Рыцарь печального образа на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «olexis» > Рыцарь печального образа на коне бледном
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рыцарь печального образа на коне бледном

Статья написана 29 декабря 2010 г. 18:50

Немного об апокалиптике разного сорта.

«И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. «

К сожалению, нет ни времени, ни сил, чтобы делать масштабный обзор эсхатологических умонастроений западной цивилизации. Отмечу, что они имели место не раз, и не два за историю христианства. Собственно, самим названием жанра мы обязаны патмосскому затворнику. То есть, и индусы на этой ниве отличились, однако поскольку физиономия нашей нынешней цивилизации имеет легко различимые «белого человека», не будем удаляться от старушки Европы.

Причин подобной тяги с проигрыванию вариантов собственного уничтожения, наверное, много. И концепция линейного времени, введенная христианством, и идея вообще конечности этого самого времени, и многое еще чего.

Замечу, однако, что уже к началу Нового Времени западный мир уже в общем этой болезнью под названием «Конец Света» уже переболел и  разного рода эсхатологические поветрия (которые, разумеется, возникали и в 17 и в 18 и в 19 веках) были оттеснены на периферию общественного сознания.

В новой форме ожидания «апокалипсиса» явились уже в середине 20-го века. Атомная бомба, холодная война, нло, маккартизм и прочие сумерки разума. Наука, встав на место религии, унаследовала и ее родовые страхи.

Интересно заметить, что в веке девятнадцатом просто не было потребности в такого рода проживаниях.

Сайрус Смит сотоварищи, первые «выживальщики» в литературе (если не считать Робинзона Крузо гениального Дефо, но это немного другая история. Как и «Любовь к жизни» Лондона). — так вот они полны энтузиазма и уверенности, что все в итоге будет ОК. Конечно, можно это списать на врожденный американский идиотизм оптимизм. Но базируется то он на вере в силу  человеческого разума. В уверенность, что все загадки природы по плечу Человеку. В общем, старый, добрый антропошовинизм.

Они были на острове, но за их плечами стояла вся мощь европейской цивилизации  (не говоря уже о большом, водонепроницаемом рояле под управлением свободолюбивого индуса).о

Что еще? «Война миров»? Нас отстояли микробы и все кончилось локальным пожиранием англичан. Хотя, конечно же, ВМ была одним из первых книг, в которых чувствовалась усталость от Науки и выражалось сомнение в ее всесильности.

В остальном же читателю века 19-го не было нужны в подобного рода переживания — в литературе были иные загадочные материки, куда он мог бы отправиться за приключениями. В Африку, прорубаясь в пробковом шлеме сквозь джунгли и  недружелюбных негров. В Южную Америку. В Азию. В Японию, которая  тогда для массового сознания была чем-то вроде Луны сейчас.

Читатель века 20-21 этой роскоши лишен.

Ему не  нужно воображение — ему в избытке транслирует CNN картинки «загадочных материков». Нищета, антисанитария, жара, болезни, и агрессивные аборигены с нарезным оружием.

В итоге, оказалось, что бечь некуда — нас все больше .на шарике все теснее, и того и гляди локтями толкаться начнем.

Мотив исхода в космос (во всех видах) был проработан в 20-м веке и прогоревшая ступень НФ к концу оного столетия в целом отвалилась.

Буйным цветом расцвело фэнтези — как мотив исхода в иные миры, иные загадочные материки, «где лежит голубой Эльдорадо».

Однако и эльфы всех цветов приелись.

И возникает свежая мысль — а давайте шарик почистим. Все .. ну в общем ясно, один я Дартаньян в белом. Нетрудно узнать в этой идее концепцию Страшного Суда, слегка загримированную в духе времени (спасутся только избранные и так далее).

На свет полезли зомби всех мастей, годзиллы всех расцветок и масс-факторов, и даже последний писк этого сезона — пришельцы-мозгоеды. В общем, выключайте свет, они на свет ползут. Не суть важно.

Любопытно, почему полезли.

Интерес западного читателя-зрителя и интерес нашего, постсоветсткого к этой теме имеет под собой разные основания.

Там, на Загнивающем, пипл томит цивилизационная усталость. Пресс 2000-й культуры давит на мозги со страной силой, вызывая желание перезагрузить матрицу. Пусть все будет с чистого листа. Вот  же они — новые небеса и новая земля (пусть слегка загаженная радиацией-вирусами-бактериями-разлитой кока-колой). Вот вы — новые люди на этой земли. Бейте зомбей, мочите мутантов в деревенских отхожих местах, стройте новый мир — без этой всей сложности. Кто тут гей, кто лесбиянка, кто чернокожий кафр — по фиг. выживает умнейший и сильнейший.

Это тоска по простоте и ясности мира,  в первую очередь.

Нашего же человека пресс излишней культуры не мучит. У нас другие тараканы.

Нам потребна литература чистого действия. Ничем не замутненная психотерапия,  на самом деле. У нашего человека и так сплошной фаллаут по жизни. Только  вот в книге — он что-то может.

Там у него орудие. Там он мужчина и только от него зависит его судьба. Потому в реальности он не может засадить из СВД в пролетающий мимо со свистом кортеж с мигалками,  из-за которого он стоит уже сорок минут, не загнать в кювет с дороги гоблинов с волшебными палочками, не может послать тупого начальника ...за молодильными яблочками.

Он ничего не может.

Зато в книжке он Сталкер, ясен пень.





409
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 декабря 2010 г. 09:42
Спасибо 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2010 г. 11:32
рад, что было интересно


⇑ Наверх