fantlab ru

Все отзывы на произведения Роберта И. Говарда (Robert E. Howard)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  0  ] +

Роберт И. Говард «...И родится ведьма»

ANNIGILIATOR10, 13 сентября 09:01

Классика!!! Что тут добавить...

Удивительная живучесть и регенерация Конана! Хотелось бы узнать квалифицированное мнение хирургов, ВОЗМОЖНО ЛИ вообще восстановление функционала кистей и стоп человека пронзённых толстыми гвоздями на 100%? Раздробленные кости, порванные сухожилия, могло ли это всё срастись и не оставить калекой?

Также хочется отметить, что период жизни киммерийца длинной полгода (служба под началом Ольгерда), нигде не описан, а это довольно длительное белое пятно в биографии Конана!!! Вот куда следовало бы направить энтузиазм писателей, а не клепать бесконечные альтернативы (одного гиперборейского плена, 4 сука варианта!!!)...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «...И родится ведьма»

vanishrap, 10 сентября 11:10

Мне действительно было интересно читать этот рассказ, хотя он не содержит особой интриги. Самое важное событие происходит в начале, и это не детективная история, где кто-то пытается выяснить, что произошло. Всё подано сразу: королева имеет сестру-близнеца, которую когда-то бросили, потому что считали злой и проклятой. Эта сестра возвращается с целью заменить королеву и устроить переворот, став лже-королевой. Это и есть главная завязка рассказа, а дальше повествование разворачивается вокруг попыток вернуть настоящую королеву и спасти ситуацию.

Всё было интересно и понятно, пока я не осознал, что рассказ происходит во вселенной Конана-варвара. В этот момент я потерял интерес, и вот почему: Конан — это супергерой, который всегда побеждает. Зная, что он суперсильный, гениальный военный стратег, непобедимый на своём пути, уже предсказываешь, чем всё закончится. Естественно, он спасёт всех, всё будет хорошо, и нас ждёт счастливый конец. Его имя само по себе даёт ответ на все вопросы.

Хотя история с лже-королевой и сама по себе была неплоха, знание того, что в центре сюжета стоит Конан, сразу убивает интригу. Да, всё красиво и интересно, но предсказуемость из-за наличия такого героя делает финал очевидным и снижает общее напряжение и интерес.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт И. Говард, Рэмси Кэмпбелл «Дети Ашшура»

korsrok, 10 сентября 08:24

Известно, что Роберт И. Говард (1900-1936) отец Конана-Варвара дал нам ещё несколько потрясающих литературных персонажей вроде Кулла-завоевателя и мрачного пуританина Соломона Кейна. Цикл о последнем я открыл благодаря незавершенным черновикам, которые доработал Рэмси Кэмпбелл по просьбе правообладателя. Результат лично мне очень понравился, не смотря на наличие персидской культуры в Африке, рассказ крайне колоритный и увлекательный, после «Детей Ашшура» прошелся с радостью и по другим произведениям о Соломоне

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «За Чёрной рекой»

vanishrap, 17 августа 17:11

Я, наверное, слишком молод, чтобы застать популярность сериала «Конан Варвар», и знаю о нём только из детских воспоминаний, когда слышал это имя, но сам сериал не смотрел. Но имя «Конан» и его образ варвара достаточно запоминающиеся. Учитывая, какой широкий лор у Конана, я думаю, нужно упомянуть что это мое первое, и пока единственное взаимодействие с этой вселенной.

Этот рассказ так же напомнил мне цикл о Ведьмаке Анджея Сапковского. «За черной рекой» повествует о вымышленном фэнтезийном мире, где за черной рекой находится что-то неизведанное и пугающее. Никто из тех, кто туда ступал, не возвращался живым. Там обитают монстры, чудища или нечто такое, что ломает разум человека и угрожает его жизни. Когда из-за черной реки наступает войско, героям нужно принять правильное решение и защититься от этой угрозы.

Был ли рассказ интересен? Да, наверное. Захочу ли я когда-либо его перечитывать? Скорее всего, нет. Но если попадётся что-то похожее, я с удовольствием почитаю это как расслабляющую и интересную сказку на ночь.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Двое против Тира»

Sergio Blanc, 17 августа 15:22

На первый взгляд в рассказе есть все типичные элементы говардовской героическо-приключенческой конструкции, которая делает чтение его творений про похождения северного воина/варвара/авантюриста/вора/рыцаря приятным и увлекательным.

Судите сами:

- Экзотический сеттинг есть? Есть. В данном опусе — это финикийский город Тир эпохи его расцвета.

- Белокожий могучий герой присутствует? Присутствует. В этой роли в тексте выступает галл по имени Этриаль.

- Яркие детали имеются? Имеются. Тут тебе и «похороны» Таммуза, и сумасшедшие идолопоклонники, и яростные схватки на мечах.

- «Местный» компаньон? И он на месте. Разрешите представить: мидиец Ормраксис.

И так далее, и тому подобное.

Но вот соорудить из этого «всего» нормальный приключенческий сюжет у Говарда получилось не очень хорошо, на мой непросвящённый взгляд. Мотивации героев неубедительны. Психологизм их поступков/действий очевидно хромает на все свои немногочисленные сюжетные ножки.

Слабый проходной текст. У Говарда есть намного более интересные вещи из условной серии про похождения северян/белых европейцев на Востоке.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Роберт И. Говард «Зверь из бездны»

Sergio Blanc, 17 августа 14:59

Увидев заголовок, я, грешным делом, Ктулху меня простит, подумал что передо мной какой-нибудь образец мистического хоррора про демона или монстра, вырвавшегося из глубин преисподней.

На деле же текст оказался замечательным эссе про котов и кошек.

В нём Говард демонстрирует отличное знание особенностей психологии и поведения наших четвероногих пушистых «друзей».

Как человек с дества живущий рядом с этими, не перестающими меня удивлять, животными хочу сказать, что автор прекрасно разбирается в вопросе. Его мысли и суждения ясны, понятны и поразительно соответствуют моим представлениям, наблюдениям, ощущениям.

Прочёл этот авторский поток сознания на «кошачью» тему с большим удовольствием.

Цитата: «Жизнь кота коротка, неистова и трагична. Он страдает и, если может, заставляет страдать других. Он примитивен и эгоистичен. Короче, это существо ужасных и невероятных возможностей.»

Всё так. Всё так.

Обязательный к прочтению текст для всех тех, кто небезразличен к породе кошачьих.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роберт И. Говард «Хайборийская эра»

Sergio Blanc, 17 августа 14:43

Говард, наверное, первым из авторов, работающих в жанре фэнтези, постарался, пусть очень контурно, очень схематично, дать историко-географическое обоснование/описание того мира, в котором придётся действовать одному из самых узнаваемых его героев — Конану из Киммерии.

Пара десятков страниц и перед нами проходят целые эпохи: зарождаются и гибнут цивилизации, возникают и приходят в упадок культуры разных народов.

Пикты, атланты, лемурийцы, и, наконец, гиборийцы предстают во всей своей «красе».

Запад и Восток. Большая и Малая Катастрофы.

Так мало страниц — так много событий. Говард пишет о них кратко, но очень увлекательно.

В моём «Топ 3» фэнтези-предысторий — этот короткий пвсевдоисторический очерк занимает почётное 3-е место после толкиеновского «Сильмариллиона» и, ныне очень популярного, подцикла Джорджа Мартина «Пламя и кровь».

Писателю — респект.

Читателям — читать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Долина сгинувших»

vanishrap, 13 августа 10:10

'Долина Сгинувших' — рассказ, действие которого происходит во времена дикого запада, когда белые люди еще не полностью захватили земли, но коренные индейцы уже отступали.

События развиваются на фоне кровавой вражды между двумя кланами, где люди уже не помнят причины конфликта, а само враждование стало смыслом их жизни. История начинается как классический вестерн с перестрелками, но вскоре главный герой оказывается в проклятой пещере, где сталкивается с древней цивилизацией, живущей под землей.

Эта цивилизация, более древняя, чем индейцы, эволюционировала в условиях темноты. Вместо речи они развили телепатию, и их общество, находящееся между человеком и зверем, обладает даром некромантии. Герой понимает, что его преследователи — не самое страшное, что может с ним случиться, и пытается выбраться из ситуации, где смерть ждет его как под землей, так и на поверхности.

Рассказ интересен сочетанием жанра вестерна с элементами ужаса, где подземные миры и древние цивилизации добавляют новый уровень к привычным шаблонам.

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Роберт И. Говард, Лайон Спрэг де Камп «Сокровища Траникоса»

ANTI_VSE, 9 августа 22:34

Зароно и Стромбани жалко. Особенно Зароно. Очень он был перспективный злодей.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «Кошка и череп»

vanishrap, 5 августа 19:56

Прочитал сказку, которая по духу ближе к временам Атлантиды, царей и параллельных миров. Это абсолютное фэнтези, где человеку предоставляют говорящую кошку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конечном итоге это выливается в большой и запутанный заговор против короля. Король, хотя и не блещет умом, но очень силен и побеждает всех своих врагов, просто показав свою силу и равнодушие.

Заговор не удался, кошка оказалась обычной, и на этом всё.

Идея рассказа мне понравилась, но сама вселенная и её персонажи не пришлись по вкусу. Было сложно ощутить интерес, так как персонажей и интриг оказалось слишком много для такого короткого рассказа. Хотя идея и концепция интересны, из-за перенасыщенности деталями и разборками я не смог полностью погрузиться в сюжет.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт И. Говард, Лайон Спрэг де Камп «Сокровища Траникоса»

ANNIGILIATOR10, 22 июля 08:46

В издании «Северо-Запад», очень удачно, на мой взгляд, вписан кусочек текста, подчёркивающий связь о киммерийце — « — в память о сероглазом Тампоате, сыне одного из военных вождей Детей Волка и плененной киммерийской женщины. Конан и Тампоата провели много дней бок о бок на пути к Ванахейму, вместе ища погибели стигийскому колдуну, засевшему в северном замке Кро-Ганбор...» и т.д. Вот такие небольшие связочки очень ценны тем, что объединяют книги о Конане в единую сагу

Оценка: нет
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Пришелец из тьмы»

Sergio Blanc, 21 июля 08:25

Проходной и не очень внятный рассказ.

Не очень порядочный учёный оказывается загадочно убитым в своём уединённом особняке. Двое его гостей при помощи преданного слуги убиенного профессора быстро разбираются с ситуацией. Попытки автора «нагнать жути» с помощью различных жутких подробностей типа стращных африканских племён, необычных мумий и отсутствии носа (кстати, если дословно переводить название рассказа, то получится «Безносый ужас») сразу у пары «персонажей» ,на мой непросвещённый взгляд, явно не удались.

Не самый лучший опус Говарда о вторжении ирреального в реальное. Не страшно!

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Роберт И. Говард, Лайон Спрэг де Камп «Огненный кинжал»

ANNIGILIATOR10, 11 июля 16:29

Одно из лучших произведений о киммерийце!!!! Очень понравилось, что Конан, думающий, хитрый властный человек. Лидер!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «Истории о Стиве Аллисоне»

Ramonak, 1 июля 16:23

Крайне странный, несуразный, но по своему обаятельный сборник. По сути тут почти везде какие-то незаконченные фрагменты и не до конца оформившиеся наброски. И насколько помню, по тону они несколько контрастируют с двумя полноценными рассказами про Стива Эллисона — «Нож, пуля и петля» и «Дьявольская шутка». Здесь во многом крен в какой-то странный юмор с тремя сестрами Эллисона. Юмор от уровня — «это было забавно» до «и что это было?»

Весьма странно и при этом смешно читать с современным багажом знаний про разного рода «stepbrother» о том, как Стив фривольно хватает своих непослушных сестренок (они уже взрослые девицы), даёт им ремня по мягким местам, и восхищается периодически их красотой. Реально смех на грани фола. Многие сюжеты обрываются на возгласе «А какого черта тут вообще происходит? Что хотел сказать Говард?»

Этим сборник и забавен. Но читать его конечно стоит только поклонникам писателя, чтобы охватить всё его творчество. Самостоятельной ценности для мимо проходящего читателя он наверное иметь не будет — разве что если у того будет такое же чувство юмора, и ему тоже понравится сидеть с недоуменным лицом Джона Малковича.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Шествующий из Вальхаллы»

Ramonak, 23 июня 14:38

Сам рассказ — просто бомба! Как и сам короткий цикл про Джеймса Эллисона (в нем три рассказа). И вот почему.

Саму концепцию цикла для современного читателя можно быстро обрисовать как концепцию генетической памяти из всем известной серии игр Assassins Creed. Т.е. Говард через персонажа калеки Джеймса Эллисона проводит читателя по разным эпохам своей вселенной. Только здесь он использует не генетику, а свою излюбленную тему с реинкарнацией души.

Чем хорош конкретно этот рассказ, «Шествующий из Вальгаллы»?

Во-первых, в нем действие происходит уже на заре Хайборийской эры. Атлантиду и Лемурию уже поглотило море, а известные по миру Конана народы Асов и Ванов (северные соседи кимерийцев) уже бродят по этой земле. Есть и пикт, но это вообще самый большой народ-долгожитель у Говарда — они жили еще в Турийскую эру, были союзниками короля Кулла из Атлантиды, воевали с Конаном, пережили два катаклизма, и дожили до времен Рима (рассказ «Черви земли»).

Во-вторых, одна из основных тем Говарда, что «варварство — это естественное состояние человечества» здесь представлена очень ярко и наглядно. Это один из самых жестких его рассказов. Смертей здесь очень много, практически максимальный уровень. А кто не умер от меча, погибнет в руинах каменных башен или морской пучине.

В-третьих, здесь тоже отлично задействована реальная мифология, которая грамотно соединяется с мифологией самого Говарда (тема про Иштар). Такое Говард периодически делал, и это ему очень здорово удавалось — можно еще посмотреть рассказ, к примеру, «Куда ушел сивой бог».

В-четвертых, здесь есть предыстория самого Джеймса Эллисона. Как он получил свое увечье. И как получил свой дар помнить свои прошлые жизни.

В общем, это великолепный рассказ. Но, при этом, есть рассказ цикле о Джеймсе Эллисоне еще лучше — это великолепный «Долина Червя / The Valley of the Worm». Там ко всему вышеперечисленному еще подмешивается настоящий лавкрафтианский ужас — отвратительный монстр из древних руин. Так что, тоже советую обратить пристальное внимание.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Роберт И. Говард «Короли ночи»

Bonus, 18 июня 20:19

У меня захватывает дух, когда я читаю этот рассказ. Надо же было так красочно и динамично написать. Моя оценка 10 из 10.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Кулак и клык»

Ramonak, 1 июня 19:19

Рассказ четкий. Всё по канону цикла — Стива разделывают в отбивную, а он все-равно встаёт. Слай наверняка подсмотрел у Говарда уровень стойкости Костигана для своего Рокки.

Бульдожка Майк сделал финальное фаталити.

В общем, всем слушать. Колоритная локация, колоритные персонажи.

Несколько смешных шуток аля «Белые собаки не любят черных людей. Тогда черные собаки должны не любить белых людей, однако...»

Тревога! Тревога! В твиттере снова случилось возгорание ))

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роберт И. Говард, Неизвестный автор «Альмарик»

Ramonak, 31 мая 18:42

Очень интересное и, по-своему, чудное произведение.

Важно понимать, что это не есть финальная версия работы Говарда. Насколько я понял из имеющихся сведений, «Альмарик» был дописан неустановленным автором. Многие склоняются, что работу дописал редактор Weird Tales, чтобы выпустить в журнале как дань уважения преждевременно ушедшему писателю. Ну и посмертные работы конечно вполне могут вызвать повышенный интерес читателя, чего уж греха таить.

У меня сложилось впечатление, что Говард проектировал Альмарик как еще один новый мир, сеттинг, в котором он мог бы в дальнейшем писать ряд новых рассказов. Но трагичные события не дали этому свершиться. И вполне вероятно, что особенностью этого цикла должно было стать повышение элементов научной фантастики в творчестве Говарда. Точнее её смешение с его классическими фэнтезийными работами. Это моё предположение основано на некоторых тайнах, так и оставшихся неразвитыми в романе.

К примеру, вопрос с тем, как герой понимал языки жителей другой планеты? На этом даже был сделан акцент, который потом не получил развития — сначала герой подумал, что туземцы говорили на чистом английском, а потом он понял, что это вообще не английский. Но как тогда он мог свободно на нем говорить? И герой этому сам удивлялся.

Еще на самой планете вскользь упоминаются разного рода интересные особенности, не получившие дальнейшего раскрытия. Главное — это огромное кольцо, целиком опоясывающее планету и делящее её на оба полушария. И люди полушария, в которое попал главный герой Иссая Каирн не знают что на другом, лишь страшные легенды ходили среди них об ужасах тех земель. А вот летающие люди-демоны Яги иногда чуток залетали, и похищали там людей, отличающихся от тех, которые были в их полушарии. Но то было на окраине, и что там дальше от кольца — никому не известно. Но мне почему-то кажется, что там дальше должна была быть некая технологически развитая цивилизация, которая преследует свои цели, возможно даже ставит эксперимент на тему эволюции жизни на планетах.

На это опять же намекают (возможно только в моем воспаленном воображении, но все же) мушкеты у варварских племен, вопрос с пониманием языков, сведения от Яг, что ранее некоторые народы могли перемещаться между звездами, и собственно то, что они там вообще понимали концепцию космоса и планет.

Еще к этому можно добавить, собственно, акцент в начале романа на переносе героя на другую планету в далекой галактике с помощью какого-то механизма от странного некоего ученого, и дальнейшая трансляция рассказа через передачу своих приключений этому ученому.

Ну и главный довод в поддержку моей теории — зачем Говарду было создавать ещё один, уже рядовой для него фэнтезийный мир с варварами и монстрами, ибо у него для таких целей есть уже и Турийская (Кулл) и Хайборийская (Конан) эры. Мне кажется, Говард уже давно доказал всем, что является писателем высшего порядка с неиссякаемой фантазией, и ему было бы неинтересно создавать просто абстрактный варварский мир земного типа на другой планете.

И вот с такими вводными и мыслями, роман Альмарик воспринимается отлично. В голове держишь, что это по сути черновой набросок Говарда, с неизвестным количеством дописок от неизвестного автора, и который не получил дальнейшего развития по причине смерти Говарда. Поэтому теперь он воспринимается как некий посмертный оммаж на творчество Техасского мечтателя. В нем поклонники писателя увидят множество знакомых сценарных троп, множество знакомых названий — Яги, Тхак, Ясмина. Вообще, на месте автора, дописывавшего роман, я бы наверное изменил внешность летающих Яг на слоноголовых, чтобы в итоге связать мир Альмарика с миром Конана — как помните, в рассказе «Башня слона» было инопланетное существо Яг-Коша, которое прибыло с другой планеты после раскола их цивилизации на фракции. Вот это было бы мощно. Хотя возможно, опять же, в моем воспаленном фанфик-воображении.

В любом случае, после Альмарика возникает желание почитать еще какие-нибудь работы в условном цикле «Альмарик: Свободные продолжения», которые могли бы написать другие авторы. Как писали по Мифам Ктулху, или Ночной земле.

Но и в отрыве от всего вышесказанного, «Альмарик» держится молодцом. Если первые главы могут иметь сбивчивый темп и некоторую сумбурность, в момент, когда герой выходит на свой главный квест по спасению девы, начинается стремительное приключение на одном дыхании до самого финала. Основной угрозой является раса летающих существ, похитивших деву из племени, в котором главный герой, Иссау Каирн, своей кровью завоевал право быть воином и охотником. Конечно, летающие люди и существа идут сквозь всё творчество Говарда — гарпии из «Крылья в ночи», последние из своего рода в «Сад страха» и «Королева черного побережья». В Альмурике же летающие демоны находятся на вершине своего могущества, на вершине пищевой цепочки. Их страшный город располагается на горе, в которую нет хода. А снизу порабощенные синекожие люди трудятся для них в полях, производя овощи и фрукты.

Такую твердыню не взять в одиночку. И Иссау Каирн это понимает, собрав целую армию варваров. А до этого события героя ждут и другие приключения — ведь планета Альмарик полна опасных существ. Особенно страшно Иссау Каирну было в руинах древнего города, набитого какими-то монстрами, напомнивших мне гноллов из «Героев меча и магии». А еще там был огромный паук с глазами, наполненными страшным разумом.

В любом случае, несмотря на некоторую вторичность и сумбурность, роман оставляет после себя приятное послевкусие, а так же тайны и вопросы. Пусть и для того чтобы их себе задать, требуется подкованность в вопросе личности и творчества Роберта Говарда.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Королева Чёрного побережья»

mushi1986, 21 мая 13:52

Конан-киммериец на борту купеческого корабля «Аргус», направляющегося в Куш. «Аргус» становится добычей пиратского корабля «Тигрица», которым командует прекрасная шемитка Белит. Она влюбляется в Конана, и Конан отвечает на её чувство. Так начинается первая настоящая любовь в его жизни.

Конан и Белит пиратствуют в прибрежных водах Куша, но однажды, привлечённые слухами о спрятанном в дебрях сокровище, они подымаются по зловещей реке Зархебе, где сталкиваются с последним представителем таинственной древней расы, который превратился в ужасного крылатого монстра.

Отличный рассказ, пропитанный нотками саспенса и безысходности, прекрасная пиратка, романтика морских приключений. Пока Королева лучший рассказ о Конане, который мне довелось прочитать.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Башня Слона»

mushi1986, 21 мая 13:44

Рассказ «Башня слона» по хронологии относится к молодым годам Конана, ещё до правления Аквитанией.

По сюжету в таверне воровского квартала Мауль заморского города Аренджуна молодой варвар Конан слышит рассказ вора про огромный самоцвет «Сердце Слона», спрятанный в таинственной и неприступной башне в центре города. В башне живёт могучий старый маг Яра, в этом камне заключается вся его колдовская сила.

Из 5 прочитанных на данный момент рассказов о Конане, этот мне понравился меньше всех, хотя многие считают его одним из лучших произведений о варваре. Не зацепил.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «Алая цитадель»

mushi1986, 21 мая 13:16

Рассказ «Алая цитадель» следует за «Фениксом на мече» и хронологически и по времени написания.

По сюжету властитель Офира Амальрус отправил весть королю Аквилонии Конану о том, что правитель Кофа Страбонус вторгся в его владения, и попросил у киммерийца военной помощи. Конан вышел с пятитысячным войском на помощь к Амальрусу и угодил в ловушку договорившихся между собой Страбонуса и Амальруса. Объединённое войско Котха и Офира уничтожило аквилонский отряд, сам Конан попал в плен и был доставлен в Алую Цитадель.

Читается все также легко, сюжет несётся галопом, почти не отвлекаясь на диалоги, но по сравнению с прошлым рассказом, в Цитадели Конона спасал «случай» слишком часто, что слегка напрягало.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «Феникс на мече»

mushi1986, 21 мая 12:19

Рассказ «Феникс на мече» один из первых оригинальных рассказов о Конане из Киммерии и захватывает с первых строк.

По сюжету кучка заговорщиков под предводительством Аскаланте, барона Туны, замышляет убийство короля Аквилонии Конана. Используя связи, ему удаётся удалить верные королю войска из столицы и организовать покушение.

Читается очень легко и даёт этакий боевой настрой, мало диалогов и много действий, драйвово. Понравилось.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Хайборийская эра»

mushi1986, 21 мая 12:00

Псевдоисторическая справка о Хайборийской эре, в эпоху которой жил Конан. Представленная информация охватывает несколько тысячелетий, историю зарождения и падения всех значимых государств той эпохи, описание народов и их путь становления. Познавательно, но на мой взгляд чуть затянуто, временами теряешься о ком идет речь, приходится возвращаться в самое начало.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Эксперимент Джона Старка»

glaymore, 5 мая 07:14

Чем мне нравятся «лавкрафтовские» рассказы Говарда, так это тем, что при столкновении с нечеловеческой хтонью, где герой Лавкрафта сходит с ума и горестно рыдает, там герой Говарда молча снимает со стенки дедушкину саблю и выходит на бой. Не всегда выживает в итоге — но всегда выходит на бой.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Бран Мак Морн»

Grobovski, 20 марта 19:47

Этот небольшой цикл рассказов не такой известный как Конан, но тем не менее заслуживает пристального внимания, если вы любите героическое фентези. В нём нашлось место и могучему вождю вымирающего народа пиктов, и сражениям с римскими легионами, и, конечно же, древнему хтоническому ужасу. Короче, зачёт.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «Конан. Первоначальная серия»

Grobovski, 20 марта 03:35

Легендарная серия, эталон героического фентези и его родоначальник. Никаких соплей, только кровь, пот и мускулы.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роберт И. Говард, Джеральд Пейдж «Подруга смерти»

Old_Gonsalez, 9 марта 19:28

Лучший рассказ из всего цикла. Не в последнюю очередь, благодаря легкому налету мистики. Непобедимой Агнес де Шатильон на этот раз придется сразиться не только с толпой стражников, но и с черным магом, только вчера снятым с виселицы...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «Час Дракона»

abvgd, 6 марта 13:07

Много здесь писать смысла нет: вся серия — шикарна. Никакой воды, яркие персонажи, живой, интересный сюжет, никакой тупизны, просто чистое концентрированное удовольствие.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роберт И. Говард, К. Дж. Хендерсон «Аббатство»

Zombie 1st class, 25 февраля 20:40

Посмертно опубликованная история Говарда, и довольно странная. Некий безымянный рассказчик прибывает в заброшенный средневековый монастырь в поисках душевного умиротворения. Однако находит там вовсе не то, чего ожидал – зловещая тишина, обрывок письма загадочной незнакомки, непонятные метаморфозы окружающей действительности, и единственный странный монах не вполне человеческой природы.

Мне в этом рассказе показалось несколько неуклюжим сочетание столь большого количества странных элементов: тут вам и мерзкие монстры (даже джва!), и психологический экзистенциальный кризис главного героя, и дева в беде почти архетипически-сказочная, и игры с искривлением пространства/времени. А также резкие перепады настроения и темпа: от головоломного экшена до меланхоличных самокопаний. Выглядит как какая-то фантасмагория или причудливый сон. Возможно, так и планировалось – не знаю.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Схождение на ринг»

Zombie 1st class, 24 февраля 21:23

Роберт Говард был завзятым фанатом бокса. Причем как зрителем матчей, так и сам боксировал – на любительском, естественно, уровне. В связи с этим, написал целую серию рассказов про кулачные бои, в т.ч. не только спортивные, но и подпольные, и в историческом антураже. Но данный рассказ – именно про классический спортивный бокс по правилам на ринге. Однако содержит сверхъестественный элемент, за счет чего и попал в соответствующий сборник говардовских ужасов и мистики. Повествование ведется от лица спортивного агента, который представляет интересы боксера-тяжеловеса — здоровенного, но довольно добродушного негра, вдохновленного примером знаменитого бойца столетней давности. Волею судьбы, предстоит ему сразиться за титул с действующим чемпионом по прозвищу Живодер – на редкость жестоким и свирепым бойцом, против которого шансов довольно мало. Если бы не вмешательство со стороны – причем с такой стороны, что в это и поверить-то трудно. Спортивная драма с паранормальным элементом, довольно динамичная.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Роберт И. Говард «Проклятие моря»

Zombie 1st class, 23 февраля 21:41

Рассказ из небольшого цикла о приморском городке Фаринге и его жителях. Эта история – о парочке хулиганов и задир, которые терроризируют простых горожан, но однажды, после совсем уж лютого бесчинства, их настигает страшная расплата с отложенным и непредсказуемым действием. Произведение содержит на редкость мощный художественный образ «корабля мертвецов», возникающего из тумана со своим неживым экипажем и зловещим грузом — вот это прям исключительно жутко и мрачно было. Что-то архетипно-мифологическое. Только из-за этой сцены рассказу ставлю высокую оценку.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Прикосновение смерти»

Zombie 1st class, 23 февраля 21:39

Эффектный короткий рассказик, продолжающий тему ночного бдения возле мертвого человека, затронутую в предыдущем «Dig me no grave». Здесь, однако, все выдержано абсолютно в духе журнальной антологии Weird Tales с тамошними неожиданными и остроумными финальными твистами (ради которых зачастую произведение и писалось) – позднее идейными продолжателями этой традиции стали, на мой взгляд, телесериалы типа «Сумеречной зоны», «Внешних пределов», «Альфред Хичкок представляет». Довольно достоверно передано психологическое состояние человека, который не верит особо в какую-то чертовщину, но все равно чувствует себя до крайности неуютно, оказавшись заперт на ночь в комнате с трупом. А обладая богатым воображением, он быстро начинает фантазировать всякое — и уж нам ли не знать, что никто и ничто не способно так напугать, как собственная фантазия, которую подчас невозможно контролировать.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роберт И. Говард «Не рой мне могилу»

Zombie 1st class, 23 февраля 21:35

Из цикла про Джона Кирована, который со своими друзьями Конрадом и О’Доннелом постоянно влипает в какие-то загадочные и мистические приключения. Почему-то. Может, в других рассказах объясняются причины таких совпадений, но я их не читал. В этой истории, Конрад приглашает Кирована поприсутствовать с ним для храбрости в доме, где ему поручено осуществить посмертный ритуал над телом недавно скончавшегося старика, согласно его завещанию, где содержались очень подробные инструкции. Почему бы не выполнить последнюю дедову причуду? Но по мере исполнения обрядов, герои вдруг начинают понимать, что с ними (и трупом) в комнате присутствует еще кто-то…

Рассказ относится к тем, где ощущается творческое сотрудничество Говарда и ГФЛ, потому в нем присутствуют упоминания ктулхианской мифологии. Довольно атмосферно, но это такая типичная лавкрафтовщина в духе: «Страшно, очень страшно. Если б мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое»(с) Нагнетается напряжение и замогильный ужас достаточно грамотно, а вот к развязке есть небольшие вопросики, но задавать их не очень-то и хочется, если честно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Мёртвые помнят»

Zombie 1st class, 23 февраля 21:33

Мистический вестерн про ковбоя, совершившего по оплошности и горячности двойное убийство. И вот теперь за ним следует зловещее проклятие погибшей женщины, которая преследует его в видениях и грозит страшными карами. Или это всего лишь совесть мучает преступника? Как знать… Концовка оставляет место для двойной интерпретации.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Язычник»

Sergio Blanc, 20 февраля 16:54

Не поймёшь, что хотел сказать Говард, извлекая из своего сознания эту, то ли религиозную, то ли антирелигиозную историю.

Получилась совершенно не говардовская история. Пьяная антиклерикальная выходка, которую устроил в церкви пьяный алкаш не возбудила в моей душе никаких чувств, кроме чувства крайнего недоумения. Что? Зачем? Почему?

Ктулху Милосердный, ну, на фига, такое писать вообще?

Очень надеюсь, что в библиографии автора мне такие «шхедевры» псевдореализма больше не попадутся.

Читать не нужно никому.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Живущие на чёрном побережье»

Sergio Blanc, 12 февраля 19:00

Узнаю любимого автора, умевшего даже очень небольшими по объёму текстами привлечь внимание читателя.

Первое, что нужно отметить так это то, что герой постоянно находится в состоянии выбора. Остаться с любимой женщиной или оставить её. Сдаться и умереть или до конца, до последнего вздоха, теряя конечности, яростно сражаться и мстить. Ох, уж эта клокочущая ярость белого человека! Как ярко, как искренне, как живо показывает её кипение Говард!

Второе, что цепляет — это созданная в тексте атмосфера: пустынный берег, зловещие чёрные скалы, рядами громоздящиеся вверх и таящие где-то в глубине себя логово разумного зла.

И, третья составляющая — жутко описанные антагонисты в роли которых выступают таинственные разумные крабообразные существа, обладающие умением воздействовать на разум и сознание гуманоидных героев рассказа. В них нет ненависти, они чужды эмоциям. Эта их зловещая бесстрастность и пугает больше всего.

Венчает всё открытый, но предсказуемый финал.

Читать фанатам автора и всем любителям хорошего хоррора с лавкрафтианскими мотивами.

Чтение рассказа заставило вспомнить замечательную вещь «Арии». Как там у них:

Бивни черных скал и пещер тупой оскал

Человек среди гор ничтожно мал

Он ползет наверх, он цепляется за снег,

За туман и за воду быстрых рек

Он до цели доберется

По своей пройдет стезе,

Он дотронется до солнца,

Сокрушит преграды все

Ну чем вам не эпиграф к тексту?

И да, я теперь понял, где Кинг взял идею почти разумных омаров в романе «Извлечение троих» цикла «Тёмная башня». Фанаты Стивена, сорри! Шучу-шучу.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Размышления слабоумного»

Sergio Blanc, 12 февраля 15:18

Абсолютно нетипичный для Говарда рассказ. Зачем он написал этот «безумный» этюд? На этот вопрос, к сожалению, у меня ответа нет.

Есть предположение — накурился, однако. Не случайно все персонажи рассказа курят. Кто водяную трубку, кто турецкую сигарету, а кто и просто самокрутку из соломы.

Бред бредовый.

Если и читать ЭТО, то только в изменённом состоянии — глядишь и зайдёт.

Ладно. Спишем этот опус на каприз автора: ну, захотел Говард подурачиться, пущай.

А мы, вместе с героями этой истории, тоже курнём мальца и оплачем судьбу Ирландии, Болгарии или Украины.

Ха!Смешно, блин.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Долина сгинувших»

Sergio Blanc, 10 февраля 13:02

Рассказ, в котором Говард пытается развернуть линии нескольких своих любимых тем и жанров.

Начинается он как кровавый и беспощадный вестерн в духе фильмов Серджио Леоне. Затем появляются элементы сверхъестественного а-ля зомби-хоррора со всеми этими оживающими мертвяками. Ну, а далее разворачивается почти лавкрафтианская история про загадочную, давно исчезнувшую, но как выясняется не до конца, цивилизацию.

Этот пропавший народ получился у автора весьма живописно. Умел наш Роберт создать атмосферу жути, мрака и безнадёги.

Короче, у писателя получилось соединить все эти три линии воедино. Сделал он это умело и мастеровито. Паззл сложился, как говорится.

Кольт и динамит против зомби и древнего колдовства! Делайте ваши ставки, господа читатели!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «...Delenda Est»

Sergio Blanc, 10 февраля 12:39

Небольшой рассказ-этюд в жанре альтернативной истории с мистической основой.

Король вандалов легендарный Гейзерих плывёт в Рим по приглашению императрицы и в его первоначальные планы совсем не входит его разграбление, но.. .

Планы меняются. Особенно становится забавно, когда ты понимаешь КТО заставил эти планы поменять.

У Говарда получилось живо и интересно несмотря на небольшой объём текста. Автору респект. Читаем дальше.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт И. Говард «Погибель Дермода»

Sergio Blanc, 10 февраля 12:24

Мрачноватая, но очень романтичная история о том, как «любовь мёртвой женщины победила ненависть мёртвого мужчины».

В основе сюжета любимые автором легенды старой Ирландии: вражда кланов, месть и прочие подробности.

Когда-то кровожадного разбойника Деймода убили и повесили. Однажды, после смерти сестры, потомок того, кто участвовал в убийстве и казни злодея, спустя много лет прибывает в местность, где всё это когда-то происходило.

Типично говардовская история. Читать поклонникам творчества автора и любителям остросюжетной романтической мистики.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Долина сгинувших»

vorpol, 2 февраля 17:22

Возможно, во время написания рассказ и являлся хитом, но в 2020х он смотрится как еще один перепев истории «в темном-темном доме (пещере, болоте), притемное-темное приведение (кикимора, троглодиты) что-то делают». Атмосфера вначале нагнетается блестяще, чему способствует довольно редкий для ужасов сеттинг вестернов. Однако как только в поле зрения появляются пещера и пропавший труп, пространство сюжета тут же сжимается до развилки «зомби — вампиры — троглодиты», ну и интрига выпает в осадок. Как мне кажется, ахилесова пята рассказа — именно непритязательные монстры, имя которым — легион (буквально и переносно :). А ведь можно было уйти во что-то более специфическое для Техаса — индейские духи, уникальные животные, ковбои под воздействием тяжелых металлов... но нет... имеем довольно банальных монстров и унылый конец.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Роберт И. Говард «Ужас из кургана»

Old_Gonsalez, 9 января 22:09

Атмосферный такой рассказец... Техасский вампир против техасского ковбоя — с нагнетанием, саспенсом и боевиковой развязкой! Сразу понимаешь, что именно где-то в тех местах было построено здание, ставшее известным как бар «Titty Twister», если вы помните о чем я ;). И вот, читая рассказ, словно погружаешься в мир легендарного вампирского боевика, а точнее понимаешь, откуда вырос один из культовейших фильмов девяностых. Сам рассказ, как всегда у Говарда, яркий, мощный, захватывающий, читается на одном дыхании. Всем любителям вампирятины рекомендуется иметь на книжной полке!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Человек на земле»

Zombie 1st class, 27 декабря 2023 г. 01:09

Очередной паранормальный вестерн из журнала Weird Tales. Два суровых ковбоя ведут долгую и непримиримую вражду, причем оба уже не помнят толком, из-за чего она началась. Но ненавидят друг друга яростно, и при малейшей возможности пытаются замочить с особым цинизмом, много раз уже пытались, но пока ни одному из них удача не сопутствовала. И вот судьба сводит их в последнем и решающем противостоянии под палящим солнцем среди сухих кустарников и валунов. Кто выйдет победителем, а кто навсегда останется лежать на земле? Из неожиданных ассоциаций: общая концепция истории немного напомнила довольно известную короткометражку «Пути ненависти».

Оценка: 7
– [  7  ] +

Роберт И. Говард «Ужас из кургана»

Zombie 1st class, 27 декабря 2023 г. 01:08

Матерый техасский ковбой от безденежья решил заняться несвойственным ему ремеслом – земледелием. Получилось неважно, погода подкачала, урожай почти весь погиб, и на следующий год он уже собирается не продлевать аренду, вернувшись к вольной жизни скотовода. И тут, под конец сезона, встречается ему сосед, пожилой мексиканец, который почему-то испытывает суеверный ужас перед старинным индейским курганом, что стоит на границе их участков. Это лишь сильнее воспламеняет любопытство героя, и он твердо нацеливается раскопать холм, узнав, что же там лежит такое интересное.

Ужастик простой, в меру эффектный. Эмоции героя переданы хорошо, и у Говарда вообще получалось описывать крутых мужиков, которым от столкновения со зловещими НЁХ становится страшно до усрачки, но они свой страх героически превозмогают, потому что деваться особо некуда. Рассказ считается одним из первых, если не самым первым «вампирским вестерном» в массовой культуре. Вампир – звероподобный, ближе к графу Орлоку (Носферату), чем к графу Дракуле, но вместе с тем довольно злокозненный.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Змея из ночного кошмара»

Zombie 1st class, 25 декабря 2023 г. 00:17

Подвыпивший постоялец трактира рассказывает другим гостям о терзающих его уже много лет странных повторяющихся кошмарах. На удивление детальных снах, где он живет чьей-то жизнью на другом конце света, и в каждом сне сталкивается с угрозой в виде огромной змеи, норовящей его погубить. А бежать от твари некуда – ведь всякий раз он оказывается в уединенной хижине на холме посреди саванны. И в каждом следующем кошмаре тварь подбирается к нему все ближе и ближе, и даже думать страшно, что будет, если в одном из грядующих снов она настигнет свою жертву.

Говард боялся змей. Это известный факт. Свою фобию он вероятно осознавал, и потому пытался неким образом прорабатывать, излагая в творчестве. Стоит вспомнить только, какое количество злодеев в «Конане» имеют змеиные мотивы или используют настоящих пресмыкающихся в своей магии или мерзких ритуалах. Тут змея особенно здоровенная и страшная. Но я змей не боюсь и считаю даже симпатичными, так что не вполне проникся. Рассказ сам по себе довольно банален – думаю, даже в 1920х тема «реально убивающих кошмаров» была уже далеко не новой.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Волчья голова»

Zombie 1st class, 25 декабря 2023 г. 00:15

Если первую историю рассказывал сам Де Монтур, то здесь у нас меняется рассказчик. Некий безымянный персонаж сообщает, что прибыл по приглашению своего друга, португальского магната, в его замок на африканском берегу, где присутствуют также еще несколько гостей, среди которых и Де Монтур, герой «Случая в Вильферском лесу». И тут начинаются загадочные убийства, как в округе, так и в самом замке.

Очень эффектная завязка.

«Страх? Прошу прощения, господа, но подлинное значение этого слова вам неизвестно. Нет-нет, я останусь при своем мнении. Вы – солдаты, искатели приключений. Вы знаете, как наступают полки драгун, как неистовствует овеваемое ветром море. Но страх – настоящий, пробирающий до мурашек, ужасающий страх – вам неведом. А вот мне довелось познать это запредельное чувство, и вряд ли кто-то еще изведает подобный ужас, покуда легионы тьмы не хлынут из адских врат и мировой пожар не поглотит всех нас. Я расскажу вам эту историю, ибо это было много лет назад и на другом конце света, к тому же никто из вас никогда не видел человека, о котором я вам рассказываю. Не видел – и не увидит, и не узнает.»

И не менее интересный антураж. Форт на африканском побережье, в окружении неспокойных туземных племен, да и внутри его творятся какие-то нехорошие дела, причем сразу несколько действующих лиц таят страшные тайны и несут угрозу для окружающих. Разве что развязка показалась мне несколько надуманной, какого-то мощного финала недоставало. Да и многие персонажи остались не раскрытыми — но тут уж виной формат короткого рассказа. На таком материале можно было бы с легостью и полноценный роман развернуть при желании. Очевидно, Говард такой цели перед собой не ставил.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «В лесу Виллефэр»

Zombie 1st class, 25 декабря 2023 г. 00:11

Первая история про Де Монтура очень короткая. Рассказчик повествует о том, как путешествовал по лесной дороге однажды темной ночью, и встретил там одного необычного человека. Дело происходит в неспокойное время где-то в XVII веке, леса кишат разбойниками, но герой храбр и вооружен, и одинокого попутчика не боится. Хотя, быть может, и следовало бы: ведь обычные злодеи – далеко не самое страшное, что можно повстречать в чаще леса, когда восходит полная луна…

Рассказ очень недурной, с сочной атмосферой, но ему сильно вредит малый объем, низводящий произведение до уровня короткой зарисовки. Не даром зачастую он используется лишь как пролог к следующему рассказу, «Wolfshead».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Чёрный камень»

Manowar76, 20 декабря 2023 г. 10:53

Говард прекрасен. Более конкретен, чем Лавкрафт. Его герой не сошёл с ума при виде призрачных оргий и кровавых жертвоприношений мрачных культов.

Ну и то, что зажившегося на свете демона-жабу можно убить верной турецкой сталью, тоже добавляет оптимизма и веры в будущее.

Связно, атмосферно, здорово.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «Дул чёрный ветер»

Ramonak, 16 декабря 2023 г. 16:24

Да, давно я не слушал от Говарда рассказ, как в первый раз. Ибо читал его ещё лет 5 назад, когда особо автором не интересовался — тогда надо мной властвовали Лавкрафт и Сапковский. И вот, узнав, что будет озвучка от Старика Ноденса, решил ждать, ибо хотел освежить этот рассказ в своей голове. Дождался!

Отличный рассказ! В духе «Черной гончей», «Болота Вуду» или «Луны Замбибве». Кстати, к ходовым именам Говарда наряду со Стивами, Гордонами и Джонами можно добавить женское имя — Джоан. Такие девушки были в рассказах про Стива Харрисона, в рассказе Тень зверя. Наверняка еще где-то)

Ещё интересна отсылка к Конану — культ Аримана! В «Часе Дракона» был артефакт — сердце Аримана. Похоже, что речь об одном и том же темном божестве.

Сам рассказ динамичный и очень атмосферный. Люблю, как Говард рисует свои локации. То эти страшные сосновые леса под Луной в «Черной гончей», то кладбище под проливным дождем в «Кладбищенских крысах», то вот здесь темная ночь на отдаленной сельской местности с гулом пронизывающего ветра. Очень атмосферная рисуется картинка. Чему еще способствует отличная работа Ноденса по озвучке и подбору музыки. Особенно запомнился финал — когда герой с девушкой на руках идет навстречу рассвету. «Темная ночь кончилась». И музыка идеально дополнила это настроение. Аж концовку несколько раз прослушал. Очень атмосферно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роберт И. Говард «Алая цитадель»

netlgbun, 10 декабря 2023 г. 16:58

Великолепный образец увлекательного фэнтэзи, уровень которого недосягаем для большинства эпигонов. Роберт Говард обладал удивительным умением: прочитаешь его повесть или рассказ, и чувствуешь себя сильнее, увереннее, чем был раньше. У его современников (Лавкрафта, Меррита и иже с ними) такого не наблюдается — максимум напугают до состояния твари дрожащей, не более того. С «Алой цитадели» я, как многие другие авторы отзывов, в 1990-е начал знакомство сразу и с Говардом, и с Конаном, до неё я не имел о них обоих ни малейшего понятия, в СССР кто-то за меня решил, что народу \это не нужно. «Цитадель» попала ко мне в дурном переводе, третий экземпляр, перепечатанный на машинке, но впечатление было сказочным. Мой собственный эталон качества фэнтези резко вырос — есть с чем сравнивать.

Оценка: 10
⇑ Наверх