Рекордсмен Мьевиль и другие


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» > Рекордсмен Мьевиль, и другие новости нездешних премий
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рекордсмен Мьевиль, и другие новости нездешних премий

Статья написана 2 января 2011 г. 19:53

В последние месяцы 2010 года у меня не было возможности писать обзоры нездешних премий, поэтому, пользуясь новогодним затишьем, я возвращаю этот свой должок перед Фантлабовским сообществом. Эта публикация завершает серию обзоров премий 2010 года, а последний ее раздел прокладывает мостик в 2011 год.

Лауреаты Всемирной премии фэнтези (World Fantasy Award)

Аккурат в ночь Самайна, 31 октября 2010 года, были объявлены лауреаты Всемирной премии фэнтези (World Fantasy Award). Несколько ранее были объявлены лауреаты этой премии за пожизненный вклад. В этом году ими стали Брайан Ламли, Терри Пратчетт и Питер Страуб. А премий за произведения 2009 года удостоились:

Роман / Novel

The City & The City, China Miéville (Macmillan UK/ Del Rey)

Его соперниками были:

Blood of Ambrose, James Enge (Pyr)

The Red Tree, Caitlín R. Kiernan (Roc)

Finch, Jeff VanderMeer (Underland)

In Great Waters, Kit Whitfield (Jonathan Cape UK/Del Rey)

Повесть / Novella

“Sea-Hearts”, Margo Lanagan (X6)

Её соперниками были:

The Women of Nell Gwynne’s, Kage Baker (Subterranean)

• “I Needs Must Part, the Policeman Said”, Richard Bowes (F&SF 12/09)

• “The Lion’s Den”, Steve Duffy (Nemonymous Nine: Cern Zoo)

The Night Cache, Andy Duncan (PS)

• “Everland”, Paul Witcover (Everland and Other Stories)

Рассказ / Short Story

“The Pelican Bar”, Karen Joy Fowler (Eclipse Three)

Её соперниками были:

• “A Journal of Certain Events of Scientific Interest from the First Survey Voyage of the Southern Waters by HMS Ocelot, As Observed by Professor Thaddeus Boswell, DPhil, MSc, or, A Lullaby”, Helen Keeble (Strange Horizons 6/09)

• “Singing on a Star”, Ellen Klages (Firebirds Soaring)

• “The Persistence of Memory, or This Space for Sale”, Paul Park (Postscripts 20/21: Edison’s Frankenstein)

• “In Hiding”, R.B. Russell (Putting the Pieces in Place)

• “Light on the Water”, Genevieve Valentine (Fantasy 10/09)

Антология / Anthology

American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny: From Poe to the Pulps/From the 1940s to Now, Peter Straub, ed. (Library of America)

Его соперниками были:

Poe, Ellen Datlow, ed. (Solaris)

Songs of The Dying Earth: Stories in Honor of Jack Vance, George R.R. Martin & Gardner Dozois, eds. (Subterranean/Voyager)

Exotic Gothic 3: Strange Visitations, Danel Olson, ed. (Ash-Tree)

Eclipse Three, Jonathan Strahan, ed. (Night Shade)

The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology, Gordon Van Gelder, ed. (Tachyon)

Авторский сборник (спарка) / Collection (tie)

There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s Baby: Scary Fairy Tales, Ludmilla Petrushevskaya (Penguin)

The Very Best of Gene Wolfe/The Best of Gene Wolfe, Gene Wolfe (PS /Tor)

Их соперниками были:

We Never Talk About My Brother, Peter S. Beagle (Tachyon)

Fugue State, Brian Evenson (Coffee House)

Northwest Passages, Barbara Roden (Prime)

Everland and Other Stories, Paul Witcover (PS)

Художник / Artist

Charles Vess

Его соперниками были:

• John Jude Palencar

• John Picacio

• Jason Zerrillo

• Sam Weber

Особая премия для профессионалов / Special Award – Professional

Jonathan Strahan for editing anthologies

Его соперниками были:

• Peter & Nicky Crowther for PS Publishing

• Ellen Datlow for editing anthologies

• Hayao Miyazaki for Ponyo

• Barbara & Christopher Roden for Ash-Tree Press

• Jacob & Rina Weisman for Tachyon Publications

Особая премия для непрофессионалов / Special Award – Non-Professional

Susan Marie Groppi for Strange Horizons

Её соперниками были:

