шум и ярость


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > шум и ярость
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

шум и ярость

Статья написана 27 октября 2010 г. 12:00

Patrick Ness

The Knife of Never Letting Go

Walker Books, 2009

THE FIRST THING you find out when yer dog learns to talk is that dogs don't got nothing much to say. About anything.

«Need a poo, Todd.»

«Shut up, Manchee.»

«Poo. Poo, Todd.»

«I said shut it.»

С первых же строк этого романа (ужасно смешных к тому же) мы узнаем о главной особенности Прентисстауна, города, где живет главный герой книги Тодд Хьюитт: каждый может читать мысли другого. Мысли эти передаются в виде Шума, непрекращающегося потока, который не умолкает никогда, даже во сне. Если кто-то может читать чужие мысли, это вовсе не означает, что из мира исчезла ложь: Шум на то и называется шум, что в нем можно что-то важное скрыть за другими мыслями, сделать неважное более громким. Так возникают тайны.

Бродя по болоту в поисках ягод, Тодд со своим псом Манчи внезапно натыкаются на тишину. Ее просто не может быть, тишины в Прентисстауне не бывает, Шум идет ото всего, даже от насекомых. Тишина вскоре оказывается испуганной девочкой, которая не только не говорит, но и не испускает Шума. Приемные родители Тодда, Бен и Киллиан, узнав о тишине, немедленно собирают мальчику Тодду рюкзак, дают карту и отправляют его из города. Тодд должен добраться до следующего поселения: оказывается, Прентисстаун не единственный город в Новом Мире. Тодд берет с собой Манчи, девочка тоже прибивается к ним (ее хотел убить местный священник), и они втроем бегут к ближайшему городу. За ними уже следует погоня: мальчик Тодд, который станет мужчиной через месяц, в день 13-летия, очень нужен мэру Прентисстауна.

«The Knife of Never Letting Go» — это несомненный page-turner, каждая глава в нем заканчивается так неожиданно, да еще и на самом интересном месте, что надо обладать большой силой воли, чтобы отказаться перевернуть страницу на следующую главу. У Несса почти нет описаний, зато очень много действия. Да что там, вся книга и есть одна сплошная погоня, экш-нон-стоп. Значит ли это, что роман безмозглый квест, бей-беги? Ни в коем случае. Несс значительно поработал с языком романа. Из-за того, что Тодд не умеет читать, а слова поэтому знает только на слух (да и вообще в Новом Мире письменный язык упростился, а многими и забылся), а Тодд и есть единственный рассказчик, то книга написана соединением английского языка века XIX и языка упрощенного, уличного, без слов из глубин словаря.

«And are they gonna a-welcome us?»

«People are scared of what they don’t know, Todd pup,» she says, standing. «Once they know ye, the problem goes away.»

Книга вся ритмичная, подвижная, предложения часто как пулеметная очередь.

Роман этот и утопия, и роман взросления сразу. Новый Мир у Несса – это некая планета, куда прилетели люди из Мира Старого в надежде построить здесь Эдем и начать все снова. Но как всегда одни люди оказываются хуже других, и мечта о рае рушится. В течение всей книги автор будет все подбрасывать и подбрасывать новые секреты, тайны, разгадки прежних неясностей этого мира.

Тема взросления в романе связана напрямую с вопросом: а что делает ребенка взрослым? Убийство, на которое все и вся подталкивают Тодда? Недаром нож, упомянутый в названии книги, играет ключевую роль как в приключениях Тодда, так и при выборе будущего.

Патрик Несс, написав как будто книгу для детей (так ее презентовали издатели), на самом деле написал книгу для всех, для детей и взрослых тоже. Это книга изобретательная до мелочей, вышибающая слезу и прошибающая пот, смешная, но о серьезных материях. И здесь есть История. Если вы думаете, что рассказать Историю, это пустяки, то вы ошибаетесь.

Такую книгу надо брать сразу два экземпляра: одну на полку ребенку, другую себе. И это пока только первый том трилогии.





94
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх