Уход в проекты конец


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Уход в "проекты" -- конец "цветной волны"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Уход в «проекты» -- конец «цветной волны»

Статья написана 13 июня 2011 г. 20:31

Кратенько обосную тезис, заявленный в заголовке, потом где-нибудь разверну.

Что такое «издательский проект»? Это конвейерное производство, сборка конечного продукта из готовых деталей. На одной линии собирают «Лексус», на другой -- «Ладу-Калину», на одной -- АКМ, на другой «узи», на одной «Вархаммер», на другой «Этногенез». Где-то работают пьяницы и раздолбаи, где-то сознательные пролетарии, но принцип остается неизменным. Границы заданы, вектор предопределен -- за работу, товарищи! По большому счету, это справедливо для всей массовой литературы, т.е. для подавляющего большинства фантастических произведений. Но только в «проектах» этот принцип легитимизирован, узаконен. Ничего не имею против сознательного пролетариата, но если ты встал к станку -- распрощайся с амбициями инженера, изобретателя, творца. Отныне и вовек ты исполнитель, более-менее толково реализующий чужие замыслы. Мудро поступил Константин Рыков, убрав нафиг с обложек серии «Этногенез» фамилии конкретных авторов. Какое дело чуваку, рассекающему на «Калине», Петя или Ваня устанавливал коленвал, Зоричи или Волков писали очередной роман? Торговая марка -- вот что важно!..

Для т.н. «цветной волны» (пока она существовала) была характерна фигура чудака, изобретателя-одиночки, фрилансера, «свободного художника», независимой творческой единицы. Этот образ невольно ассоциировался у читателя с образом автора, который «гуляет сам по себе». И этим «цветноволнисты» выгодно отличались от подавляющего большинства наших фантастов, верных «формату». Отказавшись от творческой индивидуальности, согласившись стать не самыми важными участниками производственного процесса, перейдя в разряд рабочих у конвейера, Шимун Врочек, Карина Шаинян, Дмитрий Колодан и другие поставили на сложившемся образе жирный крест. Работу в «проекте» (чисто для поддержания штанов) иногда может позволить себе автор сложившийся, у которого уже есть в активе два десятка романов. В свое время и в котельных нищие поэты отсиживались, и в сторожах, и в дворниках... Но если «на конвейер» уходит писатель, только-только выпустивший первый роман, это как правило дорога в один конец. Слишком уж велик соблазн. Прекрасно понимаю, что на пустой желудок нетленку не сотворишь, но не лучше ли вагоны разгружать или колонки в «глянец» пописывать? Возможностей-то сейчас масса, чай не 1984 год... Да и чисто по-человечески, по-читательски обидно: персонажей, готовых за хорошую денежку постоять у конвейера, среди фантастов сегодня полно, в очереди давятся, а вот тех, кто способен сочинять нечто авторское, неформатное, арт-хаусное -- днем с огнем не сыщешь.





304
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 20:39

цитата

«Но если «на конвейер» уходит автор, только-только выпустивший первый роман, это как правило дорога в один конец.»
— есть статистика, прецеденты?

Кстати, коленвал или каленвал? Проверочное слово «Калевала». Да. Точно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 20:43

цитата swgold

есть статистика, прецеденты?


Есть.

цитата swgold

Кстати, коленвал или каленвал? Проверочное слово «Калевала». Да. Точно.


Не так. Проверочное -- коленчатый вал. ;-)

Поправил.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:34
Откуда может взяться такой прецедент? Т.е. автор одной книги должен уйти в проекты и, извиняюсь, помереть. Иначе безальтернативной «дорога в один конец» никак не получается. Сроки жизни отечественных проектов настолько ничтожны, что никак не дают никакой статистики. Вот Perry Rodan дает. Но то ж немцы.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:47
А кто говорил, что надо ограничиваться только отечественными проектами? Не я. ;-)


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:09
О цветной волне слышу второй раз, теперь хоть узнал кто в этой волне был, оказывается. Давно хотели сделать элитное место «для своих» и кормушку, и сделали, пусть даже в таком виде. Обида ваша понятна, но кроме нее-то и нет ничего. Бизнес есть бизнес. О литературе, по-моему, в наших реалиях говорить сложно. Что жрут, то и подавать надо, увы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:22

цитата vot_vot

Бизнес есть бизнес. О литературе, по-моему, в наших реалиях говорить сложно. Что жрут, то и подавать надо, увы.


Вот против этого абсолютно не возражаю. И даже поддержу рублем Колодана с Шаинян, как уже поддержал Врочека. :-)))

А к «цветной волне» много кого относят: и Юлю Зонис, и Алексея Лукьянова, и Ивана Наумова...
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 08:32
Браво! Я тоже об этом хотел сказать. И скажу еще! Произошла смена команд. И все. Ну, напишут ребята по одной-две книги. Так от этого ни фантастика не помрет, ни они менее талантливыми не станут.


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:33
Каждому своё. Кто-то пойдёт в проекты, а кто-то не пойдёт. Не пойдёт по собственному желанию.
Не стоит опрометчиво всех в один контейнер.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:43

цитата eloiza

Кто-то пойдёт в проекты, а кто-то не пойдёт.


Безусловно. Только речь не о «ком-то», а именно о «цветной волне» как о движении. Своих хэдлайнеров она уже потеряла. Без Врочека, Колодана и Шаинян это уже совсем не то. Все равно что обэриуты без Хармса, Введенского и Заболоцкого.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:47
Почему ты думаешь, что они всю жизнь будут писать «Этногенез»? Ну и прочее. Может, надоест.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:50

цитата essens

Почему ты думаешь, что они всю жизнь будут писать «Этногенез»? Ну и прочее. Может, надоест.


Надоест -- есть куча других интересных проектов. А бросить -- кто ж им теперь даст? Грамотные сборщики-исполнители с опытом на многих заводах нужны. И там, где клепают «Мир Саракша», и там, где готовят к спуску на воду новый «проект» по Зоричам... Зачем разбрасываться ценными кадрами?
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:48
Всему своё время. Если возникнет необходимость высказать СВОЁ — будет не до проектов.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:52
А чем проект плох для «высказывания СВОЕГО»? В рамках, заданных старшими товарищами?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:09
А если он ничем не плох, то к чему тогда твой пост? Типа материал накопить? :)
Раньше цензура была, без неё не печатали. А сейчас проектные рамки, без них тоже хрен напечатают. Или мало заплатят. Хорошо это или плохо? От автора зависит. Что касается авторов, которых ты привёл — это прежде всего стилисты. И именно стилистикой Цветная волна выделяется. Какая в сущности разница, что пишет стилист: проект, малую форму, роман? Что он от этого теряет? А если надо будет подать СУПЕР_ПУПЕР_ИДЕЮ, её уже вряд ли захочется обкладывать серебристыми фигурками. Мешаются они там.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:41

цитата essens

Типа материал накопить? :)


И это тоже, разумеется. 8-)

цитата essens

Что касается авторов, которых ты привёл — это прежде всего стилисты. И именно стилистикой Цветная волна выделяется. Какая в сущности разница, что пишет стилист: проект, малую форму, роман? Что он от этого теряет?


Хороший вопрос. Может быть, дело в том, что стиль ни разу не самоценен, это набор приемов, которые автор использует для достижения тех или иных целей? А цели, понятное дело, у романиста и участника «проекта» разные.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:49
А ты уверен, что они разные? Целей основных 3:
— выразить себя
— сказать что-то там читателю
— получить деньги за работу.

Разные только способы достижения.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 01:16
Это мотивы творчества вообще. Причем «выразить себя» -- формулировка абсолютно неочёмная. Без обид. Цель -- это финальный результат, штука чуть ли не прямо противоположная.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 01:52
Прямо противоположный результат — это точно. Ибо в проекте тебя гарантированно напечатают. А с сольником — ты ещё попыхтишь несколько лет. В лучшем случае.
Не то время, чтоб шедёвры в стол писать...
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 02:25
Съехала с темы. Молодец. :-))) Только не очень ловко. Во-первых, проблем с публикацией рассказов и повестей у авторов «цветной волны» давно нет. Во-вторых, что касается романов, то мне не кажется, что Шаинян, Колодан, Врочек и проч. из тех авторов, для которых главное -- опубликовать книгу любой ценой. Слишком детский, инфантильный мотив.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 09:32
Да не съехала, а не поняла, в чём ты видишь противоположность.

цитата vvladimirsky

Во-первых, проблем с публикацией рассказов и повестей у авторов «цветной волны» давно нет.

И много у них вышло авторских сборников? По одному, не? Ну пусть будет по 2.

цитата vvladimirsky

Во-вторых, что касается романов, то мне не кажется, что Шаинян, Колодан, Врочек и проч. из тех авторов, для которых главное -- опубликовать книгу любой ценой. Слишком детский, инфантильный мотив.

Вот тут я стобой согласна. Вовсе не любой ценой. Любой ценой автор публикуется за свой счёт или выкладывается в сети. А они нашли компромисс — для нашего времени неплохой.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 00:53

цитата essens

Не то время, чтоб шедёвры в стол писать...


А когда было то время?

(ИМХО, иногда лучше просто отмалчиваться, чем так оправдываться).
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 10:06
Простите, Вы о чём сейчас?
Если что, я тут с Владимирским о шестой волне, вообще-то.
А время писать в стол было много когда. Например, при Союзе.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 10:52

цитата essens

Простите, Вы о чём сейчас?


Не поняли -- и Бог с ним.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:11
Как то Вы сами себе противоречите:

цитата

есть и «отдалённые последствия» как то невозможность автора вернуться к собственному творчеству, а зачастую и дебютировать. (выделено мной — А.К)

Это ведь Ваши слова?
http://fantlab.ru/blog...
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:26
Нет никакого противоречия. В своей статье я писала о том, какие существуют подводные камни. Но это же не значит, что все поголовно на них напорются. Данные авторы дебютировали? Да, даже премии получали. Вернутся ли они от проекта к тому, что делали раньше — а мы не знаем. Рано ещё об этом говорить.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:35
Однако, там это звучит как констатация факта.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:46
Для Врочека, Колодана и Шаинян? :)))
В первом абзаце перечислен весь тот негатив, в котором обвиняют проекты. ВООБЩЕ. Это есть? Это есть. Да, я знаю конкретных авторов (называть фамилии не буду, ибо) у которых дебютный роман является проектным, и которые пишут следующий, опять же в проекте. Своё писать некогда. Но это не значит, что так у всех.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:49
Ладно, я всё понял. Но, повторюсь: там это звучит однозначно и поэтому сразу зацепило.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:54
Дык наоборот, я в статье говорю, что не стоит посвящать проектам всю жизнь.
А слезать действительно тяжело...
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:54
Свято место пусто не бывает. «Отрастут» новые головы, будут новые хэдлайнеры.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:55
Отрастут, куда деваться. Только к «цветной волне» эти головы уже не будут иметь отношения. Ни-ка-кого.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:57
И что? Движение — жизнь. Не вижу повода для драмы и выступлений в духе «ах, ушли туда, где харчи понажористее!»
Каждый идёт своей дорогой. А поезд идёт своей.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 21:59
Никакой драмы. Просто констатация факта. Со вполне практическими целями: мне ж на августовском слете «ФантЛаба» модерировать круглый стол по «цветной волне». 8-)


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:13
Ватель в МакДональдсе это даже круче чем Версаче в Москвошвее.
Продукт выходит ровный, гомогенизированный, и вообще это надо описывать в терминах пищепрома, в бухгалтерских циферках, и др.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 07:23
А что зазорного в пребывании Вателя в Макдональдсе, если только там ему и платят? И, кстати, это еще сомнительный Ватель, не приготовивший достаточно изысканных блюд, чтобы открывать ресторан своего имени.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 08:42
Мне кажется, что только если не чуять разницы между блюдом и бигмаком можно поставить вопрос в такой формулировке. Это плохо для кулинарии, вот почему это плохо.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 11:31
Мне кажется, что в данном случае аналогия сугубо некорректна. Проекты — это не бигмак, да и внепроектное творчество — далеко не обязательно «высокая кухня». Можно и в проекте испечь нечто авторское, и можно написать внепроектный роман целиком по шаблону. Потому надо всегда смотреть на конкретный текст. А «осуждать проекты как класс» как-то недостойно мыслящей особи.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 12:48
Можно и в проекте испечь нечто авторское, и можно написать внепроектный роман целиком по шаблону.

Такой бред мог написать только человек, который в жизни не осилил прочитать (с пониманием) хотя бы одну приличную художественную книгу.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 14:17
Ого, личное хамство детектед.

И от кого же, думаю. Ба! От человека, поставившего двойку «Гипериону». Ну тогда все правильно. Такие и должны хамить, в виду неспособности к формулированию каких-либо аргументов.

Поздравляю, господин нахамивши!
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 19:29
Ну вот постфактум, вот так вот вышло. Помните «Пять президентов»? Какие люди писали! А вот еще откопали в том году — «Пожары», роман 25-ти писателей. Я еще в школьные годы из круга чтения выкинул всякие такие буриме, потому что жуешь жуешь, а смысла ноль. Если посчитать (ошибочно, приблизительно) проекты как «многокнижное буриме», то будет понятно отчего я к ним так отношусь. К Этногенезу это даже очень подходит — канва задана, что-то должно происходить, что-то якобы свяжется в финале. Резвятся авторы, веселятся — пожалуйста, но не просите читателя считать это всё литературой.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 21:56
А вот роман Гривадия Горпожакса, ИМХО, замечательный. А ведь тоже — проект...


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:16
А «ушли» — это уже точно? То есть — всё, совсем?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:49
А вот и посмотрим, удастся ли им выкарабкаться. :-)))


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:33
Василий, разве позорно деньги зарабатывать? Лучше пускай ребята на «Этногенез» пашут, чем на «Крылова», Поплит, по крайней мере, деньги за работу платит. Я, кстати, тоже решил туда написать. По велению партии и правительства.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:36
Нет, не позорно улицу подметать и помои выносить, а писать под указку — позорно! :)
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:43
мы не только под указку пишем, мы ещё и под дудку пляшем, и с колокольни кулем машем.
ну, вот и я в Хопре.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 07:06
Позорно писать плохо. А писать хорошо — не позорно ни в каком случае. И нет никаких причин в природе, из-за которых проектный текст обязательно должен быть плохим.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 08:40
Написанное в проект по определению плохо. Без исключений, без вариантов, проверено на сотнях книг, вышедших в последние лет двадцать. Никаких ни для кого никогда нигде.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 09:34
Сережа! Ты слишком категоричен;-)
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 19:14
Да, имеется такое.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 11:32
О, так вы таки прочитали «проектный» роман Успенского? Может, изложите в двух словах, чем он плох?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 19:14
В терминах фотографии: применена слишком долгая выдержка для подвижных объектов. Сюжет, которому место в виде едкой смешной устареллы в трилогии про Жихаря, да и ту выкинули за ненадобностью, растянут на 250 страниц. А рассматривать-то там мне и нечего.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 21:57
Не соглашусь. Прочитал не без удовольствия.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 23:03
Ну я два слова «супротив» сказал, а чем этот роман хорош?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 15:20

