Дяченко Сергей и Марина


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» > Дяченко Сергей и Марина. История доступа.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дяченко Сергей и Марина. История доступа.

Статья написана 25 ноября 2010 г. 13:13

... или «Нас обманули! Нас всех обманули! Но за себя особенно обидно!!!» (с) попугай Яго.

Этот рассказ – живая иллюстрация того анекдота про секс с качком – как на тебя падает огромный шкаф, а оттуда вываливается ма-а-а-ахонький ключик. Прочла я его все из того же Если. И даже так было интересно, что захватила журнал из сортира, чтоб узнать же, чем все закончится. Вот тут и вывалился тот самый ключик. Дяченки в своем репертуаре: все совсем не так, как вы, читатели, думаете, и не понять как, загадочно все очень и непонятно. Хоть бы уже сами определились, чесслово. А то как в Ведьмином веке: всю книжку намекают-намекают, что ведьмы плохие, или не очень, но все же плохие, не просто так, а почему-то. И ты думаешь: а и правда – почему? Отгадка простая, как все великое, но до величия ей «як до неба рачки»: ведьмы плохие потому, что они ведьмы. Так-то.

Ну а тут секрет в компьютерности мира. Это любимый так сказал, я от рассказа такой подлянки не ожидала. Там с первых страниц черным по-русски пишут, что вот если королевской кровью на колдовской камень капнуть, то там надпись появится: «Доступ подтвержден». Ну или не подтвержден – это смотря какое налево было у царственных особ. Т.е. ежу понятно, что либо это виртуальность, либо робинзониада (я знаю, что правильно робинзонАда, но мне так больше нравится) на тему: прилетели, оставили плодиться и размножаться и к нему какую-то контрольную систему. В общем, что-то в этом роде. И, раз это совсем белыми нитками, ожидалась же неожиданная концовка. :) А шиш.  

Как всегда, очень хороша эмоциональность, хоть и загнобили ГГ, тоже как всегда. Очень будет переживаться за нее (ГГ дамского полу, у них бывает), читаться будет здорово и интрига будет неплоха. Так что даже не знаю, в каком из моих оценочных пунктов поругать эту самую развязку. Просто это примитивно донельзя и даже не каждый МТА себе такое позволит. Идейная развязка – это достоинство мэтров, сюжетная – мастеровых, а это даже не знаю как назвать. В общем, отымели без всякого удовольствия. А так все хорошо начиналось.

Кстати про отымение. Не помню, приводила я эту аналогию или нет (сейчас снова все сведу на секс), но проза Дяченок похожа на проститутку: все очень выверено и профессионально. И красиво, и чулочки, и куда хочешь и как тоже. Механика механикой. Без накала, без грудью на амбразуру, без стихов и поломанной кровати. Ни-ни, все будет качественно и очень равнодушно. А потом останется чувство, будто тебя в помойке вываляли. А так, конечно, ничего – деньги-то плачены. :(

Оценки.

1.     Мир стандартный фэнтезюшный, хоть потом и оказывается, что компьютерный. Тут вспомнился Вартанов, как раз недавно на фантлабе ругательную рецензию на него читала. Но тот мир, хоть и нарисованный, яркий и динамичный. Причем реально нарисованный, тоже фэнтезюха из компьютера, так что у автора отмазка есть.

А здесь, как во второй Семейке Адамсов, когда Мартиция приезжает к Фестеру и говорит его жене: «Ты похитила его у нас, это я могу понять и простить. Ты использовала какое-то странное сексуальное колдовство, это я тоже понимаю. Но, дорогая, пастель на стенах!..». В общем, пастельный мир. :) Настоящий, но красоты я в нем не заметила. Пять.

2.     Читабельность у них практически всегда на уровне, я только детскую трилогию не учитала. Впрочем, я и не дите, так что не претендую. Оторваться невозможно, язык великолепный, почти как у наших местных классиков типа Франка. Вообще подозреваю, что Дяченок скоро будут учить в школах. У нас вечно туда тащат всякое дерьмо. Но читается отлично, десять.

3.     Интрига есть, причем отлично выверенная, только это все равно что купить Холодные берега, например, а потом обнаружить, что второго тома не достать. Я уже столько аналогий привела, что отношение мое яснее некуда, оттого множить сущности не буду. Пять – так много за качество и так мало за облом. Динамо.

4.     Герои отличные, живые и настоящие. Может быть даже слишком настоящие, как и мир. Надо как-то чувствовать и соблюдать границу между реальностью и интересностью. У нас вон в местных магазинчиках полно реальных алконавтов, так книги про них писать, что ли? Тогда уж лучше про Супермена – ненастоящий, но интересный, зараза. Опять же, сопереживание будет круче, потому что с бомжом себя ассоциировать по любому неохота. Охота с Суперменом.

Восемь за настоящесть, и хотелось бы больше, но герои и правда не книжные, а наши, магазинные. Не то чтобы пьющие, но слишком уж серые – и не поймите, что кардиналы.

5.     Идея, наверное, в верности долгу и в том, что это правильно, даже если в интерпретации долга ты ошибаешься. Вообще идея – она всегда «наверное». Там, где она наверняка, она отсутствует.

Не так плохо, не слишком явно и не слишком тайно, опять же ассоциируешь себя с героем (геройкой) в момент выбора между долгом и всем остальным. Приятно выбирать, интересно, даже если с героем не соглашаешься. Восемь, и чуть бы подальше запрятать, чтоб подумать пришлось, а не только почувствовать.

6.     Душевность тоже у Дяченок всегда на уровне. Подозреваю, что это влияние пани Марины, потому что ее косноязычие в книгах не наблюдается, а что-то ж от нее там должно быть кроме маркетингового хода в виде семейного фото на обложке. Изысканный чувственный ренессанс может и впечатлял бы меня побольше, что-то дамское во мне все же есть ;), если б я не была такой старой успешной злой сукой, да. И очень упертой. Так что пышная податливость эмоциональной нагрузки задевает меня исключительно по касательной, пять. А вообще, если б кто другой читал, так и на десятку бы вытянулось.

7.     Погружение – как в омут, и удовольствия столько же. :) Ладно, это я злобствую – если мне даже там не очень понравилось, это еще не значит, что не погрузилось. Девять, фактически живешь там. Если бы еще не короткая форма, так вообще можно бы не вернуться – чуть бы больше рельефа по краям, где эта форма заканчивается, и можно было бы записываться в демиурги. Очень хорошо.

Синопсис.

Все еще читаю Мошкитов, большая такая книжка, даже первая в дилогии – пять сотен с гаком страниц очень мелким бисером и большим форматом. Но вполне, вполне, за день уговорила бы, если бы не Софочка. А тут еще маме моей вожжа под хвост попала, началось «что бы вы без меня», а закончилось демонстрацией того, что именно мы без нее. В результате дитенка, кухни и пеленок для меня оказалось многовато, но зато теперь мы все время сыты, а Софочка устает от впечатлений и дрыхнет как сурок (тьфу-тьфу-тьфу).

2009-07-24





112
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх