FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Спектр»

Спектр

Роман, год

Перевод на немецкий: C. Pöhlmann (Spektrum), 2007 — 3 изд.
Перевод на чешский: Л. Дворжак (Spektrum), 2005 — 2 изд.
Перевод на польский: E. Skórska (Spektrum (każdy myśliwy pragnie wiedzieć)), 2005 — 1 изд.
Перевод на болгарский: В. Велчев (Спектър (Том 1), Спектър (Том 2)), 2009 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 179

 Рейтинг
Средняя оценка:8.50
Голосов:5466
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


...На нашей планете неожиданно появились Чужие — Ключники и построили станции межпространственного перехода, позволяющие за считанные мгновения оказаться на другой планете. За возможность перехода требуется рассказать историю, которую Ключник может принять или отклонить. Главный герой Мартин — частный детектив, который получает, казалось бы, обычное задание — доставить домой 17-летнюю девушку, которая ушла через Врата в неизвестном направлении. Но он не знает, что ждет его впереди...

«Роман в семи частях, с семью прологами и одним эпилогом» — так говорит сам Лукьяненко о своей книге в подзаголовке. Семь частей — семь цветов спектра, семь путешествий в чужие миры и ...семь гастрономических прологов.

© Александр Крапивников

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 458

Активный словарный запас: средний (2939 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2003 // Крупная форма (роман)

лауреат
Бронзовая Улитка, 2003 // Крупная форма

лауреат
Сигма-Ф, 2003 // Крупная форма, романы

лауреат
Звёздный Мост, 2003 // Лучший роман. 1 место ("Золотой Кадуцей")

лауреат
РосКон, 2003 // Роман. 1 место ("Золотой РОСКОН")

лауреат
Урания, 2003 // Большая Урания (роман)

лауреат
Премия Курта Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2008 // Лучший зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Странник, 2003 // Крупная форма

номинант
АБС-премия, 2003 // Художественное произведение

номинант
Русская фантастика, 2003 // Премия "Русская фантастика"

номинант
РосКон, 2008 // Премия премий

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Spektrum
2017 г.
(немецкий)

Издания:

Спектр
2002 г.
Спектр
2006 г.
Осенние визиты. Спектр
2007 г.
Осенние визиты. Спектр. Кредо
2007 г.
Спектр
2007 г.
Спектр
2012 г.
Визиты
2014 г.
Спектр
2017 г.

Аудиокниги:

Спектр (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2002 г.
Спектр
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Spektrum (każdy myśliwy pragnie wiedzieć)
2005 г.
(польский)
Spektrum
2005 г.
(чешский)
Spektrum
2007 г.
(немецкий)
Спектър (Том 1)
2009 г.
(болгарский)
Спектър Т.2:
2009 г.
(болгарский)
Spektrum
2011 г.
(немецкий)
Spektrum
2011 г.
(чешский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  34  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июня 2009 г.

Лукьяненко воистину несчастный автор. Читая его, я все время вспоминаю «имею возможность купить козу, но не имею желания». Так же и у Лукьяненко — ему потрясающе удаются всякие бытовые и социальные мелочи. Афтар — воистину «бог деталей», человек очень наблюдательный и проницательный в жизни, видимо. Его книжки затягивают именно своей достоверностью, близостью к нашей жизни независимо от того, в какое время и на какой планете происходит действие. Ему бы писать социальный экшн в духе Улицкой, с поправкой на менее изощренного читателя. Так нет же, бедному автору хочется большего! Хочется чего-то такого глобального и великолепного, чтобы все в конце офигели от величия замысла. Чтобы на карту были поставлены судьбы мира/вселенной, нужное подчеркнуть. Беда лишь в том, что играть с подобными сюжетами хорошо, если вам 9 лет и вас зовут darkkiller. Простительно, скажем так. Уважающие себя писатели за такое не берутся, поскольку подобный максимализм изжили уже лет в 17 и теперь играют исключительно во «взрослые» мелочные игры. А вот Лукьяненко почему-то тянет, правда, ничем хорошим это не заканчивается. Его мудрствованиям слегка не хватает здравого смысла, философствованиям — тонкости (все они вообще очень напоминают Коэльо и прочих де Куатье), а сюжетам — умеренности. Именно глобальность замысла в итоге портит все, что так хорошо начиналось — уже в который раз (с Дозорами та же ботва).

Что еще сказать... очень справедливым было недавно увиденное во френдленте замечание, что Лукьяненко, видимо, не дурак поесть. Потому что каждая из 7 частей «Спектра» начинается с того, что герои долго и обстоятельно готовят еду и жрут, полируя все это дело различными алкогольными напитками, с указанием не только названий, но и адресов-телефонов оптовых поставщиков, практически. В сочетании с коэльософствованием и финальным чуть-не обретением героем безграничного могущества это необычайно смешно.

Оценка: 5
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2008 г.

«Спектр» — книга, которую многие называют последней удачей Лукьяненко в большой форме. Книга, которая оставила много едва ли не восторженных отзывов. Книга, которой, однако же, не удалось избежать и критики. Почему же? Возможно, сюжет книги беден красками, прямолинеен и предугадывается едва ли не с первых страниц? Или, может, герои картонны и безлики, и автору не удалось вложить в них хоть часть души, хоть толику индивидуальности, чтоб не выглядели они безликими аппликациями? Или изображённые в книге миры однообразны и скучны, безыдейны и бессмысленны? Может, язык, на котором написана книга коряв и сух, и читатель то и дело цепляется за неудобоваримые обороты в тексте, как за коряги и ветви в глухом лесу?

О, нет! Дело не в том, КАК сделана книга, а в том, ЧТО в ней сказано. С тем, чтобы донести до читателя смысл и суть книги, в этом случае у Лукьяненко нет проблем. И вот когда мы прочитали, поразмыслили, и поняли, в чём тут соль, давайте станем писать отзывы и ставить оценки.

Нельзя считать эту книгу просто забавным приключенческим боевичком с оригинальной композицией и забавным антуражем, хотя кому-то она может доставить удовольствие и в этом качестве. Правда, таким читателям будет казаться, что сюжет немного провисает там, где автор вдруг отступает от основной линии сюжета с тем, чтобы описать очередное достижение гастрономической мысли. Зачем это?

Бывают такие книги, в которых повествование несётся вскачь, уподобляясь то ли резвому коню, пошедшему вразнос, то ли болиду Формулы, накатывающему на линию финиша (уж кому какая аналогия ближе). Когда закрываешь такую книгу после прочтения, то испытываешь словно бы физическую усталость — уф, вот это пробежался! что это было?! Глазу не за что зацепиться, в памяти быстро тают хитросплетения сюжета и имена ГГ, желание попервах лишь одно — пойти и купить продолжение (а оно у таких книга как правило есть, и не одно), чтоб сделать подобные упражнения регулярными.

Но я не люблю такие книги. Мне по нраву другие. Такие, где автор ускоряет сюжет там, где надо, но и не забывает дать иногда читателю отдых, заставив его почти физически почувствовать тепло и уют, с тем, чтобы набраться сил для восприятия дальнейших событий. Мне кажется, что как раз для таких целей и вставлены в повествование гастрономические фрагменты. Смысловая нагрузка их не слишком велика, но и без них не обойтись. Нельзя быть в напряжении всё время.

Кроме того, эти моменты делают характер главного героя более выпуклым, более человечным. Можно понять, что перед нами — человек увлечённый, и даже очень. Что с того, если это — увлечение чревоугодием? Я толерантен к чужим слабостям. Это касается жизни, но это же относится и к книжным героям. Перед нами — не «икона», а «живой человек», в существование которого я скорей поверю.

Вот только не надо путать хобби, — невинное и забавное увлечение ГГ, с его философией и жизненной позицией, которую нам устами автора якобы хотят навязать. Ах, кому-то не по нраву якобы воспевание этой жизни «от живота»? Но я скажу, что такие люди, как правило, замечают в книге только то, что им захочется и что хоть как-нибудь подходит под их позицию, определяющую отношение к книге и творчеству автора вообще, и дружно закрывают глаза на остальное.

Сюжет книги распадается на семь частей, названных по цветам спектра. Каждая часть — отдельная история, подчинённая, однако же, общей линии повествования. Перед нами изображены семь разных миров, и каждый задаёт свою загадку. Иногда миры выглядят совсем заурядно для нас (тут, конечно, не избежать привычных обвинений автора в плагиате всего и везде), иногда — необычно и ново (но это, ясное дело, лишь потому, что ещё не прочитана книжка, откуда автор своровал и эти идеи).

«Спектр» некоторые поспешили записать в детективы (наверное, увидев, что ГГ — частный детектив), и просклонять также и по этой линии — мол, плохой это детектив. Но я книгу в таком качестве даже не рассматривал. Я думаю, «Спектр» как раз в наилучшей мере характеризует ту самую «фантастику пути», как именует свой жанр автор. Здесь найдётся понемногу от всего — того же детектива, философской притчи, боевика, мелодрамы. А всё вместе — и есть «Спектр».

Книга сложна и разностороння. Есть в ней место простым людским чувствам и переживаниям, но находится и для вопросов, волнующих человека изначально — о душе, о разуме, о смысле жизни, о Боге. Но ни в коем случае не стоит воспринимать книгу за откровение и искать там ответы на такие вопросы. Тут уж, если вас это волнует, ищите каждый для себя. Только так ответ будет самым правильным и полным.

Развязка — ещё один момент, раздражающий критиков. ГГ отказывается от всемогущества! Да как он мог?! Что же это за герой?! Какие же возвышенные идеалы он может донести до читателя? Серость и мещанство!

Ну что ж... Пусть так. Разве имеет право герой, решивший остаться человеком (как мы) называться героем? Разве человек — это что-то достойное? Разве любовь — достаточный повод для того, чтоб отказаться от роли бога или чего-то, что лежит вообще за гранью понимания, за гранью разума? Конечно же нет! На неё надо наплевать и оставить позади, а самому продолжать идти «вертикально вверх», к новой ступени разума или сверхразума. Вот такой герой и правда достоин называться героем...

И последнее. Забавно, но в Дозорах Лукьяненко критикуют за то, что там его герои получили всё, не заплатив за это ничем. Тут — за то, что герой от этого отказался, заявив, что всегда желает платить «за проезд».

То есть, неважно за что, лишь бы критиковать. Ну, пускай. Может, кому-то от этого легче жить станет.

Оценка: 10
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2008 г.

Роман составлен из семи повестей, объединенных загадкой и общими героями. Конец шести из них абсолютно тождественен. При этом совершенно неинтересно, каким образом автор ухайдакает героиню на сей раз — несерьезно это, как в компьютерной игре. Детективная линия — провисает. Недостаточную динамичность сюжета автор пытается компенсировать описанием миров, в которые попадает герой. Увы… Первый мир по конструированию очень напоминает «Многорукого бога далайна» (Логинов) и «Рыцари сорока островов» (сам же Лукьяненко). Второй — калька (причем сделанная по-юношески серьезно) со стандартного вестерна. Третий мир — любая из отечественных НФ книг 1970-х годов (легкий утопический уклон + невнятная философичность. В данном случае — о наличии или отсутствии души). Четвертый мир («кенгуру», компенсирующие короткий срок жизни абсолютной наследственной памятью) оригинален (во всяком случае, я подобного не встречал), но только до начала действия. Потом опять все абсолютно предсказуемо. Пятый мир (амеб) абсолютно традиционен (каких только мыслящих форм материи не навыдумывали фантасты второй половины прошлого века), в конце этой части и мысли, и поступки героев попросту нелепы. Шестой мир (птиц) — замысел неплох, но не реализован (скомкан), при чтении не покидает ощущение вторичности. Седьмой мир — скучен, замысел (нелепая схватка, особое значение крови) уже набил оскомину.

Отдельно остановимся на фантастическом элементе. Антураж: ворота между мирами, размножение-дублирование героев («Заповедник гоблинов» + столько, что даже стыдно перечислять). Описания Земли попросту нет: политические реалии из газет дня написания романа, ощущение, что автор не покидает стен своей квартиры. Причем герой (автор?) абсолютно доволен сытым и тихим существованием, жизни по-иному он не представляет (реверанс в сторону властей?). О первом слое фантастической идеи — оригинальности созданных миров — см. выше. Второй слой — замысел: 1. Лучшие уходят прочь («Волны гасят ветер» Стругацких — сделаны давно и на несколько порядков лучше). 2. Худшие деградируют или рвутся к власти (масса детективов и НФ, из последних — «Гнев крови» Рыбина). Третий слой: Мироздание борется за сохранение стабильности и т.п. — перепев, причем без какого бы то ни было развития идеи, Стругацких («Миллиард лет до конца света»), сопротивление экспансии добрых пришельцев позаимствовано из давнишней повести Бушкова «Варяги без приглашения». Вывод: постоянное ощущение вторичности.

Язык основной части романа никакой-ровный (десяток мелких находок, столько же проколов). Рассказы для привратников скучны и обыденны, наиболее тщательно отработаны рецепты блюд и предвкушение трапез, здесь автор старается изо всех сил, чувствуется, что он умеет и любит, как готовить, так и кушать.

Несколько слов о героях. Она — девственница, привычно теряющая невинность при каждой встрече с героем, причем никак на это не реагирующая (он, впрочем, тоже). А и правда, чего там... Он — частный детектив, принципиально занимающий мелочевкой, по сути — антигерой детективов (см. «Инспектор Кадавр» Сименона). Уникальна наивность сыщика — все принимает на веру (пример — мир амеб). Еда — для него единственная поэзия. Мечты: баба, хата, «крыша» (для спокойствия), отдых на теплом море. Герой осовремененно сер. Но и ключники тоже — «средние», недаром скучные рассказы так «западают им в душу». Таким образом, усредненность героев — замысел (возможно подсознательный) автора.

Ну и о суперидее. Серость тянется к серости. Воспевание усредненности. Это подтверждают и образ героя, и его рассказы-пропуска, и отказ от выбора. Вернее, выбор сделан и сознательно — в пользу серой неизменности привычного и уютного мирка. Глупец Рэдрик Шухарт, глупец Юрковский, наивные герои Снегова, Гансовского и т.д и т.п.! Они-то за что-то боролись, трепыхались, чем-то рисковали… Зачем? «Квартира, машина да счет текущий — вот это Отечество, Райские Кущи!» Воинствующее мещанство в фантастике — не новинка («Второе нашествие марсиан» Стругацких. Но там герой антипатичен, авторы не призывают «делать жизнь с него»). Есть ли у героя «Спектра» явные предтечи? Приходят на память незабвенные Бабкин и Багрецов с их трапезами в колхозной столовой и призывы В. Немцова «ограничить мечту» (см. книгу А. Бритикова: «Но главная поэзия — в «ледовитой прелести окрошки», в котлете с куриной ножкой, она «так аппетитно сочилась маслом, обжаренная в сухарях», в том, как наши романтики «жмурятся от удовольствия», «гладят себя по груди», «от удовольствия закрывают глаза», смакуют «деликатесные корнишоны» и столовые вина (к рыбному — «белое холодненькое, к мясному — красное»). Не это ли чавканье имел в виду С. Иванов, уверяя, что «фантастические произведения Вл. Немцова рассказывают о будущем, прекрасном и величественном»?). Времена изменились, политические взгляды и пристрастия тоже, но, оказывается, по сей день можно исполнять «новые песни» на «старый лад». Если убрать традиционный для сегодняшнего дня фантастический антураж, моральное родство героев романа Лукьяненко и книг Немцова налицо. Занятно (или не случайно?) созвучие названий: «Спектр» и «Семь цветов радуги». Кстати, поначалу я думал, что название романа С. Лукьяненко и его частей связано с воззрениями символистов, но быстро понял, что ошибаюсь. Основная цель — начать каждую часть словом из фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Редкостное литературное мужество! Удивительная по глубине находка! И перспективная. Следующий роман можно посвятить не менее известной фразе, которую школяры зубрят при заучивании падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». А от понимания символизма цвета Лукьяненко весьма далек. Или опять же недаром финал — торжество серости — приходится на белый цвет: по символистам — символ чистоты, приближенности к Богу?

Выводы. По исполнению вещь более чем средняя — начинал Лукьяненко гораздо интереснее. По замыслу — неужели «мечта бескрылая, приземленная» вновь вернется в нашу фантастику? Или уже вернулась? Думается, количество премий, полученных автором за эту поделку (которую он, по его словам, писал чуть не два года!), дает определенный ответ и на вопрос о степени деградации оценочной системы разнообразных любительских конов и о пути движения «раскрученной» фантастики — в сторону литературы (что более чем сомнительно) или чтива, рассчитанного на удовлетворение фэновской тусовки. Нам предложен гимн чавкающей серости. Наивная попытка пробраться в мэйнстрим, причем на уровне глашатая (см. многочисленные интервью Лукьяненко и статью об этом романе Каплана).

Оценка: 4
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2016 г.

Сюжет очень похож на историю сыщицы из симмонсовского «Гипериона». Ничего особо нового, кроме специфичности восприятия, свойственной русскому человеку, что не может не вызывать улыбку. Истории ГГ для ключников пропитаны псевдофилософскими рассуждениями, которые хоть и предлагают порою задуматься над предоставленными идеями, но всё ж имеют уровень старших классов средней школы. А в сравнении с Иваном Ефремовым, Стругацкими, да и тем же Симмонсом (с ним более натянуто) -- так и вовсе детский сад. Порой встречаются такие моменты, которые без поллитры, не перечитав несколько раз -- сложно понять. Обычно я их просто пропускал «мимо ушей», ибо по сюжету в целом становится понятно, что хотел сказать афтор.

Концовка на редкость отвратительна. Я весь роман ждал чуда, тайны... А концовка -- всё перевернула и извиняюсь, обгадила. Надо ж было беспредельные способности сознания ограничить миром вещей и форм и связанными с ними желаниями, мало того, предложить это за норму для всего человечества. Думаю афтору по карме это отольётся. Несмотря на то, что роман пропитан псевдоэзотерическими, опять же, идеями, в конце просто отринута иерархичность разума, надразума, возможность эволюции сознания. Весь смысл ГГ увидел в том, чтобы вкусно поесть, хорошо поспать. Что он и предлагает принять читателям как абсолютную истину и не выпендриваться.

Оценка: 5
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2015 г.

У писателей, написавших более десятка романов, не входящих в один цикл, часто можно встретить такое явление, когда главный герой остается по сути одним и тем же, меняется только имя и окружение. За примером далеко не пойду, достаточно припомнить любовь С. Кинга к использованию образов писателей, страдающих от алкогольной зависимости. Лукьяненко – это, конечно, не Кинг, но ничто писательское ему не чуждо.

И вот перед нами очередные приключения русского мужичка средних лет, не без склонности к комнатному патриотизму и кухонной философии, не имеющего ничего против алкоголя (в основном, благородного, типа коньяка и вина, но и водкой не брезгующего) и женщин. Мужичок этот абсолютно средний и с ним легко себя ассоциировать любому читателю мужского пола. Зовут его в разных книгах по-разному: то Антоном Городецким, то Кириллом, то Леонидом, то Виктором. И работа у него всегда как будто разная, но суть одна: быть избранным. В этот раз его зовут Мартин, и он обязательно спасет мир и завоюет сердце прекрасной девушки, ведь он может выныривать из Глубины… то есть он в перспективе светлый Иной Вне Категорий… я хотел сказать, что он Избранный, потому что так надо, а еще он может проходить через Врата гораздо больше раз, чем обычные люди.

Короче, сюжет. Несколько лет назад на Землю прилетели загадочные Ключники и подключили нашу планету к межгалактической туристической сети. Люди сразу стали жить лучше, решились проблемы голода, бедности и, видимо, скуки. Одна беда – чтобы отправиться в новые миры, нужно рассказать Ключнику историю, и если она ему понравится, человека пропустят. Многие люди способны рассказать всего одну-две истории, не больше, но Мартин не таков. Он Ходок, что означает, что он в состоянии рассказать множество отличных историй. Работает Мартин частным детективом по делам, связанным с посещением иной планеты, и мы знакомимся с ним как раз перед тем, как он получает новое задание: найти девушку Ирину и привести ее домой. В романе семь частей, и все они построены примерно по одной схеме с вариациями: новая планета, причудливые описания аборигенов, приключения, встреча с девушкой, девушка умирает. После четвертого повторения алгоритм размывается, но суть в принципе не меняется. Перед каждой частью есть пролог, который большое внимание уделяет еде и ее приготовлению.

В целом все это не плохо, фантазия Лукьяненко производит приятное впечатление, но, кроме этой самой фантазии, роману похвастаться нечем. Персонажи пустышки, их взаимодействие происходит без огонька и живости. Загадка достаточно тривиальна, сюжет слишком разбавлен водой, а размышления автора навевают скуку. Если сравнивать с едой, то роман – это фастфуд, в который не положили кетчупа: есть вроде как можно, с голоду вообще махом уйдет, но в целом это не особо полезно, да и не так вкусно, как могло бы быть.

Книгу рекомендую тем, кому после работы не хочется загружать мозги интеллектуальной прозой, а хочется каких-нибудь необременительных приключалок с инопланетяшками и девчонками.

Оценка: 6
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2011 г.

Над оценкой я раздумывал долго, и до сих пор не уверен в своем выборе. Ведь это просто чудовищно неровная книга, будто бы созданная не одним писателем и даже не семью, а по меньшей мере двумя десятками самых разных авторов. Не знаю уж, в чем причина такого многообразия, но в результате чтение напоминает контрастный душ, причем регулируемый другим человеком, и абсолютно хаотически. Превосходно написанные моменты вдруг сменяются откровенно проходными, а то и вовсе тошнотворными. В голове не укладывается, как один человек может создавать красивейшие миры далеких созвездий, а потом смаковать отвратительно-обыденные сцены попоек под заморские деликатесы. Как один и тот же человек может вызвать слезы и трепет в груди пронзительной историей существ, живущих по полгода — а потом нагадить в душу глупым национальным шовинизмом (само собой, именуемым патриотизмом по сложившейся традиции)?!

Раздражает и претенциозность. Казалось бы, если уж природа наградила даром хорошего беллетриста — пиши боевики и радуйся! Но нет, надо замахнуться на великое, надо добавить морали, да побольше и поглубже. В итоге философия получается, в основном, консистенции жидкой манной каши.

При всем при том, роман написан динамично, читается легко и может похвастаться вполне интересным сюжетом. А значит потраченное на него время будет далеко не худшим в вашей жизни. Наверное так эту книгу и стоит оценивать: как неплохое убийство досугового времени, чтиво в дорогу и т.п. Тот, кто как я поверит автору и будет ждать откровения и катарсиса, рискует в конце почувствовать себя обманутым.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2012 г.

«Спектр» очень противоречив. В этой книге много драйва, отличный сюжет – оторваться практически невозможно. Авантюрный фантастический детектив, намек на разгадки глобальных тайн Вселенной – что еще нужно, чтобы при чтении захватывало дух? Определенная предсказуемость, все же, присутствует – например, по канонам жанра, понятно, что герой встретится со всеми семью Иринами, и, скорее всего, в живых останется только одна (на самом деле все чуть сложнее, но по сути то же самое). Впрочем, автору удалось сделать так, что интересно не столько то, что происходит, сколько как это происходит.

Здесь переходим к миру «Спектра» — с этим тоже все нормально. Он достаточно оригинален и интересен – семь совершенно разных планет и несколько разумных рас, некоторые из которых абсолютно не похожи на людей. Странная, трагичная жизнь дио-дао, такие похожие на людей и при этом парадоксально иные аранки поучительная история цивилизации шеали, таинственные ключники… С воображением у Лукьяненко все отлично. Истории некоторых рас – самостоятельные притчи, пожалуй, временами позанимательнее, чем основная идейная линия романа.

Плавно подходим к идее книги – и здесь начинаются проблемы. Вроде бы, все и правильно – проблема всемогущества, пределы развития разума, проблема «прогрессорства». Но разрешение этой проблемы представляется каким-то упрощенным – какое-то кухонное понимание буддизма.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К тому же, главный герой, получивший всемогущество и отказавшийся от него – это у Лукьяненко уже было («Лабиринт отражений» — там, правда, настоящего всемогущества у героя не было, но ситуация близкая).

Неубедительным кажется и главный герой. Есть в нем какая-то неуловимая, но фальшивая черта – не слишком-то он похож на брутального «крутого детектива», которому не раз приходилось отправлять преступников на тот свет и рисковать собственной жизнью. Какой-то он слишком интеллигентный и богемный, слишком склонен к бессмысленной рефлексии. Странно – вот в «Линии грез» главный герой вполне похож на ветерана спецподразделения. А вот Мартин – совсем не похож на человека, изучившего множество миров и повидавшего много «жести». Вообще, такие персонажи у Лукьяненко получаются не слишком хорошо – вот у Дивова или Олди брутальные герои гораздо убедительнее.

В книге немало ляпов. Например, вторая Ирина не знает о гибели первой и искренне верит, что Мартин встретился с ней на Аранке. Но Ирину с Аранка Мартин встречает третьей – и она объясняет, что чувствует смерть своих копий. При этом вторая – ничего не знала о гибели первой!

В начале четвертой главы четвертой части читаем: «Пуповина отпала сама. Дождавшийся Друга обтерся мокрыми полотенцами и остался сидеть рядом с родителем до тех пор, пока глаза того не закрылись. Лишь после этого он повернулся к Мартину.» Однако ниже по странице: «Дождавшийся Друга вышел в гостиную, кивнул Кадраху и последовал в душевую кабину. Геддар, по крайней мере внешне, оставался невозмутим, и это Мартина радовало. Пока детеныш мылся, он завернул тело Рожденного Осенью в тонкий саван, сделанный даже не из ткани, а из плотной серой бумаги. Попытался закрыть дио-дао глаза, но те упрямо смотрели в навсегда остановившееся будущее.»

Последняя глава седьмой части:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«На маленькой планете Талисман, созданной пятьсот сорок тысяч триста шестьдесят два года три месяца два дня четыре часа восемь минут пять секунд и шестнадцать неделимых единиц времени назад, стоял посреди пылающих скал бывший человек по имени Мартин. И время терпеливо ожидало, пока он сделает свой выбор.» Однако в эпилоге: «– Когда ключники нашли Талисман, планетой уже воспользовались как минимум две расы. Обе, кстати, совершенно негуманоидной природы… и, кажется, я догадываюсь почему. Во Вселенной в то время просто не было условий для органической жизни.»
543 362 года назад. Время действия романа – будущее. Но, даже отсчитывая от сегодняшнего момента – в то время не только существовала «органическая жизнь», но и вполне сформировался Человек Разумный.

Ну и совсем испортило впечатление от романа мелочное сведение счетов автора с кащенитами (начало третьей главы). Как-то мелко и инфантильно – не могу ничего сделать обидчику в реальной жизни, значит «убью» на страницах своего произведения. Думаю, что троллям, донимавшим Лукьяненко, весь этот пассаж доставил немало удовольствия. Вестись на провокации – значит, демонстрировать свое бессилие.

Достоинства произведения:

очень увлекательный сюжет;

оригинальный и проработанный мир.

Недостатки:

сомнительная философия, претендующая на всеохватность;

немалое количество ляпов;

неубедительный главный герой.

Итог: какая-то непонятная получилась книга. Если воспринимать ее как чисто развлекательное чтиво – то она, понятное дело, на две головы выше большей части приключенческо-боевой русскоязычной фантастики. Если же «Спектр» претендует на более высокий статус, то жаль, что автор не уделил этой книге больше времени и сил – слишком концентрированно и нечетко свалены в кучу все философские идеи, да и текст недостаточно отшлифован. Больший объем, и проработка сделали бы эту книгу «выдержанной», более основательной и сложной, а также избавили бы от текст от досадных нестыковок. В любом случае, потраченного на прочтение времени не жалею – по крайней мере, было не скучно. 7 из 10.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2012 г.

Так уж получилось, что роман прочитала уже будучи далеко не молодой дамой, имея «за плечами» сотни прочитанных книг разных жанров. И вдруг захотелось проявить патриотизм и почитать что-нибудь отечественное. Зря.

Есть книги, которые написаны для определенного возраста и времени. Так и «Спектр». Если бы читала его лет этак в 15-20, то наверно было бы интересно. Молодая героиня решает спасти мир. Это бы точно захватило бы, когда сам еще максималист. Но сейчас — это набор глупостей, которые совершает и говорит героиня, и которые вызывают откровенно недоумение.

Главный герой получше, но этот явный интерес к малолеткам на фоне рассуждений о высоком и морали — прямо -таки коробит. Некоторые миры интересны, но уж больно прямолинейны. Понятно, что они созданы для поддержания «философской» идеи романа о самосовершенствовании, но слишком навязчиво. У читателя нет возможности самому подумать над историей и все повествование ведет только к одному итогу, из-за чего полностью теряется первоначальная интересная идея с множественными мирами, как множественными путями решения общечеловеческих проблем.

Вывод: роман неплох, но только для молодых и не очень пресыщенных читателей. Не подходящим под эти критерии лучше не разочаровываться в творчестве неплохого писателя.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2009 г.

Что отличает хорошего автора-фантаста от халутрщика? Что отличает хороший роман от детища бесталанного графомана?

В первую очередь — реалистичность. Способность затянуть за уши, заполнить собой мозг и заставить забыть в какой-то момент, что читаешь сказку.

Несмотря ни на что. Вопреки потугам скептиков.

Фантастика — вообще область не для всех, для тех у кого в душе осталось что-то от детства, в ком жив ребенок, кому хочется приключений.

Для все хнас, живых и цветных,отвергающих черно-белую палитру взрослых будней.

Что самое страшное для человека, увлекающегося фантастикой?

Фальшь, комиксность, ненатуральность.

Читая примитив — чувствуешь себя обманутым. Ведь ты ожидал очередное приключение, хотел окунуться в него с головой, а получил в итоге лужицу, в которую невозможно погрузиться...

Так вот я чему все это: Лукьяненко — уникальный автор, обладающий таллантом писать реально о нереальном. Писать так, что не хочется дочитывать произведения до конца не потому что неинтересно, а как раз наоборот.

Говоря более поэтично — «...он росчерком пера оставил след в душе»:)

Сам же роман продолжает добрую и замечательную традицию космических приключений, будучи при этом сдобренным добротным детективным сюжетом, и как верно тут уже было подмечено — написанным в коронном стиле «1000 мелочей» от автора. Детали, нюансы, порывы, диалоги — все это затягивая, уже не дает всплыть наружу, заставяя погружаться все глубже... DEEP + Enter :wink:

Между тем порою все же ощущается некоторая квестовость, основная линия прямолинейна как указка учителя, и порядок главных необходимых действий героя осознаешь довольно быстро. Что, впрочем не портит роман, и нивелируется как неожиданными лакальными поворотами иизгибами сюжета, так и множеством описательных приемов в мелочах, как я уже писал выше.

ИТОГО: С уверенностью могу сказать, что роман — не лучший из всего, что я читал от автора (а читал я его целиком и полностью), но тем не менее «Спектр» очень достойный подарок — любителям детективной космофантастики, по праву претендующий на место в ТОП-е. В Коллекцию — всем фанатам «Императоров иллюзий», «Звезд...» и прочих звездностей:super:

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2009 г.

Моё первое произведение, прочитанное у Лукьяненко. И, хочу заметить, довольно достойное произведение. Наряду с обычным трэшом (честно говоря, немного предсказуемым) роман просто преисполнен самых различных размышлений автора о Боге, о религии, о бытии, о жизни, о существовании и т. п. Такой подход к написанию книги меня очень обрадовал. Огромными плюсами произведению поставлю:

1) философские беседы главного героя с ключниками;

2) разнообразие показанных инопланетных форм жизни, а главное их миропонимание и мироощущение (часто очень сильно отличное от человеческого и вызывающее иногда удивление и даже смех :smile:).

Прочитав здесь некоторые комментарии, указывающие на так называемую «педофилию» героя, замечу, что люди, такие высказывания дающие полностью не поняли Лукьяненко и его взгляда на современную любовь и, главное, на то, какая она должна быть. Да, в романе у 17-летней девушки возникли интимные отношения с главным героем. Во-первых, выйдите на улицу и спросите у девушек во сколько у НИХ был первый интимный опыт (боюсь после полученного ответа за педофилию придётся посадить в тюрьму 2/3 планеты — уж явно не в 17 они этот опыт получили :lol:). Во-вторых, и главный герой и девушка умнейшие люди, обеспеченные и умеющие отвечать за свои поступки (в отличие от большинства девушек тех 2/3 планеты, кстати). В-третьих, главный герой в конце книги предлагает руку и сердце девушке. Отсюда мораль: давайте сперва вытащим брёвна из наших глаз, а уже потом пойдём судить Лкуьяненко и его, довольно мягкое, понимание сексуальной стороны современности.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2013 г.

Идея для романа просто замечательная: загадочные ключники связывают все известные им планеты транспортной сетью, которой может воспользоваться любой житель этих планет, достаточно прийти на станцию и рассказать ключнику историю, одни истории ключники принимают, другие отклоняют, по только им известным критериям.

Главный Герой Мартин Дугин — частный детектив, хотя сам он определяет свой род деятельности гораздо шире, он может выполнить как роль курьера, так и роль палача. Чем же примечателен Мартин? Тем, что ему удается раз за разом придумывать истории для ключников, которые они засчитывают как плату за перемещения от планеты к планете.

К Мартину обращается за помощью очередной клиент, он просит найти его сбежавшую 17-летнюю дочь Иру.

Кстати, очень уж неправдоподобно выглядит то, что Мартин с первого же раза угадал на какую из множества планет отправилась Ирина, ведь на тот момент, как он сам подчеркивает, он вообще ничего еще про нее не знал!

Первая планета на пути его поисков Библиотека, мир древний и полный загадок, на котором работает множество ученых, пытающихся раскрыть его тайны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В одном из поселений ученых Мартин находит Иру, она прибыла на Библиотеку с идеей, как раскрыть ее тайну) Ученые много лет бились и не справились, а 17-летняя девчонка решила, что она умнее всех и потерпела поражение. А вскоре и погибла на руках у ГГ, успев только жестами показать ему название планеты Прерия 2, опять же смущает, как это никто вокруг, кроме Мартина не увидел ее жестов, если все стояли рядышком???

А дальше ГГ скачет по планетам,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
узнает, что Ирочка не одна, а их целых 7 штук!!! Причем, объяснение автора, как ей удалось так размножиться вообще улыбнуло))))

С каждой встречей с Ирой мы узнаем про загадочные планеты, на каждой их которых у нее свой интерес, эксперименты, попытки раскрыть все величайшие тайны в одиночку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И каждая последующая Ира погибает на руках у Мартина, кроме №6, которая исчезает во время перемещения с Шеали на Талисман

Ну а уж планета-завод Талисман и Мартин, догадавшийся каким образом заставить ее производить «таблетку всемогущества» для людей... Ну, не верю я тут автору, слишком уж неправдоподобно это, что раньше никто не догадался, ведь эту планету изучали, а сколько старателей, неужели, никто не попробовал бы нечто подобное, или случайно не могла за это время

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
капля крови попасть в «сейф»???

До последних страниц надеялась, что в конце мы узнаем ответы на все вопросы, что же такое обелиски Библиотеки, развалины Прерии-2, каким образом удалось эволюционировать беззарийцам, что же такое эта защита аранков, о которой так упорно размышлял ГГ, да и по поводу жителей Шеали много вопросов осталось, зачем вообще им эта революция и надолго ли их хватит? Да и вообще, ключники так и остались загадкой.

А главное, если Талисман теперь производит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«пилюлю всемогущества» для людей
, значит теперь любой человек может ею воспользоваться? И почему аранки не могут поступить так же? Ведь они видели, как Мартин запустил Талисман,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
у них что крови нет?)))) Ведь если, по утверждению автора, до Мартина Талисманом воспользовались ключники, а до них еще 2 вообще неорганические расы, у которых по определению не может быть крови, они же неорганические, то что мешает аранкам накапать крови в «сейф»?
В общем, многое осталось неясным.

Ну, и общее отношение к героям, что к Мартину, что к всезнайке Ире сложилось отрицательное, ну не хочется им сопереживать, не верю я им, если можно так сказать, они неестественные, нечеловечные какие-то... Язык не поворачивается назвать их положительными героями, а еще неимоверно раздражают длительные кулинарные размышления автора и псевдофилософские истории ГГ для ключников.

Перечитывать не хочется, ожидала раскрытия всех тайн, не получила их и разочаровалась, не люблю, когда книга дочитана, а вопросов не убавилось.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 февраля 2010 г.

Эту книгу мне настойчиво рекомендовала сестра. Ей очень понравился «Спектр». Мне же было сложно дочитать. Хотя начало меня привлекло, и где-то до середины я читала в надежде на то, что все как-то нормализуется.

Некоторые идеи и сюжетные ходы мне очень понравились, плата за перемещение между мирами, например. Ключники воспринимались сразу как данность, и фраза «мне скучно и грустно, путник»... запомнится навсегда. Мне кажется, это определенная удача Автора в плане создания очередной версии Контакта.

Странным является в этой книге то, что удались преимущественно герои второго плана. На мой взгляд. ГГ реально оживает лишь во время общения с ключниками.

Мне показалось, что вообще замысел не очень стыкуется с воплощением, или автору удалось меня основательно запутать. В образе ГГ, по моей гипотезе, хотели воплотить образ Бонда, Джеймса Бонда, в фантастике. Агент 007 любит хорошо одеться, знает толк в винах, и Читатель с интересом вкушает описания блюд, как истинный гурман и сибарит. Флеминг вписывает подобные детали абсолютно органично, они присущи Бонду, и образ последнего неполон без них. Мартин же — представитель абсолютно другого культурного слоя. Когда в повествовании речь зашла о прозвище «Сноб», стало понятно, что существующий в Спектре образ героя не стыкуется с задуманным автором образом. Собственно, ГГ тоже очень удивился, и я на его стороне, ну, либо из книги повырезали множество соответствовавших фрагментов. «Ходок» реально гораздо больше подходит. А вот персонаж романов Яна Флеминга — тот сноб. И все разговоры о денди, и о том, за что отвечает или не отвечает джентльмен по одну и другую сторону определенного водораздела, все оттуда же.

Образ девушки вообще разваливается сам собой, убивать ее как-то уже не обязательно. Живой образ проявился лишь в начале. Ее поведение, особенно попытки встать под пули, самопожертвование воспринимаются чужеродно, ну, если не предполагать изначально завышенного стремления к самоуничтожению, заложенного при копировании.

Сюжетная же линия могла удерживать внимание лишь вначале. После встречи с дио-дао накал интереса резко снизился. Я даже подумала, может, не автор продолжал и заканчивал книгу, не Лукьяненко? Вот если обозначить: «для среднего школьного возраста», тогда претензии к развитию сюжета и концовке можно опустить. Здесь в отзывах я нашла сравнение с Клиффордом Саймаком и со Стругацкими. В стиле написания и в сюжете, согласна, есть элементы от Саймака (к примеру, в «Заповеднике Гоблинов» ГГ размножили на планете «Библиотека», после чего один из них умер, и тд), да и само создание образа ключников очень похоже на творчество Саймака. Но и у Саймака, и у Стругацких есть очень сильная составляющая — они «знают куда идут», вернее, «Знают, куда ведут», и развитие сюжета увеличивает напряженность Читателя и его интерес. При этом у Стругацких концовка — один из самых сильных эмоциональных всплесков, именно после концовки так долго не находишь себе места, так сильно она будоражит воображение и заставляет рефлексировать.

Здесь же после бурного начала и сравнительно неспешного продолжения Читатель совсем уж успокаивается к финалу, и по прочтению может захотеться что-нибудь... приготовить по рецептам писателя.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2015 г.

Первое впечатление от книги – очень много автора. Повествование ведется не от первого лица, но с точки зрения центрального героя, и вроде как именно личность Мартина с его вкусами, привычками и жизненной философией господствует в романе. Но мне показалось (возможно, я ошибаюсь), что это автор «сноб», большой гурман, заядлый курильщик и любитель пива, хорошего коньяка и застольных разговоров о смысле жизни. Вообще это роман одного героя. Все второстепенные персонажи, фантастический антураж далеких планет и даже сам квест Мартина существуют только для того, чтобы оттенить его душевные искания. Мартина так много, что он начал утомлять. А за его спиной, как я уже отметила, мощной тучей нависает личность самого автора.

Теперь о самом романе. Семь историй, нанизанных на нить единого сюжета. Семерка очень символична − это не только семь цветов радуги, но и семь небес, семь кругов ада, которые должен пройти герой в поисках истины. Но, поскольку в повествовании очень много кулинарии, аналогии будут соответствующие. Итак, фирменное блюдо от шеф-повара − слоеный пирог. В пироге семь пышек, каждую из которых испекли по собственному рецепту из особых ингредиентов. Инопланетные миры и расы поражают разнообразием и своеобразием − от почти неотличимых от людей гуманоидов до разумных амеб. И тут обратил на себя внимание такой момент − в открытом столкновении главный герой сходится именно с представителями самой похожей на землян цивилизации, которую отличает только отсутствие религии, веры в бессмертную душу и которая никогда не интересовалась бесплодными поисками смысла жизни.

Пышки перемазаны густым слоем крема − историями, которые Мартин рассказывает ключникам перед переходом с одной планеты на другую. Если пышки очень хороши, то крем временами становится приторным от излишнего морализаторства. И, наконец, весь пирог пропитан соусом главной идеи − что такое разум, что с ним делать и что находится за его пределами. Специи в этом соусе несколько навязчивы…

В книге заметно влияние Стругацких, начиная с прямых упоминаний мира Полдня. Собственно, ключники − это Чужие, стоящие на непостижимом уровне, которые решили не игнорировать слаборазвитые цивилизации, а установить с ними контакт и воспитывать ненавязчиво, как неразумных детей. Если продолжать аналогию, то состав специй у Стругацких более сбалансирован и не вызывает раздражения.

А в целом читалось с удовольствием − увлекательно и оригинально.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2015 г.

Читая эту книгу у меня сложилось впечатление естественности, обыденности, того, что эта фантастика ,,среди нас''. Несмотря на присутствие путешествий по планетам, да ещё таким необычным способом, на наличие внеземных рас и на то, что от современных дней эту историю отделяют примено пятьдесят лет, мне казалось, что это уже происходит сейчас, вчера или было уже десять лет назад. Мне показалось, что нет ничего проще, как прочесть каталог Гарнеля–Чистяковой, взять в руки загранпаспорт и отправиться к станции, главное быть уверенным в своей истории. Наличие в повествовании знакомых вещей довольно здорово приземляют эту книгу: пельмешки и венгерский гуляш, ,,Ахтамар'' и ,,Гленморандж'', ,,Каберне'' и ,,Ани'', лимончик, посыпанный смесью сахарной пудры и молотого кофе и запашистый испанский хамон, старенькая ,,Волга'' и представитель ГБ и т.д. В общем, есть вещи, моменты, которые с лёгкостью вписывают всё остальное, фантастически выдуманное, в естественную среду.

Ещё естественным и обыденным делают эту историю сами герои: Ирина и Мартин. Она семнадцатилетняя девушка, в руки которой случайно попала информация и которая по юношескому душевному порыву, считает обязательным спасти Галактику в одиночку, при этом считая, что остальные, естественно, ничего не понимают; а он довольно средний детектив, занимающийся мелочёвкой, но не лишёный земных слабостей и относящийся к ним с большим удовольствием, хотя его отношение к вещам, которые он любит больше похоже на его жизненную философию, а не на хобби, но при этом, как человек основательный, он не мог пройти мимо тайны, которая, он чувствовал, находится рядом с ним и выпадает только счастливчикам и то не всегда, а он счастливчиком не был и пройти мимо этой тайны и упустить самое большое приключение в своей жизни не мог. Ключники тоже выглядят загадочно, но естественно – не даром их впечатляют скучные и монотонные рассказы.

Но это не есть плохо показать персонажей средних, не супер героев с невероятной скоростью и великими разрушениями стремительно проносящихся по всем мирам, оставляя за собой руины. Само путешествие Мартина в поисках Ирины и ответов по семи планетам идёт хоть и интересно, но спокойно, размеренно и даже монотонно. После второго посещения очередной планеты становится понятен сценарий этих путешествий, будут только различия в ,,местном населении''. Но для меня самым интересным в сюжете явилась детализация мира, хотя ни все миры мне показались доработанными, но в целом впечатление у меня сложилось хорошее. Читая о разных расах, знакомясь и узнавая о ней новые факты, мне не сложно было представить их внешний вид и общие моральные позиции.

Итоговая развязка мне понравилась, я имею в виду не стрелялки, а принятое Мартином решение – это совершенно отвечает его характеру, его мечтам, его сути. Он любит хорошую музыку, редкое вино, интересную книгу, хорошего собеседника, он любит восход солнца и ночной океан – он любит жизнь. Ну как можно всё это получить и ощутить сразу? Для меня герой, решивший остаться человеком, однозначно Герой.

Книга очень разносторонняя – в ней нашлось место и простым человеческим чувствам и переживаниям, привязанностям и мечтам, но не обошлось и без вопросов, волнующих человека всегда — о смысле жизни, разуме, душе, Боге. Но не стоит принимать книгу за откровение и истину, искать в ней ответы на такие сложные вопросы. Но погрузиться в столь сложное сочетание множества составляющих и получить удовольствие от чтения, а так же поразмышлять на представленные темы, конечно же, стоит.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2013 г.

Странная книга. С самых первых страниц начало складываться ощущение, что Лукьяненко что-то делает не так, где-то не дорабатывает. И в конце стало понятно где. За это книгу можно выставить совершенно любую оценку: как минимальную, так и максимальную. Я выберу средний вариант и объясню почему.

У автора была идея. Отличная, прямо скажем, идея. Загадочные ключники, которые построили для чего-то порталы между мирами. Загадка. И есть разные планеты, которые Лукьяненко очень любит и на которые у него всегда хватает фантазии. Чем не задел для отличного романа? Но вот что делать дальше?Как это все связать, чтобы читателю было интересно? И тут автор недоработал. С самого начала читая про главного героя, никак не мог избавится от мысли, что ГГ — это проекция самого автора. Частный детектив с карабином, вполне обычный в обычной жизни, когда приходит время общаться с ключниками, превращается в умудренного опытом философа. Он любит изысканную пищу, вино и дорогие сигары, называет пропавшую девушку снисходительно-аристократически — Ирочка. Чувствуется здесь какая-то фальшь. Не соответствует этот человек своему образу. Нет цельности.

Да, книга интересна, разгадка неожиданна. Но попробуйте изъять из этого романа ГГ и его Ирочку — что произойдет? А ничего не произойдет. Это чужеродные надстройки, которыми Лукьяненко пытался связать свои идеи. Получилось, прямо скажем, не очень. У него много идей про разные миры (которых хватило и на «Чистовик» с «Черновиком»), у него была идея про Ключников. Но вот идеи, как все это связать друг с другом, да так, чтобы от книги невозможно было оторваться, у него не было. Эту книгу можно было бы написать, как документальное произведение в стиле Артура Кларка, но автор хотел экшна. А его он, увы, не вытянул.

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу