Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Melamori» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 декабря 2010 г. 00:21

Книга не оставила равнодушной. О, да... Я не могла пройти мимо... Во-первых, потому что я биолог, во-вторых, потому что какой-никакой ценитель литературы.

Теоретическая часть — первая четверть книги — основывалась на данных предоставленных одним единственным биологом, который по совместительству занимает пост президента Общенациональной Ассоциации генетической безопасности (той самой, директором которой является пиар-агент Алена Шаройкина, ее имя носит Главная Героиня). Никакого стороннего взгляда больше допущено не было. Спойлер (раскрытие сюжета).

Данные там, мягко говоря, искажены... К примеру, сказано, что современные ученые не знают, зачем растению накапливать кофеин, никотин и прочие алкалоиды. Меж тем это имеет научное объяснение. Кофеин и никотин — побочные продукты метаболизма, являются достаточно токсичными для организма растения, а так как система выделения у растений не развита, основную часть отходов они «прячут» внутри клеток, то бишь, в вакуолях, таким образом накапливая ненужные вещества. Это элементарный механизм защиты, и мне не верится, что кандидат наук (консультант Тармашева) мог его не знать. Удивительная непросвещенность, не находите?

Можно, конечно, возразить, что вся фантастика — сплошь псевдонаучные предположения. Но разве в остальных фантастических книгах в предисловии пишут такое:

цитата
«Таково действительное положение дел в мире, и если мы не предпримем ничего, чтобы его изменить, фантастическая история второй и третьей частей может стать для наших потомков черной реальностью».

Пишут так люди, которые хотят повысить продажи за счет актуальной и громкой темы. Нет, есть в размышлениях доля истины. Но кидаться читать это вот все, без детального ознакомления с вопросом и верить безоговорочно автору нельзя. А для детального ознакомления с вопросом нужно хотя бы курс физиологии растений, курс генетики и курс цитологии прослушать...

Что самое обидное — обыватель, как и предполагалось пиарщиками, остался доволен! Как же! Наконец-то нам рассказали правду о ГМО! Фигурирует и заговор корпораций, и недобросовестные ученые, и злые военные. Ах-ах-ах! А сколько драк и динамичных сцен! Ах, этот неуловимый флер очарования постапокалиптических пейзажей! А Ксюша Собчак — это же вообще героиня наших сердец...

Меж тем, по качеству книга слабо отличается от всей остальной постапокалиптики. Даже Метро 2034 в сравнении с «Наследием» смотрится достойнее. В «Наследии» же ученый традиционно рассеян, дряхл и слегка не в своем уме, военные, по традиции, тупые и агрессивные солдафоны, мутанты традиционно уродливы, корпорации традиционно-же являются представителями мирового зла. Эта стандартность давно набила оскомину. Роман напоминает какой-то американский боевик, с сюжетом настолько нелогичным, что все обоснования действий в книге держатся, буквально, на соплях.

Все факты, использованные Тармашевым можно найти в Интернете. В Интернете, вообще-то, можно найти и инструкцию по созданию взрывного устройства. Только собирать вас после исполнения этой инструкции по кусочкам будет патологоанатом в морге... Чтоб в гроб презентабельно сложить. Это я к тому, что в Интернете много неоднозначной информации, размещенной дилетантами.

Если хотите читать дешевую постапокалиптику в стиле С.Т.А.Л.К.Е.Р., наполненную подтасованными фактами, заангажированную и политизированную, эта книга для Вас.


Статья написана 30 октября 2010 г. 04:29

Фантастика бывает разной. За время от момента появления на свет «Властелина Колец» Толкиена и «Богов Марса» Берроуза он разросся из небольшого семечка в ветвистое и могучее дерево. Каждая ветвь — новый поджанр, каждый сучек — новая идея, каждый листик — новое произведение. Мы потерялись среди великого разнообразия и буйства сюжетов. Продираясь через лианы стандартизированных «женских фэнтезей» и «крутых мужских боевиков», мы начали забывать, что значит фантастика в ее изначальном смысле.

Хайнлайн по праву считается представителем той самой звездной плеяды фантастов-классиков, которые с большим мастерством доносят до нас этот забытый изначальный смысл.

«Дверь в лето» — странное и неоднозначное произведение. Написанное в 1956 году, оно стало плотью от плоти неспокойных пятидесятых. Ожидание развязки холодной войны, предвкушение невероятных научных открытий, надежда на исполнение всех желаний смешаны в идеальных пропорциях и влиты Хайнлайном в коктейль текста жестом талантливого бармена.

Перед читателем разворачивается два фантастических мира — мир 1970 года, переживший ядерную войну, исполненный научными достижениями и мечтами, и мир 2000 года — оправдавший эти мечты.

Хайнлайн, по природе страстный милитарист, не мог обойтись без войны, и главного героя он сотворил отставным офицером, талантливым инженером и просто очень справедливым и добрым парнем. Вы не увидите в портрете Дэна какого-то трагического конфликта, душевных метаний и мук выбора, да и сюжет не насыщен каким-либо экшеном. Воззрения Хайнлайна на будущее несколько наивны, в какой-то мере он переоценил силы и возможности своих потомков. Нами так и не были изобретены действующие криогенные камеры, мы не создали нульгравов, машин времени, да и искусственный интеллект так и остается пока что нашей мечтой. Реалистичность описаний научного прогресса тоже оставляет желать лучшего: из нескольких десятков ламп, пары ведер и молотка невозможно сделать думающего робота, но дело в том, что автором и не преследовалась такая цель.

Главного героя обманывают, отбирают его работу, уничтожают его жизнь, лишают его самого ценного, не давая возможности для возврата и отмщения. Кажется, что справедливости нет места в этом подлом мире, но цельность, умение следовать своему призванию и вера в лучшее переворачивают мир.

Именно эту мысль пытается донести до нас Хайнлайн — не стоит отчаиваться, ведь даже «если вас съели, у вас всегда есть два выхода». Впрочем, именно здесь главный герой находит свою дверь в лето, которая является новым, третьим выходом из положения.

Некоторые детали смотрятся на взгляд определенного круга читателей слишком дико и странно, например, любовь тридцатилетнего мужчины к десятилетней девочке. Но характеризуя эту книгу, как старую добрую классику, основной смысл стоит вкладывать в слово «добрая». Это действительно очень теплое произведение — без пошлостей и грубостей Роберт Хайнлайн дает добру восторжествовать. Чего только стоит потрясающий, хоть и совершенно ненужный персонаж кота Пита, который с головой выдает в авторе, суровом дядьке, заядлого любителя пушисто-хвостато-усатой братии.

Эта книга — наивная и добрая сказка о добре и зле. Дверь в лето — то, что ищет каждый человек — мы скитаемся по жизни, заглядывая во все дверные проемы в поисках покоя и тепла. Стоит, пожалуй, надеяться, что они не безнадежны, и когда-то перед нами откроется Она. Дверь в лето.


Статья написана 29 октября 2010 г. 04:06

Автор романа "2048" рассказывает о продаже палок и ненужной профессии писателя.

Не слишком приветствую копи-пасту, но умные мысли зацепили, в коем-то веке решила поделиться. Оригинал здесь

цитата
Читая здешние (имхонет) стенания о трудностях писательского заработка, я вспомнил историю, которая приключилась с моим сыном, когда ему было четыре года. Он собрал во дворе кучу палок — и решил продавать их прохожим. Но никто не покупал. Сын расстроился.

Конечно, я объяснил ему, в чем проблема. Но когда с такими же страданиями носятся взрослые люди — это уже клиника. Особенно писатели, которых у нас принято считать светочами разума. И вдруг светоч дает нам понять, что у него нет ни ума, ни фантазии, чтобы заработать. А что же у него есть? Смесь глупости с завистью? Но тогда лучший вариант помощи такому "таланту" — отправка на комсомольскую стройку.

Профессии вообще постоянно вымирают. В 60-е годы человек шел в технический вуз, потому что все шли, был такой стереотипный многообещающий сценарий эпохи НТР. Десять лет работал инженером на заводе, потом завод закрыли. Или заменили всех людей на роботов. Можно пожалеть опытного специалиста, который реально помогал обществу — и потерял работу.

Но сочувствовать тому, кто повалялся на диване с ноутбуком, накропал чего-то для собственного развлечения — и требует за это денег? No pasaran. Я и сам люблю валяться на диване. Или палки во дворе собирать с сыном. Или красивые камешки на море. Но зачем омрачать эти удовольствия глупой корыстью?

Ах, хочется заработать на пропитание? Тогда лучше сразу объяснить себе, что никто не будет покупать палки, собранные во дворе. Чай не XV век, писать умеют все вокруг! Забудьте профессию «писателя», и жить станет значительно легче – даже если вы до сих пор пишете.

Десять лет назад я выложил в Интернет роман «2048», и не получал за его чтение никаких денег. Тем не менее, я заработал на нем гораздо больше, чем если бы бегал по издателям. Потому что один из моих бесплатных читателей предложил мне вести колонку в глянцевом журнале (три-четыре статьи в глянце покрывают гонорар за целую книжку-роман тиражом 10 тыс. экз). А другой почитатель попросил написать сценарий для мультфильма (тоже коротко и дорого). А третий – поконсультировать веб-проект. И так далее.

В этом году роман вышел на бумаге. Думаете, наличие бесплатной интернет-версии мешает? Ничего подобного. На прошлой неделе была одна ежегодная тусовка деятелей Рунета. Мне предложили провести там презентацию с автографами. Я взял с собой ровно столько книжек, сколько влезло в карман – две штуки. Начал аукцион со 100 рублей. Шоу вышло очень веселое. Первый том с автографом ушел за 2040 рублей, второй за 5040. Следующий раз, возможно, даже не надо будет брать книг – только микрофон.

Кстати, многие знакомые музыканты уже давно забили на диски, которые в России не продаются – зато они прилично зарабатывают живыми концертами на корпоративах. Почему бы писателям так не зарабатывать, показывая свой ум и фантазию в живом диалоге?

А вот логичный ответ: потому что большинство «профессиональных» писателей в современной России — люди неинтересные. Они не делятся оригинальным опытом. Они списывают истории из чужих ЖЖ, кулинарных книг и википедий. Они "новелизируют" западные компьютерные игры, дописывают сериалы с заранее определенными картонными героями, не чураются автоматических переводов. Они считают, что редакторы обязаны исправлять все их косяки, фактически переписывать за них текст. А потом кто-то еще обязан их печатать и продвигать. Понятно, что такой фальшивый автор не может выйти на живую сцену один и без ансамбля. Но именно этот шитый белыми нитками Франкенштейн является ролевой моделью для множества новых адептов ненужной профессии.

А ведь живые выступления были бы самым естественным фильтром. Сразу 90 процентов халтурщиков отмело бы. Какой же ты поэт, если твой стих не поется сам собой. Какой же ты писатель, если твоя история не рассказывается вживую, если ты не можешь ответить на актуальный вопрос.

А по результатам — и оплата на месте. Страшно, да? Ну так электрику тоже страшно на высоковольтные столбы залезать. Но залезает ведь. Так что вперед — на сцену, на радио, на кафедру вуза, в детсад, в экскурсоводы, в онлайновые консультанты, наконец. Хватит плодить мертвые безадресные тексты, их и так завались уже.

Сделала парочку выводов:

1) Исходя из некоторых высказываний, выходит, что Алексей Андреев совсем не против пиратства, и поддерживает давешние предположения Дивова о том, что хорошего автора всегда будут покупать в бумаге.

2) Алексей пропагандирует западную модель системы читатель-писатель, в которой писатель является не только производителем текстового контента, но и публичной личностью, которая делает шоу, развлекая фанатов всеми доступными способами на встречах и конвентах.


Статья написана 29 октября 2010 г. 02:22

Дом, в котором… живут чудеса. Не сладкое, ванильное волшебство, и не сумеречная ворожба. В Доме живут самые правильные чудеса на свете. Они не даются в руки сами, как голодные котята, и не прячутся в темных подвалах от охочих до них глаз. Они просто существуют. Здесь чудо нужно заслужить. Не заработать, не выпросить, а стать достойным его участником.

Дом, в котором… не бывает случайностей. Здесь есть свой Закон, неизвестный дословно никому, но исполняющийся до последней точки. За все назначена своя цена, точно такая, какую каждый сможет заплатить.

Дом, в котором… живут иные люди. Им не нужна жалость и ваше участие, они прекрасно обойдутся без всего этого, сохранив теплоту сердца и чистоту разума. Но их благодарность за искреннюю любовь и понимание будет безгранична.

Дом, который… я полюбила. Вместе со всеми его жильцами, наглыми кошками, рисунками на стенах и бледными призраками ночных коридоров. Дом, которому я благодарна.

Книга моей мечты. Книга-Неожиданность. «Дом, в котором…» еще не родился полностью, а уже стал любимой книгой десятков тысяч людей. Книга о детях, видящих больше, чем взрослые, но отчаянно боящихся вырасти. Этот страх перед Миром испытывал каждый из нас. Именно из-за него мы строили шалашики из стульев и простыней, читали сказки и верили в них, видели нечто большее, чем просто далекие шарики горячей пыли, глядя на звездное небо.

Мы влюбляемся в этих мудрых, беспомощных Маленьких Принцев и Принцесс, каждый из которых несет в сердце воспоминания о своей планетке и нежной капризной Розе. Мариам Петросян рассказала нам их истории, разные, и в то же время похожие. Рассказала и заставила завидовать. Завидовать детям-инвалидам. Они не могут ходить в этом мире, но становятся прекрасными эльфами в другой реальности, они слепы, но видят больше нашего, они навечно прикованы к инвалидному креслу, но могут управлять этой вечностью по своему усмотрению. Драконы, оборотни, птицы и охотники – они живут в своем мире, верят в свои истины, чувствуют, любят и понимают то, чего нам так остро не хватает.

История, написанная великолепным языком, она хватает вас за руку и ведет в параллельный мир. На своем запястье вы чувствуете то лемурьи пальцы Слепого, то теплую ладошку Табаки, пластиковую «граблю» Сфинкса, или нервную руку Курильщика. Все они смотрят на Дом по-разному и каждый взгляд по-своему верный.

В книге 990 страниц, но прочитав половину, я начала остро жалеть, что их не 1990. Сердце требовало, чтобы история Дома была бесконечна и автор, тоже чувствуя эту потребность размыкает круг. Мариам знает — чтобы круги на воде замкнулись в волшебную спираль, иногда стоит лишь уронить на ветер перо.

И даже если «Дом, в котором…» окажется для автора первым и последним произведением, я навсегда запомню Мариам. Ведь никогда еще книга не заставляла плакать не из-за сострадания, или жалости, а от облегчения, от осознания истины из трех простых слов: «Все будет хорошо».


Статья написана 29 октября 2010 г. 02:19

«Цветы для Элджернона» не то произведение, о котором стоит говорить многословно. Во-первых, потому что о нем сказано даже слишком много. Во-вторых, вся насыщенность романа идеями, свойственными классике литературы, сочетается с их изящной прозрачностью. Они лежат на поверхности, как лилии на водной глади, и у рецензента не поднимется рука, чтобы баламутить воду в этом зеркальном живом пруду. За пятьдесят лет существования рассказа, за сорок с лишним лет существования одноименного романа о нем уже было сказано достаточно. Две высочайшие литературные премии, по одной на каждое произведение, тысячи отзывов и рецензий, высокопарные слова о гуманизме, ставшие для книги новой, признанной всеми, аннотацией, и потоки искренних, горячих солоноватых слез, пролитые над ее страницами – вот то, что характеризует роман наилучшим образом.

И все же рецензенту есть что сказать о книге, и все его усилия будут направлены на донесение до рядового читателя остроты необходимости прочтения «Цветов для Элджернона». Книгу стоит прочитать для того, чтобы впустить в себя свет человечности. Люди, людишки, серая масса, которую так удобно считать поголовно, они несутся через жизнь, не замечая тех, кто под ногами, или в стороне. Человечность это не только желание поделиться мелочью с нищим инвалидом, не только помощь, предложенная старушке, пытающейся перейти дорогу. Человечность, гуманизм – это, в первую очередь, признание любого человека человеком, личностью, носителем целой Вселенной, заключенной в мягкую телесную оболочку. Пускай эта Вселенная будет урезана, пускай она будет проста, как замок из детских кубиков, построенный трехлетним ребенком. Но этот мир тоже нужно понять и проявить к его носителю уважение.

Когда Чарли из слабоумного превратился в понимающего и знающего, люди, которые общались с ним до его преображения, отвернулись от него. Неприятно видеть, что тот, над кем ты в тайне потешался, теперь стал умнее тебя. Но еще паршивее становится от осознания того факта, что ты позволил себе издеваться над этим человеком, беззащитным и наивным. И если раньше тебе не перед кем было отвечать за свои поступки, то теперь этот человек все знает и понимает. И единственное желание в такой ситуации – убежать восвояси.

Воистину, многие знания – многие печали. Из счастливого и доверяющего людям дурачка, Чарли превращается в гения. Куда только делись его доверчивость и доброта? Они были растоптаны воспоминаниями о собственной матери, они были уничтожены словами окружавших его людей. О, сколько разочарований ждали маленького Чярли, нашедшего себя.

Да, возможно, не стоило гневить Бога, возможно, не стоило идти против Его замысла. Но суть человеческая такова, что грех будет свершен, если есть возможность. Конечно, к дерзкому эксперименту ученых подтолкнули собственные честолюбие и гордыня. Но нельзя отрицать, что противоречие это было высказано во имя добра и стремления помочь людям так же.

Если кому-то (хотя, кажется, никто не останется в стороне) будет тяжело читать последние страницы — потерпите. Хоть конец и будет предсказуем, и надежда — последнее, что в нем можно увидеть, останутся безысходность и доброта, и что-то еще очень важное, чего нам всем не хватает. Не ум, не знание, а понимание. Не жалость, не сочувствие, а поддержка и человечность.





  Подписка

Количество подписчиков: 23

⇑ Наверх