• John Berlyne for Powers: Secret Histories

• Neil Clarke, Cheryl Morgan, & Sean Wallace for Clarkesworld

• John Klima for Electric Velocipede

• Bob Colby, B. Diane Martin, David Shaw, and Eric M. Van for Readercon

• Ray Russell & Rosalie Parker for Tartarus Press

В отличие от нескольких прошлых лет, в 2010 году сэр Терри Пратчетт получил ряд наград различного калибра и учредил свою собственную. Ну а Всемирная премия фэнтези за пожизненный вклад стала лишь констатацией непреложного факта – вклад его огромен и значение его неоспоримо. Двое его коллег, хоррорушники Ламли и Страуб, рядом с ним смотрятся как-то неубедительно (да простят меня их поклонники).

А еще я очень рад за Мьевиля. Его роман собрал в 2010 году рекордный урожай премий, а переводы на другие языки принесут ему еще не одну иностранную награду. Надеюсь, в новой серии Эксмо быстро наверстает упущенное, и мы скоро прочитаем этот многократно награжденный роман.

Жаль, что повесть Кейдж Бейкер премии не получила. Я надеюсь, что повесть Марго Ланаган действительно достойна своей премии. Прекрасная стилистка Карен Джой Фаулер заслуженно получила премию за рассказ. Именно рассказами, фантастическими и не очень, она привлекла к себе внимание еще в 80е; недаром её первой книгой был именно сборник рассказов.

Продолжая тему малой прозы, отмечу серьезную конкуренцию среди антологий и авторских сборников. В категории сборников случилась неожиданная сенсация: премию поделили Людмила Петрушевская за тематический сборник «страшных сказок» и Джин Вулф за однотомник своих лучших повестей и рассказов. (Переводные книги эту премию редко, но получали; тогда это были Парфюмер Зюскинда и Кафка на пляже Мураками.) Двухтомная антология-лауреат от Страуба демонстрирует развитие американских ужастиков от Эдгара По до наших дней; думаю, она будет интересна не только в Америке. Антологии также принесли особую профессиональную премию Джонатану Стрейхану, известному критику и антологисту.

Художник Чарльз Весс заслуженно получил свою премию. Теперь мы сможем оценить его искусство в новом иллюстрированном издании Звёздной пыли Геймана, хотя это и ранние его работы. Присуждение ему премии именно в 2010 году стало закономерным итогом выхода годом ранее шикарного развесистого альбома его работ, подводящего итоги за полтора десятка лет работы.

В целом, пусть не всё сложилось так, как мне хотелось, премии достались достойным лауреатам. Для Всемирной премии фэнтези это был хороший год.

Лауреаты премии Санберст за 2010 год

Лауреатами премии Санберст (Sunburst) в области канадской фантастической литературы стали:

Книги для взрослых / Adult:

Indigo Springs, A.M. Dellamonica (Tor)

Её соперниками были:

The Mystery of Grace, Charles de Lint (Tor)

Makers, Cory Doctorow (Tor)

The Sunless Countries, Karl Schroeder (Tor)

Julian Comstock: A Story of 22nd-Century America, Robert Charles Wilson (Tor)

Детско-юношеские книги / Young Adult:

Half World, Hiromi Goto (Puffin Canada)

Её соперниками были:

Give Up the Ghost, Megan Crewe (Henry Holt)

Amy By Any Other Name, Maureen Garvie (Key Porter)

Wondrous Strange, Lesley Livingston (HarperTeen)

The Hunchback Assignment, Arthur Slade (Lamb)

Премия Санберст (Sunburst) в области канадской фантастической литературы ежегодно присуждается специальным жюри канадскому писателю за литературные достоинства его романа или авторского сборника умозрительной литературы (speculative fiction), опубликованного в прошедшем календарном году. Премия была названа в честь романа канадской писательницы Филлис Готлиб. Лауреатам вручается денежная премия в размере $1,000 и памятный медальон ручной работы.

Вот уж не ожидал, что дебютный роман Аликс Делламоника оставит позади маститых Уилсона и де Линта и молодого, но уже знаменитого Доктороу! Она конечно, в фантастике не новичок, малую прозу публикует еще с 80х, а пара рассказов попадала в Лучшее за год, но в крупной форме выступила впервые. Что касается детско-юношеской категории, то и лауреат, и прочие номинанты остаются для меня полной загадкой.

Пратчетт и Эмис стали лауреатами Galaxy National Book Award

Терри Пратчетт и Мартин Эмис получили премии Galaxy National Book Awards за «непревзойденный вклад в книгоиздание» на церемонии, состоявшейся 10 ноября 2010 года в Лондоне.

Комментируя награждение, Пратчетт сказал: «Я поражён. Находишь дело, которым тебе нравится заниматься, делаешь его хорошо, а потом продолжаешь заниматься им всё время, и вдруг тебе дают за это премию, хотя по сути всё, что я делал, это получал огромное удовольствие.» (Скромничает сэр Терри, ох скромничает! Но цену себе знает.)

Премия Galaxy National Book Award присуждается за достижения в британском книгоиздании. Она охватывает также и другие категории, в том числе популярную литературу, нехудожественные и детские книги. Хилари Мэнтел была названа британским Писателем Года.

Дэвид Марусек – лауреат премии Эндевор

13 ноября на Ориконе 32 в Портленде, Орегон, был объявлен лауреат премии Эндевор за 2010 год. На этот раз им стал Дэвид Марусек за роман Mind Over Ship, продолжение Счета по головам. Премия присуждается романам или авторским сборникам писателей с Тихоокеанского Северо-Запада США. Победитель получает денежный приз в размере $1,000 и памятную гравированную стеклянную табличку.

Напомним, что финалистами в 2010 году были:

Mind Over Ship, David Marusek (Tor)

Push of the Sky, Camille Alexa (Hadley Rille)

Hunting Ground, Patricia Briggs (Ace)

City Without End, Kay Kenyon (Pyr)

Eyes Like Sky and Coal and Moonlight, Cat Rambo (Paper Golem)

Премия вполне заслуженная, поскольку второй роман Марусека получился более сбалансированным, а соперники явно от него отставали.

***

Этим завершается мое многосерийное повествование о премиях 2010 года. Героями года стали Паоло Бачигалупи и Чайна Мьевиль, получившие по мешку премий каждый. А дальше речь пойдет уже о будущих премиях 2011 года за произведения 2010 года.

Номинации на премию «Выбор рецензентов» журнала Romantic Times

Журнал Romantic Times объявил номинации на свои премии «Выбор рецензентов» и «Достижения за всю карьеру» за 2010 год. Всего насчитывается около двух десятков категорий, имеющих отношение к НФ/фэнтези/ужасам. Я приведу только самые интересные из них.

Роман научной фантастики / Science Fiction Novel

Omnitopia Dawn, Diane Duane (DAW)

Feed, Mira Grant (Orbit)

Who Fears Death, Nnedi Okorafor (DAW)

The Fuller Memorandum, Charles Stross (Ace)

Blackout, All Clear, Connie Willis (Spectra)

Роман фэнтези / Fantasy Novel

The Bird of the River, Kage Baker (Tor)

The Broken Kingdoms, N.K. Jemisin (Orbit)

Under Heaven, Guy Gavriel Kay (Roc)

Shades of Milk and Honey, Mary Robinette Kowal (Tor)

The Bone Palace, Amanda Downum (Orbit)

Роман эпической фэнтези / Epic Fantasy Novel

Passion Play, Beth Bernobich (Tor)

Stealing Fire, Jo Graham (Orbit)

The Hundred Thousand Kingdom, N.K. Jemisin (Orbit)

Arms-Commander, L.E. Modesitt Jr. (Tor)

Troubled Waters, Sharon Shinn (Ace)

Детско-юношеский роман о паранормальном или фэнтези / Young Adult Paranormal/Fantasy Novel

Ship Breaker, Paolo Bacigalupi (Little, Brown)

Raised by Wolves, Jennifer Lynn Barnes (Ergmont)

Clockwork Angel, Cassandra Clare (Margaret K. McElderry)

Radiant Shadows, Melissa Marr (HarperCollins)

Before I Fall, Lauren Oliver (HarperCollins) [PHOTO

Достижения за всю карьеру – Городская фэнтези / Career Achievement Award – Urban Fantasy

• Rachel Caine

• P.N. Elrod

• Simon R. Green

• Laurell K. Hamilton

• Kim Harrison

Достижения за всю карьеру – Паранормальное / Career Achievement Award – Paranormal

• Amanda Ashley

• L.A. Banks

• MaryJanice Davidson

• Maggie Shayne

• Rebecca York

С самого начала, прочитав рецензию на роман Конни Уиллис, я понял, что он может стать лучшим романом года. С течением времени моя уверенность в этом лишь укрепилась. Ничего, что он разделен издателем на две книги, на премии он будет, как здесь, выдвигаться одним куском. Это выдвижение – первая ласточка. В течение года сей opus magnum принесет Конни Уиллис не одну премию. Чарли Стросс в 2010 году тоже выступил неплохо: Меморандум Фуллера достойно продолжает цикл «Прачечная» о британской королевской спецслужбе по борьбе с ктулхической угрозой. Его уже обсуждают на Фантлабе в теме, посвященной Строссу. Думаю, что он тоже пойдет на все премии.

В фэнтезийной номинации, имхо, тоже есть два лидера: Кейдж Бейкер и Гай Гавриел Кей. У первой из них осталось немало произведений, которые продолжают выходить посмертно. Номинированный роман завершает трилогию, начатую Наковальней мира. (Азбука, ау!) А Гаврила, вволю наигравшись с давними культурами Европы (средневековой Францией, ренессансной Италией, арабской Испанией, викингской Скандинавией и Византийской империей), обратился к Китаю. Китайская фэнтези от такого мастера будет неизбежно хороша.

Мне сложно что-то комментировать об эпической фэнтези, тем более, что в номинации скорее всего отдельные тома из эпических серий.

В детско-юношеской номинации знакомый автор один – Бачигалупи (наш пострел и тут поспел). Думаю, остальным вряд ли удастся составить ему сколько-нибудь серьезную конкуренцию.

В номинациях на «Достижения за всю карьеру» есть немало имен, знакомых по русским переводам, но какие-то они все попсовые… В целом, я взялся освещать номинации на эту второстепенную премию лишь потому, что они еще до начала 2011 года показали несколько лидеров на премии этого года. Что ж, будем посмотреть, что Новый год нам принесёт.

С НОВЫМ ГОДОМ! С НОВЫМИ ПРЕМИЯМИ ДЛЯ ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ПИСАТЕЛЕЙ!

И, КОНЕЧНО ЖЕ, С ХОРОШИМИ КНИГАМИ!





359
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 20:49
Обстоятельненько-то как.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 21:03
На том стоим! Работа, знаете ли, накладывает отпечаток. ;-)
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 21:05
Какая, если не секрет?
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 22:02
Ответил в личку.
 


Ссылка на сообщение12 января 2011 г. 12:39
А мне ответить?:-)))


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 20:50

цитата cat_ruadh

В фэнтезийной номинации, имхо, есть два лидера: Кейдж Бейкер и Гай Гавриел Кей.

Кей, пожалуй, вероятней. У Бейкер этот роман, судя по рецензиям, какой-то почти подростковый и во всяком случае довольно камерный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 21:02
Я тоже думаю, что основным претендентом на фэнтезийные премии будет Гаврила. Но до номинации на Хьюго вряд ли доберётся. Туда добираются фэнтези совсем другого типа...
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 21:11
К моему стыду до Кея я пока не добрался. Но вот думаю — а стоит ли? При моей, мягко говоря, холодности к фэнтезятине...
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 21:18
А о чём вообще новый роман?
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 21:19
Если вопрос ко мне — то не по адресу)) Яне знаю))
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 21:25
Да я так, в общем — просто ветка про Кея, вот и задал вопрос.
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 21:57
Отвечу я. Как и большинство романов Кея, это квазиисторический роман, рядящийся в одежды фэнтези. Да и фэнтези это можно назвать с натяжкой -- нет ни магии, ни нечеловеческих персонажей. Описанный мир более всего напоминает Китай во времена династии Тан. Средний сын из занатного, но не очень могущественного рода попадает в средоточие власти и в самый эпицентр дворцовых интриг; а Империя как раз на пороге перемен. Жизнь и смерть, война и мир, любовь и долг, верность и измена, а также смертоносные интриги, кровавые заговоры и страшные загадки. Короче, интересные времена.
Многие рецензенты рекомендуют этот роман тем, кто не любит фэнтези, но будет рад хорошему историческому роману с тщательно проработанным миром и живыми, некартонными персонажами.
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 22:05
До боли напоминает «Сарантийскую мозаику» по вашему описанию. Уж не уходит ли он в самоповторы? Но в общем понятно. Даже если издадут каким-то чудом, брать не буду.
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 22:13
Не думаю. Всё-таки сюжеты у него совсем разные. А роднит большинство его работ именно подход к историческому материалу. Он берет за основу некую страну в отдельный исторический период и строит из неё свой собственный мир.
Сарантийская мозаика была хороша, но Тигана и Львы аль-Рассана всё-таки лучше.
 


