Сергей Лукьяненко и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мартин» > Сергей Лукьяненко и "Чужой"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сергей Лукьяненко и «Чужой»

Статья написана 25 сентября 2008 г. 17:09

На сайте Дни.ру появилась статья Сергея Лукьяненко о фильме Ридли Скотта «Чужой».

цитата

Ридли Скотт – это режиссер, которого называют великим, и не без основания. Наверное, фильм «Чужой» был переломным моментом его карьеры, потому что так до него снять кинофантастику, так снять фильм ужасов и превратить это в этапный момент не удавалось никому.

В чем необычность, своеобразие «Чужого»? Во-первых, тема злобного космического существа, которое нападает на людей, рассматривает их как пищу, в фантастике достаточно банальная. Авторы всегда любили попугать зрителя инопланетными кровожадными монстрами, точно так же как писатели любили попугать читателей кровожадными дикарями. Но здесь есть одна особенность — этот Чужой, показанный Ридли Скоттом и придуманный замечательным художником Гигером.

Ридли Скотт в стандартную тему кровожадных пришельцев, которые хотят нас сожрать, внес свежую струю. Его Чужой получился не просто страшноватым монстриком, он получился до ужаса реалистичным, хотя идея существа, у которого кровь представляет из себя какую-то кислоту и которое откладывает в человека яйца, а вылупившаяся личинка буквально за несколько часов вырастает в огромного монстра, к реальности имеет очень слабое отношение. Но вся эта правда искусства, вся эта неприятная слизисто-хитиновая жесткая реалистичность этого монстра, все то, что придумал Гигер и что было воплощено на экране, — это заставляло верить.

Был еще совершенно великолепный ход, что до этого практически никто не решался делать: космический корабль и его экипаж были показаны реальными. Это были не астронавты в сверкающих белых костюмах, которые шли и отважно сражались со всеми опасностями. Это были нормальные грубоватые, грязноватые, не очень красивые люди, в поношенных комбинезонах, на старом корабле, где какие-то трубы подтекают, обшивка отваливается, где-то что-то покоробилось. То есть это был нормальный старый буксир, баркас, который плавает по космическим морям уже десятилетия, никто его особо не чинит, и команда не особо героическая, это никакие не супермены, а обычные работяги космоса.

В этих людях сразу каждый узнал себя — и водитель-дальнобойщик, и моряк — любой мог примерить себя на это место и сказать, что это похоже на правду. А после появлялся кошмарный монстр, происходил эффект веры, акт совместного доверия режиссера и зрителя, который и делает фантастику убедительной, а фильм ужасов страшным. Мы же понимаем, что стоит чуть-чуть сдвинуть кадр с тем, что творится на экране, и мы увидим стоящего оператора, звукооператора, гримера, режиссера, девочку, которая наливает кофе персоналу, скучающую массовку – и вся магия будет разрушена.

Как правило, если режиссер не ухитряется как-то нас схватить за горло, прижать и обмануть, тогда не страшен Годзилла, который бегает по улицам и топчет небоскребы. Здесь нужно суметь найти какой-то контакт, сказать: «Да, я вру, но ты мне поверь!» И зритель верит. Здесь именно это и произошло, поэтому все превратилось в по-настоящему страшное зрелище, монстр при всей его нереальности стал убедителен — он стал таким же персонажем, как и все члены экипажа несчастного буксира. И мы уже не просто сопереживали команде, мы смотрели за противоборством двух этих видов существ — человеческих и инопланетных. Последнее уже тоже выглядело не безжалостным глупым животным, а диким, но разумным противником с какой-то своей неземной логикой, со своей неземной эволюционной правдой.

Это было по-настоящему страшно! Это было зло не потому, что оно зло по своей природе, а потому, что оно так живет, так дышит, так размножается, так плюется кислотой, и ничего с этим не поделать, наткнулись – нужно что-то с этим решать.

Второй фильм был решен уже в совершенно другом ключе. Там нам показали бравых покорителей космоса, которые отправились сражаться с Чужими. А в первом была обычная человеческая команда, взятая словно из наших дней. Вот этот урок реалистичности, который дал Ридли Скотт в фильме «Чужой», не превзойден до сих пор, и режиссеры, которые его запомнили, создают фильмы, которым веришь.

Я увидел этот фильм впервые, наверное, году в 1990-м. Тогда появлялись повсюду первые видеосалоны. Как правило, это была арендованная где-нибудь небольшая комнатка, стоял обычный старый советский телевизор «Рубин» с цветным маленьким экраном и видеомагнитофон. Ставилась пиратская кассета, записанная в соседнем подвале, и переводчик гнусавым голосом переводил тебе все содержание фильма, причем зачастую гораздо лучше, чем сейчас переводят наши телеканалы, во всяком случае дурацких ляпов было меньше.

Набивалось в эту комнату человек пятьдесят, каждый платил по рублю (это была стандартная такса), и все, затаив дыхание, смотрели кино. Такие мини-кинотеатры появлялись по всей стране в каждом более-менее крупном городе. Крутилась там в основном фантастика, фильмы ужасов, боевики, комедии и мелодрамы не пользовались популярностью. Народ шел, чтобы испугаться, чтобы посмотреть, как они могут, а мы не можем так снять. Мы не понимали, что то, что к нам доходит, это самый верх, сливки, а основная масса снимаемого фантастического кино, конечно, до таких вершин не дотягивала, не дотягивает и не будет дотягивать.

Когда я посмотрел этот фильм, я испугался. Я тогда жил один, поздно вечером посмотрел фильм, возвращался домой и (взрослый, разумный человек, да и обстановка непохожа на обстановку космического корабля!) невольно ходил по квартире озираясь и включая повсюду свет. Было не по себе! Потому что у нас не было совершенно никакой закалки, никакой подготовки к подобной фантастике, к фильмам ужасов, это был очень редкий жанр в Советском Союзе. Раз в два-три года, когда бюджет кинопроката начинал трещать по швам, покупали японский или американский фильм более-менее страшного содержания, и он делал в течение нескольких месяцев прокат по всей стране.

Поскольку я очень любил фантастические фильмы, я достаточно долго таскал с собой и жену в такие видеосалоны, и она смотрела со мной разного рода кошмарные фильмы — «Кошмар на улице Вязов», «Чужих», «Хищника», пока через полгода не взмолилась и не сказала, что ей это не нравится. Но, кстати, «Хищник» ей понравился, почему-то не напугал, а «Чужой» оставил неприятное впечатление.

Благодарим за помощь в организации съемок салон красоты Сергея Зверева «Селебрити».

Самое интересное — статью можно не только прочитать, но посмотреть — на сайте доступна видеоверсия, где сам Сергей Васильевич расскажет о фильме.

Интересно так же то, что статья помещена в отдельной рубрике сайта — «Кинодозор Сергея Лукьяненко». Видимо, писатель станет колумнистом ресурса и будет радовать нас авторскими обзорами и других фильмов.





112
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх