Алексей Андреев Зачем нам


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Melamori» > Алексей Андреев - Зачем нам столько писателей?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Алексей Андреев — Зачем нам столько писателей?

Статья написана 29 октября 2010 г. 04:06

Автор романа «2048» рассказывает о продаже палок и ненужной профессии писателя.

Не слишком приветствую копи-пасту, но умные мысли зацепили, в коем-то веке решила поделиться. Оригинал здесь

цитата

Читая здешние (имхонет) стенания о трудностях писательского заработка, я вспомнил историю, которая приключилась с моим сыном, когда ему было четыре года. Он собрал во дворе кучу палок — и решил продавать их прохожим. Но никто не покупал. Сын расстроился.

Конечно, я объяснил ему, в чем проблема. Но когда с такими же страданиями носятся взрослые люди — это уже клиника. Особенно писатели, которых у нас принято считать светочами разума. И вдруг светоч дает нам понять, что у него нет ни ума, ни фантазии, чтобы заработать. А что же у него есть? Смесь глупости с завистью? Но тогда лучший вариант помощи такому «таланту» — отправка на комсомольскую стройку.

Профессии вообще постоянно вымирают. В 60-е годы человек шел в технический вуз, потому что все шли, был такой стереотипный многообещающий сценарий эпохи НТР. Десять лет работал инженером на заводе, потом завод закрыли. Или заменили всех людей на роботов. Можно пожалеть опытного специалиста, который реально помогал обществу — и потерял работу.

Но сочувствовать тому, кто повалялся на диване с ноутбуком, накропал чего-то для собственного развлечения — и требует за это денег? No pasaran. Я и сам люблю валяться на диване. Или палки во дворе собирать с сыном. Или красивые камешки на море. Но зачем омрачать эти удовольствия глупой корыстью?

Ах, хочется заработать на пропитание? Тогда лучше сразу объяснить себе, что никто не будет покупать палки, собранные во дворе. Чай не XV век, писать умеют все вокруг! Забудьте профессию «писателя», и жить станет значительно легче – даже если вы до сих пор пишете.

Десять лет назад я выложил в Интернет роман «2048», и не получал за его чтение никаких денег. Тем не менее, я заработал на нем гораздо больше, чем если бы бегал по издателям. Потому что один из моих бесплатных читателей предложил мне вести колонку в глянцевом журнале (три-четыре статьи в глянце покрывают гонорар за целую книжку-роман тиражом 10 тыс. экз). А другой почитатель попросил написать сценарий для мультфильма (тоже коротко и дорого). А третий – поконсультировать веб-проект. И так далее.

В этом году роман вышел на бумаге. Думаете, наличие бесплатной интернет-версии мешает? Ничего подобного. На прошлой неделе была одна ежегодная тусовка деятелей Рунета. Мне предложили провести там презентацию с автографами. Я взял с собой ровно столько книжек, сколько влезло в карман – две штуки. Начал аукцион со 100 рублей. Шоу вышло очень веселое. Первый том с автографом ушел за 2040 рублей, второй за 5040. Следующий раз, возможно, даже не надо будет брать книг – только микрофон.

Кстати, многие знакомые музыканты уже давно забили на диски, которые в России не продаются – зато они прилично зарабатывают живыми концертами на корпоративах. Почему бы писателям так не зарабатывать, показывая свой ум и фантазию в живом диалоге?

А вот логичный ответ: потому что большинство «профессиональных» писателей в современной России — люди неинтересные. Они не делятся оригинальным опытом. Они списывают истории из чужих ЖЖ, кулинарных книг и википедий. Они «новелизируют» западные компьютерные игры, дописывают сериалы с заранее определенными картонными героями, не чураются автоматических переводов. Они считают, что редакторы обязаны исправлять все их косяки, фактически переписывать за них текст. А потом кто-то еще обязан их печатать и продвигать. Понятно, что такой фальшивый автор не может выйти на живую сцену один и без ансамбля. Но именно этот шитый белыми нитками Франкенштейн является ролевой моделью для множества новых адептов ненужной профессии.

А ведь живые выступления были бы самым естественным фильтром. Сразу 90 процентов халтурщиков отмело бы. Какой же ты поэт, если твой стих не поется сам собой. Какой же ты писатель, если твоя история не рассказывается вживую, если ты не можешь ответить на актуальный вопрос.

А по результатам — и оплата на месте. Страшно, да? Ну так электрику тоже страшно на высоковольтные столбы залезать. Но залезает ведь. Так что вперед — на сцену, на радио, на кафедру вуза, в детсад, в экскурсоводы, в онлайновые консультанты, наконец. Хватит плодить мертвые безадресные тексты, их и так завались уже.

Сделала парочку выводов:

1) Исходя из некоторых высказываний, выходит, что Алексей Андреев совсем не против пиратства, и поддерживает давешние предположения Дивова о том, что хорошего автора всегда будут покупать в бумаге.

2) Алексей пропагандирует западную модель системы читатель-писатель, в которой писатель является не только производителем текстового контента, но и публичной личностью, которая делает шоу, развлекая фанатов всеми доступными способами на встречах и конвентах.





156
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 08:01
Во-первых, он действительно путает писателя с массовиком-затейником. Лев Толстой должен был на светских раутах излагать все те идеи, которые заложил в основу своих произведений? Пока остальные танцуют? Ни идеям, ни публике, ни самому писателю от этого не было бы толку. А.А. вообще предлагает писателю заниматься совершенно не свойственными ему вещами. При чем здесь статьи в глянце, сценарии, веб-проекты? Я должна про князя Рюрика не роман написать, а статью в глянце и пару юморесок для публичного чтения? Даже не смешно. А что касается лежания на диване с ноут-буком, то А.А. говорит вообще не о писателях, а об амбициозных графоманах-сапожниках. А что о них говорить-то?


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 13:57
Возможно, акценты расставлены не так точно, как хотелось бы. Андреев, как мне показалось, просто предположил, что хороший писатель, являясь интересным человеком, жаловаться на свою долю не станет, устроив ее соответствующим образом, сообразно своим талантам.
К разговорам о массовиках затейниках, веб-проектах и сценариях ведет дорожка как раз от их стенаний на имхонете. Андреев примерил их на себя и сделал выводы. Но нужно сказать, что парочка умных мыслей в статье, не столь субъективных, все же имеется, хотя сказано об этом действительно уже много.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 15:05
Так оно и есть: умный человек найдет, как прокормиться, не бросая творчества и не призывая жестокий мир пожалеть его, такого талантливого. И тем не менее совершенно не надо призывать писателя реализовывать свои таланты в каких-то смежных областях, типа стать душой компании. Я просто по себе сужу: я не то что не люблю публичных выступлений, я совершенно неспособна пересказывать свои сюжеты, потому что при попытке рассказать что-то типа: «ну, это книга про одну девушку, которая имела сложный характер...» мне самой же это кажется очень глупым. А в цельном художественном тексте все выглядит совсем не плохо и вполне убедительно, девушку со сложным характером уже три раза издали :-))) Просто талант писать и талант рассказывать — это совершенно разные вещи, многие прекрасно рассказывают, но навсегда впадают в ступор перед чистым листом. Автор выступления будто бы требует, чтобы все были как он, а это как минимум признак ограниченности.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 15:30
Да. Должна согласиться. Не уверена, что это подтверждено какими-то научными исследованиями, но мне всегда казалось, что среди писателей больше интровертов, которым намного легче общаться с читателями через перо и бумагу, нежели совсем без посредников.
Андреев просто не учел этого нюанса, возможно все еще находясь в эйфории от удачного аукциона :-D
А может быть, просто сказалась привычка всех ровнять по себе.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 15:37
Но главным я должна была сказать даже не это. Публичные выступления, аукционы и веб-сайты — все это не есть собственно литературное творчество. Роман не может существовать в форме веб-сайта или статьи в глянцевом журнале — это ведь не будет романом, что очевидно. Так что — роман и повесть вообще отменить, оставить статьи для журналов и сценки для чтения на приемах? Нет, наверно, романы нужны человечеству :-))) А если писателю предлагается выступать на аукционах параллельно с написанием романов, просто чтобы покормиться — да бог с ним, пусть каждый сам решает, где ему брать кусок хлеба. Может, двор пойдет мести, его личное дело (вот только таджикский язык подучит... :-)))). Уж если зарабатывать не собственно творчеством, то все равно как.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 16:53
Ну, вот, дамы без меня всё по косточкам разобрали, пока я с ответом собирался)))
В дополнение хочу привести обратный пример: Дмитрий Глуховский. При том, что писательским талантом не блещет, по манере преподнесения себя он близок именно к Андрееву. И «Метро» его до-о-олго в открытом доступе в сети лежало, пока не «бабахнуло». И на продажи это никак не повлияло. А теперь, на счёт аукционов врать не буду, но всего остального — в избытке: медиа-проект, межавторский цикл и т.д.

ЗЫ Закон парности: а по поводу романа «2048» А.Андреева Рогозин как раз отписался: http://fantlab.ru/blog...
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 17:54
Да-да. Глуховский это... ну, не самый лучший образчик применения стратегии Андреева на практике. Быть хорошим маркетологом — не значит быть хорошим писателем. А сам роман 2048 я не читала. И все решаю — почитать ли? «Отец российского киберпанка» это, конечно, звучит грозно... Но средняя оценка 7.9 для рекомендованного фантлабом произведения это... неоднозначно как-то. Да и все остальные публикации Андреева оценены намного ниже.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 17:58

цитата Melamori

не самый лучший образчик применения стратегии Андреева на практике.


А какие тогда лучшие примеры? Кроме самого Андреева, разумеется.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 18:21
Лучшие... Лучшие... Активно с фанатами общаются Каганов, Зыков, Кош. Правда последний как-то притих вроде бы, а жаль.
А вообще, высказывание «за писателя должны говорить его книги» актуальным будет во все времена. :-)
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 20:41

цитата Melamori

Активно с фанатами общаются


Э-м-м, суть позиции Андреева не только и не столько в общении с фанатами. Впрочем, ладно. ;-)


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 17:54

цитата Melamori

Исходя из некоторых высказываний, выходит, что Алексей Андреев совсем не против пиратства


цитата

Я попробую доказать обратное: здесь эволюция идет как раз в правильную сторону. Другое дело, что ей мешают. И не только борцы за копирайт, но и их противники. Заранее извиняюсь, что начать придется с разжевывания деталей, которые многим и так известны.


цитата

Ну а теперь, когда все наверное решили, что я буду защищать пиратство, я скажу совершенно другое. «Свободное распространение» вовсе не является синонимом «пиратства». Ошибочное тождество порождается тем же копирайтом. Все, кто против классического бизнеса на авторском праве, как будто оказываются по одну сторону баррикады. Хотя далеко не всегда являются союзниками.


цитата

Свободное распространение — это я. То есть автор, который выкладывает в Интернет свои тексты без ограничений.
А пираты — это издатели нового типа. Несомненным их плюсом (для эволюции) является то, что автор не должен бегать за ними, как он бегает за бумажными издателями с рукописью. Пираты сами находят интересные тексты


цитата

Однако в своей самостоятельности «издатели нового типа» уходят в другую крайность — не дружат с авторами. Буквально это называется «воруют». Но для данного повествования важнее другое: такой перекос создает новые ограничения для естественного процесса распространения. Посредник опять все портит.



И так далее, полностью тут: http://www.webplanet.ru/column/busine...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 17:55
Спасибо. Интересные цитаты, интересная точка зрения. 8-)
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 17:56
Прочитайте статью Андреева полностью, она того стоит.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 18:09
Прочитала. Эх, хорошо пишет Леха Андреев. Ярко, сочно и образно. Но... как бы очень уж со своей колокольни. Хотя зерно рационализма есть, довольно крупное и жизнеспособное.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 18:13

цитата Melamori

Но... как бы очень уж со своей колокольни.


Каждый судит со своей колокольни, и ничего страшного в этом нет. Просто по первой статье у Вас сложилось не совсем правильное впечатление. Впрочем, судя по всему, автор — очень противоречивая личность.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 18:22
Может быть. Я и не говорила, что это плохо. Читать интересно, в любом случае, да и подумать есть над чем. Спасибо Вам за ссылку.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 20:42
Пожалуйста. :-)


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 17:55
Еще один всплеск старой истины: хорошо писать — это одно, а хорошо раскручиваться — это совсем другое. Если говорить о том знаменательном аукционе, то ведь надо еще суметь попасть в такое общество, где за вашу книгу кто-то даст пять тысяч. В тех кругах, где я, скажем, вращаюсь, таких богатых просто нет. Выходит, основная его мысль — надо уметь пиариться, а вы все не умеете. Что по существу верно, но с профпригодностью писателя напрямую не связано.


Свободный рапространитель он... Можно и булочки печь и на улице всем раздавать бесплатно. Даже составить конкуренцию ближайшей булочной. Но едва ли можно одолеть таким образом хлебопекарную промышленность целиком.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 17:57

цитата Завета

Выходит, основная его мысль — надо уметь пиариться


Пора дополнить старую истину — писать надо лучше, пиариться надо больше. :-)))


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 17:59
Я все-таки где-то надеюсь, что вопросы пиара и у нас со временем возьмет на себя профессионал, то есть агент. А писателя оставит писать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 18:04
Громыко в своем дневнике писала о различиях между реалиями польской и отечественной фантастики.
Во-первых, у них там не принято критиковать так как у нас, ругая писателей прямым текстом. Они своих писателей любят и жалеют, даже плохих.
Во-вторых, у них ты издал книгу 3000 тиражем и уже писатель. Пороговый уровень требований у издательств выше, чем у нас в разы, а тиражи меньше.
И третье, непосредственно касающееся этой статьи — писатель там участник шоу, публичная личность. То есть, где-то так живут и ничего. Но не в наших реалиях, конечно.


Ссылка на сообщение29 октября 2010 г. 20:50
Стиг Ларссон умер буквально перед самым выходом его книг, и издатели перепугались: как представлять книги, если автора нет в наличии? То есть да, на Западе писатель — публичная личность, но, я так поняла, больше в рассуждении рекламы его же книг. Не имеется в виду, что публичными выступлениями он будет зарабатывать, а писать для души. Там он идет скорее как живой рекламный плакат своих же книг, но это опять же помогает ему жить на творческие заработки.


⇑ Наверх