Драконья погибель Заметки на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Niko-Ra» > Драконья погибель (Заметки на полях)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Драконья погибель (Заметки на полях)

Статья написана 29 октября 2010 г. 19:12

Дракону, как известно, в фэнтези отводится центральное место. Нет дракона, мага и воина – нет фэнтези! Без всяких разных гоблинов и схрулей – еще: куда ни шло. Можно обойтись без воров и кендеров, без мурлодроллей и хоббитов, но нельзя, слышите, ни в коем случае нельзя писать фэнтези и не обмолвиться о драконе! Удачи у романа не будет. Автору простят не знание боевой тактики конной кавалерии, неумение героев пользоваться баллистой или катапультой, забудется путаница с навигацией и представление о крепостях как о неких эфемерных воздушных замках. Но, увы, отсутствие дракона – это две трети провала.

Впрочем, тут постарался Толкин. Профессор развлекался, издевался, изгалялся, а в результате – культ. В «Хоббите» – эльфы еще были: то ли бабочками, то ли дрянью какой-то крылатой, но уже во «Властелине Колец» – обернулись мудрым народом (без крыльев уже, что характерно!).

Вот и, паразиты, драконы эти, оттуда же выползли: прямо из пещеры Одинокой горы. И, что примечательно, одним из родоначальников крылатых мудрецов был Смог. Заметьте: не НЕСМОГ или НЕЗАХОТЕЛ. Забавно, не правда ли?:-)))

Оно, конечно, драконы были в нашей культуре всегда: и китайские воздушные, и русские – похмельные и трехглавые, и европейские геральдические. А всяких там линдвормов мочил (правда, не в сортире, а так, по-свойски, – мечом и копьем) еще Александр Македонский, опять же, если историки не врут. Они те еще, эти господа сочинители!

Эх, сказочники… Пропагандировали бы всяких там мудрых грифонов, сфинксов, единорогов, так нет же! Единороги де – символ прощания с девственностью и нечего его выставлять. Ах, бедный Фрейд, чего-то он там в своей «Каббале» до конца не уяснил. А дракон у нас, значит, в сексуальной шкале не числится, он де – мудрый. Ну, это опять же, как повернуть.

Дракона в фэнтези уже рассмотрели со всех сторон: и анатомия его известна, и виды, и психология. Ну, нравится читателям крылатое чудовище без сердца, но зато с мозгами! И чего только драконам не приписывали: и звездный взгляд, и божественную мудрость, и вечность! Токмо, извиняюсь, по нужде драконы все же ходят, принцесс зачем-то периодически воруют, а главное – пасхальных барашков жрут, зар-разы!

Но особенно всех занимает вопрос: как же появляются драконы: из яйца или из света звезд? Ну да, микробы и всякие холерные палочки – от нечистот, а драконы, стало быть из света. Мудро. А то маги могли бы, просто, взорвать инкубатор с драконьими яйцами – на том бы фэнтези и кончилось. Но как скучно стало бы сразу без такого-то архетипа в литературе! Тут уж и артефакты не спасли бы. Подумаешь: говорящий меч, кушающий души или колечко, живущее три эпохи, или ворованный молот Тора… Ежели не с кем сражаться, то и кольца с мечами уже не нужны.

Но вот тут-то и возникло страшное подозрение: а что будет, ежели драконы кончатся? Просто возьмут и вымрут или мигрируют на Альфа Центавру? Это же тогда целый жанр скопытится! Киноиндустрия потеряет львиную часть доходов, писателям придется сочинять фельетоны. Тоска! Вот откуда началось триумфальное наступление драконолюбов. Из вот этих самых меркантильных соображений.

Писатели стали кровожадными в меру: чудищ сотнями больше не заваливают. Но хоть одного дракона, а убить нужно! Как же без этого? Иначе – нет чувства победы… Но просто отсечь спящему башку – вроде и неудобно. Где героизм, мужество, смекалка? Как героя должна встретить тоскующая любовница или жена, если он придет не в крови и в кишках?! Не порядочек! Романтизму маловато.

А приверженцы альтернативной военной службы (ну, гуманисты там всякие, идейные «несопротивленцы») быстро нашли выход: дракон – это до того мудрое и свободное существо, что любая кухарка сделает из него собаку Павлова и мальчика на побегушках. Особенно эдаким лояльным подходом к драконам страдают женщины.

Если пристальнее вглядеться в полотна таких законодателей моды, как Boris Valledio, Luis Royo, то сразу станет ясно, что к чему. Дракон, как ни крути, в отличие от единорога, в сексуальном сознании масс является символом мужского достоинства и всякого разного совращения в духе бессмертного Казановы. Однако все в голос твердят, что драконам неведомы человеческие чувства и любовь. Вот и пойми их, этих писательниц!

Впрочем, разные авторы мстят драконам обычно чисто по-женски. Дж. К. Роулинг, к примеру, ворота к этому самому дракону сделала прямо в туалете для девочек. Это, чтобы он, великий мудрец, поглядывал бы за школьницами что ли? Или из одной лишь вредности? Вот, мол, вам, бессмертные гады!

Энн Маккефри полностью подчинила бедных драконов воле наездников. Ящеры выступают в роли тяговой силы. Даже как-то грустно становится. Что это вам, мулы что ли? Откуда у драконов психология рабства? Не вяжется мудрость и такое положение вещей. Глупо как-то.

А вот Барбара Хэмбли пошла ещё дальше. Подумаешь – чувства дракона! Плевать на ящеров! В центре мироздания стоит жена. И точка. Именно она решает: кого и как будет любить муж, дракон Моркелеб и всякие там демоны.

В общем, похоже на то, что фантазии стало маловато. Ну, не понимаем мы, нормальные люди, холодного практицизма бессмертных! Или, может быть, мы все обманываем друг друга, а в каждом, на самом-то деле, спит безжалостный и равнодушный дракон, и любви именно мы не знаем сами? Где правда? Поди-ка разберись…

Люди и драконы становятся все ближе друг к другу. Стираются, так сказать, расовые различия. Рептилии оказались в положении негров в Соединенных Штатах до и после гражданской войны. Сначала писатели использовали драконов как дешевую и надежную рабочую силу. Но с каждым годом образы этих рептилий с психологической точки зрения стали развиваться все сильнее. К примеру, ящер Арм-Анн из «Ритуала» М. и С. Дяченко, познав истину, уходит из рая, чтобы спасти принцессу. Благородно, но не по драконьи. Получается что? Вот именно: борьба с социальной дискриминацией.

Вон Шумилов быстренько показал граду и миру, что такое виртуальный дракон. То есть: приплыли. Скоро на рыцарей будут подавать в суд за ущемление гражданских прав всяких ящеров. Сначала мы драконов оправдаем, а потом – дружною толпою, то бишь, стадом – попремся в загон. Правильно, а драконам тоже кушать надо. Не написана такая книга? Ну отчего же. Вот «Посмотри в глаза чудовищ» и ужаснись. Вот и достойный финал: да на кой нам жизнь в человеческой шкуре, ежели круче (то бишь моднее и выгоднее) – быть драконом. Хотя бы как Влад Цепеш. Вот она, жалость, к чему приводит.

Все, дракон побежден, очередная книга закрыта.

Что значит «Драконья погибель»? Если вдуматься, а?

Да то и значит: а бессмертные-то хитрые, притворяются. Умерли, да подглядывают! Нехорошо, не красиво. И выходит, что Ницше был прав. Не зря он с ума сошел. Видимо, было с чего сходить-то. Грустно. Победивший дракона сам становится…

Банально? Увы. Жизнь подтверждает.

А это значит: на подходе уже книги и сериалы о благородных и злых ящерах: «Просто Дракон», «Побег из драконария», «Месть дракона», «Бешеный дракон», «Дракон в законе»…

Смеетесь?

А зря.





64
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 января 2011 г. 23:43
Очень интересно. :-) спасибо за статью!
Питаю особую любовь к драконам.:-)))


⇑ Наверх