Глубокое бурение


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ismagil» > "Глубокое бурение"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Глубокое бурение»

Статья написана 28 декабря 2010 г. 16:56

Алексей Лукьянов

Алексей Лукьянов прекрасный человек, умелый кузнец и опытный писатель — совершенно не мой. То есть мне такой тип прозы не нравится настолько, что даже не попадается. В свое время я, правда, прочитал «Спасителя Петрограда» и оказался по-хорошему впечатлен, но там наползло множество сопутствующих факторов: служебная необходимость плюс одновременное изучение очень пафосных образцов поп- и боллитры, на фоне которых история полуполяка-полулошади, по поручению Жандармского корпуса притворяющегося государем-императором, сносила крышу обаянием и свежестью. А в дальнейшем мне, подлецу, было интересней изучать малые Лешины формы — впрочем, и там я бурно возмущался некоторыми особенностями стиля типа «- Наверняка перестрахуется, — хрустнул сухариком Вася». Но человек растет и дорастает — и я вот решил, что дорос до «Глубокого бурения», о котором одобрительно отзывались решительно все порядочные люди.

Начал сборник московского «Снежного кома» (очень симпатичный, конечно, хотя верстаку с корректором неплохо было бы надломить пару рук, не исправивших несколько слипшихся в одно мегаслово строк), как положено, с начала, задумался, решил перескочить поближе к заглавной повести и для разгона промахнул рассказ «Мы кузнецы, и друг наш — молот».

И понял, что на этом стоит закончить. Рассказ показался мне аляповато сделанным, бессмысленным — и вообще я сто раз читал такое в период советского дотлевания. Оно называлось «фельетон», несмешно вышучивало предполагаемую злобу дня и публиковалось в заднице толстых газет и тонких журналов. Вот если закрыть глаза на кули и пиздохен цванциг, которыми старательно утыкана речь персонажей, «Мы кузнецы» — ровно такой фельетон из жизни непередовиков, решил я и тихо отложил книжку.

Но потом вспомнил, что по сарайчику об избе не судят, прищурился и взялся за «Глубокое бурение».

Оказалось здорово.

То есть запев опять как у фельетона, написанного, правда, уже в период злобного перекатывания по постсоветскому пространству — но уже есть смысл, уровень и вообще читать не стыдно, интересно и смешно.

Лукьянов утверждает, что у него нет чувства юмора, при этом все его творчество позиционируется (не им) как юмористическая то ли сатирическая фантастика, и спорить с этим трудно, хотя очень хочется. Но «Глубокое бурение» действительно дико смешной (если не сказать ржачный) гон на вечные темы.

Сюжет: сразу после того, как катаклизм смахнул Кремль и сплющил Землю, у работников затерянного во глубине уральских солей ремонтного цеха на руках предельно правильным образом (мало какой автор так не щадит себя — объяснять не буду, это читать надо) образовался чемодан, набитый тысячедолларовыми банкнотами — а куда их девать, если Америка недосягаема и неконвертируема? Работяги, подумав, начинают рыть лаз на ту сторону земной тверди — со всеми вытекающими вывертами, мексиканцами, говорящими членами и цитатой про ликующего до рассвета француза из, натурально, стихотворения «На смерть поэта».

Лукьянову очевидно не хватает редактора, который усмирил бы его тягу к необязательным попсовым цитатам или стилизациям под развеселившегося Бажова — и заодно чуть почистил текст. Например, в смысловом отношении. Коли астероид отвесно входит в атмосферу над Мособластью, он в область и воткнется, а никак не в Кремль — если я правильно понимаю, что такое отвесный и какова угловая скорость вращения планеты. Правительство не сидит в Кремле. Почему-то у Камчатки «нет связи с сушей» — а она сама влага, что ли?

Формальных заусенцев вообще как на гусенице. Куча повторов (подряд идут «тоже шуму понаделала, а МКС тоже на связь не выходила», «куда-то пропала — куда-то делось»), «еще раз повторил» в значении «просто повторил», дальше рука отмечать устала.

Но если притерпеться — удовольствие гарантировано. В любом случае других таких здоровых во всех отношениях авторов, сочетающих ум и иронию с простотой, нет в принципе.





379
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 19:27
Я с открытым ртом смотрю на потрясающие обложки Снежного кома, но чувствую, что тексты, исходя из рецензий, отзывов, аннотаций в конце концов, совершенно не мои. И тот же Лукьянов, которого в принципе хвалили, не мой автор, даже если там поработает редактор. «Девочка и мертвецы» Данихнова только заинтересовали, но у нас уже его разобрали и завезут ли снова — большой вопрос.
Спасибо за разбор сборника!:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 20:05
У меня пока от издательства, увы, такие же ощущения. Многое перелистал, не зацепило ничего — хотя опыт и статистика подсказывают, что так не бывает.
Лукьянова я попозже еще почитаю, а до того, наверное, Колодана изучу — уж очень хвалят. Хотя предчувствия тяжкие.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2010 г. 21:53

цитата ismagil

до того, наверное, Колодана изучу — уж очень хвалят
может быть, хвалят действительно многие, я просто от «Алисы» Кэролла не сильно в восторге, поэтому и не стал обращать внимание на этот роман(повесть).
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2010 г. 01:35
От «Алис» я как раз в восторге, хоть и давнем. Но когда и кого это спасало. Впрочем, посмотрим.


⇑ Наверх