Люди, постоянно слушающие музыку по много часов в день, а также отличающиеся тягой к разнообразию, неизбежно приходят в к тому, что начинают ощущать кризис на современной музыкальной сцене. Все более ли менее типичные жанры переслушаны в разные периоды жизни, и тогда начинаешь обращать внимание на разную экспериментальную музыку, причём хочется, чтобы она была не так сложна для восприятия, как, скажем, электронный проект Autechre.
В моём субъективном понимании, по-настоящему подсаживается на пост-рок тот, кто уже пресытился всей музыкой, и ожидает какого-то нового, инновационного подхода. Познакомившись с пост-роком, он понимает, что это полностью его, и потом слезть уже будет трудновато, потому как привыкаешь к этому новому звучанию, и стандартная музыка потом кажется уже «прошедшим этапом» становления музыкального вкуса.
Дедушкой пост-рока был краут-рок, появившийся уже в шестидесятых. Ещё один жанр-предшественник — шугейзинг, который на ранних этапах частенько соединялся с дрим попом. В краут-роке впервые были предпосылки отказа от аккордов и риффов, создающих ритмическую аранжировку для вокала, в пользу инструментальной музыки и создания тембров, музыкальных структур, которые становятся такими специфичными саундскейпами. Шугейзинг же использовал плотную гитарную стену звука с помощью разных примочек для гитар, пространственные гитарные фоновые переливы. Оба этих жанра в большей степени повлияли на пост-рок.
Но сам термин появился лишь в 1994 году благодаря критику Саймону Рейнолдсу и альбому Bark Psychosis «Hex». Позднее Рейнолдс развил эту идею в 123-м номере музыкального журнала «The Wire». Он использовал термин «пост-рок» для описания музыки, «где свойственные року инструменты применяются в не-роковых целях, гитары используются для создания тембров и текстур, а не риффов и аккордов». Позднее им же были обозначены перспективы пост-рока:
цитата
Быть может, одна из перспектив развития музыки в будущем лежит… в кибернетическом роке; не только методология Техно, но и какая-то взаимосвязь между традиционной игрой на инструментах и использованием цифровых эффектов и аксессуаров.
Словечко не только прижилось в музыкальной среде, но тут же начали появляться куча групп, специально играющих пост-рок, и хотя некоторые истинные творцы интересной музыки избегают всяческих ярлыков и никак не характеризуют свою музыку, всё же к пост-року она относится хотя бы чисто стилистически.
Пик возникновения самых интересных групп пост-рока пришёлся на конец девяностых. В новое тысячелетие мы вошли уже с сформировавшимся новым жанром, все нашли в нём способ выражения своих музыкальных идей, создания интересной музыки, такую, какую музыканты и хотели создавать.
Сейчас уже есть несколько видов пост-рока, их описания и описания групп, играющих их, я даю ниже.
Судя по ласт-фм, самой прослушиваемой и популярной группой пост-рока является исландская группа Sigur Rós.
цитата
Отважно заявляя, что они «полностью изменят будущее музыки», исландский квартет изобретает собственный стиль, строит собственный музыкальный мир, исполненный драматизма, романтичный и отталкивающий одновременно. В их вопиющей оригинальности отчасти «виновата» родина. Исландия, которая, как известно, никогда не была центром рок-н-ролльной культуры, околдовывает раз и навсегда. Музыканты Sigur Rós не представляют, как могли бы долго жить за её пределами, не говоря уж о том, чтобы покинуть её навсегда.Sigur Rós с первых шагов всегда отличала экстравагантность, чтобы не сказать — дерзость. Вокалист Биргиссон, например, изобрел специальный язык («никто не понимает его, кроме меня»), на котором написаны некоторые песни группы. Это невероятная смесь исландских слов и звуков собственного сочинения, так что буквально понять их тексты не могут даже соотечественники. Но это не мешает Sigur Rós завоёвывать симпатии меломанов всего мира, равно как и критиков самых строгих музыкальных изданий. Своей электрогитарой Jonsi Birgisson тоже пользуется специфически, играя на ней с помощью смычка, как на виолончели.
Это неземная, волнующая и очень атмосферная музыка, чарующая своим волшебством и красотой, но иногда и отталкивающая силой и холодностью.
Классический пост-рок исполняют как группы, стоящие у истоков жанра (каким мы его видим сейчас), так и множество образовавшихся потом молодых команд, обладающих собственным звучанием.
Столпы жанра:
Godspeed You! Black Emperor — канадцы уникальны своим резким, сложным и отталкивающим звучанием, настоящая музыка апокалипсиса.
Mogwai — культовые британцы, которые и дали пост-року широкую дорогу альбомом Young Team в 1997 году.
Explosions in the Sky — классический пост-рок, отличная группа, вызывающая своими импровизациями целый спектр эмоций.
Mono — японцы одни из лучших в пост-роке, создают целые музыкальные шедевры
Новые интересные команды:
This Will Destroy You — рекомендуется
Yndi Halda — очень интересное звучание, и мрачное, и светлое, и красивое, и сложное.
Caspian — рекомендуется
pg.lost
Gifts From Enola — рекомендуется
The Evpatoria Report
Long Distance Calling
Ef
Red Sparowes
Crippled Black Phoenix
Отдельно стоит выделить группу с непередаваемой космической атмосферой, которая у многих на слуху — God Is An Astronaut, но это не совсем «чистый» пост-рок.
And So I Watch You From Afar (+math rock)
65daysofstatic (+math rock, electronic) — это просто боги. Айухенная группа.
The Album Leaf (+ambient, electronic) — любимая моя группа. Джимми ЛаВалле создает потрясающую и красивую музыку, используя электронные сэмплы, гитару, клавишные и контрабас (и не только их), мелодии и песни, которые очень трогают и доставляют.
Hammock (+ambient, shoegaze) — ещё одни мои любимчики. Музыка, просто уносящая вдаль к облакам.
Joy Wants Eternity (+ambient, shoegaze)
Saxon Shore (+ambient)
Russian Cirles (+post-metal) — меня не впечатлило
If These Trees Could Talk (+post-metal) — настоятельно рекомендуется
Tides From Nebula (+post-metal)- поляки хороши, хотя у них всего 1 альбом
The American Dollar (+ambient, electronic) — просто прекрасная группа
Maybeshewill(+math rock)
A Silver Mt. Zion — выходцы из Godspeed!You BE, так же оригинальны, как и неоднозначны.
Указанные группы — лишь малая часть тех, что вообще существуют, очень много сейчас этого дела стало. Но новички, которых много и в России и СНГ, пока не выдают хорошего качества записи, хотя материал у них и неплохой.
На этом я свой обзор заканчиваю. Используйте форумы и сайты пост-року — и узнаете горадо больше групп, если вас заинтересовал жанр.
Ссылки:
http://vkontakte.ru/club134428
post-rock.ru
thesilentballet.com
http://www.lastfm.ru/group/AFTER+THE+POST+ROCK
Источники: Ласт-фм, Википедия, мой личный опыт