Александр Грин Бегущая по


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Александр Грин "Бегущая по волнам"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Александр Грин «Бегущая по волнам»

Статья написана 14 марта 2011 г. 12:27

Тексты Грина обладают удивительным свойством — они полны какой-то неуловимой, ускользающей магии, которая придает совершенно обычным вещам волшебную окраску и притягательность. Никакие истории о настоящих волшебниках, иных мирах и прочих фантастических событиях не сравнятся с ними по производимому эффекту. Мне кажется, секрет в том, что Грин подмешивает в каждое свое более ли менее реальное событие и персонаж совершенно правильную дозу волшебного — так, что на вид его вроде и незаметно, но все же это ощущается в тексте очень сильно.

Макс Фрай, взявший, как оказалось, именно из этого романа свое знаменитое «Власть Несбывшегося» — весьма слабое подобие, притом, что М-Фрай использует, по сути, тот же прием: берем реальность и наносим чуть-чуть волшебного на каждую из ее граней. Скажем так, у М-Фрая это выглядит как слишком грубый и явный эскапизм, попытки несчастного создания поверить, что в мире есть хоть что-то хорошее (а поскольку пессимизм героя не позволяет ему поверить, что что-то хорошее бывает в реальности, остается выдумывать для этого всякие события волшебного свойства). У Грина же изначально нет никакой четкой границы между реальностью и волшебством, нет и противопоставления реальности и магии, его мир — сам по себе немного сказочный.

Некоторый элемент сказочности придает вещам Грина его удивительная география. Наряду с обычными городами вроде Парижа или Ниццы (которые, впрочем, только упоминаются), встречаются и многие другие, выдуманные, вроде Лисса и Гель-Гью. Удивительные небольшие города-порты у моря, в которых все еще строят парусные суда и устраивают карнавалы. Интересно, составлял ли кто-нибудь карту или путеводитель на базе романов Грина? С удовольствием поизучала бы такую вещь) В «Бегущей по волнам» вопрос географии особенно интересен, потому что герой плывет на паруснике через несколько городов, и проследить его путь.

В целом «Бегущая» — совершенно волшебная морская история вполне в духе Грина. В ней есть и злобный пират, и некое подобие морской нимфы, и карнавал, и таинственная девушка.

Тоже интересно, неужели никто не написал, скажем, диссертацию на тему «Женские образы в романах Грина»? Это удивительно интересно разбирать и сравнивать. В «Бегущей» есть герой-мужчина и два главных женских персонажа — милая веселая Дэзи и холодная величественая умница Бичи Сениэль, бывшая хозяйка парусника. И что забавно, структура отношений между этими тремя героями очень напомнает отношения в «Блистающем мире» — между Друдом, Руной Бэгуэм и Тави Тум. Именно Бичи Сениэль и Руна Бэгуэм с самого начала захватывают внимание и читателя, и героя. Согласитесь, эти девушки достаточно похожи — они обе поражают своим достоинством, выдержкой, даже величественностью. И герой очень быстро попадает под их очарование — стоит буквально один раз увидеть их. С другой стороны, ни Бичи, ни Руна — не пара герою, и это вполне очевидно, несмотря на всю их притягательность. В итоге каждое из этих увлечений забывается достаточно быстро.

Совсем другой типаж — это Тави и Дэзи. Милые, веселые, слегка взбалмошные, уютные и теплые люди; девушки, которые не поражают до глубины души при первой же встрече, но с которыми зато вполне можно провести потом много лет. Именно с ними в итоге и остаются герои. Обе конструкции отношений по сути — иллюстрация поговорки про синицу в руке.

Еще один момент, который меня очень задел и в «Блистающем мире», и в «Бегущей» — скажем так, отказ от власти, отказ от представившейся возможности, если ты понимаешь, что реализация такой возможности будет противоречить твоей внутренней сути. Руна Бэгуэм предлагает Друду, грубо говоря, объединиться и перевернуть мир, используя его необычную способность. Руна принимает решение и пытается добиться своего, играет ва-банк. Друд отказывается, прекрасно осознавая, что это «не его». А вот Бичи Сениэль не делает такой ошибки. Она гоняется за своим бывшим кораблем, «Бегущей по волнам», пытаясь вернуть его, прилагает к этому все усилия. И когда наконец получает корабль обратно, понимает, что оставить его было бы совершенно неправильно, и волевым решением избавляется от него. Корабль гибнет, но у меня складывается странное ощущение, что Бичи принимает решение, которое потом спасло ее саму, как личность. В отличие от Руны. По сути, все просто: смирение является путем к спасению, умение вовремя отказаться от своего самого сильного желания иногда лучше, чем его исполнение. Пожалуй, мне история этих двух девушек даже более интересна, чем история самих героев и их простых веселых спутниц.



Тэги: грин


364
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 12:39
Бог ты мой, я думал про Грина все уже забыли благополучно. Эвона как...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 12:40
Кто все? Я лично его очень люблю)
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 12:41
Про Александра Грина не забудут:-[. Никогда:-[.


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 12:40

цитата kerigma

И что забавно, структура отношений между этими тремя героями очень напомнает отношения в «Блистающем мире» — между Друдом, Руной Бэгуэм и Тави Тум. Именно Бичи Сениэль и Руна Бэгуэм с самого начала захватывают внимание и читателя, и героя. Согласитесь, эти девушки достаточно похожи — они обе поражают своим достоинством, выдержкой, даже величественностью. И герой очень быстро попадает под их очарование — стоит буквально один раз увидеть их. С другой стороны, ни Бичи, ни Руна — не пара герою, и это вполне очевидно, несмотря на всю их притягательность. В итоге каждое из этих увлечений забывается достаточно быстро.
Я об этом уже писала!!! Давно, и на Литфоруме, и в отзыве на «Бегущую».

Несколько «мыслей вслух» о «подобии треугольников» (ну что с математички взять, кроме геометрии? Только алгебру и мат.анализ) в романах «Блистающий мир» и «Бегущая по волнам». Последний роман написан позже остальных, поэтому «мысли» размещаю здесь.

1-й треугольник: Друд — Тави — Руна («Блистающий мир»), 2-й треугольник: Гарвей+Фрези Грант — Дэзи — Руна.

Я считаю, что в «Бегущей по волнам» проигрывается ситуация «Блистающего мира», но на более тонком уровне.

Друд — «человек взлетевший», однако сохранивший и обычные человеческие качества, и связи с людьми. В «Бегущей по волнам» Гарвей и Фрези Грант поделили функции Друда на личностную и чисто волшебную. Фрези Грант практически исчезла из мира людей, сбежав по волнам (а помните, кто ещё ходил по водам? Я помню:-)...). Легенду о Фрези Грант знают все в Гель-Гью, её статуя стала символом города, чем-то вроде «палладиума» в полисах Греции.

Гарвей не «взлетел», и не «пошёл по водам», но это — человек, открытый в «четвёртое измерение».

Характер Дэзи вроде бы не очень отличается от характера Тави, может, немного прихотливее.

Интересная трансформация Руны в Биче. Руне Бегуэм нужны видимые, материальные признаки власти — богатство, связи, влияние, Биче Сэниэль они уже не нужны. Её и так воспринимают как королеву — вспомним её прибытие в порт. Биче тоньше, гармоничнее, совершеннее, чем Руна. Руна хочет подчинить себе чудо, использовать его для достижения власти земной — Биче не нужна власть. Но и чудо ей не нужно. Она не в силах принять чудо (Фрези Грант) как реальность, а не как выдумку. Её совершенство — замкнутое, оно закрывает для неё «четвёртое измерение».

И ещё: в «Блистающем мире» Грин подчёркивает физическую несхожесть Руны и Тави, а Гарвей на карнавале принимат Дэзи за Биче, и отмечает потом их схожесть.

«В таком вот аксепте....»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 12:52
Да, я видела и Ваш отзыв, и еще чей-то выше про то же. Ну раз все сразу замечают, значит, связь таки есть и очевидна!))
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 12:56

цитата Veronika

Друд — «человек взлетевший», однако сохранивший и обычные человеческие качества, и связи с людьми. В «Бегущей по волнам» Гарвей и Фрези Грант поделили функции Друда на личностную и чисто волшебную.

Мне ужасно понравилась вот эта идея, мне самой не приходило в голову, но ведь действительно))

По Биче и Руну очень согласна) Притом, что обе они, и Биче, и Руна, тянутся к проявлению чудесного (Руна к Друду, Биче к «Бегущей»), но не в состоянии с ним справиться и, возможно, оказываются недостойны его.


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 12:43

цитата kerigma

неужели никто не написал, скажем, диссертацию на тему «Женские образы в романах Грина»?


Нынче не модно так писать, надо писать «Гендерная проблематика и бла-бла-бла»

Кстати, что-то такое встречалось в диссертациях советских времен
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 12:53

цитата Kniga

надо писать «Гендерная проблематика и бла-бла-бла»

:-)))
ну гендерной проблематики как таковой там нет, строго говоря)

цитата Kniga

Кстати, что-то такое встречалось в диссертациях советских времен

должно было быть, я думаю, грех такую тему упускать)


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 13:00

цитата kerigma

ну гендерной проблематики как таковой там нет, строго говоря)


Что у советских «литературоведов», что у Деррида — есть та проблематика в тексте, что я туда засажу.
И Вы «недооцениваете» «гендерную теорию», особенно работающую с лингвистикой — есть метафоры, а эти умельцы уже давно нашли способ разделять метафоры на «маскулинные» и «феминные». А если есть хоть кто-то обладающие полом, то только держись...
И, кстати, романтика — еще один способ «подчинения и структурирования женского начала»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 13:07

цитата Kniga

есть метафоры, а эти умельцы уже давно нашли способ разделять метафоры на «маскулинные» и «феминные». А если есть хоть кто-то обладающие полом, то только держись...

И эти люди еще осуждают меня за то, что я смеюсь над ФЛ-работой «Свеча горела» :-D

Впрочем, дело-то житейское, поговорить на эти темы всегда интересно, так что их можно понять))
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 13:14

цитата kerigma

И эти люди еще осуждают меня за то, что я смеюсь над ФЛ-работой «Свеча горела»


Боюсь, что тут я Ваш намек не понял.

цитата kerigma

Впрочем, дело-то житейское, поговорить на эти темы всегда интересно, так что их можно понять))


Нисколько не интересно, поскольку ответы даны заранее и выводом будет только «репрессирование сексуального», «репрессирование женского» и бла-бла-бла. На мой взгляд, как бы ни была интересная тема — есть методы, которые ее угробят.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 14:02

цитата Kniga

Боюсь, что тут я Ваш намек не понял.

А Вы ФЛ-работу не читали последнюю?)

цитата Kniga

как бы ни была интересная тема — есть методы, которые ее угробят.

ну если методы только такие, то да, конечно.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 14:17

цитата kerigma

А Вы ФЛ-работу не читали последнюю?)


Дико извиняюсь, но я даже не вполне понимаю, что это такое, вот и упускаю что-то.
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 14:25
Тут на Фантлабе был недавно литературный конкурс такой, где желающие анонимно писали рассказы на заданную тему.


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 15:46
Спасибо за статью. Грина забыть невозможно, всегда будут люди, которым он необходим. А вот сказать о нем что-то умное не умею. Уж как хотелось влезть в разговор, напыжилась, напружилась — и сдулась. Любой комментарий «не идет». Волшебство объяснению не поддается по определению8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 16:05
:beer:

цитата Galka

Грина забыть невозможно, всегда будут люди, которым он необходим

полностью согласна)) Я его даже в школе не проходила, буквально несколько лет назад случайно открыла впервые — и подсела))
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 18:47
Мой бог, разве можно его «проходить» в школе! Неужто ввели в программу?
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 22:47
Вроде бы «Алые паруса» были)


⇑ Наверх