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 19:03

Судя по описанию — «Дочь Империи» с продолжениями.


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 23:04
Очень интересный обзор! Молодцы, большое СПАСИБО! ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 января 2011 г. 23:09
Молодцы, во множественном числе, это наверное я сам и мой кот, который на аватарке. :-)))
В любом случае, за высокую оценку -- СПАСИБО!
 


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 20:16
Молодцы — это я так к Вам на вы обращался. ;-)


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 19:04
Обзор шикарен. Читаешь и слюной захлебываешься. Но здесь издавать будут МТА, МТА и еще раз МТА.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 20:58
Потому, что их тексты ничего не стоят. Платят им копейки. Даже на редактуру не заморачиваются. На маркетинг тоже не тратятся.
 


Ссылка на сообщение4 января 2011 г. 00:23
Не стоит упрощать. В России активно издают переводную лабуду «правампиров». Потому что спрос есть. А вот на большую часть творений писателей-лауреатов спроса нет и не предвидится. Хотя стоят права на любую англоязычную фантастическую книгу примерно одинаково.


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 21:42
все срочно бежим учить иностранные языки;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 21:46
А оно и по жизни полезно! ;-)
Один мой приятель в незапамятно советские времена, когда хорошей фантастики днём с огём не сыскать, выучил английский специально, чтобы читать фантастику. Сейчас кое-где в журналах и антологиях его переводы проскакивают, хотя это не основное его занятие.
 


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 21:47
хорошее дело;-)


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 23:00
одно не пойму: почему чайну все упорно продолжают называть мьевиллем, когда он мейвилль или, в крайнем случае, миейвилль.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2011 г. 00:00
Потому, что на обложке так написано. Переводчик не удосужился уточнить, как произносится неочевидная фамилия автора. >:-|
Киксы случаются и продолжают тиражироваться и в более очевидных случаях:
1) Michael Swanwick = Свонвик или Суонвик, но никак не Суэнвик >:-|; и это уже не исправить, ибо раскручен так;
2) Walter Jon Williams -- сренее имя читается как Джон и является сокращением от Джонатан, а на обложках из года в год значится Йон. >:-|


Ссылка на сообщение3 января 2011 г. 23:41
Эх, опять мешок книг и к ним куча премий внагрузку. А читать-то и нЕчего, по большому счету... Вот разве что Волфа с Биглом — ретроспектива может быть неплохая. И вообще засилье фэнтезийных девченок уже утомлять начинает. Другой Ракуны Шелдон нет и не будет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 января 2011 г. 00:05
Вулф, конечно, велик, спору нет. Но и помимо него новое поколение чего-то стоит: Мьевиль, Вандермеер, Чарли Стросс. А из НФ 2010 года обязательно -- Конни Уиллис!
 


Ссылка на сообщение4 января 2011 г. 00:22
Я и не спорю — конечно, они чего-то стОят. Тут вся фишка в мировоззрении, в том, как у них повернуты мозги. Уже вроде бы и повЫросло это новое поколение, вроде бы как пора повзрослеть — ан нет, все бегают со своими картонными ужасами, пугают друг друга и читателя. Или пышно распускают павлиньи перья — литературные красОты. ИМХО, конечно.


Ссылка на сообщение9 января 2011 г. 08:12
Спасибо за очередной интереснейший обзор.


⇑ Наверх