Глен Кук Седая оловянная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Глен Кук - Седая оловянная печаль
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Глен Кук — Седая оловянная печаль

Статья написана 16 февраля 2011 г. 17:00

Тяжелая и мрачная зима, лень, отсутствие какого-либо интересного занятия и, самое главное, выходной у Дина порой способны подтолкнуть Гаррета на поистине роковые, страшные и драматические решения. Например, он может сам пойти к двери и посмотреть, кто же это там в нее так настойчиво ломится. А за дверью может оказаться гость совсем из другого времени, например, сержант Питерс, когда-то спасший нашему герою жизнь в Кантарде. Гаррет может открыть дверь, а старый сержант — потребовать возвращения долга и предложить работу, от которой нельзя отказаться. Некий частный детектив может собраться и отправиться расследовать серию загадочных происшествий в усадьбе старого генерала Стэнтнора. А все из-за одного неосторожного похода к двери. Отсюда мораль — давая Дину выходной, забаррикадируйте дверь или выдайте заодно и себе краткосрочный отпуск вдали от родного дома. Например, у Морли, а иначе неминуемо придется тащиться под холодным свинцовым небом за город узнавать, что же такое загадочное стряслось в поместье у старика Стэнтнора.

Загадок в доме и правда хватает. Старый генерал считает, что кто-то тайком обкрадывает его на довольно приличные суммы. Питерс подозревает, что его начальника пытаются убить. И, наконец, сам Гаррет регулярно видит в доме таинственную блондинку, о которой никто ничего не знает. Мало того, сразу после приезда частного детектива в доме начинают один за другим погибать постояльцы, они же наследники имущества генерала. Тут уж сами боги велели засучить рукава и взяться за расследование.

«Седая оловянная печаль», пожалуй, лучший роман из всего цикла о приключениях Гаррета. В этой книге Кук не только в очередной раз вывел ярких персонажей, блестяще расписал их взаимоотношения и показал душевные терзания главного героя, но и идеально закрутил сюжетную интригу и создал леденящую душу атмосферу старого дома, полного тайн, загадок и преступлений.

Действие книги ограничено пределами особняка Стэнтноров. Этот сюжетный ход лишает Гаррета поддержки Покойника и заставляет опираться исключительно на свои силы и на помощь так удачно подвернувшегося под руку Морли. Должен сказать, что тандем Гаррета и Морли нравится мне гораздо больше, чем стандартный дуэт Гаррета и Покойника. Будучи прикованным к своему креслу, логхир никогда не выходит за пределы своей комнаты, что ограничивает применение этого персонажа до стандартных логических рассуждений, препирательств с Гарретом и редких сводок о похождениях Слави Дуралейника. И хотя Покойник зачастую спит, дуется или по каким-то другим причинам не спешит делиться с Гарретом своими размышлениями, большинство их совместных расследований сводится к тому, что именно логхир указывает своему партнеру на провалы, ошибки или упущения в рассуждениях. Вдали же от Покойника Гаррет и Морли вынуждены действовать на свой страх и риск, что намного интереснее и веселее.

Сам Гаррет не забывает упоминать, что зачастую добивается успеха в своих расследованиях не благодаря смекалке, уму или дедуктивным способностям, а исключительно в силу своего природного ослиного упрямства. Нашего героя не назовешь блестящим мыслителем, он часто ошибается, идет по ложному следу или подозревает не тех персонажей, однако каждый раз Гаррет искренне переживает из-за своих неудач или убийств, которых он не смог предотвратить. И эта искренность делает его куда более интересным, живым и реальным персонажем, чем большинство картонных всемогущих сыщиков.

«Седая печаль» также заставляет по-новому взглянуть на Морли Дотса. В предыдущих романах дарко показан как достаточно жестокий и мрачный тип, который никогда не упустит своей выгоды и возможности набить карман. В «Печали» же Морли помогает Гаррету исключительно на безвозмездной основе. Более того, его забота о друге показана настолько трогательно, что местами на глаза буквально наворачиваются слезы. Чего стоит один только отказ Морли от уже оплаченного контракта, стоило ему узнать, что целью был именно Гаррет.

Впрочем, симпатичными героями поклонников Кука не удивишь. Яркие персонажи уже давно стали одной из самых сильных сторон творчества автора. «Печаль» не стала исключением — помимо Морли и Гаррета в книге встречается целая армия колоритных личностей, каждая из которых способна надолго остаться в памяти.

Однако на этот раз Куку удалось не только блестяще выписать  героев, но и лихо закрутить интригу. Динамично развивающийся сюжет держит в напряжении до последних страниц, оторваться от прочтения «Печали» практически невозможно. И хотя по тексту раскиданы намеки на истинную личность убийцы, самостоятельно найти мотивы преступления практически невозможно.

Ну и конечно же оказалась на высоте атмосфера романа. Удивительно мрачная и жестокая обстановка, сложившаяся в книге, влияет на читателя должным образом, погружая в шкуру главного героя и заставляя с подозрением оглядываться по сторонам, вздрагивать от каждого скрипа и проглатывать страницу за страницей, пытаясь разгадать все тайны особняка старого генерала.

Резюме: Шикарный роман, один из лучших, если не лучший, во всем цикле. Яркие, запоминающиеся персонажи, лихо закрученная интрига и мрачная, жестокая и идеально подходящая роману атмосфера. За одну концовку можно было бы носить Кука на руках, однако раскрывать ее детали было бы с моей стороны сущим святотатством. Читать обязательно!





473
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 17:11
Очень хорошо :), спасибо.

Но сейчас буду спорить:

цитата Aleks_McLeod

Будучи прикованным к своему креслу, логхир никогда не выходит за пределы своей комнаты, что ограничивает применение этого персонажа до стандартных логических рассуждений, препирательств с Гарретом и редких сводок о похождениях Слави Дуралейника. И хотя Покойник зачастую спит, дуется или по каким-то другим причинам не спешит делиться с Гарретом своими размышлениями, большинство их совместных расследований сводится к тому, что именно логхир указывает своему партнеру на провалы, ошибки или упущения в рассуждениях.

Два момента: 1) Когда Кук ввел в цикл «Ниро Вульфа», он пошел на сознательное ограничение Покойника, как персонажа. Но при этом автор компенсирует его статичность хобби, не менее изощрёнными, чем у прототипа. 2) Не согласен про роль Покойника в целом (именно на контрасте), если в паре Вульф-Гудвин суммирование данных и итоговые выводы целиком на плечах «большего» героя, то Гаррет всю аналитическую часть выполняет сам, а Старые Кости лишь наводят в ней лоск и дают комментарии для читателя.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 17:19

цитата Croaker

1) Когда Кук ввел в цикл «Ниро Вульфа», он пошел на сознательное ограничение Покойника, как персонажа. Но при этом автор компенсирует его статичность хобби, не менее изощрёнными, чем у прототипа


С этим я не спорю, у Покойника весьма изощренные хобби, взять хотя бы его тараканьи войны в «Сердцах», но лично мне все равно гораздо интереснее наблюдать за похождениями Морли и Гаррета, чем следить за перепалками Покойника и Гаррета.

цитата Croaker

Не согласен про роль Покойника в целом (именно на контрасте), если в паре Вульф-Гудвин суммирование данных и итоговые выводы целиком на плечах «большего» героя, то Гаррет всю аналитическую часть выполняет сам, а Старые Кости лишь наводят в ней лоск и дают комментарии для читателя.


Так я ж и говорю, Гаррет все делает сам, а потом выясняется, что кое где он налажал, а сейчас он придет к Покойнику, поделится с ним сомнениями и тот укажет, чем следует заниматься. Гаррет постоянно сам что-то упускает из виду. Однако постоянно надеется, что Покойник его поправит, если что.

А в «Печали» получается, что Гаррет не может положиться на Покойника и вынужден все делать сам и полагаться только на себя и, в меньшей степени, на Дотса. Хотя все равно в конце появляется доктор Рок и заявляет, что Гаррет в очередной раз взял ложный след.

Но опять же одинокий Гаррет представляет куда больше интереса, чем Гаррет, у которого за спиной спит Покойник. Он как бы теряет своеобразное право на ошибку.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 17:46

цитата Aleks_McLeod

но лично мне все равно гораздо интереснее наблюдать за похождениями Морли и Гаррета, чем следить за перепалками Покойника и Гаррета.

Стоит учесть, что Покойник не только унаследовал ограничения Вульфа, но и получил свои. Потому что он намного более второстепенный персонаж и не играет ключевой роли в построении логической цепочки. Вот и получается, что Морли более выдвинут на передний план — он то активно участвует в своей части действа, Сравнивать их немного некорректно, это как сравнивать взаимоотношения Гаррета с тем же Морли и с Дином.

По части «без права на ошибку», боюсь мне все таки мешает постоянное сравнение пар Вульф-Гудвин и Гаррет-Покойник. Тут я не соглашаюсь не с Вашими оценками, которые похожи на мои, а с их степенью. Гаррет намного более свободный персонаж чем Гудвин, поэтому его упования на помощь Покойника — это трость, а не инвалидная коляска :). Да тот дает ему ощущение надёжного тыла, но как правило не более того.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 17:59

цитата Croaker

Сравнивать их немного некорректно, это как сравнивать взаимоотношения Гаррета с тем же Морли и с Дином.


А это уже на меня давили регулярные параллели между Вульфом-Покойником и Гарретом-Гудвином. Они заставляют воспринимать Покойника как основного персонажа, который зачастую оказывает решающее воздействие на сюжет. Взять те же «Слезы» — не будь в них Покойника, всем бы конец пришел.

Ну и плюс как-то так получается, что в тех томах, где нет Покойника, с Гарретом всегда рядом находится Дотс. А когда в тексте есть Покойник, то Морли просто приходит на помощь в различных вылазках, когда Гаррету требуется грубая, очень грубая и жестокая сила.

цитата Croaker

Да тот дает ему ощущение надёжного тыла, но как правило не более того.


Ну это да. Но все равно интересно понаблюдать за ним в условиях, когда Покойника рядом нет. Потому что окажись например, логхир в усадьбе Стэнтноров, преступника нашли бы гораздо быстрее.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 19:15

цитата Aleks_McLeod

Ну это да. Но все равно интересно понаблюдать за ним в условиях, когда Покойника рядом нет. Потому что окажись например, логхир в усадьбе Стэнтноров, преступника нашли бы гораздо быстрее.

Ну вот тут то мы однозначно сходимся, а то что я отмечал выше — это не какие-то принципиальные вещи, а, пожалуй, нюансы восприятия.

А главное, что мы солидарны в этом:

цитата Aleks_McLeod

Шикарный роман, один из лучших, если не лучший, во всем цикле.

и в этом:

цитата Aleks_McLeod

Читать обязательно!

:beer:
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 22:25

цитата Croaker

А главное, что мы солидарны


:beer: Воистину =)
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 20:16

цитата Croaker

Два момента: ...

Хотел написать тоже самое :-)))
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 21:15
А мы с Вами, насколько я могу судить, вообще во многих вещах сходимся :beer:.
За что я люблю этот ресурс — каждый найдет себе единомышленников. Я вот отзывы Алексея читаю и (несмотря на ооочень мелкие расхождения в восприятии) вспоминаю, как я Кука только начинал читать — приятное ощущение (за что им обоим большое спасибо :).
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 21:43

цитата Croaker

А мы с Вами, насколько я могу судить, вообще во многих вещах сходимся .

На счет всего не знаю, но по Куку точно :beer:

цитата Croaker

За что я люблю этот ресурс — каждый найдет себе единомышленников.

А даже если в чем-то и не согласен, то можно поспорить с умными людьми :-)))

цитата Croaker

Я вот отзывы Алексея читаю и (несмотря на ооочень мелкие расхождения в восприятии) вспоминаю, как я Кука только начинал читать — приятное ощущение (за что им обоим большое спасибо :).

Я сам начал года два назад читать.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 21:51

цитата iRbos

На счет всего не знаю

Ну мне проще выводы делать — на Вас-то досье толще (сообщений/отзывов намного больше).

цитата iRbos

можно поспорить с умными людьми

это вторая причина для любви к сайту :)

цитата iRbos

Я сам начал года два назад читать.

ЧО и Гаррета с первых изданий перечитываю, чуть позже добрался до оригиналов, но тоже давненько — может поэтому такая ностальгия по тем золотым денькам :-))).
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 21:59

цитата Croaker

Ну мне проще выводы делать — на Вас-то досье толще (сообщений/отзывов намного больше).

Хм, палюсь-палюсь

цитата Croaker

ЧО и Гаррета с первых изданий перечитываю, чуть позже добрался до оригиналов, но тоже даввненько — может поэтому такая ностальгия по тем золотым денькам

Я Гаррета пока не дочитал, потому что пытаюсь учить английский. Зато это мне явно поможет при чтении тех же Помощников ночи, которые на русском я понял просто не читабельны.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 22:05

цитата iRbos

потому что пытаюсь учить английский

хорошее дело :); в частности, очень на многих авторов просто по-другому позволит взглянуть и оценить во всей, так сказать, красе.

цитата iRbos

тех же Помощников ночи, которые на русском я понял просто не читабельны

хуже найти сложно, имхо.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 22:16

цитата Croaker

хуже найти сложно, имхо.

Не совсем понял смысл написанного.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 22:20
Хуже перевода я, пожалуй, не видел, но я предвзят, поскольку люблю Кука, кто-то может и укажет на другие примеры столь же плохих переводов. Для меня же этот и второй Ковач — самые печальные.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 22:26
Пардон, не сообразил :-))) А так да, по приведенным примеров поспорить с ним может только Свет Вечный Сапковского.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 23:10
О, есть ещё «Железный рассвет» Стросса!.. Да и другие, полагаю, найдутся, если поискать.
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 22:25
В таком случае я там выше уже ответил на оба пункта :-)))
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 23:07

цитата Croaker

Два момента: 1) Когда Кук ввел в цикл «Ниро Вульфа», он пошел на сознательное ограничение Покойника, как персонажа. Но при этом автор компенсирует его статичность хобби, не менее изощрёнными, чем у прототипа. 2) Не согласен про роль Покойника в целом (именно на контрасте), если в паре Вульф-Гудвин суммирование данных и итоговые выводы целиком на плечах «большего» героя, то Гаррет всю аналитическую часть выполняет сам, а Старые Кости лишь наводят в ней лоск и дают комментарии для читателя.


Кстати, у Д.Клугера в «Баскервильской мистерии» было очень интересно про Вульфа и Покойника. Рекомендую!
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 05:59
Спасибо, вроде нашёл; оригинальные эссе.
Хотя и с ним буду спорить:

цитата

роман Кука, «Седая оловянная печаль», к примеру, – калька с одного из детективов Р.Чандлера