цитата С.Соболев

Написанное в проект по определению плохо.
А мне помнится в антологии «Время учеников» за номером 1 попадались неплохие вещи. О повестях Рыбакова и Лукьяненко я не могу сказать что там плохо.
После 10 лет я еще помню про что там написано.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 19:16
«Время учеников» это только цветочки были, как оказывается. Но и содержание понятия «проект» изменилось с 1996 до 2011 года. «Время учеников» на фоне поточных проектов — так, небольшая попытка межавторской дани уважения учителям. Проект сейчас — это уже Мир Саракша.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 19:58
С.Соболев
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 19:33
Важный доп: одно фанфики, второе проект. Это разные вещи. Обе вторичные, но разной токсичности.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:50

цитата sikaraska

Василий, разве позорно деньги зарабатывать?


Вероятно, подобным способом -- позорно, раз возникают такие вопросы.

Пост-то был не о позорности или непозорности, а о том, что кончилась «цветная волна». А так -- у нас все профессии почетны, гайки на конвейере тоже заворачивать надо уметь. Об амбициях писательских только забыть придется, но это ничо, это нормально.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:54
Вероятно? То есть уверенности нет? Ну, слава богу, успокоил. :)
И да, пусть литература умрёт.
Давно пора.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:01
Да литературе-то пофиг, на самом деле.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:01
Вот именно.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 22:57
Как бы между прочим: допустим, была эта самая волна. Но кому она нужна была? :)
А амбиций писательских у меня давно нет, иначе бы я на заводе не работал.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:05

цитата sikaraska

Как бы между прочим: допустим, была эта самая волна. Но кому она нужна была?


Понятия не имею. Мне, наверное, немножко нужна была -- как все оригинальное, выбивающееся из ряда. Может быть, самим участникам, чтобы пару минут в году чувствовать себя «не такими, как все». Психотерапевтический эффект. Горстке квалифицированных читателей -- с того же «ФантЛаба», например. Но народу, безусловно, про сточкеров, попаданцев и космических пауков нужнее.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:11
Повторю твои слова — литературе пофиг.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:17
Это да. Литература, и даже фантастика, гомогенизированности, однородности, слава богу, не терпит. Функции, которые исполняла «цветная волна», будут делегированы другим авторам, все дела. А во мне говорит конформизм: я к этим уже как-то привык, а они взяли да слились... :-)))
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:18
И правильно сделали.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:20

цитата sikaraska

И правильно сделали.


Ну, с точки повседневной практики -- наверное, да. Кушать хочется сейчас, функцией сыт не будешь.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:23
Кушать хочется всегда.
 


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:24
...и аппетит приходит во время еды! :beer:


Ссылка на сообщение13 июня 2011 г. 23:39
В кои-то веки готов подписаться под твоими словами, как под своими.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 12:42
А ты разве в Этногенез не хотел?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 23:44
Я — несколько другое дело. Во-первых, я пишу в месяц примерно в 10 раз больше текста, чем любой представитель «Цветной волны» (если не все, вместе взятые). И это тексты примерно в пяти-шести совершенно различных направлениях. Исторические, научно-технические, рекламно-копирайтерские, стихи свои и под заказ, дипломатические письма и переводы, и прозу (думаю, ты заметил, что её я тоже могу в любом стиле свободно писать и стилизовать под кого угодно, если нужно). Поэтому я не могу лишиться творческой индивидуальности. Я уже у конвейера. Просто каждый раз я собираю новую деталь.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 23:59
А я тебя и не отождествляю с Цветной Пеной.
*могу в любом стиле свободно писать* — но-но! Редактор ещё нужон.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 13:56
Хочешь я на спор следующий роман сделаю так, что там будет максимум 10 редакторских правок на всю вещь? Просто заморачиваться лениво, такая вычитка ещё месяц сверх создания текста занимает.

Мои статьи, когда мне не лень (вычитать объём 12-14 тыщ нетрудно), вообще никакой редактуры не требуют, проверено. В большинстве случаев мне лень.
 


Ссылка на сообщение16 июня 2011 г. 02:31
не-а... не убедил. не занимает.
 


Ссылка на сообщение16 июня 2011 г. 07:46
То есть спор ты не принимаешь? :)
 


Ссылка на сообщение16 июня 2011 г. 12:24
Не-е... :-)))


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:07
Про всякие волны не скажу, но работа над проектом отнюдь не лишает тебя твоего творческого почерка, желания донести до читателя определённую мыслишку и даже может подхлестнуть фантазию.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 08:36
Читатели видят что это не так.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 08:45

цитата С.Соболев

Читатели видят что это не так.

Читатели, они как фломастеры разные бывают, и могут углядеть каждый своё. Проект задаёт некоторые рамки (определённые границы мира и т.д.), но внутри этих рамок можно порезвиться и оттянуться на всю катушку.

Если кто-то не может взять планку, на которой он был раньше, не проект тому виной. Очевидно не хватает мастерства, которое либо придёт со временем, либо не придёт (тогда перед нами классический случай «автора одного хита»).:-)
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 11:03
Это не мой жанр. Прыжки в рамках — это для фантастики, да? Которая никогда по определению не знала никаких граници ни в чём — и тут пожалуйста, вот они рамочки. Да я за «рамочки» не любил еще детлитовскую серию «рамочка».
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 11:27
А я просто считаю, что если у писателя есть искра, то она проявится при любых условиях. Если с ней напряжёнка — пенять на зеркало (проект) нечего.
Границы бывают всегда: научные, мировозренческие, этические и т.д.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 11:59
Еще раз скажу: Ватель в Макдональдсе. Плющенко на параде. Левитан на стройке. Раглядите в однотонно покрашенной стене девятиэтажного дома 40х15 метров участок 3х3, сделанный Левитаном с искоркой?

Научные границы в фантастике7 Не бывает. Моральные границы? Не бывает. Этические? Не бывает.


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:12
«Для т.н. «цветной волны» (пока она существовала) была характерна фигура чудака, изобретателя-одиночки, фрилансера, «свободного художника», независимой творческой единицы»
Вася, полагаю, тебе следовало бы почитать что-то из начального «Этногенеза», а потом книги, обложки которых ты процитировал, и только после этого пытаться делать выводы :)
Ну, и ещё одно: ребятам по 30-40 лет — не рановато ли для похорон? (Кажется, я далеко не первый раз задаю этот вопрос.)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:20

цитата breg

Кажется, я далеко не первый раз задаю этот вопрос

Мне тоже так показалось :-))) Крайний раз — «прометро» Врочека, если не ошибаюсь...
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 01:18
Кстати, запамятовал, много ли нового «своего» написал/опубликовал Врочек после выхода того эпохального романа? Мне тут подсказывают -- некогда ему плюшками баловаться, есть более важная работа...
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 00:31

цитата breg

Вася, полагаю, тебе следовало бы почитать что-то из начального «Этногенеза», а потом книги, обложки которых ты процитировал, и только после этого пытаться делать выводы :)


Ну, во-первых что-то я читал. Во вторых, разве об этом речь? О техническом качестве сборки?

цитата breg

Ну, и ещё одно: ребятам по 30-40 лет — не рановато ли для похорон?


До чего все-таки вы предсказуемые, фантасты! :-D «Ребят» никто не хоронит. А вот «волну», увы, пора.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 01:24
«Я тебя породил, я тебя и похороню!» :-D


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 07:03
Да не было никакой «цветной волны» никогда. Ее пытались соорудить недобросовестные критики, притягивая за уши с такой силой, что разрывалось. Хотя сразу же им было отвечено: «волны» — феномен исключительно советского периода, связанный с политикой партии (приоткрыли крантик — пошла «волна»). В условиях творческой свободы возможны всякие течения и клубы — но не «волны».

А раз «волны» не было, то и кончиться она не может.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 08:37
А Новая волна от журнала Муркока и Пратчетта «Миры»?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 11:37
Эта Новая волна была самоназванием группы авторов, которые были близки по самоощущению и творческому методу. Параллельно с ними творила куча других авторов, пишущих фантастику по-другому. А при рассмотрении истории советской НФ в «волны» всегда попадали все подряд, кого только допустили к печатному станку, независимо от сходства творческих манер и т.п. Близки ли, к примеру, Ларионова, Снегов и Стругацкие? Да вовсе нет, и в эстетическом, и в каком угодно плане. А «волна» одна...
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 11:54
Близки ли Снегов и Стругацкие? Как антикоммунисты однозначно близки.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 12:05
Это очень поверхностное мнение. Названные писатели прошли через серьезную идеологическую эволюцию, причем была она разнонаправленной — Стругацкие от искренней веры в коммунизм пришли к глубочайшему социальному пессимизму, а лагерник Снегов от отрицания системы, сколько можно судить по воспоминаниям общавшихся с ним в последние годы, пришел если не к оправданию, то к пониманию ее. Клеить им всем ярлык «антикоммунистов» — это вульгаризация, искажающая все дело.

К тому же — какая в принципе может быть близость с приставкой «анти»? Единство в отрицании по определению зыбко и краткосрочно.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 12:08
Согласный. Перегнул с ярлыком.

Кстати, двухтомник мемуаров (от рождения до посадки) Снегова видели коричневый такой, в Калиниграде издавали пару лет назад?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 12:11
Видел, но, к сожалению, не смог достать.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 12:19
Да, региональные издания ловить сложно. Я прочитал, там похоже что таки да, курса до втрого универа у него были «розовые очки». Но после раскулачивания героя гражданской войны, после посадки старой профессуры, после мародёрства комсомольцев на кладбищах, после переезда в Ленинград (то есть еще до 1934г, до ареста), он уже поменялся.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 14:18
...А потом — поменялся еще раз.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 17:50
Я, кроме двухтомника «Книга бытия», прочитал и «Норильские рассказы» (полная подборка в этом издании http://www.fantlab.ru/... .) Судя по прочитанному, похоже, что Сергей Снегов просто не впадал в крайности. Вот подходящая цитата:

цитата

Сейчас я возвратился к реалистической прозе — пишу давно начатое обширное повествование о своей жизни, названное «Книга бытия». В ней рассказано о главных событиях и интереснейших людях, знакомство с которыми составило содержание моей жизни — и дореволюционное моё детство, и события гражданской войны, сохранившиеся в моей памяти, и страшный голод 1921-1922 годов, и возвращение к нормальной жизни при НЭПе, и первые пятилетки на селе и в городе с их бурным развитием индустрии и вторым голодом 1932-1933 гг., погубившим новые миллионы людей, и правительственным террором тридцатых годов — идеологическими преследованиями, тюрьмами, лагерями, которые мне пришлось перенести «на своей шкуре» — и не менее бурное послевоенное существование. «Книга бытия» замыслена как своеобразное зеркало эпохи, выраженное в форме событий моей собственной жизни.

В этом наброске своей биографии я говорил об одолевавших меня (да и всё общество) иллюзиях и влекущих к себе обманчивых миражах. Но отсюда вовсе не следует, что я осуждаю самый факт их появления. Совсем напротив. Что заветные намерения и горячие ожидания на практике оказывались для меня химерами, составляло индивидуальные неудачи моей собственной жизни. Но что они появлялись вообще в мире и в моей личной жизни в частности, являлось великим благом существования. Без иллюзий жизнь становится однотонной и безжизненной. А что они далеко не всегда осуществляются, является лишь горестным недостатком. Моя эпоха показала миру огромные химеры, увлекала людей к будущему, расцвеченному миражами. А что за это пришлось платить великими лишениями — что ж, дорог на высоты без скал и провалов не бывает. Только дороги в ад должны быть усажены тополями.

Сергей Снегов
Ноябрь 1993
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 10:44
Разделяя в определённой степени Ваши сомнения относительно самого факта появления «цветной волны», не могу не отметить наличие в комментарии восхитительного клише «недобросовестные критики». Что кагбэ намекает. Давно ли законное желание понять явление и дать ему определение, пусть и ошибочное, стало считаться чем-то позорным? По Вашей логике авторов, называвшихся турбореалистами иначе как борзописцами и щелкопёрами именовать нельзя.

Ну, а упоминание Вами другого замечательного «ругательства» — так называемой «творческой свободы» — позволяет предположить, что в будущем таки волны могут появиться опять, хоть пресловутый «советский период» давно закончился. Например, «волна неформатников», или «волна бесточкеров». Примем предпосылки к этому как фантдопущение, ОК?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 11:48
Не надо вычитывать у меня то, чего нет в тексте. Если для формулировки определения требуется притягивать за уши и утрамбовывать коленом, и это очевидно многим следящим за процессом, — такую разновидность критики вполне можно назвать «недобросовестной» и направленной прежде всего на позиционирование самого «критика-теоретика». Ваши фантазии об очередном исчезновении творческой свободы (я употребляю эти слова без кавычек) опять-таки остаются целиком на вашей совести. Несмотря на мнение о засилье проектных книг, в реальности они составляют лишь 11 процентов от общего числа романов (см. номинации Роскона). И это нормально, судя по американскому опыту — там схожие цифры. Предполагать возникновение волн «неформатников» и прочих «бесточкеров», соответственно, никаких оснований нет.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 12:20
Так ведь, взаимно: Ваши рассуждения о «недобросовестных критиках» (по прежнему в кавычках) также остаются целиком на Вашей совести.

Что касается «творческой свободы», то она, конечно есть. Как была и в советские времена — писать то, что ждут-заказывают, или писать в стол на жёсткий диск, «ваяя нетленку» с минимальными надеждами на публикацию. Только вместо диктата цензуры — диктат формата-неформата. Сколько лежал в открытом доступе роман М.Шелли, пока решили публиковать? Вполне соизмеримо с советскими временами, не находите? А вот ответ самого неформатного нашего издательства другому автору: «Десять лет назад оторвали бы с руками, а сейчас — извини...» — и ещё лет десять полежит. Как говорится, найдите пять отличий.

Нет, я всё понимаю — рынок, спрос-предложение, всё такое — серьёзно, кроме шуток. Только при этом Ваше заявление, что «Предполагать возникновение волн «неформатников» и прочих «бесточкеров», соответственно, никаких оснований нет» мне кажется необоснованным. Слегка, самую малость.

А если считаете нынешнее положение дел всего лишь «перегибами на местах» из-за кризиса, тогда давайте вместо неформатников и бесточкеров ждать посткризисной волны. С нетерпением.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 14:34
Вы малость путаете. Писать в стол — это одно, а писать и тут же выкладывать в Интернет для всеобщего чтения — совсем-совсем другое. О каком исчезновении творческой свободы можно говорить вообще в условиях наличия Интернета? А формат-неформат — это, простите, не вопрос свободы-несвободы, но вопрос денег. Тоже важный вопрос, но совсем другой. Если хочется денег — придется писать то, что будут покупать. Что такое проекты? Просто форма организации материала, который будут покупать. Сгинь сейчас все проекты — все равно останется вопрос о востребованности текста платежеспособной аудиторией. И все равно издатели будут кому-то отказывать, дипломатично ссылаясь на «неформат» (а на самом деле имея в виду, что продать предложенный текст нельзя). И нет тут временного кризиса, который кончится — и ситуация поменяется. Есть глобальный закат «галактики Гутенберга». А когда все-таки войдет в привычку платить за электронные копии, все равно платить будут за нормальное крепкое «приключалово», а не за что-то еще. Хотя в тот же «ЛитРес» уже берут, в общем, все мало-мальски годное. И слова «неформат» в ответах из «ЛитРеса» нет.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 15:11
Извините, но Вы сейчас пытаетесь сменить тему. Жёсткие диски интернет-серверов — это те же жёсткие диски=в стол, потому что сейчас обсуждается только бумажное книгопечатание. Проблемы с распространением е-книг — это совсем другая дискуссия, в которой доводы про и контра довольно широко известны: электронное пиратство, стоимость ридеров, и т.п.

цитата coolwind

А формат-неформат — это, простите, не вопрос свободы-несвободы, но вопрос денег.

Дико извиняюсь, но на мой взгляд, всё с точностью до наоборот: вопрос свободы-несвободы=вопрос достойной оплаты. Много ли Вы знаете людей, кроме жён-дочек крутых папиков, которые могут «литераторствовать» (писать+издаваться) просто ради собственного удовольствия? А дальше наш спор теряет всякий смысл, потому что пойдут повторяться по -надцатому кругу доводы, также хорошо известные по многочисленным сетевым дискуссиям: автору (а особенно семье его) тоже «кусать хоцца», писать год роман, который не примет ни одно издательство, и т.п.

Для желающих издаваться в бумаге в современных реалиях выхода всего два:
1. Найти себе папика
2. Писать проект/формат

И где тут у нас свобода?
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 22:11
Извините, но тему пытаетесь поменять вы. Вдруг решили, что хотите говорить только о бумажном книгопечатании — что так ограниченно-то? Думаете, так дискутировать будет проще? :-)

Я вовсе не собирался обсуждать «проблемы с распространением е-книг». Но довольно странно не обращать внимания на проблемы бумажного книгоиздания и связанное с ними ужесточение издательской политики.

Повторю снова: выкладка в Сеть — это совсем не то же самое, что писать в стол. Можно даже сказать — наоборот. С творческой свободой все нормально и сейчас, и в обозримой перспективе. И категорически неверно приравнивать творческую свободу к той телесной свободе, которую дает круглая сумма на счету. Вы жалуетесь, что в современных условиях всего «два выхода». Простите, а когда было иначе? Никогда. И в СССР было то же самое — предлагалось писать проект/формат (идеологически выдержанный) или найти себе толстую лапу в издательстве. Ничем сегодняшняя ситуация не отличается от тех, что были раньше — ну вот ровно ничем. Соответственно, никаких поводов ни для особой грусти, ни для особой радости. А литературные шедевры появляются и будут появляться все равно — с какой стати вдруг их не будет? Их появление к деньгам отношения не имеет.

И еще раз: никто никому никогда не гарантировал, что занятия литературой будут приносить много денег. Если ты хороший ремесленник, умеющий развлечь публику, на хлеб с маслом заработаешь. Но получать столько, чтобы хватало на безбедную жизнь? В России таких несколько десятков человек, в какой-нибудь Польше — двое. Это жизнь, а проекты если в чем и виноваты, так только в том, что позволяют заработать больше.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 22:48
Якобы

цитата coolwind

В условиях творческой свободы возможны всякие течения и клубы

но

цитата coolwind

Ничем сегодняшняя ситуация не отличается от тех, что были раньше — ну вот ровно ничем.

ЧТД.
Вы уж простите, но не вижу смысла продолжать — разговор немого с глухим получается. Мы с Вами свои доводы высказали, а выводы пусть народ делает.
Честь имею.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 09:26
Нет уж, не надо передергивать. Никакое это не ЧТД, а диалектика. С одной стороны, когда заходит речь о деньгах и основаниях для их получения писателем, действительно, по сути ровно ничего не меняется и по сравнению с советским периодом, и с любым иным. С другой же стороны, писание в стол, когда написанное мог прочитать очень узкий круг знакомых, и писание в интернет, где текст доступен всем, — это гигантский шаг вперед, который можно назвать «обретением творческой свободы». А вы как, собственно, хотели? Чтобы было все не просто, а очень просто? Так в жизни не бывает.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 19:34
ДО СВИДАНЬЯ!
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 19:59
:-)))
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 18:57
Не могу согласится с такой трактовкой. От того, что течение, которое объединяет авторов назвали «цветная волна» суть не изменилась — в творчестве названных авторов «волны» есть общие черты, которые позволяют их объединять в условную «цветную волну».

Что касается работы в проекте, то я согласен скорее с Василием (и я читал проектный роман Успенского), что не было в проектах ни одного романа, который был бы пиком творчества автора, в этом проекте участвовавшего (я не говорю о тех, кто в принципе пишет только боевики). У всех без исключения получалось хуже, чем было до этого.
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 22:14
Те общие черты, которые можно выделить, связаны скорее с возрастом и возрастным мировосприятием — эрго, с течением времени исчезнут.

Притом в «цветную волну» пытаются зачислить очень разных авторов, нелепо выглядящих под одной обложкой...
 


Ссылка на сообщение14 июня 2011 г. 22:19
Тут довольно сложно :-)
Я прямо таки нутром чую, что у произведений Колодана, Шаинян, Врочека, Зонис есть общее, есть то, что позволяет их объединять, как есть общее у Пауэрса и Блэйлока, как есть общее у «новых странных» (да хотя бы у Мьевиля и Свэйнстон), хотя они вообще-то совсем разные.

А то, что исчезнет со временем ни о чём не говорит. Пример «новой волны» показателен — уход со временем практически всех её авторов в другие «направления» нисколько не отнимает того, что в определённый момент они все были этой самой «новой волной».
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 09:35
Тут, возможно, происходит этакое «объединение в противопоставлении». Объединяют по принципу «эти не такие, как те». (В отличие от Новой волны, авторы которой действительно придерживались сходных эстетических взглядов.) Но когда пытаешься объединить по каким-то конструктивным моментам, остается только возрастное...

Тут меня Володихин прямо-таки агитирует написать большую полемическую статью и подробно обосновать свое отрицание «волн» последнего времени. ЕБЖ — постараюсь это сделать.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 09:52
А какие у нас «волны» последнее лет 10 были, кроме вот этой условной «цветной»? Волна клонов громыко? Или речь вообще о всей постсоветской фантастике?

А статью ждём, интересно увидеть развёрнутые аргументы.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 11:45
Действительно, есть, и тут не надо ничего особо «литературоведческо го» изобретать.

Они тренировались не на домашних кошечках, как и дОлжно быть, а сразу на людях. Общественная редактура, устойчивая моментальная обратная связь, болезненное взаимовлияние «литератор — аудитория — литератор — аудитория — литератор».

Разумеется, природные способности у всех названных (и неназванных) разного качества. Их развитие — одинаковое, в одинаковых условиях.

Тоже мне, ньютон Бинома.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 12:27
Мне кажется, что ты не прав. Потому что «Общественная редактура, устойчивая моментальная обратная связь, болезненное взаимовлияние «литератор — аудитория — литератор — аудитория — литератор»» — это относится к потоку самиздатовских авторов, к числу которых никто из авторов «цветной волны» не относится. Как раз у них нет того, о чём ты пишешь совсем.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 12:47
А я бы и рад был быть бы неправ. Но... «Грелка», это ж не я придумал.
Так что есть оно, то, о чём я пишу, и меня оно не радует. Это не волна никакая, разумеется, это просто по времени и по соблазну и по глупости так совпало. Так что не только те добрые люди, которых ты назвал, там искупались, многие ещё. И отличить их от остальных совершенно не напряжное занятие. Разумеется, повторяю, травмы у всех разной степени глыбокости, что зависит от природных способностей, но травмы у всех одного происхождения.
«Это — объединяет! — воскликнул милиционер.» (с)
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 13:34
А причём тут «Грелка»? «Грелка» — сетевой конкурс рассказов. Все авторы «цветной волны» отметились вовсе не грелочными, или не только грелочными работами, причём результаты «грелки» у любого составляют меньшую часть творчетсва.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 16:20

цитата Dark Andrew

А причём тут «Грелка»?

А вот при том, Андрей.

цитата Zharkovsky

Общественная редактура, устойчивая моментальная обратная связь, болезненное взаимовлияние «литератор — аудитория — литератор — аудитория — литератор».
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 16:39
При чём тут грелка к Колодану, Шаинян, Зонис, Врочеку и так далее по списку?
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 16:52
Э-э-э... Активные участники многолетние, может быть?
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 16:54
Так я же чуть выше написал — смотри процент «грелочных» текстов от общего числа. Смотри ключевые произведения — они не грелочные совершенно.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2011 г. 17:09
Зачем бы мне смотреть на процент от некоего количества, если мы говорим о качественной характеристике?
Она присутствует у всех поименованных, и не только у поименованных. Это объективная реальность, в которой я, видит небо, не виноват.
Страницы: 12

⇑ Наверх