их, чтобы сосредоточить внимание читателя на более важных вещах. И действительно, было намного интереснее читать о душевных переживаниях героев. Поэтому даже «бедность» экшена мне тоже пришлась по вкусу.

Бывало, что временами интерес угасал. НО! Концовка меня удивила. Ради нее можно простить все неудачные места в книге.

Оценка : 8
«Личный друг Бога»
–  [ 6 ]  +

antc, 04 марта 2008 г. в 22:20

Компьютерный Мир растёт и изменяется — он уже давно ожил (как мне кажется), просто не хочет показывать это другим. Вторая часть книги — совсем другая, для главного героя настоящий мир исчез и он застрял в Мире — и застрял навсегда. Вокруг ложь, обманы, предательство и опять полное отсутствие положительных героев, грань между программами и человеком уже стёрлась, и в этом Мире Глеб проживает жизнь одну за другой. Я не любитель онлайн игрушек в стиле ММОРПГ — а этот мир как раз о-очень напоминает Ворлд Оф Варкрафт — но мне эта книга очень понравилась, после неё долго не мог играть в наши безобидные игры. Сюжет действительно меняется — однако нет никакого движения вперёд, а есть хаотичное метание главного героя и его спутников — целой команды Одноживущих вокруг места оживания Глеба. Концовка грустная, циничная и весьма странная и неоднозначная — то ли расставлены все точки, то ли одни вопросительные знаки — несмотря ни на что дочитывать было интересно. Читайте и отключайтесь от Интернетаo_O

Оценка : 7
«Бабушка»
–  [ 5 ]  +

Kargopolis, 18 апреля 2023 г. в 20:08

Наткнулся на рассказ тёмным ноябрьским вечером — точнее не на сам рассказ, а на его не менее талантливое прочтение. Минул копательский сезон, и до неблизкой весны только и оставалось что насыщаться чужими впечатлениями. И случайно наткнулся на «Бабушку». Должен вам сказать, профессиональная сторона описана очень правдоподобно! Впечатлился так, что с той осени тревожно смотрю на брошенные дома. И знакомые «чердачники», кому давал послушать рассказ, с тех пор первым делом в таких домах проверяют

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лежанку русской печи
— иначе неспокойно как-то ;)

Оценка : 10
«Демоны рая»
–  [ 5 ]  +

Str_Kremen6, 08 сентября 2019 г. в 19:27

Мне кажется, что книги можно систематизировать и разделить на 4 пункта: очень плохая, которую хочется бросить читать ; плохая, которую хочется побыстрей дочитать;хорошая, читая которую, хочется узнать: чем все закончится ; и очень хорошая, читая которую, хочется, чтобы произведение не заканчивалось. Именно к четвертому пункту я бы отнес творение Михаила Кликина.

Я не знаю, как это удалось Михаилу, но с данным произведением я отдыхал. Повествование велось неспешно (У нас весьма объемный роман), протагонист испытывал яркие приключение, автор постепенно, но красочно раскрывал созданный им мир: мир будущего, где люди превратились в потребителей, и вся тягость легла на роботов-сиберов. Интересные размышления, крайне харизматичные герои, увлекательные локации. Читая, ощущаешь частичку души автора, понимая, что автор не писал очередной фантастический боевик. Шаблонных моментов мы встречаем не так уж и много, от книги исходят нотки реализма (а это весьма сложно добиться в фантастическом произведении), и самое главное, от книги исходит какое-то добро. Скитания героев наполнены тяготами, которые ощущаешь сам, становление Яра показано очень ярко: от эгоизма до бескорыстия. И ведь герой постоянно сомневается, какой путь ему выбрать. К слову, главный герой не показан каким-то супер крутым спецназовцем, наоборот, он обычный изнеженный человек будущего, привыкший ничего не делать, а лишь потреблять. С другой стороны, Ларс — хлебнувший лиха проводник, до конца верный своим идеям. Почему он возился так с Яром ? Потом мы понимаем, что он не мог иначе.

С этой книгой я отдыхал. Хотел, чтобы она читалась вечно и не заканчивалась. Эти диалоги, эти персонажи, эти лишения. Они действительно очень цепляют. Но ,уже потом я трезво стал оценивать работу Михаила, и после обдумывания, я пришел к выводу, почему мне данный роман так понравился: во-первых, живописным и колоритным миром, где с одной стороны — изнеженные жители города, с другой — бандитизм и трущебы, а с самой дальней — выживающие в тяжелых природных условиях, где блага цивилизации полностью забыты. Этот колорит действительно цепляет; во-вторых, это, как я уже сказал, очень живые и интересные персонажи. По мимо главного героя и его верного товарища у нас будет крайне специфический сибер-друг, единственный сибер, который может врать. Этот персонаж цепляет не меньше главного героя и Ларса, а многие его действия заставляют умилятся и широко улыбаться. «А хотите я расскажу смешную историю ?» . Также у нас появится еще один веселый герой, но о нем я не хочу спойлерить. Напоследок, это классный и яркий сюжет, в котором есть место и выживанию, и приключениям и боевику, и самое главное, очень качественному хоррору. Сюжет очень логичный, связанный и продуманный.

Это уже второй раз, когда произведение Михаила Кликина доставляет мне огромное удовольствие от чтения. Надо познакомится с автором по ближе. 10\10

Оценка : 10
«Страж могил»
–  [ 5 ]  +

mikereader, 23 января 2019 г. в 02:09

Равнодушие, вот что вызвала эта книга во мне. По отдельность вроде все хорошо: непонятный мир с единственным центральным кладбищем, дружные герои с необычной и трагической историей из детства, армия мертвых, загадочные некроманты, забавная концовка. А в целом не цепляет, просто не интересно. Пошли туда, потом сюда... Цели нет, тайны нет. «А кто же у нас тут всем так подгадил?» — не считается.

Получается такой вот бессмысленный набор сцен: герой на кладбище, герой в болоте, герой в дороге, герой в деревне и т.д. Но связи между ними кроме временной последовательности опять-таки нет никакой.

Ну и иногда сцены получаются откровенно глупые. Что называется, нашел приключения на свою задницу. Пример: вроде как слепую отговаривают идти на болота ночью, а она в ответ «у меня всегда ночь»... Звучит то красиво, но что же ты за дура??? Ночью на болота не ходят не потому что не видно, а потому что опасно: хищники, мертвецы, других людей нет, никто не поможет... И как вы думает, что происходит на болоте? Упала в овраг, вся ободралась, мертвецов всполошила! facepalm.jpg

Или следующая сцена — бандиты напали на старика и женщину. Что сделает «могучий» колдун-некромант, которого еще не заметили? Может, внезапно нападет и спутает врагам планы? Да не! Просто подойдет и начнет получать по щам... WTF?!

И вот такое происходит постоянно, что-то делают? Зачем? Не понятно... Спокойно можно было избежать многих опасностей, и вместо книги получился бы рассказ.

В отзывах пишут, что язык очень простой. Это конечно не забор из глаголов и существительных, но образности действительно не хватает. Получается вроде: «Читатель закончил набирать текст. Еще раз пробежал усталыми глазами. Компьютер вопросительно мигал курсором. Щелчок мыши отправил отзыв на далекий сервер.»

Оценка : 5
«Дети»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 01 марта 2018 г. в 21:59

Ну, рассказ про зомби-апокалипсис гарантированно привлечет моё внимание. В отечественных реалиях, с главными героями детьми, потому что в зомби (местных «крикунов») превращаются только взрослые. Завязка интересная: в отдельно взятой квартире отдельно взятого дома живет, или скорее выживает, небольшая община детей.

В истории есть и моральный посыл, который однако имеет смысл только вне рассказа, для читателя, в то время как внутри, в существующих реалиях, следование ему не слишком совместимо с жизнью.

Сюжет вызывает некоторое недоумение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот живет себе кучка детей, у каждого свои обязанности. Самые взрослые мальчишки занимаются самой опасной работой: достают припасы и попутно отстреливают встающих у них на пути взрослых-зомби.

Спустя некоторое время им на голову сваливается Старик. Который начинает морализаторствовать и говорить «атата, нельзя детишкам убивать, вы же детишки!», а при попытке выдворить подозрительного человека, который вполне может представлять опасность, учитывая что обратились только взрослые, тот придвигает к себе кухонный нож, улыбается и заявляет, что никуда не уйдет. Вот на этом моменте я по-настоящему заволновалась за детей.

На удивление ничего страшного Старик с детьми не делает, просто начинает с ними жить и окультуривать по мере сил. О том, помогает ли он им при этом добывать еду ни слова. Я подозреваю, что он, видимо, преспокойно пользуется припасами, которые те достали, убивая зомби, чего делать не должны были.

Потом старика убивают самые старшие подростки, отчего по какой-то причине сами превращаются в зомби. Какая связь между убийством старика и взрослением или превращением в зомби я как-то упустила.

Дело в том, что они в тот момент окончательно потеряли свою детскую невинность, безгрешность и переступили какую-то черту? Тогда почему обратились в все остальные взрослые? Что они такого сделали?

Или этот поступок настолько на них повлиял, что заставил разом повзрослеть? Ага, а необходимость самостоятельно обеспечивать себя и более младших, подвергаться опасности, чтобы просто добыть себе пропитание, необходимость в короткие сроки смириться с ужасной потерей как родных, так и привычного мира — это вот никак не повлияло, так выходит?

И это уже не говоря о том, что детишки какие-то безмозглые. Им хватило ума проследить зависимость между возрастом и превращением в зомби, к ним приходит человек, который почему-то является исключением из этого правила, и ребята, которые УЖЕ почти вышли из подросткового возраста, решают, что Старика нужно убить. Им даже не приходит в голову задуматься на пару лет вперед и задаться вопросом: а грозит ли им опасность? Нельзя ли выведать у Старика, как её можно избежать?

В общем, да, наверное не стоит требовать особой обоснованности от сеттинга с зомби, но он должен по крайней мере не противоречить своей собственной логике, а персонажи должны реагировать на события так, как этого ожидаешь от людей, а не быть инструментами авторского замысла.

Оценка : 4
«Мёртвые пашни»
–  [ 5 ]  +

Carex, 26 августа 2016 г. в 22:01

В студенческие годы я еще успел побывать в колхозе на уборке картофеля. Автор как будто про нас написал: казарма, сортир на улице, танцы в клубе, разборки с деревенскими. Точное попадание. Но вот сам рассказ мне не понравился. Год написания — 2010. Сколько уже на эту тему написано, и еще больше снято дешевых и не очень фильмов ужаса. Это просто надоело. В рассказе ничего нового, ни одной оригинальной идеи, нет интересных мыслей. И много недостоверностей. Все перечислять не буду, к примеру один момент: деревенские перевернулись на телеге, все они разом никак не могли бы убиться, и почему их родственники не искали несколько дней? Поставлю всего лишь 4.

Оценка : 4
«Один»
–  [ 5 ]  +

Knigolub282, 20 ноября 2015 г. в 16:40

Сражайся с мертвыми.

Бойся живых.


«Один» Михаила Кликина – история борьбы за выживание группки людей в ожесточенных условиях зомби-эпидемии, в одночасье захлестнувшей земной шар. На схожую тему в отечественной фантастики было прочитано довольно много книг, да и в зарубежной литературе тоже. Мало что зацепило, если честно, пускай даже я – огромный поклонник этой тематики. Отсмотрел множество фильмов, начиная от классического «Ночь живых мертвецов» Ромеро, до «Ходячих Мертвецов» Фрэнка Дарабонта. В индустрии игровых развлечений продукты на тему нашествия живых мертвецов (веселое уныние) и вовсе не представляли интереса. Исключение из правил: драма «The Last Of Us» и сериал «The Walking Dead: The Game». Но, как оказалось, даже такого скептика, как я, человека, который зарекся читать отечественные романы о зомби после Андрея Круза, к примеру, удивить было чем.

К преимуществам «Одного» можно смело отнести следующие:

1. Довольно интересные, разноплановые персонажи. Некоторые колоритны, некоторые немного стереотипны, но все они не вызывают отторжения, не превращаются в тупой картон.

2. Отсутствие «роялей в кустах».

3. Отсутствие супергероев, уничтожающих врагов направо и налево, угоняющих крутую бронетехнику с армейских складов.

4. Отсутствие откровенного восхищения оружием, переходящего во что-то нездоровое. В книге вы не встретите диалоги в стиле:

– Привет, это у тебя автомат (подставить любимую модель), оснащенный (подставить любой «девайс»).

– Да, это у меня автомат такой-то модели, но нет, он оснащен такой-то примочкой, а эта примочка оснащена такой-то примочкой.

– Ух ты, а я вот люблю такой-то автомат с такой-то примочкой, а примочка еще и с другой примочкой.

5. Показная жестокость, страх смерти, поехавшие выжившие люди, и все то, что не романтизирует глобальную катастрофу, уничтожившую большую часть населения Земли.

6. Деревня, вместо крупного города, в которой и разворачивается основное действие романа.

В книжке присутствует довольно таки интересный «любовный треугольник», за которым интересно наблюдать, хоть развязка весьма предсказуемая, но трогательная. Само повествование оформлено оригинально, словно Борис (главный герой) ведет личный дневник, вечерами записывая произошедшие за день события и мысли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Покинутая людьми деревня, сотни бродячих трупов, группка выживших людей и наивная, но светлая мораль. Всем любителям зомби роман всячески рекомендуется.

Но и неприятные, даже отталкивающие моменты в книге присутствуют. Например, начало, которое больше походит на откровенный дешевый зомби-трэш, с не логичным поведением главных персонажей. Отсутствие интриги как таковой. Недостаток атмосферы гибнущего города. Однако со второй половины романа автор исправился полностью, создал атмосферу одиночества, придал персонажам реалистичную психологическую окраску. Ты точно знал, чем руководствовались герои, принимая разные решения, исходящие из их интересов и черт характера. Встречались и жуткие моменты: привязанная к заднему сидению «BMW» семья одного из второстепенных персонажей, убийство бандитов, поездка в город за… А тут мы опустим подробности, читайте роман.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отдельного упоминания заслуживает присутствие в романе гигантского количества пасхалок из культовых фильмов, книг и игр. Заметные примеры: (возьмем кинематограф, ибо если будем перечислять все вместе, то это займет несколько страниц) «Добро пожаловать в Зомбилэнд» «Ходячие мертвецы», фильмы Ромеро, «28 дней спустя». Да черт, там даже другой писатель жанра засветился! Да-да, Андрей Круз.

Апофеозом всего произведения становится концовка, которая походит на переиначенный на новый лад библейский сюжет.

Сюжет: девять баллов по десятибалльной шкале.

Мир: восемь баллов по десятибалльной шкале.

Персонажи: десять баллов по десятибалльной шкале.

Язык и стиль автора: девять баллов по десятибалльной шкале.

Качество печатного издания: восемь балов по десятибалльной шкале.

Общая оценка: девять баллов.

Оценка : 10
«Один»
–  [ 5 ]  +

george1109, 06 августа 2014 г. в 12:24

Зомби-трэш, зомби-хоррор, зомби-саспенс. И не важно, что речь идет не совсем о зомби. И не важно, что так и не выяснилось – в чем дело. И не важно, что мораль, к которой подводит автор, проста, и даже примитивна. Важно, что зомбятник по-русски, начинающийся издевательской перекличкой с соответствующей тематики синематографом и рОманами, на самом деле, являет собой апофеоз безысходности, локально-глобального апокалипсиса для одной компании, а потом – и вовсе для одного человека. В целом, перед нами максимально спрямленное описание «большого песца» с максимальным психологизмом и почти максимальным натурализмом.

Неудивительно, что этот «дневник Робинзона конца света» переполнен страхом, разочарованием, неуверенностью и усталостью, переходящими в глубочайший пессимизм и тотальную депрессивность.

Не являясь большим поклонником или знатоком зомби-культуры, роман Кликина я прочитал с достаточным удовольствием. Конечно, не в последнюю очередь оно основывалось на предвкушении развязки. Увы…

При этом отмечу, что книга, пожалуй, не совсем подойдет как поклонникам зомби-апокалипсиса – для них маловато экшна, зато слишком много психологических экзерсисов, так и любителям психологической фантастики – для них будет многовато «чистого» зомбятника.

P. S. И не знаю, как у кого, но у меня овладение гг «простыми технологиями» по журналам «Моделист-конструктор», энциклопедиям и техническим справочникам – постройка вольтова столба, электрогенератора, гончарного круга, штамповка саманных кирпичей и т. д. – вызвала скепсис.

Оценка : 7
«Старший лейтенант Зорин»
–  [ 5 ]  +

god54, 21 декабря 2013 г. в 11:52

Если рассматривать это произведение как пародию на многочисленные современные версии сражений с захватчиками-инопланетянами, то, как мне кажется, получилось вполне неплохо, даже патриотично. В то же время, если это самостоятельное произведение, то это явно скоропись, вторичность, соблюдение рамок тематического сборника, малологичность... Единственное, с точки зрения письма, то читается хорошо, сюжет оригинален, чтение доставит несколько минут патриотических чувств и ненависти к захватчикам.

Оценка : 6
«Небеса для роботов»
–  [ 5 ]  +

god54, 14 декабря 2013 г. в 09:06

Удивительно хороший рассказ. Я бы даже сказал крайне размыслительный рассказ, особенно для лиц пожилого возраста. Что такое Рай? Кто его заслуживает, а кто нет? Простой вопрос, а религия уже два тысячелетия не может дать на него конкретный ответ. И это рассказ не о роботах, это рассказ о людях: праведниках и грешниках, а также о детских еще чистых душах, на которых взрослые будут писать свои каракули о добре и зле.

Оценка : 10
«Чёрный кобель Жук»
–  [ 5 ]  +

Ny, 06 августа 2009 г. в 05:59

Отличнейшее описание современной российской деревни. Если отбросить мистику, то так все и есть. Живейшие типажи, хорошо сложенный сюжет, сочные краски эмоций. Получил бы Кликин от меня «десятку», если бы не общий тон рассказа.

А заковырка вот в чем...

Не могу я принять кровожадность нормального пса по отношению к персонажам русского фольклора. Не могу и все!

Жук неплохо подходит для демонстрации образа мужицкой смекалки и практицизма, которые способны не только приносить пользу (что делал Жук изначально), но и истребить национальную сущность народа в погоне за выгодой (чем, собственно, кончается рассказ). Вот только не вписывается поведение собаки в каноны русской мифологии — торчит из рассказа корявым бревном!

Несмотря на указанный недостаток, рассказ понравился языком, исподволь назидательным реализмом, персонажами.

Рекомендую обратить на него внимание — хотя бы для знакомства с творчеством автора.

Оценка : 8
«Книга демона»
–  [ 5 ]  +

Сказочник, 02 июня 2009 г. в 23:43

Леди и джентльмены,

Роман «Книга демона» в первую очередь почему-то напомнила мне «Игру Эндера» Орсона Скотта Карда... По настроению, по тому, как сидящий в замкнутом пространстве мальчишка, который выполняя, как кажется на первый взгляд, небольшие задачки своих мучителей, оказывается способным сокрушить целую цивилизацию.

Из минусов можно отметить то, что в глаза бросается, что авторов всё-таки двое, то есть, полной целостности они не добились. Нелогичность в поступках одного из главных героев вполне можно объяснить мальчишеской импульсивностью.

В общем и целом, роман гораздо выше среднего. Как и почти все, к чему прикладывает руку Юрий Бурносов.

Такие дела.

Оценка : 9
«Страж могил»
–  [ 5 ]  +

Eldolor, 17 декабря 2008 г. в 17:22

Сюжет очень захватывающий, не смотря на то, что тема борьбы живых и мертвых много раз описывалась другими авторами, порой даже однообразно. Прочитала буквально за пару дней. Герои вообще вне конкуренции, своеобразные, немного странные. И огромное спасибо автору, что любовная нить хорошенько скрыта и появляется только в нужный момент. Очень много мудрых мыслей, наталкивают на размышления.

Оценка : 9
«Мёртвые пашни»
–  [ 4 ]  +

Iricia, 21 марта 2020 г. в 13:47

Нападение оживших мертвецов — сюжет несколько заезженный, хоть сама я его нежно люблю. Здесь некоторой новизны добавляет и антураж, и время действия: советская деревня, студенты, присланные «помогать» в добровольно-принудительном порядке. Автору хорошо удаются бытовые подробности, взаимоотношения между ребятами и разные характеры — кому-то хочется погулять, провести время с местными девчонками, кто-то хочет спокойно отработать и вернуться домой без приключений.

Зомби и сюжет, связанный с ними, более-менее стандартный, особо сказать мне по этому поводу нечего. Разве что, мне нравится то, как мистика в общем-то вплетена в бытовую жизнь селян. Они не просто приспособились существовать как-то на земле, на которой восстают мертвецы, но и живут с ними бок о бок — и это одновременно так жутко и так естественно.

Оценка : 7
«Один»
–  [ 4 ]  +

Str_Kremen6, 15 августа 2018 г. в 18:56

Я ожидал простого приключенческого боевичка на фоне зомбиапокалипсиса, а получил намного большее.

Начинается роман как банальный зомби-коллапс : главные герои, на фоне катастрофы, пытаются выжить. Они взаимодействуют, познают новые реалии, раскрываются. Однако, уже в начале меня стали терзать странные мысли: почему действующие лица такие необычные , или, неординарные, что ли ; отчего диалоги поставлены странным и нелогичным образом и почему поступки персонажей не менее необычны. Конечно, неплохой экш и выживалка отвлекали от данных странностей, к тому же протагонист вышел очень ярким. Его мысли заставляли удивляться и поражаться, так как они были не шаблонны, не призывали к выживанию и сплочению, а касались самих рассуждений о жизни, о поведении людей.

В итоге только к концу книги я понял, что зомбиапокалипсис был лишь фоном, или я бы сказал, главной составляющей, позволившей раскрыть характеры героев, показать их истинное лицо. Только к концу книги я понял, что автор старался показать именно человеческую сущность, ее противоречия, ее разносторонность. Нравственные противостояние героев, их душевные страдания, различные мировоззрения и ценности. Для кого-то это деньги, для кого-то основным мерилом жизни оказалось прошлое, для кого-то реалистичная игра стала главной отдушиной. К концу книги я понял, что передо мной открылись 6 абсолютно живых людей. А их отношения, непростые, натянутые, во-многом, очень странные, оказались вишенкой на торте.

Я поражен романом. Не думал я, что такое может меня зацепить. Что простой человеческий быт в экстремальной ситуации может так зацепить. А атмосфера зомбинашествия только добавила яркие краски во все эти жизненные переплетения. 9\10

Оценка : 9
«Деревенские истории» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 01 января 2018 г. в 01:28

Небольшой цикл из пяти рассказов, объединённых общей сюжетной композицией. Истории, произошедшие в современной российской глубинке.

В этих произведениях присутствует изрядная доля мистики, оживают персонажи русских народных сказок — лешие, домовые, кикиморы, упыри. В деревнях обязательно есть своя ведьма или колдун, связывающие во едино жизнь персонажей народного фольклора и обычных деревенских жителей. И все это у автора получилось очень естественно и натурально.

Мня в этих рассказах заинтересовал в первую очередь элемент хоррора. Все очень напоминает страшные рассказы Н. Гоголя — жуткая и мрачная атмосфера, мастерски созданная писателем.

Рассказы очень интересные и образные, хотя и довольно тоскливые и безысходные — жизнь в деревне неотвратимо умирает вместе с последними сельскими жителями — стариками и старухами, существующими в волшебном сказочном мире.

Оценка : 7
«Иван Иванович»
–  [ 4 ]  +

olpo70, 19 сентября 2017 г. в 07:21

Вот теперь все деревни в которых остались одни старушки буду обходить десятой дорогой. Ну так на всякий случай. Хрен знает кто им там помогает и как он или оно, развлекается. А старушки хороши. Продуманные, циничные. Им бы стать воротилами бизнеса, они бы съели всех своих конкурентов с потрохами и не поморщились бы. Ради собственной выгоды они способны на все. Но самое страшное они все это делают с ласковой добротой. Страшная маска.

Да вот рассказ казалось бы должен вызвать жалость к этим старушкам. Жалко их одиноких. Да чет в конце я перестал их жалеть, стало жутко и неприятно.

Оценка : 9
«Мёртвые пашни»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 24 августа 2016 г. в 23:55

Для меня, это один из лучших рассказов сборника. Конечно, многое заимствовано из Романо Д. Руссо « Ночь живых мертвецов», из фильмов Д. Ромеро. Но это классика, куда же без неё. Мне прежде всего понравилась атмосфера рассказа. Вспомнил, как сам ездил на «картошку». Все описано очень достоверно. Правда, к финалу, рассказ превращается в откровенный трэш, но от этого никуда не деться, такой жанр. Так что, это классический и отлично написанный рассказ в жанре зомби-хоррора.

Оценка : 8
«Чистилище. Турист»
–  [ 4 ]  +

Knigolub282, 11 февраля 2016 г. в 13:29

Семья — это самое важное

  Роман Михаила Кликина «Турист» стал ярким событием ушедшего года для серии «Чистилище». На теперешний момент, когда цикл благополучно завершился, мягко скажем, не очень качественной книгой, роман «Турист» для меня так и остался стоять особняком среди других книг проекта. А все потому, что «Турист», несмотря на простоту текста и некоторые странные, а отчасти даже трешовые моменты, роман о самом важном, дорогом и ценном в жизнь каждого человека. О семье.

  Начиная с этой книги, обложки работ проекта претерпели изменение. И, как мне кажется, в лучшую сторону, хотя бы потому, что персонажи на обложках приобрели лица, а не продолжили выглядеть безликими монстрами в противогазах, как это было распространенно на обложках других книг серии. Какой эпизод изобразил автор обложки «Туриста», увы, сказать не могу, ибо тогда рискую разрушить потенциальному читателю интерес.

  У книги очень много параллелей с предыдущей работой автора, романом «Один», моё мнение вы можете прочитать, перейдя по ссылке. Снова деревушка, снова выживание простых, совершенно неподготовленных людей, снова традиционные для Михаила интересные и многогранные главные герои, снова заволакивающая и выверенная атмосфера. Мир прорисован настолько четко и качественно, что иногда кровь стынет в жилах. Например, начало эпидемии, на котором мало кто делает акцент, описано просто замечательно. И в тот момент, когда Иван намеревался сделать то, что намеревается, сидя в «Буханке», ты чувствуешь всю его боль от отчаяния, сопереживаешь ему, как родному, понимаешь его. Или же эпизод со Степаном в радиорубке, где так и пробирает от осознания одиночества и беспомощности. И так с каждым. Даже главный «антигерой» Женька, по сути, не выглядит карикатурно «плохим», как выглядел бы у Сергея Тармашева. Отнюдь, это простой человек, такой же, как и сам Николай, просто со своими взглядами на жизнь и на то, что не менее важно, а даже наоборот – выживание. И это правильно. В мире, пережившем ужасающий конец света, не может быть абсолютно «хороших» и «плохих» героев. Правда у каждого своя, а то, что хорошо для одного, может быть несоизмеримо плохо для другого. Иными словами, персонажи, на которых и зиждется произведение, самая сильная его сторона.

  Однако не обошлось и без косяков и нелепостей. К примеру, эпизод с деревней психов, скажем так. Я уже не говорю о том, что в жанре «зомби-хоррора» это самый распространенный штамп. Попытка автора создать хорошую картинку человеческой подлости рушится, стоит этим самым «психам» раскрыть рот. Так и хочется кричать: «Эй, ребят, да у них на роже все написано, пристрелите их!» Но персонажи, наплевал на собственные жизни, наивно верят незнакомцам и почти смиренно идут на убой, словно агнцы на заклание. Да и потом, разве не разумно было бы просто собрать людей и очистить местность от мутантов. Неужели, легче приносить им в жертву живых людей? Но ведь деревенские должны понимать, что не каждый день к ним будут прибывать новые путники. Тогда, скажите, что делать? Автор ответа не дает, но стоит отметить, что эпизод, в котором главные герои бросают других жертв на убой, выглядит пугающе и убедительно. Без соплей, что самое главное. Есть еще и мелкие косяки, например, «воскрешение из мертвых» одного погибшего давеча из-за проломленной головы персонажа. Апокалипсис не щадит никого.

Концовка, несмотря на шаблонность, удалась. Срыв героини от пережитого и безразличие детей ко всему происходящему – как еще лучше показать изменение в характерах всех действующих лиц?

Итог: Яркий, местами циничный и жесткий роман, написанный одним из самых талантливых авторов серии. Очень жаль, что книга, скорее всего, потеряется в сонме других более распиаренных авторов жанра. Тем не менее, книга обязательна к прочтению всем любителям историй про ходячих мертвецов.

Сюжет: девять баллов по десятибалльной шкале.

Мир: восемь девять по десятибалльной шкале.

Персонажи: девять баллов по десятибалльной шкале.

Язык и стиль автора: восемь баллов по десятибалльной шкале.

Качество печатного издания: семь балов по десятибалльной шкале.

Общая оценка: восемь баллов .

Оценка : 8
«Один»
–  [ 4 ]  +

wic, 20 июня 2015 г. в 12:01

Не осилил. Автор сначала говорит, что произойдёт дальше, а потом в подробностях расписывает то, что читателю уже известно. Читать становится не интересно. Не хватает только оглавления с раскрытием сюжета: «Глава первая, в которой мы отмечали день рожденья и пропустили конец света.»

«Один»
–  [ 4 ]  +

Шалашов, 22 марта 2015 г. в 19:11

Книгу мне дал почитать мой друг. Глядя на мою кривую ухмылку (это я рассматривал картинку на обложке) сказал лишь: «Достойная книга!». Что же, могу сказать, что роман превзошел мои ожидания. Я ждал, что это будет либо «Наш ответ Голливуду», либо нечто пародийное, но это оказалось интереснее.

Всегда считал, что главное в романах — это внутренний мир людей, а все остальное — лишь фон. Вот и в книге Михаила Кликина герои могут существовать в другой реальности, оставаясь интересными читателю.

Оценка : 8
«Один»
–  [ 4 ]  +

Silent Evil, 30 августа 2014 г. в 22:09

Очень динамичный получился роман, мне совсем не было скучно, но может только ближе к концу книги. Атмосфера тоже не плохая, герои не раздражали. Концовка получилась, на мой взгляд, слабой. И вопросов, после прочтения, тоже осталось немало. Ещё очень много отсылок к фильмам и книгам о зомби (мне, любящему тему зомби, было приятно всё это).

В общем. Не плохой роман от российского автора на тему зомби.

Оценка : 7
«Страж могил»
–  [ 4 ]  +

BromDumhammer, 13 мая 2014 г. в 17:39

Мое мнение:

«Качественно. Мне понравилось. Основа мира набросана пунктиром, но стержень, задумка, сюжет – все просто, лаконично, оригинально (и, о чудо, — это все вообще есть!). Что особенно понравилось: местами ловил себе на мысли, что не могу представить, как будут развиваться события (сие в современной литературе для меня очень «приятственно»); очень точно, кратко, но полно раскрыто то, что хотел сказать автор (читать, для меня, по объему, практически нечего, но история есть, сюжет в наличии, приятное послевкусие – состоявшийся факт).

Забавным представляется практически полное отсутствие «героики»: все вполне потенциально «убиваемые», нет ощущения «терминаторов в доспехах»; все вписывается в рамки описанного мира, нет откровенных провисаний и глупостей (впрочем, как всегда, не без вопросов).

Что не понравилось: мало».

Оценка : 8
«Два меча, два брата»
–  [ 4 ]  +

god54, 09 декабря 2013 г. в 17:31

Этот рассказ скорее похож на притчу, которую поздним вечером рассказывает песняр, а на стенах и потолке пляшут отсветы огня из камина и тихий голос немного пафосно, немного грустно вещает казалось бы прописные истины, но которые с таким трудом доходят до ума людей. И все в сказе есть и любовь, и битва, и предательство, и сила, и честь и вера в силы человека. А ведь фэнтези здесь нет, лишь одна фраза об этом говорит, да и то косвенно. Но в любом случае прекрасное произведение, которое следует читать, перечитывать и передавать молодым в виде наставления.

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх