убей себя


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > убей себя
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

убей себя

Статья написана 10 апреля 2011 г. 20:06

David Oppegaard

The Suicide Collectors

St. Martin’s Press, 2008

После того как страшный вирус выкосил почти все население Соединенных Штатов, в маленьком городке во Флориде в живых остаются только Норман и Батя. В самом начале романа самоубийством кончает жена Нормана, и когда за ее телом приходят собиратели суицидов, Норман делает то, чего до него никто не делал: из дробовика убивает одного из собирателей.

Лишившись последнего близкого человека, Норман задумывается над тем, что дальше так продолжаться не может. В течение пятилетней эпидемии люди переставали видеть в своей жизни смысл и совершали – один за одним – суицид. За их мертвыми телами неизменно являлись таинственные Собиратели и куда-то увозили покойных. Вспомнив, что один сумасшедший, добравшийся до их городка, говорил об ученом в Сиэттле, который работает над вакциной против вируса, Норман предлагает Бате долететь до Сиэттла на старом самолете. Старику нечего терять так же, как и Норману, и они решаются на опасный перелет. До Сиэтла долететь не получается, самолет ломается, так что остаток пути Норман, Батя и присоединившаяся к ним девочка по имени Зеро проделывают по земле.

У этого романа очень хорошее начало и очень хороший конец, все, что по середине, получилось не столь удачно. Зачин, со сценами из сельской жизни, с шокирующей сценой убийства Коллектора, вечерней выпивкой Нормана с Батей, удачно раскрывает состояние одиночества тех, кто до сих пор остался в живых и не наложил на себя руку. Норман, защищая тело своей мертвой жены, выглядит отнюдь не супергероем, а обычным человеком, у которого забирают последнее. Оппегаард выбрал удачно и повествователя. Роман написан от третьего лица, и автор не позволяет нам глубоко заглянуть в голову Нормана. Кое-что становится понятно из его воспоминаний, кое-что из фраз и действий, но в остальном Норман – загадка, и для самого себя в том числе.

Средняя часть провисает: слишком много шаблонного действия, отчего роман начинает походить на новеллизацию комикса. Все встречающиеся на пути к Сиэттлу злодеи одномерны, их действия (и действия Нормана и ко) предсказуемы, никакого напряжение нет, от главы к главе все скучнее и скучнее, ведь знаешь, что до Сиэттла Норман доберется.

Разгадка происхождения Коллекторов тоже кажется не слишком оригинальной, в целом даже вымученной, но в финале Оппегаард все переворачивает с ног на голову. Если до этого «The Suicide Collectors» был антиутопией с примесью хоррора, то в концовке роман сбрасывает все жанровые ярлыки и маячки, становясь невероятно мощным путешествием в сердце тьмы, когда человек с по сути пустотой внутри идет в бесконечно длинный туннель, полный тьмы и такой же пустоты. В темноте забываешь, кто ты и откуда ты. В пустоте видишь то, чего никогда не видел.

После смерти всегда бывает рождение, и Дэвиду Оппегаарду удалось написать об этом не идеальный, но завораживающий роман.





147
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх