Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «drogozin» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 января 2011 г. 16:26

Каково назначение подобных тематических антологий? Можно ответить на этот вопрос просто: собрать в одной книге лучшие образцы малой формы по данной конкретной теме. И это безусловно так. Но на мой взгляд более важное назначение такого узконаправленного сборника — отразить все стороны "Жанра Ходячих Мертвецов", самые интересные взгляды на них. Показать рождение жанра, его эволюцию, его расцвет, а также кризис направления, застой и вырождение (если они имели место). Выполняет ли эту задачу антология Стивена Джонса? Давайте попробуем разобраться.

1. Начнём с того, что мне не понравилось:



Откровенно слабыми и неуместными в сборнике мне показались лишь три произведения:
---
Деннис Этчисон — Кровавый поцелуй — Я не могу быть до конца уверенным, что дело не только в переводе, но приведённый в книге текст мне показался нечитаемым. Добавить что-то по сути очень трудно, потому что смысла в прочитанном я не выявил.
Дэвид Саттон — Клиническая смерть — Рассказ представляет собой смесь развесистой клюквы о медицине, отражающей представления автора, который кой-чего нахватался, когда его собственная мама лежала в больнице, с его неприязнью к медицине. К этому коктейлю из невежества и неприязни белыми нитками пришита тема антологии. Автор ничего в медицине не понимает, понять не пытается и реализует свои соображения данным "неотразимым" способом.
Дэвид Райли — Из тлена — "Голимый штамп" — никак иначе назвать этот рассказ не получается. Минимум изобретательности, выдумки или отступления от канонов жанра. Старый дом, мрачная история, тёмный подвал, глупый герой, в подвале зомби. И всё.
---

2. Далее следуют произведения, которые нельзя назвать совсем уж провальными, но и хорошего впечатления они не произвели:


В первую очередь был разочарован произведениями классиков: По и Лавкрафта. И если первое просто напросто несёт на себе отпечаток 19 века, то второе ещё и написано неважно. Совершенно очевидная халтура.
В эту же категорию относим атмосферный, но невыносимо стандартный и предсказуемый рассказ Рэмси Кэмпбелла.
Также к этому разделу я могу отнести некоторые приведённые в антологии "эксперименты в жанре", но эксперименты не совсем удачные. В первую очередь это полуюмористические-полуэротические рассказы Леса Дэниэлса и Брайана Ламли. Ничего особенного в них не углядел.
Карасёвый омут Николаса Ройла поначалу заинтриговал, но затем вызвал лишь недоумение, как и рассказ Чарлза Гранта.

---

3. Основной скелет антологии составляют крепкие, качественные и достойные рассказы, с разных сторон отражающие жанр.

Сначала здесь стоит отметить "старичков" жанра. Почти уже классический, хоть и на любителя рассказ Клайва Баркера, плотный и атмосферный рассказ ещё одного ветерана — Мэнли Уэйда Уэллмана и загадочная по-хорошему старомодная история Монтегю Джеймса про старую корону английских королей. А также мистическую историю Джозефа Шеридана ле Фаню.
Помимо "ветеранов" жанра очень достойными показались рассказы Лизы Таттл, Хью Б. Кейва, Майкла Маршалла Смита и Питера Тримейна.
---

4. И отдельно следует упомянуть "жемчужины" данной антологии.

Затягивающий и атмосферный Серый дом Бэзила Коппера, неожиданную и оригинальную интерпретацию легенды в небольшом рассказе Похищение мистера Билла Грэма Мастертона.
Ким Ньюман в адски оригинальной миниатюре заставляет задуматься, что смерть — тоже неотъемлемая часть нашей жизни, а Джо Лансдейл демонстрирует нам невероятно стильный постапокалиптический зомби-вестерн в рассказе На дальнем краю пустыни кадиллаков с мёртвым народцем.
Ну и классик хоррора Роберт Блох подтверждает класс с довольно большой повестью Мёртвые не умирают!, представляющей собой самый настоящий стильный детектив-нуар со "зловещими мертвецами", который, впрочем, не лишён довольно глубоких мыслей и обобщений, а также аллюзий и литературной игры.
Отдельно следует отметить вершину антологии — рассказ Карла Эдварда Вагнера Палки — настоящий рассказ ужасов, действительно страшный, а не просто мерзкий. Загадочный и затягивающий. Единственный рассказ за долгое время, который по-настоящему напугал меня. Рассказ из высшей лиги.
---
Таким образом, мы получили очень неплохой сборник, удачно отражающий основные аспекты жанра, и, в целом, довольно ровный. Не избежавший отдельных провалов, которые были искуплены великолепными "всплесками".

Статья написана 4 января 2011 г. 17:07
Данный пост является дополнением к Теме Обязательное прочтение форума.
Он призван облегчить работу с темой и, в конечном итоге приблизить список к идеальному варианту.
-----
Сущность данного списка
Это самое главное, что стоит понять перед внесением предложений.
Данный перечень произведений включает не то, чтобы лучшие (хотя и это тоже), но наиболее влиятельные произведения, относящиеся к фантастике. Это те книги, которые должен прочесть любой человек, углублённо интересующийся жанром. Это вещи, повлиявшие на развитие фантастической литературы, изменившие эфир.
Например, Вы можете не любить "Нейроманта", считать скучным "Властелина колец" или "1984". Но знать их Вы должны.
В идеале данный список должен стать фундаментом, от которого будут строиться ваши предпочтения в Фантастике.
Но для этого нужны усилия всего сообщества. Каждый человек (каким бы он ни был начитанным профессионалом) — субъективен. И список этот никогда не достигнет идеального вида. Но приблизить его к этому — Вы можете.
-----
Как повлиять на содержание
Здесь несколько основных тезисов.
1. Предложения размещать в Теме форума, а не здесь. Там их увидят все, а здесь только я.
2. Предложения делятся на три группы:
---1) Организация работы — их адресовать лично мне или jk sad;
---2) Изменение классификации;
---3) Изменение конкретных позиций внутри имеющейся классификации.

3. Предложение в форуме должно быть конкретным и аргументированным. Если Вы предлагаете какое-то произведение добавить в список, то нужно кого-то убрать. Поэтому Вы должны его конкретно аргументировать.
Примеры предложений:
— Убрать нафиг всё фэнтези и побольше, побольше! альтернативной истории, а из фэнтези оставьте только "Рождение мага" Перумова. Такие предложения не рассматриваются. Они неконкретны.
— Надо обязательно внести в список книгу "Рождение мага" Перумова! Как без неё? Такие предложения тоже неконструктивны.
— Надо убрать к чёртовой матери из списка никчёмную книгу "Рождение мага" Перумова! Она — фигня! Эти предложения не рассматриваются
Рассматриваются такие предложения:
— Я предлагаю заменить в рубрике "х" произведение "а" на произведение "в" потому-то и потому-то.
В дальнейшем мы выслушиваем обоснованные мнения участников темы и принимаем совместное решение.
-----
-----
Последняя редакция списка Must read
------
------

Первопроходцы:



1. Джонатан Свифт — Путешествия Гулливера — (1726)
2. Мэри Шелли — Франкенштейн или современный Прометей — (1818)
3. Эдгар Алан ПоПовесть о приключениях Артура Гордона Пима — (1838)
4. Льюис КэрроллПриключения Алисы в Стране Чудес — (1865)
5. Жюль Верн20000 лье под водой — (1870)
6. Эдвин Эббот — Флатландия — (1884)
7. Марк ТвенЯнки из Коннектикута при дворе Короля Артура — (1889)
8. Оскар УайльдПортрет Дориана Грея — (1891)
9. Герберт УэллсЧеловек-невидимка — (1897)
10. Брэм СтокерДракула — (1897)
11. Артур Конан ДойлЗатерянный мир — (1912)

---

Научная фантастика:



1. Герберт УэллсВойна миров — (1898)
2. Альфред Ван Вогт — цикл "Ишер" — (1943-1951)
3. Айзек Азимов — сборник Я, робот — (1950)
4. Джон УиндэмДень триффидов — (1951)
5. Айзек АзимовАкадемия — (1951)
6. Альфред БестерТигр! Тигр! — (1956)
7. Роберт ХайнлайнГражданин галактики — (1957)
8. Брайан ОлдиссЗвёздный корабль — (1958)
9. Уолтер МиллерСтрасти по Лейбовицу — (1960)
10. Гарри ГаррисонНеукротимая планета — (1960)
11. Артур Кларк2001: Космическая одиссея — (1968)
12. Клиффорд СаймакЗаповедник гоблинов — (1968)
13. Филип ДикМечтают ли андроиды об электроовцах? — (1968)
14. Майкл КрайтонШтамм "Андромеда" — (1969)

---

Философская и социальная фантастика:



1. Рэй БрэдбериМарсианские хроники — (1950)
2. Клиффорд СаймакГород — (1952)
3. Артур КларкГород и звёзды — (1956)
4. Роберт ХайнлайнЧужак в чужой стране — (1961)
5. Станислав ЛемСолярис — (1961)
6. Фрэнк ГербертДюна — (1965)
7. Роберт ХайнлайнЛуна суровая хозяйка — (1966)
8. Дэниэл КизЦветы для Элджернона — (1966)
9. Урсула Ле ГуинЛевая рука тьмы — (1969)
10. Курт ВоннегутБойня №5, или Крестовый поход детей — (1969)
11. Филип Фармер — цикл Мир Реки — (1971-1993)

---

Космическая опера:



1. Эдмонд ГамильтонЗвёздные короли — (1947)
2. Андрэ НортонСаргассы в космосе — (1955)
3. Сэмюэль ДилэниВавилон-17 — (1966)
4. Кэролайн Черри — цикл Вселенная Альянса и Союза — (1976-2009)
5. Дэвид Брин — цикл Сага о Возвышении — (1980-1987)
6. Орсон Скотт КардИгра Эндера — (1985)
7. Лоис Макмастер БуджолдБарраярский цикл — (1986-..)
8. Дэн СиммонсГиперион — (1989)
9. Вернор ВинджПламя над бездной — (1991)
10. Питер Гамильтон — цикл Пришествие ночи — (1991-2002)
11. Дэвид Вебер — цикл Виктория Харрингтон — (1993-..)
12. Джек Макдевит — цикл Космоархеологи — (1994-2003)
13. Генри Лайон Олди — цикл Ойкумена — (2006-2007)

---

Хроноопера:



1. Герберт УэллсМашина времени — (1895)
2. Лайон Спрэг де КампДа не опустится тьма — (1939)
3. Айзек АзимовКонец вечности — (1955)
4. Пол Андерсон — цикл Патруль времени — (1955-1995)
5. Роберт ХайнлайнДверь в лето — (1956)
6. Гарри ГаррисонФантастическая сага — (1967)
7. Джек ФиннейМеж двух времён — (1970)

---

Утопии и Антиутопии


1. Евгений ЗамятинМы — (1920)
2. Олдос ХакслиО дивный новый мир — (1932)
3. Джордж Оруэлл1984 — (1949)
4. Рэй Брэдбери451 градус по Фаренгейту — (1953)
5. Энтони БёрджессЗаводной апельсин — (1962)

---

Сатира и юмор:


1. Карел Чапек — Война с саламандрами — (1936)
2. А. и Б. Стругацкие — цикл НИИЧАВО — (1965-1967)
3. Роберт ШеклиКоординаты чудес — (1968)
4. Станислав ЛемФутурологический конгресс — (1971)
5. Пирс ЭнтониЗаклинание для хамелеона — (1977)
6. Роберт АспринЕщё один великолепный МИФ — (1978)
7. Дуглас АдамсПутеводитель по Галактике для путешествующих автостопом — (1979)
8. Терри Пратчетт — цикл Плоский мир — (1983-..)

---

Советская фантастика:


1. Владимир ОбручевЗемля Санникова — (1926)
2. Алексей ТолстойГиперболоид инженера Гарина — (1927)
3. Александр БеляевЧеловек-амфибия — (1928)
4. Александр БеляевГолова профессора Доуэля — (1937)
5. Георгий Мартынов — роман-эпопея Звездоплаватели — (1955-1960)
6. Иван Ефремов — цикл Великое кольцо (1957-1968)
7. А. и Б. СтругацкиеМир Полдня — (1960-1990)
8. Георгий ГуревичМы из Солнечной системы — (1965)
9. Ольга ЛарионоваЛеопард с вершины Килиманджаро — (1965)
10. Сергей Снегов — роман-эпопея Люди как боги — (1966-1977)
11. Владимир СавченкоОткрытие себя — (1967)
12. Кир Булычёв — цикл Гусляр — (1970-2003)
13. А. и Б. СтругацкиеПикник на обочине — (1972)
14. Владимир МихайловСторож брату моему — (1976)
15. Сергей Павлов — роман-эпопея Лунная радуга — (1978-1991)

---

Детско-юношеская фантастика:



1. Жозеф-Анри Рони-старшийБорьба за огонь — (1909)
2. Эдгар Райс БерроузТарзан — приёмыш обезьян — (1912)
3. Джон Р. Р. ТолкинХоббит, или Туда и обратно — (1937)
4. Александр Волков — цикл Волшебник Изумрудного города — (1939-1982)
5. Туве Янссон — цикл Муми-тролли — (1945-1970)
6. Клайв Стейплз Льюис — цикл Нарния — (1950-1956)
7. Николай Носов — цикл Приключения Незнайки — (1954-1965)
8. Лазарь ЛагинСтарик Хоттабыч — (1955)
9. Астрид Линдгрен — цикл Карлссон, который живёт на крыше — (1955-1968)
10. Владислав Крапивин — цикл Великий Кристалл — (1962-2006)
11. Кир Булычёв — цикл Алиса — (1965-2003)
12. Филип Пулман — цикл Тёмные начала — (1995-..)
13. Джоанн Роулинг — цикл Гарри Поттер — (1997-2008)

---

Историческое фэнтези :



1. Андрей Валентинов — роман-эпопея Око силы — (1995-..)
2. Гай Гэвриэл Кей — цикл Сарантийская мозаика — (1998-2000)
3. Грегори Киз — роман-эпопея Век безумия — (1998-2001)
4. Нил СтивенсонБарочный цикл — (2003-2004)
5. Сюзанна КларкДжонатан Стрендж и Мистер Норрелл — (2004)
6. Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов — роман-эпопея Алюмен — (2008-2009)

---

Эпическое фэнтези:



1. Джон Рональд Руэл ТолкинВластелин колец — (1954-1955)
2. Гарри ТертлдавПропавший легион — (1987)
3. Тэд Уильямс — роман-эпопея Орден Манускрипта — (1988-1993)
4. Роберт Джордан — роман-эпопея Колесо Времени — (1990-..)
5. Джордж Мартин — роман-эпопея Песнь Льда и Огня — (1996-..)
6. Стивен Эриксон — роман-эпопея Малазанская "Книга Павших" — (1999-..)
7. Р. Скотт Бэккер — роман-эпопея Князь пустоты — (2003-2006)

---

Героическое и приключенческое фэнтези:



1. Роберт Говард — цикл Конан — (1932-1936)
2. Фриц Лейбер — цикл Фафхрд и Серый Мышелов — (1939-1988)
3. Урсула ле Гуин — цикл Волшебник Земноморья — (1968-1972)
4. Кэтрин Куртц — цикл Хроники Дерини — (1970-1973)
5. Роджер Желязны — цикл Хроники Амбера — (1970-1991)
6. Майкл Муркок — цикл Повелители мечей — (1971)
7. Маргарет Уэйс, Трейси Хикман — цикл Хроники Копья — (1984-1985)
8. Глен Кук — цикл Хроники Чёрного отряда — (1984-..)
9. Анджей Сапковский — цикл Ведьмак Геральт — (1986-1999)
10. Мария СемёноваВолкодав — (1995)
11. Святослав ЛогиновМногорукий бог Далайна — (1995)
12. Робин ХоббСага о Видящих — (1995-1997)
13. Дэвид Геммел — цикл Риганты — (1998-2002)

---

"Темная" фантастика:



