Терри Пратчетт «Мрачный Жнец»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Ироническое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределенное время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Смерть давно интересовался жизнью смертных, и получил шанс познакомиться с ней от первого лица. Начальство сочло, что он стал непригоден для своих обязанностей и отправило мрачного жнеца Плоского мира на пенсию. Теперь он работает на ферме за шесть пенсов в неделю. Тем временем избытки жизненной силы не знают куда деваться, волшебники незримого университета думают как убить умершего волшебника, а в Анк-Морпорке появляются странные шарики.
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Смерть»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1999 // Зарубежный роман фэнтези (Великобритания) | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1994 // Фэнтези - Роман (Великобритания) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Фэнтези (Великобритания) |
- /языки:
- русский (10), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (12), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Берденников (8), А. Жикаренцев (2), О. Самара (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
its_muffin_time, 8 июня 2022 г.
Аудиторы обиделись на Смерть и нажаловались на него Главному. Азраель, можно сказать, увольняет Смерть с его поста, делая его смертным. Смерть особо не расстраивается, ведь он никогда не был живым и наконец-то он испытает всю прелесть смертной жизни. Смерть находит себе новую работу на ферме, а тем временем в Незримом университете решил умереть один из волшебников, но так как Смерть не пришел за ним, то господин Ветром Сдумс решает вернуться в свой прежний «дом» (читай свое тело). В Анк-Морпорке тоже начинает происходить нечто странное, не поддающееся никакой логике: оживают предметы, отвинчивается все, что может отвинтиться, и никто не может умереть.
Вот вроде по сути это подцикл о Смерти и по логике он же и должен быть главным героем. Но, к сожалению, или к счастью, Смерти все же уделена не самая главная роль. Да, он есть и каждый кусочек посвященный костлявому это нечто прекрасное. Не знаю, как вам, а я умилялась над каждой сценой с его участием. Читатель смотрит на героя с другой стороны, ведь в этой книге Смерть максимально приближен к живым. Он более человечный и добрый, у него все так же нет чувства юмора, но он шутит.
Мне не особо нравятся герои Незримого Университета. Для меня они слишком абсурдны видимо. Особенно, когда в дело вступили тележки – это где-то за гранью моего чувства юмора. Но вот господин Сдумс и его друзья из клуба «начни сначала» меня знатно повеселили. Особенно Страшила. Самый милый и чудаковатый персонаж после Смерти.
Читая сейчас Терри Пратчетта я очень жалею, что не познакомилась с книгами хотя бы лет десять назад. Думаю, они бы на меня произвели большее впечатление, чем сегодня. Но не могу отрицать, что книги наполнены юмором и со страниц веет какой-то душой что ли. В общем, осталась мне одна книга о Смерти, уверена, что и она не разочарует.
Ксанка, 24 марта 2021 г.
Я нежно люблю книги Праттчета. Но цикл про Смерть стоит у меня особняком. Я так до конца и не могу его понять. Вроде на поверхности лежит простой сюжет: Смерть решает уйти на покой. Но это, как обычно, приводит к весьма неприятным последствиям для мира. Безусловно в итоге герой все равно возвращается, обретая новые знания и впечатления, и почти все возвращается на круги своя.
Но под простыми строчками привычной фэнтезийной истории прячется уж слишком много смыслов. Ярко и доходчиво показаны в нём показаны размышления о смысле жизни, любви, страхе и одиночестве. Некоторые просты и понятны, но многое так и осталось для меня сокрытым.
Что мне понравилось в именно этой части? Это «второстепенные» герои — волшебник Ветром Сдумс, Один-Человек-Ведро, Волкофф и госпожа Торт. Почему-то именно они вызвали мой наибольший интерес. Им хочется сопереживать. При этом сюжетная линия приключений Сдумса не менее интересна, чем попытки Смерти вести человеческий образ жизни.
Ну и как всегда половину книги хочется унести в цитатник
Он расслабился — или, по крайней мере, перешел на другой уровень напряженности.
Но лично я всегда говорю так: не суй свой нос в чужую жизнь, и тебе легче жить будет.
(https://www.livelib.ru/review/1921660-mrachnyj-zhnets-terri-pratchett)
Ivan Chis, 27 мая 2021 г.
Потрясающий роман! Читается на одном дыхании. Тут тебе и немного фэнтези и классный юмор, и яркий сюжет, и запоминающиеся персонажи, и немало философии , и актуальность многих размышлений автора для современного читателя. В общем, произведение на максимальный охват аудитории (для всех). Уверен, не пожалеете время на прочтение и впоследствии захочется продолжить знакомство с работами Терр Пратчетта. Приятного чтения! Читайте хорошую литературу!!!
bananawolf, 1 мая 2020 г.
Главное при прочтении — не уйти в меланхолию. Хорошая рекомендация для романа, который характеризуется как юмористический, правда? Не все так страшно, конечно. Просто переход от веселого к грустному такой плавный и естественный, что ты его не успеваешь заметить. Как и смерть, порой.
Интересно, что Смерть, как и любой герой книги, не стоит на месте, эволюционирует вместе с сюжетом. Хотя казалось бы, нет ничего более стабильного в мире.
Здесь много героев, которые показывают нам с разных сторон то, что находится по другую сторону жизни. Сдумс постепенно замечает, как много времени он тратил на глупости, как не умел прислушиваться к всему, что происходит вокруг. Если после смерти у тебя есть так много времени подумать о своей жизни, то можно прийти к неутешительным выводам. Редж, борющийся за права мертвых. Стойкая госпожа Флитворт, которая в отличии от многих смогла распознать Смерть в простом человеке. Ну и конечно, Билл Двер.
BroonCard, 6 декабря 2018 г.
При описании произведений Терри Пратчетта зачастую не услышишь о том, что его книги — глубокое погружение в тематику экзистенциализма и депрессии, связанной с собственной самореализацией и конечностью личностного бытия. Книги Терри Пратчетта, безусловно, это чтиво для всей семьи, путешествовать по страницам которого будет комфортно как взрослому, так и малому. Это — весёлый приключения и смешные ситуации, которые на поверку содержат в себе куда больше. Мне кажется, что каждый человек, ознакомившийся хотя бы с одним романом Пратчетта, спустя некоторое время после прочтения начинает это понимать, начинает переварить рукопись уже иными фибрами разума. Но всё это — спустя время. А вот так, чтобы сразу узреть в книге нечто большее, нечто, пока ещё, непостижимое... Лично я такого не ожидал.
Здесь, на «ФантЛабе», в колонке с указанием возраста читателя написано «Любой». Так вот — не верьте. «Мрачный Жнец» — это книга далеко не для лобого возраста. Притом, хочу отметить, что это не значит, что ею сможет насладиться сугубо определённый возраст. Вот как раз-таки нет. Любой читатель сумеет посмеяться, кое-где взгрустнуть или поразмышлять над этим многообразным и интересным приключением, которое описывается с двух различных взглядов на мир: со стороны живого человека, который умер, и со стороны всегда мёртвого, который вдруг получил Жизнь. Поиски себя и смысла подобной бытности — это калейдоскоп отлично поставленных безумных сценок со своей интригой и парадигмой развития своеобразной, как и весь Плоский Мир, драматургии. Герои простые и проникновенные, их мотивации также просты и понятны, а подвод к этим мотивациям, в классической манере сэра Тэрри Пртачетта, слегка нудноват, но зато прекрасно знакомит с необычным миром писателя, почему книгу можно читать не только сугубо в рамках цикла.
Эти пункты вырисовывают, кажется, хороший, да что там, первоклассный фэнтези-роман. Смешной, сатиричный, ироничный, кое-где подслащённый даже злой иронией над тем, что происходит в нашем мире и являются тёмной частью повседневности. Но, поверьте, это — иллюзия. Ибо на основе подобных паттернов можно было бы поставить, грубо говоря, оценку в районе какой 8-9-ки и отступить, закинув книгу в дали собственного разумения и мировосприятия. Но так с «Мрачным Жнецом» поступать, я думаю, ни в коем случае нельзя. Почему? Потому что эта книга — это нечто гораздо, гораздо большее, чем просто «первоклассный фэнтези-роман». Это — целое эссе, оформленное в виде первоклассного фэнтези-романа. Эссе, изучающее вопросы жизни и смерти. Работа, в которой автор пытается осознать, что есть одно и чем измерить пустоту другого. Притом где именно есть пустота, в жизни или смерти, тоже не понятно. И что есть что одно, что другое — также не ясно. Демонстрируя картины обывательской жизни с повседневным поиском смысла, микрозадач, ради которых стоит «быть», сэр Терри Пратчетт словно слагает панегирик каждой судьбе каждого человека в этом мире. Сковывая бременем тела того, кто уже должен был от этого бремени избавиться, автор по-новому показывает сущность такого понятия, как «существование», медленно но верное превращая его в понятие «жизнь». Притом делается это так, что толком даже и не ясно, когда произошла перемена, где есть та граница и как её измерить. Это словно эволюционный процесс: если мы сравним начальную и конечную его точки, разница очевидна, но ткни мы в точки на координате, и уже всё не так однозначно. Так не значит ли это, что жизнь есть постепенное движение вперёд, постоянное движение вперёд? Да нет: меланхолия единства с природой и наслаждение работой тоже есть Жизнь. Всё зависит от того, кто принимается за эту работу, насколько она ему дорога и что для него значит. Тогда выходит, что жизнь — сугубо личностный процесс восприятия мира вокруг? Возможно. Но вот что автор говорит на эту тему:
«Но не с точки зрения владельца жизни. Всегда хочется пожить подольше», – произнес где-то внутри тонкий голос Билла Двера.
И в этом фрагменте, мне кажется, больше глубины, чем во всей современной волне культуры фэнтези, так называемых «попаданцев» в миры видеоигр и всём тому подобном.
Я не знаю, как сам воспринимал данные темы Терри Пратчетт, но лично я ещё, мне кажется, не созрел для осознания собственного восприятия. Это очень сложно и вместе с тем необходимо. Это прекрасно и вместе с тем крайне печально. Это столь близко, но в то же время так далеко в плане понимания... «Мрачный Жнец» — это книга, которой я пока не решусь ставить вообще хоть какую-то оценку. Потому ли, что 10-тибальной шкалы просто не достаточно, или потому, что я ещё не определился — решайте сами на основе данного отзыва. Всё, что требовалось, как мне кажется, я сказал... Хотя нет, стоп. Вот ещё кое-что: прочтите «Мрачный Жнец». Прочтите, даже если вы не любите фэнтези, сатиру, иронию, истории с перерешенным финалом или просто не любите читать. Прочтите. Может, это что-то изменит. А может, не изменит ничего.
Ev.Genia, 7 июня 2018 г.
Очередной роман Пратчетта и снова маленькая трагикомедия, которая обязательно заставит и посмеятся, и погрустить, но однозначно улучшит настроение, и где при желании можно найти философскую подоплеку.
История неправдоподобная: как это – Великий Смерть, который помнит, когда всё вокруг было звёздами и вдруг ему дают отставку, и вот уже у него есть свой жизнеизмеритель. Смерти нет, зато жизни в избытке. А это очень опасно в таком месте, как Анк–Морпорк, обязательно всё пойдёт наперкосяк. Мало того, что ,,отдав концы не умираешь насовсем'', но возможно впервые именно в этот момент и начнётся настоящая ,,жизнь'', полная событий, свершений, познаний, чувств и даже подвига… Два главных персонажа в разных местах Плоского мира переживают схожие чувства, один после, а другой на пути: иногда это очень весело, а иногда очень грустно, потому что оба проявляют столько великодушия, мудрости и воли, что невольно проникаешься к ним ещё большей симпатией.
Очень забавные вышли у Автора Аркканцлер и Ко. Автор явно высмеивал современную политику и правящую силу. То ли просто глупые, то ли точно чёкнутые, главные умы Незримого Университета сначала долгое время обсуждают проблему, а потом действуют, да ещё с таким энтузиазмом. Ну и кроме того, сатирическая составляющая как всегда на высоте: как обычно, нестандартно показаны потусторонние и высшие силы в лице духов, вампиров, предсказателей, нежитии, вервольфов т.д с этаким увесистым намеком на реальность. Особенно порадовала «борьба за права мертвых»… Добавить сюда петушка Сирила и коллективный разум тележек и будет полный набор хаоса, веселья и летних танцев сбора урожая.
Ну а самое главное, не всякий Смерть может быть Настоящим Смертью…
Как всегда у Автора весело, остроумно, увлекательно, местами просто бесподбно, а вцелом этот роман с налётом лёгкой и светлой грусти. Мелкие песчинки, которые остались в верхней половине жизнеизмерителя – сколько их там, у каждого по–своему. Мухи однодневки, например, с их великой миссией быть съеденными Великой Форелью, или тысячилетние Сосны, одно слово, которых занимет годы, а диалог десятки лет, а маленькая девочка, которая уснула в своей комнате совсем не подозревая, что ночью будет пожар... И тут Автор с такой идеей: неумирание даёт всем массу преимуществ. Можно всё таки осуществить то, до чего так руки и не дошли или не хватило решимости, уже же вообще ничего не страшно или побыть с любимыми немного дольше или… а что ещё, да много чего. Автор даёт сознанию читателя окунуться в эти эмоции и переживания, дабы навсегда запомнить какого это.
Александрович, 12 августа 2017 г.
Странное дело, но самый жизнеутверждающий и позитивный, из прочитанных на данный момент, роман о Плоском мире посвящён двухметровому скелету с косой в чёрном балахоне.Добавить больше нечего.
primorec, 22 апреля 2013 г.
Вы думаете Смерть — последняя инстанция? Нет, и над ней в Плоском мире есть свое начальство, которое может быть недовольно его работой. Ну, Вы знаете эти доводы менеджеров, когда они собираются сообщить неприятное известие об увольнении: был хорошим специалистом, но со временем утратил хватку, «пропал блеск в глазах», стал халатно относится к должностной инструкции, засиделся на месте и еще много чего можно придумать, когда решили избавиться от неугодного работника.
В нашем случае Смерть не угодил вышестоящему начальству неизвестно откуда взявшимися «человеческими» чертами — жалостью и добротой, не к месту проявленными на рабочем месте. Вот и оказался Смерть уволенным со службы без пенсии, привилегий и выходного пособия и отправился постигать на практике, что же такое человеческая жизнь. А узнать и понять предстоит, ох, как много!
Но не так-то легко найти на это вакантное место нового работника. А пока подыскиваются новые кадры, в Плоском мире начинает твориться Боги/сколько их ни есть/знает что. Никто и ничто не умирает, души не могут найти дорогу в лучший мир, жизненная энергия копится и просто раздирает Плоскоземье, вытворяя всякие чудеса.
Но, если честно, получилась у сэра Терри иногда смешная, иногда грустная история о том, что же такое настоящая Жизнь. Как складывается она из маленьких и больших радостей, мелких и крупных неприятностей, у кого-то — упорядоченная и степенная, у кого-то — бесшабашная и сумбурная. Этакая смесь из встреч с друзьями и убойного яблочного напитка, танца в лунную ночь, грозы и убранного урожая. Почти ответ на вечный вопрос: в чем же смысл всего этого, спрятанный между строк о волшебных чудесах и созданиях и постоянно ускользающий, когда уже решил, что поймал его за хвост.
И есть в этой книге еще одна почти мистическая, немного жуткая тема. О том, как рождаются и умирают города, что составляет Душу этих каменных джунглей, и какую опасность людям несут проволочные тележки. История последних в романе — почти триллер, неприятная правда, к которой, положа руку на сердце, мы все причастны.
Смерть, конечно, в Плоском мире — не последняя инстанция, но заменить такого профессионала оказалось невозможно. Каждый, включая и самое Важное Начальство, вынес из этой истории свой урок. Смерть понял кое-что о Жизни и стал лучше понимать своих клиентов, узнал, что можно сделать «ради узника в башне и полета птиц». «МЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ. ИБО ЕСЛИ МЫ НЕ ЛЮБИМ, ЗНАЧИТ, НЕ СУЩЕСТВУЕМ. А ЕСЛИ МЫ НЕ СУЩЕСТВУЕМ, ЗНАЧИТ, НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ СЛЕПОГО ЗАБВЕНИЯ».
k2007, 14 марта 2016 г.
История о том, что иногда для того, чтобы начать жить, человеку надо умереть. После этого здорово проясняется в голове и ты начинаешь действовать.
Опять же, человек (существо в данном случае), бывшее всю жизнь одиноким, попадая в общество, понимает, что собственная жизнь — не самая важная вещь, гораздо важнее жизнь других людей.
Очень неплохой роман, с фирменным пратчеттовским юмором и с серьезными затрагиваемыми темами.
Delivior, 29 октября 2013 г.
Начиная читать Пратчетта, я воспринимал его произведения как забавные сказки. Но это только в начале...
Утверждением, что Терри Пратчетт прячет под шутками и волшебством много серьёзного и реального, никого не удивишь. Но это произведение для меня особенное — в нём показаны переживания относительно смысла жизни, любви, страха и одиночества. Показаны, как я считаю, в чистом виде. А может тут закопано ещё много того чего я не заметил. Конечно «Мрачного жнеца» можно прочитать как очередную сказку, которая вызывает улыбку, но только с тем, чтобы потом перечитать ещё раз более внимательно.
Для меня это очень доброе и одновременно грустное произведение, после которого остаётся что-то хорошее.
Эйль из Ильма, 13 июля 2017 г.
Эта книга сюжетом уже получше «Мора», и атмосфера на месте. Моё мнение) Читала давно, подробностей не помню, но помню, что понравилось!
веtка, 19 сентября 2010 г.
категорически не рекомендую читать Прачетта в общественном транспорте, ибо это — сахар, сахар, сахар — бооольшая ошибка... Реакция окружающих на ваше хихиканье, хрюканье, сдавленые стоны и слезы варьируется от сочуственного предложения водички до вызова наряда с целью препроводить куда следует.)))
А если серьезно, то мрачный жнец — по моему мнению — самая смешная книга о плоском мире. И самая грустная. персонажи раскрываются с самых неожиданных ракурсов — Чудакулли теперь — просто мой герой))) Только гениальный администратор может так ловко управляться с этой бандой недоумков в засаленых шляпах. Редж Башмак оказался едва ли не вождем и идеологом повстанцев, зомби, фонтанирующий энергией, каковой хватило бы на целую толпу иных живых... И конечно, сам Смерть, о линии которого разговор отдельный. Сначала мне думалось, что превратить его в эдакого демонического романтического героя, который уходит от мира на уединенную ферму, там начинает предаваться философским рассуждениям «за жизнь», а по концовке начинает всех спасать и всех мочить — не самая удачная идея. Но финал этой сюжетной линии все расставил по местам — каждая жатва заслуживает любви жнеца, самое страшное в этом мире даже не смерть, а равнодушие...
Улыбнула идея выставить супермаркет в виде вселенского зла, разрушающего города и страны, чем-то явно не угодили старине Прачетту икеи, ашаны и иже с ними.))))
В общем, несмотря на то, что книга вышла очень смешной, еще ни в одной — а прочитала я и про ведьм и про ринсвинда и про стражу — не было столько ненавязчивой, мягкой и очень жизненной философии. Здесь Прачетт излил душу. Ну, мне так показалось...
Тимолеонт, 20 июля 2015 г.
Пратчетт не удержался от того, чтобы фактически продолжить основные темы «Мора, ученика смерти». И там и здесь Смерть пытается жить как человек, сменить работу, а кто-то очень хочет занять его изначальное место.
По сути своей, «Мор, ученик Смерти» и «Мрачный жнец» — дилогия с общим ГГ и тематикой. Впрочем, читать про попытки Билла Дверра жить по-человечески всё так же интересно. Благо вторая сюжетная линия, посвящённая попыткам мага-зомби, Библиотекаря и компании спасти Анк-Морпорк от супермаркетской чумы-гангрены, ничем не хуже поисков Смерти самого себя.
Ну и опять же — превосходные юмор, персонажи, сюжет и всего прочего. Плюс — море глубокомысленной философии. Она и сама по себе интересна, а вперемешку с остроумием автора становится настоящим шедевром.
Gordred, 22 октября 2013 г.
Смерть ушел в отставку и пошел в народ. С иронией и сарказмом он занимается ежедневной людской суетой и неожиданно для себя открывает, что такое человеческая жизнь и как с ней обращаться. Для развеивания тоскливых и мрачных мыслей дядьки с косой, существует параллельная сюжетная ветка о мире, который гибнет от буйства переизбытка жизни, не желающей уходить в мир иной. В результате грустный лейтмотив роман гармонично сочетается с безбашеным юмором и залихватскими экшен сценами от чего читатель не рискует впасть в смертное уныние.
Претчетт написал великолепную книгу о смысле смерти, после неё есть шанс начать относится к жизни несколько проще.
Mef, 4 июля 2012 г.
Смерть в книгах Пратчетта это персонаж которого все любят. Парадокс правда? Ну какой читатель не получал удовольствия от появления, пусть и эпизодического, семифутового скелета, который говорит исключительно БОЛЬШИМИ БУКВАМИ?
“Мрачный жнец” это вторая книга в отдельном цикле посвященного жизни Смерти. На сей раз Смерть отправили в отставку. Сказали что он стал слишком...человечным. Смерть не стал печалиться, а даже наоборот приободрился и сказал “НАКОНЕЦ-ТО У МЕНЯ ЕСТЬ ВРЕМЯ”, взял себе имя Билл Двер и устроился жнецом (по специальности так сказать) на ферму к госпоже Флитворт. Однако в его отсутствие жизненная сила перестала исчезать из мира и начали твориться странные вещи.
Если честно то книга очень странная. Сюжетная линия волшебников вообще осталась для меня не понятной. Что это все было? Как разрешилось? В общем странно. Хотя персонаж Ветра Сдумса и его товарищей по не-жизни получился одновременно забавным и грустным. Может конечно я читал не внимательно, а может быть история Смерти перекрыла волшебников. В финале Смерть опять доказал что он пожалуй самое человечное существо из всех на Плоском Мире.
В любом случае это Пратчетт, даже в такой непонятное книге (лично для меня еще раз повторюсь) ему удалось задать очень серьезные вопросы на совершенно разные темы от размышлений на которые у меня остались печальные ощущения. Как и от книги в целом.