Чайна Мьевиль Нон Лон


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kuntc» > Чайна Мьевиль. Нон Лон Дон
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чайна Мьевиль. Нон Лон Дон

Статья написана 30 января 2011 г. 16:57

Город и Не Город

(Ленивый отзыв со спойлерами)

Меня всегда удивляла  способность некоторых людей превращать обыденные, привычные, для меня, да и всех остальных, пожалуй, тоже, вещи в нечто странное и вывернуто-изворотливое. Вот, казалось бы, знакомый до мельчайшей выщербинки письменный стол, за которым я сейчас пишу эти слова на ничем не удивительном ноутбуке. Ничего фантастического. Строгие прямые линии, гладкие поверхности и слегка пыльный монитор (напоминание: надо не забыть протереть!). Но это они привычные в нашем реальном мире, а стоит этим вещам только попасть в книгу талантливого писателя, как ноутбук, хлопая крышкой, начинает пронзительным голоском петь песни «битлов», а письменный стол отплясывать лезгинку. Казалось бы, глупости, несуразицы, но читаешь об этом с открытым ртом. Да, и удивляешься. Не, серьезно поражаюсь этой способности талантливо извернуть обыденность. Может быть, поэтому так и ценю в книгах прежде всего фантастичность, а все остальное идет в нагрузку. Может быть, поэтому так и люблю книги Мьевиля.

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/25801" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

В одном из своих интервью Чайна как-то сказал, что цикл о Нью-Кробюзоне он выдумал из-за того, что ему нужна была мусорка для слишком необычных идей, которые не пристроишь в привычные книги. Может так и есть. Но я вот не могу назвать ни «Вокзал потерянных снов», ни «Шрам» такой «мусоркой идей». Потому что за всем размахом фантазии в этих романах все же четко прослеживается холодный расчет. Особенно заметно это было в ВПС: все существа на его страницах суть четкое интерпретация каждого возможного организма – растения, насекомые, звери, рыбы. Такая четкая биологическая иерархия. Нет, если уж что и назвать «мусоркой идей», так это «Нон Лон Дон». Именно в этой книге фантазия Мьевиля развернулась в полную мощь, поглотила целый город, переварила и выплюнула назад самые несусветные творения. Все пошло в ход: и сломанные зонтики, и коробки из-под кефира, и окна, и газовые вентили, и… Да практически все. Самая «мьевилистая» книга, прочитанная мной у Мьевиля. Концентрат, так сказать.

Поначалу роман, честно говоря, пошел не очень, в основном из-за слишком маленьких глав. Только-только происходит что-то удивительное, только-только готовишься прочитать об увлекательной погоне, только-только затягивает, как – бац! – все обрывается на самом интересном месте. Вот девочки встречают загадочную лисицу — остановка, вот тайком пробираются за странноживым зонтиком — остановка, вот попадают в Нон Лон Дон и убегают от груды мусора – остановка… Постоянно спотыкаешься. Словно прыгаешь с камня на камень через бурную реку. Я уж было собрался отложить роман в сторону, потому что даже виды Нон Лон Дона и булавкоголовый Обадей в книжных одеждах не смогли в достаточной мере увлечь. Но вот в какой-то момент я с очередного камня сорвался, упал в реку и понесло… А после событий на Бегающем мосту так и вовсе оторвать нельзя было от страниц.

Да, начало книги оказалось несколько обманчивым. Кажется, что перед тобой обычная история об Избранном, который должен спасти нечто важное и повергнуть в пыль орды Злобного Властелина. Все ведь к этому шло…

…Жили-были в Лондоне две обычные девочки-подружки, Занна и Диба. Учились в школе, играли с друзьями, слушались родителей, ничем особенным не отличались от тысяч других девочек Лондона. Но однажды с Занной начало происходить что-то странное. Точнее, не с ней, а вокруг нее. Облако на небе принимает форму ее лица, собаки вежливо начинают раскланиваться при встрече, а нежданно-негаданно появившаяся лисица неотрывно смотрит на Занну. А однажды в кафе странная женщина восторженным тоном называет Занну странным именем Шуази. Все это происходило до того момента, пока Диба с Занной не погнались поздно ночью за сломанным зонтиком и не повернули вентиль на трубе, оказавшись тем самым в Нон Лон Доне – самом странном из существующих городов. С удивительными жителями – и не-жителями-призраками из Фантомбурга, покосившимися домами из мусора, летающими автобусами и мостом, один из концов которого всегда находится неизвестно где. В городе, словно сошедшем с детского рисунка. И тут оказывается, что все события, происходившие с Занной, имеют одно четкое объяснение – она Избранная, ШуазИ, что должна спасти Нон Лон Дон от коварного Смога. Без сомнения, об этом четко и ясно написано в Книге, что хранится у предсказателей…  

…Вот ведь она спасительница Нон Лон Дона, Занна-Шуази, вот оно – пророчество в Книге, что должно исполниться. Но нет. Мьевиль в очередной раз оказался не так-то прост и вывернул не только Лондон, но и классическую историю с пророчеством о пришествии Спаасителя. Произошло это как раз на Бегающем мосту, в том момента, после которого, как я уже сказал, я и увлекся всей душой «Нон Лон Доном».

Виданное ли это дело – Избранная терпит поражение! Пророчество не сбывается, и все дальнейшее происходит вовсе не так, как было описано некто в Книге. Дальше – больше. На место Занны, которая должна была стать главной героиней, становится ее подруга Диба. Хотя именно она с самого начала убеждала вернуться свою подругу домой и упрекала Занну в том, что они попали в такое странное место. Вместо того, чтобы следовать указаниям пророчеств, которые гласят, что Шуази должна найти семь предметов, девочка сразу переходит к последнему, добыв лишь ключ-перо от попугая (путешествие по заросшему джунглями дому оказалось одной из самых любимых моих сцен в книге; вспомнил «Джуманджи»…). В итоге же все приключения Дибы приводят к главной идее романа: нет заранее предписанной судьбы, кроме той, что ты сам творишь. Никто – ни предсказатели, ни болтливая Книга – не способны рассказать, что же ждет тебя в будущем. И что жизнь человека не зависит от того, что говорят, как преподносят или предрекают, ее другие люди. Сам ее делаешь. Захочешь – и спасешь Нон Лон Дон. По-моему, весьма хороший заклад.

И вот какая странная штука: ты уже настолько привык к классическим историям с пророчествами (с теми или иными изменениями), что поневоле оказываешься заперт в рамках этих привычек. До последнего момента ждешь, что вот сейчас, через страницу, откроется некая  Правда и окажется, что все происходящее было заранее учтено, дабы обмануть коварный Смог. Что Избранная на самом деле была не Занна, а Диба, но это было намеренно искажено, чтобы запутать врагов и предоставить возможность Спасительнице действовать свободно. До самой последней страницы в это верил.    

Но вернусь я непосредственно к самому Нон Лон Дону. Этот город один из самых чУдных городов в фантастике, почти полностью застывшая фантазия. Причем если тот же Нью-Кробюзон  или Амбру Вандермеера можно закартогрофировать, нарисовать план, то с Нон Лон Доном такого не получится. Максимум – это эскизы, наброски, картины… Мое самое любимое место, пожалуй, это Вебминстерсое аббатство,  где обитают черные окна – совсем уже странные существа за гранью логики. Веет от него чем-то жутким, извращенным. Немного отличным от других районов Нон Лон Дона. Не удивлюсь, если окажется, что одно из окон ведет прямиком в комнату одного из зданий Нью-Кробюзона.

И вот среди всего этого очень хотелось бы встретить таких же первоклассных персонажей. Увы, не суждено. Нет, они совсем не плохи. Просто их характерам не достает некоторой глубины, тщательности; они слегка поверхностны. Впрочем, для детской книги это быть может и не слишком уж и страшное дело.





329
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх