В поисках идеальной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «coolwind» > В поисках идеальной премии
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В поисках идеальной премии

Статья написана 24 февраля 2011 г. 09:41

ДИСКЛЕЙМЕР: Речь пойдет только о премиях за русскоязычную фантастику. Их я знаю лучше прочих литературных наград. К тому же нужно как-то ограничить предмет высказывания, иначе разговор окажется вообще бесконечным.

Итак, премии по фантастике. Их сейчас много. И, может быть, именно поэтому авторитет «среднестатистической» премии размыт, почти невесом. Задайте себе вопрос — знаете ли вы такую премию, которая пользовалась бы вашим безусловным уважением, все лауреаты которой подлежали бы обязательному прочтению? Я такой премии не знаю. После каждого награждения в Сети можно услышать не только стоны обойденных наградой писателей, но и спокойные реплики читателей-скептиков, мол, эту-то ерунду за что отметили? И не прекращаются попытки придумать какую-то Идеальную, Абсолютно Объективную премию, хотя задача эта кажется вполне безумной.

Как вообще может работать премиальный механизм? Во-первых, премия может быть персональной. Вот как «Бронзовая Улитка», которую вручает Б.Н.Стругацкий лично. И этот самый субъективный вариант в каком-то смысле является наиболее объективным: по крайней мере, ты уверен, что человек, присуждающий награду, честно руководствуется своими персональными вкусами. И если сам человек тебе интересен и авторитетен для тебя, то и награда его тебе интересна. Но только в этом случае. Потому что когда подобным образом начинает действовать, гм, не столь интересный и авторитетный человек, учреждая какого-нибудь «Гранитного Кентавра», то его попытка вызовет скорее смех.

Однако даже и БНС не вполне волен в своем выборе. Изначально рамки ему задает номинационная комиссия Интерпресскона, а уж если говорить об этой комиссии, то ее идеологическая ангажированность стала притчей во языцех. Никогда в ее списке не окажется произведение, хотя бы немного отошедшее от «демократического канона», сколь бы талантливым оно ни было. Но в претензии ли я к этой комиссии? Конечно же, нет! Любая группа лиц в нашей стране вправе творить себе литературных кумиров тем способом, который ей нравится. По канонам демократии ;-) Другое дело, что сам факт ангажированности номинационной комиссии надежно лишает премию статуса «борющейся за звание Идеальной». А ведь номинационная комиссия ангажирована всегда! Не идеологией, так личными связями. Не личными связями, так обязательствами перед спонсором. Да мнением любимой тещи, в конце концов! Скажет теща: «Двигай Злотникова, он всю правду о России пишет». И будешь двигать, никуда не денешься ;-)

Тут и возникает идея обойтись без номинационных комиссий вообще, а решение отдать на волю голосования участников конвента. Все-таки это в основном эрудированные, читающие люди, а при достаточно большом числе голосующих мнения тещ будут минимизированы до степени статистической погрешности. По этой схеме работают два конвента — самые крупные в России и Украине — Роскон и «Звездный мост». И в целом получается, я убежден, лучше, чем у номинационных комиссий. Правда, украинскую премию отдаляет от идеала вполне понятное и похвальное нежелание нескольких харьковских писателей быть включенным в списки для голосования по этическим соображениям. Ну, действительно, Олди в Харькове имеют такой гандикап, что с легкостью оккупируют все места на пьедестале, а это было бы уже неинтересно. Да и вообще, это действительно украинская премия, отражающая взгляд жителей Украины (которых на «Звездном мосту» все ж таки сугубое большинство) на русскоязычную фантастику.

А вот премии Роскона можно было бы считать максимально подошедшими к идеалу, если бы не одно «но». Все-таки, когда голосующих уже изрядно, на первое место выдвигается фактор общей известности. Мы давно это заметили по результатам голосования в номинации «Критика, литературоведение, история фантастики». Какой бы замечательный текст ни сочинили критики, писатели-фантасты при голосовании били их по всем статьям. Психологически вполне объяснимо. Перед тобой — голосовательная брошюра с сотнями позиций по разным номинациям. Сам ты прочитал от силы десятка полтора, а выбрать надо больше. И за кого ты поставишь крестик? Да просто за известного автора, мол, такой-то плохо не напишет... И по схожей причине многие голосуют за тексты, вышедшие в раскрученных книжных проектах. Они просто изначально имеют больше читателей — это гандикап внелитературного свойства. Ну, хорошо, прошлогодний триумфатор С.Слюсаренко действительно написал довольно нетривиальный (в рамках «Сталкера») роман, который вполне мог быть отмечен премией. Но тенденция-то неправильная...

Можно ли с этим как-то бороться? Оргкомитет Роскона полагает, что да. Мы уже несколько лет сознательно не включаем в списки по критической номинации публицистику фантастов не о фантастике (что регулярно вызывает недоумение, мол, где же замечательная статья такого-то по истории оружия?). А с этого года будем принудительно выделять романы из межавторских проектов в отдельную номинацию (см. Положение о премиях Роскона). Ни «Сталкер», ни «Disciples», ни все такое прочее не будут состязаться с «обычными» романами. Сверхтяжи не боксируют с теми, кто в весе мухи (а кто тут кто, определяйтесь сами ;-)). Получим ли мы тот эффект, который задуман? Не знаю. Жизнь покажет.





289
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 11:06
Т.е. получается, что оргкомитет «Роскона» прямым текстом говорит, что межавторские проекты — это нечто худшее, более слабое и беспомощное, чем оригинальные работы?

Потому что другого объяснения тут быть не может, т.к. гандикап по известности для м/а проектов ничем не отличается от гандикапа по известности популярного фантаста. Но м/а выделили отдельно, а популярных фантастов оставили с гандикапом, но без конкурентов?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 11:22
Нет, оргкомитет говорит, что м/а проекты — это нечто иное, нежели оригинальные работы. И состязаться в одной категории не должны. Ну хотя бы потому, что за каждым проектом есть либо узнаваемый бэкграунд в виде, скажем, игры или фильма, либо просто рекламный бюджет. А за оригинальными работами этого нет.

Мы не даем оценок — лучше, хуже. Мы просто разводим соперников разных весовых категорий.

Что касаемо гандикапа популярных фантастов, то он куда более эфемерен. Если нет новых достойных работ, размывается начисто за пару лет. А если он еще есть, значит, заработан честным литературным трудом :-)

Впрочем, мы не настаиваем на непогрешимости этого решения. Нам оно показалось правильным, и мы его приняли. А практика покажет.


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 12:46

цитата

уж если говорить об этой комиссии, то ее идеологическая ангажированность стала притчей во языцех.
хотелось бы примеров «ангажированных» членов комиссии ИПК?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 12:53
Зачем бы? Я ведь не о персоналиях пишу. А результат работы комиссии общедоступен, и каждый может сам сделать свои выводы об особенностях ее деятельности.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:02
Т.е. личности не ангажированы, а комиссия ангажирована? ) Очень интересный вывод. )

Т.е. Василий Владимирский, Марина и Сергей Дяченко, Казаков и еще несколько людей изо всех стараются, чтобы идеологически неверные произведения не попали к Борису Натановичу? )
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:10
Да не хочу я вдаваться, кто, с какой целью и насколько сильно старается. Есть результат работы. Этого достаточно. А с какой поры супруги Дяченко входят в номинационную комиссию? С одним голосом или двумя? Что-то информация эта кажется мне неверной...
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:13
Нет, Александр, этого недостаточно. Выводы могут быть совершенно различными в зависимости от ангажированности человека человека, их делающего.

цитата coolwind

Что-то информация эта кажется мне неверной...
из переписки участников той самой комиссии )
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:22
Ну, я же не знаком с перепиской членов комиссии. Наверное, в отличие от вас. А в общем доступе персональный состав комиссии где-то имеется?

Я как раз и пишу, что выводы каждый может сделать для себя сам. Я сделал такие, поскольку для меня они показались вполне очевидными. Напомните мне, кстати, если вас не затруднит, новые романы Вяч. Рыбакова как часто номинируются на ИПК?
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:29
Не знаю ) Где-то должен быть, поищите.

Романы не отвечу, я в 2008 году участия не принимал, когда вышла «Звезда Полынь», а войдет ли «Се, творю» в шорт-лист этого года пока не известно. А вот по повестям охотно отвечу, «Стажеры как предчувствие» ИПК в прошлом году выиграло.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:38
Искал — не нашел. Хотя казалось бы: ну какая тут может быть тайна?

Насчет «Се, творю» поглядим. Но вот роман «На будущий год в Москве», как и превосходная «Война за Асгард» Бенедиктова, сито комиссии не прошли и появились в шорт-листе решением лично Сидоровича (зато в тот год комиссия усиленно двигала Еськова «Баллады о Боре-Робингуде», не фантастические ни разу). Что до «Стажеров...» — это ж часть проекта, освященного именем Стругацких. Расценивается как индульгенция.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:44
Вот и я тайны не вижу ) Но помощи в поисках оказывать не буду )

>>> и появились в шорт-листе решением лично Сидоровича

Вы абсолютизируете свой вкус. ) Например, мне не сильно по душе проза Бенедиктова и я допускаю, что в комиссии были люди, которые голосовали за другие книги.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:52
Да вы и не смогли бы: эта информация в открытом доступе отсутствует.

По Бенедиктову хочу напомнить, что именно этот роман получил в 2004 году «Бронзовую улитку» от БНС, а также «Странник» и «Бронзовый Роскон». Видимо, мой вкус совпадает в данном случае со вкусами многих прочих.

Но оцените коллизию: БНС вручает приз роману, не отобранному номинационной комиссией, а добавленному административным решением. Как это характеризует качество работы комиссии? В общем, если вы подумали, что я в колонке «наехал» на комиссию из какой-то субъективной неприязни, то это, честное слово, не так. Да и не «наезжал» я.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:57
Не ловите меня на «слабо» )

>>> Видимо, мой вкус совпадает в данном случае со вкусами многих прочих.

Судя по тому, что он не получил «Золотой Роскон» Ваш вкус как минимум не абсолютен. )

Я не вижу коллизии, я вижу нормальный рабочий процесс в полном соответствие с положением о премии. )
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:01
Не ловлю — констатирую факт.

Охотно признаю, что мой вкус не абсолютен. Хуже того, иногда мне нравятся произведения, вообще не получившие премий. Но я вот все мечтаю встретить человека с абсолютным вкусом, а он все не встречается...

Коллизия же, пардон, вполне ясная.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:13
Ну тогда я Вас поймаю )

http://interpresscon.r... в конце дан список членов комиссии

>>> Коллизия же, пардон, вполне ясная.

Напишите, как это не соответствует положению о премии? )
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:20
Ага, все-таки есть. И с Дяченками. И некоторых фигур из прошлого я уже не вижу. Что ж, это внушает определенную надежду.

Положению соответствует. Просто качество работы комиссии в недавнем прошлом удручало.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:26
>>Да вы и не смогли бы: эта информация в открытом доступе отсутствует.
>>>> Ага, все-таки есть.
Не могу не процитировать рядом, очень красивое сочетание. )


>>> качество работы комиссии в недавнем прошлом удручало.

Чем удручало-то? Тем, что в 2003 вышло достаточно много хороших романов, что кто-то остался за пределами щорт-листа, и в полном соответствие с положением о премии Сидорович этого кого-то добавил в список? )
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2011 г. 10:03
Ну, у вас тоже многое можно рядом цитировать, и будет забавно.

Не понимаете, чем удручало? Задача комиссии ИПК — подготовка адекватного списка для БНС, а не идеологическая цензура. Когда показательно пропущено произведение, ставшее не только лауреатом «Бронзовой Улитки» — ставшее событием того года, это уже не симптом, это диагноз.

Впрочем, мы говорим о делах минувших дней. Сейчас комиссию обновили, вас вот включили, Илья. И мне не совсем понятно, для чего вы защищаете старые, негодные, антидемократические методы. Если из неправильно понятого питерского патриотизма — ну тогда еще куда ни шло. Если же вам и самому нравятся те методы... Что ж, имеете право. Но тогда не удивляйтесь, почему у комиссии совсем не такое реноме, как вам хотелось бы.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2011 г. 11:57
А поцитируйте что-нибудь в таком духе )

Ну Вы же пока не доказали наличие идеологической цензуры. ) Так о чем Вы собственно сейчас говорите?

>> Показательно пропущено

Показательно для кого? ) Для меня не показательно. ) Для меня все происходящее объяснимо и без «демократического» закулисья. )

>> Если же вам и самому нравятся

Давайте обойдемся без переходов к нелицеприятным способам продолжения беседы. )
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2011 г. 10:47
Есть такой довольно распространенный этюд из области психологии. Ставят двух человек друг напротив друга и одному из них говорят: а докажите-ка второму, что дважды два четыре (или что угодно еще). Так вот, как ни старается первый, второй все равно будет уверять, что первый ничего не доказал, был неубедителен и все такое. Именно поэтому человечество придумало суд, когда спор двоих должен рассудить некто третий. Надеюсь, эти третьи, которые случайно прочитают эту ветку, нас рассудят тем или иным образом. Нам же продолжать диспут совершенно бесполезно. Я свои яркие примеры привел. Вы говорите, что вас они не убеждают. Ну и дай вам Бог здоровья и денег побольше. Я же спор окончил.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2011 г. 13:52
А я Ваши яркие примеры ярко опроверг и привел несколько своих ярких контраргументов. )

Но в целом да, спор действительно можно окончить. )
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2011 г. 21:28

цитата coolwind

Надеюсь, эти третьи, которые случайно прочитают эту ветку, нас рассудят тем или иным образом.

Пришёл третий)))
Отвечу Вам новым камментом, а то всё вправо уехало.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:15
собственно продолжим детально, вот пример произведения, выдвинутого «ангажированной» комиссией, в списках наград значится и Роскон. Вы не могли бы объяснить этот факт?
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:24
Надо полагать, его идеологические установки устроили высокую комиссию. Но всем ли так везет?
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:31
Или может просто повесть хорошая )
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:39
Конечно, хорошая. Но иногда этого необходимого условия оказывается недостаточно.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:47
Просьба с примерами ) В духе «писатель X написал бесспорно и абсолютно гениальную книгу, а ИПК ее проигнорировал» + доказательства абсолютной и бесспорной гениальности.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:55
А мы выше как раз такие примеры и обсуждаем, кажется. Хотя доказательств бесспорной гениальности у меня нет и быть не может. Может, вам известна методика добычи таких доказательств? Тогда не скрывайте от общественности! :-)
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:01
Ссылку будьте добры, где Вы называете мне «бесспорно гениальное произведение, проигнорированное на ИПК».

>>> Хотя доказательств бесспорной гениальности у меня нет

Собственно Вы признаете за комиссией ИПК право на собственное мнение. Спасибо! )
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:03
Как я могу отрицать это право? Я же прямо сразу и написал: «Любая группа лиц в нашей стране вправе творить себе литературных кумиров тем способом, который ей нравится».
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:09
Нет, дорогой Александр, кроме этого Вы написали: «об этой комиссии, то ее идеологическая ангажированность стала притчей во языцех.» А это утверждение, как минимум, требующее доказательств. Убедить меня в своей точки зрения Вам не удалось. И то с какой радостью Вы придумываете все новые объяснения фактов, не укладывающихся в прокрустово русло Вашей теории, честно говоря, заставляет применить инструмент имени Оккамы )
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:14
Ну, на мой-то взгляд, история с «Асгардом» хоть кого убедит. А фактов, не укладывающихся в русло (?), приведен был ровно один. Но я совершенно согласен с тем, что не очень разумно спорить, если нет желания прислушаться к аргументам другого.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:17
Про историю с «Асгардом» я Вам выше ответил. )

>>> приведен был ровно один

1) Лукин
2) Лукьяненко
3) Рыбаков

ссылки давать на каждый из пунктов? )
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:23
Не-не-не. Ни Лукин, ни Лукьяненко тут не при чем. Их появление в шорт-листе ИПК никак не противоречит тому, о чем писал я. Единственное «но» было в связи с повестью «Стажеры как предчувствие».
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 14:41
Ну как же не противоречит, под упоминаемый Вами «демократический канон» подогнать Лукьяненко и Лукина сложновато. ) Вроде, оба со своим собственным мнением. )
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2011 г. 09:55
Это не ко мне. Это к блюстителям «демократического канона» из комиссии. Я и понятия не имею, какие правила нужно нарушить, чтобы высокая комиссия занесла тебя в «черный список».
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2011 г. 13:19
По-прежнему 2 вопроса )

1) кто конкретно «блел» «демократический канон»?

2) хотелось бы доказательств существования «черного списка»? )
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2011 г. 10:39
Не нужно задавать такие вопросы мне. Я в номинационной комиссии ИПК никогда не состоял и даже пару раз отказался от предложения туда войти. А спросите-ка вы лучше своего бессменного председателя, который за все и отвечает.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2011 г. 13:43
Т.е. доказательств у Вас нет? )
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 08:56
По-моему, вы путаете художественный образ с «обстоятельствами дела» из заявления в прокуратуру. Я же вам уже написал: в вашей комиссии не состою, состоять не собираюсь, никакими ее внутренними документами не пользуюсь и не испытываю к ним интереса. За всеми доказательствами — к г-ну Казакову, пожалуйста.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 15:33

цитата

. Нам же продолжать диспут совершенно бесполезно.

Вы вроде же из спора вышли? ;-)

«Художественный образ» «ангажированной комиссии»? ) Все события и персонажи вымышлены. Любое сходство с реальными событиями случайно. ))
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2011 г. 13:17
Вот еще одно произведение, получившее обе награды.


Ссылка на сообщение26 февраля 2011 г. 21:47
Глядя на ваш спор с точки зрения человека, слабо разбирающегося в подковёрных игрищах, следует отметить, что Илья более убедителен — coolwind выдвинул некие обвинения, а suhan_ilich их опроверг. Такой фон некоторым образом окрашивает весь остальной спор.
А для вас обоих это что-то значит?

цитата coolwind

Никогда в ее списке не окажется произведение, хотя бы немного отошедшее от «демократического канона», сколь бы талантливым оно ни было.
А почему не предположить, что таковы предпочтения самого БНС? Наполнение «Полдня» очень в пользу этого свидетельствует.

За себя скажу, что хотя мне приз «Стажерам» Рыбакова совершенно не по нраву, но и выделение ма циклов в отдельную номинацию не сделает премию «Роскона» «идеальней». Кто там в прошлом году был на втором месте? «Недотепа»? Ну-ну.
Не то, чтобы мне он был противен, но, ИМХО, в прошлом году были и посильней работы (ну, чуть-чуть, буквально, слегка))).

В целом, спор про идеальную премию по своей бессмысленности напоминает мне спор про курицу и яйцо.

И вообще, больше премий хороших и разных!!!

цитата Илья Бояшов

Литературные премии спасают сейчас нашу литературу. Они протянули ей руку в самое сложное время, вытаскивают писателей из небытия, дают им шанс, желание работать, творческие силы возвращают и, наконец, дают немного денег. Уже за одно это премиям большое спасибо! Как бы там их ни критиковали и ни ругали, пусть будет больше литературных премий! Пусть их будут десятки и даже сотни! Пусть они будут маленькие и большие! Пусть поощряют творческого человека — он нуждается в поощрении! Пройдут годы, и их истинная роль, вне сомнения, откроется историкам литературы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2011 г. 22:11

цитата

А для вас обоих это что-то значит?
ты имеешь ввиду спор об ИПК? )
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2011 г. 22:20
Именно. Мнение третьего на основе прочтения вашего треда.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2011 г. 22:21
А! Ну да, для меня что-то значит, но я лицо заинтересованное )
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 09:10

цитата Крафт

Глядя на ваш спор с точки зрения человека, слабо разбирающегося в подковёрных игрищах, следует отметить, что Илья более убедителен — coolwind выдвинул некие обвинения, а suhan_ilich их опроверг. Такой фон некоторым образом окрашивает весь остальной спор.


Напрасно вы оба думаете, что это было «выдвижение обвинений». Я просто дал свою «интегральную оценку» деятельности номинационной комиссии ИПК на протяжении ряда лет, на что имею конституционное право :-) Обвинять я никого не собирался, потому что по-человечески все тут совершенно понятно. Просто было важно показать, почему премии с такими комиссиями, ИМХО, не могут претендовать на звание Идеальных.

цитата Крафт

А для вас обоих это что-то значит?


Для меня этот пункт был совершенно неважным и проходным. Но Илья же — свежеиспеченный член этой комиссии. Вот и решил побороться за честное имя предшественников.

цитата Крафт

А почему не предположить, что таковы предпочтения самого БНС? Наполнение «Полдня» очень этому способствует.


Каковы бы ни были его предпочтения, БНС хватило ума и эстетического чувства, чтобы оценить «Войну за Асгард». Хотя идеологически Бенедиктов крайне от наполнения «Полдня» далек.

цитата Крафт

За себя скажу, что хотя мне приз «Стажерам» Рыбакова совершенно не по нраву, но и выделение ма циклов в отдельную номинацию не сделает премию «Роскона» «идеальней». Кто там в прошлом году был на втором месте? «Недотепа»? Ну-ну.
Не то, чтобы мне он был противен, но, ИМХО, в прошлом году были и посильней работы (ну, чуть-чуть, буквально, слегка))).


Посмотрим. А мне вот кажется, когда мы отодвигаем в сторону проекты — это сильно проясняет картинку.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2011 г. 09:51

цитата coolwind

Просто было важно показать, почему премии с такими комиссиями, ИМХО, не могут претендовать на звание Идеальных.

Никакие не могут претендовать на звание Идеальных

цитата coolwind

Для меня этот пункт был совершенно неважным и проходным.

«Третий» не сказал бы, что это было хоть сколь-нибудь явно.

цитата coolwind

А мне вот кажется, когда мы отодвигаем в сторону проекты — это сильно проясняет картинку.

Проясняет. На первое место выходит «Недотепа».
Каждый может из этого сделать свои выводы. Я же делаю весьма определённый (имею конституционное право), и в мягкой форме он уже озвучен выше:

цитата

Никакие не могут претендовать на звание Идеальных


⇑ Наверх