fantlab ru

Все отзывы на произведения Александра Мирера

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  5  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

montakvir7511, 9 мая 2023 г. 08:00

Прекрасная первая часть, чересчур переусложненная вторая часть и просто откровенно запоротый финал — такие ощущения после прочтения.

Причем, что вдвойне обидно — финал слит ДВАЖДЫ, в последних двух главах. Сначала Колька собирается на битву с малоголовыми, а потом упорно искавшие его товарищи после приземления удачно натыкаются на племя с одичалым потомком Авесты. И там, и там просто обрублены концы, додумывайте, мол, сами.

Я уже не буду комментировать 300 вылетов в прошле по поиску Кольки. Ну промахнулись во времени, бывает, пробуйте еще. Вы же три года терпели и искали, потерпите еще... Взамен оторопь в глазах при виде наскальной живописи с Колькой в главной роли, созданной пару сотен лет назад.

Обладатели машины времени должны понимать, что для них любой человек всегда жив.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

Rajt, 14 марта 2023 г. 10:36

Вот говорят: книга для совка, книга для совка — а я читал, и мне понравилась. И в детстве, когда почти все школьники ждали очередного выпуска «Пионерской правды» c продолжающимися приключениями Кати Гайдученко и её друзей. И уже будучи взрослым. И даже в состоянии «столько не живут».

Хорошая детская фантастико-приключенческая литература. И фантастический момент телепортации можно обосновать (BBC писала, что ученые регулярно публикуют в научных журналах статьи об успешных опытах квантовой телепортации — на всё большие и большие расстояния. В принципе, еще и гипотезу де Бройля можно как-то пристегнуть). И дрессировка животных (рыба — животное, ась?) хорошо известна (собаки-взрывники танков в Великой Отечественной работали только в путь), да и рыбки плавали в экспериментах к освещенной зоне аквариума за кормом. Так почему бы рыбине заряд не притарабанить к месту назначения?

Ну, теперь чуток о фантастически ненаучной фантастике. О том, что так яро обличала участница сабантуя пикейных жилетов, дама приятная во всех отношениях и с прекрасным лицом

Способность Кати общаться на английском, да еще и французский знать. Ну не бред ли? Ведь даже объяснение, что отец с ней дома фактически занимался английским и французским, не выдерживает никакой критики, будь сам папаня даже четырежды академиком и лауреатом, бывавшим на зарубежных симпозиумах. Правда, в параллельном классе (это когда я еще в нежном возрасте в средней школе учился) была девчонка из не совсем средней, но и не элитной семьи, которая в «Артеке» умудрилась щебетать на английском с девочкой из Египта. Но, думаю, это произошло, потому как занималась она с репетирами.

А мальчишка-коротковолновик! Да не может этого быть в природе. В нашей школе таких не наблюдалось, например. Но старший брат наших братишек-близняшек (уже выпустившийся из школы) коротковолновиком как раз был. Зато в радиолюбительском кружке в Доме пионеров занималась целая туча детишек. Но это уже совсем другая история.

Ну и мальчишке знать принципиальную схему атомной подводной лодки было ну никак невозможно. А вот нарисовать схему атомной или термоядерной бомбы даже я мог (спасибо малой советской энциклопедии). А когда старший брат одноклассника притащил списанный экземпляр атласа военных самолетов вероятных противников (этот нехороший человек был курсантом военного училища) — в классе семь восьмых от общего количества пацанов начали узнавать силуэты истребителей и прочих летаков.

И да, каждая страница просто истекает пропагандой тоталитарного строя. Разве могут быть идеалом летчицы-девушки полка Бершадской, сражавшиеся с фашистскими асами? Ведь все знают, что идеал девочки — фотомодель с солидным и обеспеченным тылом и с прочими прилагающимися приятностями.

Ну и напоследок. Увлекательно. И читается легко, захватывающе. Школьная реальность такая школьная, узнаваемая. Ведь и в самом деле, деревянные ручки на вкус приятней. И написана книга простым языком. И даже встречаются распространенные предложения. А вот слэнга нет. Пичалька.

Могу с чистой совестью рекомендовать к прочтению.

P.S. Подсунул книжку внуку одного из наших пикейных жилетов — прочитал буквально за два вечера, остался доволен. Чувствую себя диверсантом, удачно проведшим операцию.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Double Black, 3 февраля 2022 г. 19:28

Задумываясь о том, когда и в каких условиях писалась эта книга, надо снять шляпу. Хорошая идея, хорошо реализована. Без идеологии, но так написано, что советская цензура пропустила (и спасибо ей за это). И, кстати, одно из немногих шикарных описаний инопланетной цивилизации, основанной на совершенно иных принципах, чем наша. В золотую серию советской фантастики это произведение наряду со многими книгами Стругацких, уже упоминавшимся тут «Часом быка», и трилогией Снегова, входит однозначно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

mputnik, 15 декабря 2021 г. 18:50

Увы и ах. Чуда не случилось. Тогда — полвека тому, в момент публикации — это было чуть ли не Откровение: невероятное, необъяснимое, завораживающее. Сегодня же — при попытке прикоснуться к тому, исходному ощущению — вышел чистой воды пшик, прыжок на месте — вместо попытки улететь в космос.

В части «откровения». Два аспекта поразили тогда воображение: необычность живописуемого мира, противоречащая принципам соцреализма, и тупость предполагаемых цензоров, допустивших текст к публикации. Система ценностей действующих лиц «поданная между строк» (как «наших», так и «проклятых империалистов») была настолько необычна, что не влезала ни в какие идеологические каноны. Картинка, «формируемая» текстом — не содержала абсолютно обязательного тогда компонента, а именно: оценок «что — хорошо, что — плохо». И вот эта его «нейтральность» — в сравнении с основным потоком тогдашних публикаций — воспринималась тогда аки бесполое существо в центре разнузданной свингерской оргии.

Идеология, используемая в качестве оружия, даёт осечку именно тогда и там, когда и где игнорируется факт ее наличия в качестве обязательного фактора бытия. Ежели автор не захотел выпячивать традиционные тогда ценности, он мог бы поэкспериментировать с какими-либо иными «уклонами», это было бы понятно. Здесь же идеологии не было НИКАКОЙ, с этой точки зрения текст — по крайней мере по тогдашним меркам — был абсолютно «стерилен». И это была самая крутая «Фантастическая Фантастика», которую на тот момент можно было себе представить. Поэтому чисто технически-технологические ляпы текста не воспринимались в качестве недостатков: на фоне Глобализма Фокуса они вообще были не видны.

Сегодня же… Увы и ах. Эта консервная банка в устройстве нуль-транспортировки — она, фактически, символизирует суть современного восприятия современным читателем. Это — до обидного ПРИМИТИВНО. Настолько, что «ощущение непрофессиональности сценариста» становится уже навязчивой идеей, буквально убивающей все прочие эмоции.

Что — самым закономернейшим образом — «срывает флёр таинственности» с объекта обожания, выпячивает его обыденность и неуклюжесть, старательно игнорировавшиеся и сознанием и подсознанием «до того».

Увы и ах

Оценка: 6
– [  1  ] +

Александр Мирер «Будет хороший день!»

wolobuev, 28 декабря 2020 г. 23:08

Прекрасный рассказ, в котором нагнетание атмосферы оттеняется живыми диалогами героев и удивительно реалистичным описанием иного разума.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

wolobuev, 28 декабря 2020 г. 22:59

Странно. Говорят, этой книгой зачитывались дети в СССР, а я вот в своём советском детстве о ней даже не слышал. Ну, значит, пришло время ознакомиться.

По сюжету книга действительно подростковая, но вот реалии, которые описывает Мирер, отнюдь не для учеников средней школы. У одного из героев пьяница-отец, у другого родитель-дальнобойщик погиб в автоаварии. Очень странно выглядят эти вкрапления сурового реализма в романтическую подростковую фантастику. И в общем, неудивительно, что книга эта не приобрела такую популярность, как «Алиса» Булычёва или повести Крапивина. Мирер не просто не сумел оттолкнуться от трамплина безудержной фантазии, он даже не хотел этого делать, до конца стараясь держаться в границах правдоподобия. Для подростковой фантастики это — приговор.

Но есть и находки: хлещущие иронией эпизоды с говорящей рыбой и слом четвёртой стены, когда автор вдруг отвлекается от повествования и обращается прямо к читателям. Я такое видел только в фильмах Годара, а в литературе встречаю впервые.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

ssm17, 25 сентября 2020 г. 00:39

Особое очарование повести придаёт скрытый подтекст, усиливающийся в финале. Подростки называют десантника-инсургента, который отправил их на планету балогов «Учителем». В последние минуты пребывания подростков на планете балогов они видятся лично, а не по видеосвязи. При этом Учитель говорит следующую фразу: «Мы — Шорг. Во имя спасения» — противопоставляя квазирелигии Пути («Во имя Пути» — стандартное приветствие на планете балогов, апелляция к Пути — едва ли не религиозный культ: «Мы, Третий Великий, командор Пути Джал Восьмой! Именем Пути и ради его прямоты и величия приказываем! Балога, именуемого Сулвершем, обвиняемого в бунте, содержать под стражей»; «Цель Пути — движение в Космос. Груз и благо Пути — Мыслящие. Орудие Пути — большие корабли. А символ Пути — невесомость. Хранилище его блага, средство для постройки его орудий. Жрецы невесомости — балоги высших каст.» ) некую иную парадигму.

С учётом последующих работ Александра Мирера («Евангелие от Михаила Булгакова») можно догадаться, какой скрытый смысл автор сумел вложить в финал повести, ловко «натянув нос» советской цензуре.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

majj-s, 15 июня 2020 г. 09:37

Отроки во вселенной

Прибор содержит несколько тысяч элементов. Пока нам ясно назначение трех.

Есть то, во что внутренне расположена верить и есть — во что нет. Я верю в призраков, посмертное существование и в то, что предки помогают нам. В бытовой энергетический вампиризм и что один человек, поднаторевший в нем, может заедать век другого/других. В домового. В реинкарнацию. В астрологию. Не верю в порчу, в зомби, вампиров, вторжение инопланетных пришельцев.

То есть, в инопланетян или гостей из других измерений, периодически манифестирующих себя в нашей реальности, как раз верю. В возможность вторжения — нет. Оно кажется такой же дичью, как оживший мертвец, всем лакомствам предпочитающий человеческий мозг. Или роковой красавец, что нахлебавшись крови, бегает по потолку.

Может быть я не права и рептилоиды уже захватили Землю, заставив всех нас ходить в намордниках (потому что на подбородке у людей орган, испускающий особо опасные для них лучи). Но отчего-то думаю, что вся история с COVID — заговор бизнес-элиты и политиков, имеющий целью обогатить первых, дать больше власти последним, запугать и поработить массы. Люди как люди.

Потому идеи романа Александра Мирера не близки мне. Уж и не знаю, почему классифицирован повестью, но объемом, масштабностью, многотемьем, многофигурностью совершенный роман. Да какой: яркий, захватывающий, удивительно современный, несмотря на то, что написан полвека назад. И это инфлюэнсер — фантастика, которая повлияла на дальнейшее развитие жанра в русскоязычном пространстве.

Не то, чтобы вся она вышла из «Дома Скитальцев», как русская литература из гоголевской «Шинели», но отголоски миреровых идей и стилистических приемов разбросаны по этому пространству. Имеющий глаза, видит. Роман четко поделен на две части: земную и космическую.

«Главный полдень»: маленький городок на юге России, двенадцатилетний мальчик по пути в школу замечает странное поведение городского рубахи-парня, гитариста, любимца жен и дев. Вместо того, чтобы идти домой после явно бессонной ночи, тот сидит возле городской почты. А встретив начальника почтамта, проделывает какие-то манипуляции, после которых тот бледнеет, хватается за грудь, едва не падает, но приходит в себя, говорит: «Здесь красивая местность» и идет на работу.

Дитя продолжает наблюдение. Когда то же происходит с городским телеграфистом (а ленинская фраза об успехе любого восстания, подкрепленного захватом почты, телеграфа, телефона, в сердцах всех советских детей), ребенок Алексей мобилизует на подмогу друга, они продолжают слежку за предполагаемым шпионом, в ходе которой узнают о городе и горожанах массу вещей, каких предпочли бы не знать.

Дальше много чего еще будет: конфеты, «заряженные» гипнопередатчиками; стрельба из ружья и бластера, по живым, условно живым и неживым мишеням; перерождение вчерашних друзей в чужаков, милицейские пикеты на дорогах из зараженной зоны и свернутое пространство; доблестная госбезопасность. Приключений море, штука, на самом деле, классная. А зачем хватались за грудь и говорили про местность? Этого я вам не скажу, пусть останется интрига.

Вторая часть, собственно «Дом скитальцев» — космическая. Спустя недолгое время после изгнания передового отряда инопланетной конкисты, земные спецслужбы, уверенные, что лучше перебдеть, заручившись помощью перебежчиков из числа инсургентов Пути (идеология инопланетян), отправляют в космос подростков Машу и Севу. С целью, вы догадались? Правильно, получить детектор, позволяющий распознать внедренного пришельца. И разрушить Путь (но то уже программа-XXXL-максимум).

И тут стало скучно. То есть, крылья авторской фантазии унесли в мир, напоминающий замятинское «Мы», только организованное на порядок сложнее и описанное с невероятным тщанием. Все эти балоги-шестиноги-домашние любимцы-цветовая дифференциация скафандров-предметы местной роскоши- сложная иерархическая система. И вот, хоть режьте меня, хоть ешьте — но такая пыльная скука на меня со всем этим опустилась. Передать не могу.

Обилие инопланетных имен, бесконечный бессмысленный и беспощадный обмен телами, устройство межпланетных кораблей, хитросплетение отношений. Для того, чтобы всем этим проникнуться, прежде нужно всей головой удариться о тему. У меня она мимо уха просвистела, даже краем не задев, и в процессе мечтала, чтобы это поскорее уж закончилось. Даже ценой гибели Вселенной.

Резюмируя: книга крутая, и для шестьдесят девятого года была бомбой. Но сегодня воспринимается анахронизмом. Пусть почиет в бозе.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Александр Мирер «Этика Михаила Булгакова»

wowan, 11 марта 2020 г. 02:02

Помимо всего сказанного выше, хотелось бы отметить необыкновенно прозрачный и живой язык, которым написано это литературоведческое исследование. Писать о сложном просто, увлекательно, интересно (сам-то я ни разу не литературовед и не филолог, поэтому долго боялся открыть книгу Мирера-Зеркалова) под силу, наверное, только по-настоящему талантливому писателю и ученому. Возможно, читатель согласится не со всеми выводами автора -- это, как раз, не беда. Главное, мне думается, в том, что будь все литературоведческие исследования такими, как «Этика...» и «Евангелие...», уровень читательской культуры в нашей стране вырос бы на несколько порядков.

.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Александр Мирер «Дождь в Лицо»

Slow Hamster, 8 февраля 2020 г. 11:54

Мы ищем чужой разум за пределами Земли, а он рядом. Мало того, что мы не знаем самих себя, мы не знаем и нашу планету. Рассказ умный и даже некоторая шероховатость повествования не сильно его портит. Любая эволюция жизни основана на мутациях. Наиболее удачные — выживают. Что произойдёт, если муравьи смогут развиться в большой мозг? Казалось бы любопытная идея уже сама по себе, однако реальность оказывается намного сложнее, а развязка рассказа драматичнее.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

Ярослав Васильев, 30 сентября 2019 г. 11:19

До чего дошёл прогресс — труд физический исчез,

Да и умственный заменит механический процесс.

Позабыты хлопоты, остановлен бег,

Вкалывают роботы, а не человек.

Юрий Энтин, для к/ф «Приключения Электроника»

Стандартизация — это основа не только любого современного промышленного процесса, но и залог благополучия сегодняшнего общества. Ведь только строгая унификация может обеспечить скачок развития техники, инженерного дела. И науки — если все учёные думают одинаковыми терминами, то лучше понимают друг друга. Неудивительно, что познав вкус яблока стандартизации и упорядочивания, человек начал выравнивать и упорядочивать всё, до чего сумел дотянуться. Вот только что делать, когда хвост начинает вилять собакой? Из костыля, из помощника инструмент превращается в командира? Наступает леность мышления. Наши шаблоны — как очки, которые помогают видеть, но одновременно искажают перспективу. Чтобы разглядеть у себя под носом что-то новое, нужно их снять. А потом подумать: стоящая ли идея нам попалась — или нет. И пусть в девяти случаях из десяти труд окажется бесполезен… Оставшийся, десятый раз может дать нам прикоснуться к новым, удивительным горизонтам, подтолкнуть к новым мыслям. Или наоборот предупредить о грядущей катастрофе.

Вот только слишком часто мы ленимся снимать эти очки. В них комфортно, в них уютно. Особенно когда они густого розового цвета, и окружающий мир не бьёт по глазам яркой пестротой. Всё новое тогда проще объявить ерундой, глупостью. И выкинуть. Именно такая судьба, к сожалению, постигла в своё время книгу Александра Мирера «У меня девять жизней». Её очень неприязненно восприняли редакторы-современники, её пропустили и мы-сегодняшние. Во многом это связано с тем, что в 1969 году книга вышла в усечённом и исковерканном варианте: эдакая упрощённая исковерканная версия «Трудно быть богом» Стругацких про очередного землянина-прогрессора. Увы, тогда, как и сейчас, тоже была тяга редакторов к проверенным, гарантирующим успех шаблонам. Полная авторская версия вышла впервые в 1990 году, когда стало поздно. Меньше чем через год страна на своей шкуре ощутила те проблемы, о которых Мирер призывал рассуждать за двадцать лет до этого. А в полной мере «У меня девять жизней» можем оценить скорее мы-сегодняшние, с высоты последующих двадцати пяти лет истории уже современной России.

Итак, группа исследователей отправляется в экспедицию в рамках эксперимента Совмещенных Пространств. То ли в прошлое, то ли в параллельную реальность. В результате некоей катастрофы один из учёных остаётся, а корабль стартует без него. И вот Николай можно сказать голый в совершенно чужом обществе (здесь тоже живут люди, стопроцентные хомо сапиенс современного облика). Примитивными они кажутся только на первый взгляд и человеку, столкнувшемуся с обществом совершенно иным, построенным на непривычных принципах. Ведь Мирер задолго до появления Интернета умудрился придумать и точно описать информационное общество под управлением глобальной компьютерной сети. Только на биологической основе: в каждом крупном поселении живёт некая Нарана — биологический суперкомпьютер. Эти системы управляют Равновесием (так называется вся цивилизация). Сколько надо Скотоводов, сколько Кузнецов, сколько думающих, а столько Учителей. Дети ещё в утробе матери проверяются, контролируются нарушения, усиливаются способности. Потом их старательно воспитывают: учитель одна из самых престижных профессий. Выведены множество новых животных, нет ни насилия, ни преступности. Ведь даже если человек сломает вшитые чуть ли не до рождения социальные нормы, его мгновенно вычислит та самая глобальная информационная сеть.

Утопия, развиваются науки, все сыты и счастливы. Образец информационного постиндустриального общества, как нам его сейчас рисуют… А система-то на грани гибели. Из-за влияния внешних факторов началась прогрессирующая деградация глобальной сети. Но люди слишком привыкли больше полагаться на её советы, чем на собственный анализ. За внешним блеском биотехнологического прогресса — деградация. Торжество обывателя: он видит только ту часть прогресса, которая нужна самому. Ну может ещё восхититься изысками чистой науки: удумают же головастые… Про остальное забыли, сытому ленивому обществу настоящий прогресс, способный сломать спокойную размеренность жизни, не нужен. (К слову, как и сегодняшним потребителям айфонов не нужны дорогостоящие полёты спутников, разве что из присланных фотографии сделать прикольную картинку на компьютер. И только заикнитесь, что ради постройки межзвёзного корабля придётся отложить покупку нового смартфона на пару лет). Николаю не раз и не два попадаются уникальные, полезные животные, но уже невостребованные создателями. На изобретателя, который пытается создать первый самолёт смотрят как на забавного сумасшедшего…

А из-за границ Равновесия всё сильнее накатывают волны дикарей. (Что-то вроде тупиковой ветви гоминидов, которая принципиально застыла на уровне раннего каменного века, но уже готова убивать любого чужака только за то, что он чужак). А в Равновесии господствует та самая, хорошо знакомая нам толерантность: дикаря надо нежно прогнать, не нанеся вреда. Он же не виноват, что вырос не в нашем высококультурном обществе? Надо отнестись с пониманием даже к его жажде крови. И вообще, есть Охотники, в обязанность которых входит отлов опасных животных — пусть они и разбираются. Жители равновесия старательно забыли, что терпимость к чужим нравам и поведению тоже должна иметь свои границы, не превращаясь в бесхребетную угодливость.

О том, что это тупик, за которым пропасть — понимают немногие. И потому, убедив Николая помочь, пытаются наладить производство высокотехнологичного огнестрельного оружия. Пусть вооружённые винтовками Охотники сумеют поддержать порядок и удержат границы, дадут Равновесию ещё хоть немного времени. А там оно может и переменится к лучшему?

В отличие от редакторов, навязавших в печатном варианте 69 года счастливую концовку, Мирер был реалистом. Николай у него — не герой-прогрессор, не супермен, а человек. На него тоже давит груз сомнений, он может ошибаться. Слишком мало в Равновесии людей, готовых не только принять новые, противоречащие укладу жизни идеи… но и рисковать жизнью ради остальных. Слишком многие согласны, что надо что-то менять и «готовы поддержать морально», но чтобы при этом их самих никто не трогал. Пусть придут и сделают, они не против. «Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов, это для него естественное удобрение», — как-то сказал Томас Джефферсон. Но как часто наступает момент, когда фразу продолжают: «Но на мой взгляд, достаточно только убивать тиранов»? Забывают, что свобода — это не право, а возможность, отстоять которую люди должны сами. И если мы все не будем бороться за свою Родину и своё будущее, а свалим это дело на кого-то другого, сами забившись в уголок поукромнее, ограничившись тем самым «моральным одобрением» — потеряем всё. Причём бороться когда надо — делом, когда надо — примером, а когда надо — отстоять с оружием в руках.

Жители Равновесия понять этого не захотели и не успели. Как не поняли один раз этого и мы. Потому-то Александра Мирера со своей повестью «У меня девять жизней» и остаётся нашим современником. Прочитать. Остановиться. И задуматься…

Оценка: 10
– [  8  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

mputnik, 17 июня 2019 г. 23:29

Великолепная фантИдея. Захват планеты при помощи внедрения в сознание аборигенов психоматриц «десантников». Компактная такая штучка летающая, а в ней — армия вторжения. Готовая, сформированная, поделённая на боевые подразделения, с полной структурой управления. Оригинально «поименованы» эти «управленцы» армией вторжения, на универсальном языке всех мыслящих существ: Точка — Линия — Угол — и т.д. Один «десантник» в разум первого аборигена попадает, дальше берет с собой некое устройство в виде старинного пистолета, а в нем — целый батальон «десантников»: «выстрелил» в аборигена — и вот уже в его теле новый «десантник».

Просто безгранично шикарная фантИдея.

Что же касаемо конкретики литературной реализации..., эээ... — на любителя, скажем так. Полвека прошло с момента издания. Само собой — что-то да не так. Сама «фактура повседневности» — уже чистой воды фантастика. Люди, вон, попаданческие эпопеи рожают на базе этой самой «повседневности 50-летней давности», обмусоливая только, собственно говоря, отличия дня сегодняшнего от дня «тогдашнего». А тут — как бы требуется «осознать себя дома» в таковом антураже.

Ну..., повторюсь: на любителя. Я, к примеру, как бы ничего и не забыл, 1969-ый — это шикарные и незабвенные детство и юность, тогда и солнце было ярче и трава зеленее и — вообще.. А, вот, внуки мои — не поймут, как бы, о чем речь, и это — тоже вполне понимаемо, почему собственно.

Короче, такая, вот, тонкость восприятия материала

Оценка: 9
– [  4  ] +

Александр Мирер «Перелепи моё лицо»

Pavel 1983, 14 мая 2019 г. 14:01

Вот честно я как то не ожидал от простого вроде бы рассказа такой «внутрянки».

Для того чтобы в него «в ехать» нужно прочитать его не один раз ,ну и настрой должен быть на книги из старой школы.Иначе будет «затуп»,нет я абсолютно серьезно первый раз когда прочитал кроме вопроса «Ну и что?И в чем здесь фишка?» не вызвало.Нет здесь все намного серьезней чем автор написал,просто за чтением современной фантастики ты забываешь что иногда нужно еще и включать мозг.Раньше книги вас не сколько развлекали а развивали именно мозг,ваше мышление и поэтому многим щас не нравится старая советская фантастика, которая помимо развлечения еще и заставляла думать (по крайней мере мои знакомые смотрят на меня как на чудного и слова из разряда «А зачем ты это читаешь?Это же хрень!» самые мягкие).

Рассказ не так прост как может показаться,читайте вдумчиво и не обращайте внимание на «слог» немного «колючий» (так надо).Маленький рассказ с большим смыслом.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

sergej210477, 4 ноября 2018 г. 15:12

Роман, составленный из двух повестей.

Первая — «Главный полдень», подростковая приключенческая фантастика, про то, как злобные пришельцы пытаются завоевать Землю. А пара пионеров-героев, с легкостью, предотвращают вторжение. Простенький стиль, интересно, но незатейливо.

Вторая часть, написанная через восемь лет, произведение совсем другого уровня. Здесь — пара героев попадает во Вселенную пришельцев. Теперь их миссия — захватить власть. Т. е. нанести превентивный удар, остановить вторую попытку завоевания Земли.

Вторая часть — сложное фантастическое произведение. Нет, здесь тоже есть приключенческий элемент, но больше — производственных, социальных и философских тем. Много психологии, морали.

Лично мне читать эту половину романа было довольно трудно. Герои постоянно перемещают своё и чужое сознание из одного тела в другое. Плюс, во второй сюжетной линии, на Земле, спецслужбы тоже не бездействуют.

Разветвлённый сюжет, множество героев. Читать сложно, но интересно.

Немного снизил оценку за первую часть, слишком детскую. Ну и время написания романа тоже нужно учитывать. Много всего, характерного для советской фантастики.

Но роман прочитать стоит — классика.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

sergej210477, 4 ноября 2018 г. 14:58

Продолжение повести «Главный полдень». Написана эта книга через восемь лет после первой. И объединены они автором в один роман.

По сравнению с «Главным полднем» — совсем другой уровень, другая литература. Это — как «Хоббит» и «Властелин колец». Первая повесть — приключенческая фантастика для подростков. Простой, незамысловатый стиль, сюжет завершается чересчур просто.

И вот — продолжение. Это совсем другой жанр, и изложено все по другому. Сложная книга, с разветвлённой сюжетной линией. И читать ее довольно трудно, хоть и интересно.

Тут хватает и научной фантастики и приключений. Много социальных направлений, есть целые страницы с философским содержанием.

Из минусов — все-таки, немного устарела. Сверхмощные приборы, смонтированные из консервных банок, немного пропоганды превосходства коммунистического строя — черты, характерные для советской фантастики.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

sergej210477, 1 ноября 2018 г. 22:09

Фантастика для подростков. Жалею, что в детстве не прочитал, когда открыл для себя Беляева, Казанцева, Ефремова.

А сейчас — не тронуло. Ну, конечно, нужно сделать скидку на то, что повесть написана в 1969 году. Чувствуется стиль книг тех лет.

Идея крепкая, классическая. И герои — подростки, мне нравятся произведения такого типа.

Но, как-то, все слишком просто, банально.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так у пришельцев все хорошо начиналось! Ну ещё бы! Пол-галактики пролетели, схема отработана многократно.

А тут — победа уже в руках, и так глупо все развалилось.

Как подростковая литература — да, все в жанре — герои-мальчишки спасают мир. А если рассматривать книгу как серьезную научную фантастику — несерьезно.

Ну и немного непонравился суховатый язык произведения.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

alekscooper, 28 июля 2018 г. 23:52

Поскольку я повесть читал после того, как посмотрел «Посредник», которого я очень люблю, перебить впечатление от фильма я не смог. Фильм тотален и погружает в атмосферу. Повесть лишь иногда пробуждает интерес ускорением сюжета. Оценку ставить не буду. Спасибо автору за то, что дал такой сюжет. PS Продолжение не читал — не смог, еле осилил несколько страниц (сколько — не знаю, читал fb2).

Оценка: нет
– [  10  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

de_the, 20 марта 2018 г. 18:09

Обожаю Мирера перечитывать. Один из лучших он, кто писал фантастику на русском. Под настроение и на разный возраст его тексты по-разному заходят, и каждый раз от этих заходов дух захватывает. «Дом скитальцев» — это не просто прекрасная проза, это ещё и тёплая вещь, как старый мамин свитер, в который ты закутываешься после горячего душа в конце промозглого ноябрьского дня. Это каким надо быть мудрым человеком, чтобы провести читателя вместе с героями через страшные испытания и, — на выходе — вы внезапно оказываетесь на сияющей вершине, понимая, что жизнь напрасна не бывает. Всё это довольно путанно, понимаю, простите!

А если по тексту, то буду краткой: это лучший роман о чужаках на русском языке. И одновременно — блестящий рассказ о нас самих, людях.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Мирер «Мост Верразано»

igorgag, 25 октября 2017 г. 23:25

Автор не угадал с рядом важных реалий нынешнего века (не предвидел теракта с «Близнецами», появления евро да и столь бурного прогресса компьютерной техники), однако сумел закрутить-таки интригу.

В середине книги повествование немного провисло; мне подумалось, что автор малость увлекся чисто детективной составляющей сюжета, решил блеснуть, типа, мастерством детективщика. Но, пожалуй, все эта игра в тотальную слежку действительно была необходима для дальнейшего (убедительного) развития сюжета.

Роман написан бойким, немного даже развязным языком; персонажи обрисованы ярко, выпукло. Никоим образом не обычная, стандартная поделка. Да, подлинная история XXI века развивается совсем не так, совсем не так. Но читать было интересно!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Александр Мирер «Дождь в Лицо»

Max_xxx_nik, 4 мая 2017 г. 06:37

Люди, я один не понял, почему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
уничтожили
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Клуб
? Ведь хотели его спасти...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Александр Мирер «Летящие сквозь мгновенье. Глава 2»

god54, 8 февраля 2017 г. 19:31

Если слегка подправить начало в части разъяснений из главы один, то вполне получится самостоятельный и самодостаточный рассказ-боевик в современном стиле со стрельбой, убийствами, шантажом и хэппи-эндом. Одним словом вполне нормальное чтение, даже как часть чего-то большого.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Александр Мирер «Перелепи моё лицо»

god54, 8 февраля 2017 г. 19:13

В целом вполне удачный рассказ, который в свое время был довольно интересным и оригинальным. Конечно, в наше время он многое потерял, такие приборы описываются почти в каждом произведении, как обычные вещи, на значении которых даже не останавливаются. А вот сюжетная часть совсем не впечатлила, она получилась какая-то обрывочная, без разъяснительных стыковок и совсем не динамичной. Одним ловом на любителя советской фантастики или историка.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

nenas, 17 января 2017 г. 23:47

Мирер — один из самых недооценённых советских фантастов. Ну, тут, конечно, сработало то, что он был именно советским фантастом, то есть имел несчастье родиться и жить в СССР. На Западе или хотя бы в «соцстране» типа Польши он был бы несопоставимо более известен.

«У меня девять жизней» — это первое и единственное в советской фантастике полноценное биопанковское (как мы сейчас бы сказали) произведение. Где описывается общество, основанное не на «-ургии» (делании), а на «-гонии» (выращивании и селекции). «Биологическая цивилизация». Стругацкие со своей Леонидой — заявка была на то же самое — и близко не лежали: сначала они сочинили банальность, потом — убогую советскую антиутопию с «критикой административной системы». Мирер же честно вложился в продуманный образ. Сейчас по книжке можно снимать отличный голливудский фильм типа «Аватара», только интереснее и с НАСТОЯЩИМ конфликтом внутри сюжета. Не когда «злые скверные земляне рушат красивую природную цивилизацию», а когда она сама гибнет, потому что оказалась слишком уязвимой против природных же факторов. И приходится брать в руки камни и железяки, далеко не такие красивые и удобные — просто потому, что нет другого выхода.

В общем, это и сейчас можно читать без скидок на время. А уж тогда — это был шедевр.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

trest, 30 декабря 2016 г. 16:31

Был пионером в 1968г в Пионерской правде читал и ждал прихода следующей пионерки.Это очень интересная вещь-Субмарина Голубой кит.

Оценка: нет
– [  -2  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

Sygsky, 3 декабря 2016 г. 02:10

<Ссылка на сообщение REXTHER | 2012-04-28

Да! Повесть детская. Но как изящно там процитирован запрещённый тогда Гумилёв?>А я не знал и читал. И спокойно жил без этого знания.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

amlobin, 24 сентября 2016 г. 15:55

Одна из лучших повестей советской НФ в теме Контакта. Это не боевик и не детские приключения, но экшна здесь достаточно. Инопланетяне хотят захватит не просто землю но и тела землян — на тот момент это была довольно таки новая идея. Но дело не в идее а в ее воплощении — четко простроеный сюжет, отличный стиль, продуманные детали — никаких багов и косяков, все края сходятся — это классика жанра!

ГГ — дети. Не ново, но убедительно и сюжетно оправдано. И является частью идеи, которая утверждает наличие иррационального человеческого в противовес нечеловечески-рационального, что и воплощается в поведении детей наиболее полно.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Александр Мирер «Мост Верразано»

vam-1970, 4 апреля 2016 г. 18:24

Интересная параллель между сюжетом романа и действительностью. Когда-то мы тоже хотели создать автомобиль без бензина. Было решение техническое. Обдумав перспективы -отказались — нас бы всех пристрелили. Отказываясь от нефти , лишаешь всех доходов многих людей. И роман как раз описывает тех людей -изобретателей и талантливых управленцев, которые рискнули. И роман как ИНСТРУКЦИЯ для таких как они. Может быть и на будущее. Как выжить в этой звериной конкуренции.

Сюжет задел за живое — я вот не имел в прошлом таких ресурсов и отказался от борьбы.

Талант Мирера чувствуется. Не буду его критиковать, написано увлекательно.

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Александр Мирер «Перелепи моё лицо»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 20:55

Тема стара -чудо-изобретение , которое теряется, но успевает немного поработать на благо некоторых людей и в окончании всегда -эх! жаль!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Александр Мирер «Дождь в Лицо»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 20:52

Рассказ похож по сюжету на «У меня девять жизней» этого же автора. Видно тема коллективного разума сильно интриговала Мирера. Здесь — отсутствие взаимопонимания между Разумами, что привело к уничтожению одного из них. И фактически копия рассказа «Будет хороший день».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Александр Мирер «Будет хороший день!»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 20:49

Рассказ похож по сюжету на «У меня девять жизней» этого же автора. Видно тема коллективного разума сильно интриговала Мирера. Здесь — отсутствие взаимопонимания между Разумами, что привело к уничтожению одного из них.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Александр Мирер «Знак равенства»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 16:01

пошутили , поэкспериментировали над человеком — обычным кассиром, в итоге, загипнотизировав , заставили забыть происшедшее, но не тут- то было -обычный кассир запомнил формулу изобретения.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Александр Мирер «Обсидиановый нож»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 14:21

Одна из версий путешествий во времени. 1966 год год написания рассказа. Наши авторы только начинают нащупывать тему перемещений во времени. Здесь основная тема -ограничения при таких путешествиях. Довольно таки тяжело перемещаться -можно прихватить наследственные болезни — почему и умирает изобретатель.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Александр Мирер «Остров Мадагаскар»

vam-1970, 14 февраля 2016 г. 11:29

Психологический детектив. Социалистическая утопия -поставить под контроль сознание каждого человека и модулировать его по желанию Кураторов. Много зла? -подкрутим регулятор и т.д.

Вот и Мирер на этом фоне , не знаю сознательно ли, показал срез жизни будущего. Человек не может принимать каких-то серъёзных решений, не будь рядом Куратор, регулирующий сознание уколами всевозможной химии.

Даже при контакте с инопланетным Разумом , чтобы направить на решение проблемы и устранить последствия , пришлось делать укол ученому.

Все страсти разгораются в сюжете из-за ничего -просто инопланетяне направили луч прожектора на Солнечную систему (а это оказался необычный луч) и экипаж корабля оказался в его зоне. И чтобы инопланетяне убрали луч прожектора , пришлось погибнуть космонавту, но ...... предварительно обработанному Куратором.

Вообще-то очень сильная вещь Мирера -понял только на второй день.

Везде Кураторы -погиб вначале один Куратор -на расследование его гибели присылают второго Куратора, оказывается на корабле ещё один Куратор. Тотальный контроль. А в итоге 2 трупа, паника и безрезультативность всех этих Кураторов. Все живут вроде счастливо, но внутреннее напряжение чувствуется у каждого перед Кураторами.

Так Мирер разворотом сюжета перечеркивает вроде бы счастливое будущее -гениальность автора поражает. Завершение счастливое — но осадок остается от тотальности контроля в «счастливом будущем».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

vam-1970, 10 февраля 2016 г. 09:52

Повесть для детей. Прочитал заодно со всеми произведениями А.Мирера в серии «ШФ». Такая лучезарная романтическая фантастика -напоминает , если по сценарию повести снять фильм, фильмы 30-40х годов, где всё просто, весело и удачно. Чудаковатый ученый, храбрые дети, догадливые старики, злодей- капиталист и прочее.... Но мастерство Мирера чувствуется на протяжении всего сюжета -интересно читать, хотя и 1968 год. Вот такими книгами воспитывали нас. Реальность же была другой. Приятно было окунуться на несколько часов в детство. Почувствовать его лучезарность , вспомнить свои надежды на будущую жизнь, как это виделось в детстве.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

vam-1970, 1 февраля 2016 г. 10:15

самая интересная мысль в романе -симбиоз живых существ некой планеты, похожей на Землю.И выращенный мозг -компьютер, который всем управляет, вплоть до мелочей. Если посмотреть на время написания романа -1969 год, то тогда было модной задумка академика Глушко -кибернетика — всё в организации экономики страны планировать и осуществлять через гигантский компьютер, вплоть до мелочей. Вот Мирер это и развил, но в живом мире. Очень спорная идея -не обеспечивает развития цивилизации, что видно автор и показал в концовке. Нет Равновесия уже через несколько десятилетий.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Александр Мирер «Обсидиановый нож»

stas-no, 2 декабря 2015 г. 00:16

Рассказ интересный, хотя, на мой взгляд, не совсем фантастический. Путешествие во времени в нем предстает чем-то вроде сеанса сна-гипноза или погружения в виртуальную реальность (если говорить современным языком). И еще я бы назвал рассказ анти-попаданческим, поскольку в нем герой, отправляющийся в прошлое, не сохраняет себя как личность, а становится личностью, характерной для того времени, куда он попадает. Т.о. оказывается невозможным традиционное попаданческое прогрессорство, ничего изменить такой герой в другом времени не может.

После завершения чтения осталось стойкое ощущение, что чего-то в тексте я не понял, какую-то соль, вложенную автором, но мною непонятую. Это плюс, не так часто встречаются худож. книги или тексты, которые обладают таким свойством.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

stas-no, 7 ноября 2015 г. 00:14

Две части цикла отличаются друг от друга, но не в смысле «хуже-лучше». как пишут в некоторых отзывах. Мне это напомнило отношение «Хоббита» к «Властелину колец». «Главный полдень» это все же книга скорее детская, или скажем так — подростковая, как «Хоббит». А «Дом скитальцев» — уже достаточно масштабная вещь с более сложными вопросами и куда более усложненной интригой.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

stas-no, 6 ноября 2015 г. 23:56

Роман «взрослее» и сложнее, чем повесть «Главный полдень». Здесь на главных ролях уже не дети, хотя и они действуют (и, вроде бы, формально «на главных ролях»). Две линии: земная и далеко-галактическая — держат в напряжении, хотя, может быть, иногда хотелось несколько более частого переключения планов. Приключения и интриги, загадки и поиск ответов — все это выписано очень классно. Язык романа простой, но точный, без излишеств и бросающихся в глаза красот, но это очень прозрачный художественный язык, который не утомляет и не отвлекает. Есть одна несуразность, вызванная, вероятно, тем, что роман писался-переписывался в советско-российское время: одновременно присутствуют КПСС и губернаторы (их, конечно, следовало убрать). В итоге: отличная фантастика.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

stas-no, 30 сентября 2015 г. 22:27

Так получилось, что повесть я стал читать сразу же после знакомства со статьей о творчестве Мирера в «Мире фантастики». От этого и несколько завышенные ожидания. Поэтому моя оценка — оценка произведению для юношества или детей. Это хорошая детская повесть про то, как дети противостоят инопланетному вторжению. Я особенных глубин отметить не могу. Но написано хорошо, читается с интересом. Большой плюс повести — идея, воплощенная в самих инопланетянах. В последние годы она не может поразить своей свежестью (даже если вспомнить кино- и телепостановки), но можно предположить, что ко времени написания она была весьма необычной. Надеюсь, что продолжение получится несколько более «взрослым».

Оценка: 8
– [  8  ] +

Александр Мирер «Субмарина «Голубой кит»

Tighhr, 20 июня 2015 г. 04:15

Сказать, что повесть детская- язык не поворачивается, сейчас современные детские произведения в этом плане значительно более сложные и в языковом плане и в сюжетных линиях. Очевидно влияние ( или попытка «достать») Адамова, «Тайна двух океанов», плохие империалисты и шпионы, юркие пионеры, затонувшие сокровища и так далее. И как то вспоминается В.Крапивин с своими мальчиками и борьбой против зла вселенского.... Для тех времен повесть, вне всякого сомнения, представляла интерес, да и печаталась в изданиии миллионных тиражей, неудивительно, что ею зачитывались. Сейчас вызывает улыбку мальчишка знающий все о военном флоте потенциального противника и его ядерном потенциале:)

Приятно читается и вызывает легкую ностальгию. Но именно после прочтения оного, я лично не удивлен, что после этого Мирер написал свое самое сильное произведение «Дом скитальцев», в «Субмарине Голубой кит» обкатывались прообразы будущих персонажей Дома и сюжетные ходы с перемещениями..

Настоящий подарок для любителей фантастики с элементами приключений и прекрасное издание для коллекционеров Рамки

Оценка: 8
– [  18  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

primorec, 24 февраля 2015 г. 04:21

Это очень необычная книга, в какое время жизни ее не читай. Конечно, 30 лет назад на первый план вышел приключенческий сюжет, но даже тогда было ясно — в этой книге все необычно, хотя словами, что же необычно, я бы тогда объяснить не смогла. Чувствовала- что то не так, и все. Попробую это сделать сейчас.

Возьмем, хотя бы, приключенческий сюжет, который и сегодня воспринимается вполне современно. Вместе с героями мы попадаем в дом врагов-захватчиков, которые решили поработить нашу Землю и уничтожить всю человеческую цивилизацию. И что же? Где жуткие монстры, зомби, с промытыми пропагандой мозгами, мысли и идеи которых нам чужды и вызывают одно лишь отвращение, праведный гнев и желание отомстить? Нормальные обыватели, с мелкими обыденными и вполне понятными заботами: как заработать побольше, продвинуться по службе, накопить на новую машину, позаботиться о домашнем любимце. Ничего особенного, все, как у нас: дела, заботы, рутина. Такое все понятное и знакомое, что и невозможно злиться или ненавидеть. Только немного мимолетной тревоги, как о дальних родственниках. Подумаешь: как там они? А потом опять о своем, о близком. Странно, правда? Речь ведь идет о таких вещах, как первый контакт, нашествие чужих, контроль над разумом.

А дальше — еще страннее. Все чудесатей и чудесатей, как сказала бы Алиса. Книга расцвета социализма, но нет в ней ни слова о пионерах-героях, комсомольцах-добровольцах, кодексе строителей коммунизма, и идейном превосходстве социалистического сознания над эгоистическими думами злодеев-капиталистов. Вообще нет. Зато есть намеки на аппаратные игры и межведомственные разногласия, причем одинаковые, что на родной Земле, что в Доме скитальцев-инопланетян.

Просто книга не о том. Она опять о взрослении, только более глубоко, более правдиво и жестоко, чем в еще достаточно детском «Главном полдне».

Почему правдиво и жестоко? Потому что Сева и Маша из чистой, полной иллюзий и ожидания волшебства беззаботной юности не просто попадают во взрослые тела. Они становятся взрослыми. Со всеми вытекающими последствиями: неприятными обязанностями, подчинением необходимости и многочисленными писанными и неписанными законами. И этот взрослый мир — пусть завернутый в инопланетную упаковку и гротескный- легко узнаваем. Более того, он практически не изменился и до сих пор. С чинопочитанием -так, чтобы перед вышестоящим — в прах, но и чтобы нижестоящие — в пыль. С работой, превращающейся в карабканье по карьерной лестнице. С тайными и явными враждой и презрением между разными социальными группами. С погоней за тем, чтобы было, как у всех. С вечно давлеющим — «Так не принято», «Все, как у людей». С недоверием ко всем тем, кто выделяется талантом, способностями, умом.

Как они быстро меняются, чистые Маша и Сева. Отстраненно удивляются, что можно уже пройти, не почувствовав угрызения совести, мимо страдающего, отвернуться от слабого, разрушить чужие жизни или воспользоваться ими ради достижения своей цели. О, безусловно, свои цели всегда безупречны и важны. и жизнь своего друга много ценнее, чем жизни чужаков и незнакомцев. Но и для тех, других, их цели могут оказаться не менее важными и безупречными, чтобы, без угрызений и сожалений, разрушить по ходу дела твою жизнь.

По-моему, очень правдиво. Без осуждения, без обличения: «Мы будем лучше» и «Вы ничего не понимаете». Без пресловутого «Молодость изменит мир». Есть грустная правда: молодой разум свободен от внешнего давления , открыт для нового и для него возможно все, но, становясь взрослыми, мы сдаемся под давлением правил, инструкций, традиций и обязательств, иногда полностью чуждых нашей натуре, пополняя серые ряды «таких, как все». Нас всех, за редким исключением, захватывают Чужаки.

В мире, по большому счету, мало, что меняется. И потому не менее правдивый финал: без победных фанфар и громких фраз, без оды человечеству или отдельному взятому человеку. Маша и Сева остаются только вдвоем, проверив друг другу и поверив. Не важен мир, не важны взрослые игры. «Просто одному всегда тяжелей. Они оба были правы. Очень хорошо было идти по твердой, теплой земле и держаться за руки». В итоге всегда остается только это — ты и твои близкие.

Прекрасная книга. Причем обе части цикла. Разные и о разном. Более глубокие и сложные, чем замечательные, но прямолинейные романы-взросления Хайнлайна. Читающиеся по-прежнему современно, и, к сожалению, по-прежнему с узнаваемыми образами и проблемами.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

primorec, 19 февраля 2015 г. 02:58

Старые книги, из самого детства — своеобразная машина времени. Нет, это скорее хроноскоп: тело, да и душа, останутся прежними, прожившими уже годы-десятилетия, сидящими в любимом кресле, но появится возможность через время посмотреть на свое детство, на себя самого, окружающее, побродить мысленно по любимым местам, разглядеть детали, ускользнувшие годы назад. Что-то вспомнить, что-то понять заново.

Надо только отправляться в места детства с нужным настроением. Ты ведь знаешь, что тогда все деревья были большими? Даже этот маленький куст казался непроходимыми зарослями. Ты же понимаешь, что мир тогда был безграничным, новым и непознанным? Чего же ты удивляешься сейчас малости и простоте?

Первый раз я читала эту книгу где-то в середине 70-х. Читала, будучи сверстником героев. И более — никогда. Должны были пройти десятилетия, чтобы решиться на путешествие в детство. Нужен был жизненный опыт, и по большей части отрицательный, чтобы разглядеть за простыми и неторопливыми строчками вещи незыблемые, по-настоящему важные и ценные, не разочаровываясь и не огорчаясь.

Сначала хотела написать отзыв единым махом на весь «Дом скитальцев». Но повести — разные. О совсем разном времени детства, и разных вещах. Ведь в детстве всегда так — дело решают иногда не годы, а месяцы, недели и даже дни.

Так вот, о чем «Главный полдень,« с моей точки зрения, взрослого человека, для которого личный полдень уже миновал? Он о самом большом страхе ребенка: о том, что мир, уютный, ласковый, добрый, изменится безвозвратно. И о том, что, не смотря на страх, мир все же изменится безвозвратно, и это называется взрослением.

Как мы все мечтаем в детстве поскорей вырасти! Но в нашем представлении это значит возможность не есть в обязательном порядке невкусную кашу, гулять до поздна и ложиться спать, когда захочется. Мы догадываемся, что за эти удовольствия чем-то придется заплатить, и даже подозреваем чем. И это самый большой и тайный детский страх.

Потому что заплатить придется изменением мира. Всего. Изменится все — Чувства. мысли, предметы, даже пространство и время. Но самое ужасное — люди. Родители из непобедимых героев станут обычными, усталыми от забот людьми, добрая продавщица конфет в магазине — злобной мегерой, продающей из-под полы сигареты и водку подросткам, всегда готовый помочь сосед Дядя Вася — запойным алкоголиком.

А в повести этот тайный страх воплощается в реальность: люди меняются, друзья и знакомые становятся чужаками, добрые — злыми, друзья — предателями. И никто не поможет, никто не спасет. И кульминация в романе — не бегство пришельцев. Кульминация — моменты взросления героев. Преображение — секунду назад был ребенок, а сейчас уже — взрослый. Помните, как Алеша лежит у корабля пришельцев, свернувшись калачиком, крепко зажмурив глаза. Он думает: почему я? я ведь ребенок! на свете миллионы взрослых. пусть он решают и делают! А потом- открывает глаза и приступает к действию. Закрывал глаза мальчик, открыл – мужчина, пусть еще и не совсем выросший.

И в этом тоже есть нечто глубоко неправильное. Человек должен взрослеть постепенно, шаг за шагом постигая взрослые радости и печали. Так сразу взрослеют только, когда случается нечто ужасающее, настоящее беда: война, вторжение, катастрофа, смерть. Маленький урок будущим взрослым: не забывайте! ТАК не правильно!

В повести еще много таких потрясающих моментов: узнаваемых и понятных через годы. Внезапное молчание взрослых, многозначительные паузы в разговоре, суетливый мужчина, почувствовавший ЗАПАХ СТРАХА, красиво одетые, но грязно ругающиеся люди, вода в ручье, отравленная грязью... Детали разрушающегося мира детских иллюзий, прекрасного, волшебного и невинного.

Вот что я увидела в свой хроноскоп. Я не разочаровалась в повести — по-прежнему одной из лучших о взрослении- такой простой, такой наивной. С Углами и Квадратами, запавшими в памяти, и с ускользнувшими деталями, так явно проступившими сквозь время.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Александр Мирер «Обсидиановый нож»

god54, 18 февраля 2015 г. 16:54

С моей точки зрения и с высоты горы прочитанных фантастических книг данный рассказ практически не воспринимается. Длинное, почти усыпляющее вступление, о том, как некий изобретатель первого встречного уговаривает принять участие в эксперименте по путешествию во времени. Практически половина произведения. Пяток страниц прыжок в прошлое и пяток страниц невнятный конец. Сам по себе текст написан профессионально, потому его чтение не создает больших проблем. Больше в принципе сказать нечего. Только прочел и уже ничего не помню, ибо это просто эмоциональные слова, много слов. На любителя советской фантастики.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

Reading, 3 февраля 2015 г. 11:58

Про этот роман я не могу сказать, что он читается на одном дыхании. Текст написан таким образом, что я почти все время в нем застревал. Лишь совсем небольшая часть романа мне была интересна. Например, про так называемый бахуш, который включал определенные области мозга незадействованные при нашем нормальном состоянии. То есть человеком использовался больший процент работы его мозга раскрывая перед ним дополнительные возможности. Но, к сожалению, выбрав прекрасную идею для романа и в принципе неплохой сюжет, автор, как по мне, не смог его достойно реализовать. Как по мне в нем слишком много лишнего и ненужного, можно даже сказать пустого и в связи с этим возникает чувство что ты стоишь на одном месте. Не скажу, что роман весь полностью плох, но мне он кажется слишком растянутым и из-за этого он теряет в качестве. Напиши автор его повестью и было бы очень даже неплохо.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Александр Мирер «Мост Верразано»

Dmitrii_13, 7 января 2015 г. 01:50

Фантастическое чтиво.

Пару лет назад я запоем прочитал Дом скитальцев — добротная фантастика с классным сюжетом. В «Мосте» фантастики мало, да и сюжет довольно прост — гений, поставивший своим изобретением всю нефтяную промышленность под угрозу, пытается выжить. Читал буквально спинным мозгом, ничего не напрягает мыслительную деятельность. Хотя это ни чуть не умаляет интересность сюжета. Умник постоянно держал козырь в рукаве, и далеко не всегда можно угадать — какой. Закулисные игры спецслужб этакие стереотипные, просто хорошо. Людская жадность до денег показана очень жизненно. Всё это обильно приправлено стрельбой, погонями и сексом, тоже довольно стандартно. На то, как показана Америка особо не заострял внимание — декорации.

Подводя итог, скажу — не смотря на все недостатки роман очень хорош, в меру интересен, динамичен, легко читается и заканчивается красиво. Рекомендую к прочтению после какого-нибудь тяжёлого произведения.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

Чайханщик, 7 ноября 2014 г. 20:19

Подростковая фантастика в чистом виде — действие, действие, действие. Герои затерялись где-то между первым и вторым действием. Очень мало эмоций, особенно позабавила сцена, где герои видят бластер пришельцев (только вдумайтесь — бластер пришельцев!) и хором произносят: «А что? Похож!». Примерно в таком ключе повесть развивается и дальше. Главный герои очень ярко и красочно описывает природу, но в описании диалогов использует только «сказал» и «спросил» — ни тебе «произнес», ни «задумчиво пробормотал»...

Но сам по себе сюжет довольно неплох. Возможно, я просто слишком поздно прочитал эту книгу.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Avatar3000, 24 июля 2014 г. 07:53

Дом скитальцев — лучшая книга,которую я прочитал на эту тему. Она настолько перевернула моё сознание в юности,когда я её прочитал почти 40 лет назад,что на многие вещи стал смотреть иначе. « Аватар» просто жалкая пародия по сравнению с этой глыбой идей и сюжетов. В зрелом возрасте по силе воздействию на мышление можно поставить рядом с ней только 3 фильма « Дух времени « ZEITGEIST . Очень жаль,что автор так рано ушел из жизни. Его последний роман,кстати перекликается с идеями «Духа времени» о намеренном торможении прогресса мафией на самом верху. Одно радует,что все наши жалкие Бондорчуки еще не дорвались до экранизации этого романа,так как ни таланта Джеймса Кэмерона,ни таких денег у них нет. Братья Стругацкие ,наверное,в гробу перевернулись после выхода « Обитаемого острова»....

Оценка: нет
– [  6  ] +

Александр Мирер «У меня девять жизней»

amak2508, 6 июля 2014 г. 20:51

Наверное, для своего времени вещь была совсем не плоха: экспедиция в СП (совмещенные пространства), удивительная биологическая цивилизация, Великая Память, поддерживающая Равновесие. За произведение говорят и роскошный фантастический антураж, и приключения в незнакомом мире, и возможность задуматься после прочтения книги.

Сегодня отношение к роману двойственное — с одной стороны он уже не кажется таким увлекательным, а местами выглядит и немного наивным. Да и с литературной точки зрения написано далеко не блестяще — очень поверхностно, местами почти фрагментарно, язык и текст сами по себе не очень хороши, герои же просто никакие. Большое сомнение вызывает и возможность Великой Памяти создать такую удивительную биологическую цивилизацию — Равновесие, где кроме собственно людей задействованы и десятки видов других живых существ.

С другой стороны, книга и теперь дает возможность после ее прочтения кой над чем задуматься. Например, возможно ли для спасения своей цивилизации поступиться выработанными в ней моральными устоями? А для спасения своей страны? Своего города? Своей семьи? Где граница, когда можно, а когда нельзя? А еще можно поразмыслить над устройством цивилизации Равновесия и о том, почему же она все-таки получилась статичной, почему перестала развиваться...

Оценка: 6
– [  9  ] +

Александр Мирер «Дом скитальцев»

Грант, 5 апреля 2014 г. 18:14

А давайте взглянем на эту необычную вещь с современной точки зрения. И признаем то, что должно: это первый отечественный фантастический боевик для подростков с элементами шпионажа и инопланетного вторжения.

О как! Вот смотрите. Когда инопланетяне вторгаются, они пересаживают свои разумы в землян — то, что мы уже видели в «Похитителях тел» и «Кукловодах». Непростая задача прорисовать маленький городок, который противостоит этому вторжению? Непростая. Потому что нужно изобразить не только вторжение, но и само противостояние. И это ещё не всё!

Во второй части нужно показать «ответное вторжение». И вот общество захваченных когда-то инопланетян изображено настолько достоверно и подробно, что иной раз даже не всегда успеваешь вникнуть в обилие деталей. Но детали органично сплетаются в текст. И устройство общества инопланетян (касты), и то, как их проверяют на «подлинность», и техника, и неоднократные «фокусы с пересадкой разумов» — всё прописано чётко, достоверно, масштабно. Это вам не современные попаданцы, да...

Хотя часть про инопланетян менее интересна, она удачно сопряжена с земными событиями. Сейчас современные подростки эту книгу не читают. А интересно, зацепила бы она их?

Оценка: 7
– [  5  ] +

Александр Мирер «Главный полдень»

Старый Лентяй, 15 января 2014 г. 22:19

Я проглотил книгу в своем детстве и потом еще не раз перечитывал. Подсунул уже своему сыну и он прочел с удовольствием. Вполне выдерживает сравнение с лучшими образцами подростковой фантастики

Оценка: 9
⇑ Наверх