Кризис в фантастике Причина


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Кризис в фантастике? Причина третья
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кризис в фантастике? Причина третья

Статья написана 3 ноября 2010 г. 12:45

Советская экономика была построена так, что денег на руках у населения было больше, чем товаров в магазине, которые можно на эти деньги купить. То енсть все более-менее качественное, в том числе и хорошие книги, было дефицитом. С переходом к рыночной экономике издательства принялись заполнять этот дефицит, в чем и преуспели. Читательский спрос — не бездонная бочка. Если первые тиражи Стругацких, Брэдбери, Саймака, Желязны и других классиков фантастики измерялись сотнями тысяч экземпляров, то в течение нескольких лет большинство желающих приобрели себе все, что хотели и тиражи переизданий начали стремительно падать. Вместе с тем, любой бизнес пытается развиваться, то есть наращивать объемы производства. Проблему пытались решить разными способами. Первая половина 1990-х охарактеризовалась резким расширением круга иностранных авторов, которых начали печатать отечественные издатели. Однако, в скором времени откровенно пиратские издания ушли в небытие, и со второй половины 1990-х все активней начинает издаваться отечественная фантастика. В 2000-х годах постепенное падение тиражей издатели пытаются компенсировать наращиванием разнообразия издаваемой литературы. Количество наименований резко возросло, что открыло широкую дорогу к изданию литературы, мягко говоря, невысокого качества. Однако, суммарные тиражи продолжали уменьшаться. Кризис же 2008 года особенно активно ударил по книгоиздательскому и книготорговому бизнесу, ведь книга не является предметом первой необходимости,  а сокращение расходов населения идет в первую очередь за счет уменьшения трат на развлечения, предметов роскоши и т.д. В итоге в отечественном книгоиздании возник классический КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА, когда предложение значительно превосходит спрос на бумажную книгу. Причем, это касается не только фантастики, но всей художественной литературы. Способы же выхода из кризиса, предпринятые книгоиздателями, на мой взгляд, только ухудшили ситуацию.





126
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:09

цитата kkk72

Способы же выхода из кризиса, предпринятые книгоиздателями, на мой взгляд, только ухудшили ситуацию.

И какие это способы?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:30
Доберусь и до них


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 15:59
Интересная причина. Только мне кажется, наоборот, кризис перепроизводства в идеале должен очистить прилавки от большинства шлака. Здесь может помочь причина номер 2 — потребители армадоподобного будут скачивать и/или ошиваться на самиздате, и планка качества для дебютной книги, должна, по идее, возрасти. (в идеале опять-таки).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 17:39
А пока он очистил прилавки от хорошей литературы. Больше всего пострадало издание качественной переводной фантастики, потому что на нее нужно больше расходов и больше времени на подготовку издания. (покупка прав, перевод)
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 10:04
Вы путаете «хорошую» в смысле литературного качества и «хорошую» в смысле востребованности книгу. Эти множества иногда пересекаются, но четкой корреляции тут нет. В результате действительно есть шанс, что прилавки будут очищены -- от того, что плохо продается. То есть от всяких галиных, дяченок и прочих хаецких.


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 18:17
Полностью согласен с этой причиной, хотя она скорее всего идет на фоне низкой платежеспособности людей, так как уверен были б деньги — покупали б и литературу, много людей сейчас далеки от электронных книжек и чтения электронок и у них осталось еще то «советское», но денег на покупку литературы изрядно не хватает, а цены идут только вверх. Будет интересно услышать о

цитата kkk72

Способы же выхода из кризиса
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 18:28

цитата benommen

она скорее всего идет на фоне низкой платежеспособности людей,

Согласен. Но вот я себя не считаю бедным человеком, и все же цены на книги становятся все более недоступными для меня. Когда пара книг стоит столько же, сколько хорошие брюки, или поездка в Крым и обратно, или недельный запас провизии — это слишком дорого.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 18:40
Значит может все таки недостаточно, если все же стоит выбор между 1 и 2? Хотя полностью согласен с тем что продавцы и издатели решают проблему уменьшения прибыли именно подниманием цен. Чего только стоит то, что я 5 лет назад Пехова трехтомник Сиалы брал за 35-45 грн, а сейчас вижу за 120-150 и это врядле инфляция, так как за 5 лет цена могла вырости максимум в 2-2,5 раза а не в 4. Хотя правда курс упал в какой-то мере. Так что надо наверное вводить дополнительную причину для жителей Украины — мы живем теперь не в СССР — и пока книга добирается до нас она существленно прибавляет в цене...
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 18:58
Она и в России сильно прибавляет по сравнению с Москвой.


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 22:50
Книги действительно стали весьма дорогими. Однако отказ от книг по этой причине думаю не велик. Больше верю в конкуренцию увлечений...
А классиков фантастики покупают меньше потому что любой товар имеет свой жизненный цикл. Классиков можно отыскать во многих домах и взять почитать за просто так.


⇑ Наверх