Таки калька? Нет про чандлеровские нотки, я и сам говорю, но калька... Да особняк, да генерал, но извините, когда витраж с рыцарем распутывающим деву, вызывающий у Марлоу желание помочь, превращается в скульптуру рыцаря убивающего громящера, и Гаррет: «давайте ребята, не буду вам мешть» — это калька? Да Кармен и Дженнифер, но первая сцена с их участием: «ты красавчик» у Чандлера и «она приподняла бровь, сомневаясь довольна ли увиденным» у Кука и т.д. и т.п. Я уже про фабулу не говорю, которая совсем другая. Вообще цитаты и раскланивания с мастерами детектива у Кука очевидны, но прописаны очень тонко, на сочетании пиетета и подкалывания.
Нет я понимаю, что у автора эссе была своя задача — показать поэтичность детективного жанра и основанность на классических общелитературных основах, и с ней он справился. Но походя бросить «калька», хммм, не знаю...
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 10:49
Я давно хочу подискутировать с «Мистерий» в другом: Клугер хорошо разбирается в детективе ^_^ , но несколько хуже в фольклористике и мифологии. И некоторые очевидные, в общем-то, выводы, он не делает, хотя к ним вплотную подходит.

Уже который год гноблю себя: надо сесть, перечитать (с удовольствием, ибо книга у него увлекательная вышла и написана хорошо), законспектировать -- и сделать статью... Руки не доходят, блин.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 11:19

цитата Vladimir Puziy

Я давно хочу подискутировать с «Мистерий» в другом:

ну мой уровень подготовки позволяет только с мелочами спорить, вроде той, что выше, поэтому:

цитата Vladimir Puziy

Уже который год гноблю себя: надо сесть, перечитать ... законспектировать -- и сделать статью...

буду ждать, когда у Вас руки дойдут :).
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 11:24
Зато я таких «мелочей» не отслеживаю ни фига, т.к. Чандлера и прочих нуарщиков :-) читал в школьные годы, а с тех пор как-то не брался, хотя надо бы.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 11:31

цитата Vladimir Puziy

Чандлера и прочих нуарщиков читал в школьные годы

Я, если честно, тоже :), просто в память врезались. То есть деталей не помню, но триггер срабатывает — поднял исходник, пробежал, ага — тревога ложной не была.


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 19:52
Завидую, я то Гаррета давно уже прочел,шикарнейший цикл,правда заметил, что многие к нему относятся предвзято, мол не серьезно, мол не Черный отряд и т.д.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 22:26
Да, цикл замечательный) Ну а что касается тех, кто к нему относится предвзято — им же хуже, многого себя лишают :-)


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 20:22
Согласен с рецензией во всем кроме рассуждений о Покойнике. Я его так же обожаю как и всех остальных. И таки да, конец в романе действительно мощный. А еще Элеонора... Единственная настоящая любовь Гаррета... Это так романтично :-(((
Единственное не согласен с 7 за предыдущий роман (только сейчас увидел). По мне так цикл о Гаррете идет по четкой параболе с вершиной в Печали :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 22:28

цитата iRbos

Единственное не согласен с 7 за предыдущий роман


Скомканная концовка подпортила впечатление от прочтения. Ну и добавил следом шикарный следующий роман. Вот и получилась семерка =)
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 22:31
Ладно уж так и быть прощаю :-))) Все равно я этой концовки толком не помню. Кстати, показатель, Печаль я помню от и до, а все остальные местами уже стерлись из памяти. И кстати, Отряд помню весь, хотя читал его годом раньше. Как-то так 8:-0


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 08:37
Я вот недавно Медь перечитал, и мне она все-таки больше всего нравится. Может, остальные плохо помню. Сейчас буду Олово перечитывать


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:49
Я реально вам завидую — вы впервые читает Гаррета.:-)
Я вот сейчас перечитываю — удовольствия не меньше, но все равно — в первый раз было что-то с чем-то.:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:55
Да, хорошие книжки — они как вино, с годами только лучше, на них накладываются какие-то приятные воспоминания, впечатления))) Но таки да, я везунчик, впечатления от первого раза — самые сильные :-)
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 18:45

цитата Aleks_McLeod

Но таки да, я везунчик, впечатления от первого раза — самые сильные

Вот и я о том же) Сейчас закончу Гаррета и для полного кайфа перечитаю Ниро Вульфа.;-)


⇑ Наверх