Не рекомендую этот фильм людям слабонервным и чувствительным, а также тем, кто не переносит чернуху в любых проявлениях. Вещь, как говорится, жестокая и бескомпромиссная – во всех смыслах. Рискну даже заявить, что ничего более безнадёжного мне в аниме не попадалось. Да и не только в аниме, вообще-то…
Место и время действия – Япония 20-х гг. прошлого века. Девочка-подросток продаёт увядшие цветы на тёмной улице. Случайный прохожий, пожалев симпатичную малышку, покупает у неё всю корзину и, будто бы невзначай, сообщает свой адрес – дескать, если вдруг понадобится помощь, то она всегда может к нему обратиться. Помощь и впрямь понадобилась: вернувшись домой, Мидори обнаружила, что её больная мать скончалась, причём мёртвое тело успели объесть крысы.
Отправившись по указанному адресу, Мидори попадает в… цирк, «шоу уродов», хозяином которого, как выясняется, и был загадочный «добрый» незнакомец, господин Араси. Большинство «циркачей» имеют какие-либо физические отклонения, но даже те, у кого руки-ноги на месте, демонстрируют явную ненормальность психического характера.
С этого момента начинаются настоящие мучения маленькой героини.
Уроды неимоверно жестоки. Свою маленькую рабыню они используют всеми возможными способами, но чаще всего просто издеваются над ней – издеваются изощрённо, с фантазией. В любой момент девочку могут связать, избить или изнасиловать (не зря фильм запретили к показу в Японии, и не только там). К мучениям тела добавляются мучения души: обнаружив, что Мидори прикормила бродячих щенков, уроды варят из них мясную похлёбку и восхищаются, что мясо досталось даром и его хватило на всю компанию…
Так продолжается до тех пор, пока в труппе не появляется новый участник – «Кудесник» Масамицу, карлик-фокусник. Его аттракцион, который должен спасти цирк и господина Араси от банкротства, выглядит весьма впечатляюще: на глазах у всех Масамицу забирается в большую стеклянную бутылку, просачиваясь сквозу узенькое горлышко, словно струйка дыма. Мидори с восторгом смотрит представление карлика: его магия увлекательна, таинственна и красива, в ней нет боли и ужаса, переполняющих жизнь цирковой рабыни. Сам Масамицу тоже обращает внимание на девочку, и вскоре становится ясно, что его чувства к ней вовсе не платонические.
Мидори, однако, не против. Карлик с ней ласков, дарит подарки, показывает восхитительные чудеса – под гипнозом, естественно, — но важнее всего то, что он её защищает от уродов. Их такой расклад, конечно же, не устраивает. Один из циркачей решает вернуть жизнь в привычную колею – но, вступив в противоборство с Масамицу, погибает. Только на этом этапе проясняется, какими грозными и даже ужасающими способностями на самом деле обладает этот карлик! Его безобиные фокусы – лишь верхушка айсберга, однако для защиты Мидори от врагов, реальных и воображаемых, он пустит в ход все свои умения…
На этом остановлюсь, ибо пересказ сюжета уже перешел все границы дозволенного по объёму. Вторая часть аниме ещё жёстче первой, если такое вообще можно себе представить, но в ней больший ужас вызывают не картины, а то, что под ними кроется. Отношения между Масамицу и Мидори достаточно сложны: кто она для него? Девочка, женщина? Восторженная поклонница? Истинная возлюбленная, для которой его уродство – пустяк?
Или, может быть, просто вещь, красивая игрушка?..
Уроды тоже не так однозначны – в конце концов, у каждого своя трагедия. Автор, конечно же, намеренно сгустил краски, сделав некоторые сцены такими жестокими, что их очень трудно смотреть, причём визуальная жестокость нарастает, достигая апогея в эпизоде, когда Масамицу «срывает» представление, устраивая зрителям сеанс истинной чёрной магии. Наиболее сильные чувства, тем не менее, вызывает финал – неожиданный, страшный, полный безысходности и такого отчаяния, для которого не хватит ни слов, ни красок – поэтому в последней сцене их совсем нет, есть только крик и тонкие чёрные линии на белом фоне.
Как бы парадоксально это ни звучало, не могу сказать, что кто-то из героев вызывает сочувствие. Сама Мидори глуповата и покорна до такой степени, что к жалости примешивается изрядная доля раздражения: как могла она переносить издевательства уродов, отчего не бежала? Ведь никто не держал её на цепи, а кое-кому из циркачей было бы не по силам угнаться за здоровой девочкой. Впрочем, легко рассуждать о чьём-то поведении, глядя со стороны.
Думаю, режиссер ни в коем случае не ставил целью испугать зрителя или заставить его плеваться от отвращения. Смысл этого фильма в другом. Во время просмотра почему-то постоянно вспоминался «Повелитель мух» Голдинга – вроде бы, нет между этими двумя произведениями ничего общего… внешне, по крайней мере, точно нет. Идейная составляющая, однако, чем-то похожа: какова она, природа человека? Чего в ней больше?
Однозначного ответа, ясное дело, не может быть.
Резюме.
Честно говоря, я вообще не могу этот фильм кому-то рекомендовать, но если вы дочитали заметку до конца, значит, «Мидори» чем-то вас заинтересовала. Что ж, такие произведения тоже имеют право на жизнь. Если будете смотреть, не забудьте выгнать детей из комнаты и закрыть дверь.
Эх, хотелось бы верить, что такая история на самом деле совершенно невозможна и немыслима…