Владислав Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Три мира — мир благоустроенной Земли будущего, в котором космические корабли выходят в субпространство, и роботы давно стали привычными в обществе; мир загадочной Планеты, в котором люди боятся числа пять и в котором происходят загадочные события, а также другой мир Земли, о котором почти ничего не известно, пересеклись. Для молодых и взрослых героев произведения это открывает как и увлекательные приключения, так и опасности.
Первая публикация в журнале «Уральский следопыт», 1983, N 3-5; 1984, N 1-2; 1985, N 1-2.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— цикл «Великий Кристалл» > примыкающие к циклу произведения
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 359
Активный словарный запас: низкий (2522 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 38 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kkk72, 23 января 2009 г.
Обидно, чертовски обидно... Я уже как-то сравнивал хорошие книги — с надежными друзьями, слабенькие — со случайными попутчиками. И вот, добравшись наконец до Крапивина, я совершенно отчетливо понял — вот книга, которая могла бы стать в свое время моим верным спутником, моим учителем жизни, моей путеводной звездой по дороге к мечте. И нужно то было нам всего-навсего встретиться лет на двадцать раньше. И ведь такое вполне могло получиться, но, увы, не судьба. И встретились мы с этой книгой уже как взрослые люди. Посидели, интересно пообщались, пожали друг другу руки и расстались приятелями, но не более того.
Наверное, удачнее всего у автора получается создание особой атмосферы, очень романтичной и душевной. Прочтешь главу-другую — и просто становится легче на душе. Мастерски автору удается создавать достоверные миры, в существование которых готов поверить. Буквально несколькими штрихами Крапивин создает прекрасные описания. Вообще, мир Крапивина показался мне очень похож на мир Грина, такой же наполненный каким-то внутренним светом. С действующими лицами чуть хуже. Нет, крапивинские мальчишки, равно, как и взрослые, остающиеся мальчишками в душе, просто замечательны. Но иной раз они уж слишком похожи друг на друга, слишком идеальны. Образы же врагов получились не то что картонными — гипсовыми. Зло в романе безлико и слишком абстрактно. Хотя само выражение — «Те, кто велят», конечно, запомнилось. Поведение своих юных героев автор описывает хорошо, а вот со взрослыми дело обстоит хуже. Ну разве так должен реагировать опытный космонавт на нештатную ситуацию?
Сюжет, сперва неспешный, в конце первой части удивил меня резкими переходами от одной реальности к другой, характерными, скорее для Филипа Дика. Ко второй части многое стало понятно, а третья, наконец, связала концы с концами. В итоге история получилась действительно увлекательной, хотя кое-где, например с судьбой Денька, автор несколько перемудрил. Да и чудесные спасения героев, вполне уместные в детской книге, все же кажутся очень наивными.
И все-таки больше всего меня поразила образность книги. Яркие картинки — ночной поход по рельсам, Пустой город, старая крепость, роботенок Васька надолго останутся в моей памяти, как фотографии, привезенные из хорошего похода.
Признаюсь честно, боялся разочароваться в этой книге, Боялся, что она покажется мне совсем детской и безнадежно наивной. И очень рад, что ошибся и получил неподдельное удовольствие.
kerigma, 27 апреля 2015 г.
Думаю, в возрасте 12 лет эта книга должна производить просто сокрушительное впечатление. Собственно, она и меня, взрослого человека, изрядно читавшего АБС, тоже впечатлила еще как, тем более, что я ничего подобного не ожидала. Ожидала милую домашнюю историю про пионеров и хороших мальчиков, а также не очень хороших взрослых людей. Получила — удивительную сюрреалистическую сказку для всех возрастов, больше всего похожую на различные миры АБС, чем на что-то другое. Мир «Тех, кто велит» напоминает очень сильно «Град обреченный» — не какими-то даже конкретными деталями, а общим ощущением интереса и тревоги, в котором преобладает тревога, общей неустроенностью окружающего мира и неясностью его законов. Проверила, «Град» напечатан лет на 5 позднее. Мир Земли — это, конечно, мир Полудня, КОМКОН, исследования далекого космоса, Гагарин улыбается и машет рукой, прекрасный уютный и интересный мир. Мир «другой Земли» — самый, пожалуй, приближенный к нашему, самый «домашний» и уютный, как дом бабушки с дедушкой в небольшой деревушке, самый простой, пожалуй, и наименее «опасный».
Пересечение трех миров, через которые идет один таинственный поезд (привет «Темной башне»). Простые детские вещи (мячик, барабанная палочка), которые становятся единственным оружием в борьбе с жуткими пришельцами, которых не берет супер-бластер. Пришельцы-манекены, не страшные сами по себе и даже не делающие (по крайней мере, на глазах) ничего страшного с героями, но жуткие именно своей ненастоящестью. Все это настолько бьет по «внутреннему ребенку», что мгновенно вспоминаешь и свои детские игры, и детские страхи. У всех, наверное, были такие «талисманы» из ничего не значащих вещей. Все, наверное, пугались хоть раз манекенов, клоунов или просто людей непривычного вида.
Я затрудняюсь даже описать сюжет этой книги — собственно, он состоит в приключении персонажей (большая часть из которых — это дети и подростки), которые полумагическим образом переходят из одного мира в другой, по пути борясь с общим для всех миром злом — Теми, которые велят. Хотя переходы в другой мир — это только некая пограничная точка в их биографии, ее край, а не середина, а в середине лежит жизнь и приключения в том мире, который им достался. Говоря «приключения» я не имею в виду что-то простое и глупенькое, как в детских сказках, а скорее — приключения «Обитаемого острова», жутковатые, но тем более манящие. Мне кажется, в этом секрет успеха и АБС, и Крапивина в данном случае: в манящей жути. Новое и необычное совсем не так интересно, если в нем нет отголоска опасности и неясности. А самое сокрушительное — это обнаружить опасность и неясность среди простых вещей и привычного окружения (а не в каких-нибудь дальних странствиях, где ее ожидаешь и к ней готовишься). Собственно, в этом суть многих детских игр: борьба с воображаемым и непонятным врагом. В данном случае она является законом и канвой всего романа, при этом враг далеко не воображаем, но от этого не становится более внятным.
Крапивина выгодно отличает от АБС простота и доброта, что ли, текста. Чувствуется, что он скорее ориентирован на детей и подростков, но при этом я искренне не понимаю, почему «для взрослых» пишут по-другому — как будто в мире взрослых нет ни простоты, ни доброты, а есть только герои «Града», которые и сами, признаться, не особо привлекательные персонажи. За счет этого за крапивинских персонажей очень переживаешь, к тому же они все, несмотря на то, что как на подбор — хорошие, еще и личности. Особенно в истории трех мальчишек из последней части это очень видно, при том, что сюжетно она наиболее спокойная их всех, но именно за счет этого можно понаблюдать за персонажами.
Видимо, в итоге надо сдаться, потому что мне так и не удалось, кажется, объяснить, чем эта книга так потрясающа. Но там, где я ожидала увидеть милую историю для детей и подростков, я внезапно обнаружила шедевр ничуть не хуже, чем лучшие вещи АБС, причем подходящий для чтения и детям, и взрослым.
namco 87, 7 сентября 2013 г.
Начинаешь читать книгу и она тебя с головой опускает в тоску о чем-то давно прошедшем и утерянном. Заставляет думать о детстве, когда ты с товарищами целыми днями пропадал на улице: играл в машинки, солдатики, бегал по лесу, лазил по деревьям, устраивал войнушку на стройках, плескался с утра до вечера на речке, сидел вечером с друзьями у костра и пек картошку. Как весело было ночью лазить к соседям за грушами, а потом с гордым взглядом и мыслями, что не сдрейфил и сорвал таки самую большую с верхушки, идти по освещенной фонарями улице и уплетать в компании лучших друзей ваш общий фруктовый улов. Днем строить домик у приятеля во дворе, а потом с ним вместе таскать со стройки доски и делать в лесу свой столик, такой же как у взрослых мальчишек. Гонять на санках с горки одному или паровозиком и долго смеяться когда произойдет авария и все попадают в снег. Вечером прийти домой, где тебя ждут любящие родители, которые немного пожурят за растрепанный вид и отправят на ужин. Наевшись, завалиться с мамой и папой на диван, чтобы посмотреть любимый сериал или американский боевик, которого ждал всю неделю. Пригревшись около родителей спокойно заснуть, не боясь никого на Земле; ведь взрослые тебя защитят. Ах как душат меня эти воспоминания. Я знаю, что такого больше не будет. Прошла, пролетела беззаботная жизнь.
Проходит время, мальчишки вырастают. Многие с кем ты веселился в детстве забывают про ваши беззаботные годы. Они просто знакомые у которых своя жизнь. Им наплевать на тебя. Все что они могут — пожать руку и пройти мимо. Обидно, когда узнав о каком-то знаменательном событии в их жизни ты звонишь, чтобы поздравить, а в ответ:«Парень тебя обманули. Ничего не случилось». Тогда обрывается последняя нить и тот кто был частью прошлого становится чужим. Рядом остаются только несколько друзей, прошедших с тобой от детства до настоящего времени. В их компании ты отдыхаешь, у вас есть общие интересы, разговоры. Они не те мимолетные знакомые, которые с тобой только для решения деловых вопросов или пока полон кошелек. Иногда уходят и они. Жизнь делает так, что вы не можете уже встретиться. Тогда тоска в сердце увеличивается, рождая воспоминания: о прохладной, летней речке, вкусной, сочной груше, недостроенном соседском доме, где в подвале ты с пацанами спрятал сокровища, скрипе санок, запахе новогодней елки. И над всем этим несется громкий мальчишечий смех.
Большое спасибо Владиславу Петровичу за такую чудесную книгу и те чувства, которые она разбудила в сердце.
kharum, 27 декабря 2010 г.
Это сказка. Современная сказка, где вместо рыцаря в сверкающих доспехах — отважный космопроходец с офигенным бликом. Вместо драконов и кощеев — малопонятные, и от этого еще более жуткие Те. Но обязательная борьба Добра со Злом.
Это сон. Многоуровневый, цветной. Герой,как в настоящем сне, попадает из одной коллизии в другую — совершенно невероятно, но, по законам сна, логика остается непонятной, но неразрывной. Нельзя найти ответ на вопрос «почему», но вопрос этот остается где-то внутри, а действие продолжается, и ты принимаешь логику действия, нимало ее не понимая. Временами сон превращается в кошмар, когда пули из пистолета летят еле-еле и не наносят никакого вреда гацким гадам, которые смеются и куражатся, а ты ломишься вперед через ставший вязким воздух — и никак не успеваешь добежать... А потом вдруг оказываешься в идущем вникуда поезде — но но надо доехать... И снова сон цветной и восхитительный, когда ты встречаешься с давно потерянными друзьями, и все удается, но вдруг — ты просыпаешься, но вскоре оказывается, что это — тоже сон, и борьба продолжается, и вновь — до полного изнеможения, до тошноты приходится напрягать силы, и вновь теряешь тех, кто тебе дорог, и находишь тех, кого давным давно потерял...
Это замечательное произведение. Которое требует от читателя напряженной работы мысли, провоцирует на глубокие эмоциональные реакции, заставляет еще и еще раз вспоминать. Вспоминать книгу, вспоминать свое прошлое.
Единственная проблема — это книга своего времени. Прошло всего четверть века — и современному молодому читателю просто непонятно, что такое пистонный пистолет, например. Сложно молодому читателю понять аллюзию советских времен, когда никто не запрещает — а говорить нельзя. Но если понять и принять — абстрактная борьба Добра со Злом превращается в противостояние детской искренности — и искривленной советской идеологии, когда говорят одно, думают другое, а делают... делают — что придется.
Shtrm, 12 февраля 2014 г.
Есть у меня такая привычка откладывать все самое интересное (вкусное) напоследок. «Голубятню» я начинал читать несколько раз, но каждый раз отвлекался и перечитывал упущенные фрагменты, начинал с начала и брался за другую книгу, оставляя эту книгу Крапивина на десерт. И вот настал тот момент, когда появилось время, чтобы прочесть один из лучших романов Мастера не прерываясь.
Определенно это не самый легкий для восприятия и понимания роман из вселенной Великого Кристалла. События, персонажи и места действия других книг цикла, всплывают из памяти знакомыми образами, заставляют восхититься гениальной задумкой автора, создавшего этот удивительный мир. Мир в котором детям открывается больше тайн и возможностей, чем взрослым, где нет политики, но есть те, кто хочет навязать вселенной свой путь развития, где есть место настоящей дружбе, преданности и геройским поступкам.
Самое тяжелое впечатление оставили переживания Яра за своих новых друзей, за Игнатика, ставшего ему таким родным, ставшего тем, кого у него никогда не было и не могло быть в его жизни звездолетчика. Эта четверка, буквально сразу стала бесконечно родной, благодаря идеально прописанным образам, смешным разговорам, заботливой внимательностью Данки и веселой неряшливостью Альки, благодаря той беззаботной наивности, невероятно сочетающейся с глубоким пониманием мира, с которой они относились ко всему существующему на свете.
Сказать, что я переживал за случившееся с ребятами, значит просто промолчать. Печаль злобно щемила сердце и я обещал себе, что не дам читать эту книгу детям, чтобы не заставить их переживать также. Я предполагал, что все в итоге сложиться удачно, как того хотим мы, но был не готов к тому, что начавшаяся с такой солнечной сцены невероятного перемещения Яра книга, дальше обрастет такими серьезными событиями, которые с одной стороны прояснят, а с другой еще больше запутают суть всего происходящего в этом мире.
Быть может современные подростки не поймут многие моменты, которые заставляют нас 30-40 летних ностальгировать от ощущения присутствия на поляне с голубятней, вспоминая свое детство, двор, игры и друзей. Мой сын ничего этого не застал, поэтому я надеюсь, что он возьмет лучшее из книг Крапивина лично для себя, ведь в нашей современной жизни осталось мало искренних эмоций и светлой беззаботности. Но что касается этой книги, то я порекомендую ему прочитать ее не раньше 13-14 лет.
rrq64k, 2 сентября 2014 г.
- братья Стругацкие и Стивен Кинг в одном флаконе, да не поставят в вину мне это утверждение знатоки и ценители! Ни в коем случае я не хочу умалить ни достижения АБС, ни Кинга, ни Владислава Крапивина. Это всего лишь мои личные ассоциации в связи с прочитанным.
Прекрасный (по определению) мир будущего нашей Земли. Мир, судя по всему, близкий к тому, что описан в «Полуденном» цикле АБС: космические полеты, скважина к центру Земли, добродушный и хулиганистый робот, ничем не замутненное детство, что еще нужно для долгой и счастливой жизни? Но в этот мир вползает Зло. Оно пока еще очень неопределенно – манекены (кстати, одна из моих детских фобий), гипсовые статуи в парках (еще одна фобия), непонятный то ли человек, то ли робот, то ли опять же оживший манекен Тот, жуткий клоун с застывшим лицом-маской, смертоносные шмели… Зло имеет свои далеко идущие планы на Вселенную и ее устройство во всем ее многопространственном разнообразии, оно живет рядом с обычными мальчишками и девчонками, просачиваясь из мира в мир. И скадермен Яр становится этаким Роландом для своеобразного ка-тета трех мальчишек и одной девочки (см. цикл Стивена Кинга «Темная башня»), вытащивших его в мир Планеты. А дальше… Дальше долгий и тернистый путь в поисках истины, в познании добра и зла, в радости от побед и горечи от утрат. Миры переплетаются между собой, персонажи блуждают по ним, находят и теряют близких и друзей, а лет-то персонажам не так уж и много – от 7 до 14-15, но понимают они происходящее гораздо лучше окружающих их взрослых людей.
olmi, 20 мая 2009 г.
Мне – однозначно не понравилось, но, судя по более ранним отзывам, книга просто очень специализированная, для своей целевой группы.
Размышляющим «читать − не читать»: если вам за 30, ностальгией по детству не страдаете, романтикой 80-х не затронуты – не читать. Никаких струн в душе не заденет – слишком далеко от нашей повседневной реальности, с ее жесткостью, логикой и конкретикой. Легкого и приятного отдыха тоже не даст – недостаточно увлекательна и избыточно насыщена душевными переживаниями.
Мое послевкусие: болезненная какая-то вещь. Мальчики-сироты, мужчины, потерявшие детей, взрослый человек, мучительно стремящийся вернуться в детство… Читая, не столько воспринимаешь сам роман, сколько задумываешься о том, какую личную трагедию пережил автор, что подвигла его к созданию подобного произведения.
Достоверности характеров нет, герои-дети идеализированы (такие хорошие, как будто уже мертвые…), герой-взрослый как-то совсем уж социально дезадаптирован, и благо был бы поэт или учитель литературы, так ведь космический разведчик…
В общем, не хочу обидеть ничьи чувства, но моя оценка -5.
Finefleur, 20 апреля 2010 г.
Глупо, наверное, звучит, но я долго и упорно не хотела читать «Голубятню». Отказывалась от электронной версии и не спешила найти бумажную. Листала, перелистывала, придирчиво прочитывала отдельные отрывки. Меня раздражали имена героев и описание их непонятных встреч.
Чтение с пристрастием – самое подходящее определение. Но в глубине души я понимала, что просто-напросто боюсь. Очень боюсь разочароваться. Потому что для меня слова «Крапивин» и «Фантастика» упорно не хотели сочетаться в одном предложении.
Книга сама нашла меня. Принесли и дали в руки. И всё сложилось. И ещё ярче засверкали грани этого удивительного кристалла – таланта Владислава Петровича Крапивина. И фантастический антураж отошел на второй план, высветив главное, неизменное – переплетение судеб, величайший дар дружить и любить, защищать и жертвовать собой, которым наделены и юные, и взрослые герои романа. Ни капли пафоса, ни ноты фальши. Честная, настоящая — крапивинская – проза.
Написать отзыв на книги Крапивина, особенно на те, что наиболее близки, невероятно трудно. Как выразить словами свою душу, свою религию, свою первую любовь? То, что является неотъемлемой частью тебя самой – проанализировать, разложить по полочкам? Что-то очень личное, важное, дорогое... Написала и зачеркнула множество эпитетов. Как ни скажи — выходит пафосно, что творчеству этого Мастера совершенно не свойственно. Есть он и его книги, и это удивительно, и это правильно. Наверное, можно прожить без них – но в моей жизни они были и есть, не без их влияния сложилась моя личность, и я им за это очень благодарна.
Когда я думаю о «Голубятне», в первую очередь вспоминаются ветерки – великолепный, удивительно точный образ. И перекличка барабанщиков. Они всегда с нами – из разных книг, из разных эпох, из любимого «Орленка», из далеких и близких галактик. Еще многие поколения, как и мы, с ними будут встречать рассвет.
indieboot, 15 июля 2013 г.
А я вот книгу в 33 прочитал. И пожалел. Пожалел, что не прочитал ее в подобающем книге возрасте. К чему бы она меня толкнула. И как изменилась моя жизнь, если бы я в свое время читал книги подобные этой...
Но тем не менее книга мне понравилась безумно. Около года мне не попадалось книг, которые я читал с таким удовольствием и увлечением. И, если откинуть условности, книга заслуживает 10 баллов. Да, книга — подростковая, есть в ней некоторая наивность, в сюжете — наигранность, даже злодеи — и те пластмассовые. Но какие эмоции она вызывает. С одной стороны, радужные картинки из детства, воплощенные детские мечты (укромные уголки, где можно собраться и посидеть, отгородившись от остального мира, и прогулки по рельсам), с другой стороны — постоянно не покидающее чувство тревоги. Да еще хэппи-энд в придачу. Вот и получается, что читателю передается настроение радужной тревоги. Это не только мое мнение. Мой друг, который книг Крапивина прочитал больше меня и своевременно (в отрочестве и юности), со мной полностью согласился.
Еще один момент — атмосфера. Атмосфера царящая в городах — это что-то из детства, пробуждает очень теплые воспоминания. Что, в общем-то, не мудрено: автор — мой земляк, и описание местности у него, можно сказать, взято с натуры (кроме моря и прочих мелочей), которая окружала меня в то время. А единожды упомянутая река Тура, просто-напросто довершила картину мира, которая рисовалась в моем воображении.
Бродяга Френсис, 28 октября 2010 г.
Спойлеры, блин...
Кто сказал, что это детская книга?.. Это триллер. Самый что ни наесть психологический триллер...
Я себе все пальцы поискусала пока читала. Герои умирают чуть ли не через каждый десяток страниц. Умирают, чтобы воскреснуть и умереть еще более трагично. Чего стоит одно описание траурной процессии поющей колыбельную по мертвому ребенку.
Доведенных до отчаяния взрослых спасают дети. Чью веру и надежду не сломит ни какой враг.
Потом начинается вторая повесть ... и опять жертвы.
Третья. Тут уже целый лицей. Но как удачно, как красиво было прорисовано описание осады.
Хотелось переместится в их вселенную и тоже участвовать в битве против этих тупых манекенов.
Artgu, 9 июня 2010 г.
Когда мир станет немного справедливее, «Голубятню» станут учить в школе, чтобы привить детям не только любовь к чтению, а и научить быть настоящими людьми.
Комментировать не берусь, эта книга меня просто ошеломила, окрылила и сделала чуточку грустным. Читать обязательно каждому человеку!
А теперь о ней, как о фантастике. У Крапивина получился великолепный, самобытный мир будущего, чем-то напоминает будущее Булычева, там где Алиса, но живее на пару порядков. А Планета — нет слов!..
Отдохну от этого эмоционального экшена и еще что-нибудь фантастическое прочту Крапивина, ох и хорош!
lvg_77, 23 июня 2011 г.
Первый раз прочитал эту книгу, когда мне было лет 11-12... прочитал и понял, что я не смогу ее снова прочитать, т.к. не хочу опять пережить все эти эмоции... Второй раз эту книгу я перечитывал лет в 20, запоем без остановки... Сейчас мне 34 и я хочу и боюсь начинать читать эту книгу своей дочери, ведь после «Самолётика...» она неделю спрашивала меня, живы всё-таки остались мальчишки или нет, и где их можно встретить. Но то, что мои дети услышат (прочитают) книги Крапивина, в этом я уверен, такие книги надо читать как можно раньше, чтобы понять, КАКАЯ есть литература.
choyochagas, 12 февраля 2015 г.
Уже с первой фразы: «Был, видимо, июнь...» — попадаю в тайну... Читал в «Уральском следопыте», под аккомпанемент иллюстраций Евгении Стерлиговой — двойное удовольствие! Бормотунчик — великолепная находка автора! А «те, кто велят» — из сна, в котором тяжело и неповоротливо пытаешься уйти от опасности, но ноги не слушаются...
Эта книга из тех, от которых невозможно оторваться, она — как матрешка, при каждом новом прочтении открывается какая-то новая грань содержания и смысла...
mick_ekb, 8 марта 2012 г.
При развале Союза мы что-то приобрели, что-то потеряли. Приобрели — свободу действия, потеряли — точку опоры. Тогда дети хотели быть космонавтами, писатели публиковали добрые книги, кино было не кассовым, а интересным, душевным.
Эту книгу я не читал в детстве. Прочитал только сейчас. Вероятно, раньше она мне могла понравиться намного больше, сейчас я стал придирчевее: вижу нестыковки, нелогичность, гипертрофированный авторский оптимизм, злодейский злодеев без мотивировки и тому подобные мелочи. Пожалуй, книга может возыметь педагогический эффект, научить чему-то при прочтении. Но так получилось, что сейчас мне нравится несколько более сложная, более философская литература.
Еще мне не очень понятен образ барабанщика. Откуда такая метафора могла произойти?
В целом, книга добрая, захватывающая, ностальгическая. Что-то мы потеряли, что позволяло писать и читать такие книги.
votetoda, 1 апреля 2013 г.
Прочитал в тридцать лет. У меня был такой собственный рейтинг: что лучшее из прочитанного за прошедший год. «Голубятня...» в том году была лучшей. В дальнейшем Крапивина практически не читал, казались слишком детскими. Но супруга, у неё Крапивин один из любимых авторов, однажды сказала замечательную фразу: «Кто с детства полюбил произведения Крапивина, тот никогда не сделает подлого поступка.»