Иэн Бэнкс Алгебраист


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «drogozin» > Иэн Бэнкс "Алгебраист"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Иэн Бэнкс «Алгебраист»

Статья написана 11 апреля 2011 г. 11:05

Какой должна быть идеальная космоопера? При всей очевидности ответов на сей вопрос, идеальные образцы жанра встречаются на нашем пути очень и очень редко. Так может всё не так просто? Давайте попробуем разобраться.

-----

1. Не стану говорить за других, но для меня главным в космоопере всегда было и остаётся одно. Это глобальная, комплексная и масштабная картина вселенной. Провоцирующая конфликты, противоречия, загадывающая загадки. За это качество, если оно есть, роману можно простить очень многое. В "Алгебраисте" Бэнкс представляет читателю грандиознейшую из виденных мной картину освоенной галактики. Масштаб обрисованного мира, я не побоюсь этого слова, потрясает. И, что самое главное, этот масштаб действительно ощущается всей кожей. Прикасаясь к боковым граням вселенной Бэнкса, чувствуешь и воспринимаешь колоссальную структуру, лежащую в глубине.

Я думаю никому не нужно напоминать про все те книги и циклы, претендующие на звание космооперы, где начальной авторской установкой задаются триллионы звёзд, миллиарды лет, тысячи цивилизаций и сотни галактик. А на деле всё получается очень и очень мелкотравчато. "Алгебраист" этой участи к счастью миновал. И нет никаких сомнений, что именно мир — сильнейшая сторона романа, за которую Бэнкс и был удостоен всех аплодисментов и хвалебных рецензий.

Отдельно хотел бы отметить, что автор миновал такой извечный соблазн творцов космоопер, как антропоцентризм. Человечество здесь не является ни гонимыми изгоями, ни избранной расой, ни уникальными пасынками неведомых создателей. Никто не стремится их уничтожить, но и на пьедестал возводить не спешит. Справедливости ради надо сказать, что концепция разумной жизни в галактике от Бэнкса, история развития и падения всех упомянутых в романе рас живых существ хотя и разнообразна, но вполне традиционна. Не уникальна, как скажем у Брина в "Саге о Возвышении". Выбиваются из ряда лишь насельники или Dwellers, почти бессмертные обитатели газовых гигантов, создавшие весьма своеобразное общество.

2. Следующий тезис тоже очевиден, но при этом является, наверное, самым сложным для реализации. Космоопере нужен по-настоящему сильный сюжет, насыщенный загадками, интригами, жёстко мотивированный, раскрывающий созданный мир. Ведь это хоть и "science", но всё-таки "fiction".

И вот тут у Бэнкса получается уже далеко не всё. Автор развешал по стенам целый арсенал так и не выстреливших ружей, выкатил из кустов пару десятков роялей и не сумел достойно развить тот потенциал, что у него был. Самым крупнокалиберным "ружьём" безусловно является "Культ заморыша" и его флот вторжения. Добрую четверть книги мы с интересом читали про эту грандиозную авантюру, которая завершилась лишь взрывом консервной банки на орбите и поспешным бегством. Удивительная расточительность автора, который ввёл эту важную сюжетную линию похоже лишь для того, чтобы замотивировать наблюдателя Таака к скорейшим поискам.

Попытка создания некой психологической линии и вовсе провалилась. Вес она несёт минимальный, на события совершенно никак не влияет и выглядит просто лишней. Сцены с гибелью девушки в начале и самоубийством командора в конце вызывают постфактум только недоумение.

3. Третье и, пожалуй, самое важное положение проистекает из первых двух и связывает их воедино. Мир и сюжет должны работать друг на друга. Мир должен самими своими свойствами мотивировать сюжет, а сюжет — раскрывать мир. Именно отсюда вытекают те недостатки, что я упомянул ранее. Автор полюбил созданный им мир и хотел по максимуму ознакомить с ним читателя. Ему было бы очень жалко не показать нам могилайнер и "Культ Заморыша", меньше, чем хотелось бы, рассказать про культуру насельников и показать в романе меньшее количество экзотических рас мыслящих существ. Всё это было очень интересно, но далеко не всё из этого вообще хоть как-то повлияло на сюжет. Получилась классная картина и не очень классная история.

-----

Резюмируя собственное отношение к прочитанной книге, могу сказать, что, несмотря на очевидные недостатки построения сюжета, драматургии романа, "Алгебраист" можно считать выдающимся образцом космооперы. Яркой, смелой, масштабной "Новой Космооперы". Не шедевр, но довольно близко к нему.

Безусловный "Must-read" для поклонников космического жанра.

-----

Оценка — 8





470
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 апреля 2011 г. 11:42
Интересно, спасибо за отзыв. А можно уточнить, что именно понимается под «Новой космооперой»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2011 г. 12:05

цитата Heechee

спасибо за отзыв
:beer:

цитата Heechee

можно уточнить, что именно понимается под «Новой космооперой»?

Да в общем ничего такого. И я тут не претендую на чистоту терминологии. Просто в моём «внутреннем видении» жанр условно делится на несколько этапов или волн. Довольно удачное разделение можно видеть в антологии «Космическая опера».


Ссылка на сообщение11 апреля 2011 г. 12:08


цитата

Добрую четверть книги мы с интересом читали про эту грандиозную авантюру, которая завершилась лишь взрывом консервной банки на орбите и поспешным бегством. Удивительная расточительность автора, который ввёл эту важную сюжетную линию похоже лишь для того, чтобы замотивировать наблюдателя к скорейшим поискам.



В жизни всегда так :) Планируют грандиозное что-то, а выходит пшик. Или свосем не то выходит. Так что это даже поучительно.

И про людей.

цитата


Человечество здесь не является ни гонимыми изгоями, ни избранной расой, ни уникальными пасынками неведомых создателей.


А как же п-люди и о-люди?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2011 г. 12:18

цитата С.Соболев

В жизни всегда так :) Планируют грандиозное что-то, а выходит пшик. Или свосем не то выходит.

Это точно. Но я всё-таки ожидал от этого Люциферуса хоть чего-то. Уж больно интересно его расписывали.

цитата С.Соболев

А как же п-люди и о-люди?

Дык вот именно. 8-)
Вышли мы такие в космос. Победили природу. А там оказывается уже давно люди живут себе спокойно. А нас просто ждали, пока мы уму разуму наберёмся.
Никакой тебе исключительности.
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2011 г. 12:31
Но ведь там четко описано, что вывезенных из времен Шумера (кстати, «Ур, сын Шама» Войскунского и Лукодьянова, не, не напомнило?) людей вывозят с целью унижения расмы, которая потом когда-ниьудь выйдет в космос и ... и встретит себя как слуг, себя как не рабов то как низших, на побегушках существ. там же целая концепция под это дело описана, концепция унижения расы, и упоминается что эту методику запретили в приличных обществах. П-Человечествои о-человечество.
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2011 г. 12:50

цитата С.Соболев

людей вывозят с целью унижения расмы, которая потом когда-ниьудь выйдет в космос и ... и встретит себя как слуг, себя как не рабов то как низших, на побегушках существ.

Но ведь это общая практика. Для всех начинающих рас.
К тому же вышедшие в космос люди оказались не более слугами, чем множество других рас.


Ссылка на сообщение11 апреля 2011 г. 12:57
Что же теперь, не читать? Ожидает мегапшик? Жалко, я уже 1/6 прочел.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2011 г. 13:04
Как это не читать? Читать.
Самый главный квест (про список) вполне даже интересно закончится.
Если что — извините за спойлер.


Ссылка на сообщение11 апреля 2011 г. 18:20
Мне книга показалась откровенно слабой. С другой стороны, любому, игравшему в Масс Эффект (игру с в чем-то похожей концепцией мира и межзвездных путешествий), данная книга покажется графоманией, не стоящей потраченого на нее времени.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2011 г. 09:49
dobriy_doktor
не любому :-)
хотя книга и не лишена недостатков но я остался очень и очень доволен
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2011 г. 10:07
Я, к сожалению, играю на компьютере только в третьего Героя и то раз в месяц. Времени жалко.
И мне очень трудно представить, как компьютерная игра может испортить впечатление от литературного произведения.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2011 г. 10:59
Прошу прощения, но масс-эффект — сам по себе не более чем бездарная графомания. Спасаемая лишь форматом игры.

Впрочем тут походу дела фанбойство. Потому жду громкого комментария в ответ. :)


Ссылка на сообщение12 апреля 2011 г. 23:59

цитата drogozin

очень трудно представить, как компьютерная игра может испортить впечатление от литературного произведения

Что ж тут трудного? Миры достаточно похожи в ключевых точках:
— огромный космос, населенный множеством разумных существ, среди которых люди не первые и не последние.
— центральная идея произведения строится вокруг межзвездной транспортной системы.
— изучение истории случайным образом приводит к обнаружению второй, более совершенной транспортной системы, доступной древней расе практически бессмертных алиенов.
А теперь о различиях.
— Этичность. В Масс Эффекте нет садистов, пыток, говноедства и прочих прелестей современной «типа НФ», которыми кишит «Алгебраист». Возможно у нас с вами разные взгляды на литературу, но с моей точки зрения всякие Захеры с Мазохами должны содержаться в отдельном от прочей литературы загончике.
— Достоверность. В Масс Эффекте открытие второй транспортной системы и ее задач означает начало маленького такого общегалактического Апокалипсиса, ибо бессмертные алиены используют ее раз в 50.000 лет для одномоментного выпиливания всего разнообразия живущих в Галактике, так как воспринимают содружество рас не иначе как галактических паразитов. В Алгебраисте чудаковатые обитатели газовых гигантов с какой-то радости пустят в свою систему по сути тех же галактических паразитов, у которых срок жизни целой цивилизации несопоставимо меньше срока жизни одного гиганта.
— Интрига. В Масс Эффекте тов. Шепард начинает расследование гибели спецагента галактического правительства на отдаленной планете, на алиеном имеются отдельные намеки, которые собираются всю игру, и только на финише ему (и, соотв., игроку) удается увидеть общую картину, как раз успевая купить билеты к началу Армагедона. В Алгебраисте нам на первых 150 страницах вкратце раскрывается весь сюжет, после чего начинается размазывание белой каши по чистой скатерти
и так далее.
После столь захватывающей истории, рассказаной в МЭ, унылая попса Алгебраиста как-то не пошла. Притом это не единственный случай, когда игра сглаживает впечатление от произведений других жанров. Например, в теме «Аниме» нашего форума каждые пару страниц упоминается психоделическое аниме «Паприка». Однако, если вы перед просмотром пройдете чудо-игрушку «F.E.A.R.», этот культовый для анимешников м/ф будет восприниматься как добротная фантастика, но не более того. Мало что сравнимо с глюками и психоделикой первого «F.E.A.R.» в любом жанре.
На сегодняшний день РПГ игры обладают наиболее выверенными и тщательно сконструированными и непрерывно проверяемыми вселенными с огромными беками, лорой и проч. Одельный автор в принципе не способен соревноваться с лоремастером (помесь историка и мифотворца игрового мира работающего в комфортных условиях на стабильную зарплату), а над каждой игровой вселенной трудится по несколько подобных специалистов. Более того, в современном искустве именно лоремастера регулярно определяют сюжет произведения. Например, вот эта книга http://www.fantlab.ru/work258982 написана всего лишь с целью объяснить, как король, который в оригинальном ВоВ сидел в плену у наг, в начале третьего аддона снова оказался на троне Штормвинда.
В подобных условиях к писателю предъявняются особые требования в отношении целосности произведения, увлекательности и проч. Бенкс не справился.

цитата Цефтриаксон

тут походу дела фанбойство

Общепризнано, что «Масс Эффект» — самая неудачная серия игр у Биоварей. Это не мешает ей быть на голову выше подавляющего большинства конкурентов в любом направлении космооперы — литература, игры, кино. Есть вещи посильнее, но это не «Алгебраист».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 04:31
Не знаю, не видел я ваш массэффект, но вышеприведённые «ключевые моменты» помню ещё по StarControl II (начало 90-х, более современная open source версия для Linux и Windows, от автора первоначальной игры, известна как Ur-Quan Masters). Кстати, сюжетая линия этой игрушки представляет из себя забавный многовариантный комикс в стиле «звёздной оперы». Из чего делаю вывод, что это уже «общее место».

Что же до вашего вывода об отношениях между субкультутрой компьютерных игр и литературой, а также о «границах допустимого», тут пересечений мнений почти нет и я спорит не буду.

Впрочем, «Алгебраист» мной ещё не читан.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 18:18

цитата be_nt_all

Впрочем, «Алгебраист» мной ещё не читан.

 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 18:31
И что за аплодисменты? Просто вы ругали Бэнкса за
(1) повторение жутко оригинальных сюжетных ходов МассЭффекта, которые (а) были достаточно общим местом уже в начале 90-х, и (б) МассЭффект вышел позже «Алгебраиста»
(2) излишний натурализм в описании «моральных уродств»… Ммм… мне кажется, что после «Последнего неба» Игнатовой, того же «Заводного Апельсина» ну или, к примеру Паланика меня уже трудно чем то шокировать. Нельзя сказать чтобы я специально искал такие исследования крайностей [не]человеческой психики, но воспринимаю их как нормальную, интересную (для литературы), тему.

В общем, как только захочу космооперы, сразу возьмусь за алгебраиста.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 06:14

цитата

После столь захватывающей истории, рассказаной в кино «Властелин колец», унылая попса книги Толкина как-то не пошла.
:-)))

Смотрим на год выхода. МассЭффект — 2007. Алгебраист — 2005. Делаем выводы.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 18:18

цитата heleknar

Смотрим на год выхода.

Давайте все таки смотреть на год появления на русском языке одного и второго...
П.С.

цитата heleknar

После столь захватывающей истории, рассказаной в кино «Властелин колец», унылая попса книги Толкина как-то не пошла.

Ни до, ни после. Никогда. Так что можете не ерничать.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 18:35

цитата dobriy_doktor

Давайте все таки смотреть на год появления на русском языке одного и второго...

Это говорит, что игры у нас переводят быстрей книг. Бюджет — больше, текста — меньше, требования к качеству перевода — пониже. Больше это ни о чём не говорит.

цитата dobriy_doktor

Ни до, ни после. Никогда.

Вы этим гордитесь?
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2011 г. 18:56

цитата be_nt_all

Вы этим гордитесь?

Вы это осуждаете?
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 18:41

цитата dobriy_doktor

Ни до, ни после. Никогда. Так что можете не ерничать.
Ну да. Куда старику Джону, до комиксов по WoW.
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2011 г. 18:56

цитата heleknar

Куда старику Джону, до комиксов по WoW.

Вам виднее. Ни одно ни второе не читал.
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2011 г. 19:01

цитата dobriy_doktor

Например, вот эта книга http://www.fantlab.ru/... написана всего лишь с целью объяснить, как король, который в оригинальном ВоВ сидел в плену у наг, в начале третьего аддона снова оказался на троне Штормвинда.

то есть это не вы писали?
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2011 г. 20:04
Как бы вам так сказать? Это не написали, это нарисовали и сделал это Уолтер Симонсон. Я лишь знаю, о чем она. так как в силу увлечения вселенной Варкрафта слежу за развитием последней, в том числе во вторичных продуктах, таких как комиксы, книги и настольные игры. Поэтому я знаю, что данный же комикс предназначался для малолетних американских игроков, задававших много вопросов на оффицальном сайте ВоВ после выхода ВотЛК. И, кстати, это довольно занятный вопрос — зачем издавать данный целиком и полностью вторичный продукт здесь и сейчас, когда на дворе 11 год и уже давно осваивается ВоВ Катаклизм.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 07:25

цитата dobriy_doktor

Что ж тут трудного? Миры достаточно похожи в ключевых точках:
— огромный космос, населенный множеством разумных существ, среди которых люди не первые и не последние.
— центральная идея произведения строится вокруг межзвездной транспортной системы.
— изучение истории случайным образом приводит к обнаружению второй, более совершенной транспортной системы, доступной древней расе практически бессмертных алиенов.

Я может быть открою Вам секрет, но перечисленные Вами моменты — вообще общие места всей космической фантастики. И в отзыве я это отметил. Эти три момента как раз таки не стоит указывать, как идейные откровения.

цитата dobriy_doktor

— Этичность. В Масс Эффекте нет садистов, пыток, говноедства и прочих прелестей современной «типа НФ», которыми кишит «Алгебраист». Возможно у нас с вами разные взгляды на литературу, но с моей точки зрения всякие Захеры с Мазохами должны содержаться в отдельном от прочей литературы загончике.

Здесь опять не соглашусь. Я сам не люблю подобные перегибы, но «Алгебраист» ими не кишит. И акцента на этом уж точно не делается. Есть одна линия — не основная, где есть садист. И всё.

цитата dobriy_doktor

После столь захватывающей истории, рассказаной в МЭ, унылая попса Алгебраиста как-то не пошла.

цитата dobriy_doktor

Одельный автор в принципе не способен соревноваться с лоремастером (помесь историка и мифотворца игрового мира работающего в комфортных условиях на стабильную зарплату), а над каждой игровой вселенной трудится по несколько подобных специалистов. Более того, в современном искустве именно лоремастера регулярно определяют сюжет произведения.

Я повторюсь: я не специалист в играх. Может быть там всё действительно так хорошо и интересно. Но я не понимаю, как можно сравнивать эти разные вещи.
Это совершенно различные объекты искусства.
Вам не понравился «Алгебраист»? Это Ваше неотъемлемое право и Вы тут не один. Но причём тут компьютерная игра? Мы говорим про литературу.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 14:51

цитата drogozin

Это совершенно различные объекты искусства.

Разные, да… Но вот тот же Star Control — это вполне себе комикс (который мы тут вроде на фантлабе признали особым жанром литературы). Только многовариантный и разбавленный стратегическими и аркадными упражнениями, не выполнив которые к следующей «странице» не перейдёшь…

…Интересно, сблизится ли когда-то Interactive Fiction сближаться с «традиционной» литературой…
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 15:13
Один мой добрый старый друг как-то, пройдя миссию в Героев написал небольшой рассказ, который я, прочитав, воспринял как иронию.
Однако потом как-то на Росконе другой человек за кружкой пива мне на полном серьёзе сказал: «Какие тебе нужны сюжеты? Бери Героев. Загружай случайную карту и проходи. Вот тебе сюжет».
Я это к тому, что хорошие комп игры должны быть похожи на жизнь. То есть там можно действовать по свободе воли. Можно ломануться сразу, а можно выжидать. Можно копить деньги или всё тратить сразу. Можно очень долго сидеть в кустах или наоборот. Твоё дело.
А литература — это произвол автора. Тем и интересна.
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2011 г. 15:25

цитата drogozin

Я это к тому, что хорошие комп игры должны быть похожи на жизнь. То есть там можно действовать по свободе воли.

Ну у RPG, к которым относятся StarControl/UrQuan Masters и (как я понял) MassEffect сюжетный скелет задан достаточно жёстко, как и у квестов/адвентур. С вариантами, да, с особенностями личного развития, в случае RPG, но не более того.

Т. е. эти игровые жанры — это именно разновидности интерактивной литературы (ну или, возможно, интерактивной анимации, если говорить о современных играх с уклоном в реалистичную графику).


Ссылка на сообщение14 апреля 2011 г. 14:48
Спасибо. Очень обстоятельная рецензия.

Хотя у меня «Алгебраист» не пошел. Я застрял где-то на середине первой сотни страниц.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 апреля 2011 г. 15:37

цитата Aleks_MacLeod

Спасибо. Очень обстоятельная рецензия.

:beer:
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2011 г. 21:58

цитата Aleks_MacLeod

Хотя у меня «Алгебраист» не пошел. Я застрял где-то на середине первой сотни страниц.


:beer:


Ссылка на сообщение21 апреля 2011 г. 09:12
Спасибо за наводку — прочитал, понравилось.
Тоже был разочарован быстрым и внезапным свертыванием линии «Культа Заморыша» и самоубийством в конце.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 апреля 2011 г. 16:50
Рад служить. :beer:


⇑ Наверх