fantlab ru

Все отзывы на произведения Юстейна Гордера (Jostein Gaarder)

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Юстейн Гордер «Мир Софии»

IgorLutiy, 10 декабря 2022 г. 03:26

Любите ли вы философию? Если ваш ответ нет — не берите в руки эту книгу. Правда, не берите. Это книга не для вас. А вот если вы философию любите, или она вам просто интересна, или философские вопросы волнуют вашу душу, хотя и кажутся чем-то сложным и непонятным — тогда смело открывайте первую страницу и отправляйтесь в путешествие в мир мудрости.

Философия переводится буквально как любовь к мудрости. Пожалуй, это основное из того, что я вынес со своего первого курса философии в институте более 20 лет назад. И название книги обыгрывает этот перевод — «Мир Софии» — «Мир мудрости» — «Мир философии».

«Мир Софии» это отличная книга, где уроки философии облачены в форму рассказа истории о школьнице, которая познает вечные вопросы. Эти вопросы подкидывает ей некий анонимный философ.

Эта книга – это рассказ о взрослении или учебник по истории философии? Или смесь того и другого? Сложно дать однозначный ответ. Но подход оригинальный и интересный. Не скучный. Конечно, если вы еще не перестали удивляться в своей жизни и имеете какой-то интерес к философии.

Кто-то скажет, что книга детская? Как бы не так. Эта книга – это отличный учебник по основам философии, написанный живо и интересно, где отдельные представители философской науки и их идеи вплетены в канву повествования. Кто мы есть, как устроен наш мир, откуда все это взялось и каковы первопричины? От древних греков и почти до конца 20 века, рассказывая об отдельных личностях и поднимаемых ими вопросах, автор проводит главную героиню по пути познания философии. При этом идеи эти объясняются буквально на пальцах. Доступно и понятно. Хотя, тут возможно и «проклятие знаний» с моей стороны, так как с философией я знаком не понаслышке. Но все равно, я бы вполне мог рекомендовать эту книгу для тех, кто считает философию чем-то скучным, неинтересным или сложным. Прочитав ее, есть шанс убедиться, что это не так. Или признать, что философия это все-таки не ваше.

Более того, в какой-то момент автор делает финт ушами и переворачивает все повествование с ног на голову. При этом делает это вовсе не просто так, не ради интересного и оригинального развития сюжета. Нет, это тоже воплощение идей философии о том, насколько реален наш мир. Читайте и у вас будет повод задуматься, реальны ли вы? И попытаться ответить на этот вопрос вместе с другими философами.

Наткнулся я на эту книгу случайно, но не жалею о том, что начал читать. И, кажется, у меня теперь будет книга, которую можно советовать тем, кто хочет изучать философию, но не знает с чего начать. С мира мудрости, конечно же.

Кстати, помните я в самом начале писал о том, что если вы не любите философию, то не берите эту книгу в руки? Так вот, все-таки возьмите. Может быть именно эта книга изменит ваше отношение к царице наук.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Юстейн Гордер «Апельсиновая девушка»

makelen, 19 января 2022 г. 16:25

«Апельсиновая девушка» — книга, которую во многих подборках на сайтах предлагают читать во время зимних холодов, называя теплой и согревающей историей. Именно это описание меня и привлекло. Сейчас, когда за окном снег и мороз, хотелось прочесть теплую, уютную книгу. Но «Апельсиновая девушка» для меня такой историей не оказалась. Автор взял очень интересный приём книги в книге — сын читает адресованное ему письмо давно умершего отца. Книга в книге, это всегда увлекательно, взять ту же «Бесконечную историю». Но «Апельсиновая девушка» оказалась обычной любовной историей, скучноватой и затянутой. Меня при прочтении ужасно раздражал главный герой (тот самый отец, пишущий сыну), гоняющийся за девушкой, которую он встретил в трамвае. Его мысли напоминали одержимого навязчивой идеей. Каждая фраза об апельсиновой девушке, придумывание историй по поводу того кто она, кем работает, зачем ей апельсины, и всё в таком духе. Да, влюблённый человек может много думать о предмете своих грёз, но в книге это всё выглядело как мысли ненормального психа. А сколько раз за всю книгу повторяются слова апельсиновый, апельсиновая, апельсиновое — и не сосчитать. Более менее нормальным персонажем для меня был только сын, Георг, который читает письмо, и при прочтении письма выкладывает свои мысли. Ему я сопереживала и понимала его чувства. Интересными в книге, на мой взгляд, оказались последние десять страниц, когда всё становится на свои места, наконец начинаешь понимать, зачем вообще отец писал это письмо сыну, зачем рассказывал историю про апельсиновую девушку. Но согреться от этой истории мне не удалось, есть множество действительно теплых книг, но не эта.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Юстейн Гордер «Апельсиновая девушка»

sam0789, 10 января 2020 г. 10:44

Может я не в то время читала?

После предыдущей книги, от которой отрицательное впечатление... Во время завала на работе… Не понравилась книга! Ни капли! Хоть и была прочитана разом. Не прочувствовалась я. Да и атмосфера книги мне не понравилась! Умер папа, когда ребенку было 3 года… Мама потом вышла замуж еще раз, родила еще одного ребенка… Но вот у Георга всё равно семья, ЕГО семья – не полная! И как бы не старался отчим – есть дети, для которых не станешь отцом. Георг любит свою сестренку, с отчимом хорошие отношения – сюда я вкладываю, что не конфликтуют, живут вместе без ссор – это уже хорошо! И вот в 15 лет Георг получает письмо от своего папы! 12 лет назад отец, зная, что скоро покинет этот мир, решил написать своему сыну.. Попробовать поговорить.. И о чем? Папа рассказывает историю знакомства с апельсиновой девушкой. Историю скучную, нет, обыденную! Самую обычную! Это, правда, именно то, о чем хочется написать, зная, что умрешь, своему подрастающему сыну?! И вот ноет и ноет папа в письме… А финал!! А в финале давай добьем 15-летнего мальчишку! Зададим в лоб, озадачим его такими вопросами, чтобы мальчишка жить дальше не захотел! Чтобы думал и думал, рассуждал, философствовал о жизни!

Чухня! Плюсов только 2: читается легко, а соответственно быстро

Оценка: 2
– [  5  ] +

Юстейн Гордер «Апельсиновая девушка»

Идж, 24 декабря 2019 г. 10:56

Невыносимая тягость чтения

Во-первых, это скука. История попросту не интересная.

Во-вторых, автор пыталась искуственно раздуть объем, потому что событий наберется едва ли на небольшую повесть, а надо было выдавить на целую книгу. В результате очень много воды, одна и та же мысль повторяется и пережевывается неоднократно, одному и тому же событию, ощущению, мысли привязывают по три описания и разных метафор, и чтение становится еще скучнее, потому что появляется ощущение, что ты пытаешься сдвинуть товарняк, нагруженный ненужным текстом.

В-третьих, фантазии папаши по-настоящему пугают. Я могу понять мысли парня о понравившейся девушке — «А вдруг она замужем? А вдруг у нее парень есть?» И даже фантазии об арктической экспедиции — это странно и забавно. Но придумывать этой экспедиции груз до последнего килограмма, придумывать имена всем собакам в упряжке, на которой эта девушка с мифическим парнем отправится в экспедицию? Это больше напоминает шизофрению. А идея персонажа ходить в кино и уходить сразу после рекламы? Это одержимость! (и, кстати, откуда у молодого человека столько свободного времени?) А главное — это то, что стоит рассказывать своему ребенку?

В-четвертых, огромные выдержки из статей о телескопе Хаббл. Выглядят эти вставки, как седло на электрическом скате, но объем надо раздувать, вы же помните? Да, мы поняли, что мальчик увлекается всем, связанным с космосом, для этого не обязательно цитировать главы из учебников по астрономии.

В-пятых, бессмысленные фразы, вроде «В эту минуту я сижу и пишу на старом отцовском компьютере. Последнее, что я написал: «В эту минуту я сижу и пишу на старом отцовском компьютере». Ну, объем, вы понимаете же.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Юстейн Гордер «Таинственный пасьянс»

zverek_alyona, 16 июня 2019 г. 12:25

Эта книга интересна уже тем, что напоминает многосоставную матрешку: 12-летний мальчик рассказывает о путешествии, во время которого он читает воспоминания одного старого пекаря, в которых пересказывается история его предшественника, который, в свою очередь, делится своими приключениями на загадочном острове, где он встречает своего земляка, рассказ которого является как бы самой первой фигуркой в этой повествовательной матрешке. Это довольно занятный литературный эксперимент, причем такая структура повествования вполне оправдывается сюжетом и целью книги, но для читателя дело усложняется тем, что все рассказы-пересказы подаются от первого лица — лично я довольно быстро начала путаться. Исключение — рассказ самого мальчика, отличающихся от остальных визуальным оформлением, а также временем и местом действия. В аудио-формате я бы эту книгу точно не смогла «дочитать».

Сюжет тоже многоуровневый, но тут он больше похож на упомянутую в одной из историй конструкцию, где «внутренняя коробка вмещает наружную, а наружная — внутреннюю»: главный герой, тот самый мальчик, читает в подаренной ему книжке о своих собственных приключениях и переживаниях «здесь и сейчас».

Понравилось, как отец общается с сыном — не очень-то и важно, о чем именно, главное как. Центральная идея тоже хорошая: подсказка для юных читателей и напоминание для взрослых.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Юстейн Гордер «Апельсиновая девушка»

Лилит Райс, 12 января 2016 г. 20:11

Бывают книги, которые захватывают с первой страницы, но «Апельсиновая девушка» для меня оказалась не из их числа. Эта книга раскрывалась постепенно и не сразу открыла свои тайны.

Некоторая постановочность мизансцен в начале книги вызывала недоумение, пока волшебство на первый взгляд простой и немного наивной прозы Гордера не проявилось во всей красе и не заполнила страницы книги. В процессе чтения вся таинственность и мистика рассеиваются как дым и остаются лишь яркие и обнаженные чувства людей. Крепкие и настоящие человеческие чувства и связи между мужчиной и женщиной, отцом и сыном, человеком и мирозданием — вот о чём эта книга, оставляющая в душе светлую печаль и восхитительную надежду.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Юстейн Гордер «Таинственный пасьянс»

Tanick, 13 мая 2015 г. 12:05

Удивительная книга. Хотя треть книги читалась медленно заинтересовывая собой, но в какой-то определённый момент возникло полное поглощение и удивление от интерпретации мира и карт. Отчасти она адресована и написана для детей... Но, прочитав её, возникает ощущение, что встряхнулся от взрослого налёта восприятия будней, и т.к. прочтение совпало на начало мая — когда вокруг всё распускается, цветёт и окрашивает мир обновлёнными красками — то восприятие, что мир удивителен, как и каждый человек, воссоздалось в ощущении заново, с новыми красками и свежим взглядом. Удивительность книги не в сюжете поиска мамы и жены и их путешествии, а в неожиданности некоторых интерпретаций простых-сложных вещей, от которых отталкиваешься развивать свои мысли и свои новые открытия о мире. В общем, нам взрослым, зачастую не хватает восприятия мира, как его воспринимают дети — с удивлением и восхищением. Эта книга напомнила о том, что не нужно забывать о том, что мы сами великое чудо природы :)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Юстейн Гордер «Дочь циркача»

vesnyshka, 24 ноября 2014 г. 15:07

Главный герой обладает бурной фантазией, плоды которой продает писателям, как сюжеты для их книг. Вначале мне было не очень интересно, а потом автор настолько увлекает историей, что оторваться невозможно – это и линия детектива, и внутренний конфликт человека, и отношения на разных уровнях: дети-родители, мужчина-женщина, писатель-читатель. А если учесть еще и маленькие историйки, то здесь палитра тем столь обширна, что любой читатель найдет то, что по нраву именно ему. Фантазия героя велика – только успевай переключаться с одного его рассказа на иной, вместе с тем следя за основной линией повествования. А одна из историй – о дочери циркача – в разных интерпретациях повторяется вновь и вновь, и каждый раз у неё иная концовка.

В своих историях автор размышляет о человеке культуры постмодерна, о сегодняшнем человеке. Мы настолько пресыщены современной культурой, что может лучше уже ничего не создавать? Чтобы земля, пресытившись нами, не стала избавляться от нас же (что в принципе, сейчас в мире и происходит). Да и сама книга – отличный пример литературы постмодерна (в ней мы встретим упоминание о «Кукольном доме» Ибсена, «Пигмалионе» Б. Шоу и т.д.). И весь этот коктейль философии, фантастики, реальности автор заканчивает так, что читатель может сам для себя додумать – последний это день главного героя или первый в его новой жизни.

И несколько цитат, которые зацепили меня и, возможно, зацепят вас:

Если человек считает, что пишет достоверно о своей жизни, это, как правило, говорит о том, что его судно перевернулось еще до того, как он пустился в свое рискованное плавание.

Фантазировать легко, это все равно что танцевать на тонком льду, делать пируэты на тонкой пленке льда над бездонной глубиной. Там, подо льдом, неизменно таится что то холодное и темное.

Очень больно, когда тебя не любят, сказала она, от этого человек становится злым.

Можно хранить в памяти настроение сна, не помня его самого.

В некоторых случаях вид человека может испугать не меньше, чем вид призрака, во всяком случае в туннеле с привидениями. Призрак – это фантазия, а если в фантазию попадет что то реальное, это пугает не меньше, чем явление духа в реальной действительности.

Я никогда не ябедничал. Ябедничать – все равно что передразнивать настоящее событие. А это уже пошло. Ябедничают или дерутся те, кто не умеет дать отпор словом.

…все свои замечательные идеи я оставлял при себе. Не каждый на это способен. Развитие телевидения хороший тому пример.

Пусть я бездарен, но упреков в бездарности я терпеть не стану.

Именно поэтому я никогда не решился бы на такую глупость, как написать и представить на суд публики случайный роман или собрание новелл. Это все равно, что взобраться на пьедестал и раскланиваться во все стороны, ожидая от публики аплодисментов. К тому же писать романы – слишком обыденное занятие. Романы пишут люди односторонние. Придет время, и писать романы станет так же обычно, как сегодня читать их.

Душа особенно очищается, когда поговоришь с ребенком или посмотришь комедию положений Хольберга или Мольера.

Люди склонны больше ценить то, что, как им известно, никогда не повторится, чем то, что, по их мнению, будет длиться вечно.

Невозможно любить женщину, которую всегда хорошо понимаешь.

Женщины более склонны обмениваться дарами и услугами, чем покупать и продавать. Получив готовый сюжет для пьесы или романа, они становились особенно податливыми. Тут уже не играло никакой роли, замужем они или связаны с кем то другими узами, перспектива известности и власти во все времена легко склоняла слабый пол к любви.

Многие писатели оказывались в затруднительном положении, не имея такого основополагающего фундамента, как жизненный опыт. Думать, что сначала можно писать, а жить – потом, заблуждение, присущее постмодернистам.

Пусть лишь на мгновение, но мы первый раз посмотрели в глаза друг другу, это была наша первая близость, потому что, когда мужчина и женщина, случайно встретившись взглядом, не отводят глаз, речь идет уже об интимности.

Мы медленно шли дальше. Чем больше двое людей имеют что сказать друг другу, тем медленнее они идут.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Юстейн Гордер «Апельсиновая девушка»

vesnyshka, 9 августа 2014 г. 17:57

Мальчик получает письмо от умершего 11 лет назад отца. В этом письме отец рассказывает про Апельсиновую девушку. Некая тайна, интрига и аромат апельсинов – не бодрящий, а уютный, обволакивающий. Кто она – это девушка – читатель обязательно узнает. А помимо этого узнает чуть больше о жизни и смерти, о любви и истинных ценностях. Даже если все это читатель знал и до этого, книга прикасается к потаенным струнам души и в какие-то моменты хочется расплакаться. Когда повествование вызывает слезы – оно уже не пустое. Нет излишней розовости и сентиментальности. Только светлая грусть, теплая улыбка, желание считать звезды, покупать апельсины и ценить каждый прожитый миг – такое осталось послевкусие от книги. Немного она для меня перекликнулась с «Вином из одуванчиков» Брэдбери, но если первая – вкус лета, то вторая – вино осени, но с таким же абсолютным ощущением того, что все будет хорошо. И несколько цитат:

Самое заразительное из всего, что я знаю, это смех.

Наверное, ни одна близость на свете не может сравниться с двумя взглядами, которые открыто и решительно встречают друг друга и уже не отпускают.

Нам не принадлежит прошлое друг друга. Главное, есть ли у нас общее будущее.

Не вздумай сказать, будто мир не сказка. Тот, кто не понял этого, рискует так ничего и не понять, пока сказка не кончится. Тогда он сдернет с себя шоры и начнет тереть от удивления глаза, ловя исчезающую возможность отдаться в последнюю минуту тому чуду, с которым ему пришло время проститься и расстаться навсегда.

Никто не прощается в слезах с евклидовой геометрией и Периодической системой. Никто не роняет слез от предстоящей разлуки с интернетом или таблицей умножения. Прощаются с миром, с жизнью, со сказкой. Ну и с небольшим числом избранных, которых особенно любили.

Мечта о несбыточном имеет свое название. Мы называем ее надеждой.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Юстейн Гордер «Мир Софии»

whatever_it_is, 20 марта 2014 г. 00:30

Единственное, о чем я пожалел на последней странице «Мира Софии» — что этот роман не попался мне лет семь назад.

Могу практически со стопроцентой уверенностью сказать, что эта книга расширила бы тогда мое скудное представление не только о философии, но и о мире, о Вселенной, и о самом себе. Но она хороша еще и тем, что может увлечь и вполне взрослого человека, который имеет довольно жалкое представление об истории философии (и если он в этом признается, то имеет замечательную возможность вновь почувствовать себя ребенком и заново открыть мир вокруг, стать философом, разжав наконец сомкнутые очи и узрев величее Вселенной с самого кончика кроличьей шерстинки).

Немаловажно здесь то, что на протяжении всего повествования автор умело балансирует между увлекательным рассказом о (чаще всего) довольно скучных для обычного школьника вещах, и интригующим сюжетом, который в одни прекрасный момент

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оборачивается игрой с читателем в «книжку в книжке в еще одной книжке» и подмигиванием настоящего автора «между строк», пусть этот эффект и длится недолго
, и умело удерживает внимание юного читателя, что здесь более чем уместно — роман построен так, чтобы увлечь всерьез и сохранить интригу,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которая, правда, оборачивается отсутствием полноценной развязки
, и подать бесценные знания в доступной форме.

Ну и, наконец, главное достоинство — теперь я знаю, что подарить младшей сестре-отличнице.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Юстейн Гордер «Мир Софии»

dao8571428, 30 января 2014 г. 18:43

согласен с уважаемой kerigma. и было бы замечательно ввести сию книгу в школьную программу для соответствующего возраста с рекомендацией перечитывать ее каждые 5-7 лет. для меня, например, этот роман оказался не только интересен, но и в еще большей степени познавателен — поскольку мое философское образование можно охарактеризовать так: «нахватался по верхам» — хаотично и бессистемно. данное же произведение позволяет начать знакомство с предметом с сааамого начала — что в моей ситуации мне представляется нелишним. дальнейшее углубление в историю философии можно продолжить руководствуясь книгой Бертрана Рассела «История западной философии». и роман Гордера и книга Рассела доступна в формате аудиокниг — для меня это очень важно. таким образом получается приличный аудио-курс.

по поводу фабулы романа сказать особо нечего. в начале сюжет вызывает ассоциации с школьным учебником: из тех, в которых авторы безуспешно пытаются заинтересовать школьника геометрией, приводя в качестве примеров истории о пиратах и волшебниках, но смекливый школьник тут же распознает подвох. именно из-за этого я читал книгу долго — не мог втянутся. но уже «перевалив за экватор», заитересовался не только философскими экскурсами, но и самим сюжетом, который

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
впрочем, оказался все-таки вторичным в замысле автора — «обрубленная» концовка романа явно об этом свидетельствует.

А ежели у кого сложится начальное впечатление, что роман очень прост — то вы будете приятно удивлены и вознаграждены, если дочитаете до конца.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на каком-то этапе вы станете свидетелем того, как на ваших глазах текст занимается рефлексией — получается забавная фрактальная игра, в которой учавствует и читатель.

поставил бы «7», что по моей градации означает «хорошая книжка», но 1 бал решил накинуть за благую цель, поставленную перед собой автором: всякими гаррипоттерами детей дурачить всяк мастер, а вот сказать детям что-то ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ, и, на мой взгляд правильное, не прибегая при этом к запудриванию мозгов — за это стоит ценить такие произведения и таких авторов.

книга, написанная Гордером, слушалась мною долго — и когда она наконец закончилась, мне стало непривычно грустно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Юстейн Гордер «Таинственный пасьянс»

nostradamvs, 23 ноября 2013 г. 13:16

Ну, неплохая книжка для детей, скажем, 10-15 лет. Захватывающая, интересная (особенно внутренняя история, которую читает мальчик, а не основная сюжетная линия), читать приятно, местами остроумно, местами просто умно, может чему-то научить ребёнка. С другой стороны, я чудовищно разочарован концовкой. Потому что волшебная сказка — а это именно волшебная сказка — должна заканчиваться хотя бы намёком на волшебство, а не банальным возвращением всего на круги своя. Гм.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Юстейн Гордер «Таинственный пасьянс»

Elessar, 17 сентября 2013 г. 21:29

Возможно, мы лишь крохотные песчинки на зубах времени, и оно сметёт нас в пыль вместе с нашей наивной философией, глупой любовью и смешными надеждами. И мы затеряемся среди карт, которыми судьба раскладывает свой пасьянс, и забудем, что мы люди, и что нужно понять игру, и что есть кто-то, не обязательно даже Бог, кто понимает нас. Всё возможно. Судьба слепа, не жестока и не милосердна, она просто есть и ведёт нас путями, сокрытыми даже для самого проницательного разума. И только сердцем можно понять правила, предсказать и изменить предопределённый ход вещей. И тогда нарисованные фигуры оживут, обретут плоть, сойдут с пожелтевших кусочков картона, вернутся к нам россыпью воспоминаний, мечтой о любви, надеждой на будущее. Символично, наверное, что только ребёнок сумел понять всё до конца. А точнее, даже два ребёнка — Ханс Томас и Джокер, родившийся последним и первым отказавшийся от упоительных фантазий ради настоящей жизни. Главное — поверить в жизнь, понять, что она полнится волшебством и никаких других чудес уже не нужно. И тогда грозная судьба обернётся нестрашной сказкой, которую так здорово рассказывать по вечерам у камина, и все будут потом жить долго и счастливо. И всё будет хорошо.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Юстейн Гордер «Vita Brevis»

armitura, 11 мая 2010 г. 12:23

Вот так бывает, ничего не знаешь ни об авторе, ни о романе, по счастливой случайности в руки попадает книга и через несколько дней ты в восторге ставишь десятку и потом долго еще проживаешь с героями какие-то ситуации, додумываешь какие-то мысли, ощущаешь переживания.

Интересно было бы взглянуть на русский перевод «Vita brevis», все-таки его делал «штатный» переводчик Астрид Линдгрен и Туве Янссон. Но не судьба, как рассказали знающие люди, русский перевод вообще большая редкость, посему довелось довольствоваться украинским вариантом письма, которое якобы Флория Эмилия написала великому и суровому отцу церкви Августину. Впрочем, не буду гневить Бога и сетовать, украинский перевод тоже выполнен вполне достойно.

Итак, Августин – всеми уважаемый отец церкви, автор сочинения «О граде божьем», автор «Исповеди», истинный певец целомудрия и сдержанности. Непоколебимая глыба церковного аскетизма, опирающаяся, тем не менее, на шаткий чувственный фундамент, сохраняющая свой аскетизм вопреки раздирающим душу страстям. Во всяком случае, таким я увидел его на страницах Гордера, а каким он был на самом деле, кто теперь уже знает?

Итак, Флория Эмилия… Женщина, с большой буквы. С широкой, открытой душой, переполненной чувствами. Она хочет дарить тепло, она любит, и она настолько проста и искренна в этом, что я вместе с ней недоумеваю, как можно отказаться от простого человеческого счастья ради целомудренного служения Богу. И что это за Бог такой, который требует такого от детей своих?

Итак, письмо брошенной женщины мужчине, который любил ее, но оказался слишком слаб для этой любви. Письмо Флории Эмилии Августину. Страстный, чувственный, недоумевающий, обвиняющий, прощающий ответ на величественную «Исповедь». Хлесткие пощечины церкви и противопаставленная суровой аскезе радость чувственной жизни. Вечный конфликт.

Блистательный текст Юстейна Гордера, мистификация высшей пробы, сделанной с такой неподдельной искренностью, что очень тяжело представить себе – этот текст написан не на заре христианства, а в наше время, и написан мужчиной, а не женщиной. Погружение во время чтения происходит абсолютное, и еще очень интересно, что бы ответил на это письмо сам Августин. И насколько надуманной кажется блистательно отточенная риторика церковной аскезы перед лицом самых простых вопросов, которые идут от самого сердца.

Автор отлично смог перенести одну разбитую вдребезги историю любви на общецерковные догматы эпохи раннего христианства, и на многие вопросы, которые задала Флория, ответа нет до сих пор.

10/10, конечно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Юстейн Гордер «Vita Brevis»

kerigma, 8 мая 2010 г. 23:01

Не скажу чтобы я была большим фанатом литературных мистификаций — но здесь это скорее не мистификация, а размышление на вольную тему, теоретизирование в романно-эпистолярной форме. Проще говоря — якобы письмо Аврелию Августину от его бывшей любовницы, своего рода ответ на его «Исповедь». Тому самому Августину, автору «О граде божьем», Августину, «доктору благодати». По сути — письмо обиженной женщины, которую покинули не просто ради другой — ради «благочестивой жизни», спасения души и святости.

Сама идея подобного толка обладает для меня огромной, слегка болезненной привлекательностью. Вообще тема регилии и личности в религии, роста или падения, реакции других на это всегда была мне невероятно интересна, потому что с моей точки зрения религия сама по себе есть некий переход за грань, прыжок в опасную бездну. Я очень долго гонялась по России за этой книгой, в итоге нашла ее во Львове в украинском переводе :lol: и замечательный armitura за несколько вечеров перевел мне ее «с листа»))

А теперь представьте, какой огромный труд — написать такое письмо сейчас, написать его так, как написала бы его женщина в начале 5 века нашей эры. Мне кажется, Гордеру это удалось великолепно. Мистификация вовсе не мистификация, а скорее стилизация, робкая попытка исторической реконструкции. Он так дивно попал в «августиновский» слог, в его длинноты и периоды. Нашел такие аргументы против христианства, какие мог бы привести только любящий и принимающий человек, не столько упреки, сколько выражение сожаления. Вообще совершенно прекрасно сделано все, что касается проблемы соотношения римской образованности, мелких остатков язычества (не в сознательной религиозности, а скорее в отношении к жизни в целом) и все сильнее и жестче звучащего христианства. Может быть, мне показалось, но какие-то контраргументы Флории я могла читать раньше у Цельса в «Правдивом слове». Впорчем, эти аргументы до сих пор логичны.

И еще это великолепно сделано с психологической точки зрения. Такой *женский* взгляд, женский в хорошем смысле этого слова, просто как свойство. Взгляд любящей умной женщины. Примеряя на себя — я бы подписалась под каждым словом. При этом в тексте нет ничего такого, чего обычно боятся в христианстве — безумия, фатального для личности увлечения как упадка и зависимости, но если очень логичные упреки, очень точные указания на противоречия. «Vita brevis» не тянет на критику христианства просто потому, что она показывает столкновение двух совершенно разных миров, которые оперируют разными ценностями и, если угодно, разными логиками. И ценности и логика Флории Эмилии мне гораздо ближе, чем высокие построения самого Августина. Письмо очень проникновенное и очень живое, и соверешенно незаметно, плавно и исподволь очень глубоко задевает за живое.

Странная историческая мистификация с невероятно сложным персонажем внезапно оказалась психологически куда сильнее многих современных романов о любви. Это восхитительно.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Юстейн Гордер «Мир Софии»

kerigma, 1 февраля 2010 г. 09:38

Если вкратце, то — история философии для среднего школьного возраста. Мой уровень лет 13-14. Честное слово, все именно так, как я сказала.

Чудеснейшая история про норвежскую школьницу, которой начинают приходить письма от таинственного философа. Лекции по основным философам, от Фалеса Милетского до, кажется, Хайдеггера. Весьма неплохие, между прочим, во всяком случае, что-то базовое вынести можно. Не забыт практически никто, за исключением, кажется, Шопенгауэра, за которого обидно.

Одновременно с этими лекциями — за которые героиня в силу таинственности их происхождения хватается двумя руками — развивается история самой девочки. Не то чтобы очень экшн, но зато весьма оригинальная.

В целом у книги два сюжета — философский, который все знают, и свой, внутренний, который тоже очень неплох. Не скажу, что автору честно удалось слить их воедино и сплести в итоге — но это даже хорошо. Потому что часть, которая про философию, написана совершенно честно, в лучшем академическом стиле. Без малейших перегибов и привираний. Да, не очень глубоко и более чем доступно. Но я же говорю — для среднего школьного возраста. Я лично не открыла для себя практически ничего нового ни об одном из упомянутых философов — но в определенном возрасте книжка была бы очень полезной и интересной. Более того, если бы наш «профессор» в универе читал нам философию хотя бы на таком же уровне, а не трындел бессмысленно про «диалектический материализм» — это было бы уже очень хорошо.

В целом — двумя руками рекомендую книжку всем лицам среднего школьного возраста, а также тем, у кого имеются такие дети)) Легко, познавательно и ничуть не занудно.

Оценка: 7
⇑ Наверх