1. Уильям Хоуп Ходжсон — Ночная земля — (1912)
2. Говард Филипс ЛавкрафтХребты безумия — (1936)
3. Говард Филипс ЛавкрафтСомнамбулический поиск неведомого Кадата — (1943)
4. Ричард МатесонЯ — легенда — (1954)
5. Айра ЛевинРебёнок Розмари — (1967)
6. Уильям Питер БлэттиИзгоняющий дьявола — (1971)
7. Энн РайсИнтервью с вампиром — (1973)
8. Стивен КингСияние — (1977)
9. Стивен Кинг — роман-эпопея Тёмная башня — (1982-2004)
10. Клайв Баркер — цикл Книги крови — (1984-1985)

---

Мифологическая фантастика:



1. Лорд Дансени — сборник Боги Пеганы — (1905)
2. Теренс Хэнбери Уайт — роман-эпопея Король былого и грядущего — (1938-1958)
3. Роджер ЖелязныКнязь света — (1967)
4. Питер БиглПоследний единорог — (1968)
5. Роджер ЖелязныСоздания света и тьмы — (1969)
6. Мэри Стюарт — цикл Трилогия о Мерлине — (1970-1979)
7. Мэрион Зиммер БрэдлиТуманы Авалона — (1983)
8. Барри ХьюартМост птиц — (1984)
9. Генри Лайон Олди — роман-эпопея Чёрный Баламут — (1997-1998)
10. Нил ГейманАмериканские боги — (2001)

---

Киберпанк:



1. "Нейромант" — Уильям Гибсон
2. "Схизматрица" — Брюс Стерлинг
3. "Вакуумные цветы" — Майкл Суэнвик
4. "Программное обеспечение" — Руди Рюкер
5. "Лавина" — Нил Стивенсон
6. "Витки" — Роджер Желязны, Фред Саберхаген

---

Магический реализм :



1."Мастер и Маргарита" — Михаил Булгаков
2. "Степной волк" — Герман Гессе
3. "Альтист Данилов" — Владимир В. Орлов
4. "Голем" — Густав Майнринк
5. "Последний мир" — Кристоф Рансмайр
6. "Замок" — Франц Кафка
7. "Дети полуночи" — Салман Рушди
8. "Сто лет одиночества" — Габриэль Гарсиа Маркес
9. "Двойник" — Жозе Сарамаго
10. "Арабский кошмар" — Роберт Ирвин
11. "Бегущая по волнам" — Александр Грин
12. "Учение дона Хуана" — Карлос Кастанеда
13. "Горменгаст" — Мервин Пик (1950)

Статья написана 13 декабря 2010 г. 19:12

Моя Рецензия на роман Мерси Шелли "2048" удостоена приза от издательства "Снежный ком".

Этот приз — любая книга от издательства.

Приятная неожиданность. Выберу, пожалуй, Колодана.


Статья написана 28 октября 2010 г. 09:35

Это было в 90-х, события кипели в другой, далёкой от нас сегодняшних галактике. Рунет в ту пору являл собой серо-буро-малиновую подготовительную группу. До смешного маленькую и неумелую, но яркую и непослушную. Тон в ней задавали вчерашние "ФИДошники", которые добавляли друг друга в друзья, создавали однодневные экспериментальные проекты и хотели быть как в Америке. Они боролись за влияние, смешно ругались, расквашивая друг другу носы, а потом мирились. В этом первичном бульоне востребованными оказались различные скандальные личности, которые претендовали на слом стереотипов и разрыв шаблонов, матерились, плевались в авторитетов и курили в туалете.

Одним из таких хулиганов нам и запомнилась в большей мере одиозная личность под псевдонимом Мэри Шелли, он же сетевой журналист Алексей Андреев, создатель многочисленных проектов, поэт, писатель, один из идеологов "языка падонков" и пламенный борец за свободное распространение текстов. К сожалению, как это часто бывает, сетевые подвиги затмили от нас творчество Андреева, как писателя. И один только памятный всему фэндому бросок стакана "в лицо одноглазого шахматиста", выполненный рукой "солнца русской фантастики", по влиянию на эфир весит больше, чем все книги и стихи Шелли.

Это тем более обидно, учитывая, что на авторе с тех самых пор висит бескопромиссный ярлык "отца русского киберпанка". Но время прошло, рунет и Шелли повзрослели, успокоились, потихоньку вышли на бумаге оба романа писателя, а у нас появилась возможность проверить, такой ли он "отец" или только лишь постаревший сетевой хулиган.

-----

"2048" это второй по счёту роман Шелли, действие которого разворачивается в середине 21 века. И, надо сказать, это будущее нам прекрасно знакомо. Расцвет информационных и био- технологий, в миллион раз более насыщенная сеть, разнообразные наркотики, генные модификации, заговоры корпораций, тотальная слежка и, конечно же, искусственный интеллект, куда без него в киберпанке. Искусственно выращенные континенты, клоны, постгуманизм, религиозные секты, психопрограммирование людей, нанотехнологии, смерть производства с внедрением систем молекулярной сборки и смерть хирургии с внедрением роботов-хирургов. Это неполный перечень прекрасно знакомых нам атрибутов этого враждебного и неуютного мира.

Прочитав состав этого коктейля, можно подумать, что Шелли всего лишь компилятор идей, многократно истоптанных ногами десятков старых киберпанков и не только их. От Дика и Гибсона до Суэнвика и Рюкера. На деле это совершенно не так. Мир, нарисованный автором, я не побоюсь этого слова, потрясает своей проработанностью и комплексностью. Пожалуй, это сильнейшая сторона романа. Рассыпанные по тексту идеи, многие из которых совершенно оригинальны, можно собирать горстями. Некоторые из них сами могли бы стать основой для самостоятельных произведений. С первого взгляда заметна огромная работа, проделанная автором по углублению и детализации своей вселенной. Миллион малозначимых по отдельности мелочей делает мир действительно живым. От стихов искинов и сортов коктейлей в баре до фасонов одежды, поговорок и мифов "сетевого планктона". Создаётся то самое ощущение глубины, когда кажется, что эта книжка лишь цветной кусочек гораздо более крупного образования, основной массив которого писатель просто не успел нам показать.

Для построения романа Алексей Андреев избрал проверенную методику "точек зрения" или "Points of View". События развиваются тремя параллельными слабо связанными между собой линиями. И мир мы изучаем глазами трёх основных героев. Герои эти вышли у автора на славу. Объёмные, необычные и очень разные, что во многом способствовало раскрытию разных сторон мира и общества, его создавшего. Первый из героев — человек действия, бывший хирург, а ныне просто бандит на посылках у мафии. Оснащённый разнообразными незаконными примочками, он рассекает подворотни на воздушном скейтборде, взламывает искины из могил, грабит прохожих и тем самым освещает нам неприглядную изнанку мира. Второй персонаж — типичный и вездесущий рефлексирующий интеллигент. Творец искусственных снов на службе у корпорации, он успешен, но несчастен и озабочен поиском своего места в мире. Добившись многого, он теряет уверенность в реальности происходящего и пытается разобраться жизнь это или только сон. Что, безусловно, отсылает нас к главному вдохновителю киберпанковских идей, великому и ужасному Дику. А вот третья героиня заставляет вспомнить уже совсем другую историю. На протяжении романа она делает карьеру в организации, претендующей на теневую власть над миром, направляя мысли людских масс, управляя правительствами, штопая дыры и несоответствия. Данная структура и её участницы не могут не напомнить орден Бинэ Гессерит из вселенной Дюны.

Текст романа очень насыщен, богат красками, запахами и деталями. Однако нельзя не отметить, что такая проработанность не пошла на пользу собственно сюжету произведения. Автор совершенно очевидно увлечён творением своего мира, он хочет показать нам и этот муравейник, и ту секту и рассказать обо всём остальном. При этом в довольно большом по объёму романе происходит до смешного мало событий. Любителям боёв в виртуале это не придётся по вкусу. Герои рассуждают, вспоминают исторические события, разбирают на части какую-нибудь финтифлюшку, пьют чай, разговаривают с прохожими. Так и хочется крикнуть: "Давайте уже куда-нибудь пойдём. Расскажете по дороге", и это ощутимо снижает градус повествования.

Три сюжетных линии, заявленных в начале, успешно завершились, но так и не сошлись вместе. Герои закончили свои искания, но ничего значимого не свершили, внутренне изменились, но мир не перевернули. Они стали хорошими экскурсоводами, но мне было трудно им сопереживать. Автор пожертвовал сюжетом в пользу рисования мира и футуристических идей. Трудно совместить одно с другим, но ведь иногда это получается.

В эпилоге романа один из второстепенных героев радует читателя неожиданным решением. Он выходит из плоскости киберпанковских проблем, выходя в другое измерение фантастики, отправляясь покорять космические просторы. Это оставляет нам надежду на развитие и углубление идей автора. Но уже не на Земле.

-----

В качестве заключения, я хотел бы ответить на вопрос, заданный в начале рецензии. Является ли Шелли если не "отцом русского киберпанка", то значимым и самодостаточным писателем? Ответ, безусловно "Да". Перед нами глубокое, сложное, профессионально написанное произведение. Настоящий киберпанк, без оговорок. Которое, несмотря на некоторую нехватку динамизма, оставляет очень сильное впечатление и переводит творчество Алексея Андреева совсем в другую плоскость.


Статья написана 26 октября 2010 г. 08:35

Предлагаю вашему вниманию очередной обзор журнала "Если". Темой октябрьского номера заявлена ксенофантастика. На деле большинство произведений лишь слегка касаются краем данной темы, но обо всём по порядку и, как обычно, с конца.

-----

-----

8. Джон Ширли — Права Анимуса — оценка 5

Идея рассказа не самая оригинальная, но потенциально довольно интересная. Однако, написано произведение примитивно и неизобретательно. Это касается и стиля, и сюжета, и героев. Так пишут МТА с Самиздата, а не писатели, у которых за плечами десятки книг.

В итоге мы опять имеем ситуацию из разряда «А-ведь-задумка-была-неплохая».

Ссылка на отзыв

-----

7. Евгений Гаркушев, Тимур Алиев — Мультитрегеры — оценка 6

Перед тем, как говорить о рассказе, хотел бы сказать, что мне всегда нравились рассказы Евгения Гаркушева. Слог у него непритязателен, но почти всегда присутствует интересная оригинальная идея, а сюжет всегда крепкий, жёстко мотивированный. динамичный и продуманный.

Здесь же мы видим следующее. Во-первых идейное наполнение произведения — это лишь компиляция популярных киберпанковских и антиутопических идей. А сюжет и вовсе заставляет недоумевать. Такого сумбура и нелогичности я от автора не ожидал. Безусловно, соавторство не пошло в плюс Евгению.

Ссылка на отзыв

-----

6. Сергей СинякинУкус, Удар, Оплеуха и многие другие — оценка 6

Рассказ не впечатлил. Сама идея, лежащая в основе, хоть и интересна, но непродумана, несерьёзна и малореалистична как с астрономической, так и с общественно-политической точки зрения. Я никогда не поверю, что события могли бы так развиваться. В результате рассказ воспринимается совершенно несерьёзно. Его могли бы спасти юмор, ироничный стиль и яркие герои. Но стиль обычный, юмор не искрометный, а герои вызывают только презрение. Посредственный рассказ.

Ссылка на отзыв

-----

5. Крис Бекетт — Атомная истина — оценка 7

В рассказе представлен довольно типичный для современной фантастики образ будущего ближнего прицела. Всё как обычно, без открытий и прорывов: технологии, компьютеры и сеть вытеснили живое человеческое общение и одиночкам-оригиналам нет места в этом мире и они отбрасываются на край вращающегося диска, становясь изгоями. И неясно правы ли они, но всё равно грустно.

Несмотря на затёртость данной темы, написан рассказ неплохо, необычно и в целом скорее понравился, чем нет.

Ссылка на отзыв

-----

4. Бенджамин Кроуэлл — Большое ведро — оценка 7

Если рассматривать идейную фантастическую составляющую данного рассказа, то она никакая. Излагаемое настолько труднопредставимо и малореалистично, насколько это возможно. А чужие и вовсе только для смеха. Все инопланетяне как один глупые, ограниченные и неприспособленные. Одни люди (точнее один человек) — хитрые, весёлые и находчивые, как Одиссей.

Другой вопрос, что автор и не ставил себе задачи создать твёрдую НФ, а лишь хотел развлечь читателя. И у него это получилось. Рассказ спасает живой юмор, шутки небанальны, да и написано произведение неплохо. Только вот хотелось бы чего-то поглубже. Не люблю я юмор ради юмора.

Ссылка на отзыв

-----

3. Йэн Макхью — Неспящие в доме Йе — оценка 7

Как я уже говорил, в аннотации к номеру значится, что посвящён он ксенофантастике. Если это замечание к чему то и относится, так это к данному рассказу. Действительно, перед нами чистая ксенофантастика без лишних примесей. Автор поставил перед собой задачу создать расу совершенно чуждых человеку разумных существ и раскрыть их внутренний мир. Надо сказать у него это получилось. В процессе чтения удаётся понять и прочувствовать проблемы этих причудливых созданий. Рассказ прекрасно смотрелся бы в тематической антологии, посвящённой ксенофантастике.

Что касается самостоятельной ценности произведения, то я не думаю, что хотел бы дальше знакомиться с приключениями умных гусениц. Но «Неспящих» прочёл с интересом.

Ссылка на отзыв

-----

2. Майк РезникОхотники за сувенирами — оценка 7

Перед нами небольшая повесть в жанре космического детектива, который меня всегда привлекал, но в котором мне крайне редко удавалось встретить удачные произведения. Майк Резник — плодовитый ветеран американской фантастики и профессионал своего дела. Сюжет повести ему удался, детективная интрига сохраняется до конца и чтение «Охотники» представляют из себя довольно увлекательное.

Однако, проникнуться до конца основной идеей мне не удалось. Ну не будут люди убиваться из-за утраченной медали, фотографии или расчёски. Хоть убей. Может кто-то и будет, но это единицы. Не у всех есть настолько дорогие сердцу предметы, а у большинства просто другой склад характера. Расстроятся, да. А потом плюнут и дальше пойдут. Я бы так и сделал. Иногда мы теряем не то, что дорогие вещи, теряем близких людей. И в петлю не лезем. Так что я не поверил автору, хотя чёрствым себя не считаю.

Между тем, на этом допущении держится всё произведение. На изначально неверном допущении. В общем я не оценил задумку. Хотя прочитал с интересом.

Ссылка на отзыв

-----

1. Стивен БакстерЗемля-2 — оценка 8

Основная идея повести довольно много раз использована до Бакстера и является одной из традиционных для научной фантастики. Я имею в виду картину деградировавшего в феодализм общества межзвёздных колонистов. Тут вам и осколки старых знаний и некоторые устройства первопоселенцев, и междуусобные войны, и артефакты древней цивилизации. Несмотря на это повесть мне понравилась. Во-первых всё перечисленное это совсем не плохо. Бродячий сюжет тоже можно реализовать интересно и оригинально. Кроме того в «Земле-2» имеется ряд своих занимательных идейных находок.

По моему мнению ключевой темой повести является как раз проблема сохранения и передачи знаний в ключе зыбкости и недолговечности любой разумной жизни во вселенной. И тут автор проводит параллель. С одной стороны люди, которые сжигают книги, изобретают велосипеды и строят библиотеки, чуть более надёжные хрупких бумажных стопок. С другой — древняя цивилизация «Мёртвых», избравшая более надёжный способ увековечить себя.

При этом сюжет у Бакстера получился крепким и даже приключенческим. Он не позволяет читателю завязнуть в разъяснениях авторских идей и успешно развлекает. Кроме того, я питаю некоторую слабость к подобного рода историям, так что оцениваю «Землю-2» весьма высоко. Неплохой образец твёрдой НФ от одного из ведущих зарубежных Hard-фантастов. И лучшее произведение номера.

Ссылка на отзыв

-----

-----

В итоге номер я оцениваю на твёрдую 7. Отечественным авторам, представленным в нём, не удалось вклиниться в Мой рейтинг малой формы за 2010 год. С каждым месяцем сделать это становится всё труднее. Однако к концу года в преддверии голосования по "Книге года" я планирую составить и рейтинг зарубежных рассказов и повестей. А вот туда вероятнее всего войдёт повесть Бакстера. Но это позже. Нужно заполнить наиболее зияющие пробелы.





  Подписка

Количество подписчиков: 95

⇑ Наверх