Мерси Шелли


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «drogozin» > Мерси Шелли "2048"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мерси Шелли «2048»

Статья написана 28 октября 2010 г. 09:35

Это было в 90-х, события кипели в другой, далёкой от нас сегодняшних галактике. Рунет в ту пору являл собой серо-буро-малиновую подготовительную группу. До смешного маленькую и неумелую, но яркую и непослушную. Тон в ней задавали вчерашние "ФИДошники", которые добавляли друг друга в друзья, создавали однодневные экспериментальные проекты и хотели быть как в Америке. Они боролись за влияние, смешно ругались, расквашивая друг другу носы, а потом мирились. В этом первичном бульоне востребованными оказались различные скандальные личности, которые претендовали на слом стереотипов и разрыв шаблонов, матерились, плевались в авторитетов и курили в туалете.

Одним из таких хулиганов нам и запомнилась в большей мере одиозная личность под псевдонимом Мэри Шелли, он же сетевой журналист Алексей Андреев, создатель многочисленных проектов, поэт, писатель, один из идеологов "языка падонков" и пламенный борец за свободное распространение текстов. К сожалению, как это часто бывает, сетевые подвиги затмили от нас творчество Андреева, как писателя. И один только памятный всему фэндому бросок стакана "в лицо одноглазого шахматиста", выполненный рукой "солнца русской фантастики", по влиянию на эфир весит больше, чем все книги и стихи Шелли.

Это тем более обидно, учитывая, что на авторе с тех самых пор висит бескопромиссный ярлык "отца русского киберпанка". Но время прошло, рунет и Шелли повзрослели, успокоились, потихоньку вышли на бумаге оба романа писателя, а у нас появилась возможность проверить, такой ли он "отец" или только лишь постаревший сетевой хулиган.

-----

"2048" это второй по счёту роман Шелли, действие которого разворачивается в середине 21 века. И, надо сказать, это будущее нам прекрасно знакомо. Расцвет информационных и био- технологий, в миллион раз более насыщенная сеть, разнообразные наркотики, генные модификации, заговоры корпораций, тотальная слежка и, конечно же, искусственный интеллект, куда без него в киберпанке. Искусственно выращенные континенты, клоны, постгуманизм, религиозные секты, психопрограммирование людей, нанотехнологии, смерть производства с внедрением систем молекулярной сборки и смерть хирургии с внедрением роботов-хирургов. Это неполный перечень прекрасно знакомых нам атрибутов этого враждебного и неуютного мира.

Прочитав состав этого коктейля, можно подумать, что Шелли всего лишь компилятор идей, многократно истоптанных ногами десятков старых киберпанков и не только их. От Дика и Гибсона до Суэнвика и Рюкера. На деле это совершенно не так. Мир, нарисованный автором, я не побоюсь этого слова, потрясает своей проработанностью и комплексностью. Пожалуй, это сильнейшая сторона романа. Рассыпанные по тексту идеи, многие из которых совершенно оригинальны, можно собирать горстями. Некоторые из них сами могли бы стать основой для самостоятельных произведений. С первого взгляда заметна огромная работа, проделанная автором по углублению и детализации своей вселенной. Миллион малозначимых по отдельности мелочей делает мир действительно живым. От стихов искинов и сортов коктейлей в баре до фасонов одежды, поговорок и мифов "сетевого планктона". Создаётся то самое ощущение глубины, когда кажется, что эта книжка лишь цветной кусочек гораздо более крупного образования, основной массив которого писатель просто не успел нам показать.

Для построения романа Алексей Андреев избрал проверенную методику "точек зрения" или "Points of View". События развиваются тремя параллельными слабо связанными между собой линиями. И мир мы изучаем глазами трёх основных героев. Герои эти вышли у автора на славу. Объёмные, необычные и очень разные, что во многом способствовало раскрытию разных сторон мира и общества, его создавшего. Первый из героев — человек действия, бывший хирург, а ныне просто бандит на посылках у мафии. Оснащённый разнообразными незаконными примочками, он рассекает подворотни на воздушном скейтборде, взламывает искины из могил, грабит прохожих и тем самым освещает нам неприглядную изнанку мира. Второй персонаж — типичный и вездесущий рефлексирующий интеллигент. Творец искусственных снов на службе у корпорации, он успешен, но несчастен и озабочен поиском своего места в мире. Добившись многого, он теряет уверенность в реальности происходящего и пытается разобраться жизнь это или только сон. Что, безусловно, отсылает нас к главному вдохновителю киберпанковских идей, великому и ужасному Дику. А вот третья героиня заставляет вспомнить уже совсем другую историю. На протяжении романа она делает карьеру в организации, претендующей на теневую власть над миром, направляя мысли людских масс, управляя правительствами, штопая дыры и несоответствия. Данная структура и её участницы не могут не напомнить орден Бинэ Гессерит из вселенной Дюны.

Текст романа очень насыщен, богат красками, запахами и деталями. Однако нельзя не отметить, что такая проработанность не пошла на пользу собственно сюжету произведения. Автор совершенно очевидно увлечён творением своего мира, он хочет показать нам и этот муравейник, и ту секту и рассказать обо всём остальном. При этом в довольно большом по объёму романе происходит до смешного мало событий. Любителям боёв в виртуале это не придётся по вкусу. Герои рассуждают, вспоминают исторические события, разбирают на части какую-нибудь финтифлюшку, пьют чай, разговаривают с прохожими. Так и хочется крикнуть: "Давайте уже куда-нибудь пойдём. Расскажете по дороге", и это ощутимо снижает градус повествования.

Три сюжетных линии, заявленных в начале, успешно завершились, но так и не сошлись вместе. Герои закончили свои искания, но ничего значимого не свершили, внутренне изменились, но мир не перевернули. Они стали хорошими экскурсоводами, но мне было трудно им сопереживать. Автор пожертвовал сюжетом в пользу рисования мира и футуристических идей. Трудно совместить одно с другим, но ведь иногда это получается.

В эпилоге романа один из второстепенных героев радует читателя неожиданным решением. Он выходит из плоскости киберпанковских проблем, выходя в другое измерение фантастики, отправляясь покорять космические просторы. Это оставляет нам надежду на развитие и углубление идей автора. Но уже не на Земле.

-----

В качестве заключения, я хотел бы ответить на вопрос, заданный в начале рецензии. Является ли Шелли если не "отцом русского киберпанка", то значимым и самодостаточным писателем? Ответ, безусловно "Да". Перед нами глубокое, сложное, профессионально написанное произведение. Настоящий киберпанк, без оговорок. Которое, несмотря на некоторую нехватку динамизма, оставляет очень сильное впечатление и переводит творчество Алексея Андреева совсем в другую плоскость.





939
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 13:05
Дочитываю вторую часть. Считаю, что это 8 из 10. До 9 по моей шкале пока не дотягивает. Сильно, оригинально, с юмором, правда не всегда мне близким.
Главный минус — издание, разделение на 2 тома. Не знаю кто придумал этот маркетинговый ход, но 2е не самых больших книги по 340 каждая, многовато будет, хотя конечно потратится на такой роман и не жалко.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 13:19
Да, и у меня сходные ощущения. Оценка также 8. В основном из-за того что мне немного не хватило динамизма.
Что касается разделения на 2 тома, я читал с экрана. Собственно, как и вещал Шелли в своё время. Книга ведь лежит в свободном доступе у него на сайте с 2004 года. И только в этом издана на бумаге.
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2010 г. 22:48
А как этот технический баг или оформительская фича влияет на текст? Я вообще в хтмл читал, не видел разницы.


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 15:34
Рецензия радует. Вчера заказал оба тома в ОЗОНе, не хотелось бы выбросить деньги зря.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 18:47
Я думаю, что в любом случае, будет не зря.


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 19:24
я с покупкой данной книги еще не определился, но после такой рецензии стоит задуматься основательно! Думаю, что все-таки куплю! Спасибо за рецензию!:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2010 г. 19:25
Пожалуйста. :beer:


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 11:25
Ожидал большего. Кусочки, осколки.., а мозаика не получилась. Все наноштучки уже где-то встречались. ИМХО. Вряд ли он «отец русского киберпанка», сомневаюсь, что значимый и самодостаточный писатель. Громить «мечезвонство» у него лучше получалось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 11:34
Отчасти согласен. Насчёт кусочков и осколков, которые не сложились.
Что касается «Отцовства», может я что-то пропустил, но в русской фантастике киберпанка лучше не встречал. А «2048», безусловно, киберпанк.


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 11:49

цитата drogozin

А «2048», безусловно, киберпанк.
Согласен. С киберпанком труба. Может «Нет» Кузнецова? У Шелли уровень сетевых зарисовок, все не до... Искренне на него надеялся, а он на уровне фэнтези оказался(не в обиду). Эссе, публицистика позволяла выдавать авансы:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 11:56

цитата Ant12

Может «Нет» Кузнецова?

Не читал. Вполне возможно.

цитата Ant12

Искренне на него надеялся, а он на уровне фэнтези оказался(не в обиду). Эссе, публицистика позволяла выдавать авансы

Тем не менее, оценку Вы выставили достойную. ;-)
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2010 г. 22:50
«Нет» Горалик и Кузнецова рекомендую — роман вобрал в себя едкость, смелость и афористичность Горалик и аналитичность с культурностью Кузнецова. Для меня «Нет» была книга 2004 года или когда она впервые вышла, не помню уж точно.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2010 г. 18:01

цитата С.Соболев

Для меня «Нет» была книга 2004 года или когда она впервые вышла, не помню уж точно.

Да, примерно тогда и вышла. Некоторое время была на слуху, но прошла мимо меня.
Надо будет ознакомиться.


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 12:08

цитата drogozin

Тем не менее, оценку Вы выставили достойную.
Дочитал до конца и читать было интересно. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 12:09

цитата Ant12

читать было интересно.

Так ведь это главное. :beer:


Ссылка на сообщение30 октября 2010 г. 11:17
Моя оценка тоже 8. Но главная причина в том, что «2048» более остра социально, но менее цельна и менее глубока психологически, чем дебютная «Паутина», которой я, при всех недостатках поставил 9.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 октября 2010 г. 11:20
У меня «Паутина» пока только в планах. Посмотрим.


⇑ Наверх